Несмотря на повальное вытеснение карбюраторных систем инжекторными, огромное количество двигателей старой конструкции еще на ходу. Многие модели классики ВАЗ оснащены карбюраторами Солекс или ДААЗ. Для регулировки мощности мотора, в зависимости от нагрузки, устанавливаются так называемые экономайзеры. Эти устройства работают по аналогии с электронными блоками управления инжекторных моторов. Разумеется, добиться таких же параметров экономичности и экологичности двигателя не получится, но качество работы карбюраторного мотора существенно улучшается.
По сути, любой экономайзер – это клапан, который приводится в действие электромагнитом или пъезоэлементом. Он управляется несложным программируемым компьютером (скорее контроллером), и позволяет корректировать основные настройки. Назначение экономайзера исходит из названия: повысить экономичность силового агрегата без потери мощности, снимаемой с коленчатого вала.
Отметим, что установить экономайзер на карбюратор, не предназначенный для этого, нельзя. Конструкция камер специально рассчитывается для работы с управляемыми клапанами.
Система экономайзеров также нуждается в периодическом обслуживании, как и остальные клапана и жиклеры карбюратора. Для понимания механизма работы, разберем популярные карбюраторы, устанавливаемые на классике и переднеприводных моделях ВАЗ.
Экономайзеры
Экономайзером называется дополнительное устройство в конструкции карбюратора, с помощью которого смесь автоматически обогащается при полной нагрузке двигателя. В отличие от экономайзера системы холостого хода (ЭПХХ) эти устройства призваны не обеднять, а обогащать смесь при необходимости. Такая необходимость возникает, когда водитель до конца нажал на педаль акселератора, полностью открыв дроссельную заслонку, но главная дозирующая система карбюратора не способна обеспечить требуемый запас мощности двигателя. Экономайзер, в противоположность своему названию (слово экономайзер происходит от английского «economize» – «сберегать»), служит для обогащения горючей смеси на мощностных режимах (при большом открытии дроссельной заслонки), обеспечивая тем самым соответствующий этим режимам состав смеси. Обычно экономайзер состоит из жиклера и клапана с автоматическим управлением, и его принцип работы заключается в открывании дополнительного канала для поступления топлива в смесительную камеру карбюратора при необходимости. Экономайзеры могут иметь механический или пневматический приводы.
Экономайзер с механическим приводом, показанный на Рис. 1, включает в себя клапан 3, шток 1 с приводом от дроссельной заслонки 5 и жиклер 4. При открытии дроссельной заслонки на 85…90% по углу поворота шток 1 экономайзера перемещается настолько, что под его действием открывается клапан 3. С открытием клапана 3 топливо помимо главного жиклера 2 начинает дополнительно подаваться к распылителю 6 через жиклер 4 экономайзера, благодаря чему обеспечивается необходимое при полных нагрузках обогащение смеси.
Один из недостатков экономайзеров с механическим приводом – включение при одном и том же положении дроссельной заслонки независимо от характера изменения мощности по углу поворота дроссельной заслонки на различных частотах вращения коленчатого вала. Хотя целесообразно включать экономайзер тем раньше, чем ниже частота вращения.
Такого недостатка нет у экономайзеров с пневматическим приводом и двумя смесительными камерами, схема которого показана на Рис. 2.
Экономайзер мембранного типа соединяется с поддроссельным пространством первичной камеры воздушным каналом 6. Жиклер 9 экономайзера устанавливается в топливном канале 10. Через шариковый клапан 8 соединяются внутренняя полость под мембраной и поплавковая камера карбюратора.
При открытии дроссельной заслонки 5 на большой угол разрежение во впускном трубопроводе уменьшается и соответственно снижается его воздействие через канал 6 на мембрану 7. Тогда пружина, постоянно воздействующая на мембрану слева, прогибает ее вправо и открывает клапан 8. При этом дополнительное количество топлива через жиклер 9 по каналу 10 поступает в главную дозирующую систему, обогащая горючую смесь.
Эконостаты
Кроме экономайзеров обогащающим устройством на режиме полных нагрузок являются эконостаты, которые служат для дополнительного обогащения смеси. Необходимость установки эконостата вызвана возможным переобеднением смеси главной дозирующей системой при большом расходе воздуха на этих режимах.
Эконостат взаимодействует с вторичной смесительной камерой и вступает в работу на нагрузочных и скоростных режимах, близких к предельным, при полностью открытых дроссельных заслонках 5 и 1 (Рис. 2). При этом топливо поступает через жиклер 3, проходит трубку 11 и по каналу поступает к распылителю 12 эконостата, который размещен выше распылителя главной дозирующей системы.
Какое полузабытое, а для кого-то и вообще незнакомое слово – экономайзер! Карбюраторы, которые долгие годы исправно трудились на автомобиле, постепенно уступили свое место различным системам впрыска. Но автомобильный век долог, и порой кому-то приходится сталкиваться с машинами, в которых еще находится место для карбюратора. Ну а его нормальная работа обеспечивается рядом дополнительных устройств, среди них невозможно не упомянуть экономайзер топлива.
Электромагнитный клапан
Карбюратор двигателя, работающего на холостых оборотах, прекращает подачу горючей смеси в камеры сгорания, но для работы необходима подача, пускай, и малого количества топлива и кислорода для горения. Воздух, попадая в клапан холостого хода карбюратора, смешивается с топливом, проходит в камеры сгорания. Эта система предусматривает подачу бензина беспрерывно, но питание для разных оборотов требует различного уровня топлива. При работе двигателя может происходить заливание свечей бензином, влияет на это — движении с горы или торможение двигателем. Для устранения таких ситуаций и экономии топлива предусмотрена система электромагнитного клапана карбюратора.
Как работает клапан
Схема экономайзера карбюратора снабжена входящей и выходящей цепью. При этом в схеме входящей цепи предусмотрена установка концевого выключателя и провода, идущего на коммутатор. Концевик на дроссельной заслонке передает информацию о степени нажатия педали газа. Замыкание на массу происходит при отжатой педали газа. При нажатии не нее, происходит отключение контакта.
Провод, идущий от концевика и соединяющий экономайзер, передает информацию о количестве импульсов на катушку зажигания. Это позволяет системе узнать количество оборотов на данную минуту. При этом в выходящей цепи холостого хода карбюратор оснащен электромагнитным клапаном. С помощью экономайзера есть возможность произвести включение и выключение устройства.
При наборе оборотов устройство перекрывает подачу бензина, закрывая топливный жиклер холостого хода. Этим достигается экономия топлива. На невыжатой педали газа и при оборотах меньше 2000 на тахометре концевик, замыкаясь на провод массы, производит открытие электромагнита холостого хода. Двигатель начинает набирать обороты, происходит размыкание цепи, но закрытие происходит только при оборотах свыше 2000.
И в тоже время, открытие устройства не произойдет, пока двигатель не станет работать с числом вращения менее 1800 об/мин. При движении машины накатом на передаче система не включится — и в случае понижения количества оборотов, и в случае повышения их. Экономайзер среагирует только за положением заслонки.
Преимущества применения
Электромагнитное устройство, выполняя свою работу, позволяет добиться следующих положительных результатов.
Регулируя подачу бензина на работающем двигателе, с помощью электромагнитного клапана холостого хода карбюратор понижает расход смеси, закрывает главный топливный жиклер. Перекрывая подачу, через каналы устройства воздуха и смеси производится дозировка, необходимая для бесперебойной работы мотора. Двигатель, работая в таком оптимальном режиме, без сильных перегрузок не изнашивается, увеличивается срок капитального ремонта агрегата. Оптимальный цикл работы двигателя понижает уровень выброса угарного газа в атмосферу.
Настройка
Перед тем как начать работу желательно более подробно познакомиться с типом используемого карбюратора на вашем автомобиле. Это нужно сделать для того, чтобы правильно подобрать ремонтный комплект прибора в случае необходимости. На корпусе средней части карбюратора имеется прикреплённая табличка с указанием его номера, он нужен для правильного выбора запасных частей. Настройки можно выполнить прямо на силовом агрегате или после его демонтажа.
