В свое время эксперты «За рулем» привели следующие наглядные данные, объясняя необходимость сокращать межсервисный интервал при замене масла для автомобилей, большую часть времени проводящих в больших городах. Обычно среднестатистический житель каменных джунглей проезжает в день порядка тридцати километров, при этом скорость движения редко превышает 50 км/ч, а время в пути измеряется часами. Очевидно, что за это же время по трассе можно преодолеть несколько сотен километров, поэтому логичнее учитывать не пробег, а моточасы – в подобных условиях масло не выдержит 15 тысяч километров, предусмотренных фирменным регламентом. При средней скорости 50 км/ч расстояние в те самые 15 тысяч километров будет эквивалентно 300 часам работы двигателя.
Не стоит забывать и о комфортности режима работы агрегата. Каждый водитель знает, что при равномерном движении по трассе со скоростью 100-120 км/ч мотор совершенно не напрягается, да и обдув картера достаточный. Правда, здесь следует учитывать также передаточные числа в коробке передач и главное передаточное отношение – некоторые модели с «короткими» числами способны утомить повышенными оборотами. А теперь вспомните пробку в летнюю жару…
Через сколько менять масло: что говорят производители авто?
Типовая заводская рекомендация периодичность замены масла в двигателе автомобиля варьируется в пределах диапазона от 13 000 до 15 000 тыс. км. автопробега. Однако производитель при этом не учитывает сложные условия эксплуатации транспортного средства. Заводские рекомендации актуальны в том случае, если:
- Силовой агрегат автомобиля содержится в идеальной чистоте;
- Использование двигателя ограничивается средними оборотами;
- Мотор работает без перегрева.
Подобный режим достигается при постоянной скорости не более 50 км/ч, что обеспечивается при езде по дорогам хорошего качества на длинные расстояния.
Популярные вопросы владельцев авто
Их характеристик масел большинство водителей максимум, что используют при выборе – это характер основы, минеральное или синтетическое, и вязкость. Во всём прочем разбираются только те, кому это интересно, и профессионалы. То есть самое важное проходит мимо владельца машины.
Что будет если масло долго не менять
После эксплуатации с превышением заводских рекомендаций по замене масло превращается в жидкость с неопределёнными, но однозначно непригодными свойствами. Мотор будет интенсивно зарастать отложениями изнутри, износ деталей резко увеличится.
Пробег такого агрегата до капитального ремонта сократится в несколько раз. Под большой нагрузкой может произойти поломка и разрушение деталей. Подобное пренебрежение обойдётся очень дорого.
Через сколько производить замену масла на новом автомобиле
Даже если в инструкции не прописана первая замена вне обычной периодичности, её следует произвести примерно через тысячу километров пробега нового двигателя.
Обкатка современным моторам почти не требуется, но если даже первое мало не считать обкаточным, то уж промывочным наверняка. Не стоит обрекать двигатель на долгое перемешивание посторонних примесей, неизбежных даже для самых тщательно изготовленных агрегатов.
Можно ли отходить от рекомендаций производителя?
После истечения срока гарантийного обслуживания, в большинстве случаев можно отходить от сроков замены моторного масла, рекомендованных производителем. Интервал сокращается в следующих случаях:
- Езда по бездорожью;
- Эксплуатация автомобиля в запыленной местности;
- Повышенная влажность воздуха;
- Значительные перепады температуры и сильные жара и морозы;
- Частая езда с прицепом.
Чтобы визуально проверить состояние моторного масла потребуется использовать масляный щуп. Он позволяет проконтролировать уровень масла в двигателе (оптимальное значение – между отметками min и max). Также по остаткам масла на щупе можно увидеть, что по ходу использования оно темнеет. Это происходит из-за загрязнения продуктами сгорания топлива. Также следует обращать внимание на состояние смазывающей жидкости – если масло стекает с щупа как вода, то оно подлежит оперативной замене. Также можно продиагностировать вязкость состава, по степени растекания по салфетке – большое и жидкое пятно свидетельствует о потере вязкости. Кроме того, нужно проверять масло на предмет загустения и подгорания в двигателе.
При подготовке автомобиля к эксплуатации в сложных условиях, рекомендуется дополнительно укомплектовать транспортное средство канистрой с моторным маслом.
