В процессе эксплуатации свеча зажигания любого автомобиля подвергается воздействиям весьма высоких температур. Кроме того, процесс сгорания смеси топлива с воздухом вызывает химическую реакцию, поэтому после интенсивного использования на рабочей поверхности детали появляется налет, изменяющий ее цвет. Решением проблемы может стать использование свечей, выполненных из материалов, устойчивых как к температурным, так и к агрессивным химическим воздействиям. Кроме того, можно просто устранить нагар, вернув детали прежний вид и первоначальную работоспособность.
Чёрный налет — что это такое?
Именно черный нагар на свечах зажигания образуется чаще всего. Черная копоть бывает 2 видов — структура налета тоже бывает разной. Если налет имеет сероватый оттенок, переживать не стоит — это признак стабильности работы мотора.
Если электрод или резьбовые соединения покрыты маслянистой копотью, это означает, что при работе мотора слишком много рабочей жидкости оказывается в камере сгорания. У этого явления есть сопутствующий симптом: при запуске мотора из выхлопа начинает выходить дым синего цвета. Возможных причин несколько:
- износились поршневые колпачки;
- пришли в негодность поршневые кольца;
- клапанные втулки выработали ресурс.
Появление черного нагара на свечах связано с износом составляющих цилиндропоршневой системы. Решается проблема путём замены изношенных деталей на новые.
Другой вид смоляного нагара называется «бархатистым». Следов присутствия масла в этом случае нет. Появление сажевых отложений такого типа связывают с возникновением в камере сгорания ТВ смеси, содержание горючего в которой сильно превышает норму. Тогда образуется сухой смоляной нагар. Это происходит из-за неисправности свечи — если в ней перестало вырабатываться необходимое для воспламенения количество энергии. Копоть оседает на электродах и никогда не появляется на резьбе.
Виды копоти
Свечи зажигания – неотъемлемый элемент любого авто, который работает на топливе. Они выполняют две функции: обеспечивают искру в камере сгорания и отводят излишки тепла после его появления.
Появление проблем с этим элементом приводит к некорректной работе двигателя. Мотор начинает глохнуть, заводится через раз, нестабильно работает. Чтобы проверить их работу, необходимо просто взглянуть на цвет копоти.
В большинстве случаев выделяют черный нагар на свечах зажигания. Он может быть двух разновидностей, по которым можно установить причину неисправности.
Водителю следует учитывать, что нормальный нагар на свечах считается серого или коричневого оттенков. Это свидетельствует о нормальной работе двигателя.
Маслянистая копоть черного цвета
Если обнаружен нагар и масло на свечах зажигания при выкручивании, это означает, что в камеру сгорания заходит слишком много масла. Обычно одновременно с этим водитель замечает, что при старте из выхлопной трубы идет синий дым. Причины черных свечей кроются в износе деталей цилиндропоршневой группы.
Почему на свечах зажигания черный нагар: причины
Черный нагар на свечах может покрывать все искрообразующие элементы или появиться только на некоторых из них. Если чернеет один элемент, это можно связать именно с его неисправностью. Иногда в свече просто обгорает провод. Но нельзя исключать и неисправность соответствующего данному элементу цилиндра.
Если элемент покрылся копотью лишь с одной стороны, это говорит о плохой посадке клапана. Также причинами могут быть прогорание клапана или проблемы с ГРМ.
Неравномерное образование копоти бывает вызвано несоответствием калильного числа свечи типу двигателя. Если КЧ элемента превышает установленную норму, станет темной только его верхняя часть, а корпус останется белым. При низком калильном числе, наоборот, поменяется цвет корпуса.
Когда чернеют все элементы сразу, это следствие позднего зажигания. В данном случае рекомендуется прислушаться к работе стартера. Если зажигание действительно позднее, стартер издает звуки, похожие на стук.
