Стартер – необходимый элемент автомобиля, предназначенный для запуска двигателя от ключа зажигания. Вращение стартера передается на коленчатый вал через маховик.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, в состав которого входят: статор (неподвижная часть, состоящая из обмоток); якорь (вал, в пазах которого расположены коллектор и обмотка); обгонная муфта (шестерня с механическим устройством) и втягивающее реле.
Из-за чего стартер выходит из строя?
Разбираясь в причинах выхода из строя детали, можно сказать, что их не так уж и много:
- Заводской брак. Из-за конструктивных особенностей кузова заводу изготовителю пришлось уменьшить размер механизма, поэтому он обладает недостаточной мощностью и часто выходит из строя;
- Работа устройства с недопустимыми перегрузками. Если приходится долгое время крутить двигатель, то можно перегреть элемент;
- Нарушение правил эксплуатации. Например, у автолюбителя кончился бензин, и чтобы убрать машину на обочину, он включает передачу и крутит стартером, что позволяет сдвинуть автомобиль. Механизм не рассчитан на такую нагрузку;
- Естественный износ деталей.
Механизм является недоработкой завода изготовителя и считается «болячкой» автомобиля ВАЗ 2114, так как довольно часто выходит из строя.
Номер по каталогу и стоимость аналогов
Найти фирменный стартер ВАЗ 2114 не всегда просто. При этом качество оригинальных узлов сильно хромает, что еще дополняется высоким уровнем брака среди продаваемой продукции. Поэтому опытные автовладельцы рекомендуют прибегать к покупке аналогов от сторонних производителей. Наилучшие альтернативные варианты родного стартера ВАЗ 2114 представлены в нижеприведенной таблице.
Таблица — Хорошие аналоги оригинального стартера ВАЗ 2114
Производитель | Артикул | Примерная стоимость, рубль |
As-pl | S9008 | 1750-2300 |
HC Parts | CS332 | 2650-3500 |
Стартвольт | LST0115 | 3400-3800 |
Bosch | 986014950 | 7300-8900 |
WPS | 30714N | 2880-3500 |
Симптомы неисправности стартера ВАЗ 2114
Разбираясь в симптомах неисправности, можно выделить несколько пунктов:
- Поворачивая ключ зажигания механизм не двигается;
- Запустив двигатель, бендикс не выходит из зацепления с маховиком;
- При повороте ключа зажигания слышны только электрические щелчки;
- Стартер дымится при попытке запуска мотора;
- Механизм жужжит, но не входит в зацепление с маховиком.
Полезно: Где находится предохранитель и реле стартера на ВАЗ 2114?
Все причины схожи между собой в одном, двигатель не начинает вращение во время попытки запуска. Чтобы точно определить в чем неисправность, потребуется снять механизм и провести диагностику. Есть несколько основных причин выхода из строя:
- Совсем не крутит: когда замкнула обмотка, либо заел вал якоря на втягивающем реле;
- Недостаточная скорость: оборвалась или замкнула обмотка якоря, статора или износились щетки;
- Не передает обороты на коленвал: неисправен бендикс;
- Не отключается даже после запуска: поломка пружины на муфте или заедание тягового реле.
КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Стартер на ВАЗ 2114 (5712.3708) имеет цикл работы, который условно можно разделить на четыре основных этапа:
- После поворота ключа зажигания аккумулятор четырнадцатой по цепи контактов начинает подавать питание на стартер и тяговое реле;
- Привод шестерни бендикса (обгонной муфты) соединяется с маховиком;
- В момент соединения привода шестерни питание начинает подаваться на электродвигатель агрегата;
- Электродвигатель начинает раскручивать привод, обороты которого передаются на коленной вал автомобиля, в результате чего происходит запуск движка. Когда обороты мотора начинают превышать обороты стартера происходит разъединение привода и коленного вала.
Теперь рассмотрим особенности конструкции стартера четырнадцатой. На приведенной ниже схеме вы можете рассмотреть основные элементы устройства.
Устройство стартера
- Корпус — изготавливается в виде литого стального цилиндра на торцах закрывающегося крышками, внутри которого расположены сердечники и возбуждающая обмотка (статор);
- Втягивающее реле — состоит из подвижной перемычки и силовых контактов. Предназначение втягивающего реле — замыкание контактов в момент включения зажигания, в результате чего на электродвигатель начинает подаваться питание. По завершению цикла работы втягивающее реле разъединяет питание и устройство отключается;
- Бендикс стартера ВАЗ 2114 (он же обгонная муфта) — в начале работы устройства бендикс соединяется с коленным валом и через шестерню зацепления передает на него обороты электропривода, в конце цикла — отсоединяется. От нормального функционирования бендикса зависит исправность всего устройства, поскольку если не произойдет разъединения в момент, когда обороты двигателя превысят обороты электропривода, агрегат будет поврежден;
- Якорь — представляет собою литую ось из легированной стали, на которую запрессованы коллекторные пластины и сердечник;
- Щетки и щеткодержатели — элементы конструкции, которые необходимы для подачи питания на якорь. Исправно функционирующие щетки выполняют повышение мощности электропривода устройства;
- Втулка стартера — всего их три: задняя и передняя — запрессованы в корпус, третья — расположена в месте соединения якоря и бендикса. Втулки отвечают за фиксацию вала привода.
