28.02.2022 6 862 ВАЗ 2106
Автор:Иван Баранов
С необходимостью регулировки зажигания сталкиваются все владельцы автомобилей отечественного производства. Особенно, если речь идет о более старых транспортных средства. Этот материал поможет вам узнать, как отрегулировать трамблер автомобиля ВАЗ 2106 и в каких случаях это может потребоваться.
[ Скрыть]
Назначение и виды трамблёров
Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.
Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка
Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:
- в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
- поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
- автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.
Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование
Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:
- ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
- Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
- На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.
Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»
Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.
Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.
Проверка угла зажигания во время движения автомобиля
Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:
- Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
- Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
- Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
- Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
- Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
- Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
- Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.
Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания — 15000 км, для электронной — вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.
Список специализированных инструментов и симптомы неисправности
Чтобы осуществить настройку момента зажигания на своем ВАЗ-2106, необходимо подготовить:
- свечной ключ и торцевой на 13 миллиметров;
- мультиметр или 12-вольтовую лампочку-индикатор с припаянными к ее цоколю проводками.
Перед выставлением обязательно осматривают на предмет исправности:
- силовые кабели;
- свечи;
- трамблер и прочие элементы системы.
Провести установку зажигания на ВАЗ 2106 своими руками возможно с помощью следующих инструментов:
- рожково – накидной ключ диаметром 13 мм;
- специализированный ключ для снятия свечей зажигания;
- вольтметр или контрольная лампочка на 12 вольт;
- автомобильный стробоскоп.
Характерным симптомом того, что на ВАЗ 2106 необходимо провести установку зажигания по меткам на шкиву коленчатого вала, является резкая детонация мотора и потеря мощности. Проблемы очевидны при движении на сорока километрах в час (на 3 передаче) и резкой попытке увеличить обороты педалью газа. Проявление такой неисправности, а так же посторонний металлический звук из двигателя на резкой перегазовке и будет указывать на необходимость регулировки угла зажигания, и любой автовладелец может провести данный ремонт своими руками.
В каких случаях необходима установка зажигания?
Есть несколько симптомов, по которым автовладелец может определить, что необходимо произвести регулировку и выставление прерывателя зажигания:
- Невозможность запуска мотора.
- Увеличенный расход бензина. Разумеется, это может быть связано с необходимостью регулировки карбюратора, но случается и такое. К примеру, если зажигание выставлено позднее, то динамика машины будет низкой, а для того, чтобы нормально разогнаться, двигателю нужно больше топливовоздушной смеси.
- Появление выстрелов в глушитель. Если взрыв идет вдогонку, для расширения газов потребуется определенное время. В том случае, когда поршень дойдет до НМТ, следующим будет такт выхлопа, а это означает, что определенная часть топлива будет передаваться в выхлопную систему. Соответственно, в результате появятся и хлопки.
- Силовой агрегат стал работать более шумно. Установить зажигание и правильно поставить трамблер ВАЗ 2106 понадобится в случае тряски и троения мотора. Более жесткой работу силового агрегата делает идущий вверх поршень, при этом взрыв смеси будет происходить ему навстречу.
Выставление зажигания на «шестерке»
Обслуживание распределителя контактного типа
Чтобы самостоятельно производить ремонт трамблёра, необходимо понимать его устройство и назначение всех деталей. Алгоритм работы механического распределителя выглядит следующим образом:
- Вращающийся валик периодически надавливает кулачком на подпружиненный подвижный контакт, в результате цепь низкого напряжения разрывается.
Зазор между контактами появляется в результате нажатия кулачка на подпружиненный толкатель - В момент разрыва вторичная обмотка катушки вырабатывает импульс потенциалом 15—18 киловольт. По изолированному проводу большого сечения ток подаётся на центральный электрод, расположенный в крышке трамблёра.
- Вращающийся под крышкой распределительный контакт (в просторечии — бегунок) передаёт импульс одному из боковых электродов крышки. Затем по кабелю высокого напряжения ток подаётся на свечу зажигания — в цилиндре происходит возгорание топливной смеси.
- Со следующим оборотом вала трамблёра цикл искрообразования повторяется, только напряжение подаётся к другому цилиндру.
В старом исполнении агрегат оснащался ручным октан-корректором (поз. 4)
По факту через распределитель проходит 2 электрических цепи — низкого и высокого напряжения. Первая периодически разрывается контактной группой, вторая переключается на камеры сгорания разных цилиндров.
Устройство распределителя, действующего совместно с системой электронного зажигания, идентично конструкции механического трамблёра. Здесь также имеется пластина с подшипником, бегунок, центробежный регулятор и вакуумный корректор. Только вместо контактной группы и конденсатора установлен магнитный датчик Холла плюс металлический экран, закреплённый на валу.
