Оплата товара и скачивание книги в электронном виде (формат PDF) производится на сайте.
Для этого надо найти интересующую Вас книгу и нажать на кнопку «Купить». Цена книги указана на кнопке.
Для удобства, цена на сайте для жителей России, Беларуси и Казахстана представлена в рублях.
Для жителей Украины в гривнах, а для всех остальных стран — доллары.
После нажатия на кнопку «КУПИТЬ» Вам откроется окно оплат, где можно выбрать платежную систему, с помощью которой можно оплатить выбранную книгу с помощью любой банковской карты (Visa, MasterCard, МИР и т.д.)
При нажатии на кнопку «Оплатить банковской картой» откроется платежная система Portmone с помощью которой проще всего совершить оплату.
Кроме этого, на сайте для оплаты представлены четыре платежные системы:
- Яндекс (оплата с любых банковских карт, аккаунта Яндекс Деньги, QIWI Wallet, терминалы и т.д.);
- Portmone (оплата с любых банковских карт, аккаунта Portmone);
- PayPal (оплата с любых банковских карт, аккаунта PayPal);
- WebMoney (оплата с любых банковских карт, оплата с кошельков WebMoney).
Оплата через Яндекс Кассу
После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)
После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.
Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.
Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru
Установка
Подготовленные сборки установите на место даже через верх цилиндра. Тщательно проверьте шатунные подшипники и замените их. Установите нижние элементы — крышки и закрепите болтами.
Это связано с тем, что от момента затяжки зависит очень многое: как свобода вращения коленчатого вала, так и при этом герметичность вкладышей на цапфу этого вала. Если оно слабое, масло вытекает без надлежащей смазки, а если оно сильное, оно заклинивает, и, опять же, смазка недостаточна. Исходя из этих соображений, это значение должно быть ровно 43,32-53,51 Гн * м или еще 4,42-5,46 кгс * м. Только так и больше ничего. После этого полную сборку можно выполнить в обратном порядке.
Интересное видео про удочки Приора»:
Иногда бывает, что необходимо срочно заменить прокладку или поменять ГБЦ. Такие работы на заправке стоят недешево, и, чтобы сэкономить, можно попробовать самому. Работа эта несложная, но требует внимания, важно соблюдать последовательность и момент затяжки головки клапана Приора 16.
Здесь вам также нужно знать, что последовательность затяжки для блоков 16cl и 8cl отличается, поэтому вам нужно быть осторожным. Крутящий момент на 16- и 8-клапанных двигателях одинаков и равен четырем оборотам.
Оплата через Portmone
После выбора оплаты через Portmone запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт Portmone.
Цена в платежной системе Portmone пересчитывается в доллар по курсу Центрального банка той страны, где Вы находитесь.
Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от доллара, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка Вашей страны на момент совершения покупки.
После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Официальный сайт платежной системы Portmone https://www.portmone.com
Затягиваем болты на двигателе правильно
Всю мою жизнь меня окружали автомобили! Сначала в деревне я уже в первом классе носился на тракторе по полям, потом была ЯВА, после копейка. Теперь я студент третьего курса «политеха» на автомобильном факультете. Подрабатываю автослесарем, помогаю ремонтировать автомобили всем своим знакомым.
В приведённой ниже таблице мы обозначили моменты затяжки всех резьбовых соединений на двигателе ВАЗ-2112.