Стоимость нового устройства варьируется в пределах 3.5-5 тысяч рублей, в зависимости от производителя. Владельцы четырнадцатых положительно отзываются об устройствах производства компаний Eldix, КАТЭК и ПРАМО. Если брать отдельно бендикс, он обойдется вам в 300-500 рублей.
Какой стартер выбрать?
При выборе новой запчасти большинство автовладельцев отдают предпочтение редукторному варианту. Его плюсы в том, что он обладает меньшими размерами, быстрее крутит двигатель даже с севшим аккумулятором, лучше работает зимой.
Из редукторных вариантов все отдают предпочтение фирмам:
- КЗАТЭ – 3600 рублей
- Eldix – 4500 рублей
- ПРАМО – 4400 рублей
Старайтесь не экономить, когда покупаете новую деталь. Как говорилось ранее, элемент с завода считается слабым звеном автомобиля. Если купить дешевый китайский аналог, можно вернутся к снятию стартера на ВАЗ 2114 в самый неподходящий момент. Ознакомитесь с отзывами в магазинах вашего региона, это поможет выявить качественные бренды и не попасть на подделку, что позволит также сохранить время и деньги.
Полезно: Схема подключения стартера ВАЗ 2114
Причины снятия стартера
Стоит отметить, основные неисправности стартера, при которых потребуется его снятие.
Основные проблемы стартера, при которых потребуется его снятие:
- При попытке включить стартер, не срабатывает тяговое реле, соответственно якорь не вращается.
- При попытке включить стартер, тяговое реле срабатывает, но стартер не крутит или крутит, но медленно.
- При попытке включить стартер,тяговое реле срабатывает и отключается неоднократное количество раз.
- При включении стартера, якорь вращается, но маховик двигателя – нет.
- При вращении якоря, стартер издаёт посторонние шумы.
Так же стоит отметить, и сэкономит ваши силы и нервы, что перед снятие стартера убедитесь, что проблема не кроется в мёртвом аккумуляторе, окисшими клеммами, оборванной электроцепи, окисшими контактами и т.д. Для этого ознакомтесь с проблемами, которые влияют на работу стартера:
Замена стартера на ВАЗ 2114
Перед тем, как снимать стартер, нужно освободить подкапотное пространство, сняв корпус воздушного фильтра. Это даст нам больше доступа к месту расположения элемента. Как снять стартер на ВАЗ 2114 без ямы? Доступ к болтам открыт и через подкапотное пространство, единственное придется немного повозиться с нижнем болтом. После можно начинать ремонт:
- Снимаем плюсовую клемму с аккумулятора. Сделать это нужно обязательно, чтобы не замкнуть проводку и снять с нее напряжение.
- После отсоединяем штекер красного провода, втягивающего реле.
- Берем ключ на 13 и отсоединяем второй провод с корпуса.
- Теперь можно заняться снятием самой запчасти. Откручиваем три болта на 13, которые прикручивают деталь к коробке.
Больше стартер ничего не держит и можно его снимать с посадочного места и вытаскивать.
Устанавливая новую деталь, старайтесь затягивать болты с усилием, но не переусердствуйте, чтобы не свернуть резьбу или шпильку.
Как правильно снять стартер?
- Ставим автомобиль на яму и снимаем защиту двигателя, отвернув четыре крепления.
- Открываем капот и снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
- Отсоединяем от стартера колодку проводов.
- Снимаем защиту картера как показано на рисунке.
- Отворачиваем гайку крепления, снимаем провод с контактного болта тягового реле стартера.
- Залезаем под автомобиль, и снизу откручиваем 2 крепления стартера как показано на рисунке.
- Поднимаемся на верх, и отворачиваем последнее, третье крепление стартера.
- Затем обратно залезаем в яму и вынимаем стартер.
Замена втягивающего реле
Не всегда требуется поменять стартер, иногда достаточно просто его обслужить.
Замену втягивающего реле можно провести без съема, но тогда придется немного потрудиться, так как делать это довольно неудобно.
Как правильно заменить реле вы можете узнать из видео:
Соблюдая инструкцию из статьи заменить стартер на ВАЗ 2114 с 8-ми клапанным двигателем будет не так уж и сложно. Стартер один из сложных механизмов в автомобиле, потому что состоит из многих частей, которые со временем изнашиваются и выходят из строя. Хоть система и занимается только тем, что заводит автомобиль, внутри корпуса происходит много процессов, которые должны сработать вовремя и пропустить достаточно тока для запуска двигателя. Уследить за состоянием внутренних частей невозможно, единственное, если заметили, что стартер слабо крутит, иногда не срабатывает – лучше сразу снять его и отвезти на ремонт или починить своими руками. Это позволит сэкономить средства на последующую покупку полностью нового элемента.