Также проверьте работу инжектора. При его неисправности ТВ смесь может чрезмерно обогатиться. В результате сгорания такого топлива и получается черный налет. Его появление связывают и со следующими неисправностями:
- забитый воздушный фильтр;
- некорректный угол зажигания;
- повреждение изоляции проводки;
- деформация бегунка трамблера или его крышки;
- дефект катушки зажигания.
Обобщим причины появления нагара на моторах разных видов.
Карбюратор
Здесь образование копоти, как правило, связывают с чрезмерным обогащением горючим. Несгоревшее топливо может оседать на искрообразующих элементах, установленных на карбюраторных моторах, из-за сбоев в работе карбюратора или его неправильной настройки.
Нередко проблемы возникают из-за неисправности электрического клапана или недостаточной компрессии в цилиндрах. В этом случае проверяют воздушный фильтр, так как на карбюраторных моторах он загрязняется несколько быстрее, чем на инжекторах.
Еще одна распространенная причина — недостаточное искрообразование.
Инжектор
Черный налет в инжекторных агрегатах обычно образуется из-за повышенного давления в топливной раме. Топливо подается слишком активно, не успевает выгорать. Работа стабилизатора давления при этом нарушается.
Посмотрите на катушку зажигания — вероятно, она вышла из строя из-за некорректного угла опережения.
Распространенной причиной является износ конденсатора или поршневых колец. Ну и, наконец, сами искрообразующие элементы также могут сломаться.
Светлые электроды
Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.
Почему подается бедная горючая смесь:
- лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
- неисправные либо засоренные форсунки;
- некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
- недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
- проблемы с регулятором холостого хода;
- подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
- неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.
Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.
Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.
Как избавиться от черного налёта?
Масло на искрообразующих элементах вредит системе зажигания. Маслянистая пленка провоцирует перегрев и появление нагара, результатом чего может быть полная поломка электродов. Свечи придется выбрасывать.
Если почернел только один элемент, определить неисправность можно, поменяв его местами с нормальной свечой. Если исправный элемент тоже почернеет, значит, искрообразаватели ни при чем — неисправность стоит искать в цилиндре. Соответственно, если никаких изменений не произошло, «виновата» свеча.
Надо регулярно проверять искрообразующие элементы, а также проводить их чистку. Мастера советуют делать это каждые 10 000 км или при очередной замене масла. Некоторые водители производят чистку с помощью наждачной бумаги, но это может повредить защитный слой (особенно в свечах из иридия).
Для чистки потребуются следующие материалы:
- синтетическое моющее средство;
- одноразовые стаканы из пластика (после использования подлежат немедленной утилизации);
- ворсистое приспособление для чистки (например, зубная щетка);
- ветошь.
В заготовленный заранее пластиковый стаканчик наливаем очищающее средство. Подойдет любое поверхностно-активное вещество. Стаканчик заполняем им до такого уровня, чтобы в моющее средство была погружена электродная часть свечи вместе с резьбовым соединением. В таком положении элементы должны находиться не менее получаса, но можно продлить их пребывание в растворе до 45 минут. В это время будет происходить химическая реакция — можно наблюдать процесс очистки элементов.
Затем свечки вынимаем из стаканчика, очищаем щеткой — усерднее всего электрод. Потом моем элементы в теплой, желательно проточной воде. Наконец, вытираем их насухо ветошью.
Возможные причины появления нагара
Перед тем как ответить на вопрос о том, почему свечи черные, необходимо определиться, как именно они почернели. Ведь это от этого зависит, в каком направлении производить поиск. В частности, свечи могут чернеть все вместе, а может лишь одна или две из набора. Также свеча может почернеть лишь с одной стороны, а может по всему диаметру. Еще различают так называемые “мокрый” и “сухой” нагар.
Следует учесть, что скорость появления и характер нагара напрямую зависит от имеющихся неисправностей (если они есть):
- Нагар на новых свечах начинает образовываться минимум через 200-300 км пробега. Причем желательно ехать по трассе приблизительно с одинаковой скоростью и нагрузкой на двигатель. Так свечи будут работать в оптимальном режиме, и можно будет более объективно оценить состояние агрегатов автомобиля.
