Современный легковой автомобиль наполнен электроникой, которая получает питание по двум проводам – плюсовому и минусовому, причем последний нередко называют «массой» или «землей», а в роли провода часто выступает металлической кузов. Симптомы плохой «массы» на автомобиле ВАЗ 2114 нередко выглядят как неисправности различных систем, зачастую даже не связанных с электроникой. Но те, кто знаком с устройством транспортного средства и азами электротехники, быстро находят настоящую причину.
Что такое «масса» в автомобиле
Электроэнергия – это движение электронов от минусового контакта к плюсовому. Причем коммутация большинства узлов и систем автомобиля происходит по плюсовому проводу, тогда как все минусовые контакты подключены к «земле». Такая схема снижает расходы на электропроводку авто, ведь электрические провода заметно дороже конструкционной стали, из которой делают все кузовные детали.
Несмотря на довольно большое, по сравнению с медью и алюминием, электрическое сопротивление стали, из-за небольшой длины кузова влияние этого параметра незначительно, поэтому даже при включении мощных потребителей электроэнергии падение напряжения не превышает 0,5 В. Падение напряжения происходит строго по закону Ома, который гласит: «сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи». Поэтому чем выше сопротивление, тем меньше ток при том же напряжении, или меньше напряжение при том же токе.
Схема «масс»
Поэтому под «массой» и «землей» подразумевают не только сам кузов, но и все провода, которые соединяют его с потребителями энергии. Такое название появилось еще в начале ХХ века, когда электричество и электрические устройства начали входить в обычную жизнь большинства людей. Хотя название могло появиться и раньше, когда во время экспериментов с электричеством минусовой контакт соединяли с вбитым в землю металлическим штырем, выполняющим функцию заземления, то есть передающим излишки энергии земле.
Проблемы с массовыми проводами
Как проявляются проблемы с контактами на массу?
Двигатель
Если окислен или отошел провод на массу от ЭСУД, это проявляется в самопроизвольной смене режимов работы или машина внезапно глохнет. Плохой контакт от торпеды вызывает неустойчивую работу двигателя на холостых оборотах.
АКБ
При нарушении контакта происходит ухудшение заряда АКБ, снижается частота оборотов стартера во время запуска, возникают проблемы в ЭСУД, потому что туда идет второй провод массы от АКБ. Чтобы исправить нарушение, сначала проверяется натяжение гаек, крепящих толстый провод у двигателя.
Для этого наружная гайка ослабляется, внутренняя гайка проверяется и, если надо, подтягивается. Затем наружная гайка закручивается обратно. Тонкий провод является главным проводником минусового заряда. При неисправностях проверяют его состояние и затяжку гайки на корпусе, а также болта на клемме АКБ.
Если вы нашли точку с плохим контактом, полностью разберите узел, найдите все выгоревшие и окислившиеся участки, зачистите и выровняйте все поверхности перед сборкой. Обожмите и пропаяйте все клеммы.
ЭСУД
Проблемы могут появиться из-за отсутствия в заводской комплектации корончатой шайбы под планкой и незатянутой гайкой соединения шпильки и провода. Со временем из-за образовавшегося люфта между шпилькой и проводом появляются скачки напряжения в каналах нескольких датчиков. Результатом является неконтролируемое увеличение оборотов двигателя, если включить вентилятор.
ЭБУ
Модели с 1.5 двигателем. При плохом контакте первого вывода на массу от ЭБУ (на усилителе рулевого вала) при включении габаритов, указателей поворотов, звукового сигнала, стеклоомывателя и других потребителей возможны отклонения в показаниях значений температуры и уровня топлива.
Быстрая проверка. Если вы подозреваете, что проблема заключается в точке массы ЭБУ, возьмите «крокодилы» для прикуривания и прикрепите один на двигатель, а второй на массу в салон. Запустите машину. Если проблемы исчезли, ремонтируйте неисправные контакты.
Модели с 1.6 двигателем. При плохом контакте первого вывода на массу от ЭБУ (внутри приборной панели) при включении фар или стеклоподъемников могут заработать стеклоочиститель со стеклоомывателем или сработать система запирания дверей.
При плохом контакте второго вывода на массу от ЭБУ (на приварной шпильке) при включении габаритного освещения, фар, вентилятора радиатора возможны неправильные показания на панели температуры и уровня топлива («скачущие» стрелки).