В процессе эксплуатации автомобиля на корпусе карбюратора скапливаются различные наслоения из пыли, грязи, моторного масла, поэтому его следует тщательно очистить. Этой процедуре будет мешать корпус воздушного фильтра, который потребуется снять. В первую очередь отвинчивают ключом на 10 три гайки на крышке корпуса воздушного фильтра. Их вместе с шайбами снимают, после этого можно убрать крышку вместе с воздушным фильтром. Сам корпус удерживается четырьмя гайками под ключ на 8.
Когда гайки будут отвинчены, корпус вместе со шлангами отвода картерных газов снимают. Карбюратор можно начать очищать без снятия с мотора. Для этого можно воспользоваться химическими средствами для очистки двигателя, керосина, других моющих средств. Процесс пройдёт значительно быстрее, если двигатель будет горячим. Обычно моющие средства выпускаются в виде аэрозолей, что облегчает их нанесение на загрязнённые участки. Если используется керосин, его наливают в пластиковую бутылку, в пробке которой имеется небольшое отверстие.
Устройство Fuel Shark
Экономайзер Фул Шарк – это довольно простое и понятное устройство, оснащенное мощнейшим электролитическим конденсатором. Процесс подключения данного экономителя топлива Fuel Shark осуществляется путем присоединения к электрической схеме авто через прикуриватель, что позволяет свести к минимуму затраченную при этом электрическую энергию. При активном экономайзере, генератор
авто работает на полную мощность, при этом компенсируя ее за счет работы конденсатора экономайзера Фул Шарк. Данное устройство также снимает чрезмерную нагрузку с аккумулятора и генератора, возмещая работой дефицит напряжения в электроцепи, тем самым осуществляя экономию потребляемой топливной жидкости и энергии системы. Устройство Fuel Shark способно компенсировать своей работой не только недостаток напряжения в цепи, но и напряжение для работы фар, аудиосистемы, дворников, кондиционера и даже навигатора. Работу данного энергосберегающего автомобильного оборудования можно сравнить с небольшой батареей, которая способна улучшить эффективность авто. В ситуациях, когда осуществляется слишком сильная нагрузка на генератор транспортного средства, конденсатор экономайзера заряжается и подает дополнительную мощность, тем самым компенсируя недостаток напряжения в общей системе авто. Процесс снижения электронагрузки в цепи высвобождает свободную энергию, которая впоследствии используется для активной работы свечей зажигания. Такая работа способствует более полному сгорания топливной жидкости, что приводит к снижению ее потребления.
С точки зрения физики
Однако отвлечемся от эмоций и обратимся к мнению нашего радиоинженера, поинтересовавшегося техническим описанием прибора. В рекламном сопровождении прописано, что экономайзер Fuel Shark снабжен конденсатором, который призван заряжаться при работе двигателя (так сказать, забирать неиспользуемые излишки), и отдавать накопленную энергию при необходимости.
Описано это весьма расплывчато
и больше напоминает псевдонаучный набор слов. Но даже если не углубляться в графики и не приводить формулы, можно отметить главное: такое функционирование, называемое компенсацией реактивной мощности, возможно только при использовании переменного тока, при котором потребляется индуктивность.
Настройка уровня поплавковой камеры
Это первое, с чего начинается регулировка любого карбюратора. Именно от этой части будет зависеть расход и устойчивость работы двигателя
Уровень должен находиться на номинальной отметке, установленной заводом-производителем, поэтому очень важно соблюдать технологию
Установка уровня топлива в поплавковой камере:I — крышка карбюратора; 2 — седло игольчатого клапана; 3 -упор; 4 — игольчатый клапан; 5 — шарик запорной иглы; 6 -оттяжная вилка иглы клапана; 7 — кронштейн поплавка; 8 -язычок; 9 — поплавок; 10 — прокладка.
Верхняя крышка карбюратора снимается, но перед этим, нужно подкачать ручной бензонасос, чтобы проверить установленный уровень. Номиналом называют уровень бензина, расположенный на половине наклонной поверхности. Если он выше или ниже, то настройте уровень поплавка, подгибая регулировочные усики. Обороты ХХ регулируются и поплавковой камерой.
Чтобы проверить, достаточно накинуть крышку сверху, запустить двигатель и тут же заглушить. Снова открыть крышку и проконтролировать уровень. После этого, можно переходить к следующему этапу.
Регулировка тяги
Эта финальная процедура состоит из следующих этапов:
- сначала надо открутить и снять корпус системы фильтрации и чистки воздуха;
- после этого нужно померить расстояние между центральными направляющими тяг агрегата. Размер должен составлять ровно 80 мм (заводские параметры);
- потом проверяется работа акселератора;
- проверяется длина тяги и сравнивается со значением в книге по использованию автомобиля.
На этом работы по регулировке карбюратора оканчиваются. Иногда еще нужно выполнить настройку угла опережения зажигания. Все эти процедуры необходимы для бесперебойного функционирования карбюратора. Как мы видим, при соблюдении последовательности отрегулировать устройство либо выполнить его ремонт несложно. Важно только заранее ознакомиться с нюансами работы, дабы результат оправдал ожидания.
Проверка и замена экономайзера принудительного холостого хода эпхх
Система экономайзера принудительного холостого хода эпхх
Система холостого хода предназначена для подачи топлива в задроссельное пространство первичной камеры и отключения его подачи в режиме принудительного холостого хода (торможения двигателем). Система состоит из экономайзера, микропереключателя, электропневмоклапана и блока управления электропневмоклапаном. Экономайзер вместе с кронштейном микропереключателя крепится двумя винтами к корпусу дроссельных заслонок. При выключенном зажигании игла клапана экономайзера перекрывает канал подачи топлива. Игла выполнена заодно со штоком диафрагмы и при создание разрежения в задиафрагменное пространство перемещается и открывает канал. Ход иглы и соответственно расход топлива через систему холостого хода регулируется винтом («количества»). Разрежение в экономайзер подается от впускного трубопровода по шлангам через электропневмоклапан, установленный на правом брызговике в моторном отсеке автомобиля. Управление электропневмоклапаном осуществляется блоком управления и микропереключателем. Блок управления электропневмоклапаном расположен на левом брызговике в моторном отсеке. Блок управления, в зависимости от управляющих импульсов, поступающих от первичной обмотки катушки зажигания, выключает электропневмоклапан при разомкнутых контактах микропереключателя и оборотах двигателя 1600 об/мин и снова включает его при снижении оборотов до 1200 об/мин. Микропереключатель размыкает цепь подачи напряжения на электропневмоклапан при отпущенной педали «газа». При оборотах двигателя более 1600 об/мин и отпущенной педали «газа» подача топлива через канал холостого хода прекращается.
Проверка экономайзера принудительного холостого хода эпхх
1. Если двигатель не работает или работает неустойчиво на холостом ходу, то возможно, что в результате негерметичности диафрагмы клапан экономайзера полностью или частично перекрывает подачу топлива. Для проверки шланг подвода разрежения (от впускного трубопровода к электропневмоклапану) подключаем к штуцеру экономайзера. Запускаем двигатель. В том случае, если двигатель начинает устойчиво работать, клапан экономайзера исправен. Если нет – то повреждена его диафрагма (или негерметичен сам шланг).
Система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ):1 – рычаг привода дроссельных заслонок; 2 – микропереключатель; 3 – экономайзер; 4 – винт количества смеси; 5 – монтажный блок реле и предохранителей; 6 – реле зажигания; 7 – выключатель зажигания; 8 – катушка зажигания; 9 – блок управления электропневмоклапаном; 10 – электропневмоклапан; 11 – шланги; 12 – впускной трубопровод; 13 – игла клапана экономайзера
2. Клапан экономайзера может застрять в открытом положении и не перекрывать подачу топлива (в этом случае наблюдается повышенный расход топлива). При этом двигатель работает устойчиво на холостом ходу. Для проверки клапана запускаем двигатель и в режиме холостого хода отсоединяем от выводов электромагнитного клапана один из проводов (см. «Электропневмоклапан – проверка и замена»). В том случае, если двигатель продолжает работать, возможно, не герметична диафрагма экономайзера (или неисправен электропневмоклапан). Для проверки снимаем (см. ниже) и осматриваем диафрагму, при наличии разрывов или трещин заменяем ее.
Замена экономайзера принудительного холостого хода эпхх
Заменить диафрагму экономайзера можно, не снимая карбюратор, но для наглядности работа показана на снятом карбюраторе.
