Зимний запуск дизельного двигателя: как правильно заводить дизельный мотор в морозы


Автомобили с дизельными двигателями составляют почти половину от всего количества транспортных средств, ежегодно продаваемых как на официальных дилерских площадках, так и на вторичном рынке.

Силовые установки этого типа характеризуются экономичностью, значительной мощностью и динамикой. Такие агрегаты демонстрируют высокий крутящий момент и принципиально недоступный для бензиновых двигателей КПД (35%-35% у дизельных систем против 25%-35% у их аналогов). Эти преимущества, а также понизившийся уровень шума при эксплуатации и полное соответствие перманентно усложняющимся стандартам безопасности окружающей среды и обеспечили популярность дизелей как в легковом, так и в коммерческих классах транспортных средств.

Почему сложно завести дизельный двигатель зимой

Падение температуры окружающей среды ниже 0°C приводит к тому, что масло густеет, топливо испаряется хуже, а разрядка АКБ происходит быстрее. Кроме того, солярка склонна на морозе парафинизироваться и из-за этого возникают трудности с прокачкой в системе питания.

Особенно часто такая проблема возникает в межсезонье, когда дневные температуры еще достаточно высокие, а ночью столбик термометра опускается до отрицательных отметок. Если владелец машины не сменил топливо на зимнее и продолжает ездить на летней солярке, это может привести к типичной ситуации — в ответ на поворот ключа зажигания двигатель не подает признаков жизни.

Причина может быть не только в невнимательности водителя, но и в недобросовестности владельцев заправки. Ведь зимнее дизтопливо стоит дороже, поэтому нечестные продавцы до того, как ударят стабильные морозы, нередко не торопятся поменять его и реализуют летнюю солярку по завышенной цене. Проблема состоит еще и в том, что на основании только органолептического анализа выявить подлог невозможно — топливо не отличается ни по внешнему виду, ни по запаху.

Ошибки начинающих водителей

Их много, но можно выделить типовые:

  1. Применение эфира и прочих средств для быстрого запуска. Это очень жёсткий способ оживления моторов, пригодный только к массивным устаревшим дизелям. Явное несоответствие такого топлива требованиям, причём с отклонением важных характеристик не на проценты, а в несколько раз, может привести к поломкам деталей и даже к пожару. Тем более нельзя ничем пропитывать воздушный фильтр.
  2. Вращение стартером десяток секунд и более. В конце такой затяжной попытки двигатель уже едва проворачивается, не стоит губить аккумуляторную батарею. Надо делать паузы, давая стартеру и аккумулятору восстановиться.
  3. Неправильная работа со свечами накаливания. Лучше разобраться с алгоритмом их включения на данном автомобиле, понять как они работают и для чего нужны, после чего контролировать процесс сознательно и без ошибок. Зимний запуск в основном определяется именно этими скромными приборами.
  4. Попытки обмануть судьбу, «доездив» летнюю солярку. Парафинизация начнётся уже при нескольких градусах ниже нуля, а последствия её заставят надолго отказаться от эксплуатации автомобиля. И запоздавшее доливание в бак антигеля уже не поможет, он никак не сможет смешаться с застывшим топливом.

При правильном обращении дизель не создаст проблем, достаточно посмотреть на автопарк северных регионов, весь грузовой транспорт там использует эти экономичные двигатели. А при невнимательном отношении в сильный мороз не заведётся и бензиновый мотор.

Как правильно завести дизельный двигатель зимой

Подстраховать себя от сезонных неприятностей владелец может несколькими способами:

  • использованием в холодное время года отапливаемого гаража или стоянки;
  • установкой на двигатель и топливные фильтры систем предпускового подогрева;
  • применением различных присадок.

Теплый паркинг не позволяет машине за ночь остыть, поэтому произвести запуск удастся без дополнительного подогрева. Другие способы требуют комментариев. Владельцу дизельного авто стоит прочитать подробно ознакомиться с пояснениями с фото и видео, где показаны различные варианты решения проблемы холодного пуска.

Применение антигелей и присадок

Этот способ достаточно распространен, однако опытные автолюбители относятся к нему с предубеждением. Добавка в топливный бак подобных средств может негативно сказаться как на работе системы питания, так и на самом двигателе. Присадки добавляют в бак перед заправкой, чтобы они лучше смешались с топливом. Кроме того, делать это рекомендуют при температуре не ниже 0°C.

Внимание!

В случае, если поломка вызвана использованием сторонних присадок, это может стать причиной потери гарантии. В этом случае ремонт ДВС будет производиться за счет владельца.

