Если пользоваться чем-то правильно – оно прослужит дольше. Проблемы с новыми аккумуляторами случаются редко, особенно если речь идет о необслуживаемой модели. Но порой возникает необходимость снять источник питания, например, для подзарядки. Процедура несложная, но подключая назад батарею, важно не перепутать провода. В статье разберем момент, что будет, если перепутать клеммы аккумулятора на машине.
При неправильном подключении аккумулятора возможны его поломки и воспламенение.
О полярности клемм аккумулятора
Батареи выпускаются с разными характеристиками, различаются и места размещения клемм. Простой способ визуального определения полярности:
- Батарею размещают контактами к себе.
- При прямой полярности клемма «+» будет слева.
- При обратной «+» справа.
У автомобилей разная конструкция, от чего зависит принцип размещения аккумулятора. В машинах азиатского производства (Hyundai, Kia, Daewoo и др.) и на моделях ВАЗ полярность прямая.
Прямая полярность была придумана еще в советские годы, и на российском рынке ее принято обозначать как «1». Обратная полярность используется в зарубежных автомобилях (Ford и другие «американцы»). При этом клеммы могут быть размещены не в верхней части корпуса, а по бокам.
Полярность клемм АКБ.
Чем грозит владельцу авто спутывание полярности?
Важно помнить: конструкция автомобиля предполагает использование только АКБ определенного типоразмера, расположения клемм. Установить в посадочное место аккумулятор аналогичной емкости, но не подходящей полярности возможно. Но вод подключить его в стандартном режиме будет уже невозможно. Так как провода просто не дотянутся.
Такая разница между АКБ присутствует не случайно: неправильная полюсовка станет причиной повреждения электроники автомобиля. Может выйти из строя блок управления двигателем, возникнуть КЗ. Важно помнить: не все электроприборы выходят из строя при смене полюсов. Но многие будут повреждены. Стоит избегать подобных ситуаций.
Причем в некоторых случаях отверстия в клеммах даже отличаются. Обычно диаметр положительной несколько больше, чем отрицательной. Потому даже случайно перепутать будет затруднительно. Причем смена полюсов может стать причиной вращения стартера в другую сторону. Некоторые двигатели после такого могут потребовать капитального ремонта.
Рекомендуем: Пневматическая тормозная система тягачей и прицепов. Конструкция
Что будет, если перепутать клеммы
Если водитель перепутал клеммы аккумулятора и при этом ничего не произошло, что случается редко, необходимо сразу снять батарею. Последствия неправильного подключения разные, и самое безобидное – замена плавких предохранителей.
Замыкание
Не заметить короткое замыкание сложно – из-за обильного искрообразования. И даже неопытный водитель сразу сообразит, что что-то не так. Если предположить, что АКБ работает с электричеством, и так и должно быть, плавящиеся провода и дым сообщат об обратном.
Водителю, столкнувшимся с коротким замыканием, первое, что нужно сделать – сразу же отсоединить хотя бы одну клемму.
Воспламенение, пожар
Если оставить неправильно подключенный аккумулятор минут на 10 – велика вероятность пожара.
Наиболее критичный сценарий. Искры, летящие во все стороны из-под капота, ни к чему хорошему не приведут. И если при переполюсовке оставить аккумулятор минут на 10 – велика вероятность пожара. Мелкая электрическая проводка начинает плавиться при силе тока 55 – 60 А, и так недалеко до воспламенения ее оплетки. А в моторном отсеке также присутствуют горючие технические жидкости. В среднем, легковой автомобиль сгорает всего за 10 минут.
Действовать в таких ситуациях надо быстро. Если АКБ заряжался от зарядного устройства – выдергивают вилку. Если все же случилось воспламенение – тут же тушат источник возгорания.
Падение мощности АКБ
В конструкции автомобильной батареи есть пластины: одни с плюсовой, другие с минусовой полярностью. Каждая держит заряд и, если неправильно подсоединить клеммы, случится переполюсовка – «минусы» будут стремиться к тому, чтобы стать «плюсами», и наоборот.
Из-за переполюсовки пластины начнут деформироваться. И, если хотя-бы одна разрушится, часть мощности батареи будет потеряна. Как результат – снизится уровень емкости, которого в суровую зиму может даже не хватить, чтобы завести автомобиль. А если пластины «посыпятся», можно смело искать новый источник питания.
Поломка электронного блока управления
Плата ЭБУ.
