ВАЗ 2109 относится к семейству Лада «Спутник» – пятидверная модификация предыдущей модели 2108 из семейства Лада «Спутник».
С заводского конвейера классические модели выходили со штатными ободами штампованными из стального сплава:
- 4 1/2J-13;
- 4 1/2J-13H2;
- 5 J-13H2.
Перед тем, как расшифровать маркировку надо разобраться, какие приняты технические размеры и параметры автомобильных дисков. Вне зависимости от способа изготовления литые или штампованные – их обозначение проводится идентичным образом. На внешней поверхности находится клеймо, которое отображает весь необходимый объем информации.
Сюда входит:
- наименование завода-производителя;
- государство, где происходил выпуск;
- дата (по принципу «неделя/год», пример: 1815 – 18 неделя 2015 года);
- маркировка рентген-скана (легкосплавные литые изделия проверяются на отсутствие внутренних трещин и дефектов);
- размеры;
- знак контрольного отдела (для России – РОСТЕСТ, для Германии – TUV, международная организация – ISO, для Америки — SAE и т.д.);
- номер плавки и допустимая нагрузка (lb (фунты), кг, пример: max load 1800LB – максимальное давление до 1800 фунтов или 816 кг).
Детальнее о типоразмерах
По всему миру принято использовать европейскую систему обозначения. Для примера простые диски для «бескамерки» на ВАЗ-2109 — 4 1/2 J-13H2 ET30.
- J – кодированные параметры для бортовой закраины обода в мм (сюда входят радиусы скруглений, уголы наклона и прочее). Этот пункт включает перечень размерностей для получения узкоспециализированного заключения при проведении технических тестов. Существуют и другие категории – D, E, F и т.д.
- H2 – двойной хамп или кольцевой вылет полки обода HUMP (она удерживает бескамерную шину от соскальзывания). Есть еще такие варианты хампов – H (простой), A (ассиметричный), CH (комбинированный), FH (плоский).
13 – посадочный диаметр в дюймах.
Ниже на чертеже наглядно показаны основные параметры по структуре расположения технологических отверстий и выступов.
- ET30 или ET+30 – вынос колеса в мм. Указываются размеры расстояний между серединой ширины диска и привалочной плоскости (где диск и ступица соприкасаются), соответственно равен 30 мм. Исходя из того, где выпускается изделие, маркировка сменяется на OFFSET (отрицательный) или DEPORT (положительный).
При минусовой величине проводится обозначение с аналогичным знаком, пример «-ET30».
Виды
Анализируя рынок колесных дисков, весь ассортимент можно разделить на три типа:
- Стальные штампованные;
- Легкосплавные литые;
- Легкосплавные кованные.
Стальные
Штампованными дисками многие автомобили, включая ВАЗ 2109, оснащались еще с завода. Внешне они совершенно непривлекательные, с течением скорого времени теряют свои внешние характеристики. Будем откровенными, это пережиток прошлого.
Литые
Но при этом стальные штамповки имеют свои преимущества, из-за которых данный тип дисков до сих выпускается и пользуется внушительным спросом среди потребителей:
- Доступная цена. Это самые дешевые варианты из всех доступных сегодня;
- Высокие показатели прочности. Учитывая качество наших дорог, многие думают прежде всего о качестве, сохранности, а не внешних данных;
- Надежность. Их не придется менять чуть ли не каждый сезон, откуда вытекает внушительная экономия;
- При сильных ударах штамповки не ломаются и не трескаются. Максимум мнутся, что открывает возможности для восстановления, реставрации;
- Легко снимаются и меняются без посторонней помощи.
Но давайте будем честными до конца. При всех их положительных качествах, отвратительный внешний вид заставляет автовладельцев отказываться от надежности и прочности в пользу имиджа, внешний привлекательности. Причем не стоит думать, что легкосплавные варианты абсолютно хрупкие и ломаются только от одного вида яма.
Кованные
Легкосплавные
Если говорить о легкосплавных дисках, то они изготавливаются, как вы уже догадались, из специальных легких сплавов.
Всего применяются три типа сплавов.
Тип сплава | Особенности |
Титановый | Отличный выбор по всем показателям, кроме стоимости. Это самые дорогие легкосплавные диски, которые, тем не менее, служат долго, надежно, выглядят просто превосходно |
Алюминиевый | Алюминиевый сплав многие ставят на первое место, учитывая внешние характеристики, показатели прочности и доступность. Важный плюс алюминия в том, что ему не страшна коррозия. При надлежащей эксплуатации, алюминиевый сплав служит долго и поддерживает прекрасный внешний вид автомобиля |
Магниевый | В рейтинге среди трех легких сплавов занимает третье почетное место. При возможности выбора титана или алюминия, выбирайте их. Но это не говорит о том, что магниевых сплавов следует избегать. |
Выбирая легкосплавные комплекты дисков, обязательно сравните их сильные и слабые стороны. Внешний вид — это далеко не единственный критерий, на который нужно обращать внимание при покупке.
Преимущества и недостатки легкого сплава
Если сравнивать со стальными дисками, выбор в пользу легкосплавных вариантов предоставляет владельцам автомобилей достаточно обширный перечень преимуществ. Но важно знать также про минусы.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Чтобы длительнее сохранить в целостности свои красивые, но не самые надежные легкосплавные диски, рекомендуется придерживаться нескольких простых правил их эксплуатации.
Значения креплений на диске (параметры разболтовки)
При монтаже важно учитывать посадочный размер, который советует завод-производитель, поскольку различия могут быть из-за разных систем исчисления (метрическая или имперская).
- Расстояние диаметра между отверстиями для крепежа обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). Принятая схема на ВАЗ-2109 выглядит 4х98 или PCD 98/4, т.е. между центральными осями болтов (в количестве 4 штук) 98 мм.
- Крепежные элементы – метрическая резьба на М12х1,25 (диаметр болтовой шпильки 12 мм и шаг резьбы 1,25 мм).
- Центральное отверстие под вал ступицы на диске обозначается как DIA и для ВАЗ-2109 это равно 58,5 мм.
Важно! Нередко автолюбители путают значения PCD из-за разницы всего в пару мм. К примеру, штатный размер для двух центральных отверстий составляет как раз визуально незаметное отклонение в 2 мм – это PCD на 4/98 и 100. Получится полностью закрученным только 1 болт, а остальные 3 будут недотянутыми, что в итоге приведет к аварийной ситуации.
Инструкция по снятию ступичного узла с задней оси
- Глушим мотор, ставим машину на передачу, устанавливаем упоры под переднюю ось.
- Поддомкрачиваем нужное нам колесо.
- Срываем болты крепления и убираем снятое колесо.
- Теперь у нас есть доступ к тормозному барабану. При помощи ключа на «12» выкручиваем направляющие штифтов и убираем его. Возможно, тормозной барабан прочно сидит на своем месте. Тогда на помощь придет универсальная смазка WD-40. А если узел прикипел слишком сильно, то его можно снять при помощи молотка или киянки, аккуратно постукивая по периметру.
- Откручиваем ступичную гайку.
- Снимаем ступицу при помощи специального двухзахватного съемника для подшипников ВАЗ. Если такового не имеется, то можно просто прикрутить колесо к оси, а затем быстро сдернуть его.
Установка колесных дисков на R14, 15 на модель ВАЗ-2109
Штатное колесо с параметрами 175/70 R13 не отличается особым визуальным «благородством», по сравнению с увеличенным вариантом R14 или R15. Это происходит из-за большой высоты резинового профиля, который зрительно «заслоняет» и без того небольшие размеры диска.
Технические особенности модели ВАЗ-2109 предусматривают монтаж дисков категории R14 и R15 – кованные или литые лекгосплавные. По ширине диски могут составлять от 5 до 6 дюймов с характеристикой по вылету от 35 до 40 мм. Остальные значения, касающиеся PCD и DIA, соответствуют 4х98 с диаметром центрального разъема 58,5 мм.
В этом случае подбор резины надо проводить из расчета, чтобы общий диаметр колеса находился в пределах штатного значения. Не соблюдение этого условия приведет к тому, что во время поворота шина начнет протирать подкрылки и детали подвески.
