09 февраль 2015 Лада.Онлайн 245 419 96
Чтобы автомобиль соответствовал более жестким экологическим стандартам АВТОВАЗ оснащает современные автомобили Лада (Приора, Гранта, Калина, Нива, Ларгус, Веста и XRAY) электронной педалью газа или «Е-газ». Привод дроссельной заслонки избавился от тросика и стал оборудован мотор-редуктором. В результате педаль газа не имеет механической связи с дроссельной заслонкой, а управление двигателем стало полностью электронное.
Нива с ЭСУД
Как известно первый российский внедорожник Нива появился на свет еще во времена Советского Союза. В то время в СССР еще даже и не думали об электронной системе управления двигателем, весь процесс работы ДВС был механическим. Двигатель снабжался топливом через карбюратор. В настоящее же время Ниву по-прежнему продолжают выпускать, но со своими предками у современной Нивы остался только кузов и тот подвергся небольшим доработкам.
Карбюратор заменили инжектором, поменяли салон и преобразили внешний вид автомобиля, но все же Нива осталось Нивой. Легендарная нивовская проходимость после данных доработок не ухудшилась, а стала намного комфортнее.
В данной статье речь пойдет об датчиках системы управления двигателя в инжекторной Ниве, а именно подробно рассказывается о каждом из датчиков, где он расположен и за какую функцию отвечает, а так же подробно описаны признаки неисправности датчиков.
Преимущества выполнения
Чип-тюнинг двигателя «Шевроле Нивы» позволяет получить многие ощутимые достоинства:
значительным образом увеличить мощность мотора — турбированные силовые установки усиливаются почти на 35 %, двигатели, в которых турбонаддув не предусмотрен – почти на 7 %;
при условии привлечения к работам опытного специалиста провести все операции максимально быстро;
значительно увеличить динамические показатели разгона;
с помощью прошивки можно удалить те ограничительные установки, которые мешают транспортному средству разгоняться до максимальной скорости;
теперь можно выполнять перенастройку двигателя, менять вид потребляемого им топлива, например, АИ – 92 на АИ -95.
После выполнения прошивки ЭБУ «Шевроле Нивы» всегда можно будет возвратиться к заводским настройкам.
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
ЭБУ это своего рода компьютер в автомобиле, именно в данном устройстве корректируется вся работа ДВС. Все датчики, которые установлены в автомобиле передают показания именно на данный блок, а он основываясь на показаниях вносит изменения в работы двигателя, что сказывается как и на оборотах двигателя так и на его расходе.
Признаки неисправности ЭБУ:
Признаков неисправности данного блока может быть огромное количество, ведь признаки выхода из строя одного датчика вовсе могут указывать на выход из строя блока.
Результативность прошивки
Успешное проведение такого тюнинга приведет к следующим результатам:
ощутимо сэкономится топливо, в пределах от полутора до двух литров на 100 км пути;
улучшится функциональность двигателя;
машина станет работать плавно, без рывков.
Для выполнения перепрошивка пользуются редактором ChipExplorer, скачивание которого доступно в интернете. Такая программа предлагается к продаже в автомагазине. Важно знать, как выполняется такой тюнинг. В случае отсутствия уверенности в своих силах лучше воспользоваться профессиональной помощью.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Данный датчик расположен возле бокса воздушного фильтра Нивы. Через данный датчик протекает воздух, который необходим для формирования топливовоздушной смеси. Датчик фиксирует количество воздуха прошедшее через него и подает сигналы на электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
Признаки неисправности ДМРВ:
- Потеря динамики автомобиля;
- Повышенный расход топлива;
- Не стабильный холостой ход (плавают обороты);
- Затрудненный запуск двигателя на прогретый двигатель;
Признаки неисправности и методы поломки
Как и любая деталь автомобиля датчик испытывает воздействие вибрации, подвержен загрязнению и окислению. Поэтому периодически возможен его выход из строя. Чтобы понять, в чем причина поломки и что делать в каждой конкретной ситуации следует исключить возникновение следующих проблем:
- обрыв проводки
- появление окиси на контактах
- разрушение изоляции проводов
- механические повреждения корпуса или его внутренних компонентов
Для этого можно произвести определенный комплекс мер для проверки состояния датчика. Обычно для проведения таких работ требуется наличие мультиметра. Датчик извлекается из посадочного места. К контактам подключается положительный щуп. Минусовой замыкается на «массу» автомобиля. Мультиметр должен быть переведен в режим измерения минимальной мощности.