Чтобы визуально проверить состояние моторного масла потребуется использовать масляный щуп. Он позволяет проконтролировать уровень масла в двигателе (оптимальное значение – между отметками min и max). Также по остаткам масла на щупе можно увидеть, что по ходу использования оно темнеет. Это происходит из-за загрязнения продуктами сгорания топлива. Также следует обращать внимание на состояние смазывающей жидкости – если масло стекает с щупа как вода, то оно подлежит оперативной замене. Также можно продиагностировать вязкость состава, по степени растекания по салфетке – большое и жидкое пятно свидетельствует о потере вязкости. Кроме того, нужно проверять масло на предмет загустения и подгорания в двигателе.
При подготовке автомобиля к эксплуатации в сложных условиях, рекомендуется дополнительно укомплектовать транспортное средство канистрой с моторным маслом.
Характеристики масла
Вязкость, спецификации, допуски производителей — все это также влияет на частоту замены масла, как и на его пригодность к конкретной модели в принципе. Чтобы увеличить срок службы автомобиля можно использовать масло, рекомендованное самим производителем.
Если масло в последствии своей работы становится черным, то это отличная новость — масло хорошо чистит двигатель.
Как «работает» моторное масло?
Моторное масло, помимо смазывающего состава, также состоит из некоторого количества присадок, выполняющих защиту элементов силового агрегата – при эксплуатации автомобиля, во время его стоянки, осуществляется беспрерывное химическое разрушение присадок. При езде, разумеется, этот процесс протекает быстрее. Химическое разрушение сопровождается формированием естественных отложений на картеле силового агрегата, происходят окислительные процессы с отдельными компонентами моторного масла – это влияет на изменение вязкости и уровня кислотности pH.
Некоторые автопроизводители рекомендуют менять масло по прошествию определенного количества месяцев.
Серьезная нагрузка на автомобиль ускоряет описанные процессы – особенно это заметно при большой температуре.
Интервал замены масла в ряде современных моделей авто отслеживается электронным блоком управления в автоматическом порядке. Компьютер учитывает среднее количество оборотов двигателя, температуру масла и мотора, количество холодных пусков, скорость езды и т.д. При этом программа учитывает погрешности и технические допуски. Компьютер сообщает приблизительное время замены масла в силовом агрегате автомобиля.
Использование некачественного топлива и масел, а также применение контрафактных продуктов, также влияют на периодичность замены смазывающей жидкости. Специалисты рекомендуют сокращать указанный производителем интервал ориентировочно на треть – например, при рекомендуемых 10 тыс. километрах пробега, приступать к замене масла следует через 7 – 7,5 тыс.
При этом, вне зависимости от интенсивности использования автомобиля, масло нужно менять не реже одного раза в год – срок годности состава, залитого в двигатель, составляет от 6 месяцев до 1 года.
Качество топлива
Топливо влияет на частоту смены масла, в первую очередь, из-за возможности занесения туда песка, грязи или воды. Все это почти всегда происходит на непроверенных АЗС.
- Масло, кроме стружки и накипи естественной эксплуатации, впитывает ещё и лишнюю грязь, которой по идее не должно было быть.
- Это значительно уменьшает срок его службы, и ускоряет старение. А частая смена масла сможет нейтрализовать весь негативный эффект от некачественного топлива.
Последствия несвоевременной замены моторного масла
Несвоевременная замена моторного масла приводит к следующим последствиям:
- Отложения на элементах силового агрегата – они формируются в процессе разрушения присадок, либо загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Отложения приводят к серьезному снижению мощности мотора, увеличивают содержание токсичных веществ в выхлопных газах и приводят к их почернению;
- Увеличенный износ мотора – масло теряет свои свойства из-за изменения состава присадок;
- Повышение вязкости масла – окисления, нарушения полимеризации присадок, возникающие в результате неправильного подбора масла, приводят к его загустению. Чрезмерно вязкое масло плохо циркулирует в двигателе, что приводит к износу его отдельных элементов и мотора в целом. Возникшее, в результате этого, масляное голодание мотора приводит к проблемам при запуске на холодную, а в критических ситуациях может привести к отказу мотора;
- Поворот шатунных вкладышей – происходит из-за засорения масляного канала загустевшим составов. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем выше нагрузки, оказываемые на шатунные вкладыши. Из-за этого элементы сильно нагреваются и поворачиваются;
- Серьезный износ турбокомпрессора (при наличии) – возрастает риск повреждения ротора, который возникает из-за чрезмерного воздействия отработанного масла на вал компрессора и подшипников. Из-за этого на деталях появляются царапины и механические повреждения. Кроме того, грязное масло способствует засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.
