Маркировка дисков автомобильных колес разделяется на два типа — стандартную и дополнительную. К стандартной относится информация о ширине обода, типе его кромки, разъемности обода, монтажном диаметре, кольцевых выступах, вылете и прочем.
Что касается дополнительной маркировки, то к ней относится информация о максимально допустимой нагрузке, максимально допустимом давлении в покрышке, информации о методах изготовления диска, сведения о международной сертификации конкретного диска. Однако не на каждом автомобильном ободе будет нанесена вся перечисленная выше информация. На большинстве изделий приводится лишь некоторые из приведенных сведений.
Как маркируются диски на легковые авто?
На всём модельном ряде дисков для машин присутствует стандартная маркировка. Сертифицирование в европейских странах производится согласно официально подтверждённому предписанию UNECE 124. Маркировка представляет собой определённый набор символов и цифр.
Несоблюдение данных норм и стандартов в отношении к хотя бы одному из параметров грозит ускоренным износом шины. Это на высокой скорости, при резком торможении или на крутом вираже чревато разрушением резины и аварийной ситуацией на дороге.
Хампы
Ещё один параметр, который может присутствовать или отсутствовать в надписи маркировки диска, это литера «Н». Она обозначает форму и наличие хампов. Hamp, в переводе на русский – это выступ. Данные выступы необходимы для фиксации бескамерных шин и удержания воздуха в баллоне. Всего существует несколько конфигураций кольцевого выступа:
- Н – на диске всего один кольцевой выступ;
- Н2 – на ободе два одинаковых кольцевых выступа;
- FH – плоский хамп (Flat Hamp);
- СН – комбинированный хамп (Combi Hump);
- AH – асимметричный выступ (Asymmetric Hump).
Если вместо маркировки «Н» стоит литра «Х», значит диск неразборный и без кольцевых выступов.
Возьмите на вооружение правила расшифровки параметров колёсного диска. Таким образом, вам удастся приобрести диски необходимой конструкции. Как следствие, автомобиль будет соответствовать заводским характеристикам и радовать хозяина.
Где находится маркировка диска?
Маркировка на колёсном диске относится к его любому элементу вне зависимости от используемых при изготовлении технологий и материалов. Расположена она на внешней или внутренней стороне лицевой части этого элемента автомобиля. С эстетической целью производители чаще наносят маркировку внутри панели.
В зависимости от модели данные выдавливаются в разных местах, но в основном место их расположения — это свободные пространства между крепёжными отверстиями диска. Иногда техническая информация находится на ободе колеса с его внешней стороны.
Vilet
Большинство шинных центров и интернет-магазинов торгуют исключительно китайскими колесами марок Replica, Nitro и др. Соответствуют ли они нормам безопасности?
Как правило, колеса, представленные в серьезных магазинах, проходят обязательную сертификацию и имеют допуск к эксплуатации. Не стесняйтесь, спрашивайте у торговцев сертификаты на их товар.
Какие параметры обозначаются?
Все колёсные диски маркируются по общепринятым стандартам. Это в одинаковой степени относится и к литым, и к штампованным изделиям. Чтобы разбираться в маркировке автомобильных дисков, нужно иметь представление об их устройстве.
Колёсный диск состоит из следующих частей:
- 1 — диаметр кольцевой части обода;
- 2 — центральная ось вращения;
- 3 — посадочная ширина обода;
- 4 — кольцевой выступ (хамп);
- 5 — монтажный ручей обода;
- 6 — полка;
- 7 — закраины;
- 8 — диаметр центрального (ступичного) отверстия;
- 9 — диаметр плоскости крепления диска;
- 10 — диаметр окружности центров крепёжных отверстий;
- 11 — плоскость крепления диска;
- 12 — х-фактор;
- 13 — вылет колеса;
- 14 — ось симметрии диска.
Код из цифр и символов не всегда характеризует все без исключения параметры конкретного изделия. Но самые важные характеристики производитель обязан предоставлять потребителю.
Для большей наглядности разбор маркировки колёсного диска проведём с использованием конкретного примера — это будет код 9JX19ET41. Также рассмотрим дополнительные параметры, нестандартные варианты, диапазоны обозначений и прочие нюансы.
Ширина обода
Первая цифра (в нашем случае это 9) — расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес. Числовое значение указывается в дюймах. В отношении легковых авто в зависимости от модели машины оно колеблется в диапазоне 5-12,5 дюймов.
Это важная характеристика, и её следует учитывать при выборе покрышек, так как каждой шине соответствует определённый диапазон ширины обода. В идеале последняя должна стремиться к среднему показателю данного диапазона.
Тип кромки обода
Буква J в примере — тип кромки обода или, точнее, форма его закраины. В данном месте происходит контакт шины и диска. Вариаций исполнения формы кромки довольно много. Из наиболее часто встречаемых:
- J;
- P;
- D;
- B;
- K;
- JK;
- JJ;
- J.
