Если человек является не очень опытным водителем и у него имеется транспортное средство с механической коробкой передач, то у него часто возникает масса вопросов по обслуживанию своего «железного коня». Одним из таких вопросов будет следующий: правила замены масла в механической КПП.
В данной статье мы рассмотрим все вопросы, связанные с этой темой.
Когда необходимо менять масло в АКПП
Некоторые производители автомобилей позиционируют автоматические коробки в своих моделях как необслуживаемые. Это означает, что замена технической трансмиссионной жидкости не предусмотрена по регламенту и коробка прослужит 150 тыс. км, после чего потребуется ее капитальный ремонт, в процессе которого и будет залито новое масло. Но из сервисной практики видно, что замена масла в АКПП через 50–80 тыс. км продлевает ресурс агрегата до 200 000–250 000 км пробега.
Состояние технической жидкости, если ее не менять
Другие автопроизводители прямо указывают в инструкции по эксплуатации, что менять трансмиссионную жидкость нужно каждые 60 тыс. км. Указать на необходимость внеплановой замены могут следующие признаки при езде:
- коробка «пинается» при переключении;
- есть существенные задержки при переходе на повышенную или пониженную передачу;
- от АКПП раздается посторонний шум (вой, стук, гул);
- невозможно включить заднюю передачу.
Для дальнейшего определения состояния масла понадобится диагностика, проверяющая его уровень и температуру, а также давление в коробке. Уровень отмечается по щупу или контрольному отверстию, а другие параметры специальными приборами.
Если цвет смазки темный, непрозрачный и отдает запахом гари (горят фрикционные диски), то потребуется внеплановая замена масла в коробке автомат, независимо от пройденного пути.
Если продолжить эксплуатацию со старой ATF‐жидкостью, то имеющаяся стружка в поддоне способна застрять в каналах гидроблока и вывести из строя гидротрансформатор. Это нарушит работу АКПП и коробка перейдет в аварийный режим. Движение получится продолжить только на низкой скорости или вообще придется вызывать эвакуатор. Капитальный ремонт АКПП потребует много средств. Как вариант, придется заменить агрегат в сборе. Лучше не доводить авто до такого состояния и вовремя выполнять обслуживание.
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло – смазочная жидкость для коробок передач, созданная из нефтепродуктов или синтезированных химических веществ с добавлением специальных функциональных присадок (антизадирных, антикоррозийных и антиизносных), обеспечивающая защиту деталей от износа и перегрева.
Принцип действия трансмиссионной жидкости основывается на создании специальной пленки, которая защищает детали, покрывая их, и оберегает от воздействия вредоносных факторов сложных параметров эксплуатации.
Подготовка
Поменять масло можно на СТО или своими руками. Чтобы заменить масло в автоматической коробке самостоятельно, понадобится смотровая яма или эстакада. Можно попроситься к знакомому в гараж. Эстакады есть часто рядом с гаражными кооперативами, где охранник за небольшую плату позволит ей воспользоваться.
Замена масла в АКПП происходит со снятием поддона и фильтра. Некоторые моют старый фильтр в бензине или керосине и используют его повторно, но так делать не стоит.
Пониженная пропускная способность фильтра может привести к проблемам в работе коробки. Подобрать правильно новый фильтр можно по году выпуска и марке автомобиля. Еще на сайте производителя есть информация о самой АКПП (серия, номер), что облегчит задачу (некоторые коробки японского или немецкого производства ставятся на разные марки авто, поэтому можно найти фильтр, подходящий вашему АКПП, хотя он предназначен для другой машины).
Нужен новый фильтр и прокладка
При подготовке купите прокладку поддона. Наверняка, старая уже огрубела или имеет трещины. При демонтаже поддона нередко она рвется. Новая прокладка обеспечит герметичность корпуса и устранит течь АТФ‐жидкости, приведя к падению уровня. У сливной пробки есть медная шайба, которая нередко деформируется и стачивается в процессе эксплуатации. Ее тоже нужно купить для замены. На официальном сайте производителя авто есть рекомендации, какое масло по вязкости SAE лить в коробку и в каком объеме. Еще позаботьтесь о ключах для выкручивания пробки поддона, демонтажа фильтра, снятия самого поддона и патрубков радиатора охлаждения АКПП (последнее нужно, если выбран способ полной замены).
Как слить масло с АКПП
Основная сложность при смене ATF‐жидкости в АКПП — это слив отработки. В отличие от МКПП, здесь действует сложный гидравлический блок с гидротрансформатором, содержащий внутри множество узких каналов для циркуляции масла.
При большинстве способов слить отработку получится лишь частично, и только полная замена аппаратным путем удалит старую трансмиссионную жидкость без остатка.
Но, независимо от выбранного способа, потребуется слить отработку из поддона. Рассмотрим порядок действий и существующие варианты.
Популярные марки:
Hyundai Santa Fe , Mitsubishi Pajero , Skoda Octavia
Слив масла через пробку
Самый простой способ. Если в машине на корпусе АКПП предусмотрена сливная пробка, то:
- Проедьте на авто 5 км, чтобы разогреть двигатель и коробку.
- Установите автомобиль на яме, эстакаде или подъемнике.
- Подготовьте ведро или обрезанную канистру с емкостью не менее 5 л.
- Отверните ключом (чаще всего четырехгранник) сливную пробку. Выкручивайте ее дальше руками, держась сбоку, а не снизу.
- Резко уберите руку с пробкой, подставив тару.
- Когда отработка закончит капать, старое масло считается почти слитым — понадобится еще демонтировать поддон и фильтр.
Слив отработанного масла через сливное отверстие
Откачка масла через щуп
Есть автомобили, где сливная пробка конструкций не предусмотрена. Смена масла в коробке автомат возможна здесь путем откачивания старой АТФ через канал с щупом. Для этого используют прозрачную трубку от капельницы, приобретаемую в аптеке. Удалите щуп и вставьте на его место трубку. Опустите ее до самого дна поддона. Свободный конец снаружи присоедините к шприцу. Чем больше емкость последнего, тем лучше.
Откачка масла шприцем
Путем выдвижения штока создается вакуум и ATF откачивается из поддона. Действовать нужно размеренно, поскольку отработка густая и движется медленно. Для откачивания 4 л процесс потребуется повторить около 30 раз. Для облегчения процедуры сторонние производители разработали вакуумный насос. Он подключается к клеммам аккумулятора и перекачивает старую АТФ из поддона через отверстие щупа в подставленную емкость. Все происходит быстро и просто, но придется потратиться на оборудование.
Откачивание отработанного масла насосом
Снятие поддона коробки
Еще один способ поменять масло в АКПП — удалить старое, демонтировав сразу поддон с фильтром. Это грязная работа, но она экономит время. Прогретая машина устанавливается на яме и выкручиваются болты, удерживающие поддон АКПП. На дно ямы понадобится установить большой таз. Сперва создается щель с одной стороны корпуса и из нее сливается отработка. Когда она не капает, выкручиваются болты полностью и поддон с остатками жижи отставляется в сторону. В нем предусмотрен фильтр и магнит, накапливающий частички стружки. Магнит моется, а фильтр меняется на новый. Менять масло в АКПП таким способом проще, поскольку не понадобится возиться со шприцем и трубкой или покупать вакуумный насос, но не испачкаться невозможно.
Снятие поддона и фильтра
Какое и сколько заливать
Приведенная таблица позволит выбрать масло по марке автомобиля и узнать сколько его требуется.
