При покупке автомобиля многие водители отдают предпочтение механике, считая ее более надежной. Механическая коробка переключения передач имеет несколько преимуществ, главным из которых является ее неприхотливость. Если сравнивать механику с автоматом или вариатором, то в случае повреждения или выхода из строя каких либо элементов МКПП ремонт обойдется водителю сравнительно недорого.
При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании механическая трансмиссия не будет требовать к себе особого внимания. Однако на практике в работе МКПП, как и в других узлах автомобиля, со временем могут возникнуть проблемы. Одной из распространенных проблем МКПП является хруст, возникающий во время переключения рычага коробки передач. В этом случае водителю необходимо определить причину и устранить неполадки.
Почему хрустит коробка передач?
Как известно, механическая КПП отличается высокой надежностью и неприхотливостью. При правильном использовании и своевременном обслуживании «механика» не часто «дурит голову» водителю. Однако со временем и у этой трансмиссии могут появиться неисправности. Одной из самых распространенных проблем является хруст при переключении передач. Что его вызывает и как устранить неисправность, рассмотрим в данной статье.
Чаще всего неприятный хруст или скрежет появляется при переключении только на какую-то одну передачу (например, на вторую) и при переключении рычага в нейтральное положение. Если при переключении на повышенную или пониженную передачу вы слышите треск, скрежет или хруст, важно как можно скорее найти причину неисправности и устранить ее.
Неисправность элементов дифференциала
Еще в пример можно привести скрежет в «автомате» в месте расположения дифференциала. Здесь возможен износ ведущей или ведомой шестерни дифференциала или его подшипника наряду с увеличением осевого зазора в нем. Не менее вероятно заедание пальца сателлитов в дифференциале и наличие люфта. Здесь без разборки акпп также не обойтись, поскольку нужно проверить состояние дифференциала и при необходимости его заменить, хотя будет лучше, если дело окончится только заменой изношенных подшипников.
Как распознать наличие неисправности?
Чтобы проверить исправность того или иного агрегата автомобиля водитель должен перед началом поездки обязательно выключить радио. С выключенной магнитолой можно с легкостью распознать имеются ли посторонние шумы и стуки при работе механизмов. На проблемы с коробкой передач могут указывать следующие факторы:
- Характерный хруст при включении передачи (причем проявляться он может только на одной из передач);
- Треск при возвращении рычага в нейтральное положение.
При проявлении хотя бы одного из выше перечисленных симптомов водителю необходимо как можно быстрее выявить и устранить неисправность. В противном случае, при игнорировании данной неполадки, возможно образование более серьезных проблем.
Что в итоге
Появление хруста в МКПП может быть первым сигналом к серьезной поломке этого агрегата. Поэтому при появлении таких симптомов, как хруст, скрежет или треск при переключении рычага коробки передач с повышенной на пониженную скорость или наоборот необходимо провести полную диагностику и выявить причину неисправности.
Своевременное устранение проблемы поможет автовладельцу избежать более дорогостоящего ремонта МКПП, так как езда с неисправной коробкой, которая хрустит при переключениях, может привести к более серьезным неисправностям, причем через относительно небольшой промежуток времени.
Источники
- https://supersto.by/hrustit-korobka-peredach-pri-pereklyuchenii/
- https://okeydrive.ru/xrustit-korobka-peredach-pri-pereklyuchenii/
- https://akpphelp.ru/stuk_v_akpp_pochemu.html
- https://vtauto.ru/stuk-v-korobke-peredach-diagnostika-i-remont.html
- https://avtoelektrik-info.ru/sovety/pochemu-mozhet-hrustet-mehanicheskaya-korobka-peredach
- https://KrutiMotor.ru/stuk-v-akpp-prichiny/
- https://KrutiMotor.ru/hrust-pri-pereklyucheni-peredach-kpp-prichiny/
Что делать, если из коробки доносится гул, треск?
Коробка передач является главным механизмом транспортного средства. Все возникшие проблемы с ней должны своевременно устраняться. Если гудит коробка передач, то доверять диагностику и ремонт данного агрегата стоит проверенным сервисам.
Следует выделить ряд причин, вызывающих шум:
- произошел износ вала, шестерен, подшипников, синхронизаторов;
- если воет коробка передач только на одной скорости, стоит проверить целостность зубьев;
- недостаточное количество трансмиссионного масла;
- шумит коробка и в том случае, если масло загустело;
- выработанное масло (в составе жидкости имеются металлические частицы или вода);
- присутствуют проблемы с «вилкой» коробкой, из-за чего может «выбивать» передачу.
При износе выжимного подшипника шум коробки передач может слышаться при отпуске педали. Также, отмечается неточность включения скоростных режимов. В данном случае стоит автомобиль отправить на диагностику. При обнаружении неполадок, КПП требуется снять из штатного места, после чего нужна ее переборка для замены изношенных комплектующих деталей.
Гул в коробке передач (механика) – это один из наиболее распространенных признаков неполадок с КПП. При недостаточном количестве смазки, вой МКПП отмечается на повышенных передачах (5-ая, 6-ая). В некоторых случаях гул является технологической особенностью коробки или были установлены запчасти, неподходящие к КПП.
Если стал отмечаться треск в коробке передач, когда происходит смена передач – это повод для беспокойства. Механические неисправности могут выражаться в появлении хруста в коробке передач. В редких случаях проблема связана с наличием заводского брака.
Что можно сделать своими руками
Существует целый ряд простых действий, которые могут предотвратить момент, когда АКПП затягивает передачи.
Причины, по которым трансмиссия затягивает переход между ступенями | Способы устранения неполадок |
Перегрев АКПП | Недостаток уровня трансмиссионного масла, большие нагрузки на АКПП; |
Износ и разрушение механизмов внутри | Почистить магнит, поменять фильтры; |
Неисправность датчиков | Их замена, желательно на оригинальные |
Обслуживание автомобиля когда АКПП затягивает с передачей не всегда означает много проблем. Некоторые коробки «автомат» способны преодолеть отметку в 500 тысяч км пробега без капитального ремонта. Чтобы проверить трансмиссию на наличие затягиваний передач, рекомендуют включить режим кик даун (kickdown). Его название описывает сам момент: нажать вниз.