Бывает, водитель неправильно подключает клеммы, и первое время ничего не происходит. То есть предохранители никак не реагируют, что тоже случается. В такой ситуации пострадает плата ЭБУ, важный электронный компонент – она перегорит. Плата бортового компьютера, которую еще называют «мозгами», не терпит перепадов напряжения, и если она выйдет из строя – эксплуатировать автомобиль не получится.
Выгорание предохранителей
В плане последующих расходов на восстановление – это наиболее оптимистичный сценарий. Блоки предохранителей для того и нужны, чтобы защитить потребителей от повышенных значений тока.
Если водитель быстро среагировал, и переподключил АКБ правильно, все равно необходимо проверить работоспособность электрооборудования – перегореть могли менее мощные предохранители, взявшие весь удар на себя. Если это так, при этом автомобиль заводится, достаточно будет заменить вышедшие из строя элементы.
Поломка генератора
Эта часть автомобиля защищена от выхода из строя диодным мостом (если он есть). Из-за короткого замыкания он перегорает, при этом батарея, вырабатывающая ток, остается в рабочем состоянии.
О проблемах с генератором скажет иконка в виде АКБ, загоревшаяся на приборной панели. Если сгорит диодный мост, ток на батарею не будет поступать, то есть генератор не сможет ее зарядить.
Индикатор поломки генератора.
Как правило, самостоятельно генератор не меняется, так как это трудоемкий процесс. Обычно автомобиль отвозят на СТО.
Отказ работы сигнализации
Сразу отметим, что штатные средства защиты не испортятся, а вот сторонняя сигнализация может выйти из строя. Обычно в комплектацию к таким устройствам добавляют специальные триггеры, работающие при конкретной схеме подключения. И переполюсовка способна вывести их из строя.
Чтобы восстановить защиту автомобиля, придется обращаться к мастеру, установившему сигнализацию.
Частичная оплавка проводов
Из-за короткого замыкания, вызванного неправильным подключением клемм, оплавиться могут не только провода, идущие к батарее. Пострадает изоляция всей проводки, где наблюдается повышенная нагрузка.
Нарушения изоляции могут стать причиной того, что некоторые системы автомобиля будут функционировать не так, как положено. Из-за потерь мощности в цепи увеличится расход топлива, снизится яркость фар и пр.
Как устраняется поломка – провода изолируют специальной лентой. Но это только при экстренных случаях, например, когда проблема застала в дороге, и нет возможности качественно выполнить диагностику автомобиля. Так, оплавившиеся провода следует заменить новыми.
Последствия неправильного подключения аккумулятора
Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.
Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.
Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.
Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):
Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.
Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.
Cгоревший диодный мост генератора
А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.
Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.
Вышедшие из строя конденсаторы
И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.
Что будет, если перепутать клеммы при зарядке АКБ
Если вовремя увидеть ошибку и принять соответствующие меры, последствий получится избежать. В ином случае велика вероятность, что сгорит зарядное устройство. Если аккумулятор был сильно разряжен, он может «переполюсоваться», то есть клеммные выводы сменят полярность.
Чтобы вернуть нормальную полярность, необходимо полностью разрядить аккумулятор, но медленно, например, оставив фары включенными, а затем зарядить его, уже подключив полярность как следует.
Рекомендуется отдавать предпочтение зарядным устройствам с плавким предохранителем – он защитит от перегорания. В комплектных ЗУ такая защита есть, а во многих китайских моделях – нет, и лучше не рисковать работоспособностью батареи.
Легко ли напутать с подключением клемм
Для того, что бы случайно не запутаться при подключении клемм к аккумуляторы минусовую клемму сделали тоньше плюсовой. То есть минусовую будет очень сложно надеть на положительный контакт, а плюсовую не удастся просто так закрепить на отрицательном контакте. К тому же около каждого контакта будут обозначения «+» и «-». Иногда их еще выделяют красным и черным (синим) цветом.
Если обозначения стёрлись и определить где «плюс» и «минус» не получается, то не стоит гадать. Чтобы не напутать с подключением рекомендуется воспользоваться тестером или мультиметром для определения полярности АКБ. Даже сильно разряженная батарея будет способна дать достаточное количество напряжения для выполнения такой диагностики.
Плохая освещённость в помещения или работа в тёмное время суток также может закончиться переполюсовкой батареи. Поэтому, даже если нет возможности организовать нормальное освещение, при подключении батареи можно включить сотовый телефон и точно определить полярность.
Обратите внимание! Плюсовая клемма всегда толще минусовой и обозначается знаком «+», иногда еще присутствует красный кожух на контакте.