Автомобиль | Масло | Объем (л) |
AUDI | ||
ауди q7 (audi q7) | G052162A2, 4014835712317 Ravenol ATF 5/4 HP | 0,85 |
BMW | ||
бмв х5 е53 (bmw x5 e53) | BMW 83 22 9 407 858 «ATF D-III, АТС-500 83220397244 | 1 |
бмв х5 е70 (bmw x5 e70) | 83 22 0 397 244, Multi DCTF, Motylgear 75W80 | 1 |
бмв х3 е83 (bmw x3 e83) | 83229407858 | 1 |
бмв x3 f25 (bmw x3 f25) | BMW Verteilergetriebe 4WD TF 0870 (83 22 0 397 244) | 0,6 |
ГАЗ | ||
газ 66 | ТАп-15В, ТСп-15К, ТСп-Мгип, 80W90 Gl-4 | 1,5 |
GREAT WALL | ||
грейт вол ховер (Great wall hover) | Dexron III | 1,6 |
JEEP | ||
Джип гранд чероки (Jeep Grand Cherokee) | Mopar 05016796AC | 2 |
INFINITI | ||
Инфинити fx35 (Infiniti fx35) | Nissan Matic D — KE908-99931 | 2 |
КАМАЗ | ||
камаз 43118 | ТСп-15К | 5,4 |
KIA | ||
киа соренто (kia sorento) | Dexron II, III (IDEMITSU Multi ATF, GT ATF TYPE Multi Vehicle IV) | 2 |
киа соренто 2 (kia sorento 2) | Castrol Syntrax Universal Plus 75W90, RAVENOL TGO 75W90 | 0,6 |
киа спортейдж 1 (kia sportage 1) | API GL-5 SAE 75W-90 | 1 |
киа спортейдж 2 (kia sportage 2) | 75W90 GL-5 (Mobil Mobilube HD 75W90 GL-5, Castrol 4008177071768 «Syntrax Longlife 75W-90) | 0,8 |
киа спортейдж 3 (kia sportage 3) | HYPOID GEAR OIL API GL-5, SAE 75W/90 | 0,6 |
киа соренто (kia sorento) TOD | Shell Spirax S4 ATF HDX, MOBIL ATF LT 71141 | 2 |
киа соренто (kia sorento) Part-Time | ATF Dexron III | 2 |
RANGE ROVER | ||
ленд ровер дискавери 3 (range rover Discovery 3) | SAF-XO 75W-90, Syntrax Longlife 75W-90 | 1,5 |
ленд ровер дискавери 4 (range rover Discovery 4) | Tl7300-Shell Tf0753 | |
ленд ровер фрилендер 2 (range rover freelander 2) | API GL5, SAE 90 | |
Ленд ровер дефендер (Land Rover Defender) | 75W-140 GL-5 | 2,3 |
LEXUS | ||
Лексус rx300/330 (Lexus rx300/330) | 85W-90, CASTROL TAF-X 75W-90 | 1 |
MERCEDES | ||
Мерседес GLK (Mercedes-Benz GLK-Class) | раздатка в коробке | |
мерседес мл 163 (mercedes ml 163) | 236.13 #A001989230310, Motul Multi ATF | 2 |
Мерседес w163 (Mercedes-Benz w163) | А 10 | 1,5 |
Мерседес w164 (Mercedes-Benz w164) | A0019894503 | 0,5 |
MAZDA | ||
мазда сх 5 (mazda cx 5) | GL-5 80W-90, MOBIL Mobilube HD 80w-90 GL-5 | 0,5 |
мазда сх 7 (mazda cx 7) | 80W90 API GL-4/GL-5 | 2 |
MITSUBISHI | ||
митсубиси паджеро спорт (mitsubishi pajero sport) | Castrol TAF-X 75W-90 | 3 |
митсубиси аутлендер 3, хл (mitsubishi outlander 3, xl) | 80W90 Gl-5, 75W90 GL-5 | 0,5 |
митсубиси л200 (mitsubishi l200) | GL-3 75W-85, GL-4 75W-85 | 2,5 |
митсубиси паджеро 2 (mitsubishi pajero 2) | 75W85 GL4 | 2,8 |
митсубиси паджеро 3 (mitsubishi pajero 3) | GL-5 80W-90, Castrol Syntrans Transaxle 75W-90 | 3 |
митсубиси паджеро 4 (mitsubishi pajero 4) | ENEOS GEAR GL-5 75W-90 | 2,8 |
митсубиси монтеро спорт (Mitsubishi Montero Sport) | Castrol TAF-X 75W-90 | 3 |
Митсубиси делика (Mitsubishi Delica) | 75W90 Gl-4 | 1,6 |
НИВА | ||
нива 2121/21213/21214 (ваз 2121/21213/21214) | Лукойл ТМ-5 (75W-90, 80W-90, 85W-90), ТНК Trans Gipoid (80W-90), Shell Transaxle Oil (75W-90) | 0,8 |
NISSAN | ||
ниссан х трейл т31 (nissan x trail t31) | Nissan Differential Fluid (KE907-99932), Castrol Syntrax universal plus 75w90 GL-4/GL-5 | 0,35 |
ниссан кашкай (Nissan Qashqai) | NISSAN Diffirential Fluid SAE 80W-90 API GL-5 | 0,4 |
Ниссан патфайндер r51 (Nissan Pathfinder r51) | Nissan Matic-D, Dexron III | 2,6 |
ниссан террано (Nissan Terrano) | SAE75W90 GL-4, GL-5 | 2 |
ниссан теана (Nissan Teana) | GL-5 80W90 | 0,38 |
ниссан мурано z51 (Nissan murano z51) | Genuine NISSAN Differential Oil Hypoid SuperGL-5 80W-90 | 0,3 |
OPEL | ||
опель антара (opel antara) | GL-5 75W90 | 0,8 |
Опель мокка (Opel Mokka) | GM 93165693, MOBILUBE 1 SHC 75W-90, Motul GEAR 300 75W-90 | 1 |
PORSCHE | ||
Порше кайен (porsche Cayenne) Hang-on | Shell TF0870, RAVENOL Transfer Fluid TF-0870 | 0,9 |
Порше кайен (porsche Cayenne) Torsen | Castrol BOT 850, Burmah BOT 850 | 0,9 |
RENAULT | ||
рено дастер 2.0 4х4 (renault duster 2.0 4х4) | Elf TransElf Type B 80W90 | 0,75 |
рено колеос (renault koleos) | Elf TransElf Type B 80W-90, Total Transmission rs fe 80w-90 | 1,5 |
SUZUKI | ||
Сузуки эскудо (Suzuki Escudo) | SAE 75W-90, 80W-90 API GL-4 | 1,7 |
сузуки гранд витара (suzuki grand vitara) | 75W-90 API GL-4, SAE 80W-90 API GL-5 | 1,6 |
сузуки сх4 (suzuki CX4) | TAF-X | 0,6 |
SSANGYONG | ||
СсангЙонг Кайрон (SsangYong Kyron) АКПП | Dexron IID, III | 1,3 |
СсангЙонг Кайрон (SsangYong Kyron) МКПП | 80W90 API GL-4/GL-5 | 1,4 |
SUBARU | ||
субару форестер (subaru forester) | нет раздатки, понижающая передача в коробке | |
TOYOTA | ||
Тойота хайлюкс (Toyota Hilux) | API GL3 75W-90 | 1 |
тойота ленд крузер прадо 120/150/200 (Toyota Land Cruiser prado 120/150/200) | GL-5 75W90 Toyota Gear oil | 1,4 |
тойота рав 4 (toyota rav 4) | Toyota Synthetic Gear Oil API GL4/GL5, SAE 75W-90 | |
тойота хайлендер (Toyota Highlander) | LT 75W-85 GL-5 TOYOTA | 0,5 |
УАЗ | ||
уаз патриот | SAE 75W/90 по API GL-3, ТСп-15К, ТАП-15В, ТАД-17И | 0,7 |
уаз 469 | ТАД-17, 80W90 Gl-5, 85W90 GL-5 | 0,7 |
уаз хантер | SAE 75W/90 по API GL-3 | 0,7 |
УРАЛ | ||
урал 4320 | ТСп-15К | 3,5 |
FORD | ||
Форд эксплорер 2013 (ford explorer 2013) | Motul 75w140 | 0,4 |
форд куга (ford kuga) | SAE 75W-90 | 0,5 |
форд куга 2 (ford kuga 2) | SAE 75W140 | 0,4 |
форд маверик (Ford Maverick) | SAE 75W140 | 2 |
Форд эксплорер 5 (ford explorer 5) | SAE 75W140 (Castrol Syntrax Limited Slip 75w140) | 0,4 |
VOLKSWAGEN | ||
фольксваген амарок (Volkswagen amarok) | G052533A2, Castrol Transmax Z | 1,25 |