Требуемые инструменты
Для того, чтобы выполнить ремонт своими руками и заменить неисправный стартер, необходимы инструменты, которые приведены в перечне в таблице ниже. Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название | Примечание |
Рожковый ключ | «на 8», «на 13» |
Накидной ключ | «на 13», «на 14», «на 15» |
Трещотка | С удлинителем |
Головка | «на 13», «на 14», «на 15» |
Плоскогубцы | Можно заменить пассатижами |
Проникающая смазка | Например, WD-40 |
Отвертка | С плоским крестообразным жалом |
Металлическая щетка и ветошь | Для очистки загрязненных поверхностей |
Основные неисправности и их признаки
Наиболее часто встречающиеся поломки, возникающие в стартере, выглядят следующим образом:
- электромотор устройства не крутится. Произошло замыкание на обмотках статора, закис ротор в опорных втулках либо окислились контакты;
- электромотор крутится, но с недостаточной скоростью и малой мощностью. Либо износились графитовые щетки либо произошло замыкание на одной из обмоток;
- стартер работает, как и положено, но вращение на коленчатый вал не передается. Износ или поломка бендикса;
- стартер запускает двигатель, но сам не отключается. Окислился механизм втягивающего реле либо лопнула возвратная пружина.
Разобранный стартер
Заметив у стартера один из приведенных выше признаков, его следует демонтировать и привести детальную диагностику уже в снятом состоянии.
Проверка работы
Порой, несмотря на более чем очевидные признаки поломки или износа втягивающей релюхи, на деле все оказывается не так. Автомобиль может вести себя аналогично и при некоторых других неисправностях.
Потому чтобы разобраться, работает ли релюшка или нет, а также кто является истинным виновником нарушения функциональности системы, проведем несколько проверок.
- Проверьте стартер. Поверните ключ зажигания. Стартер при этом должен начать крутить, реле — издавать характерный щелчок. Если стартер не выполняют свою задачу, замените его. Релюха в таком случае тут ни при чем.
- Проверьте втягивающее реле. Для этого на задней крышке располагаются два медных болта. На них крепятся два контакта. Если стартер начал крутить, тогда ваше реле точно вышло из строя и подлежит замене. В данном случае не стоит снимать стартер, что позволит получить более точные результаты проверки.
- Если вы сняли стартер, проверка выполняется несколько иначе: Соедините провод контакта втягивающей релюхи с плюсовой клеммой аккумулятора;
- Второй контакт сопрягает массу стартера и зарядное устройство аккумулятора;
- Когда контакты ложатся на клеммы реле, реле должно включиться с характерным щелчком;
- При слишком медленном, нехарактерном срабатывании, проверьте состояние контактов. Часто они перегорают или окисляются.
Неисправности
В процессе эксплуатации автомобиля возможны следующие неисправности стартера, которые могут повлечь его замену:
- неисправна обгонная муфта;
- замыкание обмоток статора или якоря;
- значительный износ щёток.
Данные неисправности характеризуются следующими признаками:
- якорь стартера медленно вращается;
- слышны нехарактерные шумы при запуске двигателя.
В случае игнорирования медленного вращения якоря на дорогой ремонт в будущем, конечно, не нарвешься, но можно нарваться на такую неприятность, как . А вот в случае шумов – откладывать ремонт не стоит.
Вполне возможна, например, такая неисправность, как выламывание зубьев у шестерни механизма обгонной муфты и тут уже можно нарваться на дорогостоящую замену маховика. Однако, прежде чем покупать новый стартер необходимо убедиться, что не имеется возможности его отремонтировать!
Стоимость
Цены на стартеры для ВАЗ 2114 в интернет-магазинах находятся в диапазоне 2784…4520 рублей, а стоимость работ по его замене в среднем составляет 500 рублей.
Отличия между поломкой стартера и реле
Чтобы не перепутать, что же именно вышло из строя — стартер или втягивающее реле, есть отличный метод распознавания «виновника».
- Снимите стартер, зацепите к массе минусовую клемму аккумулятора;
- Конструкция устройства имеет медные болты и языковидный элемент;
- К этому «языку» подключается плюсовой провод от аккумуляторной батареи;
- При наличии контакта, втягивающее реле щелкает и включается в работу;
- Если нет, тогда придется отправляться в магазин за новым реле.
Но есть еще один очень важный момент. При указании всех фактов на то, что не работает стартер или втягивающее реле, все равно причиной проблем с зажиганием может послужить другой агрегат — замок зажигания. Не поленитесь проверить его исправность, прежде чем покупать новые запчасти.
Полезное видео
Дополнительную полезную информацию по данному вопросу вы сможете получить из видео ниже:
Опубликовано 03 августа 2019
На автомобилях ваз 2114/2115 могут быть установлены стартеры 29.3708 или 5712.3708. Оба стартера представляют собой электромеханический двигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Основным предназначением, которого является создание первичного крутящий момента и передаче его, через маховик на коленчатый вал с необходимыми оборотами.
Установочные размеры стартеров одинаковы — различия в устройстве коллекторного узла и привода. У стартера 29.3708 коллектор торцового типа, у стартера 5712.3708 цилиндрический, также у стартера 5712.3708 имеется в приводе планетарный редуктор.
Когда перестаёт работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен.