Иногда после преодоления залитых водой дорожных неровностей водители замечают, что перестают работать те или иные электронные устройства автомобиля (фары, дворники и т.д.) Вызвано это бывает тем, что водой залило блок предохранителей ваз 2114, что привело к окислению его контактов. О том, что делать в подобной ситуации и как все исправить своими руками — мы сегодня и поговорим.
Монтажный блок ваз 2114
Схема блока предохранителей на инжекторной ВАЗ 2114
В состав электрической цепи автомобиля входят плавкие предохранители. Это компактные защитные устройства, которые созданы для того, чтобы беречь главные рабочие элементы от перегрузок. Перегрузками выступает повышенный ток, из-за которого оборудование может легко испортиться.
За счет плавления специальной вставки в предохранителе, цепь своевременно разрывается, не нанося вред оборудованию.
Впервые предохранители такого типа появились еще в далеком 19 веке, но до сих пор они широко применяются в автомобилестроении. Именно подобные предохранители или защитные устройства (ЗУ) служат на благо вашего ВАЗ 2114.
Подготовка электрики к зиме
Электрика в ВАЗ 2114 — слабое место и подлежит сезонной проверке
Как правило, подготовка к зимнему вождению ограничивается заменой шин, проверкой аккумулятора и «незамерзайкой». Но максимальные летние температурные нагрузки, повышенная влажность осенью, пыль и загрязненность контактов негативно сказываются и на работоспособности электрики. Чистота — залог не только здоровья, но и качественной работы электрооборудования автомобиля. Загрязненные или неплотно зафиксированные клеммы часто становятся причиной невозможности завести автомобиль. Чувствительность электрики автомобиля в период перехода на более экстремальные для нее условия эксплуатации — фактор, о котором многие забывают. Понижение температуры и ее перепады негативно сказываются на изоляции проводов, способствуют образованию микротрещин. Постоянная вибрация приводит к ухудшению контактов. Поскольку по отзывам владельцев Лады 2114 электирика — не самое сильное ее место, она, наряду со свечами, шинами и аккумулятором подлежит сезонной проверке.
Немного о предохранителях
ЗУ указанного типа состоят из корпуса. Его изготавливают преимущественно из специализированного стекла или керамики повышенной прочности. Плюс внутри корпуса расположена плавкая вставка. Вставку делают из сплава или токопроводящего металла.
У корпуса есть сразу несколько функций:
- Внутри него специальным методом вмонтируется плавкий элемент. При превышении номинальных показателей тока, вставка плавится или происходит ее разрыв;
- В камеру вставляется рабочая нить, которая гасит электрические дуги. Они возникают при разрыве цепи;
- В корпусе, в зависимости от типа предохранителя, есть контакты, с помощью которых происходит соединение с общей сетью.
На корпусе предохранителя имеется информация относительно технических характеристик ЗУ:
- Номинальный ток вставки;
- Номинальный ток корпуса, при котором элемент разрушается.
В зависимости от рабочих характеристик, защитные устройства могут быть:
- Быстродействующими;
- Низковольтными;
- Рассчитанные на средние показатели напряжения;
- Рассчитанные на высокие показатели напряжения.
В случае с автомобилями используются первые два типа предохранителей.
Определяющим показателем назначения ЗУ является токовая характеристика. От этого зависит, для каких именно целей подходит тот или иной предохранитель.
- Чтобы защитить электродвигатели, используют предохранители, способные выдержать номинальный ток и его превышение в течение довольно длительного времени, которое требуется для запуска механизма. Их преимущественно маркируют буквой g — эти предохранители защищают от перегрузки и короткого замыкания.
- Другой тип с маркировкой буквой «a» служат для защиты от коротких замыканий и тока чрезвычайно высокого напряжения. Их устанавливают только для защиты от коротких замыканий.
В зависимости от номинального показателя тока вставки, ГОСТом предусмотрена система цветовых обозначений:
Номинальный ток
Блок предохранителей
На автомобиле ВАЗ 2114 предусмотрено в общей сложности два монтажных блока.