В бесконтактном распределителе главную роль играет магнитный датчик, посылающий сигналы коммутатору
Как функционирует бесконтактный трамблёр:
- Датчик Холла и постоянный магнит расположен на подвижной площадке, между ними вращается экран с прорезями.
- Когда экран перекрывает поле магнита, датчик бездействует, напряжение на выводах нулевое.
- При повороте валика и прохождении прорези магнитное поле достигает поверхности датчика. На выходе элемента появляется напряжение, передающееся электронному блоку — коммутатору. Последний даёт сигнал катушке, вырабатывающей разряд, поступающий на бегунок трамблёра.
В электронной системе зажигания искрообразованием занимается коммутатор и катушка, трамблёр только определяет момент подачи разряда на свечи
Бесконтактный распределитель более надёжен в работе — датчик Холла и подшипник приходят в негодность гораздо реже из-за отсутствия механической нагрузки. Признак поломки измерителя — отсутствие искры и полный отказ системы зажигания. Замену произвести легко — нужно разобрать трамблёр, открутить 2 винтика крепления датчика и вытащить из паза соединительный разъем.
Магнитный датчик крепится двумя винтами к площадке подшипника
Неисправности остальных элементов трамблёра аналогичны старой контактной версии. Методы устранения неполадок подробно описываются в предыдущих разделах.
Ремонт трамблера
Замена трамблера своими руками
Если понадобилась замена трамблера ВАЗ, учитывайте, что этой процедуре должны будут также подвергнуться все детали, которые пришли за это время в негодность. Для того чтобы выполнить ремонт трамблера, вам потребуются такие детали, как:
- ключи 7 — 2 шт.;
- ключи на 10 и 13;
- отвертки — 2 шт.;
- набор плоских щупов;
- молоток;
- оправки, которые используются для того, чтобы выполнить выпрессовку и запрессовку подшипников;
- пинцет.
У ротора распределителя находятся два закрепленных винта, которые необходимо будет вывернуть. Учитывайте, что прикреплены они непосредственно к опорной пластине регулятора опережения. После этого можно осторожно снять ротор. Все пружины и грузики, которые снимаются при этом с центробежного регулятора, отвечающего за опережение зажигания, необходимо в обязательном порядке пронумеровать.
Устройство и ремонт бесконтактного трамблёра
Предназначение трамблера в автомобиле ВАЗ 2106 – регулировать своевременную подачу искры на свечи. Те, кому хоть немного знакомо устройство двигателя знают, что рабочий ход в цилиндрах совершается поочередно.
У каждого двигателя, свой порядок работы. Например, у ВАЗ 2106, цилиндры работают в таком порядке 1-3-2-4. В момент рабочего хода, когда поршень находится в верхнем положении, трамблер должен подать искру.
Иначе, без него, не было б бесперебойной работы всего механизма.
Устройство
Трамблер автомобиля ВАЗ 2106 имеет довольно несложное устройство, по сравнению с другими узлами и механизмами двигателя. Самое первое, что кинется Вам в глаза, при осмотре трамблера – его крышка. Она имеет 5 отверстий – 1 по центру и 4 по краям. Они предназначены для контактов свечей и стартера.
Также, возле одного из крайних отверстий, обязательно должна быть нанесена циферка «1». Она отличает контакт первого цилиндра, от остальных контактов. Это дает возможность выставить работу свечей в правильном порядке.
Обычно, в ВАЗ 2106, напротив контакта первой свечи находится четвертая, слева – вторая, а справа, соответственно – третья.
Очень часто, двигатель может работать нестабильно из-за того, что у свечей ранее, или наоборот, позднее зажигание. Это заметно сказывается на скорости и мощности автомобиля.
Для того, чтоб выставить зажигание, нужно послабить винтик, и проворачивать трамблер по собственной оси – сперва влево, а потом вправо. Двигать нужно буквально на пару миллиметров, и каждый раз проверять зажигание.
Если машина завелась без проблем, и при больших оборотах не давится, то тогда, можете себя поздравить – установка завершена.Внутри трамблера располагаются такие детали, как:
- Ротор;
- Кулачек;
- Прерыватель;
- Подвижный контакт;
- Конденсатор.
Эксплуатация
Поскольку, речь идет о электрическом приборе, то он имеет свойство часто выходить из строя. В таком случае, некоторым деталям потребуется замена. Устройство трамблера двигателя ВАЗ 2106, имеет, в основном, одноразовые детали, в виде контактов и прочих подобных механизмов. Как можно понять, нужна ли замена деталей, или трамблер работает нормально?
Более тяжелый случай, когда автомобиль глохнет на ходу. Это уже свидетельствует о более серьезной поломке. Чаще всего, такое происходит тогда, когда контакты практически на исходе своего срока эксплуатации, и не выдерживают нагрузок. В таком случае, неисправное устройство следует заменить, а зажигание заново выставить.