Момент затяжки резьбовых соединений (таблица)
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н·м (кгс·м) |
Двигатель | ||
Болт крепления головки цилиндров | М12х1,25 | Болты крепления ГБЦ необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°. |
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора | М8 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления натяжного ролика | М10×1,25 | 33,23–41,16 (3,4–4,2) |
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,38–22,64 (1,87–2,31) |
Болт крепления шкива распределительного вала | М10 | 67,42–83,3 (6,88–8,5) |
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов | М6 | 6,66–8,23 (0,68–0,84) |
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) |
Болт крепления масляного картера | М6 | 5,15–8,23 (0,52–0,84) |
Гайка болта крышки шатуна | М9х1 | 43,32–53,51 (4,42–5,46) |
Болт крепления маховика | М10х1,25 | 60,96–87,42 (6,22–8,92) |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М6 | 7,64–8,01 (0,78–0,82) |
Болт крепления шкива коленчатого вала | M12х1,25 | 97,9–108,78 (9,9–11,1) |
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | М6 | 4,17–5,15 (0,425–0,525) |
Гайка крепления приемной трубы глушителя | М8×1,25 | 20,87–25,77 (2,13–2,63) |
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя | М8×1,25 | 15,97–22,64 (1,63–2,31) |
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя | М12х1 | 14,7–19,6 (1,5–2,0) |
Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя | М10х1,25 | 32,2–51,9 (3,3–5,5) |
Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя | М10 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата | М10 | 41,65–51,45 (4,25–5,25) |
Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата | М10 | 31,85–51,45 (3,25–5,25) |
Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата | М10х1,25 | 27,44–34 (2,8–3,47) |
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата | М12 | 60,7–98 (6,2–10) |
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления маслоприемника к насосу | М6 | 6,86–8,23 (0,7–0,84) |
Болт крепления масляного насоса | М6 | 8,33–10,29 (0,85–1,05) |
Болт крепления корпуса масляного насоса | М6 | 7,2–9,2 (0,735–0,94) |
Пробка редукционного клапана масляного насоса | М16х1,5 | 45,5–73,5 (4,64–7,5) |
Штуцер масляного фильтра | М20×1,5 | 37,48–87,47 (3,8–8,9) |
Датчик контрольной лампы давления масла | М14х1,5 | 24–27 (2,45–2,75) |
Гайка крепления карбюратора | М8 | 12,8–15,9 (1,3–1,6) |
Гайка крепления крышки головки цилиндров | М6 | 1,96–4,6 (0,2–0,47) |
Инструмент для замеров
Несмотря на то, что выполнение работ по правилам затяжки требует специального подхода, однако большого количества времени подобная процедура не займёт.
Единственное, что потребуется для выполнения подобных работ – это динамометрический ключ.
Такой ключ используют для производства замера момента затяжки.
Достать такой инструмент, можно в любом магазине, однако цена его часто кусается и порой может достигать 2000 рублей.
Оплата через PayPal
После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.
Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку «Create an Account (Создать аккаунт)» — на рисунке показано стрелочкой.
После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.
После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку «Pay Now (Оплатить)».
Официальный сайт платежной системы PayPal https://www.paypal.com
Кривошипно-шатунный механизм
Эта основная двигательная единица в основном состоит из следующих групп:
В каждой части группы есть еще несколько элементов. Например, каждый поршень имеет набор уплотнительных колец, соединительный штифт и скобы, удерживающие штифт. Коленвал имеет подшипники, сальники. Самое интересное — это устройство шатунов.
Принцип работы механизма
Двигатели ВАЗ, как и другие автомобили, основаны на взрывном сгорании топлива. Поршень создает некоторое сжатие газовоздушной смеси, искра искрового генератора зажигает его, толкая поршень вниз, а кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует поступательное движение во вращательное. Это связано с особой формой коленчатого вала. Шатуны расположены так, что когда шатуны, толкающие поршни, поднимаются вверх, шатуны толкают их вниз. И этот процесс идет по очереди.
Комплектация шатунов «Приоры»
Эти части складываются. Основная часть сделана из высококачественного металла. Только в верхнем кольце, куда входит стопорный штифт поршня, устанавливается гильза из другого металла. В целом шатун состоит из следующих частей:
- шатун;
- внутренние покрытия;
- тяги 2 шт.;
- специальные шайбы;
- шатунный подшипник.