Что будет, если перепутать клеммы при «прикуривании»
Порядок отключения проводов при «прикуривании».
Если неправильно подключить провода, произойдет короткое замыкание. И если они некачественные, тонкие, то просто перегорят. Чем выше сечение – тем ниже вероятность перегорания, но провода начнут греться, а это приведет к другим последствиям.
«Плюс» подключают первым, затем «минус». После «прикуривания» порядок отсоединения проводов такой: сначала «минус», потом «плюс».
«Прикуривание» – крайняя мера, так как нагружает бортовую сеть.
Перепутав клеммы аккумулятора, первым делом необходимо их сбросить, и тогда получится избежать более серьезных последствий. Ценой ошибки может стать сам автомобиль, и водителю надо оставаться бдительным.
Короткие замыкания в сети
Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.
Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета
Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.
Как правильно купить аккумулятор
Покупая аккумуляторную батарею в магазине или на авторынке, автовладельцу необходимо подбирать ее по основным параметрам:
- размерам;
- полярности;
- емкости;
- пусковому току.
Если АКБ будет слишком больших размеров, ее нельзя будет закрепить на аккумуляторной площадке, и нужно знать, что у незакрепленной аккумуляторной батареи из-за вибрации достаточно быстро осыпаются пластины. Полярность нового аккумулятора должна соответствовать типу автомобиля, и если водитель совсем не разбирается в машинах, необходимо хотя бы запомнить, как располагаются клеммы у старой батареи, или зарисовать, чтобы не забыть, расположение клеммных выводов. Еще важно выбирать такую же полярность, какая и была, чтобы не путаться – при неправильном подключении АКБ возникает короткое замыкание с неприятными для автовладельца последствиями.
Не стоит покупать АКБ уменьшенной емкости, для стандартного легкового авто без кондиционера и другого дополнительного электрооборудования аккумулятор должен быть не менее 55 Ампер-часов. Если в электрической схеме много потребителей, можно приобрести батарею и на 60 А·ч.
При покупке новой аккумуляторной батареи нужно стараться приобрести АКБ с максимальным пусковым током. Вреда двигателю от такой батареи не будет, зато стартер сможет прокрутить мотор в морозную погоду без проблем. Еще не будет лишним взять с собой вольтметр (мультиметр) и проверить напряжение на клеммах аккумулятора – у нормально заряженной батареи оно должно быть около 12, 5 Вольт.
Рекомендуем: Что такое автомобильная стойка стабилизатора: особенности, конструкция, функции и для чего нужна
Поломка генератора
Эта часть автомобиля защищена от выхода из строя диодным мостом (если он есть). Из-за короткого замыкания он перегорает, при этом батарея, вырабатывающая ток, остается в рабочем состоянии.
О проблемах с генератором скажет иконка в виде АКБ, загоревшаяся на приборной панели. Если сгорит диодный мост, ток на батарею не будет поступать, то есть генератор не сможет ее зарядить.
Индикатор поломки генератора.
Как правило, самостоятельно генератор не меняется, так как это трудоемкий процесс. Обычно автомобиль отвозят на СТО.
Воспламенение, пожар
Если оставить неправильно подключенный аккумулятор минут на 10 – велика вероятность пожара.
Наиболее критичный сценарий. Искры, летящие во все стороны из-под капота, ни к чему хорошему не приведут. И если при переполюсовке оставить аккумулятор минут на 10 – велика вероятность пожара. Мелкая электрическая проводка начинает плавиться при силе тока 55 – 60 А, и так недалеко до воспламенения ее оплетки.
Сейчас читают: Renault Logan 2007 г. в., дв. K7J (1,4 л), K7M (1,6 л), МКПП, Lada Largus, дв.1,6л, 8-кл, МКПП (МК №1705)
Действовать в таких ситуациях надо быстро. Если АКБ заряжался от зарядного устройства – выдергивают вилку. Если все же случилось воспламенение – тут же тушат источник возгорания.
Последствия для акб
Безусловно, пострадать может и сама аккумуляторная батарея. Правда с разными последствиями, которые будут зависеть и от скорости вашей реакции, и от текущего состояния источника питания.
Сейчас читают: Как снимать защита двигатель рено логан
Если перепутать клеммы АКБ, то ток потечёт на пластины не в обычном направлении, а в обратном. Этот процесс называется переполюсовкой, когда плюсовые пластины на время становятся минусовыми и наоборот. Что в этом плохого?