фольксваген туарег (Volkswagen touareg) | VAG G052515A2, Castrol Transmax Z | 0,85 |
фольксваген тигуан (Volkswagen tiguan) | G 052 145 S2 | 1 |
HYUNDAI | ||
хендай ix35 (Hyundai ix35) | 75W90 | 1 |
Хендай санта фе 2.7 (Hyundai Santa Fe 2.7) | Shell Spirax AXME 75W90 | 1 |
Хендай Туссан (Hyundai Tucson) | 80W90 GL-4/Gl-5 (Shell Spirax S3 AX 80W-90), 75W90 GL-5 (Сastrol Syntrax Universal 75W-90) | 0,8 |
HONDA | ||
хонда срв (Honda CR-V) | раздатка совмещена с коробкой передач | |
CHEVROLET | ||
Шевроле нива (Chevrolet niva) | 80W-90 GL-4, 75W-90 | 0,8 |
Шевроле каптива (Chevrolet Captiva) | GL-5 75W90 | 0,8 |
Шевроле тахо (Chevrolet Tahoe) | Dexron VI (GM Дексрон 6, Spirax S3 ATF MD3, Chevron ATF MD3, AC Delco auto trak II) | 2 |
Шевроле трейлблейзер (Chevrolet TrailBlazer) | GM Auto-Trak II | 2 |
Способы замены масла
Рассмотрим, как правильно поменять масло в АКПП частично или полностью, в каком порядке выполняются действия и куда заливать новую жидкость. Понимая особенность процесса, будет легче решить, выполнять работу самостоятельно или обратиться в автосервис.
Частичная замена масла в АКПП: инструкция
В современные автоматические коробки входит 6-8 литров ATF, в зависимости от марки и модели. Частичная замена считается «освежением» состава, поскольку при таком способе удается добавить только 30-40% новой трансмиссионной жидкости. Это более доступно по деньгам, чем полная замена, и требует около 60 минут времени. Но эффекта хватает ненадолго — процедуру нужно повторять каждые 15–20 тыс. км.
Рассмотрим порядок замены масла в АКПП в пошаговой инструкции:
- Заводится двигатель, и на автомобиле проезжают 10–20 минут, чтобы ДВС и коробка вышли на рабочую температуру. Это посодействует повышению текучести смазки.
- Машина заезжает на яму.
- Демонтируется защита днища.
- Выкручивается ключом‐квадратом пробка в поддоне.
- Подставляется емкость и сливается старая смазка.
- Демонтируется поддон и в нем снимается старый фильтр. Магнит чистится.
- Устанавливается новый фильтр и прокладка. Поддон возвращается на место.
- Через отверстие для щупа или сапун для поддержания атмосферного давления заливается новая ATF‐жидкость. Уровень выставляется между минимальной и максимальной отметкой.
После снятия поддон нужно почистить
Рекомендации автолюбителю. Чтобы правильно выставить уровень, нужно «погонять» коробку по всем передачам. Это заполнит муфты АТФ‐жидкостью и выгонит воздух.
Плюсы такого способа: все можно сделать самостоятельно, потребуется 1 час времени, объем трансмиссионной жидкости 3–4 л для АКПП стоит недорого. К минусам относится: необходимость повторять процесс после 15 000 км, могут остаться задержки при переключении, гул, ресурс коробки продлевается, но незначительно.
Снятие поддона коробки
Второй же вариант слива более реализуем своими руками, но подразумевает уже серьезное механическое вмешательство – снятие поддона АКПП. Для этого, во-первых, если таковая имеется, снимите защиту поддона, открутив болты. После чего откручивайте болты и самого поддона коробки, оставив на завершение два болта по углам – чтобы поддон было удобнее снимать. Сняли? – Слейте в отдельную тару масло из поддона и поставьте ее под коробку – оттуда некоторое время еще будет стекать масло. Рекомендуем вам промыть поддон. И да, – не забудьте очистить и магниты в нем, ведь они улавливают металлические частицы изнашивающихся механизмов. Также после снятия поддона рекомендуется заменить его прокладку, или нанести новый герметик на место соединения (если вы решили это сделать – не спешите сразу заливать новое масло – дайте герметику высохнуть).
После того, как масло из АКПП прекратит стекать, верните поддон на место и затяните болты. Тут опять же не обойдешься без некоторого опыта, поскольку закручивать болты настоятельно рекомендуется с определенной очередностью специальным инструментом – динамометрическим ключом. Это нужно для затягивания болтов с одинаковым усилием, чтобы не повредить резьбу и саму структуру поддона.
В данном случае еще очень важно вот что, – если у вашей трансмиссии отсутствует щуп или контрольную трубку (как на коробках ZF на BMW или Land Rover, например), то при замене масла со снятием поддона необходимо точно рассчитать количество слитого масла, чтобы позже залить столько же. Иначе вам придется выставлять уровень жидкости, ориентируясь по контрольной трубке – некой замене щупа АКПП. Для этого коробка обязательно должна быть прогрета до 30-40 градусов, что измеряется с помощью считывания данных с электроники автомобиля. Это необходимо для точного выставления уровня жидкости АТФ, поскольку она при разных температурах имеет разную плотность, а значит и занимает разный объем в агрегате.
После этого АТФ жидкость доливают в трансмиссию до тех пор, пока эта жидкость не заструится из контрольного отверстия -это означает, что требуемый уровень жидкости в коробке достигнут – ни больше, ни меньше. Но все же проведение такой непростой процедуры мы рекомендуем доверить опытным мастерам.
Полная замена масла в АКПП: инструкция
Заменить трансмиссионную жидкость можно и полностью, но это более дорогостоящий процесс. Зато он дает значительное улучшение в работе коробки. Рассмотрим, как меняется АТФ аппаратным и ручным методом, чтобы выбрать подходящий вариант.
Способ №1
Этот способ подходит для самостоятельной замены в условиях гаража с ямой. Все делается, как и в вышеописанной ситуации: сливается старая смазка, чистится поддон, устанавливается новый фильтр и прокладка, заливается свежая АТФ по уровню. Проехав в обычной эксплуатации около 200 км, процедура повторяется (фильтр и прокладку уже можно не менять, а только промыть и почистить).
Поскольку при сливе самотеком или высасывании шприцем удается извлечь из АКПП около 40% смазки, то добавление до уровня свежей трансмиссионной жидкости лишь разбавляет состав. При первой замене получается соотношение нового и старого масла в коробке 40/60%. При повторной замене — примерно 70/30%. При третьей — 85-90/15-10%. Больше трех раз подряд замену не выполняют — нецелесообразно финансово.
К плюсам способа относится:
- возможность выполнить все в гаражных условиях самому;
- не требуется дорогостоящее оборудование;
- платить нужно только за АТФ (фильтр и уплотнитель поддона покупаются один раз при первой замене).
Но такой способ затратен по времени — каждые 200 км придется снимать защиту днища, сливать отработанную смазку, заливать новую. Не у всех есть время каждую неделю проводить такое обслуживание. Не возможно 100% замещение. Поэтому рассмотрим другие способы.