Существует второй способ диагностики. Для этого не требуется демонтаж датчика. Автомобиль приподнимается при помощи домкрата, затем к датчику подключается мультиметр. Для появления необходимо вращать колесо, наблюдая за показаниями прибора. Если значение не изменяется, датчик является неисправным.
В Нива Шевроле стрелка спидометра приводится в движение не тросом и магнитным устройством, как в классических ВАЗах, а при помощи электроники. Сам по себе спидометр, как и остальные приборы на панели — не что иное, как вольтметры или амперметры с разными шкалами.
Это для информации, потому что в сам спидометр соваться бесполезно, он неремонтопригоден и в случае выхода из строя хоть одного элемента, приходится покупать всю панель приборов на плате.
Спидометр получает импульс от датчика скорости, а он установлен на корпусе раздаточной коробки. Эти импульсы также контролирует электронный блок управления двигателем и, получая их, делает свои выводы о режиме работы мотора.
Признаки нерабочего спидометра довольно понятны — стрелка либо безбожно врёт, показывая 160 на скорости 20 км/ч, либо дёргается, либо падает замертво на нулевую отметку.
Поскольку в электрической цепи спидометра Шевроле Нива элементов не так много, то причин нерабочего прибора всего несколько:
- Механические повреждения самого спидометра.
- Отсутствие контакта в любом из клеммных соединений.
- Обрыв или замыкание провода.
- Выход из строя датчика скорости.
- Сбой в работе ЭБУ.
А еще интересно: Датчик распредвала Шевроле Нива
Периодически возникают проблемы с ДС, но не все они требуют замены. Некоторые из них вызваны сторонними причинами, такими как:
- окисление контактов,
- обрыв провода,
- повреждение изоляции проводов,
- повреждение механизмов коробки передач.
Если поломка появилась, косвенно ее можно определить по следующим признакам:
- Если в машине предусмотрена система круиз-контроля, она перестает работать. Электронный блок принудительно отключает ее для обеспечения безопасности.
- Принудительное отключение усилителя руля на машине.
- Снижение мощности и других динамических характеристик у автомобиля. Это заметно по плохому разгону и сбоям в работе при увеличении нагрузок. Поломки заметны при буксировке грузов.
- Снижение оборотов холостого хода либо «плавающие» показатели. Резкое снижение показателей происходит и в случае торможения. Иногда происходит принудительное отключение самого двигателя во время движения.
- Увеличенный расход топлива по причине выбора не самого оптимального режима работы.
- Активизация сигнальной лампы Check Engine.
- Некоторые автомобили сталкиваются с принудительными ограничениями по максимальной скорости, либо имеющимся оборотам.
- Принудительное отключение антиблокировочной системы.
- Самопроизвольное переключение скоростей рывками. Такие действия производятся случайно, поскольку сам автомобиль не может установить оптимальные показатели для настоящего момента.
- Отсутствие нормальной работы спидометра — полностью либо частично.
Перечисленные признаки часто характерны и для поломок в других узлах, которыми снабжен автомобиль. Рекомендуется использовать специальный сканер для комплексной диагностики всей схемы.
Сам по себе датчик выходит из строя редко, поскольку это надежное устройство. Но на его работу могут оказывать негативное влияние следующие факторы:
- Датчик загрязнился изнутри. Такие проблемы особенно распространены у датчиков с разборными корпусами.
- Попадание на прибор металлической стружки. Иногда эта причина появляется у устройств с опорой на постоянных магнитах.
- Наводки от других приборов.
- Проблемы, связанные с фиксацией. Схема должна учитывать цвет каждой отдельной детали.