Это связано с тем, что на гильзах есть специальные канавки для прохождения моторного масла. Из-за высокой скорости вращения этому агрегату требуется равномерная и обильная смазка. Малейшее несовпадение этих шлицев с маслопроводными отверстиями коленчатого вала приведет к прерыванию подачи смазки и, как следствие, к блокировке двигателя.
Оплата через WebMoney
После выбора оплаты через WebMoney запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или кошелек WebMoney.
Если у Вас уже есть кошелек WebMoney, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
Если у Вас нет кошелька WebMoney, и Вы хотите оплатить другим образом, Вам необходимо выбрать любой из способов, который предлагает WebMoney и осуществить оплату
После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Официальный сайт платежной системы WebMoney https://www.webmoney.ru/
Тюнинг двигателя с помощью шатунов
Большинство молодых людей, приобретающих «Приору», не удовлетворяются заводскими параметрами машины. Многие стремятся усовершенствовать свой автомобиль. Сделать его мощнее, приёмистей и быстрей. Это называется «зарядить» двигатель. То есть, как ещё говорят, сделать тюнинг. В это понятие входит много различных действий.
Самыми популярными, для такой операции являются так называемые, «спортивные», усиленные шатуны, длиной 131 мм. Они входят в стандартный набор для улучшения мотора «Приоры».
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
На этой странице Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel.
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Момент и последовательность затяжки постели распредвалов
Последовательность затяжки крышки распределительных валов
Правильная затяжка постели распределительных валов, а также остальных деталей головки блока цилиндров определяет нормальное функционирование всех узлов и агрегатов. Так, для того, чтобы затянуть резьбовые соединения используется типовая схема затяжки и динамометрический ключ.
Перед тем как устанавливать болты на место, необходимо их хорошо промыть и смазать силиконовой смазкой
Для того чтобы правильно затянуть болты необходимо знать последовательность. Она начинается со средней части и поэтапно переходит непосредственно к краям. Детальную последовательность можно увидеть на фотографии ниже.
Схема затяжки каждого болта постели распредвала с нумерацией
Что касается непосредственно силы затяжки, то она составляет 8,0-10,0 Нм . После того, как постель установлена на головку блока, болты соединения закручиваются руками или без особой силы при помощи трещотки с головкой.
Закручиваем все болты от руки, но не затягиваем
Когда все болты стали на место, необходимо взять динамометрический ключ и затянуть согласно нормативам в порядке указанном выше.
Динамометрический ключ для затяжки резьбовых соединений
В каких случаях понадобиться затягивать постель распределительных валов
Болты закручены. Отмечены стрелочками
Затяжка постели распределительных валов понадобится в том случае, если её перед этим демонтировали для проведения восстановительно-ремонтных работ. Так, в каких случаях понадобится снимать постель, рассмотрим более детально:
- Замена распределительных валов, толкателей или сальников клапанов.
- Капитальный ремонт головки блока.
- Ремонтные операции с двигателем.
- Замена отдельных элементов головки блока цилиндров.
Последствия неверной затяжки постели
К последствиям неправильной затяжки постели распределительных валов можно отнести следующее:
- Утечка масла из-за образования щели или неплотного соединения.
- Пропускание воздуха внутрь ГБЦ.
- Нарушение в работе двигателя или головки блока.
- Попадание посторонних предметов (воды, грязи, пыли).
Проблемы при оплате банковскими картами
Иногда при оплате банковскими картами Visa / MasterCard могут возникать трудности. Самые распространенные из них:
- На карте стоит ограничение на оплату покупок в интернет
- Пластиковая карта не предназначена для совершения платежей в интернет.
- Пластиковая карта не активирована для совершения платежей в интернет.
- Недостаточно средств на пластиковой карте.
Для того что бы решить эти проблемы необходимо позвонить или написать в техническую поддержку банка в котором Вы обслуживаетесь. Специалисты банка помогут их решить и совершить оплату.