И наконец, самый тяжелый тип поломки – когда двигатель ВАЗ 2106 полностью отказывается заводится. Вообще, многолетняя практика показывает, что двигатель может не заводится по многим причинам. Для того, чтоб наверняка знать, что это неисправен трамблер, Вам нужно будет снять его, и установить новый.
Выставить зажигание, и попробовать завести мотор. Если получится, то тогда, проблемная зона выявлена верно. Часто, при такой поломке помогает установка нового трамблера, но иногда, можно и воскресить старый. Этим должны заниматься специалисты, иначе, толку не будет, а только зря потраченное время.
Неисправности устройства
Замена и ремонт трамблера на отечественной «шестерке» осуществляется в случае некорректной работы механизма.
Ниже приведены основные симптомы поломок, которые свидетельствуют о возможных неисправностях:
- Транспортное средство дергается во время езды. Причем эти дерганья вовсе нехарактерны для авто.
- Мотор в целом не заводится.
- При попытке разогнать автомобиль машина также может дергаться, а сам процесс разгона занимает достаточно много времени, при этом мотор может детонировать — стучат поршневые кольца.
- Повышенный расход горючего.
Как видите, в целом признаки схожи с теми, которые проявляются при неверно выставленном зажигании. Разумеется, если появились такие симптомы, нельзя точно утверждать, что неисправность кроется именно в трамблере, однако диагностике этого узла также нужно уделить внимание.
Что касается непосредственно поломок, которые могут вынудить автовладельца произвести ремонт или замену механизма, то они следующие:
- Износился и перегорел бегунок узла.
- Проблема заключается в самой крышке — на ней могли перегореть контакты.
- Поломка датчика Холла. Проблема может быть связана не только с поломкой контроллера, но и при наличии плохого контакта на штекере регулятора.
- Еще одной причиной, с которой отечественные водители сталкиваются довольно часто, является подшипник трамблера. Он долгой эксплуатации он мог разболтаться, но его также могло просто заклинить.
- Наличие механических повреждений, в том числе трещин на крышке.
- В распределительный узел попадает моторная жидкость, обычно проблема связана с герметичностью крышки.
Загрузка …
Самостоятельная регулировка без стробоскопа
Проведя описанные ранее подготовительные мероприятия, приступайте к выставлению собственно зажигания. Здесь вам понадобится самодельный индикатор в виде 12-вольтовой лампочки, к которой припаяны два проводка. Один из них надлежит присоединить к выходу из катушки зажигания, где размещается кабель распределителя (низковольтный). Вторую жилу закрепите на массе автомашины.
При отсутствии специального инструмента, установить правильное зажигание на ВАЗ 2106 можно по меткам, выполняя следующий алгоритм действий:
- Загоняем автомобиль в помещение, даем мотору остыть, и выкручиваем из ГБЦ первого цилиндра свечу зажигания, затыкаем отверстие пальцем, проворачиваем коленчатый вал до начала степени сжатия (когда палец начнет как бы выталкивать).
- Продолжаем вращать коленвал до совмещения метки на его шкиву до рисок передней крышки, руководствуясь типом бензина, на котором эксплуатируется автомобиль.
- Выставив метки, необходимо снять с трамблера крышку и отметить риской положение бегунка на роторе (напротив контакта высоковольтного провода первого цилиндра), после чего необходимо открутить крепежную гайку с помощью ключа на 13 мм.
- Подключаем контрольную 12-вольтовую лампочку (к корпусу трамблера и внутри к низковольтному кабелю). Включаем из салона машины зажигание без проворота двигателя стартером, и при правильно выставленном угле, контрольная лампа не должна зажечься. Если она горит, необходимо будет вращать корпус ротора трамблера до того момента, как она потухнет и тогда уже затягиваем крепежную гайку.
- Потом выключаем ключом зажигание двигателя, вкручиваем обратно свечу зажигания, надеваем крышку трамблера и запускаем мотор, проверяя его работу.
Важно! Если угол опережения зажигания выставлен правильно, движок машины должен работать ровно, без провалов в оборотах при нажимании на педаль газа, и уверенно держать свой холостой ход, который вполне возможно, понадобится отрегулировать на карбюраторе машины, после того как будет правильно выставлено его зажигание.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2106 – порядок действий
Для начала, потребуется установка метки зажигания. Коленчатый вал можно вращать либо за храповик, либо спецключом за гайку. На лобовой крышке двигателя и на шкиве коленчатого вала имеются отливы и насечки, совмещение которых соответствует разному углу опережения зажигания:
- Первая метка по ходу движения – это опережение угла зажигания на 10 градусов. Опережение угла – это корректировка на скорость горения топлива. Так вот, 10 градусов – это метка для 72 бензина.