Когда доливать масло в двигатель?
Вопрос скорее риторический. Разумеется, сразу после обнаружения низкого уровня. Как правило, владелец автомобиля знает, какой у автомобиля расход смазки «на угар». Регулярно поглядывая на одометр, можно точно определить необходимость пополнения объема. При этом, регулярный контроль никто не отменял.
Если до проведения очередного регламентного обслуживания осталось 1000-1500 км, нет смысла тратить свежее моторное масло на долив. Проведите обслуживание раньше срока. При этом, следует закупить новое масло с запасом, поскольку вы точно знаете, сколько жидкости придется долить в межсервисный период.
Какие факторы влияют на интервал замены масла
Периодичность замены масла зависит от множества факторов – из них рекомендации производителя далеко не определяющие. Специалисты автоконцерна, указывая сервисный интервал замены масла, подразумевают идеальные условия эксплуатации автомобиля. Реальные факторы периодичности замены смазывающего состава, как правило, приводят к сокращению интервала, указанного производителем. Так, при выборе интервала замены масла учитывают:
- Вид используемого топлива – бензин, дизель или газ. Также ключевое значение играет его качество;
- Объем силового агрегата;
- Разновидность ранее используемого масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное;
- Классификация и тип используемых масел(API и система longlife);
- Состояние залитого масла;
- Способ замены;
- Общий пробег силового агрегата;
- Техническое состояние транспортного средства;
- Качество используемых расходных материалов;
- Условия и режимы эксплуатации автомобиля.
Водителям на заметку
В зависимости от того на каком типе топлива работает автомобиль и какая у него марка, можно пользоваться такой подсказкой по срокам замены масла:
- БМВ дизельный 10 тыс. км, бензиновый 12 тыс. км
- Мазда дизель 5 тыс. км, бензин 10 тыс. км
- Ниссан дизельный 10 тыс. км, бензиновый 15 тыс. км
- Опель дизельный 7.5 тыс. км, бензиновый 15 тыс. км
- Тойота и бензиновая и дизельная 10 тыс. км
- Лада и дизель, и бензин 14.5-15.5 тыс. км
- Форд дизель или бензин 10-15 тыс. км.
Режимы эксплуатации автомобиля
Сроки замены масла, в первую очередь, зависят от режима эксплуатации автомобиля. Их можно разделить на езду по трассе и в городе. В первом случае, быстрее набегает километраж автопробега, а двигатель хорошо охлаждается. Это приводит к меньшей нагрузке на силовой агрегат и масло в нем. При городском режиме езды, пробег машины будет меньше, однако нагрузка на мотор увеличится, в силу того, что авто часто стоит светофорах и в пробках с работающим двигателем. Это приводит к перегреву силовой установки.
Езда в условиях города пагубно влияет на моторное масло, существенно снижая его ресурс. Особенно явно это проявляется при уровне смазывающей жидкости в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше отметки min. В жаркую погоду на масло из-за высокой температуры оказывается повышенная нагрузка.
Объем и тип двигателя
Мощность двигателя также влияет на интервал замены масла. Так, чем производительнее силовой агрегат, тем он проще переносит изменение нагрузки и трудные условия эксплуатации. Соответственно, на масло также не будет оказываться сильное воздействие. Для мотора, имеющего хорошую мощность, движение по трассе в интервале от 100 до 130 км/ч не оказывает существенной нагрузки – уровень воздействия будет ниже среднего. Увеличение скорости приведет к плавному изменению нагрузки на двигатель и масло.
Что касается малолитражных силовых установок, то на них устанавливается трансмиссия, рассчитанная на небольшой скоростной диапазон и интервал рабочих оборотов. Поэтому на маломощные моторы оказывается большая нагрузка в критических режимах езды. При нагрузке на двигатель, увеличивается температура его поршней и возрастает количество картерных газов. Это приводит к нагреву силового агрегата и увеличению температуры моторного масла.
Малолитражные форсированные двигатели (к примеру, 1,2 TSI и др.) также “страдают” от дополнительной нагрузки, создаваемой турбиной.
Результаты экспериментов с маслами
Ведущими специалистами популярных автомобильных изданий проводились полугодовые эксперименты с использованием нескольких типов моторных масел. Работа двигателей внутреннего сгорания осуществлялась на холостых оборотах в течение 120 часов. Таким образом имитировался пробег в городских условиях до момента замены масла.
