Стартер — элемент транспортного средства — электродвигатель, который имеет 4 полюса. Он запускает мотор в машине. Что же касается принципа его функционирования, то он базируется на том, что передает начальный ход коленчатому валу двигателя. Благодаря 4 щеткам этого устройства увеличивается уровень мощности, момента кручения. Безусловно, если стартер неисправен, то двигатель невозможно запустить.
Также на сайте читайте все про тюнинг салона ВАЗ 2106
Схема стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Для начала рассмотрим подробно схему стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.
Схема стартера ВАЗ «классики»
Расшифровка схемы стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107:
- — крышка со стороны привода;
- — стопорное кольцо;
- — ограничительное кольцо;
- — шестерня привода;
- — обгонная муфта;
- — поводковое кольцо;
- — резиновая заглушка;
- — рычаг привода;
- — якорь реле;
- — удерживающая обмотка тягового реле;
- — втягивающая обмотка тягового реле;
- — стяжной болт реле;
- — контактная пластина;
- — крышка реле;
- — контактные болты;
- — коллектор;
- — щетка;
- — втулка вала якоря;
- — крышка со стороны коллектора;
- — кожух;
- — шунтовая катушка обмотки статора;
- — корпус;
- — винт крепления полюса статора;
- — якорь;
- — обмотка якоря;
- — промежуточное кольцо.
Схема соединений стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Расшифровка схемы соединений стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107:
- — генератор;
- — аккумуляторная батарея;
- — стартер;
- выключатель зажигания;
Р1 — втягивающая обмотка тягового реле;
Р2 — удерживающая обмотка тягового реле.
Не заводится стартер ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Какие признаки указывают на то, что стартер подлежит ремонту либо его пора заменить? Почему иногда не заводится, щелкает стартер?
На данные вопросы есть свои ответы:
- Реле функционирует без проблем. Тем не менее, якорь не откликается либо совершает медленные вращательные движения. Решение! Как правило, это связано с подгоранием коллектора. Необходимо обратить внимание и на обмотку. Она должна быть целостной. Также возможно ослаблены крепежные элементы реле, замыкание в коллекторе, щетки застопорились либо вовсе стали непригодными к дальнейшей эксплуатации. Впрочем, причина может крыться в разряженном аккумуляторе.
- Стартер откликается, однако реле с якорем не функционируют. Решение! Зачастую все дело в том, что якорь заедает. При этом стоит проверить, как зафиксированы наконечники. Нет ли замыкания на массу и в каком состоянии находится проводка.
- Якорь совершает вращательные движения, но с коленчатым валом возникают проблемы. Решение!Стоит проверить буферную пружину. Скорее всего, она сломалась. Возможно, повреждены отдельные компоненты муфты.
- Раздаются мощные шумы. Зачастую это следствие поврежденных втулок и шестерен.
- В свою очередь, стартер крутит, но не заводится. Необходимо присмотреться к пружине возврата. Возможен и перекос устройства. Также не исключено, что заедает реле и рукоятку привода.
Причины поломки стартера и основные виды неисправностей
Все причины неисправностей можно разделить на две группы:
- Механические. К ним относятся поломки, которых причиной стал износ деталей. Они изнашиваются в течение продолжительной эксплуатации или при нарушении правил эксплуатации. Возможны механические повреждения и по причине электрических неполадок.
- Электрические. К таким поломкам относятся проблемы с электропитанием. Для обнаружения электрических неполадок нужно проверить всю проводку, провести диагностику контактов, межвитковых замыканий. Также следует проверить подгорания замыкающих пластин и рабочих поверхностей, которые возможны из-за прохождения лишнего тока через контакты.
Диагностика с помощью АКБ
Если говорить в общем, то возможны следующие поломки запускающего двигатель устройства:
- При попытке запустить стартер не вращается якорь и не срабатывает реле тяги. Основной причиной является недостаточное электропитание. Это может быть вызвано разряженной аккумуляторной батареей, окислением на плюсовой клемме или плохим контактом, слабой затяжкой наконечников на аккумуляторе, обрывом электрической, межвитковым замыканием и заеданием якоря.
- При исправно работающем втягивающем реле во время запуска стартера тяжело вращается якорь. Возможная причина — замыкание между пластинами коллектора или его подгорание, зависание, износ щеток, плохая зарядка АКБ, износ втулок якоря, смещение якорных пластин, обрыв обмотки, межвитковое замыкание стартера и якоря.
- При работающем стартере вращается якорь, но нет вращения коленвала. Причина может быть в поломке буферной пружины или поводкового кольца муфты, пробуксовке свободного хода муфты, в плохом перемещении якоря, неисправности рычага, выключающего муфту.
- Стартер не отключается после того, как завелся двигатель – заедает втягивающее реле или привод рычага, неисправна возвратная пружина замка зажигания, поломка возвратных пружин реле, муфты. В любом из этих случаев нужно выключить зажигание и отсоединить провод, идущий к реле.
- Появление посторонних шумов говорит об ослаблении крепления устройства, износе втулок подшипников, ослабление буферной пружины стартера, повреждении венца маховика или забоины в зубьях привода, неправильной регулировке хода шестерни устройства.
Перед тем, как начинать ремонт, нужна проверка стартера. Ее можно выполнить своими руками либо с помощью стенда для проверки генераторов.
Стенд для диагностики генераторов
Замена стартера ВАЗ «классики»
Самая распространенная причина, по которой стартер на «классике» становится неисправным – это неработоспособность втягивающего реле, которым он оснащен. Именно поэтому, поворачивая ключ, водитель будет слышать характерный щелчок. Следовательно, мотор в таком случае не заводится.
Правда, иногда необходимо выполнить полную замену стартера. Но вначале требуется демонтировать старый стартер. Для этого используют ключ на «тринадцать».
Замена стартера состоит из следующих этапов:
- Снимаем аккумулятор.
- Потом необходимо обнаружить крепежные элементы.
- Затем стоит открутить 2 болта.
Откручиваем болты
Потом следует потянуть за стартер и переместить его по направлению вправо. Так он отойдет от прежнего положения и сместится в правую сторону. - Далее необходимо приподнять левую часть стартера и повернуть его торцом. Он вынимается вверх до упора.
- Поднимать данный элемент транспортного средства следует до того самого момента, пока проводка, расположенная в задней части стартера, не станет доступной, и провода можно будет демонтировать.
- В задней части расположены 2 провода. Один из них фиксируется посредствам стандартной гайки, которую первоначально требуется открутить.
Откручиваем гайку силового провода - В качестве второй гайки служит простой штекер. Его требуется переместить в сторону. Он демонтируется без особых усилий.
- Когда стартер свободен, его можно с легкостью снять.
Что же касается монтажа нового стартера, то она осуществляется в обратном порядке. На эту процедуру много времени не понадобится. Рекомендуется выполнять эти действия согласно определенной последовательности.
Иными словами, вначале требуется выполнить подсоединение проводов к стартеру, и только потом осуществить установку на прежнее место. При этом цена нового стартера на шестерку колеблется в диапазоне от 2 до 4 тыс. руб. Все зависит от изготовителя и модификации самого устройства.
Требуемые инструменты
Для того, чтобы выполнить ремонт своими руками и заменить стартер на ВАЗ 2112, необходимы инструменты из таблицы, которая приведена ниже.
Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название | Примечание |
Рожковый ключ | «на 13» |
Накидной ключ | «на 13» |
Головка | «на 15» |
Трещотка | С удлинителем |
Ветошь и металлическая щетка | Для очистки загрязнений |
Проникающая смазка | Например, WD-40 |
Ремонт стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Ремонты такого элемента ТС, как стартер ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, является достаточно кропотливым процессом. Водитель должен иметь хорошую выдержку и точно следовать определенным инструкциям. Тогда ремонт стартера своими руками пройдет гладко.