- Количество и тип нагара зависит от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенных АЗС, а не ездить на газолине или подобных смесях. Иначе установить настоящую причину появления нагара (если он имеет место) будет тяжело.
- В карбюраторном двигателе должны быть правильно выставлены холостые обороты.
Теперь перейдем непосредственно к вопросу, почему на свечах зажигания появляется черный нагар. Может быть 11 основных причин:
- Если вы заметили почернение лишь с одной стороны, то, скорее всего, это вызвано прогаром клапана. То есть, нагар на свечу попадает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
- Причиной черных свечей может быть прогар клапана. Ситуация аналогична предыдущей. Нагар может проникать на нижний электрод.
- Неверно выбранное калильное число свечи вызывает не только её повреждение в дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение попервах. Если упомянутое число мало — то поменяется форма конуса нагара. В случае, если оно велико — то почернеет только верхушка конуса, а корпус будет белым.
«Сухой» нагар на свече
Как правило, при выставленном позднем зажигании и работе на обогащенной топливовоздушной смеси возникают следующие последствия:
- пропуски зажигания (на инжекторных двигателях появляется ошибка P0300);
- проблемы с запуском двигателя;
- неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах, и как следствие, повышенный уровень вибрации.
Переходим к устройству
Составляющие элементы автомобильной свечи
- Контактный наконечник нужен для крепления высоковольтного броне провода на свечке
- Изолятор изготовлен из высокопрочной керамики на основе оксида алюминия, которая выдерживает температуру до 1000 градусов и напряжение электрического тока до 60.000 Вольт
- Он необходим для полной изоляции внутренних частей свечи (таких как центральный электрод) от корпуса
- Фактически разделяет «плюс» и «минус»
- Изолятор имеет в верхней части несколько кольцевых канавок и покрыт специальной глазурью, которая служит для того, чтобы предотвращать утечку тока
- На конце, погружаемом в камеру сгорания, изолятор выполнен в форме конуса, это называется «тепловой конус»
- Конус может выступать за пределы резьбы корпуса ( в «горячих свечах»), и бывает утопленным в корпус (в «холодных» свечах)
- Сам корпус свечи изготавливается из стали, и служит для ввертывания свечки в головку блока цилиндров и отвода тепла от электрода и изолятора
- Кроме этого он работает как проводник «массы» машины к боковому электроду свечки
- Наконечник центрального электрода изготовлен из жаростойкого сплава железа с никелем, сердечник его выполнен из меди и другого металла (поэтому называется биметаллическим электродом)
- Он служит проводником электрического тока для возникновения искры и является самой горячей деталью свечки
- Боковой электрод изготовлен, из жаропрочной стали, имеющей примеси никеля и марганца
- Некоторых свечи имеют несколько боковых электродов в целях улучшения искрообразования
- Существуют свечки с биметаллическими боковыми электродами (железо с медью, например), которые имеют увеличенный срок службы и лучшую теплопроводность
- Боковой электрод играет роль минуса (массы) и нужен, чтобы обеспечить образование искры между центральным электродом и ним
- Помехоподавляющий резистор выполнен из керамики
- Основная функция подавления радиопомех
- Его соединение с центральным электродом герметизируется специальным герметиком
- Резистор присутствует не во всех свечках зажигания (к примеру, в А17ДВ резистора нет, а вот А17ДВР содержит резистор)
- Уплотнительное кольцо сделано из металла
- Оно необходимо для уплотнения контакта свечки с посадочным гнездом, расположенным в головке блока
- Уплотнительное кольцо присутствует лишь на свечах, имеющих плоскую контактную поверхность
- Свечки, имеющие конусную контактную поверхность, выпускаются без уплотнительного кольца
- На картинке вверху показана свечка, с плоской поверхности и уплотнительным колечком
Зазор между электродами
Двигатель любого легкового автомобиля наиболее эффективно работает лишь при определенном зазоре, который выставляется между электродами свечей. Следует знать:
