Виды датчиков износа тормозных колодок и принцип работы

Колодки — это одна из составляющих тормозной системы автомобиля, работа которых заключается в замедлении или полной остановке автомобиля с помощью трения.

Водитель, нажимая на педаль тормоза, создает давление тормозной жидкости в контурных трубках, которые подключены к суппортам. Суппорты преобразуют давление жидкости в механическое движение путем сдавливания тормозных колодок, между которыми вращается диск.

Колодки работают в условиях сильного сдавливания, серьезной силы трения, резкого изменения температурного режима и продолжительной работы с высокой температурой.

Данные элементы тормозной системы подвержены естественному износу фрикционного элемента — феродо. На скорость износа влияет стиль вождения, масса автомобиля, а так же исправно или неисправно работающая тормозная система.

Назначение колодок

Тормозная система новых автомобилей состоит из двух основных компонентов: дисков и колодок. Несмотря на то, что большинство водителей обращаются к автомеханикам каждый раз, когда чувствуют, что с тормозами что-то не так, было бы неплохо знать некоторую информацию. Что делают тормозные колодки, как они работают и когда приходит время их заменить?

Прежде всего, стоит задуматься, почему колодки так важны. Тормозные колодки являются важным компонентом тормозной системы, поскольку они создают трение для остановки или замедления автомобиля. Когда водитель нажимает на тормоза, они прижимаются к тормозному диску, помогая автомобилю затормозить или остановиться, в зависимости от давления.

Как можно представить, тормозные колодки постоянно используются, следовательно, изнашиваются и требуют внимания. Они являются компонентами, которые необходимо менять через определенные промежутки времени. Этот интервал варьируется в зависимости от того, сколько автомобиль ездит каждый день и как он это делает. Однако чтобы узнать рекомендуемое производителем время замены колодок, следует обратиться к техническому руководству автомобиля.

Почему тормозные колодки должны быть заменены? Уход и своевременная замена помогут повысить уровень безопасности автомобиля. Периодическая замена колодок ведет к увеличению срока службы тормозных дисков. Также можно избежать более серьезных и дорогостоящих поломок транспортного средства.

Что делать, если горит лампа тормозов на панели приборов?

Проверяем механическую составляющую

Самостоятельная диагностика – операция простая. Делится она на две составляющие – механическую и электрическую. Первая – очень важна, поскольку оценивает состояние привода тормозной системы и определяет ее работоспособность.

Сводится проверка механической составляющей к оценке уровня тормозной жидкости в бачке и состояния магистралей привода и компонентов системы – главного тормозного цилиндра и рабочих механизмов.

Тормозной бачок располагается в подкапотном пространстве, справа возле заднего щита моторного отсека. Найти его несложно, поскольку к крышке бачка подходит два провода.

При проверке отсоединяем провода и откручиваем крышку, чтобы определить уровень тормозной жидкости. На стенках бачка расположены метки, по которым и можно понять, сколько жидкости осталось. Нормальным считается уровень выше средины между метками.

Снижение ниже о указывает на утечку жидкости. Поэтому следующий этап — проверка магистралей и тормозных механизмов. Для этого осматриваем колеса с внутренней стороны. Если находим утечку жидкости с механизмов, то на дисках видим подтеки.

Для дополнительной проверки заводим авто и пару раз нажимаем на педаль тормоза, после чего откатываем машину и осматриваем поверхность земли на наличие следов вытекающей жидкости, проверяем уровень жидкости. Если она обнаружена – тормозная магистраль повреждена, при этом количество жидкости снизится.

При утечках тормозной жидкости эксплуатация авто недопустима, поскольку машина лишена тормозов. Лучшим вариантом в этом случае является вызов эвакуатора для доставки авто к месту ремонта. Но если опыта вождения достаточно, то добираемся на СТО или в гараж самостоятельно. Тормозные системы автомобилей обычно имеют два контура, и при пробое магистрали одного из них, второй продолжает работать. Но ввиду того, что эффективность тормозов на авто с поврежденной магистралью сильно снижается, двигаться нужно на небольшой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.

Контроль износа тормозных колодок

Тормозные колодки считаются расходным материалом не просто так. Они изнашиваются и требуют замены. Лучший способ выяснить, нуждаются ли тормозные колодки в замене — это найти несколько симптомов.

Для того чтобы понять эти симптомы, необходимо внимательно прочитать информацию ниже:

1. Внешний вид. Самый верный способ выяснить, нуждаются ли колодки в замене — внимательно посмотреть на них. Они располагаются непосредственно за колесом, по обеим сторонам тормозного диска. Толщина колодок должна быть не менее 4 мм. Если обнаружится, что износ значительно больше, и колодки стали тоньше, настало время их заменить. Сегодня большинство деталей оснащены индикатором износа тормозных колодок. Благодаря этим чувствительным элементам, когда происходит износ колодок и требуется их замена, водитель может услышать высокочастотный скрипящий звук.