Первый и основной из них устанавливается в подкапотном пространстве над лобовым стеклом слева. Там располагаются реле и предохранители. Собственно, во многом из-за этого его называют чаще блоком предохранителе, а не монтажным блоком.
Крышка блока удерживается специальными пластиковыми фиксаторами, что позволяет легко отщелкнуть и снять ее. На внутренней стороне крышки есть схема предохранителей, номинальная сила тока каждого отдельного ЗУ.
Ни в коем случае не устанавливайте в монтажный блок ЗУ, сила тока которого превышает номинальные значения, предусмотренные схемой. Это может привести к поломкам электрооборудования.
На изображении выше вы видите, что в углу блока располагается пинцет. Он специально включен в конструкцию, поскольку с его помощью выполняется демонтаж и установка новых предохранителей.
Всего БП включает в себя 17 действующих предохранителей (F1-F16) и еще четыре резервных — F17-F20.
Также для ВАЗ 2114 предусмотрен второй блок с предохранителями. Он находится внутри салона под бардачком и полкой. Этот БП включает в себя следующие предохранители:
- Для топливного насоса. Номинальный ток -15А;
- Для реле вентилятора, датчика скорости, ДМРВ и датчика кислорода. У всех них номинальный ток составляет 7,5А;
- Для защиты блока зажигания и электронного блока управления двигателем. Их нормальный ток также 7,5А.
Назначение ЗУ
Чтобы оперативно решать вопросы с вышедшими из строя предохранителями, владельцам ВАЗ 2114 следует разобраться, какой ЗУ для чего предназначен. Так вам будет намного проще ориентироваться в обозначениях. Воспользуйтесь специальной таблицей.
Обозначение
Номинальный ток вставки
Защита лампочек задних противотуманных фар
Поворотные лампы левой и правой стороны, лампа аварийного сигнала, реле-прерыватель поворотных ламп и аварийка
Защита лампочек внутри салона и багажника, цепи бортового компьютера, подвески зажигания, ламп торможения, лампы Check Engine
Предохранитель переключателя в цепи подогрева стекла двери багажника, контакты переноски
Защита цепи сигнального гудка и переключателя, электрического двигателя вентилятора системы охлаждения
Защита цепи электростеклоподъемников и их переключателей, контактов
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НЕИСПРАВНОСТИ
В монтажном блоке нередко перегорает предохранитель вентилятора охлаждения, а также предохранитель прикуривателя на ВАЗ 2114. Прикуриватель на этой ВАЗовской модели часто сам по себе коротит, можно назвать этот момент заводской недоработкой. Другая причина перегорания – установка в гнездо прикуривателя различных устройств большей мощности, например, компрессор для подкачки шин. Но прежде, чем менять предохранитель на прикуриватель ВАЗ 2114, нужно проверить состояние гнезда самого прикуривателя. Часто в гнездо вставляют устройство с прокручиванием штекера, и колодка под прикуриватель начинает болтаться и коротить. При этом может перетереться или оборваться провод, идущий к прикуривателю, и по этой причине предохранитель будет постоянно перегорать.
На плавкую вставку (20А) вентилятора охлаждения нагружен еще и звуковой сигнал, поэтому определить перегоревший предохранитель F5 можно по отсутствию автомобильного гудка. Еще одна плавкая вставка, отвечающая за работу вентилятора, устанавливается в салоне автомобиля рядом с ЭБУ двигателя под приборной панелью. Предохранители могут перегорать из-за короткого замыкания в моторе вентилятора – штатные вентиляторы не очень надежны и довольно часто выходят из строя.
Часто подгорают контакты и прогорают дорожки на монтажном блоке вследствие короткого замыкания в электрической цепи. При попадании влаги на разъемные колодки контакты окисляются. БП в модели ВАЗ 2114 считается довольно слабым элементом, и требует ремонта или замены. Следует отметить, что монтажный блок 2114 ремонтировать довольно проблематично, поэтому при возникновении неисправностей в нем следует задуматься о его замене. Стоимость БП переднеприводного ВАЗ находится в пределах от 2 тыс. и до 3 тыс. рублей. Но лучше перегоревший блок заменить, чем мучиться с его восстановлением.