Вот, в принципе, и все. Весь процесс оплаты книги в формате PDF по ремонту автомобиля на нашем сайте занимает 1-2 минуты.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, вы можете их задать, воспользовавшись формой обратной связи, или написать нам письмо на [email protected]
Нюансы работы
На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.
Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:
- на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
- на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».
При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.
Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.
Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контрольусилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.
Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.
Инструменты и материалы
Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:
- ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
- набор головок и обычных ключей;
- ключ Тогх Е14;
- штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
- пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
- новые болты.
Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта
Пошаговая инструкция
Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:
- Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
- Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
- Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
- Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
- Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
- Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
- В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
- Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
- После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.
Самодельное приспособление для контроля угла доворота
В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.
Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:
- Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
- Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
- Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
- Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
- Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
- Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
- Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
- После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.
Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.
Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.
Переходим к блоку цилиндров
Снимаем поддон. Поворачивая коленвал как нам удобно откручиваем по два болта на каждой крышки шатуна. Используем для этого головку TORX E10.
Поршня вместе с шатунами вынимаем. Для этого снизу деревянной ручкой молотка упираемся в шатун и слегка постукивая выбиваем его наверх. Снимаем старые вкладыши и по маркировки на них покупаем такого же размера новые. Вот еще один камень в огород АвтоВАЗа, машина у владельца с салона и в мотор не разу не лазили, но три поршня были группы «В» а один «С». Получается, что на заводе один цилиндр немного переточили и просто сунули туда увеличенный поршень, нет слов. Вариантов нет, берем группу «С», не точить же мотор из-за этого. Коренные вкладыши так же трогать не будем.
Покупаем новую поршневую группу, не гнущею клапана, шатуны и шатунные вкладыши.
Устраняем продольный люфт коленвала
На данном моторе он был замечен. Что бы устранить его заменим упорные полукольца. В наличие есть стандартные и ремонтные размеры. Берем первый ремонтный размер, если будут туго заходить немного сошлифуем. Откручиваем средний коренной подшипник и аккуратно толкнув отверткой сдвигаем полукольца. Метка на нем виде трех засечек, изображена ниже.
Когда полукольцо немного вышло проворачиваем коленвал, он вытолкнет его. Полукольца двух видов спереди белое и желтое сзади, канавки на них должны смотреть в сторону щек коленвала.
Ставим как снимали новые полукольца, если они заходят с большим усилием можно их немного шлифануть на мелком абразивном бруске, только не со стороны канавок. Проверяем люфт. Затягиваем коренной подшипник моментом 8 кгс*м.
Собираем поршневую
Сверху на поршне выбита стрелка, она должна быть направлена к передней части двигателя. А на шатуне есть метки, которые должны смотреть в свою очередь так же. Не перепутайте!
Вставляем одно стопорное кольцо в паз на поршне. Вставляем шатун в поршень и смазав свой и поршневой палец маслом вставляем его на свое место. Вставляем второе стопорное кольцо. Данная операция хоть и кажется простой, но помучится придется. Осматриваем собранную конструкцию все стопорные кольца должны быть четко в своих канавках, в противном случае выскочившее кольцо на работающем двигателе может натворить много бед.
Технические параметры
Технические характеристики двигателя ВАЗ-21126 следующие:
- тип – четырехтактный, бензиновый;
- вариант исполнения – рядный;
- число цилиндров – 4 шт.;
- число клапанов – 16 шт. (по два впускных и выпускных на цилиндр);
- объем мотора – 1,66 л;
- наибольшая мощность – 98,0 л. с.;
- номинальное количество оборотов – 5600 об./мин;
- алгоритм работы цилиндров – 1-3-4-2;
- величина сжатия – 11,0;
- зажигание – электронное;
- масса – 0,12 т;
- бензин – АИ-95;
- заправочные объемы: система смазки – 3,50 л;
- система охлаждения – 7,84 л;
- топливный бак – 43,0 л.