В системе с ЭДП (электрическим дроссельным патрубком) применяются два ДПДЗ. Каждый такой датчик представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов которого подается опорное напряжение (3,3 В) с контроллера, а на второй «масса» с контроллера. С вывода, соединенного с подвижным контактом потенциометра, подается выходной сигнал ДПДЗ на контроллер.
Датчик расположен в дроссельном узле возле патрубка воздухозаборника. Рядом с ним установлен регулятор холостого хода.
Заслонка дросселя в предпусковом положении
Задача контроллера заключается в управлении положением заслонки дросселя через электропривод, которое задается нажатием на педаль акселератора. ДПДЗ нужны как раз для того, чтобы контроллер мог отслеживать текущее положение заслонки дросселя.
Когда в автомобиле включается зажигание, заслонка устанавливается контроллером в предпусковое положение. В данный момент степень открытия определяет, какую температуру имеет жидкость в системе охлаждения. Когда заслонка дросселя находится в предпусковом положении, на датчиках выходной сигнал с первого вывода должен составлять около 0,39-0,52В, а со второго – 2,78-2,91В.
Установка и причины поломки датчика
Установка проводится в обратном снятию порядке. Обратите внимание на кольцо из поролона, необходимое для уплотнения. Его повреждение недопустимо. Поэтому сломанное кольцо желательно заменить на новое. Чем качественнее кольцо, тем лучше будет работать ДПДЗ и тем ниже окажется вероятность возникновения новых поломок. Но тут возникает вопрос: почему же такой простой датчик мог сломаться? Причин может быть множество. Вот наиболее распространенные:
Расположение на машине
- частичный или полный износ подложки;
- стирание напыления;
- поломка подвижного сердечника с контактами.
Результат — нет возможности получить линейное увеличение напряжения на сигнальном выводе. После сборки не нужно никаких настроек и регулировок: микроконтроллерная система воспринимает закрытую заслонку дросселя как начало отсчета.
Ремонт датчиков крайне затруднителен, так как возникает необходимость создать напыление нового контактного слоя. Сделать это в домашних условиях нельзя, да и не каждое СТО располагает такими возможностями. Если посмотреть на стоимость подобных датчиков для автомобиля Лада Калина, то окажется, что проще купить и установить новый. Еще одно преимущество (помимо невысокой цены) — замена занимает не более пяти минут. И это при условии, что вы параллельно проведете чистку контактов и дроссельной заслонки.
Какой поставить ДПДЗ на свой автомобиль Лада Калина — решать только вам. Но стоит поговорить о том, какие конструкции предпочтительнее. Хочется поставить датчик один раз и надолго забыть о проблемах с ним. Самые простые и дешевые потенциометры могут похвастаться только своей ценой. Но срок службы у них не очень большой. Такие датчики ставили на конвейере АвтоВАЗа. А вот бесконтактные приборы, хоть и стоят вдвое дороже, но имеют намного больший ресурс. Поэтому если смотреть с точки зрения надежности, лучше всего применять именно магниторезистивные датчики.
Заслонка дросселя в состоянии покоя
Если на протяжении 15 секунд с момента включения зажигания мотор не будет запущен, и педаль акселератора останется в состоянии покоя, контроллер остановит подачу питания на электропривод дросселя, в результате чего заслонка переместится в почти закрытое положение (не более 7% открытия). В таком состоянии мощность выходного сигнала первого датчика будет составлять 0,5-0,6В, а второго – 2,7-2,8В.
Если на протяжении следующих 15 секунд двигатель и акселератор будут оставаться в состоянии покоя, заслонка автоматически перейдет в режим проверки. Это означает, что она переместится в нулевое положение до полного закрытия и последующего перемещения в предпусковую позицию, после чего электропривод дросселя будет окончательно обесточен до следующего включения зажигания.
Если в цепи датчиков обнаруживаются неполадки, контроллер полностью прекращает подачу напряжения на привод дросселя, одновременно сохраняя в памяти код ошибки и высвечивая ее на приборной панели. Заслонка дросселя в таком случае всегда устанавливается на 6-7 % открытия
.
Независимо от того, в каком именно положении находится дроссельная заслонка, выходные сигналы обоих датчиков в сумме должны давать 3,3В. Максимально допустимое отклонение равно 0,1В.