При появлении проблем сначала проверяют первый вывод и соединение на гайке М6. Если гайка затянута нормально, а проблема осталась, проверяют второй вывод – точку массы, заземляющую панель на приварную шпильку (соединение – резьба М6). Точка расположена в средней части внутренней стороны моторного щита. Обычно гайка завинчена слабо и ее приходится докручивать.
Как проявляется плохая «масса»
В большинстве случаев плохая «масса» у автомобиля Лада 2114 выглядит как неправильная работа одной из систем. К примеру, двигатель вдруг резко теряет мощность, магнитола воспроизводит заметно менее громкий звук, а дворники передвигаются рывками на небольшое расстояние и могут замирать на несколько минут. Если же «масса» совсем пропала, то соответствующая система полностью прекращает работу. Это происходит из-за того, что появляется дополнительное сопротивление в цепи питания системы, что увеличивает общее сопротивление потребителя энергии, а значит, снижает ток, потребляемый этой системой.
Когда сопротивление становится слишком большим, «масса» исчезает и электроны перестаю двигаться по цепи. Учитывая, что в современном автомобиле нет ни одной системы, функционирующей без участия механических устройств, определить отсутствие «земли», особенно для неопытного водителя, непросто. Если же вы умеете пользоваться тестером, то быстро определите настоящую причину поломки, ведь чем хуже «земля», тем меньше питающее напряжение, поступающее на электронные или электрические элементы блока. Поэтому симптомы плохой «массы» на автомобиле ВАЗ 2110 такие же, как любой другой «Ладе» или даже иномарке.
Проверка «массы»
Нередко отсутствие «массы» полностью идентично по своим проявлениям отсутствию питания из-за:
- оборванного провода;
- короткого замыкания;
- сгоревшего предохранителя.
Несмотря на различные причины, итог таких неисправностей один и тот же – снижение или прекращение движения электронов через цепь питания соответствующей системы.
Основные места появления плохой «массы» и причины этого явления
Вот основные места появления плохой «земли»:
- все места контактов кузова и подходящих к нему проводов;
- клеммы контактов;
- провода под изгибом;
- резьбовые соединения.
По этим причинам плохая масса появляется не только на автомобиле ВАЗ 2114, но и на любом другом транспортном средстве. Катализаторами или провокаторами ухудшения проводимости по цепи минусового питания являются:
- коррозия, вызванная различными факторами, в том числе электрохимическая;
- ослабление затяжки резьбовых соединений;
- высокая влажность и пыль, из-за которых контакты покрываются грязью;
- подгорание контактов и клемм;
- механическое повреждение проводов (перелом);
- отсоединение контактов и клемм;
- ослабление упругих элементов клемм;
- поломка механизма фиксации клемм.
Обрыв косы – одна из причин появления плохой «массы»
Эти причины актуальны для любого легкового автомобиля, вне зависимости от типа двигателя и года выпуска.
Где находится масса c двигателя на кузов на ВАЗ-2114: точные фото расположения
Автолюбитель со стажем. Имею автомобильное образование, а именно: механик по ремонту двигателей. В начале карьеры была ВАЗ-2107, потом, БМВ 5-серии, Тойота Супра и праворульный МАРК-2. Сейчас в семье 2 автомобиля: Пежо 407 и Додж Челленджер 2016. Каждый автомобиль изучаю от «А» до «Я». Имею богатый опыт и стараюсь каждый ремонтировать своими руками.
Как найти место плохой «массы»
Помочь найти место плохого контакта по минусовой цепи поможет следующий алгоритм действий:
- определение неисправной системы;
- исключение механических дефектов;
- исключение проблем питания плюсовой цепи;
- подтверждение проблемы по минусовой цепи питания;
- поэтапная проверка всей минусовой цепи питания.
Этот алгоритм применим к любой системе автомобиля, но, на некоторых системах его можно упростить, начав проверку сразу же с точки подключения минусового провода к кузову. Но, мы рекомендуем придерживаться именно его, ведь если неисправна минусовая линия подачи электроэнергии, то высока вероятность проблем в механике и плюсовой цепи.
Определение проблемного блока или системы
Подробную информацию об устройстве и принципах работы электрики и электроники автомобилей ВАЗ 2108–2215 вы найдете тут (электросхема ВАЗ 2108–2115), поэтому дальше мы будем рассказывать о диагностике неисправностей узлов, входящих в состав электросхемы этих машин. Каждая из систем оснащена несколькими подключениями к кузову, являющемуся основными минусовым проводником, поэтому если отказывает одновременно несколько систем, то скорее всего, проблема не в плохой «земле», ведь они подсоединены к ней в разных местах. Исключение составляет отказ или крайне плохая работа всех систем, вызванная окисленной минусовой клеммой аккумулятора (АКБ) или ее слабой затяжкой.
Окисление клеммы АКБ
Помните, симптомы плохой «массы» на автомобиле ВАЗ 2114 lada нередко похожи на другие неисправности, однако они подчиняются законам движения электронов, поэтому если вы хоть немного разбираетесь в электротехнике и умеете читать схемы, найти причину для вас не составит большого труда.
Определение проблемного контакта
Установив неправильно работающую систему и убедившись, что остальные системы, соединенные с ней общей цепью питания и одним предохранителем, работают исправно, поступайте так:
- По электросхеме ищите расположение клемм или колодок, к которым подходят минусовые провода от кузова.
- Тестером измеряйте напряжение на этих контактах, располагая второй щуп тестера на плюсовой клемме аккумулятора, если оно соответствует норме для этого контакта, то перемещайте второй щуп на контакт или клемму, через которую на эту систему поступает плюс питания. Нормальное напряжение на этих контактах говорит о неисправности системы в целом или каких-то ее блоков, не относящихся к «земле», а низкое напряжение говорит о проблемах в цепи плюсового питания.
- Убедившись, что проблема в плохой массе у автомобиля «Лада» 2114, или любого другого, определите, где минусовой провод подходит к кузову. Если на этом пути есть контакты, то измеряйте напряжение между ними и плюсовой клеммой АКБ. Как только напряжение поднимется до нормального значения, соответствующего питающему напряжению этой системы, то вы нашли проблемный участок. Если же напряжение остается низким даже в месте контакта с кузовом, но на других местах подключений оно соответствует норме, то клемма или кузов в районе контакта корродированы или покрыты грязью.
«Масса» крепится к кузову
Эта методика действенная для карбюраторных и инжекторных моделей. Главный признак неисправной минусовой цепи – нормальное напряжение между плюсовым питающим контактом системы и минусом АКБ вкупе с низким напряжение между обоими питающими контактами системы.
Проверка реле
Продолжаем проверку бензонасоса ВАЗ 2114. Модуль, в котором располагается предохранитель и реле ЭБН, помещается в приборной панели, внизу, со стороны пассажирского сиденья. Чтобы проверить реле, снимают боковую панель, и слушают, как будет вести себя реле в момент поворота ключа зажигания.
Должен быть щелчок, после которого запускается бензонасос. Отсутствие характерного щелчка говорит о том, что-либо реле вышло из строя, либо отсутствует контакт с этим устройством. Какие в этом могут быть причины? Исправность реле проверяют следующим образом: берут кусочек провода и замыкают им контакты. Если при этом насос заработал, значит проблему следует искать в реле. Его следует заменить.
Обратите внимание, что концы толстого провода вставляются в гнезда куда входят серый и розовый проводки. Когда насос работает нормально, звук его двигателя должен быть слышен в салоне.
Проверить релюшку также можно, установив заведомо рабочее устройство.
Как исправить плохую «массу»
Способ исправления дефекта зависит от причины, которой он вызван, но, помимо восстановления «земли» необходимо принять меры, которые исключат повторение поломки в будущем. Если этого не сделать, то через какое-то время дефект вернется, причем, возможно, в более тяжелой форме.
Восстановление контакта между клеммой и кузовом
Вот порядок действий, которые нужно выполнить для восстановления контакта: Отключите минусовую клемму АКБ. Открутите гайку, если она зафиксирована контргайкой, то обе, если вместо резьбового штырька болт, то выкрутите его. Снимите шайбу и клемму с резьбового штырька, или, вытащив болт, отведите от места контакта клемму. Осмотрите поверхности кузова и клеммы, если на них грязь и коррозия, то очистите любым подходящим средством, например, «Цинкарем» (удаляет ржавчину, преобразуя ее в металл) или Kontakt 60 (растворяет окислы и разрушает их структуру). Затем удалите шлаки зубной щеткой и протрите места контактов изопропиловым спиртом, затем продуйте воздухом.