- Дальше идет средняя метка – опережение на 5 градусов. Она для 80 бензина.
- Последняя, короткая метка – это опережение в 0 градусов. Это значит, что смесь будет зажигаться точно в момент, тогда поршень находится в верхней мертвой точке.
После того, как установка метки зажигания завершена, надо сразу установить необходимый зазор в контактах, естественно, там где они есть. Для этого снимаем бегунок распределителя и откручиваем фиксирующий винт прерывателя.
Перед тем как установить зазор, желательно наждачной бумагой (600-800) зачистить контакты
Зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии должен составлять 0,35-0,40 мм. Для этого нужен будет плоский щуп.
Ну вот, сейчас переходим непосредственно к установке зажигания ВАЗ 2106. Откручиваем крепление распределителя (гайка на 13), после чего вытаскиваем его из корпуса.
Теперь надо вставить трамблер на место, учитывая несколько обязательных моментов:
- Мы выставили по метке верхнюю мертвую такта сжатия в первом цилиндре, соответственно, в этот момент искра должна появиться именно в нем. Для того, чтобы поймать этот момент ставим крышку на трамблер и отмечаем то место, куда входит бронепровод от свечи первого цилиндра. Теперь надо снять крышку выставить внешний контакт бегунка точно напротив метки. То есть, в момент, когда поршень в верхней мертвой точке, искра подается с центрального провода распределителя через контакты бегунка на бронепровод от первого цилиндра.
- Далее, чтобы выставить зажигание на 2106, необходимо провести воображаемую линию между защелками крыши и установить трамблер на место так, чтобы эта линия была параллельна блоку двигателя. Сразу стоит сказать, что с первого раза попасть в шлицы привода не получится, придется на пару миллиметров крутнуть корпус. Это не страшно, ведь установка зажигания требует последующей регулировки. Важно, чтобы трамблер полностью сел на свое место, чтобы уперся в блок. Далее притягиваем его на место.
Диагностика неисправностей системы зажигания
Для экономии времени и денег рекомендуется проверять работоспособность системы зажигания ВАЗ 2106 в определенном порядке. Для диагностики вам понадобятся:
- ключ для свечей от 16 с ручкой;
- головка 36 с ручкой;
- мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- контрольная лампа (обычная автомобильная лампа на 12 вольт с подключенными проводами);
- плоскогубцы с диэлектрическими ручками;
- отвертка с плоским жалом;
- набор плоских щупов для измерения зазоров;
- небольшой плоский напильник;
- запасная свеча зажигания (заведомо исправная).
Проверка аккумулятора
Если двигатель вообще не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука самого стартера, проверку нужно начинать с аккумуляторной батареи. Для этого необходимо на мультиметре активировать режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и замерить напряжение на выводах АКБ – оно должно быть не менее 11,7 В. При меньших значениях стартер не запускается и не сможет вращать коленчатый вал. В результате распределительный вал и ротор распределителя, которые управляют контактом переключателя, не начнут вращаться, и в катушке не будет формироваться достаточное напряжение для нормального искрения. Проблема решается зарядкой аккумулятора или его заменой.
Проверка выключателя
Если аккумулятор в хорошем состоянии и при запуске реле стартером работает нормально, но двигатель не запускается, проверьте выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить положительный щуп вольтметра к клемме, обозначенной знаком «В» или «+», а отрицательный – к массе автомобиля. При включенном зажигании прибор должен показывать напряжение, равное напряжению на выводах аккумуляторной батареи. При отсутствии напряжения необходимо «прозвонить» провод, идущий от контактной группы переключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если провод цел, потребуется разобрать выключатель зажигания и очистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.
Проверка катушки
Убедившись, что напряжение поступает на первичную обмотку, необходимо оценить работоспособность самой катушки и проверить ее на наличие короткого замыкания. Это делается следующим образом.
- Отсоедините колпачок центрального кабеля высокого напряжения от крышки распределителя.
- Вставляем свечу в колпачок.
- Удерживая клещами с диэлектрическими ручками свечу зажигания, присоединяем ее «юбку» к массе автомобиля.
- Просим помощника включить зажигание и запустить двигатель.
- Посмотрим на контакты свечи. Если между ними проскакивает искра, катушка, скорее всего, исправна.
Иногда катушка срабатывает, но искра слишком слабая. Это означает, что генерируемого напряжения недостаточно для нормальной искры. В этом случае проверьте обмотки катушки на обрыв и короткое замыкание в следующем порядке.
- Отсоедините от катушки все кабели.
- Переводим мультиметр в режим омметра с пределом измерения 20 Ом.
- Подключаем щупы прибора к боковым выводам катушки (выводы обмотки НН). Полярность не имеет значения. Сопротивление хорошей катушки должно быть от 3,0 до 3,5 Ом.