FakeHeader
Comments 23
Мне лично адаптация педали помогает! Когда приехал на диагностику, где то через полгода после покупки машины, диагностика показала что педаль газа не адаптирована! Проделал вышеуказанную операцию по оборотам с 1000 до 4000 и она адаптировалась! Эти провалы если резко газ в пол дать хоть и секунда но напрягает! После чиповки вообще ни одного провала не стало, резко нажимаешь и сразу пробуксовка без задержек! Почему то где то через месяц опять появился провал небольшой!
Это не адаптация! То, что Вы описали — включение функии диагностики пропусков звжигания.
Адаптация дроссельной заслонки делается так:
1.Зажигание вкл 2. Ждем 30-40 сек. 3. Запускаем ДВС. 4. Выключаем зажигание 5. Ждем выключения главного реле. 6. Всё
А вот только потом едем на трассу и адаптируем пропуски.
Но перед этим надо прогреть ДВС до трех включений вентилятора.
инициализация, а потом уже вышенаписанное автором! Помогает! ) БК Штат1 в помощь или диагностика
Штат на 95-й переводит без обучения, многие на 92-м катают
Вы читайте внимательнее (— адаптацию нуля положения дроссельной заслонки. Для этого первое включение замка зажигания после замены контроллера) после замены контроллера. Снятие клеммы с акума или сброс настроек штатом ни на что не влияют. Опять внимательно читаем (— адаптацию функции диагностики пропусков зажигания контроллера во избежание повреждения каталитического коллектора и возможного возгорания автомобиля) пропуски зажигания здесь в обще педаль ни причём. В первом случае всё это проделывают на заводе. Это нужно только когда мозги меняют либо дроссельный узел.
или его «сбросом» с инициализацией посредством диагностического оборудования, мой Б.К инициализацию может делать, так что для кого как
Если штатом сбросить, не пройдёт?
я думаю нет! Штат только значения обнуляет! Это другое!
Седня попробую днём, а то я на фильтра уж грешил, педаль жмёшь, с 2 до 3 провалы то есть то нет!
попробуй! Отпишись помогло или нет!
надо попробывать.а то провалы в кишках сидят
все ясно, я как раз менял прошивку, это делал! Но когда я покатался после покупки машины приблизительно полгода и заехал на диагностику! Она выявила то, что с педаль почему то не отрегулирована! И еще после прошивки, машина рвала из под себя, а где то с недели две назад снова появились небольшие провалы! Я попробовал с 1000 до 4000 как написано все сделать, педаль стала более отзывчивее! Но все равно не так как сразу после прошивки!
Неисправности ДПДЗ
Владельцы Калин и Приор могут столкнуться с большим количеством неисправностей ДПДЗ. В каждом отдельном случае характер поломки по-разному влияет на работу мотора, поэтому симптомы могут отличаться. Рассмотрим основные признаки неправильной работы датчика:
- плавание оборотов при запуске двигателя, а затем восстановление во время прогрева;
- рывки при разгоне;
- снижение мощности;
- неконтролируемое повышение оборотов;
- повышенный расход топлива;
- мотор работает нестабильно и глохнет.
При проблемах с работой двигателя на холостых не стоит спешить менять регулятор холостого хода, проблема часто кроется именно в датчике положения заслонки. Его нужно проверять в первую очередь.
Чаще всего встречаются 3 основные причины неисправности:
- на механизме изнашивается слой напыления;
- перестает работать подвижный сердечник;
- подложка регулятора частично или полностью изношена.
Причины
Обычно причиной для проведения работ становятся перебои в функционировании силового агрегата – «плавают» холостые обороты, а то и вовсе мотор глохнет или не заводится.
ВАЖНО! Производитель заявляет, что дроссельный узел является неразборным, а потому его ремонт в случае повреждения исключен. Необходимо ставить новый компонент.
Что касается регламента, то производить чистку рекомендуется раз в 50 000 км.
Как проверить датчики дроссельной заслонки
Первым сигналом, указывающим на необходимость определить неисправность ДПДЗ на Калине или Приоре (как и других инжекторных авто) является загорание значка “Check Engine”. Используя диагностический сканер, можно выяснить код ошибки, а затем с помощью мультиметра делать необходимые замеры напряжения и изменения сопротивления при движении заслонкой.
Проверка сканером
Данные положения дроссельной заслонки
Подключаем автосканер и смотрим в приложении OpenDiag два значения:
- “Датчик положения дроссельной заслонки 1”;
- “Датчик положения дроссельной заслонки 2”.
Показатели должны быть — 4,3 и 0,7V соответственно.
Чтобы проверить, нужно нажать на педаль Е-газа в пол. Показатели при этом изменятся на 0,8 и 4,2V соответственно. В идеале, сумма этих показателей должна составлять 5V. Если обнаруживается неисправность, программа показывает код ошибки P2138 или P2135. Это означает, что возникла поломка в одном из трех компонентов: ДПДЗ, датчике положения электронной педали газа или в контактах “А” и “Б” этих датчиков.
Проверка мультиметром
Тестирование датчика
Сначала проверяется ток на двух контактах датчика. Это делается для того, чтобы узнать состояние проводов, поскольку они могли элементарно оборваться.
Включив зажигание, на мультиметре должно отображаться напряжение в пределах 5V, с вероятностью отклонения на 0,5V. Можно проверить датчик без его демонтажа.
От аккумулятора отсоединяем клемму, снимаем провода с фишкой, помещаем провод на пин, который передает сигнал на бортовой компьютер и монтируем фишку на место.
К дополнительному проводу с другой стороны крепим щуп мультиметра, второй щуп подсоединяем к минусовой клемме аккумулятора. После этого клеммы нужно одеть на аккумулятор, но двигатель не заводить.
Показания датчика при закрытой заслонке
Выставляем на приборе режим, который измеряет постоянный ток и плавно нажимаем на педаль газа. При постепенном нажатии в пол, показатель напряжения должен изменяться постепенно. Когда заслонка полностью закрыта, напряжение будет от 0 до 0,5V. При полном ее открытии показатель дойдет до отметки в 5V. Если Вы заметили резкие скачки напряжения, значит датчик неисправен.
Помимо измерения напряжения, есть способ проверки датчика путем замера сопротивления. Для этого необходимо выставить соответствующий режим на мультиметре и снять ДПДЗ.
После того, как открутили два шурупа крестообразной отверткой, отсоединяем провод и снимаем датчик. Чтобы подключиться к минусовому контакту и выводу сигнального провода, используем дополнительные провода.
На датчике плавно поворачиваем крепление, тем самым имитируем движение дроссельной заслонки.
Когда заслонка будет в закрытом положении, сопротивление будет равняться 1,5 кОм. При полном открытии сопротивление изменяется до 7,5 кОм.
Величина сопротивления должна также плавно изменяться, как и напряжение.
Датчик давления топлива (ДДТ)
Применяется для передачи в ЭБУ информации о давлении в топливной системе. ДДТ монтируются на разные типы моторов, работающие как на бензине, так и на дизеле (с Common Rail). Место монтажа — топливная рампа силового агрегата.
Задача ДДТ состоит в поддержании давления на необходимом уровне и обеспечение нормальной работоспособности силового агрегата. При этом обеспечивается нормальная мощность и уровень шума. Иногда в машине ставится два датчика — высокого / низкого давления.
ДДТ имеет простое устройство:
- сенсорный компонент (мембрана из металла);
- тензорезистор (элемент, который деформируясь приводит к изменению своего электрического сопротивления).
Чем больше толщина мембранной части, тем более высокое давление способен выдержать ДДТ.
Что касается тензорезисторов, они нужны для преобразования механических действий в электрическую команду. В нормальном режиме на выходе формируется напряжение от 0 до 80 мВ.
При превышении этого параметра срабатывает специальный клапан в топливной системе, обеспечивающий нормализацию давления.
Поломка ДДТ проявляет себя следующими признаками:
- зажигание лампы Check Engine на «приборке» (P0191 в сканере);
- перерасход горючего;
- трудности с запуском силового агрегата;
- потеря мощности мотора;
- отключение на ХХ;
- течь горючего из топливных шлангов / рампы.
При появлении любого из указанных симптомов желательно проверить ЭБУ на наличие ошибок.
К причинам поломки ДДТ стоит отнести:
- повреждение внутренних элементов датчика;
- неисправность проводки;
- загрязнение сетки на регуляторе из-за попадания мусора в горючее, к примеру, когда топливный фильтр не справился с работой;
- износ / клин запирающего элемента внутри регулятора давления;
- неполное прилегание кожуха ДДТ к рейке;
- поломка ЭБУ.
Для проверки старых датчиков достаточно было пережать на некоторое время «обратку» подачи горючего на холодном моторе. Если мотор перестает троить, значит, проблем в ДДТ.
На новых устройствах нужно измерить напряжение, которое должно быт около 5 В.