Если во время равномерного движения на автомобиле с АКПП резко нажать на педаль газа, автомобиль переходит на пониженную ступень, чтобы набор скорости был максимально быстрым. Если этот момент прошел быстро и без перерывов, значит коробка не затягивает переходы и она исправна.
Как проявляется хруст в коробке передач
Есть негласное правило среди водителей – начинать поездку на автомобиле с выключенным радио. Это нужно, чтобы сразу проверить, не слышатся ли посторонние стуки, шумы и другие звуки, которые могут указывать на неисправную работу того или иного агрегата. Указывать на проблемы с коробкой передач будут следующие звуки:
- Хруст при включении передачи, при этом зачастую он может проявляться только на одной из передач, например, на задней;
- Треск при возвращении рычага КПП в нейтральное положение.
Если вы заметили в работе своей коробки один или оба из симптомов, следует как можно скорее определить и устранить причину.
Хруст при переключении передач на новом автомобиле
К сожалению, и на новых машинах бывают проблемы с коробкой, а именно – хруст при переключении передач.
Симптомы затягивания переключения передач
Как и любой сложный механизм автоматическая трансмиссия может иметь сбои в работе. Нередки случаи, когда АКПП переключает передачи с запаздыванием, затягивает их на 2-3 секунды. В этот момент происходит «провал» мощности, и автомобиль резко теряет в скорости.
Кто придумал и изобрел первую в мире автоматическую коробку передач
Для того чтобы переход переключения осуществился, давление масла повышается. Насосное колесо передает момент на турбинное. Когда они достигают определенного ускорения, фрикционы тормозят пониженную передачу, масло через клапан разгоняет следующую ступень. Так происходит смена скоростей АКПП без «провала».
Во время затягивания скорости не переключаются вовремя, хотя крутящий момент возрастает до опасных 3,5 – 4 тысяч. После этого происходит запаздывание в переключении на пару секунд. Затем автомобиль теряет мощность, и переключается на повышенную. Наличие таких провалов при работе АКПП – серьезный изъян и повод заняться диагностикой агрегата.
Хруст в коробке передач, причины
Если сравнивать разные типы трансмиссий, самой беспроблемной как не странно оказывается «механика», выигрывает МКПП у классического «автомата» и многих его разновидностей и с точки зрения ресурса. Однако ни чего вечного как известно не бывает и «механика» в процессе эксплуатации преподносит сюрпризы, самый распространенный из них. Появление хруста при переключении передач. Конечно, это такое неприятное явление не становиться причиной полного обездвиживания автомобиля, это лишь первый признак возможно серьезной поломки, он свидетельствует о том, что в МКПП уже возникли проблемы и надо начинать их решать, как можно быстрее.
Причины хруста
Механическая коробка хотя и достаточно сложный агрегат, тем не менее по сравнению с «автоматом» более консервативный, она имеет гораздо меньше датчиков чем автоматическая, соответственно и система управления менее сложная. Поэтому и поломки чаще всего имеют механический характер, то есть связаны с износом отдельных деталей и элементов.
Итак, почему появляется хруст?
1. выход из строя синхронизатора.
Данное устройство выравнивая скорость вращения шестеренок во время переключения передач обеспечивает плавность перехода от одной скорости к другой. До начала применения синхронизаторов в МКПП водители вынуждены были делать перегазовку, что добавляло сложности в управлении автомобилем современным водителям такого обязательного действия совершать не приходится, им помогает синхронизатор, но только пока он исправен. При сильном износе деталь уже не способна синхронизировать скорости вращения валов. Поэтому в момент зацепления шестерен появляется хрустящий звук. Если такое явление возникает при включении только одной из передач, то в этом вероятнее всего виноват именно синхронизатор, который необходимо поменять. Надо сказать, что проблема с подобной поломкой часто возникает у владельцев переднеприводных ВАЗов, дело все в том, что инженеры волжского завода при проектировании МКПП для целого семейства автомобилей допустили грубую ошибку, а именно, неудачно подобрали передаточное отношение второй передачи. В результате при переключении скорости на вторую элементы трансмиссии испытывают повышенные нагрузки, прежде всего синхронизатор.
2. Износ валов.
Такое явление как хруст в коробке может возникать при износе первичного и вторичного вала трансмиссии. При стирании зубьев на шестернях, выхода из строя подшипников может быть нарушена соосность. Если есть проблемы с первичным и вторичным валом хруст будет возникать при включении не одной, а сразу нескольких передач, он может быть слышен и во время движения автомобиля на какой- либо передаче.
Кстати, проблему с износом валов можно определить и по температурному эффекту, если на холодную передачи включаются ровно, без хруста, а после того, как масло в коробке прогрелось он появляется, причина скорее всего кроется именно в них.
3. Нехватка масла в коробке.
Причина, которая на практике встречается не так уж и редко, утечка масла может появиться вследствие разгерметизации коробки передач, если та по каким-либо причинам получила механические повреждения, износа сальников или же самопроизвольного срыва или откручивания пробки слива масла. Например, на многих моделях Renault коробка передач и внутренний шрус левого привода соединены между собой, через шрус также может уходить масло. Владельцы автомобилей этой марки должны принять это обстоятельство во внимание. Ремонт МКПП на таком автомобиле гораздо сложнее, чем, например, заменить капот на Renault Logan ().
4. Неисправность корзины сцепления.
В процессе долгой эксплуатации лепестки корзины изнашиваются. Они могут даже отломиться, в таких случаях сцепление не будет до конца выключатся, что создаст проблему при переключении передач, хотя коробка здесь будет не виновата.
5. Неполадки в приводе сцепления.
Многое зависит от того какой тип привода используется в автомобиле (тросовый или гидравлический), причин неисправности и появления хруста может быть очень много, например, обрыв троса, утечка или засорение гидравлической жидкости. Так же как с корзиной сцепления коробка передач здесь напрямую не виновата, но, если сцепление не будет выключатся полностью плавное переключение передач тоже будет невозможно.
Обычно неполадки сцепления отражаются не на одной, а на всех передачах МКПП. По такому признаку можно определить, что источник проблем кроется именно в этом узле.
Надо отметить, что хруст при включении передачи – это не всегда признак поломки, на части бюджетных автомобилей, например, на том же Renault Logan 2( задней передаче синхронизатор отсутствует. Поэтому, если слишком резко, еще до полной остановки включить задний ход, будет слышен хруст. Такую характерную особенность устранить невозможно, но водитель может к ней приспособиться: не включать до полной остановки задний ход, не делать этого слишком резко.