Если фактические значения сопротивления обмотки значительно отличаются от стандартных значений, катушку необходимо заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с контактной системой зажигания применяется катушка В117А.
Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
Характеристики | Индикаторы |
Рисунок | Масляная ванна, двойная обмотка, разомкнутая цепь |
Входное напряжение, В | 12 |
Индекс индуктивности обмотки НН, мГн | 12,4 |
Величина сопротивления обмотки НН, Ом | 3.1 |
Время нарастания вторичного напряжения (до 15 кВ), мкс | 30 |
Ток импульсного разряда, мА | 30 |
Длительность импульсного разряда, мс | 1.5 |
Энергия разряда, мДж | ветры |
Проверка свечей зажигания
Самая частая причина проблем с системой зажигания – свечи зажигания. Диагностируйте свечи следующим образом.
- Отсоедините высоковольтные кабели от свечей зажигания.
- С помощью ключа для свечей зажигания с ручкой открутите свечу зажигания первого цилиндра и осмотрите ее на предмет повреждения керамического изолятора. В этом случае следует обратить особое внимание на состояние электродов. Если они покрыты черным или белым нагаром, топливную систему следует проверить позже (черный нагар указывает на слишком богатую топливную смесь, белый – на слишком бедную топливную смесь).
Двигатель может стать нестабильным из-за неправильно установленного зазора между электродами свечи зажигания, величина которого измеряется с помощью ряда плоских щупов. Величина зазора, указанная производителем для ВАЗ 2106 с контактным зажиганием, составляет 0,5-0,7 мм. Если оно превышает эти пределы, расстояние можно отрегулировать путем изгиба (изгиба) бокового электрода.
Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
Характеристики | Индикаторы |
Расстояние между электродами, мм | 0,5-0,7 |
Индикатор нагрева | 17 |
Тип резьбы | M14 / 1,25 |
Высота резьбы, мм | 19 |
Для ВАЗ 2106 при замене рекомендуется использовать следующие свечи зажигания:
- А17ДВ (Энгельс, Россия);
- W7D (Германия, BERU);
- L15Y (Чехия, BRISK);
- W20EP (Япония, DENSO);
- BP6E (Япония, NGK).
Проверка высоковольтных проводов
Сначала необходимо проверить кабели на отсутствие повреждений изоляции и осмотреть в темноте при работающем двигателе. Если какой-либо из проводов в моторном отсеке оборвется, вы заметите искры. В этом случае резьбу нужно заменить, лучше сразу все.
При проверке проводов на износ проводника измеряется его сопротивление. Для этого щупы мультиметра подключаются к концам жилы в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм. Ремонтопригодные кабели имеют сопротивление 3,5-10,0 кОм. Если результаты измерений выходят за указанные пределы, рекомендуется заменить провода. Для замены можно использовать продукцию любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким компаниям, как BOSH, TESLA, NGK.
Правила подключения высоковольтных проводов
При установке новых кабелей будьте очень внимательны, чтобы не перепутать порядок их подключения к крышке распределителя и свечам зажигания. Обычно провода пронумерованы – в изоляции указан номер цилиндра, к которому они должны идти, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность подключения неправильная, двигатель не запустится или станет нестабильным.
Чтобы избежать ошибок, нужно знать исправность цилиндров. Они работают в таком порядке: 1-3-4-2. На крышке трамблера первый цилиндр обязательно обозначается соответствующим номером. Цилиндры пронумерованы слева направо.
Резьба первого цилиндра самая длинная. Он подключается к выводу «1» и идет к вилке первого цилиндра слева. По часовой стрелке подключаются третий, четвертый и второй цилиндры.
Проверка бегунка и контактов трамблёра
Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 предполагает обязательную проверку бегунка и контактов крышки распределителя. Если они по той или иной причине сгорят, сила искры может сильно снизиться. Для диагностики не нужны инструменты. Просто отсоедините провода от крышки дозатора, отцепите две защелки и снимите ее. Если на внутренних контактах или слайдере есть небольшие следы ожога, можно попробовать очистить их напильником или мелкозернистой наждачной бумагой. Если они сильно обгорели, крышку и бегунок легче заменить.
Проверка конденсатора прерывателя
Чтобы проверить состояние конденсатора, вам понадобится контрольная лампа с проводами. Один провод подключается к контакту «К» катушки зажигания, другой – к проводу от конденсатора до переключателя. Затем, не запуская двигатель, включают зажигание. Если индикатор загорается, конденсатор неисправен и его необходимо заменить. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжение до 400 В.
Регулировка момента зажигания
Момент зажигания – это момент, когда на электродах свечи зажигания возникает искра. Он определяется углом поворота шейки коленчатого вала относительно верхней мертвой точки (ВМТ) поршня. Амплитуда угла открытия заметно влияет на работу двигателя. Если его значение слишком велико, топливо воспламенится в камере сгорания задолго до того, как поршень достигнет ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливовоздушной смеси. Если искра задерживается, это приведет к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).
Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливается при помощи автомобильного стробоскопа. Если такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.
Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
Для регулировки угла опережения зажигания вам потребуются:
- автомобильный стробоскоп;
- ключ на 13;
- мел или корректирующий карандаш для набранного текста.
Сам процесс установки выполняется в следующем порядке:
- Запускаем двигатель автомобиля и прогреваем его до рабочей температуры.
- Отсоедините трубку от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
- На правом капоте двигателя находим три отметки (отлив). Ищем среднюю отметку. Чтобы сделать его более заметным в стробоскопическом луче, отметьте его мелом или корректирующим карандашом.
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
Для регулировки зажигания с помощью лампы вам потребуются:
- сама контрольная лампа;
- головка 36 с ручкой;
- ключ на 13;
- 16 ключ для свечей с ручкой.
Порядок работы следующий:
- Накинув головку 36 на храповик шкива коленчатого вала, сдвигаем вал до тех пор, пока метка на шкиве не совместится с отливом на крышке. При использовании бензина с октановым числом 92 или выше отметка на шкиве должна быть совмещена с центральным рефлюксом. Если октановое число меньше 92, знак ставится перед последним (продолжительным) отливом.
- Проверяем, правильно ли установлен трамблер в этом положении. Ослабляем защелки и снимаем крышку трамблера. Внешний контакт золотника распределителя должен быть направлен на свечу зажигания первого цилиндра.
Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
Установка зажигания на слух
Если фазы газораспределения правильные, можно попробовать настроить зажигание на слух. Это делается следующим образом.
- Прогреем двигатель.
- Стартуем на ровном участке трассы и разгоняемся до 50-60 км / ч.
- Переходим на четвертую передачу.
- Резко нажимаем педаль акселератора до упора и слушаем.
- При правильно установленном зажигании должна происходить кратковременная (до 3 с) детонация при нажатии на педаль, сопровождающаяся гудением поршневых пальцев.
Если детонация длится более трех секунд, зажигание преждевременное. В этом случае корпус распределителя поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонация отсутствует, происходит последующее зажигание, и перед повторной проверкой необходимо повернуть корпус распределителя по часовой стрелке.
Подготовка к замене БСЗ
Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:
- рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
- с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
- отвёртка плоская и крестообразная;
- пассатижи;
- дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.
Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.
Поворачивать коленвал таким ключом гораздо удобнее
Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:
- Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
- Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
- Выкрутите свечи.
- Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.
Первым делом надо отключить аккумулятор
Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.
Когда 1-й поршень находится в ВМТ, метки на шкиве и блоке должны совпадать
Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.
Особенности установки трамблера на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Рассмотрим особенности установки ранее снятого или нового трамблера (распределителя зажигания) на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Поэтому устанавливать трамблер необходимо так, чтобы угол опережения зажигания был максимально приближен к требуемому, чтобы двигатель можно было запустить позже. Особенности установки трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099
Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра двигателя в высшую мертвую точку
Для этого поверните коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве распределительного вала не совпадет с выступом на задней крышке ГРМ.
На выступе на картере сцепления длинная (опасная) отметка на маховике должна находиться напротив треугольной выемки на шкале.
Маркировка волана и треугольник вырез 21083
Вы можете повернуть его с гайки шкива распределительного вала гаечным ключом 17 размера (для этого нужно будет снять защитную крышку ГРМ) или большой шлицевой отверткой за зубья маховика в дверце сцепления.
Подготавливаем трамблер к установке
Снимаем с него крышку. Устанавливаем контакт бегунка на вывод высоковольтного провода первого цилиндра. Это можно сделать, прикрепив крышку к дозатору и найдя на ней отметку выхода первого баллона.
Выставляем бегунок и крышку перед установкой трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099 на двигатель
Устанавливаем трамблер на двигатель
Смажьте уплотнительное кольцо распределителя моторным маслом. Вставляем в посадочное место на шпильках. В этом случае выступы на муфте распределительного вала должны входить в паз на торце распределительного вала. Если первые два пункта удовлетворены, то они совпадут.
Закрепляем трамблер, но гайки до конца не затягиваем, так как тогда выставим времена розжига и нужно будет повернуть трамблер. Установите крышку на место и затяните два винта, чтобы закрепить ее. Подключаем кабели высокого напряжения в правильном порядке.
Выставляем момент опережения зажигания
Примечания и дополнения
– Подсчет цилиндров на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099 осуществляется блоком ГРМ. То есть первый цилиндр – самый дальний от трамблера.