Способ №2
Полная замена масла в АКПП своими руками возможна, если использовать давление в коробке для выкачивания отработки. Для этого выполняются все действия, как в случае частичной замены (сливание, замена фильтра и чистка поддона). Затем в коробку заливается свежая ATF до самого верха (пока не польется из заливного отверстия). От радиатора охлаждения трансмиссии отсоединяются подача и обратка и концы шланг опускаются в емкость (таз на 12 л, ведро и пр.).
Схема подключения АКПП к радиатору охлаждения
Заводится мотор и начинается накачивание давления в коробке и циркуляция трансмиссионной жидкости. При таком способе отработка вытесняется из гидротрансформатора и гидроблока естественным путем. Когда сольется около 4 л, двигатель глушат и доливают еще свежей АТФ. Мотор снова запускается и продолжается прокачивание системы. Заметив светлый цвет смазки на выходе, процесс останавливается. Остается присоединить шланги к патрубкам радиатора, выставить уровень и проехать на автомобиле в разных режимах для теста.
При таком способе естественная циркуляция в агрегате используется для прокачивания системы без помощи дополнительного оборудования. Платить придется только за расходники и объем технической жидкости — 7–9 л. Вся процедура проводится за один раз — нет необходимости становится на ремонт каждую неделю. Но есть и минусы: операция довольно сложная и пугающая для новичка — можно что‐то сделать неправильно и повредить узел.
Самой распространенной ошибкой является слишком низкое опущение уровня ATF в поддоне, что приводит к всасыванию воздуха и работе «всухую».
Так можно повредить пакет фрикционов, планетарную передачу или гидротрансформатор. Ремонт обойдется дорого.
Способ №3
Самым эффективным способом является аппаратная замена. Это вытеснение старой смазки путем прокачивания по системе новой под давлением от специальной станции. Схема замены масла в АКПП при помощи современного оборудования выглядит так:
- Автомобиль заезжает на подъемник, где демонтируется защита и сливается отработка.
- Снимается поддон, выполняется чистка и установка новой прокладки с фильтром. Все возвращается на место.
- Откручиваются патрубки подачи и обратки радиатора коробки.
- К ним присоединяются шланги от станции, в которой уже залито 10–12 л новой АТФ.
- Запускается двигатель и аппарат начинает подавать свежую трансмиссионную жидкость в коробку. Гидроблок перекачивает ее и она выходит через патрубок, но вместо радиатора оказывается снаружи и сливается в приемную тару.
- Через прозрачную трубку видно, какой цвет у жидкости. Когда он становится идентичен новой смазке, процесс останавливают и выставляют уровень.
Аппаратная замена масла в АКПП
Способ хорош тем, что обеспечивает 100% замену путем вымещения. Промывается гидротрансформатор и гидроблок. Качество обслуживания видно сразу по цвету выливающейся смазки. Работа трансмиссии улучшается: становится тише, резвее переключение, повышается плавность хода. Водители отмечают сокращение расхода топлива. Но есть и минусы: понадобится большой объем 11–12 литров трансмиссионной жидкости, половина из которой тратится просто на промывку. Аппарат для замены дорогой и имеется не в каждом СТО, не говоря уже о гаражных мастерских. В некоторых недобросовестных автосервисах могут взять 12 л техжидкости, но залить только 6 л, присвоив остальное себе. Иногда забывают поставить фильтр или заменить прокладку.
Рекомендации автолюбителю. Чтобы проверить качество полной замены — проситесь присутствовать при обслуживании — в нормальных СТО в таком не откажут. Еще капните с щупа на бумагу немного ATF — новая будет красного цвета, а старая — черного или мутного.
Полезные советы
Перед началом эксплуатации автомобиля рекомендуется производить визуальный осмотр машины и места стоянки. Если обнаружены потеки и масляные пятна на полу под днищем, нужно проверить уровень масла в МКПП. Даже небольшое уменьшение объема масла может привести к интенсивному износу шестерен с последующим серьезным ремонтом трансмиссии и автомобиля в целом.
Одно из основных правил замены масел и эксплуатации МКПП гласит – своевременная установка новых прокладок, сальников вместо изношенных может помочь устранить потери масла, а также предотвратит поломки и износ шестерен.