- Нарушена целостность проводки. Например, если она перегрелась, либо внутри появились какие-либо механические повреждения. Контакты полностью очищаются от следов коррозии в этом случае, потом для них применяют специальную защитную смазку.
- Окисление контактов. Явление относят к естественным факторам, часто возникающим просто от времени.
- Перегрев, возникающий во время непосредственной эксплуатации. Такое бывает, даже если распиновка изначально верная.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
ДПКВ Нивы установлен в специальном отверстии крышки привода масляного насоса. Данный датчик отвечает за выставления угла опережения зажигания. Датчик считывает показания со шкива коленчатого вала, на котором имеются зубчики и в одном из мест есть «кариес» то есть отсутствует несколько зубчиков шкива. Именно «кариесу» ДПКВ понимает, в каком положении находится коленчатый вал. Сам по себе датчик напоминает индуктивную катушку, которая образует, импульсы при вращении коленчатого вала и передает их на ЭБУ.
При поломке датчики автомобиль не запускается.
Признаки неисправности ДПКВ:
Отзывы о доработке E-Gas
Автолюбители, которые уже сделали регулировку, замечают, что если сдвинуть крышку педали по часовой стрелке, машина станет немного живее. Если вы нажмете на педаль, как и раньше, что машина подорвется, когда она начнет движение, вы должны привыкнуть к этому и не давить на газ так сильно. При нажатии педали на землю разницы не чувствуется.
Те, кто отрегулировал E-gas для более тихой езды, заметили, что движение по шоссе стало более комфортным. Теперь, чтобы поддерживать скорость, нужно немного сильнее нажимать на педаль акселератора, что позволяет ноге не находиться в напряжении, как раньше.
Другие автомобилисты не верят в положительный эффект, говоря, что все это самовнушение. Работа электронной педали акселератора основана на изменении разницы в сопротивлении. И даже если вы сдвинете крышку, при запуске двигателя ЭБУ все равно будет считать ее нулевой и с этого момента регулирует дроссельную заслонку. А если увеличить пробег сектора, то появится ошибка «сигнал вне допустимого диапазона!». Е-газа!».
Сталкивались ли вы с такой модификацией Е-газа? Какие отзывы вы можете оставить об этих корректировках? Есть ли положительный эффект или все на уровне самовнушения? Напоминаем, что при необходимости вы можете проверить Е-газ самостоятельно. Кстати, альтернативой доработке электронной педали акселератора является чип-тюнинг.
С 2015 года автомобиль ВАЗ-2123 оснащается электронной системой управления двигателем с контроллером МЭ17.9.71 2123-1411020-50 по нормативам токсичности ЕВРО-5.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров двигателя и рабочих параметров автомобиля, а также исполнительных механизмов.
Контроллер представляет собой мини-компьютер специального назначения, включающий оперативную память (RAM), программируемую постоянную память (EPROM) и электрически перепрограммируемую память (EPROM).
ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеренных параметров) и расчетных данных.
Кроме того, в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей.
Эта память является энергозависимой, то есть при отключении питания (отсоединении аккумулятора или отсоединении проводки от контроллера) ее содержимое стирается.
В СППЗУ хранится программа управления двигателем, содержащая последовательность рабочих инструкций (алгоритмов) и данных калибровки (настроек).
СППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения крутящего момента и мощности, расход топлива, угол опережения зажигания, состав выхлопных газов и т.д. СППЗУ энергонезависимо, то есть содержимое его памяти не изменяется при отключении питания.
В EEPROM хранятся идентификаторы контроллера, двигателя и автомобиля.
Фиксируйте рабочие параметры, а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля. Это энергонезависимая память.
Контроллер — это центральный блок системы управления двигателем. Он получает информацию от датчиков и управляет исполнительными механизмами, обеспечивая оптимальную работу двигателя при заданном уровне производительности автомобиля.
Контроллер находится в зоне ног пассажира и прикреплен к перегородке.
Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, электрическая дроссельная заслонка, катушка зажигания, нагреватель кислородного датчика, клапан продувки адсорбера и различные реле.
Контроллер управляет включением и выключением главного реле (реле зажигания), через которое подаётся питающее напряжение от АКБ на элементы системы (за исключением электробензонасоса, электровентилятора, блока управления и индикатор состояния APS).
Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер откладывает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему зажиганию (завершение расчетов, установка дроссельной заслонки в положение перед запуском двигателя).
При вставке контакта контроллер, помимо выполнения вышеуказанных функций, обменивается информацией с APS (если включена функция иммобилизации). Если после обмена определено, что доступ к транспортному средству разрешен, контроллер продолжает выполнять функции управления двигателем. В противном случае работа двигателя будет заблокирована.
Контроллер также выполняет функцию диагностики системы.
Он определяет наличие неисправностей в элементах системы, включает сигнализацию и запоминает коды, которые указывают на характер неисправности и помогают механику произвести ремонт.
В системе управления двигателем используется датчик массового расхода воздуха с термоанемометром с частотной характеристикой цифрового выходного сигнала.
Он расположен между воздушным фильтром и всасывающим патрубком.
Сигнал ДМРВ представляет собой частотный сигнал (Гц), частота следования импульсов которого зависит от количества воздуха, проходящего через датчик (она увеличивается с увеличением расхода воздуха). Диагностический прибор считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час.
Датчики положения дроссельной заслонки (TPS)
В системе EDS используются два TPS. ДПДЗ являются частью дроссельной заслонки с электроприводом.
DPDZ представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов которого подается опорное напряжение (5 В) от контроллера, а на другой «земля» — от контроллера.
С выхода, подключенного к подвижному контакту потенциометра, выходной сигнал TPS поступает на контроллер.
Контроллер электрически управляет положением дроссельной заслонки в зависимости от положения педали акселератора.
По показаниям ДТП контроллер контролирует положение дроссельной заслонки.
При включении зажигания контроллер устанавливает заслонку в предпусковое положение, степень открытия которой зависит от температуры охлаждающей жидкости.
В положении предварительного запуска дроссельной заслонки выходной сигнал TPS 1 должен быть в пределах 0,65. 0,79 В, выходной сигнал TPS 2 находится в пределах 4,21. 4,35 В.
Если двигатель не запускается и педаль акселератора нажата в течение 15 секунд, контроллер отключает привод дроссельной заслонки, и дроссельная заслонка устанавливается в положение открытия дроссельной заслонки 7-8.
В обесточенном состоянии (LIMP HOME) электрического привода дроссельной заслонки выходной сигнал TPS 1 находится в пределах 0,80. 0,85 В, выходной сигнал TPS 2 находится в пределах 4,15. 4.20 В.
Кроме того, если в течение 15 секунд не будет предпринято никаких действий, произойдет режим управления положением дроссельной заслонки 0 («обучение») — дроссельная заслонка полностью закроется и откроется в предпусковое положение, а затем электрический дроссель вернется в предпусковое положение. Обесточенный режим.
В любом положении дроссельной заслонки сумма сигналов TPS 1 и TPS 2 должна составлять (5 ± 0,1) В.
В случае неисправности в цепях ДПДЗ контроллер обесточивает привод дроссельной заслонки, сохраняет его код и активирует сигнализатор. В этом случае дроссельная заслонка устанавливается в положение открытия дроссельной заслонки 7-8.
В автомобилях с электронным блоком дроссельной заслонки используется электронная педаль дроссельной заслонки, которая электрически передает сигнал о положении педали акселератора на контроллер.
Электронная педаль акселератора расположена на кронштейне под правой ногой водителя.
Электронная педаль акселератора использует два датчика положения педали акселератора (ACP). DPPA — это потенциометрические резисторы, которые питаются от контроллера 5 В.
DPPA механически связаны с трансмиссией рычагом педали. Две независимые пружины между рычагом педали и корпусом создают возвратную силу.
Получая аналоговый электрический сигнал от EPA, контроллер генерирует сигнал для управления положением дроссельной заслонки.
Выходное напряжение DPPA изменяется пропорционально давлению на педаль акселератора.
Когда педаль акселератора отпущена, сигнал DPPA 1 должен быть в пределах 0,46… 0,76 В, сигнал DPPA 2 должен быть 0,23… 0,38 В.
При полностью нажатой педали акселератора сигнал DPPA 1 должен находиться в диапазоне 2,80… 3,10 В, сигнал DPPA 2 должен находиться в диапазоне 1,40… 1,55 В.
В любом положении педали акселератора сигнал DPPA 1 должен вдвое превышать сигнал DPPA 2.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя, на выпускном патрубке водяной рубашки двигателя.
Чувствительным элементом датчика температуры охлаждающей жидкости является термистор, представляющий собой резистор, электрическое сопротивление которого изменяется с температурой.
Высокая температура вызывает низкое сопротивление, а низкая температура охлаждающей жидкости вызывает высокое сопротивление. Контроллер подает напряжение 5В на цепь датчика температуры охлаждающей жидкости.
Датчик детонации (ДД) установлен на блоке цилиндров (рис. 10).
Пьезокерамический датчик DD генерирует сигнал переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам колебаний двигателя.
Когда происходит биение, амплитуда вибрации определенной частоты увеличивается.
В то же время контроллер регулирует угол опережения зажигания, чтобы погасить выстрел.
Проверка датчика кислорода (УДК)
Наиболее эффективное снижение токсичности выхлопных газов бензиновых двигателей достигается при массовом соотношении воздуха и топлива в смеси (14.5.14.6): 1.
Это соотношение называется стехиометрическим.
При таком составе топливовоздушной смеси каталитический нейтрализатор более эффективно снижает количество углеводородов, оксида углерода и оксидов азота, выделяемых с выхлопными газами.
Для оптимизации состава выхлопных газов с целью получения максимальной эффективности каталитического нейтрализатора используется замкнутая система управления подачей топлива с обратной связью по наличию кислорода в выхлопных газах.
Диагностический датчик кислорода (DDC)
Каталитический нейтрализатор используется для снижения содержания углеводородов, оксида углерода и оксидов азота в выхлопных газах.
Нейтрализатор окисляет углеводороды и оксид углерода, в результате чего они превращаются в водяной пар и диоксид углерода.
Нейтрализатор также извлекает азот из оксидов азота.
Контроллер контролирует окислительно-восстановительные свойства преобразователя, анализируя сигнал диагностического датчика кислорода, установленного после преобразователя.
Датчик скорости автомобиля излучает импульсный сигнал, который сообщает контроллеру скорость автомобиля. DSA установлен на первичном валу распределителя.
Когда ведущие колеса поворачиваются, DSA генерирует 6 импульсов на метр движения автомобиля.
Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте следования импульсов.
Датчик положения коленчатого вала установлен на крышке привода распределительного вала на расстоянии примерно 1 ± 0,4 мм от верха зубьев шестерни коробки передач, прикрепленных к коленчатому валу.
Приводной диск интегрирован с ведущим шкивом генератора и представляет собой зубчатое колесо с 58 зубьями, расположенными с шагом 6 °, и «длинной» полостью синхронизации, образованной двумя отсутствующими зубьями.
При совмещении первой половины зубчатого сектора диска после «длинной» полости с осью ДПКВ коленчатый вал находится в положении 114 ° (19 зубьев) в верхней мертвой точке 1-го и 4-го цилиндров.
Когда основной диск вращается, магнитный поток в магнитной цепи датчика изменяется, вызывая импульсы переменного напряжения в его обмотке.
Контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте повторения этих импульсов и вычисляет фазу и длительность импульсов управления форсункой и катушкой зажигания.
Фазовый датчик установлен на верхнем приливе.
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла.
На распредвале двигателя есть специальный штифт.
Когда штифт проходит по концу датчика, датчик излучает на контроллер импульс низкого напряжения (приблизительно 0 В), который соответствует положению поршня 1-го цилиндра в такте сжатия.