Нередко на автомобилях ВАЗ 2113-2114-2115 отказывается нормально работать центральный замок, и многие водители не могут причину неисправности. Все дело в том, что в электрической цепи машины очень хитро установлен предохранитель центрального замка. В районе рулевой колонки на проводах есть два предохранителя в обойме, один из них отвечает на срабатывание ЦЗ (15А). Контакт в этой обойме окисляется, и ЦЗ не работает. Если там установлена цилиндрическая плавкая вставка старого образца, лучше ее сразу поменять на плоскую нового типа.
Следите за чистотой в монтажном блоке, всегда закрывайте защитную крышку!
Замена ЗУ
Если работа двигателя становится нестабильной, в электросети возникают проблемы, перегорают лампочки или перестают работать электрические приборы, первым делом следует проверить эффективность и целостность предохранителей.
Для этого выполняются следующие мероприятия.
- Определите расположение предохранителей, которые могут выйти из строя. Схему вы уже знаете, обозначения также вам хорошо знакомы. Потому остается понять, ЗУ следует искать под капотом или в блоке внутри салона.
- Обязательно обесточьте автомобиль. Для этого достаточно просто снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму.
- Снимите пластиковые фиксаторы, с помощью которых удерживается пластиковая крышка монтажного блока. Вот так можно легко снять блок.
- Снимите с крепления пинцет, который располагается прямо внутри монтажного блока рядом с предохранителями и реле.
- Пинцетом захватите устройство, которое вы подозреваете в поломке, и вытащите.
- Теперь нужно действительно убедиться, что предохранитель перегорел и не работает. Для этого визуально осмотрите плавкий элемент. Если он оторвался или деформировался, значит, защита сработала, а потому предохранитель придется заменить.
- Но не всегда визуальным методом можно обнаружить поломку ЗУ. В таком случае придется воспользоваться тестером.
- Добравшись до истины, то есть определив, что защитное устройство вышло из строя, его достаточно будет заменить на новое.
Правила безопасности
Теперь еще несколько правил безопасности:
- Ни в коем случае не вставляйте на место сломанных ЗУ самодельные устройства и перемычки;
- Никогда не устанавливайте на посадочные места предохранители, номинальный ток которых превышает значения, указанные на крышке корпуса. Это может привести к короткому замыканию и возгоранию автомобиля;
- Не используйте металлические отвертки и прочие инструменты из металла при работе с монтажным блоком. Это касается даже условий, если машина обесточена, то есть аккумулятор отключен.
Источник
Ремонт и диагностика
Все возможные неисправности монтажного блока делятся на:
- выход из строя предохранителя;
- неисправность реле;
- повреждение токопроводящих дорожек;
- повреждения контактов.
Перегоревшие предохранители являются наиболее распространенной причиной начала изучения автовладельцем содержимого «черного ящика». Прежде чем менять предохранитель, необходимо определить причину, вызвавшую перегорание. «Прозванивается» цепь на замыкание, проверяются конечные устройства. После диагностики цепи и устранения поломок меняется старый предохранитель.
Необходимо учесть, что заменяемый предохранитель должен иметь такое же амперное значение, как и его предшественник. Возможна установка с бо́льшим номиналом. Меньшее показание силы электрического тока на предохранителе вызывает его моментальное перегорание и, как следствие, отсутствие защиты электрической цепи.
Диагностирование поломок реле производится путем замены предохранителей. Установка реле в монтажный блок на разъемы не требует пайки, и замена производится достаточно просто.
С токопроводящими дорожками все немного сложнее. Вероятные повреждения не всегда очевидны. Современные пластиковые блоки требуют ювелирных навыков пайки, представляющих сложность в работе даже опытным электрикам. Припайка проводов допустима только в случае, когда разделение печатных плат не требуется. Иногда проще купить новый блок.
Контактов в монтажном блоке великое множество. Коррозированность или обычное загрязнение не всегда позволяют определить работоспособность контакта. Самый привычный способ: подчистить контакты наждачной бумагой или обычным ножом. Если контакт обломился, можно попробовать его припаять, но неудачные эксперименты с пайкой приводят к необходимости замены блока.
Заменяемый предохранитель должен иметь такое же амперное значение, как и его предшественник
Перед началом работы с электрикой необходимо отсоединение «минуса» от аккумулятора. Нежелательны в работе использование металлических отверток и проверка цепи «на искру», т.к. это иногда приводит к замыканию и перегоранию токоведущих дорожек.
Несмотря на все попытки производителей максимально упростить работы по диагностике и ремонту монтажного блока, обилие деталей и всевозможных проводов обязывают к наличию базовых познаний в электротехнике. Если таковых нет, как нет и опыта работы с паяльником — оптимальный вариант обратиться к профессиональному автоэлектрику.
Зачем нужны предохранители
Плавкие вставки требуются в бортовой сети как защитный элемент. Каждая магистраль предусматривает небольшой запас прочности, однако при КЗ этого недостаточно. В случае критического скачка напряжения провода или питаемая деталь могут оплавиться или воспламениться, что приводит к серьезным последствиям для авто.
Плавкие вставки калибруются заводом на определенный порог. Во время превышения отметки тонкий элемент разрушается и цепь размыкается, что «спасает» всю машину от пожара.
Послесловие
Автовладельцам, в машинах которых то дело плавятся предохранители, следует обязательно при первом же удобном случае проверить всю установленную проводку. Очень часто такая проблема является свидетельством серьезных повреждений в одной или нескольких цепях.
Для этого понадобится подробная:
- электросхема;
- распиновка;
- тестер.
При отсутствии необходимых знаний лучше за ремонт самостоятельно не браться, а поручить эту задачу профессионалам. Плата за их услуги, конечно, может быть немаленькая, но ликвидация последствий неквалифицированного вмешательства обойдется гораздо дороже.
Где расположен основной и салонный блок предохранителей ваз 2114
Авто оборудовано двумя основными монтажными панелями. Первая часть установлена внутри подкапотного пространства. Найти модуль можно с левой стороны по ходу движения автомобиля. Его выделяет черная или оранжевая пластиковая крышка. Добраться до плавких вставок и реле можно открыв защитную крышку. Это делается путем нажатия на две защелки.
Вторая часть монтируется внутри салона под приборной панелью. Для доступа к панели потребуется открыть сервисный лючок в ногах переднего пассажира в левой части кожуха печки. Открутив 4 винта открывается сама панель. Здесь расположены реле и плавкие вставки, контролирующие работу основных узлов машины.
Расположение предохранителей ваз 2114 в основном блоке
На четырнадцатой модели Лады в 90% случаев применяется два типа монтажных блоков. Расположение внутренних частей и распиновка предохранителей ваз 2114 несущественно, но отличается. Поэтому наиболее удобно рассмотреть оба варианта отдельно.
Примечание!
Некоторые модификации транспортного средства могут комплектоваться другими конструкциями модулей. Узнать название разновидности можно на внутренней стороне крышки.
Предохранители ваз 2114 инжектор (блок 3722010-60)
Модуль содержит плавкие вставки и автоматические размыкатели. Маркировка всех элементов выполняется по порядку.
Реле основного блока
- 1 – Размыкатель дворников головной оптики;
- 2 – Контактная вставка прерыватель механизма поворотников и аварийной сигнализации;
- 3 – Отвечает за правильную работу очистителей лобового окна;
- 4 – Предохранитель контроля магистралей стопов и подсветки автомобиля;
- 5 – Подача питания на электропакет (стеклоподъемники);
- 6 – Управление клаксоном, основная цепь;
- 7 – Силовая магистраль на подогрев кормового остекления;
- 8-9 – соответственно управление дальним и ближним светом головной оптики.
Расшифровка схемы предохранителей ваз 2114 головного блока
- F 1 – противотуманные фонари кормовой части авто;
- F 2 – цепь управления поворотниками и прерывателем аварийной сигнализации;
- F 3 – подача питания на плафоны подсветки салона, багажного отделения, также индикация зажигания, ЭСУД;
- F 4 – предохранитель на цепь реле подогрева кормового ветрового окна, также здесь запитан контакт переносной лампы;
- F 5 – предохранитель на сигнал ваз 2114 и головного вентилятора системы охлаждения;
- F 6 – полностью отвечает за цепь электропакета;
- F 7 – стандартный предохранитель печки ваз 2114, также отвечает за электроприводы омывателя ветрового стекла, подсветку бардачка и дворники фар;
- F 8/9 – плавкие вставки, отвечающие за передние противотуманные фары;
- F 10/11 – подсветка для левой и правой стороны соответственно, также отвечают за освещение номерных знаков, прикуриавтеля, приборной панели;
- F 12/13 – предохранитель света ваз 2114 для ближнего режима правой и левой стороны соответственно;
- F 14/15 – аналогично для дальнего режима освещения на обе стороны машины раздельно;
- F 16 – предохранитель панели приборов ваз 2114 отвечают за индикацию датчиков и состояния устройства.
Основные реле и предохранители ваз 2114 в блоке типа 3722010-18
Более современная модификация, устанавливается на машины с 2010 года. Здесь более продумано расположение элементов и плавких вставок. Благодаря более логичному расположению облегчен доступ к отдельным элементам.
При этом отличается не только расположение предохранителей, их функциональность и зона ответственности также изменена.
Головные реле
- 1 – дворники оптики;
- 2 – отвечает за размыкатель поворотников и аварийки;
- 3 – очистители передней части остекления автомобиля;
- 4 – модуль исправности осветительных элементов и подсветки;
- 5 – контроль цепи электропакета;
- 6 – питание клаксона;
- 7 – силовые жилы подогрева заднего окна;
- 8-9 – размыкатели цепей дальнего и ближнего света головной оптики соответственно.
Расшифровка схемы блока предохранителей ваз 2114
- F 1 – контактные разъемы очистителя фар, также относится к клапану активации мотора бачка оросителя;
- F 2 – повороты и размыкание аварийной сигнализации при их активации;
- F 3 – подсветка внутреннего пространства салона, цепь питания габаритных огней кормовой части машины;
- F 4 – предохранитель прикуривателя ваз 2114, защита от перегрузки тенна разогрева заднего стекла, также сюда относится переносная лампа;
- F 5 – предохранитель вентилятора ваз 2114 отвечающий за охлаждение антифриза, также отвечает за клаксон;
- F 6 – питание стеклоподъемников и электропакета;
- F 7 – магистрали управления передним и задним комплектами омывателей фар, ветровых стекол – полная цепь оборудования, также сюда относится подсветка вещевого ящика;
- F 8/9 – противотуманки фронтовой части для правой и левой стороны соответственно;
- F 10 – предохранитель подсветки ваз 2114, прикуривателя, индикация приборной доски, плафон подсветки подкапотного пространства, также левая сторона габаритного света;
- F 11 – отдельно для правой стороны габаритных огней;
- F 12-15 – питание головной оптики полный комплект освещения;
- F 16 – предохранитель приборов ваз 2114, также указатели температуры ОЖ, вольтметр.
Демонтаж головного блока
В некоторых ситуациях может потребоваться снятие монтажного блока. Обычно это вызвано перепадами напряжения или перегоранием части схемы. Также если на ВАЗ 2114 сгорают предохранители, причина может скрываться в окисленных или оплавленных дорожках, соединительных клеммах.
При вопросе, как снять блок предохранителей на ВАЗ 2114 необходимо придерживаться простой инструкции по демонтажу:
- разомкнуть минусовую клемму на аккумуляторе;
- с внутренней стороны салона потребуется отключить пять основных разъемов жгутов проводки;
- демонтировать крышку монтажного блока зажав две клеммы;
- на верхней стороне модуля отключается шестой контактный разъем;
- при помощи ключа №10 с переходником необходимо выкрутить крепление основного модуля;
- приподнять монтажную схему отверткой;
- с нижней стороны снять последние клеммные колодки;
- вынуть монтажное устройство.
Обратная установка выполняется в противоположном порядке. Простота процедуры вызвана тем, что все клеммы отличаются друг от друга и перепутать их расположение невозможно.
Результаты краш-теста
Отличия ВАЗ 2114 от своей предшественницы «девятки» коснулись, в основном, травмобезопасности салона автомобиля. Результатом испытаний стали неутешительные 3,7 балла для «девятки» и еще более печальные 3,2 для ВАЗ-2114 2004 года выпуска из 16 возможных баллов. Как оказалось, «четырнадцатая» при лобовом ударе защищает водителя ничуть не лучше «девятки».
Тем не менее, ценовая политика концерна, доступность и стоимость расходников, сделали ВАЗ 2114 самым популярным автомобилем российского автопарка для сотрудников полиции.
Перегорел предохранитель ваз 2114, что делать
Периодически в электрической цепи автомобиля происходят перепады напряжения или прочие сбои. Это приводит к тому, что в цепях возникает перегрузка и плавкая вставка разрушается.
Если поломка вызвана секундным сбоем, достаточно заменить испорченный элемент и все будет нормально. В случае более крупного дефекта новый элемент сгорит, как только автомобиль заведется. Для полной диагностики системы и устранения неполадки потребуется просмотреть всю магистраль от предохранителя до потребителя.
Важно!
Вынимать предохранители ваз 2114 инжектор 8 клапанов рекомендуется только специальными щипцами или пинцетом. От раскачивания в стороны, тонкие ножки детали могут обломиться.
Облегчить поиск поможет знание первоисточника неприятности. Отказ плавкого элемента случается только при серьезном повышении напряжения внутри сети, что вызывается коротким замыканием или системным сбоем ЭБУ.
Последовательность действий выглядит так:
- вынуть поврежденный элемент из гнезда;
- с обратной стороны схемы найти соответствующий провод;
- двигаться по магистрали до потребителя;
- обнаруженные повреждения необходимо устранить, если поврежден сам питаемый блок, замена выполняется на заведомо исправный.
Как понять, что втягивающее реле неисправно
Есть определенные «симптомы», по которым водитель может понять, что реле неисправно:
- В процессе включения зажигания нет характерного щелчка, сопровождающего перемещение якоря назад в крайнее положение. То есть, словами водителей, не крутится стартер, не заводится мотор.
- Щелчок прослушивается, а пусковой механизм не функционирует.
- Двигатель запускается стартером, реле работает, а не выключается.
Если при включении зажигания обнаружилась одна из перечисленных ситуаций, в этом срочно надо разобраться и устранить причину. Иногда проблема не слишком серьезная, и справиться с ней можно быстро.
Когда не прослушивается щелчок, следует проверить напряжение. Его может не быть. Либо проблема во втягивающей обмотке. Сначала проверьте проводку в машине. Надо обследовать провод плюсовой, который подходит к реле. Затем осмотреть проводник от зажигания.
Если щелчок прослушивается, но стартер не крутится, стоит поискать проблему именно в стартере. Могут износиться щитки либо оборваться обмотка. В таком случае дальнейшую диагностику надо осуществлять только после демонтажа конструкции. Если в системе самостоятельно разобраться не получается, лучше обратиться к специалисту. Бывают случаи, когда приходится покупать новый стартер. Его цена – от 3 до 5 тысяч рублей.
Если реле запускается и двигатель работает, но отключаться не хочет, искать проблему надо в самой обмотке или в механизме реле. Часто подобная неисправность вызвана поломкой пружины. Она имеет свойство растягиваться, слабеть, перестает толкать якорь должным образом.