Правила выбора летнего моторного масла и топ-5 лучших

Большинство современных моторных масел являются универсальными и всесезонными. Их можно заливать зимой и летом как в бензиновые, так и дизельные двигатели. Температурный диапазон по SAE обозначается цифрами, которые разделяются буквой W, обозначающей зиму.

Например, 15W40. Здесь буква относится к первой цифре. В этом случае первые цифры обозначают низкие температуры, при которых масло не будет становиться сильно густым. Последняя цифра связана с летней эксплуатацией авто. Она показывает, при каких высоких температурах смазка не будет слишком жидкой. Если игнорировать данные параметры, то моторное масло не сможет выполнять свои функции.

Загляните в инструкцию

Это универсальный совет для многих операций, которые вы проводите с автомобилем. Если машина на гарантии, то нарушать инструкцию нельзя, а работы лучше выполнять у официального дилера.

Напомню, что вязкость масла, непосредственно влияющую на температурный диапазон работы, по SAE обозначают двумя цифрами и буквой W. Примером может служить обозначение 5W-40. Первая цифра характеризует низкотемпературные свойства масла, а вторая определяет его поведение при рабочих температурах двигателя.

Рейтинг всесезонных масел, идеальных для лета

По составу можно выделить минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла:

  1. Минеральные являются продуктом прямой переработки нефти. Такая натуральная смазка имеет определенные недостатки. С другой стороны, для старых изношенных моторов она наиболее безопасна. Чаще всего здесь используется вязкость 15 W-40, 20W-50.
  2. Полусинтетика объединяет минеральную и синтетическую базу. Подходит для экстремальных температур и высокой скорости.
  3. Синтетические масла создавались в лабораторных условиях, поэтому они могут похвастаться лучшей эффективностью при защите мотора. Но такие составы содержат присадки, агрессивные по отношению к резиновым уплотнителям, прокладкам. Поэтому синтетику с вязкостью 5W-40 лучше использовать для современных силовых агрегатов. Для летней эксплуатации лучше всего подойдут масла следующих марок.

В каком регионе живете?

Если ваше место жительства — южные регионы страны, то лучше использовать летнее масло — например 15W-40 или 10W-50. Но с тем же успехом можно применять и всесезонку с «большой» второй цифрой — 40 или 50. А вот если вы живете где-нибудь за Уралом, в районах с резко континентальным климатом, то подумать над разделением масел на зимние и летние целесообразно.


Залить масло повышенной рабочей вязкости — хорошая идея для жителей районов с жарким летом.

Залить масло повышенной рабочей вязкости — хорошая идея для жителей районов с жарким летом.

Характеристика всесезонки

Само название говорит о том, что это вещество можно применять во все сезоны календарного года. Всесезонка имеет обозначение SAE 0W-30 или 0W-40 до SAE 20W-40 и представляет собой симбиоз летней и зимней смазки. Причем первая буква указывает на уровень вязкости при отрицательных температурах, а вторая буква характеризует вышеупомянутый показатель при положительных температурах окружающей среды.

Полезно знать: Какое моторное масло не подделывают в России список лучших

Фактическое состояние мотора

При принятии решения о применении летнего масла нужно оценить фактическое состояние двигателя. Если мотор доживает последние тысячи километров перед списанием или капитальным ремонтом, то в него целесообразно лить максимально густое, летнее масло, чтобы конец эксплуатации настал не внезапно, а запланированно.


Бренд может быть любым. Важны вязкость и качество.

Бренд может быть любым. Важны вязкость и качество.

Классификация автомасел

Чтобы сделать верный выбор и окончательно определиться, какое масло лучше заливать в двигатель летом и зимой, необходимо разбираться в видах и свойствах смазок, представленных сегодня на рынке.

Состав моторного масла подразумевает наличие базовой основы, а также особых присадок, влияющих на характеристики и свойства вещества. Базой выступают различные масляные фракции, которые образуются при обработке нефти и/или синтезе органических соединений. По этим фракциям моторные смазки делят на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

Обе разновидности «синтетики» демонстрируют характеристики и свойства, превосходящие таковые у минеральных аналогов, что находит свое отражение в более высокой цене.