1. Отсоединяем шланг, соединяющий экономайзер с электропневмоклапаном и колодки проводов от выводов микропереключателя (см. «Карбюратор – снятие и установка»).
2. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления кронштейна микропереключателя и экономайзера.
3. Снимаем кронштейн микропереключателя и извлекаем экономайзер из корпуса дроссельных заслонок.
4. Снимаем прокладку, установленную между экономайзером и корпусом, и проверяем ее состояние. При повреждении прокладки заменяем ее.
5. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления крышки экономайзера.
6. Снимаем крышку экономайзера.
7. Проверяем состояние диафрагмы. При наличии разрывов и трещин заменяем диафрагму. Если соединение диафрагмы и иглы неразборное, заменяем экономайзер в сборе.
Установка экономайзера принудительного холостого хода эпхх
1. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
2. После установки экономайзера регулируем холостой ход (см. «Холостой ход – регулировка»).
Сгустки топлива – причина высокого расхода
Экономитель работает со «сгустками» топлива. Вне зависимости от марки, октанового числа, топливо, во время нахождения в баке транспортного средства подвергается интенсивностью параметров внешней среды. К примеру, на структуру топлива в значительной мере влияет влажность, либо температура окружающей среды, которые оказывают непосредственное воздействие на смесь, изменяя ее. В результате, топливо несколько изменяется, расширяется, либо сужается, конечный результат один – образование сгустков. Образование сгустков вызвано благодаря взаимному притяжению находящихся в топливе молекул углеводорода, которые и являются основой данной смеси.
Образование подобных сгустков наблюдается в недоступной для насыщения кислородом зоне, такое топливо не имеет возможности сгореть полностью, когда проходит в двигатель. Это приводит к дополнительным затратам топлива на работу транспортного средства, принимая во внимание, что образованные ранее сгустки улетучиваются вместе с выходящими выхлопными газами. К тому же образованные сгустки оседают на поверхностях стенок цилиндров, принося вред конструкции и нарушая значительно ее работу.
Диагностика и ремонт ЭПХХ
Как проверять основные системы карбюратора, снимать его с впускного коллектора и сливать топливо, читайте в статье (Карбюратор). Также внимательно прочитайте статью (техника безопасности для ремонта и обслуживания автомобилей), это поможет вам избежать возгорания топлива.
Заменить ЭПХХ или прочистить его жиклер можно без снятия карбюратора. Снимите воздушный фильтр, отсоедините провод от экономайзера и выкрутите его из корпуса карбюратора. Снимите жиклер с пластикового привода и промойте. С помощью двух проводков присоединяйте ЭПХХ к аккумулятору, если привод втягивается больше, чем на 5 мм, экономайзер исправен. Если нет, его необходимо заменить. Не забудьте продуть всю систему холостого хода. Для этого прысните в отверстие для установки ЭПХХ очиститель карбюратора и через 1 минуту продуйте с помощью компрессора.
Любые работы, связанные с ЭМР, проводите только на снятом карбюраторе, слив с него топливо. Положите нижнюю часть карбюратора на чистый стол и открутите 3 винта крепления крышки и диафрагмы. Снимите крышку и дифрагму, не потеряйте пружинку. Снимите шланг вакуумного регулятора опережения зажигания и наденьте его на клапан. Попытайтесь всосать воздух через этот шланг. Если клапан исправен, то воздух не пройдет. Если воздух проходит, клапан необходимо заменить.
Завод ДААЗ, основной поставщик карбюраторов для автомобилей ВАЗ, не выпускает запасные клапаны, поэтому его придется либо снимать с другого карбюратора, либо использовать продукцию других производителей. Чтобы снять клапан, потребуются плоская отвертка и паяльная лампа. С помощью паяльной лампы нагрейте нижнюю часть карбюратора до температуры 100–120 градусов и утконосами вытащите клапан из седла. Не перегревайте карбюратор. Когда карбюратор остынет, обязательно прочистите все каналы ЭМР. Перед установкой нового клапана нагрейте карбюратор до 80–90 градусов. Затем вставьте новый клапан и легкими ударами через оправку, внутренний диаметр которой чуть-чуть больше разрезанной трубки клапана, запрессуйте его на место. Когда карбюратор остынет, установите новую мембрану, пружинку и крышку ЭМР. Закрутите винты и соберите карбюратор, после чего установите его на место.