Сигнал фазового датчика используется контроллером для организации последовательного впрыска топлива в зависимости от порядка расположения цилиндров двигателя.
Выключатель стоп-сигнала является частью узла педали тормоза и предназначен для подачи соответствующих сигналов в ECM, когда водитель нажимает / отпускает педаль тормоза.
В системах проводного управления дроссельной заслонкой (E-Gas) сигналы переключателя педали тормоза важны, поскольку они используются функцией безопасности программного обеспечения ECM.
По этой причине очень важно следить за тем, чтобы выключатель сигнала тормоза всегда был в рабочем состоянии.
В случае несоответствия его функциональных коммутационных характеристик, например, при самопроизвольном изменении значений регулировки, указанных в инструкции (из-за вибрации педали тормоза, износа переключателя и блокировки педали), двигатель автомобиля может войти в аварийную ситуацию с принудительным снижением мощности.
Переключатель положения педали сцепления является частью узла педали сцепления и сигнализирует ECM о том, что педаль сцепления нажата.
Выключатель имеет набор контактов, которые переключают напряжение с вывода «15» выключателя зажигания.
Когда педаль сцепления нажата, контакты разомкнуты.
Сигнал переключателя положения педали сцепления используется программным обеспечением ECM для улучшения управляемости автомобиля.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
ДПДЗ установлен на самом дросселе и представляет собой потенциометр. Данный датчик считывает показания с положения заслонки дросселя и передает их на ЭБУ. Заслонка открывает доступ к воздуху, тем самым увеличивает обороты двигателя. Датчик же при открытии заслонки подает сигнал на блок управления для увеличения подачи топлива, которая необходима для формирования рабочей топливовоздушной смеси.
Наиболее часто выводимый из строя датчик, является ненадежным элементом системы. Впоследствии от него отказались и перешли на электронный дроссель.
Признаки неисправности ДПДЗ:
- Завышенные обороты при пуске;
- Скачки оборотов двигателя;
- Повышенный расход топлива;
- Не ровный холостой ход;
Недостатки
Перепрошивка программы позволяет увеличить мощность двигателя «Шевроле Нивы». Но в этом процессе существуют и некоторые недостатки:
специалист возьмет за такую работу немалые деньги;
всегда существует риск, что ЭБУ выйдет из строя;
после выполнения агрессивной прошивки, которая выполняется, чтобы увеличить мощность мотора, часто назначенный ресурс уменьшается в пределах пяти процентов. При этом возрастают показатели расхода топлива;
в системе могут появляться серьезные ошибки.
Мнения специалистов относительно целесообразности выполнения чип–тюнинга различны. Одним кажется, что выполнение таких работ принесет исключительно пользу для автомобиля. Двигатель сможет показать максимальные возможности, не вредя самой системе.
По утверждению других профессионалов, такие работы снизят параметры работоспособности машины, приведут к уменьшению ресурса транспортного средства.
Тюнинговать двигатель можно только после того, как будет проведен серьезный анализ, тщательно рассмотрены все функциональные особенности. Использование перепрошивки можно назвать методом, альтернативным механической доработке.
Датчик детонации(ДД)
Датчик детонации устанавливается на блоке цилиндров автомобиля с правой стороны. Необходим ДД для улавливания детонаций в двигателе и корректировки топливной смеси. Сам датчик изготовлен по принципу пьеза элемента и при наличии вибраций в двигателе передает импульсы на ЭБУ, а тот в свою очередь корректирует топливную смесь.
Признаки неисправности ДД:
- Повышенный расход топлива;
- Неравномерная работа на ХХ (повышенные вибрации);
- Рывки при движении автомобиля;
Срок службы ДМРВ
Срок службы ДМРВ напрямую зависит от чистоты проходящего через него воздуха. Вероятную причину поломки расходомера в результате загрязненности нагревательных элементов расходомера можно выявить путем снятия датчика и визуального осмотра их состояния. Отложения на рабочих поверхностях будет показателем в необходимости замены узла либо попытки очистить налет.