Дистанционный прогрев двигателя

Одним из лучших решений проблемы будет установка предпускового подогревателя. Это устройство не только упростит запуск двигателя, но и увеличит срок его службы, уменьшит расход топлива. Немаловажно, что использование таких систем добавляет комфорта, так как прогревает не только мотор, но и салон автомобиля.

Устройства делятся на 2 вида:

  • автономные;
  • электрические.

Наиболее простые в установке и использовании предпусковые обогреватели с питанием от сети 220 В. Они повышают температуру охлаждающей жидкости, за счет чего нагревается мотор. Включается такая система с пульта дистанционного управления.

Устройство можно установить самостоятельно, автоцентр для этого посещать необязательно. Как правило, для прогрева мотора и салона требуется около 0,5 часа. Стоят такие системы недорого — в среднем от 1 до 5 тысяч руб.

Автономные подогреватели более удобны, так как могут работать без доступа к электросети. Однако их монтаж сложнее, а стоимость значительно выше. Представляют они собой камеру, в стенках которой постоянно циркулирует охладитель. Прогреваясь, он повышает температуру двигателя, салона, а также способствует оттаиванию стекол в машине.

Внимание!

Некоторые современные авто с дизельным двигателем оснащены предустановленной системой предпускового обогрева. Это позволяет запустить двигатель даже без свечей накаливания, которые в конструкции ДВС не предусмотрены.

Прогрев свечей зажигания

Причины трудностей с запуском дизельного двигателя при отрицательных температурах происходит и в силу разницы в конструкции по сравнению с бензиновыми аналогами. Здесь нет привычных для бензиновых двигателей свечей зажигания, при попадании на которое воспламеняется топливо.

В дизельном ДВС свечи накаливания разогреваются и повышают температуру воздуха, подающегося в поршни. Во время впрыска солярки температура уже не имеет значения. Воспламенение топливной смеси происходит самостоятельно — от сжатия и нагрева.

Прогревают свечи следующим образом:

  • поворачивают ключ зажигания;
  • ждут появления сигнала о завершении прогрева (в некоторых авто индикатор потухает);
  • делают паузу до щелчка, сообщающего о прекращении подачи напряжения на свечи;
  • повторяют процедуру 2-3 раза;
  • в последний раз, не дожидаясь звука отключения, заводят мотор.

Внимание!

Проблема запуска может быть связана с неработающими свечами накаливания. Владельцам нужно помнить, что выход из строя одной, как правило, приводит к тому, что вслед за ней отказывают и другие, поэтому необходимо перед поездкой проверять их состояние.

Метод прикуривания

От воздействия низких температур аккумулятор разряжается быстрее обычного. Самым безопасным способом запустить двигатель в этом случае будет использование пуско-зарядного устройства. Если же его нет, придется прибегнуть к старинному методу, призвав на помощь «донора».

Однако, используя этот способ, следует помнить — он небезопасен. Так что применять его стоит только в самом крайнем случае. И обязательно помнить о том, что нельзя:

  • «прикуривать» машину с дизельным топливом от авто с бензиновым;
  • делать это при температуре ниже -25°С;
  • брать в доноры автомобиль с меньшим объемом двигателя.

Внимание!

Категорически запрещено пробовать запустить машину, если в аккумуляторе промерз электролит

Что делать, если дизель не заводится

Если силовой агрегат нормально работал, но после похолодания не завелся даже после прогрева при помощи свечей, тогда следует проверить сами свечи накаливания, состояние топлива, а также воздушный и топливный фильтры.

В ряде случаев оказывается, что свечи накала требуют замены. Также при загрязнениях воздушного фильтра может быть недостаточно воздуха, а загустение топлива или загрязнение топливного фильтра приводят к нехватке горючего.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизель плохо . Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах затрудненного запуска дизельного мотора уже после прогрева силового агрегата.

Кстати, на моторах с большим пробегом отказ запускаться может указывать на снижение компрессии по причине общего износа ЦПГ. В этом случае двигатель нужно разбирать, дефектовать и ремонтировать.

Как завести дизельный двигатель зимой после длительного простоя

Если при повороте ключа в зажигания двигатель не заводится даже после 3 попытки, лучше их прекратить, чтобы не усугублять ситуацию — так можно повредить стартер или окончательно разрядить аккумулятор.