Каждый автомобиль показывает различные результаты на залитые масла. Для одних нужна только синтетика, другие нормально работают на дешевой минералке. Чаще всего водители выбирают золотую середину: полусинтетику. Самое главное условие – сохранение стабильности работы, а также технических, эксплуатационных характеристик транспортного средства на протяжении длительного периода.
Замена на станции техобслуживания
Станции техобслуживания практикуют частичную смену и полное обновление состава трансмиссионной АТФ‐жидкости, что выбирает сам клиент. Как правило, качественная смазка разной вязкости есть уже в наличие, поэтому нужно привезти только фильтр к своей модели автомобиля. Но некоторые сервисы имеют на складе и расходные материалы к популярным маркам авто, чтобы максимально сэкономить время владельцам машин.
Если клиент выбирает частичный способ, то отработка удаляется через сливное отверстие (если оно предусмотрено производителем авто) или откачивается через щуп.
При полном обновлении состава с промывкой используются современные аппараты. Они универсальные и подходят для всех моделей автомобилей. Некоторые оснащены совсем простым управлением с кнопками пуска и остановки. Качество промывки определяется по фрагменту прозрачной трубки, закрепленному на фронтальной панели стенда.
Другие версии сервисного оборудования оснащены экраном и программами под каждую марку и модель авто. В них запрограммирован объем смазки и другие параметры работы, обеспечивающие максимально качественное замещение техжидкости в коробке. Стендовое вытеснение отработки считается лучшим на сегодня для обслуживания АКПП. С ним ресурс узла продлевается до 200–250 тыс. км. Процедура занимает 2–3 часа, но ее потребуется сделать раз в 50 000–60 000 км.
Как залить масло в АКПП
Долить свежую АТФ‐жидкость при частичной смене или для достижения нужной отметки после полного обновления можно несколькими способами, в зависимости от конструктивных особенностей автоматической коробки.
Заливаем масло через щуп
Самый простой метод, поскольку щуп предусмотрен в большинстве автомобилей с автоматической трансмиссией. Понадобится гибкий шланг от медицинской капельницы и воронка, присоединяемая к его второму концу. Все действия выполняются сверху в подкапотном пространстве.
Через сапун
Клапан для регулировки давления тоже можно использовать для подачи техжидкости в АКПП. Понадобится гибкая шланга диаметром 8–10 мм и воронка. Напрямую залить не получится, поскольку мешают провода и другие части в моторном отсеке.
Сапун АКПП
Закачка масла снизу через контрольку
Сбоку на корпусе АКПП есть болт, глушащий контрольное отверстие. Это один из способов установки уровня в моделях, где нет щупа. Открутив его, большим шприцем через шланг подается ATF‐жидкость. Работа ведется снизу из смотровой ямы.
Замена масла в АКПП продлевает ресурс ключевого узла автомобиля. Если нет времени и средств, выполняется частичное обновление состава. Но лучше произвести аппаратное покачивание с промывкой, чтобы избежать дорогостоящего ремонта автоматической коробки в будущем.
Рекомендации опытных автолюбителей и механиков
Соблюдение интервала обновления масла в АКПП продлит рабочий срок агрегата, сэкономить на ремонте и ездить с плавной коробкой. В целях экономии можно обслуживать коробку своими руками, если придерживаться инструкции завода-изготовителя.
Слив-залив масла в АКПП правильно проводить после разогрева коробки и контроля уровня. Смешивать разные ATF нельзя, как и вливать моторные масла, антифризы, керосины. Чтобы агрегат с новой жидкостью переключался без рывков, нужно сбросить адаптацию.
После прохождения свыше 120 тыс. км допустима только порционная смена масла в АКПП. На маслофильтре оседают стружка, фрикционная пыль, окислы и сгустки самой жидкости. При аппаратной замене трансмиссионки в АКПП автомеханики не всегда предупреждают о необходимости установки новых расходников. А также, не каждая коробка выдержит промывку химическими составами.