Преимущества и недостатки низкопрофильных шин
При установленных низкопрофильных шинах значительно улучшается маневренность и управляемость автомобиля – это особенно заметно при прохождении поворотов. Руль становится “острее” и авто практически не отклоняется от траектории за счет того, что невысокие борта низкопрофильных шин меньше сминаются при боковых нагрузках на покрышку.
Зато при езде по плохой дороге такие колеса передают на кузов гораздо больше ударных нагрузок, нежели шины стандартного размера, и хуже поглощают различные дорожные дефекты.
Стоит отметить, что шину с низким профилем довольно легко “пробить” до диска даже на небольшой выбоине и при невысокой скорости, а кромка литого диска может смяться и полностью выйти из строя при использовании таких шин.
Также, не лишним будет упомянуть, что по правилам дорожного движения запрещено эксплуатировать транспорт с шинами, характеристики которых не отвечают модели транспортного средства. Однако, опыт показывает, что сотрудники автоинспекции обычно спокойно относятся к тюнингованным ВАЗ’ам с литыми дисками “на 14”.
И это не удивительно, ведь дисками R14 стандартно комплектуются автомобили семейства ВАЗ 2110, ходовая часть которых аналогична моделям ВАЗ 2108, 2109, 21093 и 21099. Riva, ВАЗ 2108-2109 Самара, ВАЗ 2110, ВАЗ 2112-2115 : 4 x 98: 25 38: 58.0 Размеры дисков на микроавтобусы. А вот с литыми дисками R15 вероятность нарваться на неприятности при прохождении техосмотра гораздо выше.
Способ проведения расчетов
Отталкиваясь от характеристик резины стандартного колеса на 175/70 с радиусом R13, где:
- значения 175 и 70 – это значения ширины шины и высоты профиля резины в процентах;
- умножаем между собой 175х0,7 получается 122,5 мм;
- фактический диаметр диска R13 равен 13х25,39 будет 330 мм.
Чтобы узнать общий диаметр колеса надо сложить два полученных значения, но высота профиля идет в двойном размере, т.е. (122,5х2) суммируется с 330 и получается 575 мм.
По такому же принципу проводятся расчеты для более наглядного восприятия, например: для моделей 175/70R13, 175/65R14 и 185/60R14, выходит 575, 583 и 577 мм, соответственно.
Последнее значение будет наиболее подходящим для ВАЗ-2109, поскольку на 10 мм больше по ширине. Это уменьшит при эксплуатации величину тормозного пути, добавит управляемости, снизит заламывание резины при поворотах на большой скорости. В небольшой степени будет увеличен расход топлива, но зато выбоины и ухабы на дороге станут менее заметны.
Размеры колес
Одними из наиболее популярных размеров на отечественный автомобиль являются R14 и R15. Установка таких изделий возможна без каких-либо проблем, при соблюдении размеров вылета, ширины и сверловки. Если принято решение об установке изделий, отличающихся по размерам, то необходимо переделывать некоторые узлы или приобретать комплект проставок.
Обратите внимание!
Проблема в установке больших колес заключается в маленьких колесных арках.
Если превысить параметры без доработки арок, то шины в поворотах будут задевать предкрылки и арки, что будет вести к высокому износу всех узлов и деталей ходовой части.
Чтобы избежать подобных проблем, следует приобретать колесные диски, размеры которых гарантировано подходят по всем параметрам. Оптимальные размеры в 14 и 15 дюймов соответствуют заводским настройкам по управляемости, динамике и плавности хода.
Колеса радиусом R13 и R14 придадут максимальный уровень комфорта при езде.
Что касается больших размеров, то решение об их установке имеет свои положительные и негативные стороны, которые важно знать. А решение о покупке и замене колес должен принимать автовладелец.
Плюсы:
- Улучшенное поведение машины на дороге;
- Улучшение внешнего вида машины;
- Максимальные дорожные качества, такие как динамика, управляемость;
- Лучшее поглощение дефектов дорожного полотна;
- При установленной резине с высоким профилем увеличивается износостойкость подвески;
- Уменьшение длины тормозного пути.
Вам это будет интересно Колесные диски НЗ – что за бренд
Минусы:
- Снижение уровня комфорта в движении, которое связано с большой чувствительностью подвески ко всем дефектам дороги;
- Сложность при парковке и езде на дорогах с проблемным покрытием;
- Увеличенные требования к контролю давления в низкопрофильных шинах;
- Повышение расхода топлива, которое связано с повышенной сложностью приведения в движение колес;
- Высокая цена комплекта.
Максимальные и минимальные параметры нештатных дисков
Инженеры-конструкторы Тольяттинского авто установку колесных дисков радиусом R15, но и нет прямых причин, чтобы этого не делать.
Проблема состоит в сложности выполнения этой операции без привлечения специалистов, необходимо вмешательство квалифицированных мастеров. Причина этому – «конфликт» задних арок и деталей подвески с новыми ободами, а в некоторых случаях надо нарушать заводскую конструкцию трансмиссии.
Обратить внимание! Не следует забывать и об обязательном техосмотре, и как на такой «апгрейд» посмотрят сотрудники автоинспекции.
Подходящий размер резины для дисков R15 – 185/55 и даже 195/50, но скорее всего, что такая большая ширина станет причиной для затирания по арке. Ниже представлены рекомендуемые диски для модификаций на ВАЗ-2109.
Как понять, что ступичный подшипник пора менять
Вышедший из строя подшипник задней ступицы ВАЗ-2108 может заявлять о своей неисправности:
- появлением характерного гула со стороны колеса;
- неравномерным вращением колеса;
- образованием люфта.
Заметив, что со стороны одного или обоих задних колес доносится гул, поспешите произвести диагностику ступичных подшипников. Сделать это можно прямо у себя в гараже. Просто поддомкратьте заднее колесо и проверните его рукой. Оно должно легко и равномерно вращаться, не издавая никаких звуков. Далее возьмитесь за него двумя руками и попробуйте пошатать его из стороны в сторону в горизонтальном направлении. Если колесо вращается неравномерно, а при его расшатывании ощущается люфт, готовьтесь к ремонту.
Табличные характеристики для подбора дисков
Диаметр R13
Шина, мм/% | Размер диска (по ширине), дюйм | Величина вылета (ET), мм |
155/75; 165/70 | J 5 | 35…38 |
175/70; 185/65 | J 5,5 | 35…38 |
Диаметр R14
Шина, мм/% | Размер диска (по ширине), дюйм | Величина вылета (ET), мм |
135/80 | J 4 | 45 |
165/65; 175/65; 185/60 | J 5,5 | 35…43 |
175/65; 185/60 | J 6 | 35…40 |
Диаметр R15
Шина, мм/% | Размер диска (по ширине), дюйм | Величина вылета (ET), мм |
185/55 | J 6 | 30 |
195/50; 195/55 | J 6,5 | 30 |
195/50; 205/50 | J 6,5 | 35 |
195/50; 205/50 | J 7 | 35 |
Как выбрать штампованные изделия
ВАЗ 2109 со штампованными колесными дисками
Штампованные колеса являются наиболее распространенными для ВАЗ 2109. Автомобили комплектуются такими с завода очень часто. Это связано с дешевизной изготовления такой продукции.
Они не привлекательны с точки зрения дизайна и имеют низкие характеристики, но часто автолюбителей привлекает их цена. На ВАЗ необходимо устанавливать штампованные изделия с соблюдением тех же требований, что и к литым. Параметры и размеры их полностью соответствуют.
Распространенные для всей линейки моделей автомобилей ВАЗ размеры и параметры позволяют выбрать комплект дисков без особых проблем.
Какие диски рекомендуется монтировать на ВАЗ-2109
Наиболее подходящими по размеру выступают колеса на 14 дюймов (R14). Как было указано выше, допускается установка и 15-дюймовых, но с резиной низкого профиля. В этом варианте вынос должен находиться в зазоре между 30-35 мм, а модели шин подойдут такой категории: 185/55 или 195/50.
