Появление ржавчины на кузове автомобиля является неприятным явлением, которое может расстроить любого автовладельца. И если своевременно не будут предприняты меры, то поражение распространится дальше, охватит большую часть, а в дальнейшем на ее месте образуется сильное повреждение вплоть до полного разрушения основы кузова. Но все же стоит учитывать, что справиться с коррозией не выйдет за один день, на это требуется достаточно много времени. А если что-то будет выполнено не так, то уже через короткий период на месте ржавчины может снова облупиться и вспучиться краска и придется снова предпринимать срочные меры по защите кузова от разрушения. И лучше предварительно ознакомиться с основными способами устранения ржавчины, рассмотреть главные особенности и правила.
Образование коррозии
Коррозия металла, а попросту ржавчина, появляется в результате окисления металла под воздействием влияния окружающей среды. Основной причиной ее появления становится повреждение краски на кузове автомобиля.
Все образовавшиеся царапины и сколы рано или поздно становятся очагом образования ржавчины, постепенно распространяющейся вглубь пятна и на всю большую площадь поверхности кузова.
Скорость распространения коррозии зависит от агрессивности воздействия окружающей среды и от состояния самого кузова. Так, например, в зимнее время года она распространяется в разы быстрее.
С только что появившемся единичным пятном ржавчины справиться гораздо проще, чем со множественными “рыжиками” или старым пятном, где металл разъеден почти насквозь.
О появление еще не заметной глазу коррозии свидетельствует вздутие лакокрасочного покрытия. Такие места следует немедленно очистить от старой краски и зачистить.
Типы коррозии кузова
Среди самых распространенных типов коррозии кузова выделяются:
- Химическая. Основной катализатор – это окружающая деталь. Изделие из металла постепенно начинает окисляться. Самая большая опасность – это контакт с влагой. Ведь в ее составе могут находится различные вещества и добавки. Для металла химически опасен даже воздух, в особенности в местах с очень плохой экологией.
- Механическая. Обусловлена воздействием на кузов существенной механической нагрузки. Данный процесс в особенности часто проявляется наравне с электрохимической коррозией, в местах взаимного соприкосновения и соединения материалов.
- Электрохимическая. Вероятность развития такой коррозии кузова особенно высока в холодное время года. Это обусловлено тем, что на дороге много соли, песка и прочих реагентов. Соприкасаясь со сталью, они создают катодно-анодную связь. В результате металлическая поверхность быстро портится.
Легкоуязвимые места
В первую очередь коррозии подвержены места, испытывающие наибольшее механическое воздействие. К ним можно отнести:
- пороги – страдают от коррозии одними из первых;
- капот – мелкие камушки от впереди идущего транспорта провоцируют появление многочисленных сколов;
- арки под колесами – испытывают постоянное влияние агрессивных химических реагентов.
Важно своевременно обнаружить появившуюся ржавчину и устранить ее, предупредив дальнейшее распространение коррозии. Для этого нужно знать, как можно бороться с этим неприятным явлением самостоятельно.
Причины и места возникновения ржавчины на кузове авто
Металл портится вследствие окислительных процессов, которые стимулируются агрессивным влиянием внешних факторов. И хотя поверхность корпуса защищена краской, первые коррозионные пятна проявляются в местах разрушения защитного слоя. Это может быть царапина, сколы, погнутость, вследствие которых краска содралась, отпала или отслоилась. В таких случаях необходимо срочное и правильное удаление ржавых пятен с металла.
Повреждения могут быть настолько мелкими, что их незаметно. Но явными станут тогда, когда появятся признаки расползающегося окисления. Даже маленькому пятнышку рекомендуется сразу уделить внимание, чтобы проблема не разрасталась до необходимости дорогих сварочных и ремонтных работ. Для этого надо заранее знать, как на новом транспортном средстве любой модели убрать свежую ржавчину.
Темпы распространения повреждений обшивки зависят от многих причин. Это интенсивность эксплуатации легковика, условия, в которых он ездит и постоянно находится. Зимой коррозия расползается быстрее, чем летом. Но если пятно выявлено, важно не оттягивать, а удалять срочно в любом месте самостоятельно, не ожидая благоприятных условий для ремонта.
Не всегда разрушение металла проявляется снаружи, если вы заметили на поверхности кузова вздутые пупырышки под краской – это свидетельство того, что проблема уже существует на уровне, когда требуется принимать меры. Перед тем как устранять дефект, зачищая поверхность машины с помощью абразивного инструмента, вскройте скребком вздувшееся место до тех границ, пока краска отслаивается.
К этому вопросу мы еще вернемся, а теперь проанализируем слабые места на корпусе транспортных средств. Это требуется, чтобы знать, как появляется подслойная коррозия, и на что в первую очередь необходимо обращать внимание.
Легкоуязвимые зоны автомобиля
Чаще всего разрушение металла связано с местами на корпусе, на которые оказываются максимальные механические нагрузки.
К таковым относятся:
- Пороги. Наиболее уязвимый элемент любой машины;
- Капот. Неоднократно повреждается от ударов камешков на трассах, вылетающих из-под колес попутного или встречного транспорта.
- Элементы колесных арок. Зимой они постоянно находятся в контакте с химической средой, из за которой требуется ремонт локальной ржавчины на машине.
Если признаки окисления в виде рыжих пятен появились, оцените угрозы и определитесь, чем лучше убрать свежую коррозию с кузова транспортного средства. В автосервис ехать не обязательно. Даже если вы раньше этого не делали, вы сможете убрать дефект в любом месте на корпусе автомобиля, используя простой инструмент самостоятельно. Для этого определите, чем правильней убрать и обработать ржавое место с металлической поверхности корпуса транспорта.
Методы удаления коррозии
Устранение коррозии можно производить следующими способами:
- Механическим – используется при сильной степени коррозии, заключается в удалении ржавчины путем зачистки до металла с последующей грунтовкой, шпаклевкой и покраской ремонтируемой области кузова;
Преимущества метода: устранение больших и глубоких пятен, повреждений под вспучившейся краской, а так же низкая стоимость и доступность необходимых материалов.
Недостатки: длительность процесса.
- Химическим – заключается в использовании средств для удаления ржавчины. Подобные реагенты широко представлены на современном рынке.
Преимущества способа: устранение коррозии в труднодоступных местах, более высокая скорость процесса.
Недостатки: невозможность применения на сильно поврежденных участках.
Рассмотрим процесс устранения коррозии, каждым из представленных выше методов, подробнее.
Этапность выполнения работ
Работа по устранению очагов коррозии на кузове авто включает несколько стадий:
- кузов очищают от загрязнений путем мойки;
- затем его как следует сушат;
- проводят осмотр на наличие очагов коррозии;
- найденные ржавые точки и пятна выделяют;
- после этого кузов готовят к работам по удалению коррозии;
- затем выполняется обработка проржавевших участков;
- следующий этап – дополнительная обработка;
- после нее все участки нужно замазать шпатлевкой;
- завершающая стадия состоит в покраске обработанных участков.
Пошаговая инструкция
Перед началом проведения ремонтных работ необходимо произвести осмотр кузова и выявить все проблемные места. Оценить степень повреждения и определиться со способом устранения коррозии.
Инструменты и материалы
Перед началом работ необходимо подготовить:
- болгарку;
- наждачную бумагу;
- обезжириватель;
- шпатлёвку;
- грунтовку;
- краску;
- автомобильный лак;
- преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- чистую ткань.
Популярные препараты
Самыми популярными химическими средствами для удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками являются:
- ортофосфорная кислота – самое известное средство, может использоваться в чистом виде или входить в состав различной химии;
- ВСН-1 Нейтрализатор – легко справляется со ржавчиной, превращая ее в темную массу;
- цинкор – комплект для устранения ржавчины и дальнейшей оцинковки металла посредством нанесения специального защитного слоя электрохимическим способом. Требуется подключение к аккумулятору. Процесс работы со средством цинкор можно подробно посмотреть в видео ролике:
Зачастую владельцы авто хотят быстро и без лишних хлопот убрать видимые следы коррозии с кузова автомобиля. В таком случае можно воспользоваться специальными средствами, например пастой Антиржавчина.
Она быстро устранит заметные ржавые следы с поверхности кузова, но не устранит сам очаг распространения. Следовательно такой эффект продлится не более месяца. Как правило, к такому способу прибегают владельцы во время предпродажной подготовки авто.
Механический способ
Устранение ржавых пятен механическим способом проводится в несколько этапов:
- зачистка коррозии до металла наждачной бумагой. Работу можно проводить вручную или при помощи электроинструмента, например болгарки. Зачищать пятно следует постепенно и осторожно, избегая появления грубых царапин. Важно не повредить целые участки лакокрасочного покрытия и произвести 100% полную зачистку до “голого” металла.
- обработка подготовленной области кузова преобразователем ржавчины с целью устранения мельчайших, не всегда заметных глазу, остатков коррозии.
- обезжиривание поверхности после окончания действия преобразователя (в среднем через полчаса);
- шпатлевка (проводится в несколько слоев при необходимости) и шлифовка обработанной поверхности;
- покраска в цвет кузова (перед покраской защитите прилегающие части кузова при помощи газет и малярного скотча и нанесите антикоррозионную грунтовку в 2-3 слоя). Покраску проводится также в 2-3 слоя с тщательной просушкой каждого.
- нанесение прозрачного лака (при желании) для более надежной защиты и красивого вида.
Результат работ будет полностью зависит от соблюдения всех инструкций и правильности выполнения работ. При нарушении технологии, например при некачественной зачистке или недостаточной просушке результат работ может оказаться совсем недолговечным.
Смотрите видео о том, как убрать ржавчину с автомобиля за 10 минут:
Химический способ
Значительное отличие этого метода от предыдущего заключается лишь в первом этапе – очистке от ржавых пятен. Вместо механической зачистки используется специализированная химия. Она способна удалить ржавчину и предотвратить ее дальнейшее распространение, не повредив металл.
Как правило, подобное препараты наносятся на проблемное место в соответствии с инструкцией производителя на указанное время, после чего остатки средства вытираются или смываются.
Однако, для получения отличного и долгосрочного результата далее придётся также производить шпатлевку, шлифовку и покраску. При устранении несильного повреждения кузова можно обойтись и без этих шагов.
Как быстро удалить ржавчину с автомобиля – электрохимический метод
Электрохимический способ удаления ржавчины с кузова машины подразумевает выполнение на пораженном участке окислительно-восстановительного процесса. Сама реакция протекает в электролите под действием тока. Это сложный процесс. Но если разобраться, то получится, что это самый простой метод избавления от коррозии.
Достоинства способа:
- Полное удаление ржавчины.
- Доступность и простота.
- Образование цинкового слоя для защиты металла в дальнейшем.
- Метод безвреден для неповрежденного лакокрасочного покрытия.
- Быстрый результат.
Для процедуры потребуется:
- Кусок металлического провода.
- Два электрода из нержавейки (один с наконечником из цинка).
- Преобразователь коррозии.
- Раствор хлористого цинка.
Для удаления ржавчины необходимо:
- Подсоединить провод к плюсовой клемме аккумулятора.
- Сделать на кончике электрода ватный наконечник и окунуть его в преобразователь.
- Аккуратно обработать наконечником поврежденное ржавчиной место.
- Подключить второй электрод с цинковым наконечником к проводу от аккумулятора вместо первого электрода.
- Сделать вокруг цинкового наконечника обмотку из ткани.
- Окунуть электрод в раствор хлористого цинка и провести по очищенному участку металла, чтобы создать защитный слой.
Как можно убрать «рыжики» и «жучков»
Многим хочется верить, что если ржавчина только появилась и очаги небольшие, то их можно устранить каким-то чудо-средством. К сожалению, это невозможно в принципе. Проявившаяся на поверхности ЛКП ржавчина — это как верхушка айсберга, основные повреждения глубоко внутри.
В продаже существуют средства, которые помогут убрать рыжий цвет с кузова. Например, есть паста «Антиржавчина» – она довольно быстро и хорошо устраняет рыжие пятна. Это тот же преобразователь ржавчины, которые мы рассматривали выше. Он устраняет видимые признаки, но не сам источник. Таких манипуляций обычно хватает на 2–6 недель (в зависимости, от погодных условий), и используют их чаще всего непосредственно перед продажей автомобиля.
Мелкие «жучки» порой доставляют большие проблемы продавцу авто!
Если вы хотите избавиться от проблемы в долгосрочной перспективе, то без физического вмешательства не обойтись. Необходимо прекратить доступ воздуха и влаги непосредственно к металлу. Теоретически, можно продлить эффект действия пасты, если после обработки покрыть поврежденную область кузова прозрачным лаком. Но это сработает, если преобразователю удалось устранить всю ржавчину. В большинстве случаев этого не происходит, поскольку глубина проникновения средства небольшая.
