На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.
Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.
Из самых часто возникающих проблем с этой системой является порыв или соскакивание патрубков и течь радиатора. Реже, но тоже бывает заклинивание термостата в одном положении, неисправность температурного датчика, и выход из строя помпы.
Что такое помпа
Водяной насос-агрегат, ответственный за отведение от мотора тепла при помощи антифриза. Его же называют центробежной помпой. Если на автомобиле может использоваться инжектор или впрыск топлива производит карбюратор, то насос всегда одинаков по конструкции. При помощи этого агрегата охлаждающая жидкость циркулирует по системе, отводя тепло от силовой установки автомобиля к радиатору, ответственному за охлаждение.
Менять помпу необходимо после каждых 90 000 километров пробега. Так у вас будет меньше неприятностей с двигателем своего транспорта. Модели ВАЗ-2109 на сегодня уже не выпускаются, так что все они старше семи лет, поэтому следить за автомобилем необходимо тщательнее. Ремень ГРМ у них меняется после 45 000 километров, а помпу стоит менять через одну его установку.
Удобно совершать замену насоса в момент установки нового ремня ГРМ, так как располагается этот насос в кожухе под шестерней распредвала.
Ресурс
Помпа вроде как расходником не является, но все же она тоже подлежит периодической замене. Но в отличие от расходных материалов, определенного ресурса у нее нет.
Один насос может отходить и 100 тыс. км, а другой и до 20 тыс. км не дотянет. Все зависит от качества изготовления самой детали, а также от правильности и периодичности проведения технического обслуживания, а именно – проверки и регулировки натяжения ремня привода ГРМ.
Перетянутый ремень может сократить срок службы насоса, причем значительно.
Где находится помпа ВАЗ 2109
Автомобильная помпа состоит из металлического литого корпуса, который выполняется из алюминия или чугуна, подвижного вала, подшипников и крыльчатки. Герметичность агрегата обеспечивается за счёт специального уплотнителя. Под действием вращения крыльчатки в механизме создаётся давление, выталкивающее антифриз, который совершает свою полезную работу, нагреваясь в каналах охладительной системы и остывая в радиаторе, чтобы снова попасть в рубашку охлаждения двигателя. Этот процесс регулируются специальным прибором – термостатом.
Располагается насос под кожухом газораспределительного механизма, немного ниже шестерни распределительного вала.
Особенности при сборке
Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.
Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб. Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.
Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:
Загрузка …
Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать! Помпа — назвали её в народе так, на самом деле это водяной насос благодаря которому охлаждающая жидкость (Будем кратко называть её ОЖ) бегает по системе охлаждения и охлаждает движок, при выходе помпы из строя жидкость циркулировать всё же не перестанет но появиться маленький нюанс, она будет звенеть и всё это происходить до тех пор будет, пока помпу Вы не смените на автомобиле, но если Вы проигнорируете этот звук и будете ездить с ним и дальше, то в скорем времени подшипник у помпы (Когда он изнашивается и появляется этот характерный звук) попросту заклинит и она резко встанет колом (При работе двигателя это конечно же произойдёт), а так как помпа связана механизмом ГРМ, то и ремень порвётся (Если на Вашем автомобиле загибает клапана, то готовьтесь к дорогостоящему ремонту).
Примечание! Для замены водяного насоса, запаситесь заранее рядом инструментов, а именно: Ключами всевозможными, отвёртками, ну пустыми ёмкостями для сливания охлаждающей жидкости с двигателя автомобиля, по возможности новым хорошим натяжным роликом ещё запаситесь, потому что он всё равно сниматься будет и если он долго уже у Вас не менялся и под заедать начал, то поставите вместо него новый, рабочий ролик!
Где находится водяной насос? Он скрыт под крышкой ГРМ (см. маленькое фото она указана синей стрелкой), её конечно же снять придётся, чтобы увидеть водяной насос и тем более для того чтобы сменить его, снимается она очень легко, достаточно будет всего лишь три болта небольших выкрутить которые по бокам (Там две гайки) и в середине (Там одна гайка), крепят крышку, а когда она снята будет, сразу найдите водяной насос (Указана красной стрелкой) и переходите к его проверки (Об том как его проверить, читайте чуть ниже).