Действовать придется почти так же, как при запуске бензинового двигателя, но с некоторыми отличиями и нюансами:

  • сцепление выжимают полностью;
  • поворачивают ключ, и ждут, когда потухнет индикатор свечей накаливания;
  • зажигают фары дальнего света, чтобы подогреть мотор;
  • включают зажигание, удерживая ключ 10-15 с.

Если мотор завелся, слегка притапливают педаль газа и некоторое время дают машине поработать. То есть, идет стандартный прогрев, как и в случае с бензиновым авто.

Типы камер сгорания

В зависимости от их геометрии различают следующие виды камер сгорания.

Разделенные.

В этом случае первичный впрыск горючего производится в отдельную полость, расположенную в головке блока. Такая технология позволяет снизить нагрузку на поршневую группу, а также значительно уменьшить шум от работы двигателя.

При этом процесс образования смеси может быть:

  • Форкамерным (предкамерным). Топливо под давлением поступает в предварительную камеру, соединенную с цилиндром несколькими каналами, где ударяется о ее стенки и таким образом смешивается с воздухом. После воспламенения смесь передается в основную камеру, где и дожигается полностью. Необходимый для максимально быстрого истечения газов через каналы перепад давления между цилиндром и форкамерой возникает в момент хода поршня на сжатие и на расширение.
  • Вихрекамерным. В этом случае первичное возгорание смеси также производится в отдельной камере, имеющей сферическую геометрию. В момент хода поршня на сжатие порция воздуха поступает в нее по соединительному каналу и интенсивно закручивается, образуя вихревой поток, за счет чего хорошо смешивается с горючим, поданным в определенный момент.

Характерными недостатками агрегатов с разнесенными камерами сгорания является усложненный запуск и повышенный расход топлива в связи с потерями при переходе порции воздуха в дополнительную камеру и обратного хода воспламененной смеси – в цилиндр.

Неразделенные.

В этом случае горючее под давлением подается в цилиндр, а камерой служит полость, выбранная в донце поршня. В силу того, что такие агрегаты характеризуются повышенным уровнем шума и вибраций в процессе работы, особенно – при разгоне, до недавнего времени неразделенные агрегаты использовались на низкооборотистых моторах большого объема, предназначенных для коммерческого транспорта. Появление электронных систем впрыска позволило оптимизировать сгорание смеси в таких двигателях и значительно снизить уровень шума от их работы, что в свою очередь сделало неразделенные конструкции наиболее перспективным технологическим решением при проектировании новых типов силовых агрегатов.

Почему нельзя заводить дизельный двигатель зимой «с толкача»

Такой метод нежелателен не только в холодное время года, но и летом. Современные дизельные легковые автомобили плохо относятся к рывкам. А в промерзшем состоянии они еще более чувствительны к механическим повреждениям. При использовании способа есть большой риск загнуть клапанные стержни или порвать привод. В результате потребуется дорогостоящий ремонт.

Чтобы избежать сложностей с запуском дизеля в мороз, рекомендуют оставлять машину на ночь на теплой парковке, обязательно следить за состоянием свечей и уровнем зарядки аккумулятора. Внимательное отношение к автомобилю поможет избежать большинства проблем.

Недостатки аккумулятора

Проверка аккумулятора

Как показывает практика, завести любой дизельный автомобиль гораздо проблематичней, чем завести автомобиль с бензиновым мотором такой же мощности. Поэтому на дизели ставят аккумуляторы и стартеры значительно мощнее. В зимнее время все дефекты аккумуляторов проявляют себя в двойном размере, так как в большие морозы необходимость двигателя в электричестве значительно возрастает. Топливо от мороза загустевает, стартеры более напряженно вращаются, и свечам требуется работать дольше. Обычно, чем сильнее на улице мороз, тем мощность аккумулятора меньше. Как завести дизель в мороз становится главным вопросом даже для опытных владельцев автомобилей.

Чтобы заранее избежать многих проблем, требуется присмотреться к работе стартера. Если он плохо работает или после пары попыток завестись ощутимо ослабевает, то необходимо обратиться к специалисту. На СТО проверят работоспособность аккумулятора и всех частей автомобиля, используемых для его зарядки. Если сразу купить новый аккумулятор, не проверив старый, то часто это просто лишняя трата денег, возможно, проблема и не в нем. Неисправными могут быть генератор или стартер. Срок службы современных аккумуляторов составляет от трех до пяти лет.