Надолго скрыть повреждения только с помощью пасты, увы, не удастся
Лучшие спреи – преобразователи коррозии
Наиболее популярной формой выпуска преобразователей коррозии являются спреи.
WURTH
Это немецкое средство изготовлено с использованием особых химических веществ. Его легко и удобно наносить даже в труднодоступных участках. Ведь здесь есть длинный носик. У этого преобразователя прекрасная проникающая способность, он отлично впитывается и моментально растворяет ржавчину.
WURTH защищает от дальнейшего разрушения и подходит для любых металлических поверхностей.
Преимущества:
- Отличная проникающая способность.
- Выдавливает из электрических контактов влагу.
- Образование защитного слоя.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
- Очень горюч, надо быть осторожным.
KUDO
Это средство изготовлено на основе кислоты. KUDO глубоко воздействует на ржавчину, удаляет ее и защищает от вторичного появления. После обработки на поверхности образуется пленка, которая надежно защищает кузов машины от последующих негативных воздействий. Преобразователь имеет устойчивый эффект и после обработки не смывается.
Преимущества:
- Быстрое и легкое нанесение.
- Доступная стоимость.
- Быстро высыхает.
- Нет запаха.
Недостатки:
- Нет обещанного производителем эффекта чеканки.
Hi-Gear Rust Treatment No-Rust
Это один из наиболее известных и популярных преобразователей у отечественных водителей. Это связано с тем, что в составе средства достаточно агрессивные компоненты. Они быстро разъедают ржавчину и превращают ее в грунт. Hi-Gear Rust Treatment No-Rust выпускается в форме аэрозоля с распылителем. Мощный направленный поток обеспечивает глубокое и равномерное проникновение преобразователя.
Преимущества:
- Максимальное проникновение средства.
- Улучшает адгезию с различными видами лаков и красок.
- Быстрый результат.
- Защита на долгое время.
- Комфортное нанесение.
Недостатки:
- Средство разъедает краску.
- Можно применять исключительно на открытом воздухе.
- Необходимо смывать спиртом.
4-подготовка к покраске
- После того, как преобразователь ржавчины полностью высохнет, поверхность металла и краски вокруг него нужно мягко отполировать мелкозернистой (120) наждачной бумагой.
- Затем наступает этап грунтовки поверхности. Перед нанесением грунтовки, нужно обезжирить поверхность растворителем или WD-40. Грунтовка наносится согласно инструкции, обычно хватает 3-х слоев. Между нанесением каждого стоит выждать несколько минут.
- Краску наносят только после полного высыхания грунтовки. Обычно ждать приходится 10-12 часов.
Рейтинг жидких средств
Среди жидкостей от коррозии для кузова машины отлично подойдут следующие.
FENOM FN956
Это один из лучших жидких преобразователей коррозии. Его эффективность доказана множеством тестов – состав FENOM FN956 с легкостью преобразовывает ржавчину толщиной до 100 мкм. Металлическая поверхность после высыхания покрывается прочной коркой на базе соединений марганца и железа.
Преимущества:
- Защита от ржавчины до семи лет.
- Можно без проблем применять для консервации металла без покраски.
Минусы:
- Несущественный объем.
- Большая стоимость.
ЯсХим
ЯсХим – это универсальный и доступный препарат. По сути, это фосфорная кислота, разбавленная водой, и дополнительные компоненты. Свои качества препарат сохраняет даже после разморозки.
Преимущества:
- Высокая эффективность.
- Доступная цена.
Минусы:
- Нет эффекта лужения, оцинковки и другой защиты.
Химик
Это средство легко удаляет коррозию и защищает металл кузова от рецидивом в дальнейшем. После нанесения препарата Химик на поверхности выступает цинковый налет и формируется слой грунтовки. Последний способствует существенному улучшению сцепления обработанного металла с краской и лаком.
Преимущества:
- Быстро действует и не требует смывания.
- Предотвращает рецидив.
- Легко избавляет от ржавчины.
- Надежно защищает поверхность от коррозии.
Минусы:
- Разъедает краску.
- Токсичен.
