Карбюраторы «Солекс»: нюансы работы и советы для автолюбителей


По мере ужесточения требований к системе питания двигателей, карбюраторы, как наиболее сложные узлы на пути бензина и воздуха к цилиндрам, подвергались серьёзным доработкам и прошли путь от простейших распылителей топлива к серьёзным многозадачным пневмогидравлическим устройствам.

В России этот путь завершился созданием карбюраторов типа Солекс, ничего более совершенного у нас в стране не выпускалось, пришло время для систем впрыска топлива.

Карбюратор

Внешний вид карбюратора

1 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки; 2 – штуцер вентиляции картера двигателя; 3 – крышка ускорительного насоса; 4 – электромагнитный запорный клапан; 5 – крышка карбюратора; 6 – шпилька крепления воздушного фильтра; 7 – рычаг управления воздушной заслонкой; 8 – крышка пускового устройства; 9 – сектор рычага привода дроссельных заслонок;

10 – колодка провода датчика-винта ЭПХХ; 11 – регулировочный винт «количества» смеси холостого хода; 12 – крышка экономайзера; 13 – корпус карбюратора; 14 – штуцер подачи топлива; 15 – штуцер отвода топлива; 16 – регулировочный винт состава смеси холостого хода (по стрелке); 17 – штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания.

Схема устройства и работы карбюратора

I – первая камера; II – вторая камера; 1 – рычаг привода ускорительного насоса; 2 – регулировочный винт; 3 – диафрагма пускового устройства; 4 – воздушный канал пускового устройства; 5 – электромагнитный запорный клапан; 6 – топливный жиклер холостого хода; 7 – главный воздушный жиклер первой камеры; 8 – воздушный жиклер холостого хода; 9 – воздушная заслонка; 10 – распылитель главной дозирующей системы первой камеры; 11 – распылители ускорительного насоса; 12 – распылитель главной дозирующей системы второй камеры; 13 – распылитель эконостата; 14 – главный воздушный жиклер второй камеры; 15 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 16 – канал балансировки поплавковой камеры; 17 – поплавковая камера; 18 – игольчатый клапан; 19 – калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 20 – топливный фильтр карбюратора; 21 – штуцер подачи топлива; 22 – диафрагма экономайзера мощностных режимов; 23 – топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 24 – шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 – поплавок; 26 – топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 – топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 28 – эмульсионная трубка второй камеры; 29 – главный топливный жиклер второй камеры; 30 – выходные отверстия переходной системы второй камеры; 31, 33 – дроссельные заслонки; 32 – щель переходной системы первой камеры; 34 – выходное отверстие системы холостого хода; 35 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки; 36 – регулировочный винт состава (винт «качества») смеси холостого хода; 37 – штуцер вентиляции картера двигателя; 38 – штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания; 39 – главный топливный жиклер первой камеры; 40 – эмульсионная трубка первой камеры; 41 – шариковый клапан ускорительного насоса; 42 – диафрагма ускорительного насоса.

Для приготовления топливно-воздушной смеси необходимого состава (в зависимости от режима двигателя) служит карбюратор. На двигателях -2108, -21081 и -21083 устанавливаются карбюраторы типа «Солекс» — эмульсионного типа, двухкамерные, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Привод дроссельных заслонок — механический, тросовый. Карбюраторы имеют сбалансированную поплавковую камеру, систему отвода картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, пусковое устройство с ручным управлением, электромагнитный запорный клапан холостого хода. Двигатель -21081 комплектуется карбюратором 21081-1107010, двигатель -2108 — карбюратором 2108-1107010, двигатель -21083 — карбюратором 21083-1107010. Эти карбюраторы конструктивно сходны и различаются только проходными сечениями жиклеров.

Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Последний поддерживает в поплавковой камере заданный уровень топлива.

Поплавковая камера — двухсекционная (такая конструкция уменьшает влияние колебаний уровня топлива на работу двигателя при поворотах и кренах автомобиля). Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы, где смешивается с воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры). Через распылители топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.

Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца, после главного топливного жиклера первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода (конструктивно объединенный с электромагнитным запорным клапаном холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора (для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода). Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через отверстие, перекрываемое винтом «качества». Винтом «количества» (числа оборотов) регулируется величина открытия дроссельной заслонки первой камеры на холостом ходу.

При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения в работу главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении; при частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры — через отверстие, находящееся чуть выше дроссельной заслонки (второй камеры) в закрытом положении.

Экономайзер мощностных режимов включается в работу при значительном открытии дроссельных заслонок. Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан. Пока диафрагма экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан закрыт. Когда дроссельные заслонки открываются, разрежение за ними падает и клапан начинает пропускать топливо, которое поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в обход главного жиклера, обогащая смесь.

Эконостат обеспечивает дополнительное поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры (через жиклер эконостата и систему трубок) во вторую камеру. Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.

Ускорительный насос — диафрагменного типа, с механическим приводом от оси дроссельной заслонки первой камеры через профильный кулачок. При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг, который, в свою очередь, воздействует на диафрагму. Порция топлива через распылители впрыскивается в камеры карбюратора, обогащая горючую смесь на режимах разгона. Насос снабжен двумя шариковыми клапанами: обратный клапан расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью ускорительного насоса; он открывается при ее заполнении топливом (педаль «газа» отпущена, и возвратная пружина отводит диафрагму назад), закрывается — при нагнетании топлива. Другой клапан расположен в распылителе; он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием собственного веса, как только подача топлива прекращается. Это предотвращает вытекание топлива из каналов и подсос воздуха. Производительность насоса не регулируется и зависит только от профиля кулачка.

Пусковое устройство служит для обогащения топливовоздушной смеси при запуске холодного двигателя. Оно управляется с места водителя рукояткой «подсоса», через тягу. При вытягивании рукоятки до упора трехплечий рычаг управления воздушной заслонкой, поворачиваясь на оси, профильным пазом воздействует на рычаг воздушной заслонки, закрывая ее. При этом наружным профилем (в нижней части) он воздействует на рычаг управления дроссельной заслонкой первой камеры, приоткрывая ее на пусковой зазор С (его величина регулируется винтом на рычаге). После начала работы двигателя разрежение во впускном коллекторе возрастает; оно передается в полость пускового устройства. Под действием разрежения диафрагма пускового устройства, преодолевая сопротивление возвратной пружины, через шток приоткрывает воздушную заслонку на пусковой зазор В (его величина регулируется винтом на крышке пускового устройства). При утапливании рукоятки управления воздушной заслонкой зазоры С и В уменьшаются, их величина при частично утопленной рукоятке зависит от профилей трехплечего рычага (его выреза и наружного профиля) и регулировке не подлежит. Если вытянута рукоятка управления воздушной заслонкой, то при нажатии педали «газа» будет открываться только дроссельная заслонка первой камеры, дроссельная заслонка второй камеры при этом блокируется рычагом управления воздушной заслонкой. Это предотвращает рывки и провалы при движении с непрогретым двигателем («на подсосе»).

Правильный выбор и замена перепускного клапана ТНВД

Редукционные клапаны имеют крайне простое устройство, однако они постоянно подвергаются высоким нагрузкам и довольно часто выходят из строя. Неисправность клапана проявляется ухудшением работы двигателя — он теряет приемистость и на некоторых режимах заметны ухудшения его характеристик. В этих случаях необходимо демонтировать и проверить клапан, и, если он неисправен — произвести замену.

Для замены необходимо выбирать перепускной клапан того же типа и модели, что установлен на ТНВД производителем — только в этом случае есть гарантии, что клапан имеет необходимые характеристики и обеспечит нормальную работу насоса. Многие клапаны допускают регулировку давления, при котором происходит перепуск топлива — данную регулировку необходимо производить в строгом соответствии с инструкцией по ТО и ремонту автомобиля/трактора. Как правило, регулировка сводится к изменению числа шайб, подкладываемых под головку клапана, хотя здесь есть и исключения — все зависит от конкретного типа устройства.

При верном выборе, замене и регулировке редукционного клапана топливный насос будет эффективно работать на всех режимах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики силового агрегата.

Топливная магистраль и рампа инжектора, питающего форсунки двигателя, работают под давлением порядка 3 Бар. Поскольку подачей бензина занимается электрический насос, в системе задействован специальный клапан, ограничивающий напор горючего. Иначе распылители станут протекать, а мотор – захлебываться переобогащенной смесью. Чтобы избежать проблем с топливоподачей, нужно своевременно диагностировать признаки неисправности регулятора давления топлива (сокращенно – РДТ) и знать способы ее устранения.

Тарировочные данные карбюраторов

Параметры2108-110701021081-110701021083-1107010
Первая камераВторая камераПервая камераВторая камераПервая камераВторая камера
Диаметр смесительной камеры, мм323232323232
Диаметр диффузора, мм212321232123
Главная дозирующая система:
маркировка топливного жиклера97,597,59597,59597,5
маркировка воздушного жиклера165125165135155125
Тип эмульсионной трубки23ZC23ZC23ZC
Система холостого хода и переходная система
первой камеры: маркировка топливного жиклера42*40*40*
маркировка воздушного жиклера170170170
Переходная система второй камеры:
маркировка топливного жиклера505050
маркировка воздушного жиклера120120120
Эконостат:
условный расход топливного жиклера607070
Экономайзер мощностных режимов:
маркировка топливного жиклера404040
усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н1,5±10 %1,5±10 %1,5±10 %
Ускорительный насос:
маркировка распылителя354035403540
подача топлива за 10 циклов (суммарная для обеих камер), см311,511,511,5
маркировка кулачка747
Пусковые зазоры:
воздушной заслонки (зазор В), мм3±0,22,7±0,22,5±0,2
дроссельной заслонки (зазор С), мм0,851,01,1
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм1,21,21,2
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм1,81,81,8
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм0,700,700,70
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм1,51,51,5

* Подбирается на заводе при настройке карбюратора.

На какие марки и модели авто устанавливались

С устанавливались не только на ВАЗы. Другие автопроизводители также активно использовали их для своих машин.

Таблица: модификации и применяемость карбюраторов «Солекс»

МодификацияПрименяемостьОбъем двигателя, см3Примечания
ДААЗ-2108–1107010ВАЗ 2108, 21091,3
ДААЗ-21081–1107010ВАЗ 21081, 21091, ЗАЗ 11021,1
ДААЗ-21083–1107010ВАЗ 21083, 21093, 210991,5
ДААЗ-21083–1107010–31ВАЗ 2108, 2109, 2110, 21111,5Имеет полуавтоматическое пусковое устройство
ДААЗ-21083–1107010–35ВАЗ 2108, 2109, 2110, 21111,5Имеет двухуровневое полуавтоматическое пусковое устройство (зима/лето)
ДААЗ-21083–1107010–62ВАЗ 2109, 21151,5Имеет электронное устройство управления составом горючей смеси
ДААЗ-21083–1107010–05ВАЗ 21091,5
ДААЗ-21412–1107010, ДААЗ-21412–1107010–30АЗЛК 2141, 2141–231,5/1,8
ДААЗ-1111–1107010ВАЗ 1111, 11113 «Ока»0,65/0,75
ДААЗ-21051–1107010ВАЗ 2103, 21051,5
ДААЗ-21053–1107010ВАЗ 21074, 210611,6
ДААЗ-21051–1107010–30ВАЗ 2104, 21051,3
ДААЗ-21053–1107010–62ВАЗ 2107, 21072, 210741,3/1,5/1,6
ДААЗ-21073–1107010ВАЗ 2121, 21213 «Нива»1,6/1,7

Настройка поплавковой камеры

Этот вид работ позволяет настроить оптимальное количество бензина в поплавковой камере. Неправильный уровень является причиной снижения мощности, неравномерной работы двигателя, перерасхода топлива.

  • набор гаечных ключей;
  • тонкий щуп (диаметром 1 мм);
  • плоскогубцы.

1. Демонтируем воздушный фильтр и откручиваем крышку карбюратора.

2. Аккуратно снимаем крышку поплавковой камеры.

3. Проверяем состояние и положение поплавков. Они должны располагаться параллельно отпечаткам боковых стенок поплавковой ванночки на прокладке.

4. Если они смещены, выравниваем их путем сведения вместе или разведения в стороны.

5. Далее укладываем крышку горизонтально поплавками вверх и щупом замеряем расстояние от нижней части поплавка до прокладки. Оно должно быть равным 1 мм. Если оно выше или ниже, дальнейшую регулировку продолжаем после установки карбюратора на двигатель.

6. При закачанном топливе в поплавковой камере его уровень должен совпадать с красными линиями, как показано на фото.

7. Если поплавки выставлены неверно, этот уровень будет меньше или больше. Простая регулировка осуществляется путем подгибания или отгибания язычка поплавков с дальнейшим закрытием крышки карбюратора и подкачкой топлива.

Детально про настройку поплавковой камеры смотрите здесь

Зачем нужен регулирующий клапан?

Система топливоподачи большинства легковых автомобилей предусматривает непрерывную работу электробензонасоса. Он постоянно нагнетает бензин в топливную магистраль и рампу, поднимая давление до максимума (5–7 Бар в зависимости от марки авто). Но такая производительность нужна только при повышенной нагрузке на двигатель, когда он развивает большие обороты и потребляет много горючей смеси. В обычном режиме достаточно напора топлива на форсунках 3–3,5 Бар.

Мембранный клапан давления топлива, устанавливаемый в систему питания мотора после бензонасоса, выполняет 3 основных функции:

  1. Ограничивает напор горючего в магистрали при невысоких нагрузках на двигатель, сбрасывая излишки обратно в бак по отдельной трубке.
  2. Когда потребление бензина силовым агрегатом возрастает, обратка частично либо полностью перекрывается регулятором. Таким способом клапан поддерживает минимальное давление, необходимое для нормальной работы мотора.
  3. Поддержание давления в течение длительного времени после остановки силового агрегата.

Без РДТ насос бы «продавливал» запорные механизмы форсунок и бензин протекал внутрь цилиндров бесконтрольно. Вдобавок регулятор предохраняет магистраль от протечек на соединениях, которые неизбежно появятся от воздействия сильного напора.

Настройка устройства запуска

  • рожковый ключ на 7;
  • рожковый ключ на 8;
  • плоская отвертка;
  • электронный тахометр или мультиметр с его функцией.

1. Снимаем воздушный фильтр с карбюратора. Вытягиваем на себя «подсос» до упора. Далее вам потребуется помощник, который запустит двигатель. Вы в это время наблюдаете за заслонкой пускового устройства, которая после запуска должна немного приоткрыться.

2. Если этого не происходит, значит, пусковое устройство не отрегулировано.

3. Начинаем регулировку. Прогреваем двигатель, выключаем его и подключаем тахометр следующим образом.

4. Вытаскиваем на себя «подсос», запускаем двигатель. Заслонка «подсоса» при этом должна быть полностью закрытой.

5. Далее отверткой нажимаем на край заслонки, открывая ее на 30 0 .

8. В этом положении, удерживая отверткой болт, затягиваем контрагайку.

Процесс регулировки можно посмотреть на этом видео

Настойка холостого хода

  • плоская отвертка;
  • электронный тахометр.

1. Запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры, после чего глушим. Вдавливаем до упора «подсос», максимально открывая заслонку устройства запуска. Подключаем тахометр по тому же принципу.

2. Заводим мотор, включаем все осветительные приборы и вентилятор отопителя на полную мощность.

4. Если таким образом не удалось достичь необходимых оборотов, откручиваем винт качества, до максимального количества оборотов. Далее, вращаем винт количества, настраивая мотор на 900 об/мин. После этого винтом качества снижаем обороты до 800 об/мин.

Детально на видео

Как уменьшить расход топлива на «Солексе»

Если вы заметили, что двигатель стал потреблять больше топлива, чем положено, не поленитесь это проверить. Паспортный расход горючего для любого автомобиля можно узнать из руководства по его эксплуатации. Следует учитывать, что на количество потребляемого топлива может влиять множество факторов, начиная от качества самого бензина и заканчивая давлением в шинах, поэтому перед проверкой потрудитесь провести диагностику системы зажигания, а также отрегулировать клапаны.

Проверка расхода

Необходимые средства:

  • чистая пустая пластиковая бутылка (2 л);
  • отрезок бензостойкого шланга (50–80 см) с хомутом соответствующего диаметра;
  • бензин (1–2 л);
  • маркер;
  • крестовая отвёртка.

Порядок проверки:

  1. Подыскиваем ровный участок дороги (3 км) с хорошим покрытием и малой интенсивностью движения.
  2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры, глушим его.
  3. Отвёрткой отпускаем винт хомута на всасывающем штуцере бензонасоса.
  4. На штуцер надеваем один конец заготовленного отрезка шланга. Фиксируем соединение хомутом.
  5. В бутылку наливаем определённое количество бензина, отмеряя его по 50 или 100 мл и делая соответствующие отметины маркером на бутылке. По ним мы будем определять расход.
  6. Другой конец шланга от бензонасоса опускаем в бутылку.
  7. Запускаем двигатель и движемся по участку дороги со скоростью 60–70 км/ч на четвёртой передаче.
  8. Проехав 3 км, останавливаемся, смотрим на бутылку, оцениваем расход и сравниваем его с паспортными данными.

Конструкция и принцип работы

Карбюратор на различных режимах снабжает топливно-воздушной смесью двигатель. При запуске на «холодную» вручную полностью открывается дроссельная заслонка (так называемый «подсос»), при этом поступающая смесь в цилиндры полностью обогащена. После прогрева двигателя обороты падают, подсос можно убирать. Водители убирают его по-разному, но рекомендуется делать это постепенно.

Топливо в карбюратор передаётся в поплавковые камеры от мембранного насоса, за уровень бензина отвечает игольчатый клапан. Через камеру топливо переходит в каналы корпуса, где и попадает в жиклёры, а через них уходит в первую камеру. Образуется топливно-воздушная смесь, подача которой непосредственно в цилиндры осуществляется педалью газа. Вторая камера включается лишь при резком ускорении и работе на повышенных оборотах.

На холостом ходу включается ЭПХХ (электромагнитный клапан холостого хода), при этом двигатель работает стабильно, а автомобиль потребляет гораздо меньше топлива. Впрочем, на некоторых устройствах он может быть отключен, при поломке лишь немного вырастут обороты и расход, но автомобиль будет ехать.

Чем «Солекс» отличается от «Озона» и «Вебера»

Основное отличие карбюраторов «Солекс» от устройств предыдущих семейств заключается в возможности его установки на поперечно расположенные силовые агрегаты поплавковой камерой вперёд. Такой вариант монтажа позволил исключить переобеднение топливной смеси при вхождении автомобиля в поворот, подъёме, а также при резком ускорении.

Кроме этого, «Солекс» имеет абсолютно другую конструкцию поплавковой камеры. У него она двухсекционная, что позволяет использовать устройство как на переднеприводных автомобилях, так на машинах классической компоновки.

Карбюраторы «Солекс» отличаются надежностью и ремонтопригодностью

Признаки неисправности карбюратора

Общеизвестный факт: качество топливо в нашей стране оставляет желать лучшего. В результате этого возможно засорение карбюратора маслами, твёрдыми частицами и т.д.

При этом могут наблюдаться один или несколько признаков:

  • существенно выросший расход топлива;
  • двигатель не запускается «на холодную»;
  • потеря динамики;
  • «троение» двигателя.

Работоспособность можно восстановить самому. При неудаче можно его снять и отнести мастеру, который опытным глазом сразу определит ошибки и настроит «на глазок», после чего автомобиль хотя бы заведётся.

Для начала можно попробовать отрегулировать карбюратор без снятия с автомобиля.

Что такое перепускной клапан ТНВД

Перепускной клапан ТНВД (редукционный клапан) — узел топливного насоса высокого давления систем питания дизельных двигателей, регулируемый клапан (гидравлический дроссель) для слива излишков топлива и поддержания необходимого давления топлива в насосе.

Перепускной клапан выполняет несколько функций:

  • Слив избыточного топлива из насоса;
  • Удаление воздуха, попавшего в топливную систему;
  • Поддержка постоянного давления топлива внутри насоса (в каналах насосных секций многосекционных ТНВД и в корпусе распределительных ТНВД).

Настройка и регулировка

Первым делом двигатель прогревается до момента включения вентилятора. Далее на слух винтами количества подкручиваются обороты. Работа должна быть ровной, при резком нажатии на педаль газа провалы отсутствовать, а обороты при этом расти быстро и плавно. Винтом качества регулируется количество выхлопных газов. В идеале из выхлопной трубы в сухое время года не должно быть видно никаких выходящих газов (они-то будут, но не видимы глазу, если всё работает правильно). Всё тоже можно сделать, глядя на показания тахометра. К сожалению, на многих моделях советских автомобилей он отсутствует в принципе, поэтому чаще всего настройку придётся делать всё же на слух.

Возможные проблемы при настройке ХХ

При закручивании винта количества двигатель никак не реагирует. Эта неполадка может возникнуть при поступлении в диффузор холостого хода большого количества топлива. Причин для этого может быть несколько:

  • установлен жиклёр ХХ большего размера, чем необходимо;
  • плохо закручена заглушка или электромагнитный клапан, поэтому происходит подсос бензина, минуя жиклёр ХХ;
  • деформирован жиклёр или его посадочное место.

Чтобы выявить конкретную причину вышеуказанной неполадки, необходимо при работающем двигателе отключить провод от клапана, при этом мотор должен сразу отключиться. Если это произошло, вероятнее всего, установлен жиклёр ХХ не того размера. Когда двигатель при отключении питания клапана не глохнет, значит, топливо поступает, минуя систему ХХ, в том числе и сам жиклёр.

Для устранения неисправности сначала снимаем заглушку или электромагнитный клапан и проверяем состояние жиклёра и посадочного места на предмет отсутствия деформаций. Если повреждено посадочное место, придётся заменить крышку карбюратора. В том случае, когда не выявлено повреждений и деформирования, надеваем жиклёр на электромагнитный клапан и смазываем маслом уплотнительное кольцо. Затем закручиваем жиклёр ключом, зажав его одним пальцем без особых усилий.

Лада 2106 . › Бортжурнал › Карбюратор солекс 083(Пекар) много литературы. И Фото работ.

На рисунке показан карбюратор ВАЗ Солекс 21083.

Устройство карбюратора ВАЗ Солекс 21083.

1. Блок подогрева карбюратора 2. Дроссельная заслонка первой камеры 3. Патрубок для отсоса картерных газов 4. Рычаг привода ускорительного насоса 5. Кулачок привода ускорительного насоса 6. Диафрагма ускорительного насоса 7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов 8. Корпус насоса 9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов 10. Запорный электромагнитный клапан 11. Топливный жиклер холостого хода 12. Крышка карбюратора 13. Главный воздушный жиклер первой камеры 14. Воздушная заслонка 15. Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива 16. Диафрагма пускового устройства 17. Регулировочный винт пускового устройства 18. Регулировочный винт количества смеси холостого хода 19. Рычаг блокировки второй камеры 20. Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания 21. Регулировочный винт качества смеси холостого хода 22. Сектор управления дроссельными заслонками 23. Рычаг привода дроссельных заслонок 24. Регулировочный винт при открывания дроссельной заслонки первой камеры 25. Рычаг управления воздушной заслонкой 26. Шток пускового устройства 27. Электрический провод концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода 28. Рычаг воздушной заслонки 29. Главный воздушный жиклер второй камеры 30. Эмульсионная трубка 31. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры 32. Патрубок подачи топлива 33. Патрубок слива топлива в бак 34. Топливный фильтр 35. Игольчатый клапан 36. Дроссельная заслонка второй камеры 37. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры 38. Главный топливный жиклер второй камеры 39. Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры 40. Поплавок

Устройство карбюратора Солекс 21083

1– рычаг ведущий, второй камеры привода; 2 – винт регулировочный количества подаваемой смеси для холостого хода; 3 – сектор для подогрева карбюратора; 4 – вентиляционный патрубок картера двигателя; 5 – приводной рычаг для ускорительного насоса; 6 – клапан запорный электромагнитный; 7 – воздушной заслонки рычаг; 8 – крышка карбюратора; 9 – специальный винт для крепления камеры жидкостной; 10 – корпус камеры жидкостной; 11 – корпус карбюратора; 12 –дроссельной заслонки рычаг второй камеры; 13 – блок рычага управления непосредственно дроссельными заслонками; А — специальные метки для точной установки пружины биметаллической пускового устройства.

1 – ось для поплавка; 2 – клапан игольчатый; 3 – поплавок; 4 – специальная прокладка для карбюраторной крышки; 5 –пускового устройства крышка; 6 – винт; 7 – пускового устройства диафрагма; 8 – специальная прокладка; 9 –воздушной заслонки рычаг; 10 – жиклер топливный холостого хода; 11 – запорный клапан электромагнитный; 12 – патрубок для подачи горючей смеси; 13 – крышка карбюратора; 14 – фильтр топливный; 15 – корпус в сборе с приводными рычагами полуавтоматического пускового устройства; 16 –винты регулировочные воздушной заслонки пускового зазора и приоткрывания первой камеры дроссельной заслонки; 17 – специальный хомут для закрепления корпуса пружины биметаллической; 18 – жидкостная камера; 19 –в сборе корпус с пружиной биметаллической; 20 – экран пружины биметаллической.

Схема карбюратора Солекс 21083

1 – винт регулировочный количества подающей смеси для холостого хода; 2 – провод электрический экономайзера концевого выключателя для принудительного холостого хода; 3 – узел подогрева карбюратора; 4 – диафрагма для насоса ускорительного; 5 – ускорительного насоса крышка; 6 – приводной рычаг ускорительного насоса; 7 – ускорительного насоса кулачок привода; 8 – крышка экономайзера режимов мощностных; 9 – диафрагма для экономайзера режимов мощностных; 10 – жиклер топливный экономайзера режимов мощности; 11 – клапан экономайзера режимов мощности; 12 – распылители с клапаном подачи топливной смеси для ускорительного насоса; 13 – распылители главных систем дозирующих; 14 – воздушные главные жиклеры с трубками эмульсионными; 15 – топливные главные жиклеры; 16 – корпус карбюратора; 17 – винт регулировочный для дроссельной заслонки; 18 – стопор для винта регулировочного; 19 – колпачок стопора; 20 – заслонка дроссельная второй камеры; 21 – дроссельной заслонки ось второй камеры; 22 – дроссельной заслонки тяга приоткрывания первой камеры; 23 – блок с рычагом управления заслонками дроссельными; 24 – пружина возвратная заслонки дроссельной первой камеры; 25 – рычаг ведомый, привода заслонки дроссельной второй камеры; 26 – рычаг ведущий, привода заслонки дроссельной второй камеры; 27 – пружина рычагов привода заслонки дроссельной второй камеры; 28 – заслонка дроссельная первой камеры; 29 – пружина возвратная заслонки дроссельной второй камеры; 30 – заглушка винта регулировочного (состава) качества подающей смеси холостого хода; 31 – ось заслонки дроссельной первой камеры; 32 – винт регулировочный качества подаваемой смеси холостого хода

Проблемы с ускорительным насосом

Ускорительный насос служит для стойкой и своевременной подачи топливной струи сквозь неприкрытую карбюраторную заслонку. Лишённый силы поток или капание не считаются нормой. Растёкшееся топливо по стенкам диффузора также принимается за отклонение.

Носы насоса ускорения вставляются в разные камерные отсеки. Однако для резвости их можно установить только в первичную, что в исключительных случаях будет сулить чрезмерным переливом.

Что представляет собой карбюратор Солекс 21083?

Солекс 21083 – один из самых популярных отечественных карбюраторов. В основном устанавливается на 1,5-литровые двигатели российского и советского производства, хотя нередко их можно увидеть, например, на старых карбюраторных японских автомобилях, так как это по конструкции они значительно проще аналогов. Нормально работать этот карбюратор будет лишь при бесконтактной системе зажигания, ввиду ряда технических особенностей. Существует множество вариантов карбюратора «Солекс», однако, 21083 – это базовый вариант. Именно он пользуется наибольшей популярностью, так как легко модифицируется путём установки разных жиклёров, или даже расточки диффузоров. Не рекомендуется устанавливать «Солекс 21083» на автомобили с рабочим объёмом более 1,5 литров. Машина, конечно, будет ехать, но провал в динамике будет очевидным, тут уже не поможет установка жиклёров бОльшей проходимости.

Подведем итоги

Описанные выше шаги по настройке и регулировке карбюратора Солекс являются базовыми. Другими словами, при желании вы можете настроить карбюратор своими руками, опираясь на данную информацию. Отметим, что точность настроек можно далее проверить на газоанализаторе, после чего самому внести необходимые коррективы вместо постоянного обращения к специалистам. Напоследок добавим, что дозирующее устройство данного типа поддается различным видам тюнинга, всевозможных доработок и улучшений. По этой причине при выборе карбюратора на ВАЗ многие автолюбители не зря отдают предпочтение Солекс.

Конструкция и принцип работы

Карбюратор на различных режимах снабжает топливно-воздушной смесью двигатель. При запуске на «холодную» вручную полностью открывается дроссельная заслонка (так называемый «подсос»), при этом поступающая смесь в цилиндры полностью обогащена. После прогрева двигателя обороты падают, подсос можно убирать. Водители убирают его по-разному, но рекомендуется делать это постепенно.

Топливо в карбюратор передаётся в поплавковые камеры от мембранного насоса, за уровень бензина отвечает игольчатый клапан. Через камеру топливо переходит в каналы корпуса, где и попадает в жиклёры, а через них уходит в первую камеру. Образуется топливно-воздушная смесь, подача которой непосредственно в цилиндры осуществляется педалью газа. Вторая камера включается лишь при резком ускорении и работе на повышенных оборотах.

На холостом ходу включается ЭПХХ (электромагнитный клапан холостого хода), при этом двигатель работает стабильно, а автомобиль потребляет гораздо меньше топлива. Впрочем, на некоторых устройствах он может быть отключен, при поломке лишь немного вырастут обороты и расход, но автомобиль будет ехать.

Какие неприятности могут случиться со второй камерой

Вторичная камерная система не поддаётся регулированию из-за родных жиклёров, произведённых на заводе, а также эконостата, расположившегося в её плоскостях, так как именно он поставляет дополнительное количество топлива для обогащения смеси при образовании в карбюраторе разрежения, вызванного высокими оборотами.

Носик насоса ускорения является, пожалуй, единственным элементом, способным подвергнуться небольшим изменениям в случаях, когда поток бензина не попадает в предназначенное для него место.

Признаки неисправности карбюратора

Общеизвестный факт: качество топливо в нашей стране оставляет желать лучшего. В результате этого возможно засорение карбюратора маслами, твёрдыми частицами и т.д.

При этом могут наблюдаться один или несколько признаков:

  • существенно выросший расход топлива;
  • двигатель не запускается «на холодную»;
  • потеря динамики;
  • «троение» двигателя.

Работоспособность можно восстановить самому. При неудаче можно его снять и отнести мастеру, который опытным глазом сразу определит ошибки и настроит «на глазок», после чего автомобиль хотя бы заведётся.

Для начала можно попробовать отрегулировать карбюратор без снятия с автомобиля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]