Советы на будущее

Конечно, лучше всего предотвратить данные случаи. Для этого мы рекомендуем:

  1. Оставлять автомобиль в гараже. В идеале максимально высокая и стабильная температура воздуха есть в подземных видах помещений. Но если у вас нет такого гаража, постарайтесь утеплить ворота обычного. Машина, хранящаяся в таком помещении, не только защищена от замерзания топлива, но и не подвергается воздействию внешних факторов (летом это дожди и прямые лучи ультрафиолета).
  2. Всегда заправляться качественным топливом. Конечно, предложения заправок на дешевых АЗС кажутся заманчивыми, но в зимнее время есть смысл искать станции только крупных сетей. Что касается конкретно дизельного топлива, все АЗС в период с декабря по февраль должны продавать только зимний сорт солярки, который не замерзает при температуре -20 градусов Цельсия.
  3. По возможности хранить аккумулятор дома. Даже если ваша машина хранится в гараже, все равно есть смысл снимать на ночь АКБ. Теплая батарея обеспечит надежный запуск двигателя даже при самых низких температурах. А перед тем как в мороз завести дизель, не пренебрегайте лишней проверкой заряда аккумулятора. Если он составил меньше 12,5 Вольт, подключите его на 1-2 часа к ЗУ. В холодное время заряд АКБ должен быть чуть выше нормы, то есть порядка 12,5-13,5 В.

Итак, мы выяснили, как правильно заводить дизель зимой. Надеемся, приведенные выше советы будут вам полезны. Удачи на дорогах!

Особенности езды


Прогрев и остановка мотора. Вопрос езды «на холодную» является дискуссионным. Эксплуатация дизельных двигателей допускает такую возможность, однако стоит учитывать, что тепловые зазоры в этот момент увеличены, а охладившееся масло, наоборот, частично утрачивает смазывающие свойства, что в сочетании приводит к повышенному износу деталей. Оптимальным решением будет движение на скорости до 40 км/ч при включенной 3 или 2 передаче. Глушить не турбированный двигатель можно сразу же, а мотору, снабженному системой наддува, необходимо предоставить возможность поработать без нагрузки, чтобы подшипники успели остыть и не покрылись лаковой пленкой.

Оптимальные обороты. Силовые агрегаты данного типа относятся к низкооборотистым. Привычка «крутить» мотор выше 3 500 об/мин — 4 000 об/мин приводит к ускорению износа цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Оптимальным диапазоном для таких двигателей является, в зависимости от модели, промежуток от 1600 об/мин до 3200 об/мин.

Специфика воздушного фильтра. Дизельные агрегаты не снабжаются дросселированием на впуске, что в сочетании с малым объемом камеры сгорания и высокими втягивающими свойствами провоцирует гидроудар при попадании в фильтр даже минимального количества воды.

Отказ от запуска «с тяги». Корректно работающий силовой агрегат штатно заводится при температуре окружающей среды до ?20°С. При затрудненном запуске категорически запрещается пытаться «дернуть» автомобиль, так как при этом может пострадать привод ГРМ. Кроме того, несовпадение температурного допуска горючего и температуры за бортом приводит к кристаллизации парафина и утрате топливом требуемой текучести. В таком случае попытка завести мотор на буксире приведет к сухому трению и повреждению деталей силового агрегата.

Фильтры

Если у вас не заводится дизель, возможно, проблема в накопившемся «отстое», что в топливном фильтре. Грязные частички препятствуют нормальной подаче горючего. Ресурс фильтра тонкой очистки составляет 10 тысяч километров. Что касается элемента грубой очистки, его можно просто продуть компрессором и установить обратно. Основная часть грязи скапливается именно во втором фильтре. Элемент тонкой очистки задерживает в себе частички размером до 10 микрон. Сам по себе он являет пористую бумагу, помещенную в металлический корпус.

Если не заводится дизель, значит, данный элемент загрязнен и требует замены. Подготавливая автомобиль к зиме, не забудьте и о воздушном фильтре. Поскольку двигателю требуется не только топливо, но и кислород, состояние данного очистительного элемента напрямую влияет на качество работы и запуск мотора. Советы опытных водителей говорят, что этот фильтр следует менять как можно чаще (но не позже 10 тысяч километров). Особенно сокращается его ресурс при эксплуатации в пересеченной местности, где вместо асфальта – шлак и грунтовка.

Готовься отогревать двигатель

Звучит иронично, но, возможно, придется действительно отогревать, если топливо все-таки замерзнет. С этим может помочь парогенератор или обычный фен, тепловой поток которых нужно направить на топливный фильтр: скорее всего, именно он препятствует запуску двигателя, так как не может пропустить через себя густое топливо. Еще один вариант — заменить фильтр, но с этим сложнее. Если фена нет, то в ход может пойти кипяток и ветошь, которой нужно обернуть топливный фильтр, чтобы отогреть его.

Фото: depositphotos и «За рулем»

Ну что, не завелся? Вот 4 правила, и не повторится!

Неисправен ТНВД и форсунки

При поломке насоса создание нужного давления в топливной системе невозможно. При частичной неисправности дизель будет «чихать». Но здесь есть еще один важный момент. Как правило, в большинстве конструкций ТНВД имеется ременный привод. Именно его и нужно проверить изначально. Ремень может слететь, порваться.

Второй момент – предохранители насоса, которые могут перегореть, например, при неудачном (непрофессиональном) ремонте. В таких случаях дизель плохо .


ТНВД

Двигатель запускай правильно

Да, для дизельных автомобилей есть специальная технология запуска в холодную погоду. Перед тем как запустить двигатель, включите зажигание — на приборной панели должен появиться индикатор работы свечей накала, а также будет слышен характерный щелчок реле. Примерно через 10 секунд будет слышен второй щелчок — реле выключилось. Прогревайте свечи, пока на приборной панели не погаснет значок свечей накала (обычно это иконка в виде спирали).

После того как двигатель заведется, дайте ему поработать около пяти минут, после чего нужно начинать движение, так как дизельные двигатели прогреваются на ходу. Главное — первые несколько километров не стоит газовать.

Эксплуатация зимой

Эксплуатация дизельных двигателей на холоде усложняется необходимостью использовать соответствующее топливо при понижении температуры до 20°С и более («зимнее» и «арктическое» соответственно). Особого внимания при этом требует состояние форсунок и ТНВД. В это время специалисты советуют оставлять автомобиль на ночь в теплом гараже, чтобы избежать кристаллизации парафинов в горючей смеси. В случае эксплуатации дизельного двигателя, оснащенного турбиной, весьма пригодится наличие турботаймера, который позволит выдерживать необходимые для прогрева и остывания интервалы.

Заправка

Одной из особенностей эксплуатации дизельных двигателей любого типа является придирчивое внимание к качеству топлива. Специалисты советуют проверять самостоятельно даже горючее с брендовых заправок.

Главный враг дизельной установки — это наличие воды в смеси, которая способна спровоцировать коррозию в топливной аппаратуре. Во избежание этого рекомендуется не заправлять горючее сразу в бак, а набрать его в канистры и дать отстояться, чтобы возможный осадок и примеси успели опуститься на дно.

Простым способом проверить смесь на наличие воды является добавление кристаллов марганцовки в пробную порцию, набранную в прозрачную посуду. При наличии воды вокруг них сразу же образуются окрашенные разводы.

Еще одним важным критерием является абсолютная прозрачность смеси. Любое помутнение, особенно — в зимний период, может означать начальную стадию кристаллизации парафина, легко забивающего топливные фильтры.

Советы по ремонту


Попытка сэкономить на запчастях или обслуживании при эксплуатации дизельного двигателя может привести к необходимости его дорогостоящего ремонта. В силу значительных нагрузок к качеству комплектующих данного типа силовых установок предъявляются жесткие требования.

Использование дешевых свечей, цепей и иных комплектующих может превратиться в бессмысленную трату денег, так как детали будут выходить из строя в кратчайшие сроки.

Аналогичный принцип актуален и для самого сервиса, в котором проводятся ремонтные работы. Привлечение неквалифицированных механиков может закончиться потерей времени, денег и даже новыми повреждениями мотора.

Ремонт дизелей требует строгого соблюдения регламента работ и наличия профессиональных знаний и оборудования у исполнителей.

Современные дизельные двигатели зарекомендовали себя с положительной стороны, однако сложная конструкция и требовательность таких моделей требует квалифицированного сервисного обслуживания.

Дизельный является представителем крупнейших торговых марок автокомпонентов, а также предлагает услуги по регулировке и ремонту топливной аппаратуры отечественного и иностранного производства. Подобрать нужный дизельный двигатель, а также ознакомиться с характеристики и фото товаров вы можете в каталоге на сайте компании.

Готовь сани летом, а дизель еще раньше

Понятно, что сейчас уже не время, но на будущее: перед зимним сезоном нужно было проверить состояние системы зажигания. Ключевой элемент — свечи накала должны работать исправно и прогревать камеру сгорания, чтобы магия сработала и двигатель запустился. Также желательно проверить углы зажигания, чтобы они были выставлены оптимально, а топливо полностью сгорало в камере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]