2. Звук. Еще один симптом того, что колодки нужно менять, это шум, который они издают. При износе тормозных колодок водитель услышит шум, похожий на трение двух кусков металла друг о друга. Как уже было сказано выше, сегодня все автомобили оснащены акустическими датчиками, которые позволяют водителям слышать резкий металлический шум. Это значит, что колодки изношены и их следует поменять.

3. Ощущения. Время, когда необходимо заменить колодки, можно определить по тому, как ощущаются тормоза. Если при торможении водитель чувствует толчки, и тормоза уже не так эффективны, как раньше, хорошо бы посетить автосервис, чтобы проверить и при необходимости заменить колодки.

Даже если замена не очень сложная работа, следует помнить, что на карту поставлена безопасность, за которую отвечают элементы тормозов автомобиля. Вот почему лучшим советом в этой ситуации будет обратиться к специалисту для замены колодок.

Замена колодок: о регламенте

Точного ответа на вопрос нет и у производителей. Всё зависит от того, как автомобиль эксплуатируется владельцем. При умеренном варианте стандартный срок службы достигает 40 тысяч километров.

У задних колодок срок службы больше в два раза. Ведь основная нагрузка приходится именно на переднюю часть, когда происходит торможение. 15 тысяч километров составляет эксплуатационный ресурс для фрикционных материалов, если стиль езды – активный.

Если лампа индикатора начала гореть – специалисты не рекомендуют долго оставлять транспорт без внимания. Быстрый износ характерен для наконечников из металла. Придётся менять и их, если вовремя не исправить другие проблемы. Иначе работа невозможна.

Разновидности систем и принцип работы

Датчики, которые предупреждают о критическом износе, подразделяются на два вида:

Механические.

Электронные.

Механический тип является наиболее простым, и в то же время эффективным датчиком, который следит за износом фрикционной накладки. Его конструкция включает в себя пластинку, установленную на основание колодки. Концы пластины выступают за пределы этой колодки и в момент, когда материал истирается, конец начинает соприкасаться с диском. Это провоцирует появление странных звуков скрежета. К сожалению, сегодня механические датчики практически не устанавливают на современные машины. Конструкция хоть и простая, но имеет свои недостатки. Первой недостаток — большой шанс потерять пластину. Второй «минус» — ложные срабатывания, которые на практике происходят довольно часто. Иногда, даже недавно установленные колодки начинают издавать скрипы, а датчик — характерный писк. Также механическую деталь невозможно поставить на барабанные механизмы из-за особенностей конструкции.

Электронные датчики считаются технологичными, поскольку они взаимодействуют с лампой на панели приборов. Автовладельцу не нужно прислушиваться к посторонним звукам. Вся информация поступает на датчик. Он, в свою очередь, подразделяется на внешний и интегрированный тип.

Внешний тип обладает выемкой. Его ставят на колодку, а именно на ее металлическую часть. Преимуществом данного вида является то, что при замене колодок не нужно менять датчик, его можно просто переместить на новую деталь. Интегрированные устройства ставят внутрь накладки, и вынуть его оттуда невозможно. При замене колодок меняется и датчик. Сделать это довольно просто.

Как работает тормозная система автомобиля?

Вначале немного теории. Тормозная система необходима в любом транспортном средстве для изменения скорости движения машины, совершения маневров исходя из ситуации на дороге, остановки.

Несмотря на обилие марок, которые предлагает потребителям современное автомобилестроение, принцип ее работы одинаковый для всех. Она состоит из:

  • педали;
  • главного тормозного цилиндра;
  • соединительной арматуры (трубок);
  • рабочих цилиндров, расположенных на обеих осях машины;
  • усилителя.

Водитель, нажимая на педаль в салоне, через поршень главного цилиндра оказывает давление на тормозную жидкость, которая поступает в систему. Она воздействует на рабочие цилиндры, которые приводят в действие устройства торможения.

При отпущенной педали происходит обратная работа: «тормозуха», как ее называют водители, возвращается в главный цилиндр и бачок, а колеса становятся свободными.

Механизмы торможения

Они подразделяются на два вида: барабанного типа и дисковые. Первый тип изобрел знаменитый француз Луи Рено, основатель марки Renault, в 1902 году. В этом же году Уильям Ланчестер с берегов Британии запатентовал дисковую систему. Она не пользовалась популярностью по причине ужасного скрипа, который издавали медные колодки при контакте с диском.

Дисковый вариант в современном обличии появился значительно позже: в 1953 году их установила на «Ягуар» фирма British Girling.

Барабанные тормоза. Состоят из самого барабана, металлической чаши, закрепленной на ступице, одного или двух цилиндров, пружин, колодок. При нажатии на педаль, последние расходятся, прижимаются к округлой поверхности барабана, вращающегося вместе с колесом, происходит торможение.

Вся нагрузка от трения двух компонентов системы приходится на фрикционные накладки, которые приклеены или приклепаны к металлическому корпусу колодок.