Итак, ремонтировать стартер необходимо в нижеуказанной последовательности:
- Демонтировать старый стартер с мотора.
- Применяя ключ на «тринадцать», ослабить затяжку гайки крепления проводки, которое предусматривает тяговое реле.
- Отсоединить наконечник проводки.
- Подать напряжение, эквивалентное двенадцати Вольтам, на вывод реле.
Подаем 12 Вольт на стартер - Изменить полюс корпуса на минусовое значение. Что же касается омметра, то данный прибор следует подсоединить к болтам контактного типа. Вместе с тем, если втягивающее реле отремонтировано, якорь вытягивает так называемую «обгонную муфту» в окно специальной крышки, которая находится спереди. А вот болты контактного типа должны быть замкнуты.
- Взяв крестообразную отвертку, необходимо открутить 3 винта.
Откручиваем болты втягивающего реле - Выполняем демонтаж тягового реле.
- Корпус реле освобождаем от штока, который укомплектован пружиной.
- Новое реле тягового типа устанавливаем, используя обратную последовательность.
- Чтобы продолжить дальнейшую разборку стартера с применением крестообразной отвертки, следует открутить 2 винта.
- Настало время демонтировать крышку.
- Для того, чтобы проверить текущее состояние щеток, используем шлицевую отвертку. Ею отворачивается крепежный винт, который фиксирует контактный провод.
- Когда пружина отжата, необходимо извлечь щетку. Такой же метод используется при извлечении 3 оставшихся щеток. Если последние имеют износ до 12мм и менее, то их требуется заменить.
- Далее необходимо поочередно подсоединять омметр к выводам обмоток статора. Они проверяются на замыкание. Следует также убедиться, что отдельно расположенные выводы обмоток не соприкасаются с корпусом.
Проверяем замыкание на корпус - Отверткой поддеваем кольцо стопорного типа и демонтируем его.
- Избавляем ось от шайбы.
- Используя ключ на «десять», снимаем 2 стяжных гайки.
- После чего убираем их.
- Выполняем разъединение корпусной части стартера и избавляем его от изоляционных трубок болтов стяжного типа.
- Проверяем беглым взглядом коллектор и обмотки. Нельзя ни в коем разе оставлять обугленные обмотки. Если же коллектор подвергся незначительному обгоранию, требуется зачистить имеющиеся пластины абразивной шкуркой. Когда произошло сильное обгорание и случился серьезный износ, то рекомендуется выполнить замену якорей. Что же касается задир и наволакивания бронзы, касающиеся подшипников на специальной шейки вала якоря, то они удаляются с использованием мелкозернистой шкурки и в дальнейшем подвергаются полировке.
- Далее вновь берем омметр и выполняем проверку обмотки якоря, чтобы не было короткого замыкания. Испорченный якорь подлежит замене.
Проверяем обмотки якоря - Крышку привода освобождаем от резинового уплотнителя.
- Удаляем с оси якоря шайбу для регулировки. В процессе сборки ее требуется вернуть на прежнее место.
- Выполняется расшплинтовывание оси рычага.
- Специальным бородком необходимо выбрать ось.
- Убираем и якорь, и привод.
- Поддеваем отверткой, демонтируем рычаг привода муфты обгонного типа.
- Что же касается шестерни, то она должна совершать быстрые вращательные движение в одну сторону и при этом не двигаться в противоположную. Также она не должна сопровождаться сколами, забоинами, которые могут появляться в заходной области зубьев. Когда шестерни изношены либо муфта неисправна, требуется замена узлов в сборе.
- Положив ось якоря, используя для данных целей брусок из дерева, посредствам ключа на «тринадцать» выполняем сбивание ограничителя с кольца стопорного типа.
- Поддеваем отверткой, демонтируем стопорное кольцо.