Продлить срок службы датчика массового расхода воздуха можно, самостоятельно отслеживая состояние фильтрующего воздушного элемента двигателя и своевременно заменяя его на новый. Для очень пыльных российских дорог, что наблюдается в большинстве регионов, замена фильтра может потребоваться несколько раз за один год или каждые пять-шесть тысяч километров. При этом в официальных регламентах техобслуживания для большинства авто прописывается интервал замены не чаще, чем приезд на очередное ТО. В зависимости от производства, межсервисный интервал автомобиля может составлять 10000 км или 15000км.
Датчик давления масла (ДДМ)
Датчик давления масла расположен справой стороны блока цилиндров и ввернут в штуцер масляной магистрали. Данный датчик необходим для контроля за давлением масла в двигателе. Как известно эксплуатации автомобиля с пониженным давлением масла в ДВС может вывести его из строя. При снижении давления масла в ДВС датчик замыкает контакт, и подает сигнал на панель приборов Нивы, зажигая индикатор давления масла в виде красной масленки.
Признаки неисправности ДДМ:
Отзывы «народных умельцев»
Мастера-«самоделкины», которые имеют опыт выполнения чип-тюнинга «Шевроле Нивы» своими руками, часто говорят, что такие работы не имели смысла. Они утверждают, что двигатель способен сам приспосабливаться к существующим условиям, «самообучаться». Действительно, это свойственно ЭБУ «Бош» моделей 7.9.0 и М 7.9.7, а также М 7.9.7+. Но в случае установки в двигателе блока «Январь» модели 7.2 вполне целесообразно выполнить перепрошивку, изменяя все заводские настройки. Тогда показатели мощности мотора смогут возрасти до 10 %. Желательно доверить такие работы специалисту. От этого напрямую зависит итоговое качество. Так удастся избежать негативных последствий.
Регулятор холостого хода (РХХ)
Данный датчик расположен, так же как и ДПДЗ на дроссельной заслонке Нивы. Суть работы датчика заключается в открытии и закрытии каналов, по которым протекает воздух для работы на холостом ходу. РХХ участвует в работе ДВС только на холостом ходу, при повышении оборотов регулятор отключается. РХХ это своего рода двигатель постоянного тока с червячной передачей. Довольно часто выводимый из строя датчик. Впоследствии от данного датчика отказались в пользу электронного дросселя.
Регулировка Е-газ старого образца
Крышка блока (11183-1108500) фиксируется болтами, которые вставлены в овальные отверстия. Доработка заключается в том. чтобы ослабить 4 винта и повернуть крышку в нужном направлении:
- Экономичный режим (против часовой стрелки). Для спокойной езды, для ускорения следует нажимать педаль немного больше, чем раньше. Расход бензина снижается;
- Активный режим (по часовой стрелке). Машина реагирует уже при незначительном нажатии на педаль газа. Расход бензина увеличивается. Педаль становится более чувствительной и информативной.
Другими словами получаем тот же эффект, что и после установки JETTER (Джеттер или шпора).
Замечено, что первые минуты после таких настроек обороты холостого хода могут быть повышенные (около 1300 об/мин). Но через минуту ЭБУ постепенно подстроился и обороты опустятся до привычных. Если этого не произойдет, включите зажигание на минуту, а потом запустите мотор.
В случае необходимости, можно легко вернуть первоначальное положение (заранее его пометьте).
Датчик педали тормоза
Датчик педали тормоза устанавливается на педальном узле под рулевой колонкой Нивы. В автомобилях без системы Е-ГАЗ отвечает только за включение и отключение стоп-сигналов. В автомобилях, которых установлен электронный дроссель и, следовательно, электронная педаль газа, данный датчик влияет на работу педали. При поломке датчика тормоза перестает работать педаль газа.
Признаки неисправности:
- Не работает педаль газа;
- Рывки при движении на постоянной скорости;
- Потеря мощности и динамики автомобиля;
Устройство и принцип работы электронной педали газа
Чтобы понимать, как это устроено и функционирует, нужно примерно понимать общую схему механического аналога. Функции этих систем схожи, однако самым простым узлом можно считать только традиционный привод.