Теги
водяной экономайзер.водяные экономайзеры выполняютповерхность экономайзера разделяютповерхности экономайзера.и экономайзеры должныВиды экономайзеров Чугунный экономайзер.Типы экономайзеров Виды экономайзеров Водяные экономайзеры затраты топлива наи топлива вида топлива будетвида топлива.расхода топлива необходиморасход топлива уменьшаетсягладких труб.ребристых труб длинойиз труб определеннойиз труб сПакеты труб устанавливаютсяребристых труб прокладываетсяпитательным трубопроводам котла.фланцев труб исекции труб сгазоходов котла.
своимрукамиполностью
Устранение неисправностей блока
По завершении диагностических операций на двигателе ВАЗ 2107 следует исключить другие поломки, которые могут иметь схожие проявления. Эконометр работает за счет изменения давления в каналах карбюратора, повреждение его трубки может привести к подсосу воздуха. Современный инжектор электронная система управления позволяет исключить электропневматические устройства, обладающие меньшей надежностью.
Точное установление причины неисправности ЭПХХ возможно только в случае демонтажа блока и его полной разборки. Снимается экономайзер с карбюратора в следующем порядке:
- Ключом на «10» откручиваются 3 гайки, удерживающие крышку фильтра, и поднять вверх по шпилькам.
- Выкручиваются два винта с крестообразными головками, фиксирующие пневматический блок с мембраной и клапаном. Со штуцера устройства снимается управляющая трубка.
- Устройство вынимается из гнезда, и тщательно осматривается на предмет повреждений и наличия нагара на клапане или его посадочном гнезде.
Схема работы карбюратора на смену, которому пришел инжектор, предполагает реакцию на изменение давления в камере с уменьшением или увеличением подачи топлива. Экономайзер реализует эту обратную связь через гибкую мембраны, жестко соединенную со штоком и клапаном
Проверяя данный блок, особое внимание следует обратить на этот узел
В продаже имеются ремонтные комплекты для карбюраторов «Солекс» которые устанавливались ранее на ВАЗ 2107. Блок принудительного холостого хода, если он не работает, может быть отремонтирован с использованием деталей такого набора. Установка узла на предназначенное ему место должна сопровождаться проверкой герметичности. Последним перед установкой воздушного фильтра подключается эконометр, расположенный на панели управления. Положение стрелки в зеленом секторе означает приемлемый расход топлива.
Вопрос. На моем автомобиле (ВАЗ-21044i 2000г. выпуска (двигатель 1700i, контролер GM 21214-1411010/10 (EFI) )) стоит панель приборов от ВАЗ-2107 в которой есть ЭКОНОМАЙЗЕР. Насколько я знаю, он мгновенно показывает на режим экономичности топлива придвижении (реагируя на педаль газа). На моем автомобиле при заводе двигателя и движении он постоянно находится в красной зоне (стрелка с лева) и реакции на педаль газа ни какой. По мере прогрева двигателя и движении (20мин.) стрелка постепенно опускается в зеленую зону (стрелка в центре), при движении около 1 часа она подходит ближе к краю зеленой зоны. На гарантийной СТО мне сказали что он работать не будет т.к. шланг датчика подключен не на входе ( как на автомобиле ВАЗ-2107), а на выходе тройник возле адсорбера. Должен ли работать экономайзер на моем автомобиле? Если ДА — то как работать. Если он должен работать как на ВАЗ-2107 то подскажите как устранить эту неисправность? Автолюбитель Сидько Константин Васильевич, г.Киев.