Ремонт МКПП или сцепления – дело затратное и не простое, однако причину появления хруста во время переключения передач определить не так уж сложно. Начинать выявление причины нужно с самого простого, первым делом проверить уровень масла в коробке. Важно удостовериться что трущиеся детали в должной мере получают смазку. Если с уровнем масло все в порядке, придется снимать коробку передач, проверять сцепление. Если проблема при первичном осмотре не была выявлена, придется проводить дефектовку агрегата с дальнейшей заменой изношенных и поврежденных элементов, благо их можно приобрести отдельно, не покупая коробку передач или сцепление полностью.
Часто сами водители, особенно малоопытные своими неумелыми действиями провоцируют ранний износ МКПП.
Как продлить жизнь механической коробки передач и сцепления:
1. Своевременно менять масло. Почти во всех инструкциях по эксплуатации современных автомобилей с механической коробкой передач написано о том, что масло залито в трансмиссию залито с расчетом на весь срок службы авто. Поэтому некоторые автолюбители придерживаются мнения, что замена масла после определённого пробега актуальна только для АКПП, механике это не требуется. На самом деле это не совсем правильно. Хотя МКПП менее критично к чистоте трансмиссионного масла чем «автомат», продукты износа, которые неизбежно проявляются со временем внутри трансмиссии снижают её ресурс, поэтому менять масло все-таки необходимо. Как часто это нужно делать? Мнения разняться, самые авторитетные рекомендации сходятся на цифрах пробега 80-100 тысяч.
2. Правильно подбирать передачи. Резкое переключение со слишком высоких оборотов на слишком низкие наносит вред любой коробке передач, в том числе и механике.
3. Не следует долго держать сцепление. Долгий выжим создает дополнительную нагрузку на отдельные элементы сцепления уменьшая ресурс всего узла, отпускайте педаль без задержек плавно, это избавит от серьезных поломок.
Хруст при переключении передач – явление неприятное, раздражающее, он может быть предвестником серьезной неисправности и дорогостоящего ремонта, если проблема возникла постарайтесь вовремя обратить на неё внимание, а лучше всего не доводите дело до её появления соблюдая вышеизложенные несложные рекомендации.
Коробка шумит на нейтрали и воет на скорости
Основные причины неисправности:
- недостаточный уровень масла в МКПП. В случае недостатка трансмиссионной жидкости ухудшается смазывание трущихся пар. Тепловое расширение и трение на сухую приводит к шуму и вою при движении. Если автомобиль пробежал не одну сотню тысяч километров, не стоит пугаться незначительного шума при работе в нейтральном положении. Рекомендуем ограничиться лишь заменой масла в МКПП.
Если посторонние шумы со стороны коробки передач возникают при выжиме сцепления, неисправен выжимной подшипник.
- износ шестеренок. Причина в выработке в местах контактов зубьев шестерен. Устранить шум и вой в таком случае поможет только замена изношенных деталей;
- износ подшипников ведомого, ведущего или промежуточного вала. В результате масляного голодания, больших нагрузок, возросшего крутящего момента после форсировки двигателя либо естественного износа на телах качения, обоймах подшипников появляются потертости, задиры и неравномерная выработка;
- выработка деталей дифференциала переднеприводных авто. В таких случаях нередки вибрации при наборе скорости.
Отдельной ремарки достойны некоторые модели ВАЗ, на которых МКПП начинать шуметь, выть и издавать вибрации на сравнительно небольших пробегах. Многие связывают неисправность с конструктивным дефектом и качеством изготовления деталей трансмиссии, что делает идею какого-либо ремонта весьма сомнительной.
Передачи включаются плохо и со хрустом
Затрудненное включение передач и металлический скрежет в момент переключения – явные признаки неисправности синхронизаторов МКПП. Но прежде чем снимать коробку передач для ремонта, проверьте механизм выбора ступеней и сцепление. Люфт в кулисе рычага переключения передач, заедание троса, неправильная регулировка механизма выбора скоростей приводят к нечеткому и часто плохому включению скоростей. А неполное выключение сцепления после нажатия педали (сцепление ведет) станет причиной хруста и скрежета. Езда с такой неисправностью быстро выведет синхронизаторы из строя.
Если на вашем авто с хрустом включается только вторая или, к примеру, третья передача, то дело, скорее всего, именно в синхронизаторах. Предназначены эти элементы для выравнивания скорости вращения выходного вала и шестерни, включаемой передачи. Износ конической фрикционной части приводит к проскальзыванию блокирующего кольца и жесткому зацеплению муфты с зубьями шестерни. При разборке и дефектовке также стоит обращать внимание на шестерни, муфты включения передач и их вилки.
Выбивает скорость
На блокирующем кольце синхронизатора и шестернях имеются зубцы специальной формы, с которыми при переключении скоростей входит в зацепление муфта. Если шлицы муфты, зубцы на кольце и шестерне стачиваются, то при нагрузке, отпускании педали газа, происходит самопроизвольное выключение передачи. Ограничиться заменой синхронизаторов в таком случае не получится, обязательно стоит менять и шестерню поврежденной передачи, муфту переключения передач.
Выжатое сцепления
Многие автолюбители систематически удерживают педаль сцепления выжатой продолжительное время. К примеру, когда стоят на светофорах или просто остановились.
Это, на первый взгляд, безобидное действие приводит к повышенному износу диска сцепления, но больше всего “страдает” выжимной подшипник, который без устали вынужден вращаться под нагрузкой.
В результате он быстро приходит в негодность (гудит), в следствии чего потребуется немедленная его замена, ведь возникает риск, что он “разлетится” прям на ходу.
Кстати, для его замены придется снимать коробку, что весьма не дешевое удовольствие.
Рука на рычаге
Многие водители при передвижении держат руку на рычаге переключения передач, словно на подлокотнике.
С одной стороны оно вроде бы и удобно, с другой разбалтывает механизм и “убивает” вилочки непосредственно передвигающие муфты в коробке передач.
Те, кто хотят сберечь коробку, должны понимать, что в процессе езды машина хаотично колеблется и водитель не сознательно держится за все, на чем лежат руки.