- Что зазор в свечках зажигания должен строго соответствовать условиям заводской инструкции прилагаемой к автомобилю
- Если зазор меньше необходимого, искра, проскакивающая между электродами, выходит короткая и слабая, от этого сгорание топливной смеси сильно ухудшается, отсюда может возникать на ваз 2109 нагар на свечах
- Если зазор больше нормы, увеличивается напряжение, которое нужно для пробивания искрой воздушного промежутка, который существует между электродами свечки, искры при этом может пропасть вообще, либо она будет слишком слабая
- Измерять зазор рекомендуется с помощью специального круглого щупа (заметьте не плоского, как делают многие) необходимого диаметра
- При применении плоского щупа, размер зазора будет неточным
- В процессе работы свечки происходит перенос металла с электрода на электрод
- Поэтому на одном электроде через какое-то время появляется ямка, на другом электроде бугорок
- Именно поэтому чтобы точно измерить зазоры годятся лишь круглые щупы
- Регулировка зазоров осуществляется через подгибание бокового электрода
- Зазор между электродами регулируют только подгибанием «массового» бокового электрода
- Тут специалиста искать нет необходимости, вы легко это сделаете своими руками
- Когда наступают холода, чтобы снизить пробивное напряжение зазор обычно уменьшают на 1 – 2 десятых доли миллиметра
- Тогда при запуске мотора стартером в мороз, он быстрее будет заводиться
Калильное число
Принято Калильным числом называть тепловую характеристику свечки (ее способность противостоять перегреву). В каждом типе двигателя применяется свеча зажигания, имеющая строго определенное калильное число. Свечки подразделяются на холодные (имеющие высокое калильное число), соответственно им — горячие (имеющие низкое калильное число). Зачем учитывать калильное число при подборе свечей на замену:
- Калильное число зависит от материала изолятора и размерами его нижней части (горячие свечи имеют более длинную часть)
- Свечи отечественных производителей имеют значения калильного числа в пределах от 11 и до 23, а значение калильного числа зарубежных индивидуальны для каждого производителя
- Если не смотреть на это, при замене свечей, тогда воздушно топливная смесь, попадающая в цилиндры, начинает поджигаться преждевременно, от раскаленного корпуса, а не от электрической искры
- Мотор в этом случае начинает «звенеть» под загрузкой, (начинается детонация, «стучат пальцы») как будто неверно выставлен угол опережения зажигания
- Мотор также продолжает работать некоторое время после выключения зажигания
- В таком случае важно поменять свечки, на более холодные модели
- И, наоборот, постоянно возникающий черный нагар на электродах, при исправном моторе, говорит о неправильном калильном числе свечей
- Выглядят правильно подобранные свечки чистыми, а нагар в нижней части имеет светло-коричневый цвет, температурный режим у нее 600-800градусов
- В таком случае, свечка самоочищается, а масло, которое попадает на нее, сразу выгорает, и нагар на ней не образуется
- Когда температура работы ниже 600градусов (как при движении в городе), свеча быстро покрывается нагаром, превышение температуры сверх 800градусов (движении на скоростных режимах) тогда возникает калильное зажигание (воспламенение смеси от раскаленного корпуса свечки)
- Исходя из этого, подбираем свечки для двигателя своего автомобиля согласно рекомендации завода-производителя
Неисправности свечей зажигания непременно приводят к проблемам в работе мотора автомобиля:
- Например, появление неустойчивого холостого хода (когда мотор «троит», плавают обороты)
- Возникновение провалов, рывков, и подергиваний, теряется мощность и приемистость
- Затрудняется запуск (и холодный и на горячую) все это является следствием применения дефектных свечей
Хорошо, что определить неисправности свечей не сложно даже без специального оборудования. Просто надо вывернуть их из мотора и внимательно осмотреть. Такая процедура является одновременно и диагностикой двигателя, так как показывает, что происходит внутри. Далее приводим список основных, постоянно встречающихся, неисправностей, среди которых вы можете найти свою.