Большая резина серии R15, например 195/55 или 205/50 подойдет для монтажа на передней оси. Чтобы их вставить на заднюю ось потребуется конструктивная доработка в конструкции подвески и увеличение колесных арок. Оптимальные размеры для установки на ВАЗ-2109 это модели 185/60 для R14 и 195/50 для R15.
На девятой модели лады выгодно проводить внешний тюнинг по замене колес, поскольку такой способ является бюджетным. Его без проблем можно выполнить собственными силами, если не пытаться монтировать очень большие обода.
Снятие ступицы
Чтобы снять ступицу заднего колеса ВАЗ-2108, вам потребуется выполнить несколько простых манипуляций:
- Полностью выкрутить болты крепления колеса.
- Снять колесо.
- Выкрутить гайку, которая находится на ступице.
- При помощи ключа на «12» выкрутить шпильки, которыми крепится тормозной барабан к ступице колеса.
- Поместите эти шпильки в соседние отверстия и равномерно закручивайте их. Так у вас получится сместить со своего места тормозной барабан. Если это не поможет, необходимо при помощи молотка и деревянной проставки аккуратно сбить барабан со своего места.
- Используйте длинные болты, их нужно вкручивать в два противоположных отверстия на ступице. Необходимо закручивать их до тех пор, пока ступица не начнет сходить со своего места. Можно для этой цели использовать и съемник с тремя лапами. Крайняя мера — это установка обратной стороной колеса и дергание его руками.
- Иногда внутренняя обойма подшипника остаётся на оси. Ее необходимо снять. Для этого сначала при помощи зубила нужно немного сдвинуть на оси это кольцо, после чего установить съемник с двумя лапами. Обязательно после демонтажа убедитесь, что на оси нет повреждений. В противном случае зачистите металл при помощи мелкого напильника.
Описание конструкции
Задняя подвеска — с цилиндрическими пружинами 12 и гидравлическими телескопическими амортизаторами 10 двустороннего действия.
Основной несущий элемент подвески — балка, состоящая из продольных рычагов 14 и соединителя 13, сваренных между собой через усилители. Сзади к рычагам подвески приварены кронштейны 15 с проушинами для крепления амортизаторов 10 и фланцы для крепления осей задних колес и щитов тормозных механизмов. Спереди рычаги 14 снабжены приварными втулками с запрессованными в них сайлент-блоками 3. Через центральную втулку сайлент-блока проходит болт, соединяющий рычаг с кронштейном 2. Для крепления кронштейна к лонжерону кузова предусмотрены три приварных болта.
Пружина 12 подвески опирается нижним концом на чашку, приваренную к резервуару амортизатора, а верхним — через резиновую прокладку 11 — на опору, приваренную изнутри к арке кузова.
Нижняя проушина амортизатора крепится болтом к кронштейну 15 рычага подвески, а его шток закреплен на верхней опоре пружины подвески через две резиновые подушки 8 (одна — снизу опоры, другая — сверху) и опорную шайбу 7 (под гайкой).
Пружины задней подвески по длине в свободном состоянии и под нагрузкой делятся на два класса жесткости: А (более жесткие, «высокие») и В (менее жесткие, «низкие»). На передней и задней подвесках должны устанавливаться пружины одного класса. Но в исключительных случаях, если в передней подвеске установлены пружины класса А, допускается установка пружин класса В в задней подвеске (но не наоборот!). Качество пружин в полной мере можно оценить по работе подвески на автомобиле. Если подвеска часто «пробивается» до отбойников на неровностях дороги или проседает под нагрузкой, следует установить более жесткие пружины. При замене пружин не забудьте проверить исправность амортизаторов — ведь именно пара амортизатор-пружина во многом определяет характеристики подвески.
В ступице установлен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник, аналогичный подшипнику ступицы переднего колеса, но меньшего по размеру. Посадка подшипника на оси — переходная (с легкими натягом или зазором). В процессе эксплуатации подшипник не требует регулировки и пополнения смазки. Не допускается устранять возникший люфт подтяжкой гайки, подшипник следует заменить. При демонтаже ступицы подшипник разрушается, поэтому не рекомендуется разбирать ступицу при исправном подшипнике.