Когда нужно менять водяной насос? Если Вы услышали посторонние звуки в двигателе, то первым делом поймите откуда они идут, для этого конечно же открыть капот придётся и прислушаться, если звуки слышны через крышку механизма ГРМ, то первым делом заглушите двигатель (Это обязательно, а то за шкивы ещё заденете крышкой) и снимите эту крышку, когда она снята будет, заведите автомобиль и прислушайтесь, если звук идёт именно от водяного насоса, то значит подшипник вышел у него из строя и водяной насос нуждается в замене, затем заглушите мотор и руками покачайте помпу (Шкив её), люфта у неё быть не должно, она прочно стоять должна, если он есть то помпа нуждается в замене (Кстати этот люфт лечиться подтяжкой стопорного винта который на помпе расположен, более подробно смотрите на фото под цифрой 2), ну и в завершение дренажное отверстие осмотрите (см. фото 1, оно стрелкой указано) через него не должно вытекать не капли охлаждающей жидкости, если вдруг она течёт, то опять же помпа не исправна и её необходимо заменить на новую.
Примечание! Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!
Рекомендуем: Как снять стеклоподъемник на Приоре
Снятие: Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.
Примечание! Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!
Установка: Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.
Примечание! Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!
- Для начала нужно выставить первый цилиндр в положение верхней мертвой точки такта сжатия;
- Откручиваем и извлекаем переднюю крышку ГРМ;
- Снимается ремень привода генератора;
- Откручивают натягивающий ролик;
- Снимают ремень ГРМ и шкив распредвала;
- Задняя крышка крепится с помощью гайки и 4 винтов. Их откручивают, и снимают крышку;
- Насос поддевают шлицевой отверткой, и вытаскивают с посадочного места;
- С насоса снимается прокладка. Рекомендуется ее заменять вне зависимости от состояния.
- Естественный износ. Как и любая другая деталь, водяной насос имеет свой ресурс. Обычно этот показатель оценивается в 70000 километров;
- Эксплуатация мотора на запредельных режимах. Помпа приводится в действие коленчатым валом. Соответственно, количество оборотов напрямую зависит от двигателя. Любители ездить на высоких оборотах, значительно быстрее изнашивают подшипник помпы. Если хотите реже менять насос, то имеет смысл придерживаться более спокойного стиля езды;
- Загрязнение системы охлаждения. В процессе эксплуатации двигателя в его канальцах для охлаждающей жидкости откладываются соли, ржавчина. Это же относится и к помпе. Бывали случаи, что насос просто забивало разной грязью, он не справлялся с работой. Это приводило подшипник к поломке. Также при засорах системы, работа помпы осложняется, что может привести к проблемам. Чтобы избежать проблем, периодически промывайте систему охлаждения.
Когда нужно менять масляный насос? При неисправности масляного насоса, происходит следующие:
• Во-первых снижается давление масла в системе, о чём и сообщает лампочка давления масла.
• И во-вторых расход масла в системе скорее всего тоже увеличится, что приведёт к постоянной доливки моторного масла в двигатель.
Как заменить масляный насос, он же маслонасос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание! Прежде чем приступать к работе, запасите следующим списком инструментов: набор основных гаечных ключей, торцевыми головками, карданными шарнирами и в завершение пригодится удлинитель!
Снятие: 1) В начале если у вас не карбюраторный а инжекторный автомобиль, то в таком случае снимите с его двигателя датчик положения коленвала. (Как снять датчик, см. в статье: «Замена датчика положения коленчатого вала»)
2) Затем слейте всё моторное масло, находящееся в двигателе автомобиля. (Как слить масло, см. в статье: «Замена масла в двигателе»)
3) После слива масла, снимите зубчатый шкив коленвала. (Как снять зубчатый шкив, читайте в статье: «Замена переднего сальника коленчатого вала», в пунктах «1-4»)
4) Следом вам нужно будет снять поддон картера и после чего отвернуть несколько болтов крепления маслоприемника, а после отворачивания болтов снимите маслоприемник с автомобиля. (Как снять поддон и как снять маслоприемник, вы сможете узнать из статьи: «Замена маслоприемника на ВАЗ»)
Примечание! Под болтами которые крепят маслонасос находятся плоские шайбы, поэтому отворачивайте болты аккуратно не потеряв их!