Трещины на изоляторе
Ясно различимые трещины либо сколы на изоляторе свечки зажигания требуют ее немедленной замены:
- Они появляются как в верхней части изолятора, так и внутри на тепловом конусе, расположенном вокруг центрального электрода
- Причина их появления — либо естественный износ в процессе длительной эксплуатации, но чаще плохое качество изготовления изолятора, в результате несоблюдения технологии изготовления (изначально заметный выпуклый продольный шов соединения его половинок)
- Трещины могут появиться от детонации, возникающей от неправильно настроенного угла опережения зажигания, от использования некачественного топлива (не подходящего по октановому числу) либо несоответствие калильного значения для вашего двигателя
- Когда используются свечки с треснувшим изолятором, происходит утечка тока корпус свечки (ее «массу»), происходит «пробой»
- Сила искрового разряда, проскакивающего между электродами, снижается, а может и вообще пропасть искра
- От этого получается неустойчивый холостой ход, а так же возникают провалы при трогании с места, потеря мощности либо невозможность запуска
- Чтобы обнаружить микротрещины, которые невооруженным глазом незаметны, можно обнаружить, если смотреть на свечки при запущенном моторе в темноте
- Если видны разряды, обтекающие изолятор, это означает, что свечи пора заменить
- Чтобы предупредить появление трещин изолятора рекомендуется своевременно производить замену
- Периодичность замены для ваз2109 составляет 15тысяч километров пробега
- Загрязнение изолятора зачастую имеет в основе трещины
- В этих трещинах начинает скапливаться нагар, который образует в ваз 2109 черный нагар на свечке (либо на тепловом конусе, находящемся вокруг главного электрода), либо в точках «пробоя» появляются рыжие пятна (с наружной части изолятора)
- Применение таких свечей имеет аналогичные последствия для работы мотора как уже описано выше
- Обычное загрязнение в верхней части изолятора, которое не влияет на работу свечки, необходимо удалить, протерев их
Черный нагар на электродах
На ваз 21093 нагар на свечах черный, появляется на боковом электроде, и на центральном, покрывает тепловой конус изолятора. Причины этому такие:
- Либо калильное число их не соответствует двигателю, поэтому не происходит самоочищение в процессе работы
- Слишком богатая горючая смесь, из-за плохой регулировки карбюратора, либо засоренного воздушного фильтра
- Возможно, неправильно отрегулирован угол опережения зажигания (зажигание получается слишком раннее)
- Возникают пропуски зажигания по причине «пробития» высоковольтных проводов, либо изолятора
- Неправильный зазор между электродами
- На ваз 2109 свечи закопчены от длительной работы на холостых оборотах либо продолжительное передвижение автомобиля на пониженных передачах
- Использование свечек с черным нагаром ухудшает запуска мотора, и повышает расход бензина, снижает мощность двигателя, вызывает нестабильный холостой ход, наблюдается повышенное дымление из глушителя
- Обнаружив, что свечи черные, попробуйте прогнать машину на повышенных оборотах 20-30километров, затем выкрутите свечки
- Если нагар остался, тогда следует заменить их, либо определить причину
Масло на резьбе и электродах
Появление смазки на свечках зажигания, зачастую сопровождается с черным нагаром, это свидетельствует о неполадках в работе двигателя:
- Возможно, износились маслосъемные колпачки (это еще пол беды)
- Износились направляющие втулки клапанов, либо поршневые кольца, сами поршни, а так же цилиндры
- Возможно засорение системы вентиляции картера, из-за этого в камеру сгорания начинает поступать лишнее масло
- Если происходит замасливание в верхней части резьбы, это означает, что проблема с маслосъемными колпачками, если нижней части и электродов, тогда скорее всего неисправны поршневые кольца
- Такая неисправность обычно хорошо ощутима, из-за потери мощности и приемистости мотора, повышения расхода горючего и смазки, затрудненного пуска, неустойчивого ХХ двигателя, а так же дымлением из глушителя
- Чтобы выявит причину такой неисправности необходимо замерить компрессию в цилиндрах
- В лучшем случае прочистите вентиляцию картера, либо произведете промывку цилиндров присадкой для устранения залегания колец
- В худшем – капитальный ремонт
Топливо на электродах и в резьбе
Появляется, когда при неисправном карбюраторе «заливает» свечи топливом. Чаще всего, горючая смесь, которая попадает в цилиндры, излишне обогащается из-за, неверно отрегулированного уровня бензина в поплавковой камере, либо неисправности связанной с игольчатым клапаном. Поэтому следует сразу же проверить и отрегулировать карбюратор при необходимости, потому что из-за постоянного заливания свечей затрудняется запуск мотора.