Вязкость и устойчивость к температурам определяют принадлежность моторного масла к трем группам:

  1. Летние.
  2. Зимние.
  3. Всесезонные.

Последний вариант наиболее востребован и популярен, поскольку позволяет избежать процедуры замены смазки в межсезонье.

А как же бренды?

Я уверен, что на рынке моторных масел нет откровенных лидеров и совсем уж отстающих. Главное, чтобы вы не приобрели подделку. А потому советую брать масло на фирменных заправках и в крупных сетевых магазинах автозапчастей. Следите, чтобы уровень качества по API был не хуже предписанного производителем. Напомню, что линейка масел по мере роста качества выглядит для бензиновых моторов так: SL, SM, SN, SN plus.

Интервалы замены масла летом

При производстве моторных масел ROLF их характеристики не просто укладываются в требования заявленных классов качества и допусков производителей, но и превосходят их с запасом, достаточным для длительной эксплуатации продукта. Однако увеличение сроков замены, установленных производителем автомобиля, не рекомендуется.

Дело в том, что интервалы замены устанавливаются заводами так, чтобы масло по их истечении не «срабатывалось в ноль», а сохраняло достаточный уровень защитных свойств, и вязкость не выходила за требования стандарта. Качество моторного масла – один из главных факторов, влияющих на ресурс двигателя. Самостоятельно определить сроки, когда «сработается» масло, если они не указаны в сервисной книжке, без лабораторных анализов нельзя. Поэтому, выбирая продукцию ROLF, соблюдайте интервалы, рекомендованные производителем.

Смешивать или нет масла разной вязкости?

Наверняка многие неопытные автомобилисты задаются вопросом о том, можно ли смешивать полусинтетическое масло с чистой синтетикой. Такой вопрос возникает особенно тогда, когда на улице резко похолодало, однако в двигатель уже залито свежее полусинтетическое масло.

В таком случае при желании сэкономить автолюбитель наверняка захочет просто добавить синтетику, более устойчивую к низким температурам. Безусловно, даже добавление небольшого количества чистой синтетики заметно улучшит качество первоначального (полусинтетического) масла, залитого раннее. С другой стороны, здесь возникает проблема с совместимостью, ведь не каждую синтетику можно смешивать с полусинтетикой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что перед зимним сезоном лучшим решением будет полный переход на синтетическое масло. Для этого надо слить полусинтетику и промыть двигатель, заменить масляный фильтр и залить свежее синтетическое масло.

Лучшие зимние масла

1.Lukoil Lux SL/SF 10W-40 – полусинтетическое масло российского производства, изготовленное на всесезонной основе и подходящее для бензиновых и дизельных силовых установок. Рекомендуется не только для легковых автомобилей ВАЗ и иномарок, но и подходит для микроавтобусов и машин класса LCV. Данная полусинтетика увеличивает срок службы ДВС и обеспечивает быстрый запуск при низких температурах. К тому же, это масло не оказывает негативного влияния на каталитический нейтрализатор 2.TNK Magnum Motor Plus 10W-30 – всесезонная «минералка» по доступной цене и с улучшенными характеристиками. Этот современный продукт подойдет и для ВАЗов, и иномарок с бензиновыми и дизельными двигателями. Масло фирмы TNK обеспечивает уверенный запуск при температурах до минус 25 градусов. При этом эффективность масла не зависит от класса автомобиля – будь то легковушки, грузовики, микроавтобусы и т. д. По отзывам можно убедиться в хорошей работе данного масла как зимой, так и летом вплоть до следующей плановой замены. 3.Shell Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30 – одно из лучших зимних масел для дизельных автомобилей. Изготовлено на синтетической основе с добавлением сильнодействующих компонентов, которые улучшают технические характеристики двигателя и снижают объем выбросов СО2. С таким маслом можно быть уверенным в беспроблемном запуске ДВС в суровых зимних условиях 4.Castrol Turbo Diesel 0W-30 – дорогое синтетическое масло для современных дизелей с турбонаддувом. Содержит широкий набор мощных полезных присадок немецкого производства, которые снижают уровень СО2 и повышают выносливость двигателя при экстремальных нагрузках. Данная жидкость имеет одобрения от премиальных брендов типа Мерседес и БМВ. Кроме того, масло Castrol никогда не темнеет и адаптировано к суровым сибирским морозам 5.Ravenol Arctic Low Saps ALS 0W-30 – специализированное масло для зимней эксплуатации при температурах до минус 52 градусов, что делает такую смазку пригодной для самых суровых климатических условий. В этом заслуга высокой вязкости и высокопрочной масляной пленки, а также хорошей прокачиваемости и мгновенного запуска ДВС в самых лютых морозах при минус 35 гр. и ниже. Кроме того, масло Ravenol практически не стареет и способствует снижению расхода топлива 6.Liqui Moly Synthoil Longtime Plus 0W-30 – одно из лучших зимних масел для эксплуатации при температурах, приближающихся к отметке минус 40 градусов. Обладает всеми достоинствами премиальных масел

Рекомендации автопроизводителя

Помимо целого вороха различных международных классификаций моторные масла имеют и одобрение конкретных автопроизводителей. Обычно это буквенно-цифровой код, который можно найти прямо в названии брендированного масла. Для примера: Renault именует свои стандарты литерами RN и цифровым кодом вроде 710, Mercedes-Benz применяет индексацию, похожую на MB 229.51.

Порой информацию о соответствии можно найти на обратной стороне канистры в виде строки с надписью Approved for и списком марок.

Фактически соответствие продукции требованиям конструкторов — самый простой способ подбора моторного масла. Узнать, какой состав рекомендует производитель, проще простого. Данные содержатся в руководстве пользователя к автомобилю. Если его под рукой нет, то ответ можно поискать в Сети, в том числе на сайтах производителей масла. Немало из них предлагают сейчас услуги по подбору моторного масла онлайн.


На рынке можно встретить и масла, которые продаются под брендом конкретных автомобильных марок. Отметим, это вовсе не означает, что UAZ, к примеру, самостоятельно производит моторное масло. Его делает компания Лукойл

Важно: при рассмотрении масла, одобренного автопроизводителем, важно не забывать и об условиях эксплуатации и подбирать значение вязкости SAE исходя из них.

Объем масла в двигателе ВАЗ 2115

Двигательл.с.Год выпуска (начало-конец)Объем масла в двигателе, л
1.5ВАЗ-21083B70199720003.50
1.5ВАЗ-2111B78200020083.50
1.6iВАЗ-11183B802008–>3.50

Что такое индекс вязкости и степень разжижения масла?

Рабочие характеристики того или иного масла от разных брендов сравнивают по ключевым параметрам, одним из которых является вязкость. От показателя вязкости зависит прочность смазочной пленки, которая образуется на поршневой группе и других частях двигателя. Более густое масло с толстой и прочной пленкой повышает нагрузку на ДВС и снижает его КПД, тогда как более тонкая пленка не способна обеспечить максимальную защиту ДВС от износа и сухого трения на протяжении длительного времени.

Поэтому для стабильной работы двигателя в зимнее время года необходимо некое компромиссное решение, которым является масло с умеренной вязкостью – то есть не слишком густое для того, чтобы масло сохраняло свою текучесть после прогрева двигателя. При летнем использовании требования не такие серьезные, поэтому можно заливать даже густое масло, ведь оно все равно не замерзнет при плюсовой температуре.

На упаковке канистры производитель указывает индекс вязкости, который определяет густоту масла. При более низком индексе масло теряет густоту, а защитная пленка у такой жидкости более тонкая. Из-за этого рекомендуется сократить период замены масла, иначе возможен преждевременный износ деталей ДВС из-за более тонкой масляной пленки. Масло с высоким индексом отличается своей густотой и меньшей текучестью. Это позволяет обволакивать детали ДВС прочной и толстой масляной пленкой, которая надолго сохраняет свою структуру и увеличивает интервал замены масла.