Фатальной такую ситуацию не назовёшь, но если пустить всё на самотёк, то такая ситуация инициирует процесс осыпания плюсовых пластин вплоть до их разрушения. Чем раньше вы сбросите клеммы, тем лучше. Если батарея новая, то пару минут переполюсовки могут вообще остаться незамеченными.
Что значит прямая и обратная?
Рассмотрим более подробно каждый вид аккумуляторов:
- С прямой полярностью. Такая разработка актуальна в основном для отечественных инженеров. Ее особенность заключается в том, то вывод на плюс «+» располагается с левой стороны, а на минус «-» — с правой стороны верхней крышки корпуса.
- С обратной полярностью. Такие батареи в основном применяются в странах Европы. Полярность располагается следующим образом: минус «-» находится слева, а плюс «+» — справа.
Справедливости ради, стоит отметить, что далеко не все автомобили из Европы имеют батареи с обратной полярностью, зачастую те модели, которые собираются в странах СНГ, комплектуются с прямой полярностью.
Обслуживанием АКБ многие автомобилисты занимаются самостоятельно, и одна из немногих возникающих проблем — определение полярности. Обычно узнать, где находится минусовая и плюсовая клеммы можно при визуальном осмотре. Если этого недостаточно, не потребуются дорогостоящие инструменты или оборудование. Нельзя эксплуатировать автомобиль, если нет полной уверенности, что аккумулятор подключен правильно. Когда самостоятельно проверку выполнить невозможно, стоить обращаться к специалистам.
Частичная оплавка проводов
Из-за короткого замыкания, вызванного неправильным подключением клемм, оплавиться могут не только провода, идущие к батарее. Пострадает изоляция всей проводки, где наблюдается повышенная нагрузка.
Нарушения изоляции могут стать причиной того, что некоторые системы автомобиля будут функционировать не так, как положено. Из-за потерь мощности в цепи увеличится расход топлива, снизится яркость фар и пр.
Как устраняется поломка – провода изолируют специальной лентой. Но это только при экстренных случаях, например, когда проблема застала в дороге, и нет возможности качественно выполнить диагностику автомобиля. Так, оплавившиеся провода следует заменить новыми.
Узнайте больше о новом Логан
- Новый авто Рено Логан 2022 в автосалоне Воронеже
- Перегорают лампы ближнего света на Шевроле Лачетти, Нива, Калина, Рено Логан, Форд Фокус 2, Приоре, Great Wall Hover Н5, что делать, причины
- Как делается регулировка клапанов Рено Логан своими руками ♥
- Установка сигнализации на Renault Logan 1
- Как установить кондиционер самостоятельно на логан
- Кузов рено сандеро степвей оцинкованный или нет. Как узнать оцинкован ли кузов у автомобиля — Новый Logan
- Купить новый сальник распредвала для Renault Logan в Ростове-на-Дону, продажа сальников распредвала для Renault Logan – цены, описание и фото на сайте Авто.ру.
- Схема и устройство печки Renault Logan
Способы, как можно определить полярность
Определить этот параметр для правильного подключения проводов можно путем внимательного осмотра устройства. Как сказано выше, для каждой полярности предусмотрена своя маркировка, а также символы возле клемм для подключения проводов. Более точно узнать этот параметр позволит сервисная книжка к автомобилю, а также советы, приведенные выше (автор видео — канал Ник86 авто-стройка).
Рекомендуем: Насколько важны условия хранения шин для эксплуатации?
В том случае, если на конструкции аккумулятора нет никаких отметок и признаков полярности, соответственно, вы не знаете, как подключить провода, то можно попробовать провести тест. Вам потребуется мультиметр, щупы которого нужно соединить с клеммами. В том случае, если напряжение на дисплее тестера будет положительное, это свидетельствует о том, что щупы были подключены верно (на самих щупах есть о и «-»). Если же диагностика показало отрицательное напряжение, то прибор для тестирования вы подключили неверно.
Есть еще несколько способов определения:
- По цветовому обозначению. Маркировка цветом есть на многих современных батареях — в данном случае плюсовой вывод всегда отмечается красным. Так что спутать выводы не получится.
- По размерам штырей. Опытные автолюбители знают, что положительная клемма всегда больше по размерам, чем отрицательная. Такое отличие характерно для многих современных аккумуляторов и даже с износом устройства оно остается. Как вы понимаете, по таким способам определить параметр значительно проще, чем с мультиметром.
В батареях, выпущенных в США, штырей попросту нет — вместо них устройство оборудуется выемками, в которые монтируются токопроводящие контакты.