Еще статьи об автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Источник
Настройка на карбюраторных модификациях ВАЗ 2107
Во всех старых учебниках по уходу за классическими моделями «Жигулей» описан способ задания момента искрообразования с помощью лампочки, хотя опытные автомобилисты легко обходятся без него. Вы поймете, почему это происходит в процессе чтения данного материала, но новичкам будет полезно ознакомиться со старой проверенной методикой.
Чтобы проверить работоспособность карбюратора или отрегулировать его работу, рекомендуется ознакомиться со следующим материалом:
Чтобы правильно настроить зажигание «семерки», необходимо обеспечить одновременное соблюдение следующих условий:
- выемка на шкиве коленчатого вала находится напротив длинной метки на крышке ГРМ;
- в этом случае круглая метка, нанесенная на шестерню цепного привода распределительного вала, совпадает с отливом на ее корпусе;
- поршень 4-го цилиндра завершил такт сжатия и находится в верхней мертвой точке;
- контакты внутри распределителя разомкнуты;
- подвижный контакт золотника обращен к неподвижному контакту на крышке распределителя, куда подключается провод свечи зажигания 4-го цилиндра.
Примечание. В бесконтактных системах в это время датчик Холла посылает сигнал на переключатель, чтобы разорвать электрическую цепь низкого напряжения, что приводит к появлению импульса высокого напряжения на проводе, ведущем к свече зажигания 4-го цилиндра.
На схеме показано, что происходит в цилиндрах при совмещении меток
Лампочка используется для контроля момента зажигания, для чего ее необходимо одним проводом подключить к контакту «К» высоковольтной катушки, а вторым – к массе автомобиля. Следует знать, что при этом поршень первого цилиндра также находится в положении ВМТ, только происходит не сжатие топливовоздушной смеси, а выброс выхлопных газов после ее сгорания. Именно поэтому несведущие автомобилисты часто путают первый цилиндр с четвертым при установке зажигания.
Расположение табличек на крышке газораспределительного механизма
При одновременном наступлении вышеуказанных действий на электроды свечи зажигания 4-го цилиндра перескакивает искровой разряд, о чем свидетельствует вспышка подключенной лампочки. Чтобы соблюсти эти условия и правильно настроить зажигание, следуйте инструкциям:
- Проверните коленчатый вал гаечным ключом на 36 мм, совместив выемку на шкиве с длинной выемкой на крышке ГРМ.
- Если в это время снимается клапанная крышка двигателя, лучше ориентироваться по метке на шестерне распределительного вала, поместив ее перед отливом кузова.
- Возьмите распределитель зажигания, снимите крышку и поверните его вал, чтобы установить ползунок перед тросом, ведущим к цилиндру No. 4 (номер баллона указан на крышке). Вставьте распределитель в отверстие двигателя, удерживая ползунок и корпус в этом положении, затем закрепите его гайкой 13 мм.
- Подсоедините провода лампочки и включите зажигание, повернув ключ. Ослабьте гайку распределителя и медленно поворачивайте ее из корпуса, пока лампочка не замигает, показывая момент искры. Подключите распределитель.
- Выключите зажигание и убедитесь, что контакты внутри торгового автомата в данный момент разомкнуты. Возьмите щуп на 0,35 мм и проверьте расстояние между ними, при необходимости откорректируйте его, ослабив крепежные винты отверткой.
Отметки необходимо совместить, проворачивая коленчатый вал гаечным ключом
Примечание. Инструкция подразумевает, что перед началом работ трамблер демонтировали с двигателя без совмещения меток.
Зажигание считается настроенным правильно, если после установки крышки распределителя и подсоединения кабелей двигатель может быть запущен и, следовательно, необходимо отрегулировать угол опережения. Бесконтактная система устанавливается аналогично, за исключением контроля зазора в контактной группе из-за его отсутствия.
Инструкция по замене цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2107 представлена здесь:
Метка на шестерне распределительного вала совпадает с отливом на корпусе
Важный момент. В большинстве случаев зажигание устанавливается без снятия крышки клапана, что делает незаметным положение метки на шестерне. Вы все сделали по инструкции, но двигатель не запускается. Это означает, что искра подается в 4-й цилиндр во время такта выпуска, а сжатие в это время происходит в первом цилиндре. Проблема решается просто:
- снимаем крышку распределителя;
- откручиваем гайку его крепления;
- вынуть распределитель из розетки, повернуть курсор ровно на 180 ° и снова вставить элемент;
- прижмите гайкой юбку дозатора и наденьте крышку.
Совет. Если двигатель после этих действий не запускается, но начинает подавать признаки жизни, проблема заключается не в настройке зажигания, а в неисправности одного из элементов системы.
Фотоинструкция по настройке
Первым делом совместите маркировку на шкиве и крышке ГРМ
Распределитель вставляется в отверстие так, чтобы курсор был обращен к 4-му цилиндру
Юбка распределителя прижимается к блоку гайкой 13мм
Расстояние проверяется открытым контактным щупом
Расстояние корректируется откручиванием 2-х саморезов крепления контактной группы
Лампа загорится при появлении искры
Видеоматериал о правильной установке зажигания
Схема
Стандартная система бесконтактного зажигания на ВАЗ классике состоит из нескольких модулей. Обычно в монтажный комплект входит оборудование.
- Катушка зажигания под электронный модуль. Некоторые автомобилисты оставляют старый блок.
- Распределитель, он же трамблер. В этой части и кроется основное отличие. Два устройства схожи только внешне. Внутреннее содержимое бесконтактного и классического модуля полностью отличается.
- Контроллер. Этой детали вовсе нет на штатной системе. Электронный блок устанавливается на корпус автомобиля и соединяется с распределителем проводами.
- Контроллер Холла. Эта деталь является чрезвычайно важной для нормальной работы системы. Небольшой сенсор отвечает за считывание вращения коленчатого вала двигателя. Если деталь выходит из строя, вся система перестает работать.
В более полных комплектах поставляются свечи зажигания и бронепровода. Под электронную систему, зазоры на свечах устанавливаются другие, либо заменяются элементы.
Установка
Поставить БСЗ на ВАЗ своими руками легко. Потребуется выполнить определенную последовательность действий.
- Отключить питание от аккумулятора.
- Снять крышку трамблера и проворачиванием коленчатого вала. Выставить первый цилиндр в ВМТ так, чтобы в этот момент совместился бегунок зажигания с контактом 1 рабочей камеры.
- Снять штатную катушку зажигания и заменить ее на новую. Здесь следует соблюсти положение клемм Б и К. Это необходимо по причине того, что на модулях контакты могут быть развернуты.
- Теперь снимаем со свечей высоковольтные провода и убираем крышку трамблера с машины.
- Отключить сам распределитель и вынуть его с посадочного места.
- Теперь ставим коммутатор на подходящее место. Желательно чтобы корпус устройства полностью прилегал задней стенкой к металлической поверхности. Это поспособствует лучшему охлаждению устройства. Обычно водители ставят деталь на внутреннюю часть крыла или салонную переборку. Также специалисты советуют обработать панель до голого металла.
- Дальше ставится новый трамблер. Здесь нужно выставить метки в нулевой положение. Совместить бегунок в положение срабатывания зажигания на 1 цилиндре.
- Добавить к крышке высоковольтные провода согласно тактам двигателя.
Подключение электронного зажигания на ВАЗ 2106
Установить устройство – пол беды. Теперь нужно его правильно настроить. Проводка нового модуля идет в комплекте и смотана в один жгут. На рисунке выше приведена схема подключения устройства к бортовой сети.
На клемму «К» подключается первый контакт коммутатора и провод тахометра, оба коричневого цвета. На вывод катушки «Б» ставятся также два проводка, от клеммы 15 катушки зажигания и 4 колодка от блока управления. Второй провод из блока выводится на массу кузова.
Как выставить электронное зажигание
Добавить новый трамблер по меткам гораздо проще, чем выполнить подобную процедуру на классике. Установка момента зажигания производится по меткам. Последовательность действий выглядит так.
- Установить трамблер по меткам на опережение «0».
- Попробовать запустить двигатель.
- Далее нужно проворачивая корпус трамблера поймать момент оптимального опережения. В этом режиме двигатель работает ровно, быстро отзывается на газ, провалы отсутствуют.
Если опыта в подобном ремонте нет, рекомендуется обратиться к мастеру. Новички редко могут правильно поймать нужный момент.
Регулировка бесконтактного зажигания 2106
После выставления процедура не требуется. Модуль не имеет большого количества подвижных частей. Достаточно правильно настроить изначально и пользоваться им продолжительное время.
Процедура регулировки может понадобиться после ремонта ДВС, когда делалась настройка клапанов или карбюратора. От действий мастера прибор может сбиться, и его положение нужно будет корректировать.
Видео о настройке бесконтактного зажигания
Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:
Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.
Источник
Сколько стоит
Полный комплект на ВАЗ 2106 стоит от 3000 до 4000 рублей, в зависимости от производителя. Обычно сюда входят:
- коммутатор;
- трамблер;
- катушка;
- контроллер Холла;
- проводка.
В некоторых комплектах также присутствует набор свечей и высоковольтных проводов.
Если водитель не разбирается в автоэлектрике, потребуется дополнительная помощь специалистов. Услуги на СТО обойдутся еще в 1000-2000 руб. Конкретная стоимость установки в каждом городе может значительно разниться.
Установка электронного воспламенения на 2106 выполняется по аналогичному принципу, что и на другой классике. При наличии прямых рук и небольших познаний в автоэлектрике, смонтировать систему можно самостоятельно.
Источник