Содержание
- Что такое «рыжая болезнь» и почему она возникает
- Как устранить «рыжики» своими руками Этап 1. Очистка кузова от «рыжиков»
- Этап 2. Шпаклевка кузова автомобиля
- Этап 3. Покраска кузова
Коррозия опасна тем, что нарушает целостность кузова. Из-за этого автомобиль становится менее безопасным и ставит под угрозу жизнь водителя и пассажиров.
В этом материале расскажем, от чего возникает «рыжая» болезнь, где чаще всего появляется, как от нее избавиться и какие автомобили ей страдают.
Гелевые
Еще один вариант формы выпуска преобразователей коррозии – гель.
Permatex
У этого преобразователя коррозии гелеобразная форма. Посредством шпателя ее можно легко наносить на ржавые участки. Гель моментально сформирует слой защиты. Permatex не стекает и действует уже через пару минут после начала нанесения. В случае значительного слоя ржавчины через полчаса потребуется еще одна обработка препаратом.
Преимущества:
- Не требуется смывать.
- Долго защищает поверхность от рецидива.
- Эффективно устраняет любую ржавчину.
- Работает, как настоящая грунтовка.
- Удобно наносится, не пузыриться и не течет.
Минусы:
- Высокая цена.
KerryГель формула KR-240
Главное действующее вещество средства – ортофосфорная кислота. Она дополнена специальным модификатором структуры. Последний разрушает кристаллическую ржавую решетку, чтобы дать попасть активному веществу непосредственно вглубь ржавчины. После процесса обработки металл покрывается цинко-железо-фосфатной пленкой. Она надежно защищает поверхность от повторного появления на ней ржавчины.
Преимущества:
- Образует эффект холодной оцинковки.
- Проникает в ржавчину достаточно глубоко.
Минусы:
- Без повторной обработки слабо противостоит рецидиву.
- Средство необходимо обязательно смывать.
В-52 Вершина
У геля В-52 Вершина вязкая консистенция, что удобно при нанесении на вертикальные металлические листы. Состав при этом не капает, а также не оставляет лужиц и потеков. Реакция с ржавчиной очень сильная, поскольку формула этого средства включает в себя смесь агрессивных солей и минеральных кислот.
Преимущества:
- Доступная цена.
- Удобно пользоваться.
Минусы:
- Не преобразовывает ржавчину в грунт.
- Не образует на поверхности защитных слоев.
5-покраска
- Купите баллончик с краской, максимально близкой к цвету вашего авто.
- Для наилучшего подбора, найдите информацию о том оттенке краски, который использовался при заводской краске вашей модели автомобиля, и выбирайте краску по каталогу.
- Перед самой покраской, обработайте загрунтованную поверхность мелкоабразивной (400) наждачной бумагой, смоченной в воде. Это позволит создать ровную гладкую поверхность. Затем промойте грунтовку мыльным раствором и высушите.
- Круску наносите тонким слоем, в несколько подходов.
- Обычно краска сохнет 24-36 часов.
Защита от коррозии
Следуйте простым совета, представленным ниже, чтобы защитить свой автомобиль от появления коррозии:
- регулярно мойте автомобиль;
- установите брызговики (если у вас их нет);
- обработайте авто полирующими средствами (типа “жидкое стекло”);
- проведите антикоррозионную обработку днища автомобиля.
Регулярно осматривайте чистый автомобиль на наличие проблемных мест. Вовремя устраняйте небольшие появившиеся пятна. Помните: сильная запущенная коррозия приведет к дорогостоящему кузовному ремонту.
Бережно ухаживайте за своим автомобилем, и тогда описанные выше способы вам не пригодятся!
Профилактика
Чтобы не допустить появления ржавчины на кузове, придерживаются следующих рекомендаций:
Автомобиль нужно регулярно мыть, как зимой, так и летом. Это позволит удалить агрессивные компоненты, которыми посыпают дороги, а также избавиться от пыли и грязи, под которой металл быстро разрушается.- На капот и на крышу наносят антигравийную пленку.
- На каждом колесе должны быть установлены брызговики и подкрылки.
- Один раз в 5 лет обязательно проводят антикоррозийную обработку кузова.
Осматривать кузов на предмет ржавчины нужно регулярно. При появлении первых признаков коррозии, предпринимают экстренные меры.