Появился белый или светло-серый налет
Когда обнаружили в ваз 2109 на свечах нагар светло-серого либо белого цвета, причины его возникновения такие:
- Свечка зажигания установлена слишком «горячая»
- Ее калильное число слишком низкое, она просто не подходит к вашему двигателю
- Возможно возникновение калильного зажигания
- Возможно, бедная воздушно — топливная смесь, которая получается при плохо отрегулированном карбюраторе, либо неверно поставленных жиклерах (в сторону уменьшения), возникает посторонний «подсос» воздуха
- Причина может крыться в позднем зажигании, угол опережения получается, слишком мал
- Продолжительное движение на повышенных оборотах двигателя
- Вышеперечисленные причины указывают на эксплуатацию мотора в ненормальных условиях
- Если не выявить причину появления такого нагара и не устранить ее, тогда работа мотора в этом режиме приведет к разрушению клапанов, цена ремонта возрастет
Оплавление электродов
Причина оплавления, коррозии и разрушения электродов продолжительная эксплуатация мотора с постоянной детонацией:
- Она возникает из-за некачественного бензина (низко октанового), из-за несоответствия калильного числа (меньше чем необходимо), либо раннего зажигания
- Запуск двигателя затруднен, слышны стуки в его работе, он часто перегревается, появляются провалы либо рывки при движении, мотор «троит»
Все с возможными неприятностями, видео поможет разобраться с непонятными моментами.
Источник
Что делать при появлении нагара
В первую очередь необходимо помнить, что масляные загрязнения и перегрев, результатом которого является копоть на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Особенно страшен перегрев, поскольку из-за него возникает вероятность выхода из строя электродов на свечах без возможности их восстановления.
В случае, если на вашем авто появилась лишь одна почерневшая свеча, то диагностировать поломку можно, попросту поменяв свечи местами. Если после этого новая свеча также почернеет, а старая очиститься — значит, дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось — тогда возникают вопросы к работоспособности самой свечки.
Масляные отложения
В отдельные случаях свечи могут быть мокрыми и черными. Чаще всего причиной этого факта является попадание масла в камеру сгорания. Дополнительные симптомы этой неисправности следующие:
- затрудненный запуск двигателя;
- пропуски в работе соответствующего цилиндра;
- двигатель при работе дергается;
- появление синего дыма из выхлопной.
Масло в камеру сгорания может попасть двумя путями — снизу или сверху. В первом случае оно попадает через поршневые кольца. И это очень плохой признак, ведь зачастую это грозит капитальным ремонтом двигателя. В редких случаях можно обойтись раскоксовкой мотора. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, то оно идет из ГБЦ по направляющим клапанов. Причина этого заключается в износе маслосъемных колпачков. Для устранения этой неисправности необходимо лишь заменить колпачки.
Нагар на изоляторе
Красный нагар на свече
В некоторых случаях нагар, который естественным образом появляется в камере сгорания, может на высоких оборотах двигателя отрываться от поршня и прилипать к изолятору свечи. Следствием этого будут пропуски в работе соответствующего цилиндра. Двигатель при этом будет “троить”. Это наиболее безобидная ситуация, почему чернеют свечи зажигания. Устранить ее можно просто почистив их поверхность или заменив на новые.
Если в вашем двигателе появились черно-красные свечи, то это значит, что вы заливаете топливо с избыточным количеством присадок с металлами. Долго его использовать нельзя по той причине, что со временем металлические отложения образуют на поверхности изолятора свечи токопроводящий налет. Искрообразование ухудшится и свеча вскоре выйдет из строя.
Чистка свечей зажигания
Карбюратор ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110
Более подробно хотелось бы остановиться карбюраторных автомобилях ВАЗ 2107, 2106, 2109, 2110, на что в первую очередь обращаться внимание если в них обнаружились черные свечи. В первую очередь обратите внимание на «поведение» двигателя, троит он или нет
Если троит и свеча черная и сухая, то грешить нужно на топливную систему, а если она мокрая, то на масло, которое проникло в камеру сгорания. Также проблема может быть и в зажигании, которое выставлено неправильно
В первую очередь обратите внимание на «поведение» двигателя, троит он или нет. Если троит и свеча черная и сухая, то грешить нужно на топливную систему, а если она мокрая, то на масло, которое проникло в камеру сгорания
Также проблема может быть и в зажигании, которое выставлено неправильно.
Обратите внимание на карбюратор, проверьте:
- Вторую камеру – она должна быть сухая;
- Правильно ли отрегулирован винт качества смеси;
- Как отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере – если неправильно, то в результате перелива будет обогащаться топливная смесь в результате свечи будут чернеть. Проверка должна осуществляться на перевернутом карбюраторе при снятой верхней крышке. Поплавок дожжен находится в 7-8 мм от уровня плоскости прокладки. На «Солексе» можно делать и 10 мм.
- Правильно ли отрегулирован магнитный электроклапан.
- Какое количество топлива в поплавковой камере – нормой считается 2.5 см от верхнего края камеры (при снятой верхней крышки) до поверхности бензина.
- Проверьте автоподсос. Если он есть и неисправен, то в результате закрытой заслонки образуется обогащенная смесь, как итог, свечи черные.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Провалилась педаль сцепления, причины и что делать?
А также нужно проверить состояние самой свечи, провода высокого давления (может пробивать на массу), трамблёра. Не забудьте про катушку зажигания, как ее проверить читайте тут .
Если же двигатель начинает троить не сразу, а после прогрева, то опять же пройдитесь по вышеуказанным пунктам, плюс, проверьте регулировку клапанов.
Чистка свечей зажигания от налета
Чистку свечей необходимо проводить регулярно, так же как и осматривать их состояние. Рекомендуется это делать приблизительно через 8. 10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать в момент замены масла в двигателе. Однако при наступлении описанных выше симптомов можно сделать это и раньше.
Сразу стоит оговориться, что старым методом с использованием наждачной бумаги для чистки электродов пользоваться не рекомендуется. Дело в том, что так возникает риск повреждения защитного слоя на них. Особенно это актуально для иридиевых свечей. У них центральный электрод тонкий и покрыт иридием, являющимся полудрагоценным и редким металлом.
Для очистки свечей зажигания вам понадобится:
- моющее средство для удаления налета и ржавчины;
- одноразовые пластиковые стаканчики (после окончания процедуры очистки подлежат утилизации, использовать их для пищевых продуктов в дальнейшем нельзя);
- тонкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
- ветошь.
Процедуру очистки выполняют по следующему алгоритму:
- В подготовленный заранее стакан наливают чистящее средство до уровня, чтобы полностью погрузить в него электроды свечи (без изолятора).
- Погружают в стакан свечи и оставляют на 30. 40 минут (в процессе возникает химическая реакция очистки, которую можно наблюдать невооруженным глазом).
- По истечению указанного времени свечи достают из стакана, и с помощью кисточки или зубной щетки удаляют налет с поверхности свечи, особенно уделяя внимание электродам.
- Промывают свечи в теплой проточной воде, удаляя химический состав и грязь с их поверхности.
