Принцип работы тормозных колодок
Данный механизм крепится к центральной части колеса, именуемой ступицей, и является чем-то средним между самим колесом и ступицей. Такое расположение позволяет колодкам выполнять свою функцию снижения скорости транспорта. Механизмы дискового типа расположены на передней части вращающейся оси, когда барабанный тип – к задней.
Барабанный механизм воздействует на колодки, поддерживая их в сжатом состоянии, которое достигается благодаря двум специальным пружинам. Верхняя часть колодок входит в пазы тормозного цилиндра, когда нижняя – в ступицу.
- При нажатии на педаль тормоза появляется давление на поршни, которые покидают пределы цилиндра.
- Они-то и толкают колодки, преодолевая сопротивление, оказываемое двумя пружинами.
- Благодаря трению, которое возникает между барабаном и колодками, происходит замедление барабана, что в свою очередь приводит к уменьшению скорости вращения колеса.
- Чем больше давления на педаль тормоза, тем интенсивнее получается трение, и тем быстрее падает скорость.
При работе с механизмами дискового типа наблюдается несколько иной принцип работы.
Диагностика износа тормозных колодок
Как вы уже поняли, тормозные колодки являются основным элементом в системе торможения. И именно они обеспечивают безопасность автомобиля во время движения. Однако, как и любую другую запчасть, их приходится менять время от времени.
Из-за частого взаимодействия с другими деталями, которые слишком близко к ним расположены (барабан, диск), происходит трение между ними и специальными фрикционными накладками. Последние в свою очередь стираются, и возникает потребность в их замене.
Для определения степени износа тормозных колодок обращают внимание на следующие признаки:
- Во время торможения и до полной остановки транспортного средства вы слышите высокий визг. Именно он указывает на то, что поверхности накладок полностью износилась. Следовательно, барабан соприкасается теперь непосредственно с металлом.
- Если вы замечаете, что ваше транспортное средство начало тормозить слишком резком или же наоборот ему требуется много времени, чтобы скорость сошла на нет, это также свидетельствует о наличии пустого места между истертыми накладками и барабаном. Более того, вам требуется прилагать намного больше усилий во время нажатия на педаль газа. Дополнительные усилия при нажатии провоцируют замедление процесса торможения. В случае полного отсутствия фрикционных накладок, торможение выйдет резким, так как трение между колодкой и диском будет усиливаться. Это, в свою очередь, повлечет повреждения уже самого барабана или диска.
- Если вы замечаете биение в педали тормоза, это тоже один из признаков неполадки. Объясняется оно тем, что колодки изношены неравномерно.
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не затягивайте с ремонтом.
2283-14-03-01
Для этого шлицевой отверткой через резьбовое отверстие в тормозном барабане вращаем храповую гайку механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном, уменьшая тем самым длину распорной планки.
Для этого шлицевой отверткой через резьбовое отверстие в тормозном барабане вращаем храповую гайку механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном, уменьшая тем самым длину распорной планки.
Что влияет на надежность тормозной системы
Следует отметить, что есть моменты, которые оказывают большое влияние на надежность и срок эксплуатации тормозных колодок.
К ним можно отнести следующие моменты:
- Как и из чего изготовлены колодки.
- Стиль езды водителя: агрессивная, умеренная.
- Качество дорог.
- Климат и время года.
- Срок эксплуатации.
Как уже говорилось раннее, тормозная система автомобиля требует самого ответственного ухода. Не стоит экономить на ней. Выбирайте только качественные запчасти от проверенных производителей.
Более того, если выбранные вами колодки не подходят под размеры вашего автомобиля, ни в коем случае не беритесь за их видоизменение.
Понимайте, что любое воздействие в будущем способно нарушить ход их работы и привести к необратимым последствиям, наименьшей проблемой из которых окажется быстрое выведения из строя самих колодок.
Проверять состояние тормозного механизма необходимо каждые 10 т. км. Факторы, указывающие на необходимость замены деталей таковы:
- Если толщина остаточного фрикционного слоя равна 2 мм и меньше.
- Если на колодках присутствуют повреждения, полученные не естественным путем.
- Если на механизме присутствуют сколы, трещины, борозды и неровности.
Регулировка тормозов автомобиля
Тормозной системе может потребовать эксплуатационное регулирование. Для этого:
- Поднимают либо ось, либо колесо машины.
- Вращают квадраты тормозных рычагов в правую сторону до тех пор, пока колесо не начнет легонько притормаживать.
- Затем же поворачивают квадрат обратно.
- Устанавливают зазор в 0,3-0,4 мм между барабаном и колодочной накладкой. Чтобы не ошибиться, зазор измеряют специальным щупом, пропустив его в средней зоне накладки — через «окно» в барабане.
- Отрегулировав все колеса авто, испытывают систему или на станке, или на ходу.
После того, как проведут ремонт барабана, замену колодок и переклепывание накладок, обращаются к комплексной регулировке при помощи опорных эксцентричных пальцев. Придерживаются алгоритма:
- Регулировка колодок квадратом тормозных рычагов по инструкции, приведенной выше.