Также стоит проверить напряжение между «минусом» фишки (черный провод) и «плюсом» АКБ (красный провод). Если напряжение около 12 В, значит, ДДТ исправен. При проверке манометром давление должно быть на уровне около 2,5-3 атм.
Ремонт ДПДЗ
Реостат и контактные группы датчика
В случае выхода из строя, датчик дроссельной заслонки можно попытаться отремонтировать, но их чаще просто меняют. Ремонт и восстановление работоспособности допускают лишь в случае, если контактные группы или дорожки реостата окислились.
Для этого необходимо демонтировать крышку ДПДЗ. Под ней располагается в перевернутом состоянии реостат. Его нужно аккуратно отогнуть, после чего будут видны дорожки и 2 контактные группы (ползунки), которые соприкасаются с дорожками. Отгибаем ползунки от корпуса, чтобы они плотнее прилегали к реостату. Подробнее разобраться с ремонтом ДПДЗ можно посмотрев видео:
Ремонт датчика положения дроссельной заслонки
Для очистки контактов, дорожки токосъемника протрите спиртом.
После этого датчик нужно проверить на сопротивление, подсоединив щупы к центральному и левому контактам устройства. Если во время работы реостата на мультиметре показания сопротивления плавно не возрастают и снижаются, а хаотично прыгают, то необходима замена датчика.
Принцип работы датчика
Датчик дроссельной заслонки Калина применяется для передачи сигнала на ЭБУ двигателя. Эта деталь представляет собой потенциометр, максимальное выходное напряжение которого не превышает 5 Вольт. Элемент состоит из корпуса, внутри которого находится переменный резистор. К одному из контактов изделия подключается положительный провод питания, ко второму «масса». К третьей клемме подключается выходной проводник, напряжение которого зависит от угла наклона дроссельной заслонки. Изменение разности потенциалов осуществляется за счет перемещения подвижной части третьего контакта по резистивным дорожкам.
Подвижный контакт потенциометра устанавливается на ось дроссельной заслонки, поэтому изменение положения этого элемента моментально отзывается переменой напряжения на выходном контакте.
Как заменить датчик положения дроссельной заслонки
Так как ДПДЗ на Приоре и Калине не отличается продолжительным сроком службы, менять его приходится большинству владельцев этих автомобилей. Поэтому рассмотрим все 3 этапа замены: демонтаж, установку нового и сброс ошибки в памяти ЭБУ.
Замена ДПДЗ
Пошаговая замена:
- проверяем, выключено ли зажигание;
- снимаем разъем (фишку) с проводами;
- крестообразной отверткой выкручиваем болты;
- берем новый ДПДЗ и перед монтажом правильно выставляем поролоновую прокладку;
- монтируем новый датчик заслонки, поворачивая его до совпадения отверстий;
- закручиваем назад винты;
- устанавливаем фишку на свое место.
Процесс замены датчика на Приоре
Болт для регулировки положения заслонки
Чтобы сбросить сохраненную на ЭБУ ошибку, снимаем на 10 минут клемму с аккумулятора либо сбрасываем программно. После замены новый датчик положения заслонки не регулируется. Можно только выставить уровень закрытия заслонки. Выкручиваем, либо закручиваем специальный болт, который ограничивает степень закрытия.
Снятие
Чистка дроссельного узла Лада Калина начинается с его демонтажа.
Примечание. Есть мнение, что снимать компонент необязательно. Это так, но в таком случае весь нагар польется в двигатель!
В первую очередь, нужно заглушить двигатель, дать ему остыть, после чего снять клемму с АКБ.
Затем откручиваются хомуты, фиксирующие шланги и патрубки:
- Маленькие – 4 ед.;
- Большой – 1 ед.
Отсоединяются штекера от двух датчиков – ДПДЗ и РХХ.
Снимается тросик акселератора.
Чтобы антифриз не вытекал, шланги нужно зафиксировать вверху. Кроме того, можно вставить в них болты М12.
В конце остается лишь открутить 2 гайки, используя головку на 13, и снять ДУ.
Датчик температуры ОЖ (ДТОЖ)
ДТОЖ устанавливается в корпусе термостата считывает показания о температуре ОЖ передавая их через ЭБУ на приборную панель. Так же датчик формирует топливную смесь при пуске мотора в холодное время года делая ее немного «богаче».
Признаки неисправности:
- Нет прогревочных оборотов;
- Сложный запуск в холодное время года;