Каждой букве соответствует одна или несколько характеристик. С технической стороны последние несут описание:
- радиуса закругления;
- контурной профильной формы;
- угла наклона полки;
- высоты полки и т. п.
Приведённый в примере тип кромки обода J чаще всего встречается в легковых машинах. Модельный ряд легковых авто с полным приводом стандартно укомплектован дисками с кодом JJ.
Тип кромки обода колеса напрямую влияет на монтаж, балансировку, стойкость резины к экстремальным ситуациям. Некоторые диски с разными обозначениями формы закраины имеют схожие параметры, но это вовсе не значит, что они взавимозаменяемы. Во избежание проблем всегда выбирайте только рекомендованную производителем кромку обода.
Возможность разборки (разъёмность)
Буква X в примере обозначает, что данный обод является неразъёмным, то есть он не разбирается. Встречающийся символ «—» на иных типах дисков указывает на разборность данного узла. Дополнительные отличия второго от первого — повышенные вес и жёсткость.
Обозначение X также говорит о том, что диск предназначен для работы в тандеме с эластичной шиной. Это является типичным в основном в отношении легковых машин. В тяжёлых грузовых авто применяется жёсткая, разъёмная конструкция диска.
Монтажный диаметр
Этим термином обозначают диаметр посадочного обода диска колеса под резину в дюймах. В приведённом примере его значение равно 19. В среде автолюбителей встречается и другое название данного параметра — радиус диска.
Монтажный размер шины должен точно совпадать с диаметром колёсного обода. Стандартные значения данного параметра для легковых машин и внедорожников находятся в диапазоне 13-21 дюйм.
Вылет диска
Вылетом принято называть размер в миллиметрах между точкой соприкосновения диска и ступицы с центром поперечного сечения колеса. Значение может быть нулевым (ЕТ0), положительным (ЕТХХ) или отрицательным (ЕТ-ХХ). Число ХХ колёсного диска конкретного авто должно соответствовать рекомендованным производителем параметрам.
В приведённом примере положительный вылет диска — ЕТ41. Очень важно, чтобы данный параметр был максимально близок к заявленной производителем характеристике. В ином случае в экстренных условиях диск может не выдержать нагрузки со всеми вытекающими последствиями.
Кольцевые выступы
На многих колёсных дисках присутствует такое обозначение как кольцевой выступ — хамп (узел, предназначенный для фиксации бескамерного варианта шины и препятствующий выходу воздуха при внешнем воздействии на резину). Параметр содержит букву H, другие символы и цифры. К примеру, код FH можно расшифровать так: плоский хамп, усечённый по высоте с одной стороны диска.
Таблица наиболее распространённых вариантов типов кольцевых выступов:
Обозначение | Расшифровка |
H | простой хамп внутри или снаружи диска |
H2 | сдвоенная система, расположенная с обеих сторон |
FH | плоский вариант с усечением по высоте |
AH | ассиметричная система |
CH | комбинированная вариация хампа |
FH2 | двойной плоский вариант |
EH+ | расширенная разновидность хампа |
EH2 | расширенная сдвоенная система |
Крепёжные отверстия
Маркировка крепёжного узла расшифровывается очень просто: первая цифра обозначaет количество отверстий, второе число — диаметр окружности расположения этих самых отверстий в миллиметрах. Вариантов разболтовки (PCD) достаточно много, при этом первое значение находится в диапазоне 4-6 шт., второе колеблется от 98 до 139,7 мм.
Определение соответствия разболтовочного узла «на глаз» не рекомендуется. Промах даже в пару миллиметров опасен перекосом колёс и последующим биением. При неблагоприятном исходе может произойти самопроизвольное откручивание крепёжных элементов.
Диаметр ступичного отверстия
Диаметр центрального посадочного отверстия дисков указывается в миллиметрах, в виде кода dХХ. В легковых машинах его значение расположено в диапазоне 50-70 мм. Диски подбирают в точном соответствии с техническим регламентом автомобиля.
Дополнительные параметры и нестандартные варианты маркировки
Помимо основных характеристик маркировки колёсных дисков машины, существуют дополнительные (но не менее важные) параметры, которые между тем не имеют отношения к размерам колеса.
Обозначение МахLoadХХХ — не что иное, как максимально допустимый вес на диски, где ХХХ — килограммы или фунты в зависимости от марки авто. При установке колёс с несоблюдением описываемого параметра появляется риск повышенной нагрузки на данный элемент конструкции и деформации последнего даже при небольшом ударе.
Кроме того, дополнительные обозначения на дисках могут содержать следующую информацию:
- TUV, SAE, PCT, ISO — контроль качества, стандарт изготовления продукта;
- МахLoadХХХlbs — максимально допустимая нагрузка на колёса, где в зависимости от модели машины ХХХ — предельные килограммы или фунты;
- PCDХХХ/Х — дополнительный размер разболтовки;
- MaxPSIХХCold — максимальное давление (ХХ) холодной (Cold) шины.