В результате эксперимента было установлено, что к окончанию срока эксплуатации масла, его плотность была значительно ниже, чем при использовании машины в смешанном режиме либо при движении только по трассе. Это объясняется тем, что при работе двигателя при небольших оборотах в картер прорываются в значительном количестве пары бензина, которые являются отличным растворителем.
В значительной степени изменилась и кислотность масла. Уменьшение щелочного числа – это неизбежный процесс, который происходит даже при эксплуатации двигателя без нагрузки, но при небольших оборотах внутрь картера прорывается некоторое количество выхлопных газов, которые значительно ускоряют патологический процесс.
В результате проведения эксперимента удалось также выявить скопление большого количества продуктов износа. Такая езда влияет на старение моторного масла, и его нужно менять значительно чаще, чем при движении по трассе.
Расчет интервала замены масла по моточасам и расходу топлива
Сервисный интервал, указанный производителем, во многих случаях не подходит для выбора момента замены моторного масла – опытные автомобилисты и специалисты советуют смело делить указанный производителем интервал в 1,5-2 раза. Например, если указаны 15 000 км. автопробега, то поменять масло и расходники лучше через 7500-7000 км. Однако рассчитывать интервал замены можно не только по показаниям одометра, но и с помощью моточасов и расчета по скорости.
Для того чтобы узнать, количество моточасов, можно воспользоваться счетчиком моточасов – электронным или аналоговым. Прибор подключается к любой цепи, на которой напряжение появляется после включения зажигания. Счетчики моточасов комплектуются встроенным аккумулятором, позволяющим сохранять показания в памяти устройства даже при отключении бортовой сети автомобиля.
Оптимальным интервал замены масла в двигателе составляет от 200 до 400 моточасов в смешанном режиме эксплуатации, за исключением максимальной нагрузки, езды на максимальной скорости и при максимальных оборотах.
Также можно подсчитать моточасы без использования дополнительного оборудования. Для этого потребуется знать среднюю скорость автомобиля за последние несколько тысяч километров автопробега. Также для подсчета понадобится учитывать рекомендации автопроизводителя, на каком пробеге потребуется менять масло. Например, пробег до замены смазывающей жидкости составляет 15 000 км, а средняя скорость по городу 29,5 км/ч. Чтобы вычислить моточасы, потребуется разделить пробег на скорость, получится 508 моточасов. Так, чтобы продлить срок работы двигателя, нужно использовать масло с ресурсом 508 моточасов. Однако таких масел, на сегодняшний день, не существует на сегодняшний день.
Ресурсное количество моточасов зависит от типа масла:
Минеральное – 150 моточасов Полусинтетическое – 250 моточасов
Для синтетических масел ресурс в моточасах выглядит следующим образом:
API SJ/SL – 250 моточасов API SM/SN – 300…350 моточасов Полиальфаолефины – 350…400 моточасов Эстеры – 400…450 моточасов
Допустим, что в двигатель авто залито масла класса SM/SN, с рабочим ресурсом 350 моточасов. Чтобы узнать пробег, это число нужно умножить на среднюю скорость в 29,5 км/ч, в результате получится 10325 км. Этот пробег отличается от значений, указанных автопроизводителем. А при скорости в 21,5 км/ч, что характерно для городского режима эксплуатации, то получится 7525 км автопробега.
Также рассчитать оптимальный интервал замены масла можно по количеству расходуемого топлива. Для этого нужно знать паспортный объем расхода топлива на каждые 100 км/ч, фактический расход и рекомендуемый пробег замены – допустим, 15 000 км. Так, на этот пробег автомобиль номинально потратит 1200 литров (1500 км*8 л/100 км), а фактически – 1590 литров (15000 * 10,6 / 100).
Затем понадобится вычислить, на каком расстоянии потребуется проведение фактической замены масла. Для этого потребуется 1200 литров умножить на 15000 км, а затем разделить на 1590 литров. Получится 11 320 км автопробега, после которых следует заменить масло и масляный фильтр.
Польза от частой смены масла
Если менять масло каждые 5 тысяч километров, то на моторе не будет образовываться сажи, нагара. Это профилактическая мера, чистка мотора. Дополнительным фактором послужит качество заливаемого масла.
Ни в коем случае, масла разных видов происхождения (синтетика, полусинтетика и минеральное) нельзя смешивать! Это напрочь убьёт мотор.