- Высвобождение гаек пальцев-опор, после чего поворачивают их друг к другу, тем самым прижав колодки к барабану до отказа. Именно в этом положении и закручивают гайки пальцев.
- Добиваются нормального зазора между барабаном и накладками.
- В завершение регулировочной процедуры — тестируют, насколько легко вращается колесо.
Как заменить передние тормозные колодки
Провести замену передних колодок проще, чем проделать то же самое с задними в силу особенностей их конструкции.
Алгоритм действий таков:
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность.
- Поставьте транспортное средство на стояночный тормоз. Убедитесь в том, что оно не откатится назад при смене положения.
- Ослабьте болты, при помощи которых крепятся колеса.
- Используйте домкрат, чтобы поднять нужную часть авто.
- Теперь можно снять колесо со ступицы и оценить состояние тормозной системы.
- При сильном износе, выкрутите болт суппорта и аккуратно снимите сам суппорт с диска.
- Теперь можно снять колодки.
Перед заменой детали не забудьте полностью опустить поршень в цилиндр. Это делается для того, чтобы можно было вновь установить суппорт на его место.
Так как суппорт изготавливается из алюминия, к нему можно прилагать силу – он не повредится.
Теперь можно установить новые колодки, вернуть на место суппорт, колесо, и вернуть автомобиль в прежнее положение.
Сборка и регулировка тормозов с гидравлическим приводом
Процедуру проводят в следующей последовательности:
- Пару регулировочных эксцентриков вставляют в защитный диск, после чего с внешней части на них надевают пружины, а потом — закручивают гайки.
- Собирают колесный цилиндр тормозной системы. Для этого ставят в него пару манжет, пару поршней, пружину, надевают уплотнители-чехлы, устанавливают упорные колодочные штифты.
- Проворачивают цилиндры к защитным дискам.
- Устанавливают колодки: закрепляют их скобами, чтобы вставить опорные пальцы.
- На пальцы-опоры с оборотной стороны наворачивают контргайки, имеющие шайбы-пружины.
- Надевают стяжную-пружину колодок.
- Крепят защитный диск: для заднего колеса — к фланцам кожухов полуосей, для переднего колеса — к фланцам поворотных цапф.
- Устанавливают барабан тормозной системы.
- Заворачивают в колесный цилиндр с бока защищающего диска клапаны выпуска лишнего воздуха.
- Присоединяют штуцеры шлангов гидравлических приводов.
Чтобы провести регулировку перед эксплуатацией, нужно:
- При помощи домкрата приподнять переднее колесо.
- Вращая это колесо вперед, также вращать вперед и передний эксцентрик — до самого начала торможения.
- Затем уже тот эксцентрик поворачивают в противоположном направлении, чтобы добиться свободного колесного вращения.
- Производят регулировку задней колодки — для этого второй эксцентрик вращают назад, также вращая назад и колесо.
- По приведенной инструкции регулируют все другие колеса.
- Тестируют тормозную систему по ходу машины. Если все выполнено верно, то автомобиль полностью остановится, если водитель выдавит педаль тормоза приблизительно на ½ от ее возможного хода.
- Другой вариант проверки тормозной системы — на спец установке ГАРО, где (в зависимости от модели) проверяется два или четыре колеса сразу. Опираются при этом на данные с динамометра, сравнивая фактические показатели с заводскими.
Как заменить задние тормозные колодки
При наличии механизма барабанного типа замена вышеупомянутых деталей значительно усложняется.
- Необходимо задомкратить машину и снять колесо. Для снятия барабана расстопаривается и выкручивается гайка, которая крепится к нему. После этого деталь аккуратно снимается со ступицы. Обязательно обращайте внимание на подшипник, который при наличии стояночного тормоза, необходимо извлечь.
- Теперь можно приступить к снятию пружин. На выполнение этого действия придется приложить немало усилий, так как они создают значительное давление. После этого с колодок снимаются фиксаторы. Теперь представляется возможным извлечение самих колодок.
- Как и в случае с передней частью авто, здесь тоже следует утопить поршень.
- Устанавливаются новые элементы, фиксируются при помощи фиксаторов и пружин, возвращают на место подшипник.
- Теперь можно вернуть на место барабан и колесо.
После этого нужно учесть такой момент, что нельзя отдельно заменить либо задние, либо передние колодки. Замену необходимо производить сразу и на всех колесах.
DSC_9301
Распорная планка представляет собой довольно сложный механизм, который при повреждении или значительной коррозии элементов лучше заменить. Если состояние распорной планки удовлетворительное, то ее следует промыть в любом растворителе и нанести на резьбу тонкий слой пластичной смазки.
Распорная планка представляет собой довольно сложный механизм, который при повреждении или значительной коррозии элементов лучше заменить. Если состояние распорной планки удовлетворительное, то ее следует промыть в любом растворителе и нанести на резьбу тонкий слой пластичной смазки.