С помощью индекса вязкости можно определить степень разжижения масла. После запуска двигатель начинает прогреваться, и по мере прогрева происходит постепенное разжижение масла, которое при этом становится более редким из-за увеличения температуры. По сути, степень разжижения это и есть индекс вязкости, представленный на бумаге в виде простого числового значения без единиц измерения. Ниже указаны распространенные индексы в зависимости от типа масла.

  • Минеральное масло – 110-135
  • Полусинтетика – 130-150
  • Синтетика – 140-170

Вот почему синтетическое масло наилучшим образом подходит для зимнего использования, ведь оно имеет самый высокий индекс вязкости. Минеральное масло из-за меньшего индекса наоборот быстрее стареет и утрачивает свои рабочие характеристики, из-за чего приходиться сокращать регламент замены. Летом же подойдет любой индекс вязкости, но перед наступлением зимы лучше перейти на синтетику или в крайнем случае – полусинтетику.

Классификация SAE

Чтобы определиться с подходящим зимним или летним маслом, надо ознакомиться с так называемой классификацией SAE, которая бывает разной в зависимости от вязкости смазочного материала. Так, SAE имеет разную маркировку – 0W, 10W, 20W, 25W и т. д. К примеру, в масле с маркировкой 5W-30 цифра «5» указывает на максимальную минусовую температуру, на которое рассчитано масло. Далее идет литера «W», предоставляющая возможность использовать такое масло в зимнее время года. Цифра «30» является максимальной температурной единицей для плюсовой температуры, при которой смазка сохраняет свои рабочие характеристики.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные классификации SAE, чтобы понять их назначение в зависимости от погодных условий, типа двигателя и состояния автомобиля:

  • 5W-30/5W-40 – наиболее универсальное и распространенное масло с хорошей температурной выдержкой. Его используют для дизельных и бензиновых машин
  • 0W-20/0W-30 – такую вязкость SAE рекомендуется использовать для северных и центральных регионов РФ с суровыми климатическими условиями
  • 0W-40/0W-50 – специфическое всесезонное масло, подходящее не для всех типов ДВС
  • 10W-30 – еще одно универсальное масло, которое подходит для эксплуатации при плюсовых и низких температурах ниже 25 градусов
  • 10W-40 – оптимальный вариант SAE для южных регионов РФ с мягким климатом
  • 15W-40 – рекомендуется для дизельных и бензиновых автомобилей с большими пробегами

Как определить сезонность масла по SAE

Для закрепления вышеизложенного материала классификацию SAE можно разделить на три группы масел:

Зимнее – имеет маркировку 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Цифра в данном случае указывает на максимально допустимую минусовую температуру, а буква W означает зимнее масло

Летнее – имеет маркировку 20, 30, 40, 50 и 60, где цифра указывает на максимально допустимую плюсовую температуру выше 0 градусов по Цельсию

Всесезонное – самое популярное масло. Является универсальным благодаря тому, что его не придется менять перед зимним сезоном или с приходом весны. Иными словами, с таким маслом можно ездить круглый год. Маркировка всесезонного масла выглядит следующим образом:

  • 0W-30 – подходит для температур от -30 до +20 гр.
  • 0W-40 – для температур от -30 до +35 гр.
  • 5W-30 – от -25 до +20 гр.
  • 5w-40 – от -25 до +35 гр.
  • 10W-30 – от -20 до +30 гр.
  • 10W-40 – от -20 до +35 гр.
  • 15W-40 – от -15 до +45 гр.
  • 20W-40 – от -10 до +45 гр.

Классификация API

Вкратце рассмотрим классификацию API, чтобы не столкнуться с непонятными обозначениями при выборе подходящего зимнего/летнего масла в зависимости от типа ДВС и года выпуска автомобиля – по сути, это и есть основные показатели, из которых надо исходить при подборе оптимальной классификации API, которая обозначается в виде различных символов:

C – для дизелей S – для бензиновых моторов S/C – можно использовать для дизелей, но лучше подходит для бензиновых ДВС C/S – наоборот лучше для дизелей, но в крайнем случае подойдет и для бензиновых

После одной из этих букв следует вторая литера, которая в порядке возрастания по алфавиту определяет совместимость масла с более современными или старыми автомобилями.