- Освобождаем ось от ограничителя и обгонной муфты в сборе. Шестерня привода также демонтируется.
- Выполнив замену муфты в сборе, возвращаем на прежнее место кольцо стопорного типа и пристыковываем ограничитель частью конусной проточки к обмоточной части якоря.
- Ограничитель требуется напрессовать на кольцо стопорного типа. Для этого используется молоток, которым следует наносить удары. Также применяем ключ на «тринадцать».
- Прибегая к сжатому воздуху, устраняем пыль из угля, которая накопилась в корпусе и щеткодержателе. Что же касается проводкового кольца и соприкасающихся с ним поверхностей из пластмассы, то их необходимо обработать Литолом-24. Также подойдет и смазка за номером 158. При этом используем моторное масло, которое необходимо для обработки втулки ротора, винтовых шлицов вала якоря и ступиц, касающихся обгонной муфты.
- Дальнейшая сборка производится в противоположном разборке порядке.
Реле стартера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Конструкционное строение, которое имеет втягивающее реле стартера ВАЗ 2106, отличается сложной структурой. При этом многие водители, которые более-менее разбираются в деталях «шестерки», могут выполнить его разборку своими руками.
Что же касается последующей сборки, то далеко не каждый автомобилист справится с этой задачей. В данном случае лучше всего довериться профессионалам.
Если вы думаете, что требуется замена реле, но при этом не уверены в этом, его необходимо подвергнуть тщательной проверке. Примечательно, что реле в шестерке функционирует аналогично другим элементам, установленных в различных моделях транспортных средств. То есть оно выполняет функции электромагнита.
Чтобы проверить его состояние, его замыкают предметом из металла. К примеру, можно использовать отвертку. В том случае, если стартер начнет совершать вращательные движения, то, действительно, потребуется ремонт реле стартера. Когда же раздаются щелчки, которое издает реле втягивающего типа, но стартер при этом вращается, то поломан именно последний.
По какой из причин реле стартера перестает работать? Ответов на этот вопрос несколько. Дело может быть в устаревших деталях (материал со временем разрушается). Также сгорает обмотка. При этом причина может крыться в сгорании пятаков, которые расположены во внутренней части самого реле.
Впрочем, для начинающего водителя, который ранее не занимался ремонтом, необходимо узнать, где находится реле стартера ваз. Если же он не желает тратить свое время и думать, как разобрать данную деталь (к слову, есть наглядная схема реле, да и купить все запчасти можно самому), то он может обратиться к профессионалам. Они не только выполнят разборку этой детали, но и осуществят подключение реле. При этом цена будет минимальной.
Втягивающее реле стартера
Если стартер благополучно вынут из-под капота, необходимо подвергнуть его очистке. С него удаляются загрязнения. Что же касается окисленных контактов, то их обрабатывают с использованием наждачной бумаги.
Диагностика втягивающего реле стартера:
- Стартер размещается вблизи аккумуляторной батареи. При этом подготавливаются 2 электропровода, которые должны иметь достаточную длину. Как нельзя лучше подойдут провода, предназначенные для «прикуривания». Они оснащаются так называемыми «крокодилами».
- Первоначально плюсовая клемма соединяется с аккумулятором (соответствующий вывод втягивающего реле) посредствам одного электрического провода.
- Затем другой провод подсоединяют к клемме аккумуляторной батареи, которая имеет минусовое значение.
- В завершении требуется коснуться свободным незанятым концом электрического провода с минусовым значением. Данное соприкосновение должно состояться с корпусом стартера. От полученных результатов будут зависеть дальнейшие действия.
В том случае, если в процессе соединения втягивающее реле отдает быстрым и отчетливым щелчком, то, следовательно, оно функционирует в штатном режиме. Когда деталь не подает никаких признаков «жизни», то втягивающее реле подлежит ремонту либо полной замене.
Оплата через Яндекс Кассу
После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)
После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.
Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.
Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru