Где находится масляный насос на ВАЗ 2108/2109, за что он отвечает
Маслонасос в конструкции двигателя каждого автомобиля является важным и неотъемлемым механизмом, который предназначен для создания определённого давления в системе смазки мотора. Конструкции узла бывают различные и в движение могут приводиться посредством распредвала или коленвала.
На таких распространённых моделях, как ВАЗ 2108/2109, устройство для циркуляции масла в системе располагается за шкивом коленчатого вала. Заглянув под капот, рассмотреть его так просто не получится: сделать это можно только после снятия шкива коленвала с мотора.
Крепление насоса к блоку цилиндров выполнено на шести болтовых соединениях, что обеспечивает надёжную фиксацию всей конструкции.
Масляный насос на ВАЗ 2108/2109 располагается за шкивом коленвала, поэтому рассмотреть этот элемент не так просто
Как снять ремень ГРМ?
Примерно через каждые 60 тыс. км пробега ремень ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108-21099 нуждается в замене. Демонтаж помпы производится каждые 90 тысяч, но лучше менять все и сразу. Конечно, можно ездить и больше, если возить в багажнике запасной комплект. Но стоит ли проводить ремонт в полевых условиях, если можно выполнить его в гараже, без спешки и риска погнуть клапаны?
Ведь не все двигатели защищены от тех ударов, которые получают клапаны при обрыве ремня ГРМ. Все дело в том, что вы, разогнав машину, держите высокие обороты двигателя. Когда резко происходит обрыв ремня, распределительный вал устанавливается в положение, при котором все клапаны падают вниз, то есть открываются. Но вот только коленвал продолжает вращаться по инерции, двигая поршни.
И двигает он их навстречу опустившимся клапанам. Результат — это сильнейший удар, который в лучшем случае приведет к загибанию клапанов. Может случиться и такое, что лопнет поршень, по головке блока цилиндров пойдут трещины. Из-за этого ремонт сразу же становится дороже в несколько раз. Чтобы провести замену ремня ГРМ на ВАЗ 2108, вам потребуется подготовить автомобиль.
Первым делом установите его на ровную поверхность, чтобы со всех сторон к нему удобно было подойти. Правое колесо потребуется снять и подставить под машину хорошую и надежную опору. Избавиться от кожуха, который прикрывает отсек с механизмом газораспределения, вам не составит труда. Крепится он тремя болтами к блоку двигателя. Под ним вы найдете ремень, проходящий по шкивам коленчатого вала, помпы, распредвала и по натяжному ролику.
Чтобы демонтировать ремень, вам потребуется ключом на 17 открутить гайку крепления ролика. Тем же ключом выкручиваете гайку крепления генератора. Перемещайте его в сторону двигателя, ослабляя тем самым привод генератора. Далее производите выкручивание болтов, крепящих защиту к кузову автомобиля, снимайте приводной шкив для ремня генератора ВАЗ 2108. Резиновый ремень ГРМ легко снимается со всех шкивов и натяжного ролика.
Симптомы неисправности масляного насоса
Первое, что будет свидетельствовать о возникновении проблем с маслонасосом — это загоревшаяся лампочка давления масла. В этом случае элемент указывает на то, что в системе смазки мотора возникли неполадки. Насколько они серьёзны — предстоит выяснить автовладельцу. Помимо проверки давления, внимание следует уделить расходу масла. При снижении давления в системе смазки силового агрегата, эксплуатировать транспортное средство не следует до тех пор, пока не будет установлена причина и произведён ремонт. Основные симптомы возникновения проблем в системе — загоревшаяся лампочка или появление стука в моторе.
Действия, которые следует предпринять в случае возникновения поломки:
- остановиться и заглушить двигатель;
- подождать некоторое время, чтобы масло стекло в картер двигателя, после чего проверить его уровень с помощью щупа. Если уровень минимальный, нужно долить до нормы;
- завести мотор;
- если лампа давления масла продолжает гореть, из двигателя все так же доносятся посторонние шумы, то это может указывать на возможные неполадки с маслонасосом.
Одной из причин загорания лампочки давления масла может быть низкий уровень смазки в моторе
Как проверить масляный насос
Для тестирования механизма необязательно проводить его демонтаж. В целях диагностики требуется измерить давление в системе смазки и сравнить с теми показаниями, которые соответствуют норме конкретного автомобиля. Исходя из полученных результатов, можно делать выводы: есть ли повод для беспокойства или нет. В случае необходимости замены масляного насоса на ВАЗ 2108/2109 рекомендуется использовать только оригинальные детали. Объясняется это тем, что комплектующие на машины отечественного автопрома на сегодняшний день производят многие. Однако их качество оставляет желать лучшего.
При замене маслонасоса рекомендуется приобретать оригинальную деталь, чтобы избежать проблем из-за низкого качества изготовления
Проверка маслонасоса на стенде
Если есть возможность, проверить работоспособность масляного насоса можно на специальном стенде. Суть такой проверки состоит в том, чтобы оценить производительность и создаваемое давление устройством, а также давление, при котором срабатывает редукционный клапан. При проведении испытаний насоса при помощи стенда применяют специальное масло с температурой +20 ˚С. Для маслонасоса на двигатель ВАЗ 2108/2109, производительность должна находиться в пределах 34 л/мин, противодавление — 5 кг/см². Редукционный клапан должен открываться при давлении 5,5–7,5 кг/см². Если проверка клапана осуществляется на моторе с помощью манометра, который установлен вместо датчика давления масла, клапан должен срабатывать при давлении не менее 4,5 кг/см².
Подготовка к замене помпы
Конструкция жидкостного насоса очень похожа на конструкцию масляного, так как состоит из аналогичных элементов. Изначально устанавливаются комплектующие производства «Пекар». Но если нет возможности заменить на такую же деталь, можно найти аналоги. Однако не все они будут иметь характеристики, как у стандартных комплектующих.
У одних срок эксплуатации меньше, у других размеры могут немного не совпадать, придется работать напильником, чтобы установить в посадочное место. Постарайтесь подбирать тот аналог, который будет максимально схож со стандартным, произведенным . Такие же требования можно предъявить и к другим узлам. Топливный насос этого же производителя служит безотказно на протяжении долгого времени.
Перед заменой помпы приготовьте ключи на 10. Вам пригодятся все виды: накидной, торцовый и рожковой. К некоторым болтам проблематично добраться, поэтому наличие разного типа ключей вам не помешает. Слейте из системы охлаждения двигателя всю жидкость, заранее дав ей остыть. Не проводите подобный ремонт сразу же после того, как заглушите мотор. Это чревато тем, что кипяток попадет на кожу и это вызовет ожоги.
Лучше запастись небольшим количеством автомобильных химикатов. К ним относятся герметик и фиксатор резьбы. С их помощью вы избавитесь от случайного протекания жидкостного насоса автомобиля ВАЗ 2108. Когда снимете ремень, у вас появится возможность провести демонтаж помпы.
Для этого воспользуйтесь ключами на 10. С их помощью необходимо выкрутить три болта, которыми крепится корпус насоса «Пекар» к блоку двигателя. Не всегда можно с легкостью выкрутить эти болтики. Иногда возле них скапливается пыль, смешанная с тосолом или маслом. Поэтому перед выкручиванием потратьте пять минут, чтобы очистить место ремонта от загрязнений.
Причины неисправности масляных насосов ВАЗ 2108/2109
Прежде чем принять решение о ремонте или замене маслонасоса, стоит разобраться в причинах, которые могут указывать на неполадки. К слову, проблемы возможны не только с самим механизмом, но и с другими элементами системы смазки:
- снижение давления в картере мотора;
- неполадки датчиков давления;
- эксплуатация моторного масла низкого качества;
- применение масла, неподходящего для этого автомобиля;
- неполадки смазочного или предохранительного клапана;
- засорение масляного фильтра;
- загрязнение маслоприемника или корпуса насоса.
Загрязнение маслоприемника приводит к снижению давления в системе и загоранию лампочки
Засор может возникнуть из-за загрязнения самого картера мотора. Проблема решается путём снятия и очищения поддона. Работа масляного насоса может быть нарушена и другими проблемами, которые выявляются в процессе диагностики. К таковым относятся:
- повреждение прокладки;
- ненадёжное крепление фильтра;
- большой износ деталей механизма;
- поломка редукционного клапана.
Масляный насос относится к довольно надёжным узлам с длительным сроком эксплуатации. Поломки, как правило, возникают из-за неграмотного ремонта или смазки плохого качества.
Снятие и установка
После выкручивания болтов вам предстоит самое сложное — извлечение корпуса помпы из блока ДВС. Порой это выполнить не просто, так как внутри возможно окисление металлической поверхности, из-за чего деталь попросту прикипает к мотору. Для проведения работы придется воспользоваться тонким зубилом или плоской отверткой
Если вздумали применить последнюю, то обратите внимание, чтобы она была массивной, не погнулась при слабом ударе
На автомобилях с карбюраторной системой впрыска может потребоваться снятие корпуса воздушного фильтра, так как он иногда мешает. Когда освободите место, установите зубило на корпус насоса. Не перепутайте, ведь рубашку блока двигателя в таком случае легко повредить. Легкими, но резкими ударами выбейте корпус помпы из посадочного места. Старый насос можно выкинуть, взять в руки ветошь с ацетоном и зачистить металл в блоке двигателя.
Тщательно очистите его от остатков старой прокладки и герметика, чтобы в дальнейшем новые элементы стали на место максимально плотно. Установка должна проводиться в обратной последовательности. Ставьте вместе с насосом охлаждающей жидкости новую прокладку, слегка обмазанную с двух сторон герметиком.
Помпа производства «Пекар» встает на свое место максимально плотно, никаких усилий не требуется применять. Но если слишком плотная посадка, то можно воспользоваться деревянным молотком, чтобы, постукивая им по корпусу насоса, набить его в блок двигателя. Вот так правильно выполняется замена помпы.
Проверка маслоприёмника
Масляный насос ваз 2109
Как правило, трубка маслоприёмника оснащена экраном, на конце которого есть сеточка для предотвращения проникновения крупного мусора. Посредством этого элемента происходит всасывание масла в насос из картера. Износ насоса может произойти из-за попадания углерода, загрязнений или других микроскопических частиц. Для проверки маслоприёмника нужно:
- снять с двигателя масляный поддон;
- замена элемента происходит при его забивании или поломке;
- почистить маслоприёмник достаточно трудно, так как мелкий мусор может быть не замечен.
Устройство
Рассматриваемое устройство схематично может выглядеть вот так:
Основные элементы датчика давления масла:
- корпус;
- место подключения провода;
- резьба для фиксации в блоке цилиндров;
- диафрагма;
- пружина, которая сопротивляется деформированию диафрагмы;
- положительный и отрицательный контакты.
Датчик давления масла расположен с левой стороны на обратной стороне двигателя. Это делает его достаточно легкодоступным для диагностики или замены.
Снятие двигателя
Двигатель на Ваз снимается при наличии необходимого инструмента. Кроме этого, нужно иметь в наличии специальное подъемное устройство, которое поможет вынуть двигатель из отсека. Можно конечно обойтись и без него, но тогда нужны дополнительные рабочие руки. Итак, начали:
- снимаем капот;
- покрываем мягкими одеялами передние крылья автомобиля, дабы не повредить краску при снятии мотора;
- сливаем радиатор;
- отсоединяем все электрические провода от трамблера, а также с датчика масла и температуры и карбюратора;
- снимаем шланг подачи топлива;
- откручиваем трубу выхлопного коллектора (глушителя);
- клеммы аккумуляторной батареи отсоединяем;
- вынимаем стартер;
- корпус воздушного фильтра извлекается;
- отсоединяем генераторные провода;
- откручиваем двигатель от коробки передач;
- отпускаем отверткой хомуты патрубков радиатора печки;
- снимаем тягу педали акселератора;
- вынимаем трос подсоса карбюратора.
После проведения вышеописанных работ, необходимо спуститься в смотровую яму или под эстакаду:
- снимаем главный цилиндр сцепления;
- откручиваем коробку передач;
- снимаем защитный кожух;
- откручиваем болты двигателя;
- цепляем двигатель ремнями и поднимаем вверх.
На данном этапе снятие двигателя закончено. Переходим к его разбору.
А какое давление должно быть в системе?
Датчик служит лишь для определения падения давления, но точный показатель этого параметра он не указывает. Поэтому для замера используется обычный стрелочный манометр на 10 Бар.
Для измерений можно использовать любой прибор, приспособив его к двигателю или использовать специально предназначенный для этого манометр.
Для использования обычного манометра, придется его немного усовершенствовать, чтобы была возможность подсоединиться к мотору. Для этого потребуется сам манометр, отрезок толстостенной резиновой трубки, хомуты и штуцер с резьбой под отверстие для установки датчика давления.
Все это соединяем в одну конструкцию, а места стыка трубки с манометром и штуцером надежно зажимаем хомутами.
Со специальным манометром для замера давления масла на двигателях такая процедура не требуется, поскольку он уже оснащен штуцером и переходниками для подключения к мотору.
Замер выполняется по такой технологии:
- Отсоединяем провод и выкручиваем датчик давления;
- В посадочное место датчика вкручиваем манометр и хорошо затягиваем (но не переусердствуем, поскольку резьба в отверстии – алюминиевая и легко срывается);
- Кратковременно запускаем двигатель (небольшое время работы мотора ущерба не принесет);
- Смотрим показания прибора.
Если манометр показывает давление выше 1 Бар – система смазки функционирует нормально и причину следует искать в датчике или проводке.