Педаль «газа» — это орган управления дросселем и его заслонкой. Функция дросселя – регуляция количества воздуха. Чем больше воздуха, с тем большими оборотами будет вращаться коленчатый вал двигателя. Педаль через тросиковый привод либо через рычаги соединяется с приводом дросселя. Все это значительно снижает усилие, необходимое для нажатия на газ.
Принцип действия электронного узла сложнее, но таким образом процесс управления оборотами стал легче. Электронный акселератор используется только на моторах с инжекторной системой питания. Устройство ее – полностью электронное. В основе лежат электронные модули, преобразующие электрические сигналы.
Конструктивно узел представляет собой рычаг из пластика и крепежный кронштейн – внутри кронштейна имеются два датчика. Все эти элементы составляют цельную неразборную конструкцию.
В качестве датчиков используются потенциометры. Подвижный контакт которых находится в жесткой связи с осью рычага пластиковой педали.
Когда водитель нажимает на акселератор, электроника отправляет блоку, отвечающему за преобразование сигналов, данные об положении рычага. На следующем шаге сигнал усиливается и дроссель открывается в соответствии с настройкам автомобиля.
Если рассмотреть классическую схему, то ось педали совмещается с ползунком потенциометра. Переменный резистор изготовлен на печатной плате по технологии напыления. При нажатии на акселератор ползунки потенциометра двигаются по напыленной поверхности, меняя сопротивление в цепи.
В новых моделях авто применяют два потенциометра. Данный подход увеличивает надежность и точность управления. При поломке одного резистора система будет использовать показания второго.
Датчик скорости (ДС)
Датчик скорости автомобиля Нива установлен в раздатке. Функциями датчика является передача показаний о скорости автомобиля. Так же датчик формирует топливную смесь, при движении автомобиля на нейтральной скорости можно заметить, что обороты немного выше, чем при работе автомобиля на ХХ стоя на месте. Повышенные обороты при движении необходимы для избегания провалов при включении скорости и резком ускорении.
Признаки неисправности ДС:
- Повышенный расход топлива;
- Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
- Провалы при ускорении;
- Не работает спидометр;
Ремонт
Если с педалью появились какие либо проблемы, тогда поможет только полная замена узла. Но прежде чем что-то менять, стоит выявить причину неисправности. Для этого можно воспользоваться проверкой с мультиметром.
Можно разъединить датчики и колодку, демонтировать педаль. Проверяют сопротивление – при нажатии на газ оно должно медленно меняться. Скачки показателей говорят о неисправностях.
Но иногда ремонт возможен – например, повреждена проводка. При обнаружения дефекта с проводкой можно использовать следующую схему.
- Освобождают ось, на которой закреплена шестеренка.
- Снимают жгут проводов.
- Затем отпаивают провода.
- Освобождают скобу и вытягивают кабель.
Далее меняют провода и распаивают их соответственно разъему под педалью.
Датчик кислорода (ДК, лямбда зонд)
Датчик кислорода он же лямбда зонд устанавливается в выхлопной системе автомобиля. В некоторых версиях автомобилей устанавливается два датчика до катализатора и после катализатора. Два датчика установлены в Ниве с нормами ЕВРО-4. Датчик улавливает отработанные газы и передает показания на ЭБУ. Если в отработанных газах большое количество несгоревшего бензина или наоборот мало, то ДК вносит изменения в корректировку топливной смеси.
Признаки неисправности ДК:
Модуль зажигания (МЗ)
Модуль зажигания установлен в левой части двигателя на кронштейне. Данный датчик участвует в формировании зажигания. Именно он вырабатывает высоковольтное напряжение необходимое для создания искры в камере сгорания ДВС. В модуле имеется две катушки, они же автотрансформаторы, которые вырабатывают искру попарно, каждая катушка на два цилиндра. При выходе из строя одной из катушек отказывают сразу два цилиндра.
Источник