Рекомендуем: Эффективные меры по устранению проблем плохой работы печки на ВАЗ-2114
6) Теперь с помощью толстой отвертки чуть сдвиньте маслонасос, вставив её для того между коренным подшипником и между самим масляным насосом.
7) И вследствие чего аккуратно снимите масляный насос с коленчатого вала.
Установка: 1) Перед установкой нового маслонасоса обязательно запомните важную вещь, при его установки ведущую шестерню которая на нём находится нужно повернуть таким образом… (Продолжение в пункте «2»)
2) Чтобы она совпала с лысками которые присутствуют на коленвалу.
3) Для того чтобы чтобы установить маслонасос, сперва смажьте при помощи моторного масла, рабочую кромку переднего сальника коленвала.
4) После смазки кромки сальника, установите новый масляный насос на коленчатый вал. Входе установки, аккуратно при помощи деревянной палочки или же тупой части карандаша заправьте рабочую кромку сальника во внутрь, и после чего заверните все шесть болтов которые масляный насос крепят.
5) Далее установите все детали которые были сняты ранее, в обратном порядке снятию.
Важно! Когда ремень «Газо-Распределительного Механизма» будет снят, старайтесь не проворачивать коленчатый и распределительный вал, а иначе при резком провороти поршни могут ударить по клапанам и в связи с чем может произойти деформация одного или же нескольких клапанов!
Когда нужно менять ролики ГРМ?
Большинство автомобилистов не могут вовремя определить, что ролики ГРМ требуется заменить. Это не вина автомобилистов. Ведь большинство из них привыкло к тому, что о необходимости замены расходника водителю сообщает бортовой компьютер. Он обрабатывает данные, полученные с различных датчиков. При необходимости выводит соответствующее уведомление на приборную панель.
В большинстве иномарок именно системы бортового компьютера следят за общим состоянием двигателя. Но в данном случае за техническим состоянием расходников придется следить автовладельцу. В ВАЗ 2109 не предусмотрен какой бы то не было бортовой компьютер. Здесь все по старинке!
Поэтому следует прислушаться к опытным владельцам автомобиля данной модели! Они рекомендуют проводить замену роликов при появлении следующих симптомов:
- При старте мотора слышен свист, после которого из под щита моторного отсека может идти запах оплавленной резины.
- При высоких оборотах двигателя может происходить резкий сброс скорости. В обычных автомобилях — это может говорить о каких-либо неисправностях в коробке передач. Однако в ВАЗ 2109 — это говорит о холостом провороте роликов, во время которого происходит падение скорости вращения вала.
- Во время движения из-под капота слышен скрежет металла. Это происходит потому, что ролики заклинило. Как правило, такое случается при чрезмерном их натяжении, либо стерлись проставочные кольца, шайбы. В таком случае придется также проводить замену роликов, так как при повреждении такого рода деталей повреждается и сам ролик. Поэтому придется заменять их комплектом. Тут стоит учесть важную вещь: дополнительные детали роликов ГРМ отдельно не продаются. Их можно приобрести лишь в комплекте с набором роликов.
- Также следует учесть! В случае установленного щита модификации, автомобилисту придется потратить куда внушительнее сумму нежели 3500 — 8000 рублей.
- Если при работе мотора слышен шум, во время снятия защитного кожуха владелец видит, что при работе двигателя ремень движется не только по кругу, в стороны вместе с роликом, то необходимо срочно провести замену.