- После промывки вытереть свечки насухо подготовленной заранее ветошью.
- Финальный этап — просушить свечи на батарее, в духовке (при небольшой температуре +60…+70°С) или при помощи фена или тепловентилятора (главное, чтобы оставшаяся в них вода полностью испарилась).
Выполнять процедуру необходимо тщательно, очищая и удаляя всю грязь и налет, имеющиеся на поверхности. Помните, что вымытые и очищенные свечи работают на 10. 15% эффективнее, чем грязные.
Итоги
Появление черной свечи зажигания на карбюраторе или инжекторе может быть вызвано разными причинами. Как правило, их сразу несколько. Например, неправильно подобранные свечи, продолжительная работа двигателя на высоких оборотах, неверно выставленное зажигание, неисправные маслосъемные колпачки и так далее. Поэтому рекомендуем вам при появлении описанных выше симптомов и просто периодически проверять состояние свечей зажигания на вашем авто.
Так вы не только продлите срок эксплуатации двигателя, но и сохраните мощность и комфорт при вождении. Дополнительную информацию о том, как можно диагностировать двигатель автомобиля по цвету нагара свечей зажигания вы можете посмотреть дополнительно.
Диагностика системы подачи горючего в двигатель
Следует проверить присутствие необходимого количества горючего в бензобаке. Недостаточное его количество способно повлиять на дальнейшую диагностику, поскольку малый объем бензина не позволит бензонасосу получить нужное его количество. Всю диагностику следует проводить с полным бензобаком.
Нужно обратить внимание на:
- Карбюратор;
- Насос;
- Клапан холостого хода;
- Масло.
Следует начинать проверку с насоса, так как сделать это весьма несложно. Необходимо разъединить топливный шланг от мотора и прокрутить стартер.
Насос работает, если наблюдается подача топлива. Диагностику можно проделать и не запуская двигатель. Для этого нужно нажать на рычажок на самом насосе. Достаточно нескольких нажатий, чтобы создалось необходимое давление.
В случае, если бензин не начал качаться после прокачки, то насос следует сменить на новый. Восстанавливать насос нет особого толка, так как данный компонент обладает небольшой ценой. В районе 500-1500 р.
Дальнейшим этапом будет диагностика карбюратора. Сделать это одному не представляется возможным. Поэтому следует попросить кого-нибудь помочь.
С найденным помощником необходимо проделать следующие действия:
- Отсоединить крышку воздушного фильтра;
- Помощнику надо посмотреть в коллектор;
- Нажать на газ и попробовать завести двигатель.
В коллектор должен поступать бензин. Если все так, значит система исправна. Если нет, то карбюратор сломан.
В этом случае на карбюраторе нужно почистить клапан холостого хода. Данный клапан имеет вид “батончика” и находится с боковой стороны. Его необходимо выкрутить и проверить на наличие грязи. Чистку клапана нужно проводить иглой или же другой тонкой вещью.
Если ВАЗ 2109 на карбюраторе не заводится с 1-го раза, то дефект явно находится в жеклерах карбюратора.
Для полной чистки понадобится особая жидкость и компрессор. Также необходимо грамотно произвести настройку самого карбюратора. Проделать это самому весьма непросто если нет надлежащего опыта.
Если у ВАЗ 2109 стоит инжектор и двигатель не заводится, то следует провести проверку форсунок. Прежде всего следует проверить мультиметром присутствие питания. Для этого надо смерить напряжение на контактах, которые подключены к форсунке. Если напряжения нет, то необходимо провести проверку кабеля.
Если ВАЗ 2109 не заводится на инжекторе или карбюраторе в зимний период, то одной из причин может быть в загустевании масла с цилиндрах. Из-за этого падает сила компрессии и двигатель не в состоянии преобразовать смесь. В зимнее время, масло стекает в цилиндре сверху вниз. И при стремлении запустить двигатель, на цилиндры сверху течет топливо, которое растворяет масло и смывает его со стен цилиндра.