Иногда производитель указывает на диске дополнительную информацию, раскрывающую технические особенности технологии изготовления изделия. Например, это может быть кодировка расцветки диска (чтобы точнее подобрать к цвету авто). Состоит она из одного или двух латинских символов.
Таблица расшифровки цветовой гаммы колёсных дисков:
Обозначение | Расшифровка |
WF | полированный белый |
W | простой белый |
MGM | тёмно-серый |
MB | дымчатый чёрный |
HPB | тёмно-серебристый |
FWF | белый с частичной полировкой |
GMF | тёмно-серый с полной полировкой |
GF | золото с полной полировкой |
CH | хром |
S (HP) | серебро |
SF (HS) | серебро с полной полировкой |
GM | серый с тёмным оттенком |
G | золото |
FGMF | серебро с частичной полировкой |
FSF | серебро с частичной полировкой |
HPL | серебро с полировкой обода |
MBF | дымчатый чёрный с полной полировкой |
MW | матовый белый |
Другие обозначения, кроме перечисленных, не слишком важны автовладельцу. Это могут быть:
- спецификация стилевого оформления;
- дата выпуска изделия;
- страна производства;
- технологическая информация и прочее.
Инструкция по эксплуатации или собственноручные замеры
Еще проще владельцу авто при наличии инструкции по эксплуатации ТС. Алгоритм действий очень прост: открываем, изучаем, выбираем новые диски в соответствии с рекомендациями производителя. Ошибиться в этом случае практически невозможно.
Однако не всем автомобилистам так повезло. Допустим, инструкции нет, машина возрастная, а неродные диски установлены еще прежним хозяином — тогда информация отсутствует в принципе. Ничего страшного. На этот случай всегда есть запасной план. А именно — самостоятельные действия.
Практические советы
Маркировка на колёсных дисках — это не просто набор символов и цифр. Чтобы избежать неприятных ситуаций при покупке, монтаже и эксплуатации дополнительно уделите внимание следующим моментам:
- Частая ошибка автовладельцев — приобретение дисков с отличными от штатных характеристиками разболтовки. Если промахнуться с PCD всего на несколько миллиметров, существует опасность появления биения колеса и быстрого износа подшипников ступицы.
- Самый качественный вид покраски дисков — покрытие порошковой эмалью. Последняя наносится с использованием электрического тока, при этом слой краски получается устойчивым и равномерным.
- При монтаже шины постарайтесь не царапать диск. Даже небольшое повреждение потенциально грозит ржавчиной.
- Приобретая новые диски, обратите особое внимание на наличие/отсутствие сколов краски. Это также позволит избежать в скором времени коррозии металла.
- При приобретении дисков уделите внимание плоскостям их бортов. Они не должны иметь помятостей и неравномерного хода относительно оси при вращении (проверка проводится на шиномонтажном станке).
- Ни в коем случае не ставьте на диски шины с меньшим диаметром. Такие эксперименты грозят негативными последствиями.
- Не рекомендуется подгонять отверстия под крепление колеса их растачиванием/рассверливанием. Такая доработка снижает безопасность эксплуатации автомобиля.
- Используемый крепёж для дисков должен быть комплектным. Монтаж с помощью любых «подходящих» болтов и гаек грозит самопроизвольным откручиванием последних и аварийной ситуацией на дороге.
- Величину параметра PCD при отсутствии маркировки на диске можно узнать с помощью штангенциркуля. Но если возникла такая необходимость, всё же лучше обратиться к специалисту.
- Не устанавливайте на машину диски с нестандартным вылетом. Хотя уменьшение последнего увеличивает колею, повышает устойчивость хода и придаёт автомобилю стильный внешний вид, оно при этом влечёт перегрузку подшипников ступицы и подвески.
О том, как расшифровать маркировку дисков, смотрите в следующем видео:
Знание расшифровки маркировки колёсных дисков пригодится любому автолюбителю. Прочитав эту статью, вы сможете подобрать подходящие колёса к машине без консультаций со специалистом. Запомните всего несколько обозначений, чтобы затем их верно расшифровать.
Допустимые отклонения
Для отдельных параметров допустимы определенные отклонения без отрицательного воздействия на управляемость автомобилем и
состояние подвески.
- Диаметр диска. На легкосплавных дисках допускается увеличение размера на 1 дюйм.
- Ширина диска. Допустимое отклонение – 0,5 дюйма.
- DIA – размер центрального отверстия должен в идеале соответствовать диаметру ступицы. Допустимое отклонение до +0,3 мм.
- ET – желательно соблюдение штатных размеров. Допустимо изменение вылета до +/- 2 мм.
Обратите внимание! Параметр PCD определяется с абсолютной точностью. Количество крепежных отверстий должно точно соответствовать заявленным значениям. Погрешности не допускаются.