- Если при старте двигателя слышен скрип, то скорее всего причиной будет либо чрезмерное натяжение роликов, либо повреждение их подшипников. В таком случае необходимо срочно снять и проверить. Если при проверке обнаружено, что подшипник движется с люфтом, или из него вытекает смазка, то необходимо его заменить. Благо стоимость подшипников варьируется от суммы в 145 рублей — до 356 рублей.
- Если при осмотре двигателя на ремне обнаружены масленые подтеки, значит либо подшипник протекает, либо произошел разрыв приставочных колец. В следствии этого смазка с втулок роликов попала на ремень.
Рекомендуем: Штатная магнитола Лада Веста — цена, замена, подключение и распиновка
Не стоит лениться, лучше всего в таком случае провести детальный осмотр роликов, ремня, шестерни вала, шестерни генератора. По времени это займет около 30 минут, сэкономить может до 50000 рублей. Так как игнорирование проблем с системой ГРМ может полностью вывести из строя двигатель.
Стоимость восстановительных работ по двигателю модели 2109 варьируется от 45000 рублей — до 78000 рублей.
модифицированный щит ГРМ
обычный щит ГРМ
вариант модифицированной панели системы ГРМ
Также встречаются случаи установки специальной сдвоенной цепи вместо прорезиненного ремня. Как правило, для функционирования такого рода системы необходима установка турбины. В противном случае ему не будет хватать мощности для вращения цепи. Так как для работы цепи нужно в 0,56 раз больше мощности, чем выдает стандартный двигатель.
Как можно заметить, модифицированный щит ГРМ немного шире обычного. Такое изменение в конструкции обусловлено наличием дополнительного количества роликов натяжения ремня ГРМ. В следствии этого увеличивается и размер щита.
Модифицированный щит устанавливается в виде накладной панели на двигатель. При этом снимаются все шестерни. Их втулки вставляются в специальные пазы на панели. Затем шестерни возвращаются на место. Сама панель фиксируется 5-8 болтами, в зависимости от модели.
Для избежания серьезных проблем, и любых неисправностей в работе двигателя, следует вовремя проводить замену роликов на ВАЗ 2109. Производитель рекомендует проводить обновление этих расходников с интервалом в 40000 — 50000 километров пробега.
Саму же проверку состояния роликов нужно проводить каждые 19500 километров пробега.
Соблюдение интервалов:
- проверки;
- замены.
Позволяет продлить:
- срок службы ремня ГРМ;
- работу всего двигателя в целом.
Стоит учитывать следующие вещи, которые влияют на износ роликов ГРМ:
- использование некачественных подшипников;
- автовладелец использует ролики от одного производителя, а подшипники от другого;
- использование некачественной смазки для втулок роликов;
- чрезмерное натяжение роликов, в следствии чего на них оказывается чрезмерное давление — это может привести к их разлому;
- использование деталей, изготовленных из низкокачественного материала.
Признаки износа помпы
Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.
И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.
А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.
Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.
Положительным фактом в конструкции силовой установки данного авто является то, что данный элемент является внешним оборудованием, поэтому замена помпы ВАЗ-2109 — операция не особо сложная и не требует значительной разборки мотора. Практически никакие другие элементы силового агрегата, к примеру, карбюратор или генератор – не затрагиваются.
Необходимое оснащение
Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:
- Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
- Головки с воротками тех же размеров;
- Мощная плоская отвертка;
- Нож;
- Емкость для слива рабочей жидкости;
- Ветоши;
- Герметик;
- Домкрат;
- Новый жидкостный насос и прокладка под него;
Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.
Причины выхода из строя
Не всегда центробежный насос доживает до плановой замены, так как существует немало других причин ее выхода из строя. В первую очередь неисправностью является снижение уровня антифриза в системе, что часто случается при повреждении сальника. Причины этому могут быть следующие:
- резкие изменения температуры;
- загрязнение, например, жидкая грязь, случайно попавшая под капот;
- редкая смена антифриза (в нем может содержаться много масла и продуктов горения);
Выявить течь сальника реально по характерным подтекам, которые видны при внешнем осмотре. Если вы заметили стук со стороны этого агрегата, то это может указывать на выход из строя подшипника. При этом симптоме необходима немедленная замена помпы ВАЗ-2109, так как передвижение на таком автомобиле способно привести к заклиниванию насоса или смещению его вала.
Свидетельствовать о том, что насос неисправен, могут следующие признаки:
- следы тосола на земле после стоянки автомобиля;
- во время работы мотора слышны воющие звуки;
- перегрев двигателя (обычно это случается из-за выхода ротора из строя).
Если вы не уверены, стоит ли заменять помпу, то желательно пощупать верхний шланг, идущий к радиатору. Если он теплый, то необходимо срочно заменять вышедшую из строя деталь.
В момент когда вы меняете шланг ГРМ, уберите кожух с агрегата и осмотрите его на целостность. В некоторых случаях водяной насос выходит из строя из-за брака или трещин на корпусе.
Методы проверки состояния устройства
Проверку состояния и наличие неисправности помпы можно произвести несколькими методами:
- Сжимается первый шланг, который находится у радиатора, при нагретом двигателе до нужной температуры. Если устройство исправно, то вам станут заметны толчки охлаждающей жидкости. Однако следует помнить, что, делая такую проверку, стоит быть очень осторожным, так как есть возможность задеть крылья вентилятора в устройстве охладительной системы и повредить руку.
- Если вдруг произошла поломка отдельных подшипников на валу насоса, то такую проблему можно заметить во время работы. Будет слышен протяжный гул в передней части двигателя. Чтобы узнать о степени износа подшипников, следует проверить люфт вала при раскачивании приводной звезды у насоса.
- Если в процессе работы испортился сальник, то будет заметна жидкость, сочащаяся из специального поверочного клапана или отверстия. В таком случае нужно убрать крышку для ГРМ и посмотреть на данное отверстие. Если около клапана есть коричневатые подтеки и отложения, необходимо поменять сальник. Эта операция достаточно простая, но, тем не менее, она очень важна для работы всей системы.
- Если же видимых признаков нет, это не означает, что проблем нет. В любом случае необходимо извлечь устройство. Проводят такую процедуру специально для внешнего визуального осмотра и проверки узла. Часто случается, что с обратной стороны ротора имеются большие разрушения из-за коррозии лопастей. Данная проблема значительно ухудшает работу узла.
Вернуться к оглавлению
Признаки того, что водяной насос надо поменять
Наиболее уязвимым местом центробежного насоса является сальник — та самая деталь уплотнения, не дающая протекать антифризу. Со временем сальник изнашивается, и протечка становится неизбежной. Причин для износа сальника достаточно: это и бешеные температурные скачки, и попадание загрязнений извне под капот машины, плюс антифриз всегда принимает в себя часть продуктов горения топлива и моторного масла. Настолько агрессивная среда не может не влиять на герметичность помпы ВАЗ-2109.
Нередко приходят в негодность и подшипники водяного насоса. В такие моменты появляется характерный стук под капотом машины. Если не прибегнуть к «хирургическому» вмешательству в подкапотное пространство, недалеко до заклинивания или перекоса вала насоса.
Коротко можно перечислить следующие признаки неисправности центробежной помпы:
- Утечка охлаждающей жидкости.
- Воющие звуки, которые появляются при работе двигателя.
- В критических ситуациях, если проблема осталась незамеченной после первых двух признаков, возможен перегрев мотора, особенно когда повреждён ротор помпы.
Быcтpaя зaмeнa пoмпы нa BAЗ 2109
Ecли y вac cлoмaлacь пoмпa (вoдянoй нacoc), a вы пoнятия нe имeeтe, кaк ee мeнять, тoгдa мы вac нayчим. Зaмeнa пoмпы нa BAЗ 2109 дeлo нe cлoжнoe, нo cнaчaлa нyжнo yзнaть, a дeйcтвитeльнo ли этo oнa вышлa из cтpoя. Дeлaeтcя этo тaк:
- зaвeдитe двигaтeль и пpoгpeйтe eгo дo paбoчeй тeмпepaтypы;
- coжмитe вepxний шлaнг paдиaтopa.
Ecли вы чyвcтвyeтe, чтo вoдa циpкyлиpyeт, знaчит, пoмпa цeлaя. Ecли нeт, тo cлoмaнa.
Чacтo cлyчaeтcя, чтo нeт нeoбxoдимocти мeнять вcю пoмпy, мoжнo oбoйтиcь cмeнoй caльникa. И чтoбы yзнaть, в пopядкe ли caльник, нyжнo cдeлaть cлeдyющee:
- нaйдитe кoнтpoльнo-вeнтиляциoннoe oтвepcтиe пoмпы;
- ocмoтpитe eгo.
Ecли oттyдa пpocaчивaeтcя жидкocть, тo caльник изнocилcя. Удocтoвepитьcя в этoм пoмoжeт cнятиe кpышки ГPM и бoлee тщaтeльный ocмoтp. Ecли вoкpyг oтвepcтия oбpaзoвaлиcь oтлoжeния кopичнeвoгo цвeтa, тo нaшe пpeдпoлoжeниe oкaзaлocь вepным.
Hy, a ecли вo вpeмя движeния вы cлышитe вoющиe звyки или пoмпa гpeмит и зaклинивaeт, a визyaльный ocмoтp нe выявил дeфeктoв пoмпы, тo cнять ee вce paвнo пpидeтcя. Boзмoжнo, c тoй cтopoны poтopa, кoтopaя нe виднa, пoявилиcь дeфeкты.
Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать! Помпа -назвали её в народе так, на самом деле это водяной насос благодаря которому охлаждающая жидкость (Будем кратко называть её ОЖ) бегает по системе охлаждения и охлаждает движок, при выходе помпы из строя жидкость циркулировать всё же не перестанет но появиться маленький нюанс, она будет звенеть и всё это происходить до тех пор будет, пока помпу Вы не смените на автомобиле, но если Вы проигнорируете этот звук и будете ездить с ним и дальше, то в скорем времени подшипник у помпы (Когда он изнашивается и появляется этот характерный звук) попросту заклинит и она резко встанет колом (При работе двигателя это конечно же произойдёт), а так как помпа связана механизмом ГРМ, то и ремень порвётся (Если на Вашем автомобиле загибает клапана, то готовьтесь к дорогостоящему ремонту).
Примечание! Для замены водяного насоса, запаситесь заранее рядом инструментов, а именно: Ключами всевозможными, отвёртками, ну пустыми ёмкостями для сливания охлаждающей жидкости с двигателя автомобиля, по возможности новым хорошим натяжным роликом ещё запаситесь, потому что он всё равно сниматься будет и если он долго уже у Вас не менялся и под заедать начал, то поставите вместо него новый, рабочий ролик!
Рекомендуем: Шины Runflat: что это такое и в чем их особенности
Где находится водяной насос? Он скрыт под крышкой ГРМ (см. маленькое фото она указана синей стрелкой), её конечно же снять придётся, чтобы увидеть водяной насос и тем более для того чтобы сменить его, снимается она очень легко, достаточно будет всего лишь три болта небольших выкрутить которые по бокам (Там две гайки) и в середине (Там одна гайка), крепят крышку, а когда она снята будет, сразу найдите водяной насос (Указана красной стрелкой) и переходите к его проверки (Об том как его проверить, читайте чуть ниже).
Когда нужно менять водяной насос? Если Вы услышали посторонние звуки в двигателе, то первым делом поймите откуда они идут, для этого конечно же открыть капот придётся и прислушаться, если звуки слышны через крышку механизма ГРМ, то первым делом заглушите двигатель (Это обязательно, а то за шкивы ещё заденете крышкой) и снимите эту крышку, когда она снята будет, заведите автомобиль и прислушайтесь, если звук идёт именно от водяного насоса, то значит подшипник вышел у него из строя и водяной насос нуждается в замене, затем заглушите мотор и руками покачайте помпу (Шкив её), люфта у неё быть не должно, она прочно стоять должна, если он есть то помпа нуждается в замене (Кстати этот люфт лечиться подтяжкой стопорного винта который на помпе расположен, более подробно смотрите на фото под цифрой 2), ну и в завершение дренажное отверстие осмотрите (см. фото 1, оно стрелкой указано) через него не должно вытекать не капли охлаждающей жидкости, если вдруг она течёт, то опять же помпа не исправна и её необходимо заменить на новую.