Например, API-SL и API-SN для старых и новых бензиновых машин соответственно. Такая же ситуация и с дизелями – API-CI и API-SJ для старых и новых моделей авто соответственно.

Классификация АСЕА

Вкратце рассмотрим классификацию АСЕА, чтобы при изучении характеристик подходящего зимнего/летнего масла не возникало непонятных обозначений. Классификация АСЕА сперва обозначается буквой, указывающей на тип двигателя. Далее идет цифра – чем она выше, тем масло является более качественным и пригодным для современных двигателей (или наоборот).

А – для бензиновых В – для дизелей Е – для дизельных грузовиков С – универсальное масло для бензиновых и дизельных двигателей

Опыт владельцев, в том числе подтверждённый лабораторными анализами

Владельцы автомобилей производства Волжского автозавода, использующие для двигателей смазку 5W-30, рассказывают о результатах.

Лев из Тюмени использует масло Лукойл синтетическое 5W-30 для своей Лады Веста и считает: «Вязкость зависит не от внешней температуры воздуха, а от локальной температуры. Разница во внешней температуре на 5-10°С не может быть главным фактором при выборе моторной смазки. Если движок не работает продолжительно на максимальной мощности и больших оборотах, а система охлаждения исправна, то можно использовать 5W-30 без нежелательных последствий даже при +30°С и выше».

Александр, Новосибирск: « Лью Лукойл синтетика 5W-30 уже 3 года в Ладу Гранта. Под крышкой клапанов всё чисто! Зимой заводится отлично».

Константин, Архангельск: «Общий пробег Лады Калина 102 тыс. км. Пробег на Лукойл синтетика 5W-30 13 тыс. км. Смазку меняю через 9 тыс. км. Агрегат чистый, работает, как часы. Меня устраивает».

Дмитрий, Волгоград сделал анализ в PLM laboratories отработанного масла 5W-30 на Лада Гранта после 5960 км пробега за 1,5 месяца при летних температурах от +15°С до +40°С. Общая оценка анализа «норма». Он считает: «Результат отличный. Всё в идеале».

Авто с большим пробегом

После приобретения автомобиля «с рук», первое, что необходимо сделать, это определить, имеются ли проблемы с мотором. Исходя из полученной информации, можно узнать, какое масло лучше заливать в двигатель.

Диагностика ДВС позволит выявить неполадки в функционировании масляной системы, причины посторонних звуков и необходимость в ремонте. Если же с мотором все в порядке, тогда остается лишь грамотно выбрать смазку. Для этого стоить прислушаться к следующим рекомендациям.

  1. Тип и вид масла обязательно должен соответствовать регламенту автопроизводителя для конкретной модели транспортного средства.
  2. Не следует выбирать смазки с минимально допустимыми параметрами. В такой ситуации рекомендуется подбирать составы из верхней или же средней линейки по версии API и/или SAE.
  3. Запрещается применять масла с заниженными допусками и параметрами. Здесь также следует учесть, что рынок предлагает специализированные составы для старых автомобилей.

Также специалисты рекомендуют использовать новые смазки последних разработок для заливки в ДВС авто с большим пробегом. Однако, как и в каждом правиле, тут могут быть исключения. Так, существуют некоторые ограничения на применение современных автомасел. В первую очередь они каются смазок с заниженным показателем температурной вязкости на сдвиг. Данные составы «заточены» под новые двигатели, характеризующиеся экономичным расходом топлива, а потому не могут применяться в древних силовых установках.

У машин-ветеранов такие «продвинутые» автомасла способны вызвать функциональные сбои в работе систем и механизмов, вплоть до их поломки или же полного разрушения. Поэтому для транспортных средств с большим пробегом не стоит приобретать такие смазки, как:

  • ACEA A1/B1, A5/B5, C1 или C2;
  • BMW LL-01FE;
  • VW 503.00, 506.00, 506.01;
  • Ford 913 A/B.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]