Если толщина корродированного слоя 0,5 мм и больше, то желательно зачистить место кузов и клемму металлической щеткой или наждачной бумагой, затем обработать «Цинкарем». Это защитит контактные поверхности от коррозии, благодаря чему соединение будет работать эффективно и долго. Однако даже обработка «Цинкарем», который покрывает поверхности тонким слоем цинка, не является гарантией долгой и беспроблемной службы контакта, ведь он подвергается воздействию воздуха и пара. Поэтому после восстановления контакта покройте все детали акриловой грунтовкой для металла или нитрокраской.
Преобразователь ржавчины «Цинкарь»
После высыхания и полимеризации на поверхности кузова и клеммы образуется тонкая пленка, надежно защищающая детали от воздействия водяного пара, а значит, исключается один из важнейших элементов коррозионного процесса.
Восстановление поврежденного провода
Восстановить поврежденный провод можно тремя способами:
- полностью заменить;
- соединить скруткой или пропаять;
- соединить обжимной муфтой.
Для полной замены находят оба контакта или клеммы, к которым он подходит, затем разбирают их и, сначала вытаскивают старый проводник, затем, предварительно зачистив концы, вставляют новый. Преимущество этого способа в том, что новый провод обладает штатным электрическим сопротивлением, а также прослужит гораздо дольше скрутки или пропаянного соединения. Недостатком же способа является то, что не всегда можно подобраться к клеммам, а затем вытащить старый и вставить новый проводник без серьезных усилий. Это особенно актуально, если он проходит через увязанный жгут других проводов и для его замены придется распускать весь жгут.
Соединить поврежденный проводник скруткой или пайкой гораздо проще, ведь не придется распускать жгут проводов, однако выполнить это можно, если:
- у него достаточно длины и укорачивание на 3–5 см ни на что не повлияет;
- рядом с поврежденным участком достаточно места, чтобы зачистить, а затем и соединить его.
Если же соединить скруткой провод не получается, а другие методы не подходят, то придется вставлять ремонтный отрезок нового провода, который компенсирует сокращение длины. Для этого подойдет кусок провода подходящего сечения, длиной 10 см. Главным условием качественного контакта в месте скрутки является правильный порядок действий, то есть оба конца нужно очистить от изоляции, распушить и вставить друг в друга, затем намотать поперек провода. Готовую скрутку обязательно закрывайте термоусадочной трубкой.
Жгут проводов
Помните, использовать пайку можно лишь там, где провод гарантированно не подвергается даже небольшому изгибу. В противном случае только скрутка.
Соединение обжимной муфтой обладает более высокой прочностью, а также меньше склонно к росту сопротивления из-за окисления проводов, чем скрутка. Однако для этого потребуются качественные соединительные муфты и кремпер – специальное обжимное устройство, которое можно купить в магазинах автозапчастей. Кроме того, поставить муфту можно лишь там, где хватает места для зачистки проводов и работы кремпером. Такое соединение мы рекомендуем в обязательном порядке защищать термоусадочной трубкой.
Как защитить контакты от коррозии
Главной причиной коррозии является вода, которая может попасть на контакты как с лужи, через которую автомобиль проехал на скорости или в виде конденсата, выпадающего на холодные детали при прохождении через них горячего воздуха. Поэтому термоусадочные трубки или изоленты, а также окрашивание различными красками, являются лишь частичным решением проблемы. Чтобы предотвратить попадание на контакты воды с дороги, установите под ними какую-нибудь защиту и избегайте быстрой езды по лужам. Чтобы защитить контакты от конденсата, снизьте интенсивность движения воздуха через них.
Пошаговая замена
4. По углам фонарь закреплен на четырех болтах. Гайки под ключ на восемь.
6. Берем новый фонарь и устанавливаем. А именно попадаем болтами в отверстия на кузове.
9. Подключаем разъем питания и закрываем лючок.
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»
Демонтаж платы задних фонарей Чтобы поменять предохранитель, вытащите его из блока при помощи пинцета, после чего на место старого устройства установите новый прибор. Спрашивайте, я на связи!