Как заменить водяной насос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание! Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!
Снятие: Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ », а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле »), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика »), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь ») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.
Примечание! Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!
Установка: Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.
Примечание! Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!
Замена агрегата: порядок действий
Замена помпы ВАЗ 21099 требует выполнения ряда специальных подготовительных манипуляций. Начинать все действия следует только в том случае, когда двигатель автомобиля остынет до оптимальной температуры. В основном же ход работ следующий:
- первым делом нужно отсоединить минусовой провод от аккумулятора;
- удалить жидкость охлаждения, причем если процедура по замене жидкости производилась не так давно, то после смены помпы слитую жидкость можно использовать повторно;
- далее снимаются все ремни приводов;
- следующий шаг зависит от спецификации двигателя: на механизме с типом SOHC следует обязательно блокировать насосный шкив при использовании специального ленточного ключа, затем открутить 4 крепежных болта, закрылки ремня газораспределения и внутренний шкив;
- на двигателе системы DOHC вначале надо извлечь кронштейн специального ролика для ремня в приводе, далее снять заглушки ГРМ и крышку натяжителя для главной цепи, затем провернуть коленчатый вал против часовой стрелки, чтобы ослабить цепи на звездах насоса;
- вытащить болты крепления и извлечь насос из устройства, после чего обследовать на наличие коррозии лопастей;
- прочистить отверстия болтов, удалить весь мусор, остатки коррозии, и, если необходимо, восстановить резьбу;
- новую помпу подобрать строго по требуемым типоразмерам;
- удалить загрязнения и устаревший засохший герметик со всех сопрягаемых поверхностей двигательного блока, а всю поверхность протереть ветошью, пропитанной бензином или ацетоном;
- нанести новый, специально подобранный герметик или уплотнительное резиновое кольцо.
Теперь проблема со снятием и заменой помпы ВАЗ с авто решен. Новоприобретенное устройство следует устанавливать очень осторожно на нужное место. Все крепежные болты вставляются и закручиваются без использования инструментов и слегка обрабатываются герметиком.
Обязательно обратите внимание на расположение штифтов. Если все на своем правильном месте, можно приступить к затягиванию. Стоит помнить: если перетянуть крепление, можно повредить помпу. Новый механизм стоит достаточно дорого, поэтому следите за этим пунктом.
По завершении процедуры замены помпы ВАЗ можно перейти к сборке остальных узлов строго в обратном порядке. Далее следует долить охлаждающую жидкость до нужного уровня в систему охлаждения автомобиля. Когда замена помпы ВАЗ будет завершена, можно запустить обновленный двигатель и тщательно проверить на возможные утечки.
Источник
Подготовительные мероприятия
Прежде всего:
- расположите машину в удобном вам месте и обязательно поставьте ее на ручной тормоз;
- убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральной позиции;
- если машиной пользовались недавно, то обождите, пока не остынет ее силовая установка.
Далее слейте охлаждающую жидкость с системы. Для этого:
- сдвиньте рычаг регулировки печки направо до упора;
- демонтируйте механизм зажигания с удерживающим его кронштейном;
- в подкапотном пространстве свинтите пробку бачка охлаждающей жидкости;
- найдите сливное отверстие (оно расположено в нижней части блока цилиндров);
- подставьте емкость;
- выверните заглушку;
- дождитесь полного вытекания тосола;
- насухо протрите двигатель, если на него попала жидкость.
Важный момент – когда охлаждающий состав очень грязный, то целесообразно будет промыть всю систему.