Ответ. На самом деле “эконометр”. Достаточно бесполезный для вас прибор, измеряющий разрежение во впускной трубе. С уходом карбюратора, работающего от разрежения и появлением маршрутных компьютеров, способных показывать мгновенный и часовой расход в особенности. Эконометр еще в 1984 году признали неинформативным немецкие испытатели карбюраторной восьмерки. Оживить его, раз уж он все равно есть, можно следующим образом: Либо в шланге от упомянутого вами тройника до комбинации, либо в штуцере комбинации есть засорившийся демпфирующий жиклер. Он нужен для того, чтобы стрелка не дергалась от цикличной работы поршней. Продуйте воздухом под небольшим давлением или проткните этот жиклер медной проволокой. В нем может быть мусор, масло, конденсат, топливо. Яковлев Александр Анатольевич. Управление проектирования двигателей, Отдел топливной аппаратуры и токсичности
Владельцам инжекторных семерок этот материал не будет полезен, в отличие от обладателей Жигулей с карбюраторным типом двигателя. Ведь именно карбюраторные модели семерок с завода комплектовались таким устройством, как система ЭПХХ ВАЗ 2107. Если по названию экономайзер трудно даже себе представить что это, то по расшифровке ЭПХХ — экономайзер принудительного холостого хода, становится немного понятнее, о чем идет речь.
Разновидности по материалу изготовления
В основном используются чугунные и стальные конструкции. Чугун хорош тем, что имеет прочную износостойкую структуру, которая способна выносить гидроудары и механические воздействия. Но в таком корпусе не может использоваться высокотемпературный экономайзер. Что это такое? Это модели теплообменников, которые предусматривают не просто предварительный подогрев, но и доведение воды до высоких температур. Чугун в таких условиях может лопнуть без возможности восстановления.
Стальные модели формируются трубами с диаметрами в среднем от 30 до 40 мм. Их устанавливают в шахматном порядке на едином каркасе, который наделяет всю конструкцию прочностью. На практике котел отопительный с интегрированным стальным экономайзером способен выдерживать повышенные температуры и немалое давление. Единственным недостатком стали является предрасположенность к коррозии. Поэтому для экономайзеров используются особые дорогостоящие марки сплавов.
Ремонт карбюратора ВАЗ 2107
Ремонт карбюратора считается довольно сложной процедурой. Любая операция требует внимательности и аккуратности. Более того, во избежание попадания в карбюратор загрязнений все работы должны проводить практически в стерильных условиях.
Для самостоятельного ремонта потребуется ремкомплект — подготовленный на заводе набор материалов и деталей, необходимых для проведения работ. Стандартный ремкомплект бывает двух видов:
- Полный. Включает в себя абсолютно все возможные элементы, которые могут потребоваться для замены вышедших из строя деталей. Его обычно приобретают при капитальном ремонте или других серьёзных неисправностях.
- Неполный. Позволяет провести только какую-либо одну ремонтную операцию (например, замену жиклёров).
При ремонте карбюратора ВАЗ 2107 потребуется стандартный набор инструментов и очиститель для карбюраторов, который можно приобрести в любом автомагазине.
Карбюраторы быстро загрязняются. За сравнительно короткое время жиклёры, каналы и другие мелкие элементы могут забиться пылью и примесями в топливе. Подвижные части устройства при агрессивной езде быстро изнашиваются. Это прежде всего касается уплотнительных прокладок.
Обычно процесс ремонта карбюратора состоит из разборки, промывки всех деталей, замены износившихся и повреждённых элементов и сборки.
Рекомендации перед ремонтом
Перед началом ремонтных работ следует обратить внимание на следующие моменты
- Работы следует проводить на холодном двигателе, чтобы исключить возможность ожога.
- Нужно убедиться, что в системе осталось мало топлива. В противном случае большую часть бензина нужно слить.
- Ремонт необходимо проводить на улице в сухую погоду или в хорошо проветриваемом помещении (пары бензина могут вызвать тошноту и головокружение).
- Следует заранее подготовить чистое место для разборки карбюратора и ёмкости для его промывки.
Читать также: Ленд крузер 200 плюсы и минусы
В зависимости от симптомов неисправности следует обратить внимание на отдельные детали и узлы карбюратора:
- Если двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах или глохнет, то, вероятнее всего, износилась иголка клапана экономайзера.
- Если при разборке в полости обнаружилась вода, то карбюратор потерял герметичность. Рекомендуется проверить все шланги и соединения.
- Появление пламени под капотом свидетельствует об утечке топлива. Потребуется тщательный осмотр всех элементов карбюратора и поиск зазоров или отверстий.