В итоге нагрузка на рычаг оказывается не такая уж и маленькая, и коробка теряет изначальную “тугость”
Приотпущенное сцепление
Как вы знаете, сцепление – неотъемлемая часть МКПП. Оно участвует в процессе переключение передач (разобрали выше) и “трогания” с места.
Наиболее пагубным является пробуксовывание диска сцепления в момент старта. Поскольку весь узел сильно нагревается и элементарно изнашивается за счет трения.
Некоторые водители об этом не знают, неправильно пользуются сцеплением, чем значительно сокращая срок его службы.
К примеру, стоя на подъеме в тянучке, удерживают машину на месте за счет не полного схватывая сцепление (педаль сцепления не отпущена полностью) или заезжают на бровку/преграду не за счет инерции (малым ходом), как нужно. А за счет момента схватывания сцепления. Увы, но так сцепление не отслужит положенный срок. А работы по его замене выльются в копеечку, ведь оплатить придется не только новые запчасти, но и демонтаж коробки.
Включение задней передачи без полной остановки
Классика жанра, драйвер пытается быстро развернуться во дворе, в спешке включая то первую, то заднюю передачи. Мы же слышим неприятный скрежет, при явных попытках включить заднюю.
Причина банальна, пилот пытается включить заднюю, не выполняя полною остановку. Это крайне негативно сказывается на зубьях шестерней задней передачи, которые медленно приходят в негодность, ввиду слизывания их с одной стороны. Если такая ошибка станет постоянной, задняя передача от раза к разу станет включатся все хуже, в плоть до полного выхода из строя.
Хруст при переключении передач вызванный поломками
Хруст при поломках, это уже не очень хорошо. Ведь нужно вмешательство в строение коробки передач, а это довольно сложный ремонт. Коробка передач очень сложный технический механизм, в гаражах его лучше не делать, а обратиться к профессионалам.
Первая причина. Основная причина это поломка синхронизаторов именно они служат для того чтобы сделать наши переключения плавными. Если они снашиваются, то нужно их заменить. Ремонт довольно сложный и дорогостоящий, рекомендую делать на проверенных станциях.
Вторая причина. «Корзина» сцепления, выпадают лепестки от долгой работы, и вы просто не до конца включаете передачу. Тут нужно снимать коробку и менять корзину вместе с диском сцепления.
Третья причина «хруста». Неисправно сцепление. На наших переднеприводных ВАЗах рвется тросик сцепления, и тогда вы вообще не сможете включить хотя бы одну передачу и тронуться с места.
Четвертая причина. Вал коробки передач.
Было у меня такое, что при холодном двигателе и коробке передач все нормально, но стоит проехать километров 30 – 40 по городу, масло в коробке передач нагревалось, и раздавался хруст, причем постоянный, а не только при переключении передач.
Поехал на СТО, сняли и констатировали, первичный вал из перекаленного железа, брак завода, заменили все прошло (темно синего цвета был, мастера удивились, как не лопнул). Так что нужно еще смотреть вал коробки передач.
Удары в АКПП а ошибки отсутствуют — почему?
Большинство автолюбителей, обращаясь к специалистам с просьбой провести автотехническую экспертизу, озвучивают наличие проблем с АКПП. В то же время, коды неисправности, которые должны бы отображаться в блоке управления автоматической трансмиссией, у них отсутствуют. Дилеры в подобных случаях не спешат искать призрачную неисправность, а делают логический вывод, что раз система выдает отсутствие ошибок, значит и неполадок в АКПП нет.
Происходит это по следующим причинам. Наличие стука при переключении – свидетельство о присутствии явных проблем в системе, соответственно, переключения. То есть, неполадка по факту, проявляющая себя стуком в кузове существует, но при сканерной диагностике не подтверждается кодами неисправностей. К сожалению, производители автоматических трансмиссий на данный момент не реализовали возможность контролировать процессы, происходящие в АКПП, в которых присутствовал бы прибор, измеряющий ускорение. Подобный датчик смог бы отслеживать стуки и анализировать причины их возникновения. Но пока что автолюбителям приходится обходиться без него.
- Частой причиной стуков бывает неисправный гидротрансформатор
Как же появляется сила, воздействующая на кузов таким образом, что водитель, по причине появления непонятных стуков, начинает испытывать неприятные ощущения? Однозначно, что при переключении, удар исходит от силового агрегата. Данный агрегат, передвигаясь на опорах, создает такие условия, при которых на кузов передается накопившаяся энергия. В дальнейшем происходят затухающие колебания. Что конкретно виновно в смещении агрегата? Ответов тут может быть множество, часть из возможных вариантов приведена в списке немного выше по тексту.
Вибрация и стук в АКПП при включении задней скорости
Итак, подобная сила может появиться лишь при наличии накопленной энергии, которая из-за переключения АКПП перераспределяется, перемещая агрегат. На передаче, которая предшествует процессу переключения, копится немалый объем энергии. Это, по сути, инерция турбинного колеса. У всех же в детстве была юла, или волчок? Вспомните, просто ли было поменять ось его вращения, или же просто остановить движение этой игрушки? Так и здесь. Именно из-за смены угловой скорости турбинного колеса (при переключении передач) и происходит стук (или удар). Интересно, что если изменить временной промежуток переключения передач, то качество их переключения также будет меняться.
Чем выше угловая скорость турбинного колеса гидротрансформатора, тем больший объем энергии вырывается на свободу. А если угловая скорость меняется не так, как задумывалось производителем, то, естественно, плохо контролируемое высвобождение энергии влечет за собой некорректное переключение, сопровождающееся неприятным стуком.
Любой стук в АКПП, независимо откуда он возникает, является прямым следствием нарушения одного-единственного процесса – не в полной мере контролируемого изменения угловой скорости (того самого волчка) турбины гидротрансформатора. Причем это изменение происходит в то мгновение, когда переключаются передачи. В результате, водитель слышит некомфортные постукивания.
- Справочник типичных неисправностей АКПП
Думается, многие диагносты, после получения данной информации, припомнят многочисленные случаи подобных поломок, происходившие с одной из немецких автомобильных моделей. В ее автоматической трансмиссии именно гидротрансформатор стал причиной некорректных переключений, если быть точнее, то причиной была муфта блокировки данного агрегата. Из-за нее угловое ускорение турбинного колеса происходило недостаточно плавно.
Будем надеяться, нам удалось вкратце объяснить настоящие причины проблемного переключения передач в автоматической трансмиссии. Благодаря осознанию глубинной первопричины этих процессов, и простые автолюбители, и профессиональные механики смогут лучше развить свои навыки в ремонте автомобилей, и без посторонней помощи выявить даже самые скрытые неполадки, затем грамотно устранить их.
Появление хруста из-за неправильной эксплуатации трансмиссии
Важно отметить, что зачастую хруст в период переключения скоростей указывает на ненадлежащую эксплуатацию трансмиссии. Поэтому, чтобы МКПП долго могла прослужить, следует придерживаться некоторых рекомендаций.
Необходимо своевременно производить замену масла в трансмиссии. Далеко не каждый знает о том, что данную жидкость необходимо периодически менять как в автоматической, так и в механической коробке. Конечно, МКПП не нуждается в слишком частой замене масла, но после того как пробег перейдет порог в 70 000 км, обязательно следует посетить СТО.
Если оставить данный факт без внимания, в жидкости будет происходить скапливание стружки из металла и грязи, результатом окажется недостаточность смазки и возникновение хруста. Этот же звук способен появиться и из-за того, что масла в трансмиссии не хватает. Решить проблему поможет доливание масла или его замена.
Таблица неисправностей и их устранение
Неисправность МКПП | Причина и устранение |
Не включается одна или все передачи | Износ поломка синхронизаторов (сломало зубья), сломало лепестки корзины сцепления, проблема с вилкой или выжимным подшипником, сломало вал или шестерни, неисправность тяг до МКПП (возможно нужна их регулировка с заменой пластиковых втулок), низкий уровень масла, либо залито неправильная трансмиссионная жидкость (бывает попала вода) |
Шум на нейтральной при работающем моторе | Износ подшипника (ведущей шестерни, либо ведущего вала), низкий уровень смазки, грязное (изношенное масло), попадание грязи или воды, бывает, что неисправность в самом валу (например перегрет изначально) |
Шум при включенных передачах (при всех) – мотор работает | Те же причины что и на нейтральной, разрушился подшипник выходного вала или ведомой шестерни, картер сцепления и двигателя не соосны |
Шум на одной включенной передаче, двигатель запущен | Сломало синхронизатор, изношены зубья этой шестерни |
Хруст при переключении | Неисправность сцепления (корзина, диск), не работает привод (порвался тросик, вытекла жидкость), износ синхронизатора, неисправность шестерни, бывает коробка сама откручивается (нужно проверить крепление) |
Передачи выключаются сами по себе (либо при наборе скорости, либо при сбросе) | Проблема с синхронизаторами, поломка шестерен, повреждены вилки включения шестерен, разрушение подшипников валов, открутилась МКПП, повреждение тяг переключения передач |
Вибрация от МКПП при работающем двигателе | Неравномерно работает сам силовой агрегат, открутилась МКПП нарушены крепления к кузову, разрушены опоры |
Течь масла из механической коробки | Пропускает пробка слива масла, пропускают сальники уплотнительные кольца, излишний уровень масла внутри, пробит картер МКПП (появились трещины в результате ударов) |
Это не все но самые распространенные причины, конечно же чтобы их устранить нужна квалифицированная помощь, сами вы навряд ли что-то сделаете хотя бы потому что снять механическую коробку, особенно на переднем приводе не так то и просто. Все дело в том, что основные неисправности кроются внутри и чтобы их выявить, вам в любом случае нужно снимать свою коробку передач.
Определяем какой шрус хрустит внутренний или наружный
Для диагностики ШРУСов используется несколько методов. Самым простым из них является визуальный осмотр пыльников и проверка валов.
Основной причиной проблем, связанных с появлением хруста является попадание внутрь узлов грязи, что может произойти только из-за повреждения пыльника.
Если резинотехнический элемент порван, то при осмотре на нем будут следы вытекающей смазки, по которым и можно понять, в какой из узлов попали песок и пыль.
Также при осмотре следует рукой попытаться сместить приводной вал в поперечном и продольном направлениях. ШРУСы – узлы с высокой точностью изготовления, и, если ощущается, что в них есть люфты, пора принимать меры.
Если же при визуальном осмотре порывов пыльник не обнаружено, но симптомы неисправности шарнира проявляются, выявить какой из ШРУСов проблемный позволяют несколько простых методов.
Диагностика наружных шарниров
Наружные шарниры проверяются путем создания сильной нагрузки на них. Для этого просто выворачиваем до упора колеса в правую или левую стороны и пытаемся начать движение на повышенных оборотах. После эту же процедуру еще раз проводим, но уже при повороте колес в другую сторону.
При проверке ШРУСов этим методом начало движения с поворотом колес влево создаст значительную нагрузку на правый узел, и, если в нем ест люфты, он начнет хрустеть.
Выворотом же колес вправо проверяется левый шарнир. Но отметим, что хруст может издавать и наружный ШРУС с той стороны, куда осуществляется поворот.
Поэтому при проверке не лишним будет присутствие помощника, который находясь возле авто на слух установит, с какой стороны издается звук.
Проверка внутренних узлов
Чтобы определить, какой внутренний ШРУС хрустит, используется другой метод. Для его проведения нужен ровный участок дороги, но имеющий ухаб (яму).
Суть проверки сводится к проезду по яме на умеренной скорости одним из передних колес. Затем все повторяется, но уже с заездом в яму вторым колесом.
При попадании колеса на ухаб, возникает ударная нагрузка на внутренний шарнир, и если в нем есть люфты, то проявятся они в виде стуков или негромких хрустов.
Универсальный метод
Единственным недостатком метода заезда на скорости в яму является тот факт, что не всегда есть подходящий участок дороги с ухабом. Поэтому для диагностики можно использовать еще один метод, причем он является универсальным и позволяет проверить как внутренние, так и внешние ШРУСы.
Алгоритм действий такой:
- Домкратом выдомкрачиваем одно из ведущих колес;
- Под автомобиль ставим упор и задействуем ручной тормоз;
- Запускаем двигатель, включаем первую передачу и постепенно отпускам педаль сцепления (имитируем начало движения. При этом благодаря дифференциалу, вывешенное колесо начнет вращаться, а стоящее на земле останется неподвижным);
- Набрав обороты двигателя, начинаем притормаживать вращающееся колесо тормозами (при этом педаль сцепления не трогаем. Таким образом тормозными механизмами создаем нагрузку на внутренний узел, и если он проблемный, то это сразу проявиться стуками и хрустами);
- После проверки внутреннего шарнира, устанавливаем состояние наружного. Для этого достаточно отпустить педаль тормоза, набрать обороты, вывернуть колеса до упора в одну из сторон и снова использовать тормоза. Большой угол привода и усилие тормозов создадут необходимую нагрузку, из-за чего наружный узел захрустит, если он не исправен.
После проверки с одной стороны повторяем аналогичные работы с приводом второго колеса.
Как правильно переключать передачи на механике во время движения?
На самом деле действия просты, в процессе езды все отрабатывается до автоматизма:
- В первую очередь следует снять ногу с педали акселератора и, одновременно с этим, до упора выжать педаль сцепления.
- Далее необходимо переключиться на низшую или высшую передачу, в зависимости от того, что вы хотите совершить.
- После этого нужно очень медленно и плавно отпускать педаль сцепления, добавляя при этом газа.
Со временем вы научитесь чувствовать тот самый момент сцепления в своей машине, момент, когда педаль нужно совсем отпустить и делать это плавно, не доставляя механизмам вреда. КПП – это сложный механизм, большинство водителей никогда не видели его.
При не правильном использовании механизмы преждевременно изнашиваются, приносят вред машине и вашему кошельку при его поломке, берегите свой транспорт. Зная, как правильно переключать передачи на механике во время движения, вы убережете свое средство передвижения от ненужных ремонтных работ. Старайтесь выполнять все действия правильно, и ваше авто прослужит дольше.
Новые статьи
- Как водить машину? Для начинающих пошагово разберем моменты, о которых нужно знать
- Как научиться женщине самостоятельно водить машину на механике с нуля?
Ремонт коробки передач
О каких неполадках свидетельствует появление воя в коробке передач? КПП выть может при недостаточном количестве трансмиссионного масла. Из-за этого подшипники начинают перегреваться, что способствует их выходу из строя. Жидкость можно добавить к уже имеющейся, либо залить новую, подходящую к автомобильной системе. Если замена масла не помогла устранить неполадку, необходимо произвести ремонт данного агрегата.
Как правило, гудеть коробка начинает в результате неправильной эксплуатации трансмиссии. Независимо от того, какая по типу будет установлена КПП, хозяину транспортного средства необходимо своевременно осуществлять замену трансмиссионного топлива. В противном случае, в масле начнут скапливаться металлические стружки, в результате, появится шум в коробке передач. В том случае, если шестерни не попадают друг на друга, будет отмечаться гул в КПП.
Почему при переключении передачи хрустит коробка? К коробке «автомат» относятся синхронизаторы, которые отвечают за плавность смены скоростей. При их износе они перестают выполнять свои функции, результат этого, появление хруста при смене передач. Решить проблему представляется возможным путем замены поврежденных комплектующих деталей на новые запчасти. Если при заведенном моторе не может включиться задняя передача, вместо этого отмечается хруст, стоит поверить в первую очередь сцепление, возможно понадобится его регулировка.
Если отмечается шум КПП, обратить внимание нужно и на состояние корзины сцепления. Данный механизм состоит из «лепестков», которые после 100000 км пробега могут начать выпадать. Следствие этого – при включении передач возникают посторонние шумы. Корзина с диском сцепления нуждается в замене.
Загудела коробка, что делать? В ряде случаев устранить причину гула со стороны коробки при движении представляется возможным путем замены фильтрующего элемента. Также, следует проверить целостность выжимного подшипника. Шум может отличаться по силе, возникать на некоторых передачах.
Таким образом, чтобы не столкнуться преждевременно с ремонтом КПП, за данным агрегатом необходим соответствующий уход, проверка технического состояния коробки. Почему воет коробка? Данное проявление связано с тем, что истерлись зубья. В том случае, если износился подшипник первичного вала, то при выжатом сцеплении может быть слышен вой. Также, посторонний шум может возникнуть, если отмечается недостаточное количество масла в трансмиссии.
Почему появляется стук в АКПП?
Люди, занимающиеся ремонтом машин, могут назвать множество возможных причин появления стука в АКПП. Если задать им вопрос: «откуда берется стук АКПП?», то можно услышать:
- из-за невыставленного в коробке передач уровня масла;
- из-за неправильно отрегулированных расстояний между тормозами и пакетами муфт;
- из-за провисания некого клапана в гидроблоке АКПП, или в ее мехатронике;
- из-за нерабочего соленоида;
- из-за ненастроенного регулятора давления;
- из-за необходимости замены старого жгута проводов;
- из-за неисправного электронного блока,
- из-за подушек двигателя, которые сильно износились
и так далее…
Знакомая картина, верно? Но если посмотреть в самую суть проблемы, можно вывести главный признак поломки, которая в той или иной интерпретации звучит как «стук в АКПП». И это несмотря на то, что причин неполадки бывает огромное количество…
Откуда растут ноги, или почему стучит АКПП?
Давайте попробуем исследовать данный вопрос максимально глубоко. Для начала, поразмышляем над следующим утверждением: в классической АКПП (когда производится сама процедура переключения) появляются стуки или удары. Откуда они?
- Как определить причину рывков АКПП?
Когда переключаются передачи в АКПП, угловое ускорение выходящего валика (передающего, как вы понимаете, крутящий момент на ведущий мостик) является постоянным. Благодаря этому передачи сменяют друг друга, а угловая скорость насосного колесика, а также турбинного колеса гидравлического трансформатора меняется. Коленчатый вал также изменяет частоту своего вращения.
Все, что происходит, находится под постоянным контролем электроники, работа которой также отличается некоторыми интересными особенностями.
Устранение хрустов и стуков, восстанавливаем работу ШРУСов
Как узнать, какой ШРУС хрустит – разобрались, теперь о мерах, которые следует предпринимать для устранения проблемы, поскольку эксплуатировать авто с проблемными шарнирами нежелательно.
Одним из недостатков ШРУСов является их неремонтопригодность, то есть, если шарнир захрустел, то он уж изношен и требует замены. Единственное, что можно предпринять – это «продлить жизнь» узла, и отсрочить его замену.
Поскольку основная причина появления хрустов – пыль и грязь, то при их появлении следует сразу же осмотреть все пыльники на наличие повреждений. Если таковые не обнаружены, устанавливаем, какой же ШРУС хрустит одним из вышеперечисленных методов.
После выявления проблемного шарнира, пытаемся продлить его срок службы. Для этого необходимо:
- Снять привод с авто;
- Разобрать ШРУС;
- Тщательно промыть все составляющие бензином, растворителем или другими средствами (уайт-спирит и т.д.);
- Заложить новую смазку «ШРУС-4» или аналоги (смотрите выше) и собрать шарнир;
- Установить новый пыльник;
- Перебранный привод установить на авто.
На начальном этапе износа этих мер вполне достаточно, чтобы избавиться от хрустов, но все же они впоследствии вернуться (когда износ усилиться) и тогда уже шарнир придется заменить.
Советы и рекомендации
Как видно, среди основных причин стука и шумов АКПП можно выделить:
- проблемы с маслом и его уровнем;
- неисправности внутри АКПП;
- неполадки гидротрансформатора;
- сбои в работе ЭБУ и электроники;
При этом достаточно часто, особенно если диагностика не выявляет ошибок, в автоматической трансмиссии стуки вызывает именно гидротрансформатор. Нередко проблемной оказывается муфта блокировки ГДТ, что и приводило к нарушениям углового ускорения турбинного колеса. Получается, в рамках диагностических процедур ГДТ следует уделять особое внимание.
Также стук при включении передачи АКПП может проявляться в результате того, что имеются люфты (например, в карданных валах). Кстати, опытные автовладельцы выполняют их шприцевание, что позволяет на время избавиться от стука. Такой метод работает не всегда, однако иногда удается на время отсрочить замену шруса, полуоси и т.д.
Еще стук в коробке автомат часто появляется в том случае, если в АКПП залито неподходящее масло или ATF с фильтрами давно не менялась, трансмиссионная жидкость слишком загрязнена и т.п.
Как правило, в подавляющем большинстве случаев (если других причин не выявлено), проблему удается решить заменой масла в коробке-автомат и фильтра АКПП. Также может понадобиться отдельно промывать гидроблок или выполнять промывку АКПП (например, соляркой) при замене масла.
Напоследок отметим, что часто причиной стуков и вибраций также становятся вышедшие из строя или изношенные подушки двигателя и АКПП. Фактически, закрепленный на опорах агрегат «стучит» по кузову или отдельным элементам, возникает вибрация, от которой сама коробка может работать некорректно.
По этой причине нужно также отдельно проверять подушки двигателя и коробки, чтобы на начальном этапе исключить возможные причины стука в АКПП. Если же локализовать проблему самостоятельно не удается, следует прекратить эксплуатацию автомобиля и записаться на профессиональную диагностику, которую выполняют автосервисы, специализирующиеся на профессиональном ремонте автоматических трансмиссий.
Как провести замену масла в КПП
Работа по замене масла в коробке проводится следующим образом:
- Поставьте автомобиль на эстакаду или над ямой, слегка прогрейте его, чтобы жидкость не была вязкой. На нижней части коробки найдите пробку для слива масла.
- На агрегате установлен резиновый колпак, который нужно прочистить вместе с сапуном. После очистки этих частей от загрязнений, верните их на место.
- Как только подготовительные работы завершены, подставьте тару, скрутите пробку гаечным ключом, и приступайте к сливу трансмиссионного масла.
- Отработанная жидкость полностью вытечет в течение получаса.
- Закрутите пробку, хорошо затяните ее, но не сорвите резьбу.
- Под капотом найдите щуп на КПП, уберите его. На место щупа протяните шлаг, на втором конце которого установлена обычная лейка или воронка. Через шланг заливайте трансмиссионное масло в коробку. На агрегатах старого образца пробка отверстия для залива располагается рядом со сливной пробкой.
После того как работы будут закончены, проверьте уровень смазывающей жидкости щупом, а контрольный замер проведите через 2-3 дня. При необходимости долейте масло, если его стало критически мало, осмотрите коробку на предмет протечек.
Скрежет и вибрации
С точки зрения физики коробка передач в автомобиле — это рычажная пошаговая система, которая передаёт энергию от двигателя колёсам. На сегодняшний день существует ряд разновидностей КПП – механическая, гидромеханическая (автоматическая), роботизированная, вариаторная. Каждый тип коробки работает по-разному, тем не менее, есть общие признаки неисправности трансмиссии.
«Стоит забеспокоиться и предпринять решительные меры как можно скорее, если вы слышите странные звуки, переключая скорость, или обнаружили подтекание масла из-под коробки передач. Также у машины могут появиться повышенные вибрации. Нормально функционирующая трансмиссия не подаёт ни один из этих признаков», — рассказывает руководитель холдинга эксклюзивного представителя автомасел в России Вячеслав Кондратьев.
Чтобы выяснить причину неисправности, специалисты советуют в первую очередь проверить уровень и цвет масла в трансмиссии. Низкий уровень и грязное масло в коробке могут повредить её.
Специалисты говорят, что для правильной работы трансмиссии необходимо доливать масло строго по уровню. Если его будет мало, то вероятен перегрев – самый худший враг коробки передач.
Реакция АвтоВАЗа
Стоит отметить, что подобной проблеме подвержены далеко не все седаны, а только машины первых партий.
В сентябре 2022 года вопрос был решен – все Весты стали комплектоваться новыми тросами МКПП. Так что российский автомобильный концерн сработал довольно оперативно.
Что же касается предписаний, то при наличии подобного дефекта, АвтоВАЗ рекомендует обратиться в дилерский центр и провести замену тросов.
Впрочем, не все владельцы готовы идти на это. Дело в том, что подобная процедура достаточно длительная, так как для замены необходимо демонтировать целиком торпедо, после снять рулевую колонку, включая электрический усилитель руля, а еще отопитель. Также подобная замена подразумевает слив антифриза и фреона.
Естественно, это довольно долго и не каждый хозяин Весты готов отдать седан в сервис на столь длительный срок.
Если возникла такая ситуация, но вы желаете обойтись без замены тросов, а автомобиль на гарантии, настоятельно рекомендуется записаться на диагностику в дилерский центр
А чтобы сузить круг поисков и помочь тем, кто решит устранить дефект самостоятельно, дадим рекомендации, куда обратить внимание в первую очередь
Перед тем, как начать работу по устранению треска и щелчков в механической коробке Лада Веста, потребуется снять центральный тоннель. Он состоит из 2-х секций – передней и задней, причем задняя заметно меньше.
Для снятия задней секции, необходимо вооружиться трещоткой с битой Torx 20 (звездочка), которой и выкрутить 2 крепежных винта, после чего снять заглушку. Сама накладка аккуратно вытаскивается – для этого нужно будет вывести из нее ручник.
Что касается передней части, то с обеих сторон тоннель закрыт пластиковыми щитками. Они закреплены винтами (по 1 на сторону), которые нужно выкрутить и снять пластик.
Винты необходимо выкрутить
Затем, осторожно поддевая рамку ножом либо отверткой, снимается чехол рычага МКПП, после чего разъединяется штекер и снимается облицовка. В конце остается только выкрутить 4 крепежных винта и снять остатки облицовки
В конце остается только выкрутить 4 крепежных винта и снять остатки облицовки.
Наглядно все показано в сюжете.
Устранение проблем
Проблемы связанные в работе КПП при изнашивании можно замедлить если правильно ухаживать за данным агрегатов. Частая замена масла в КПП. Не стоит забывать, что масло реагирует не только на отдельные агрегаты, но и на валлы, шестерёнки и другие модули коробки передач. Тем самым и само масло должно быть хорошего качества, потому именно масло воздействует на все агрегаты коробки передач.
Многие автовладельцев советуют менять масло в коробки передач каждые 60000 километров. Если вы хотите правильно использовать ваше оборудование, то можно менять масло и чаще чем раз в 60 000 километров, потому что 60 000 километров – это расстояние через которое обязательно нужно это делать, а вы же в свою очередь можете это делать чуть чаще. Плохое переключение и возможные причины.
Если при работе коробки передач они не срабатывают или срабатывают с трудом, то следует изучить статью почему плохо включаются передачи на МКПП. Также стоит упомянуть, что недостаток масла в механической трансмиссии тоже может вызвать неполадки в работе коробки передач и в данном случае обычно доливают или полностью меняют масло.
Неподходящее масло
Трансмиссия может испортиться, если подобрано неподходящее масло.
«К современному маслу для коробки передач предъявляются следующие требования: хорошая текучесть в диапазоне температур применения, надёжная защита от износа, обеспечение отличной синхронизации, высокая устойчивость к окислению и сдвигу, низкая склонность к пенообразованию, хорошая совместимость с уплотнениями, высокая экономичность», — говорит Вячеслав Михайлович.
Разные типы КПП нуждаются в специальных трансмиссионных маслах, рекомендованных заводом-производителем. При неправильном подборе масла начинаются проскальзывания и вибрации, увеличивается расход топлива, износ, масло может подгорать.
Продление срока службы КПП
Передаточные валы в сборе
Рекомендаций всего две.
- Всегда старайтесь контролировать уровень масла в коробке передач. Если он падает, обязательно доливайте сразу, не откладывайте процедуру на потом. Когда масло приходит в негодность, меняйте его полностью, а не заливайте недостающее количество.
- Избегайте агрессивной эксплуатации, не дергайте резко передачи, разгоняйте плавно, тормозите аналогично. Банальное бережное отношение с коробкой передач позволит избежать износов и многочисленных поломок.
Как видите, решить проблемы с КПП не так просто. Потому самый лучший вариант — не допускать их появления.
В данной статье рассмотрим основные причины не включающейся задней передачи:
Первым делом нужно обратить внимание на саму кулису и кардан – часто бывает, что кули он проскальзывает, сточились шлицы или ослаб хомут. В данном случае понадобится эстакада или яма. Механизм блокировки задней передачи
Чтобы проверить этот механизм, нужно снять ручку КПП (торпеду меж сиденьями) и посмотреть. По месту всё станет понятно. Если же вы проверили два первых пункта, проблем не обнаружилось, то придется снимать кпп (Как снять кпп?). Срезало фиксирующий болт. Крепление механизма выбора передач. Пружинка (самая обыкновенная, бывает лопается).
Как вариант причина может быть в выжимном подшипнике, но тогда бы все передачи включались еле-еле и с хрустом. Так же можно попробовать отрегулировать педаль сцепления.
Болезни КПП
Часто звучит жалоба владельцев ВАЗ 2110 на то, что первая скорость включается с трудом или вылетает.
- часто виновен синхронизатор;
- возможно, лопнула пружина фиксатора, рычаг болтается, скорости включаются как хотят;
- замена может понадобиться штоку и вилке.
Другая жалоба – вторая передача включается плохо, ее частенько выбивает.
Здесь можно заподозрить основных виновников:
- вылетает вторая чаще всего потому, что зубья шестерни плохо зацепляются с муфтой, которой включаются скорости;
- кончики зубьев шестерни и муфты уже износились, поэтому скорость плохо включается. Если не вмешаться, то скоро будет вылетать;
- как вариант, когда выбивает именно на кочках — умирает сцепление.
Реакция АвтоВАЗа
Стоит отметить, что подобной проблеме подвержены далеко не все седаны, а только машины первых партий.
В сентябре 2022 года вопрос был решен – все Весты стали комплектоваться новыми тросами МКПП. Так что российский автомобильный концерн сработал довольно оперативно.
Что же касается предписаний, то при наличии подобного дефекта, АвтоВАЗ рекомендует обратиться в дилерский центр и провести замену тросов.
Впрочем, не все владельцы готовы идти на это. Дело в том, что подобная процедура достаточно длительная, так как для замены необходимо демонтировать целиком торпедо, после снять рулевую колонку, включая электрический усилитель руля, а еще отопитель. Также подобная замена подразумевает слив антифриза и фреона.
Естественно, это довольно долго и не каждый хозяин Весты готов отдать седан в сервис на столь длительный срок.
Если возникла такая ситуация, но вы желаете обойтись без замены тросов, а автомобиль на гарантии, настоятельно рекомендуется записаться на диагностику в дилерский центр
А чтобы сузить круг поисков и помочь тем, кто решит устранить дефект самостоятельно, дадим рекомендации, куда обратить внимание в первую очередь