Такие механизмы в современном автомобилестроении считаются менее эффективными, поэтому сейчас они устанавливаются в основном на коммерческом транспорте, на задних колесах некоторых марок легковых автомобилей.

Дисковые тормоза

Система состоит из идеально гладкого чугунного диска, расположенного на ступице, суппорта, в котором стоят две колодки, одного или двух рабочих цилиндров. Сам суппорт прикреплен непосредственно к подвеске авто.

При торможении устройство приводит в движение гидравлика, которая и обеспечивает тесный контакт фрикционных накладок колодок и диска.

В чем преимущество дисковой системы?

Объясним, почему производители современных автомобилей предпочитают такие устройства:

  1. Более стабильное торможение. Площадь контактируемого пятна в барабанном виде больше, чем в дисковом. Однако поршни не в состоянии равномерно прижать колодки, что сказывается на качестве процесса. Колодки в системе с диском прижимают его с обеих сторон, обеспечивая оперативную остановку колеса.
  2. Дисковые тормоза меньше по размеру и по весу. Температурный режим их работы значительно ниже. В этом «виноваты» вентиляционные отверстия в диске, небольшие размеры участка соприкосновения деталей. В результате они меньше перегреваются, делая торможение более эффективным.
  3. Фрикционные накладки расположены внутри барабанного устройства. Вся пыль от трения попадает на контактируемую поверхность, что также мешает качественному замедлению автомобиля.
  4. Дисковые тормоза удобны: их проще обслуживать.

Современная промышленность выпускает диски обычного вида и вентилируемые. Последние обеспечивают обдув воздухом через отверстия, что позволяет снизить рабочую температуру. Они шире обычных по толщине, стоят дороже, но имеют больший эксплуатационный ресурс.

Разобравшись с принципом работы системы, перейдем к основной теме обзора.

Последствия износа колодок

Выяснив, какой у датчика износа тормозных колодок принцип работы, водителю следует изучить информацию по поводу безопасности езды с изношенными элементами. Не замененные вовремя детали приводят к неприятным последствиям, а иногда к ДТП. Первые признаки изношенности выражают себя появлением скрипов, вибрацией и увеличением тормозного пути.

Опытные водители сразу замечают, как увеличивается ход педали, ухудшается работа ручного тормоза и уменьшается количество «тормозухи» в баке. Все эти факторы необходимо учитывать, чтобы не спровоцировать плохие последствия. Тормозные и колесные диски начнут перегреваться, получат механические дефекты или разрыв.

Диагностика неисправностей и ремонт

Водители могут самостоятельно выполнять диагностику датчиков тормозных колодок, если заметят у них неисправности. Элемент может выйти из строя по разным причинам. Обычно это происходит из-за повреждения или обрыва проводов. Лампочка индикатора не загорается даже, если износ колодок будет максимальным. Еще одна распространенная причина — окисление контактов в области соединения штекера с датчиком. Окисление происходит из-за попадания воды, что негативно отражается на сопротивлении цепи. Таким образом, лампа загорается даже в случае установки новых колодок.

Чтобы исправить неполадку, необходимо воспользоваться мультиметром. Если проводка «в норме», то нужно отсоединить и зачистить контакты, а затем подключиться снова. Этот метод работает в случае попадания в тормозную систему влаги и грязи.

Если происходит ложное срабатывание системы, то водителю нужно ликвидировать влагу из фрикционного материала и трущихся элементов. Придется провернуть неоднократное нагревание, которое возникает при торможении.

Какие ещё особенности надо учитывать?

Металлические компоненты добавляются в состав устройства, чтобы ему было проще пропускать электрический ток. Сначала сопротивление появляется сильное, по мере дальнейшего износа колодок оно уменьшается. Таков основной принцип.

Датчики при этом продолжают выполнять функцию, даже если они оказались повреждёнными. Только переходят в режим обычных индикаторов, металлического типа. Металлический сердечник в любом случае образует трение, сопровождение звукового типа при повреждениях.

Выход самих датчиков из строя связан с небольшим количеством:

  • Провода питания, если они повреждены, оборвались.
  • Взаимодействие с влагой, что приводит к окислению контактов.
  • Электрическая цепь с повреждённым сопротивлением. Это происходит, если на внутренние части попадает влага. Результат – ложные срабатывания ламп.

Можно ли заменить неисправный датчик?

Провести замену неисправной детали самому можно, но нужно соблюсти некоторые рекомендации. Сначала машину поднимают с помощью домкрата и откручивают колесо. Внешний датчик находится около ступицы, закрепленной на пружине или хомуте. Датчик вытаскивают из своего места, очищают контакты от пыли. Вместо него устанавливают другой датчик и закрепляют колесо. После спускания автомобиля «с высоты», стоит проверить работоспособность элемента. Лампа загорается в случае сильной изношенности колодок. На замену подбирают аналогичный старому датчик, то есть тот, что рекомендован производителем. Работу выполняют в соответствии с инструкцией по ремонту авто. Правильный подбор детали делает езду на машине безопаснее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]