- Если при самостоятельной регулировке винтов качества и количества двигатель никак не реагирует на повороты винтов, следует их снять и проверить, не сорвана ли резьба.
- Если карбюратор начал «стрелять», необходимо проверить все провода и клеммы на предмет короткого замыкания.
Демонтаж карбюратора
Любой ремонт начинается со снятия карбюраторного механизма с автомобиля. Демонтаж устройства выполняется строго по схеме:
- Отсоединить питание от АКБ.
- Снять кожух воздушного фильтра (он препятствует доступу к карбюратору).
- Отсоединить от карбюратора все топливные и воздушные шланги подачи.
- Открутить болты крепления карбюратора к кузову. Если болты не выкручиваются, можно нанести на них водоотталкивающее средство WD-40.
- Разместить снятый карбюратор на ровной поверхности и очистить его от грязи и подтёков бензина.
Видео: как быстро демонтировать карбюратор с машины
Порядок ремонта карбюратора ВАЗ 2107
Чтобы отремонтировать тот или иной узел карбюратора, потребуется разобрать всё устройство, тщательно промыть все детали, высушить, осмотреть их и принять решение о замене или регулировке. Сначала следует расположить снятый карбюратор на чистой ровной поверхности. Далее нужно выполнять действия в следующем порядке.
- Снять пружинку возврата.
- Крестообразной отвёрткой вывернуть винт крепления трёхплечего рычага.
На этом разборка карбюратора считается завершённой. Металлические детали промываются от нагара и грязи ацетоном или специальной жидкостью для очистки карбюраторов и сушатся струёй сжатого воздуха. Прокладки и другие резиновые элементы меняются на новые.
Все составные части потребуется проверить на целостность — не должно быть видимых следов износа или механических повреждений. Установка новых деталей производится в обратном разборке порядке. В любом случае замене подлежат:
- диафрагмы насоса-ускорителя;
- пружины возврата;
- топливный клапанный механизм;
- все резиновые уплотнители;
- большинство паронитовых прокладок.
Особенности работы
Наиболее простые модели – экономайзеры поверхностного типа. Однако они характеризуются невысоким КПД, для них существуют определенные рамки рабочих температур. Подобные устройства бывают питательными и теплофикационными. Первые обеспечивают нагрев среды-теплоносителя для котлов. Теплофикационные отвечают за подогрев воды в отопительной системе. Они же превосходят по затратам, поскольку требуют большего объема жидкости для работы. При обеспечении водой мест общего пользования (бань, прачечных и пр.) чаще используют в котельных контактные устройства. Чтобы они функционировали, потребуется ввести в конструкцию теплообменники промежуточного типа. Такие агрегаты обычно устанавливают в качестве дополнительных для обеспечения работы поверхностных экономайзеров в котельной.
Чугунные устройства характеризуются устойчивостью к химическим и механическим воздействиям, долговечностью. Однако такие экономайзеры для котельных требовательны к давлению в системе, оно не должно превышать 2,4 мПа. Еще к недостаткам чугунных моделей стоит отнести:
- крупные габариты;
- чувствительность к гидроударам;
- невысокие показатели экономичности и теплоэффективности. Обычно такое явление обусловлено тем, что оборудование быстро загрязняется продуктами горения;
- низкая теплоотдача (в сравнении с конструкциями иных типов).
Однако именно эти экономайзеры пользуются спросом при комплектации котельных, поскольку отвечают сразу 2 важным требованиям: практичность и большой эксплуатационный ресурс.
Еще в последние годы обретают широкую популярность стальные агрегаты. Это универсальные экономайзеры, которые можно применять в различных условиях. Их используют в котельных, работающих на газу, при условии, что показатель избыточного давления не превышает 23 кгс/см2, а на входном коллекторе соблюден нормативный температурный режим. Еще одно отличие стальных экономайзеров от чугунных заключается в том, что вторые не бывают кипящими (в которых 20% воды преобразуется в пар). Они менее подвержены коррозии. В некипящих устройствах теплоноситель в газообразном состоянии выводится за пределы системы.
Особенности работы экономайзеров для котельных зависят от технологического оборудования и эксплуатационных условий. Например, в водонагревательных агрегатах, функционирующих на газу, роль этих установок выполняет топочная камера.