В качестве смазки для шаровых опор и рулевых наконечников чаще всего используют смазочные материалы на литиевой основе ведь они дешевле всего, а ее эксплуатационных вполне достаточно для обычных условий эксплуатации (при температуре от -40°С до +90°С). А главными требованиями к мазке для этих узлов является вязкость — NLGI 2, водостойкость и температурная стойкость. Самые популярные и дешевые из смазок для шаровых опор — это отечественные «Литол 24» и «Циатим 201». Они подходят практически для любых автомобилей, как отечественных, так и импортных моделей.
Прогресс не стоит на месте и кроме старых проверенных временем смазом, которым пользовались еще деды для шаровых опор, рулевых наконечников и стоек стабилизатора, изобретают более совершенные составы способных улучшить воздействие на шарнирное соединение. На “пятки наступают” Liqui Moly, Motul, Molykote, Amalie и некоторые другие, однако смогли ли они придумать лучшие смазки для шаровых шарниров? Вывод находится в таблице рейтинга лучших и их детальном обзоре.
Таблица лучших смазок для шаровых
Смазка для шаровой | Краткое описание и характеристики | Объем упаковки, мл | Цена по состоянию на лето 2022 года, российских рублей |
Литол 24 | Универсальная самая дешевая смазка. Не смывается водой, однако плохо влияет на резину, рекомендуется для силиконовых пыльников | Разные, зависит от производителя | от 70 рублей за 100 мл. |
ШРБ-4 | Лучшая отечественная смазка для шаровых опор на основе бария. | 500 | 180 |
Liqui Moly Thermoflex Spezialfett | Обеспечивает абсолютную защиту от коррозии. Имеет высокую цену. | 370 | 2600 |
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease | Специальная смазка для работы с шарнирами. Работает в тяжелых условиях. Низкий температурный диапазон. | 425 | 750 |
Motul Tech Grease 300 | Универсальное средство. Средние эксплуатационные характеристики. | 400 | 530 |
Циатим 201 | Обладает самым низким температурным порогом –60°С, смывается водой. | Разные, зависит от производителя. | от 220 рублей за 800 мл. |
Molykote PG-65 | Универсальное средство с хорошими характеристиками. Основной недостаток — это очень высокая цена. | 1 кг | 6200 |
Чем смазывать шаровые опоры
Разнообразные посторонние шумы, так раздражающие водителя при езде, часто имеют одну и ту же причину — недостаточно смазанные шаровые опоры (ШО). Стоит ли относиться к этому как к досадной неизбежности, или опоры лучше всё-таки смазывать? Каждый водитель решает для себя сам, однако существуют проверенные рекомендации, основанные на практическом опыте. Предпочтительнее им следовать, если не хотите тратить лишние деньги из-за проблем с такой важной деталью автомобиля, как шаровые опоры.
Смазывать или нет?
Нужно ли смазывать шаровые опоры перед установкой и в процессе эксплуатации? Чтобы дать правильный ответ, стоит понять принцип устройства любой из таких опор. Она может быть устроена по-разному, но в ней обязательно присутствие шарового шарнира, а также пальца. Для упора шарнира служит основание, сверху опору прикрывает пыльник.
При работе происходит постоянное смещение шарнира, что способствует быстрому его износу. Кроме того, в пустом пространстве между основой и пыльником часто скапливается грязь, которая мешает работе детали. Тревожный признак в данном случае — появление стуков и скрипов. Чтобы этого не произошло, пространство под пыльником необходимо полностью забивать автосмазкой. Очень важно знать, чем лучше смазать шаровые опоры для наиболее долговечного их функционирования.
Чем смазывать шаровые
Чем смазать шаровую опору перед установкой? Наиболее распространены следующие варианты:
Из литиевых автосмазок популярны Литол-24 и ЦИАТИМ-201. В них нефть и литиевое мыло присутствуют в разных пропорциях, различаются они также составом дополнительных добавок.
Присутствующие в Литоле-24 стабилизирующие вещества обеспечивают хорошую сохранность шарнира и небольшой расход смазки в процессе его работы. Однако эта автосмазка плохо переносит низкие температуры. ЦИАТИМ-201 стабилизирует ШО в меньшей степени, зато лучше предохраняет их от мороза, да и стоит дешевле.
Дорогостоящие литиево-кальциевые и кальциевые смазки (различные виды Shell Gadus, Grease Calcium и др.) рекомендуются при повышенных нагрузках на детали, а также при их работе в экстремальных температурных условиях.
Так какой же смазкой смазывать шаровые опоры? Это зависит от следующих факторов:
Исходя из этих факторов, для рядового водителя, эксплуатирующего свой легковой автомобиль на асфальтовых дорогах в условиях средней полосы, лучше всего подойдут литиевые автосмазки как приемлемый компромисс цены и качества. В то время как в экстремальных условиях больше подходят кальциевые и пластичные литиево-кальцевые смазки.
Когда смазывать шаровые
ШО требуется смазывать перед установкой в заводских условиях. Однако в ряде случаев, особенно если речь идёт о машинах «отечественной сборки», это требование может не выполняться. Кроме того, смещения шарнира в процессе эксплуатации автомобиля приводит к расходу смазочного материала. Уменьшается количество смазки и при простоях — она высыхает. Вот почему добавлять смазку рекомендуют не только при установке, но и периодически, по прошествии некоторого периода эксплуатации. Но как определить, когда деталь необходимо вновь смазать?
Все неисправности ШО уже на ранних стадиях легко определяются на слух, хотя в дальнейшем может понадобиться современная диагностика. Первым тревожным сигналом для водителя становятся стуки и скрипы во время езды. Если они слышатся именно в тех местах, где расположена ШО, то именно этот узел необходимо проверить прежде всего. Если отсутствует заметный люфт, своевременное обновление автосмазки будет достаточной мерой.
Опыт показывает, что если «стучать» начала одна шаровая, лучше смазать их все, поскольку ресурс у них одинаков.
Как смазывать шаровые
Как смазать шаровые опоры самостоятельно? На большинстве современных моделей автомобилей смазка ШО производится при помощи специального шприца. Цена этого инструмента невелика и быстро окупается, если учесть стоимость деталей, которые предохраняет его использование. В этом случае процедура смазки является предельно простой и не требует не только специальных навыков, но даже элементарного владения дрелью. Однако этот процесс далеко не во всех случаях является настолько лёгким.
На целом ряде автомобилей внутренняя часть ШО при помощи одного лишь шприца недоступна. А это значит, что придётся нарезать на детали отсутствующие резьбовые фрагменты. Тут не обойтись без дрели и соответствующей насадки для резьбы по металлу. Другим необходимым при этом инструментом являются обычные слесарные тиски, чтобы зафиксировать снятую деталь. Однако и здесь нет ничего такого, что автовладелец не смог бы сделать самостоятельно, в домашних условиях.
Даже если можно смазывать шаровые опоры непосредственно на корпусе авто, делать так обычно не рекомендуется из-за того, что это работа грязная и можно испачкать корпус. На каждой конкретной модели автомобиля снятие шаровых опор имеет свои особенности, но общий принцип везде одинаков. Снять ШО вполне возможно без соответствующих приспособлений, уперев лом, пока помощник выбивает её кувалдой. Однако лучше воспользоваться специальным съёмником, так как это гораздо удобнее и не грозит физическими травмами из-за неосторожности.
Дальнейшее зависит от конструкции опоры. Если шарнир оснащён соском, в который можно добавить смазку, то при наличии шприца проблем не возникает. Необходима лишь выполнить следующие действия:
Видео инструкция (случай, когда есть технологическое отверстие)
На тех автомобилях, где добавление смазки не предусмотрено, приходится использовать сверло и прибор для нарезки резьбы. При этом необходимо:
Иногда, если под рукой нет подходящих инструментов, всё же необходимо найти способ, как смазать шаровую опору, не снимая её. Последовательность действий при этом одна и та же:
Видео (смазка с помощью шприца)
Если не хочется тратить время на самостоятельную смазку, можно воспользоваться услугой любого автосервиса.
Примеры из опыта автовладельцев
«Если у вас «Лада Гранта», смазывать шаровую опору не так просто. Всё дело в пыльнике, который обжимает снизу металлическое кольцо, отчего снимать его затруднительно. Сначала мне понадобилась маленькая плоская отвёртка, которой я поддел пыльник. Затем пришлось воспользоваться двумя крестовыми отвёртками разных размеров, чтобы расширить щель. Когда она стала достаточно широкой для носика шприца, я выдавил туда литол».
«Если шаровые опоры не оснащены заглушками, надо использовать тавотницы. Покупается тавотница, и при помощи шприца заливается литол до тех пор, пока смазка не начинает течь из-под пыльника».
Причины поломок
Срок службы шаровой опоры зависит от многих факторов, он варьируется от 15 до 130 тысяч км пробега. Значительно уменьшить ресурс этого узла может
В процессе эксплуатации автомобиля шаровые опоры испытывают серьезные нагрузки. В зависимости от конструкции подвески они могут принимать на себя значительную часть массы автомобиля, а также удары при езде по неровному дорожному покрытию.
Основной причиной нарушения нормального режима функционирования шаровой опоры является износ соприкасающихся металлических поверхностей. В результате усиленного трения, вызванного дефицитом смазки, возникает заметный люфт: палец начинает не только вращаться, но и перемещаться, а в худшем случае даже вырываться из корпуса.
Поломка шаровой опоры может наступить как из-за естественного процесса старения металла и других материалов, так и в связи с увеличением удельных нагрузок на механизм, которые в ряде случаев вызывают разрыв пыльника. Даже через маленькую трещину, образовавшуюся в защитном чехле, в шарнир попадают грязь и влага, вызывающие его разрушение.
Укол маслом в шаровую
у меня на 45 нещадно заскрипели
Делаешь обычным шприцем с иголкой укол маслом и забываешь про шаровые, такая же фигня была заскрипели, приехал к дядя Ване менять, он мне говорит они в норме, просто высохли, сделал укол и реально я забыл про них, сто тысяч проехал и авто продал.
Добавлено через 15 минут Шаровые прошли одна 20, вторая 25. Заскрипели аки старая телега. Добавил смазки иголкой через пыльник, по весне поменял на пробеге 33 тысячи. Поставил оригинальные Белмаговские в упаковке Лада. Рулевые наконечники поменял на пробеге 47 тык. Были ещё живые, 5-10 тысяч можно бы было ещё поездить. Поменял, так как зимой менять без гаража не айс. Ресурс данных деталей в 40-50 тысяч меня вполне устроил бы
Что то ооочень мало проходили.
Ну, жидким, наверное, моторным, или какое есть в наличии. НЕ ПОДСОЛНЕЧНЫМ и НЕ ОЛИВКОВЫМ.
Застучала как кузнец в кузне, даже визуально люфт заметен. Купил опять треки с силиконовым чехлом, по всем признакам оригинал.так вроде трек с силиконом на заводе не ставят, почему опять?
90тык на предыдущей 99. А штатные да, с обычным резиновым пыльником производства хз кто.
Сообщение от МАРАТ1983 https://www.lkforum.ru/ladakalina/buttons/viewpost.gif (https://www.lkforum.ru/showthread.php?p=5464296#post5464296) Делаешь обычным шприцем с иголкой укол маслом и забываешь про шаровые
А каким маслом? При советской власти инъекцию в шаровую делали обычным касторовым маслом, предварительно разогрев его в теплой воде. Видел рекомендации впрыскивать ТАД-17, а так же нигрол разведенный до нужной консистенции с отработкой.
Сообщение от МАРАТ1983 https://www.lkforum.ru/ladakalina/buttons/viewpost.gif (https://www.lkforum.ru/showthread.php?p=5464296#post5464296) Делаешь обычным шприцем с иголкой укол маслом и забываешь про шаровые
А каким маслом? При советской власти инъекцию в шаровую делали обычным касторовым маслом, предварительно разогрев его в теплой воде. Видел рекомендации впрыскивать ТАД-17, а так же нигрол разведенный до нужной консистенции с отработкой.
Мы делали позавчера укол ВАЗ 2110 обычным моторным маслом, тишина теперь, а скрипела как телега.
Мы делали позавчера укол ВАЗ 2110 обычным моторным маслом, тишина теперь, а скрипела как телега.
Заодно и диагностика, теперь доподлинно известно, что скрипело. Народ, читал рекомендации впрыскивать масло в шаровые опоры и рулевые наконечники периодически для профилактики один-два раза в год (при смене колес). Говорят при таком уходе шаровые ходят до 100 тыс. А может лучше снять и набить литолом? Ваше мнение?
А может лучше снять и набить литолом? Ваше мнение?
После снятия-установки шаровых развал-схождение регулировать придется. А для рулевых наконечников тем более.
denisl56, BigKot, марсиянин, GenaM,
Вы все абсолютно правы. Я высказал свое мнение, каждый решает сам. Для кого-то микроны не имеют значения, а кому-то это важно. Я закончил.
Меняют все сразу или только нижние обычно?
А откуда на Калине верхние шаровые. Не путайте с «классикой».
Есть смысл при имеющемся скрипе снимать шаровую для диагностики
82 000км стал появляться скрип как на старом диване при торможении всегда и часто при троганьи с места, а так же при проезде сильных неровностей.
На 90% уверен,что проблема в шаровых. Какие вы бы посоветовали 2108 или 2110 чем то отличаются,и какой фирмы лучше купить?
Есть ли смысл попробовать укол моторным маслом сделать?
P.S: Менял ДМРВ неделю назад,минус 3000р из бюджета,минус 500р задние колодки и прочие мелочи
Добавлено через 34 секунды при замене шаровых необходимо ли развал-схождение делать? Здесь у всех своя религия. Я не делаю
Отдал 300р за замену 2 шаровых. Хотел купить БелМаг,не было в магазине.
Посоветовали фирмы РосАвтоСпорт шаровые В2,комплект 550р,на коробке написано усиленные. Купил.
Короче не знаю сколько они отходят. Фото будет позже.Пишу с телефона.
Источник
Теги
классических автомобилях установлено
времяколеспричинойэлементоврулевойлюфтскрежетделатьзаменитьездитьбудетзвукипослеменятягтакаярычагшумовпроверкаконструкциюпереднееремонтследуетнадошаровыхдажебольшеподшипникомшприцемсделалповрежденияпроверитьтольковазизносновыеестьверхняятемдетальмашиныводителейвсемсвоиминеисправностейдорогиесторонысайлентблокикакуюименнонаконечниковрезиновыйзаменыналичииуправлениимеханизмаместавозникаетмогутпростоколонкойскоростирейкойдругалибосостояние
Смазка для шаровых опор и наконечников
Прогресс не стоит на месте и кроме старых проверенных временем смазом, которым пользовались еще деды для шаровых опор, рулевых наконечников и стоек стабилизатора, изобретают более совершенные составы способных улучшить воздействие на шарнирное соединение. На “пятки наступают” Liqui Moly, Motul, Molykote, Amalie и некоторые другие, однако смогли ли они придумать лучшие смазки для шаровых шарниров? Вывод находится в таблице рейтинга лучших и их детальном обзоре.
Таблица лучших смазок для шаровых
Смазка для шаровой | Краткое описание и характеристики | Объем упаковки, мл | Цена по состоянию на лето 2022 года, российских рублей |
Литол 24 | Универсальная самая дешевая смазка. Не смывается водой, однако плохо влияет на резину, рекомендуется для силиконовых пыльников | Разные, зависит от производителя | от 70 рублей за 100 мл. |
ШРБ-4 | Лучшая отечественная смазка для шаровых опор на основе бария. | 500 | 180 |
Liqui Moly Thermoflex Spezialfett | Обеспечивает абсолютную защиту от коррозии. Имеет высокую цену. | 370 | 2600 |
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease | Специальная смазка для работы с шарнирами. Работает в тяжелых условиях. Низкий температурный диапазон. | 425 | 750 |
Motul Tech Grease 300 | Универсальное средство. Средние эксплуатационные характеристики. | 400 | 530 |
Циатим 201 | Обладает самым низким температурным порогом –60°С, смывается водой. | Разные, зависит от производителя. | от 220 рублей за 800 мл. |
Molykote PG-65 | Универсальное средство с хорошими характеристиками. Основной недостаток — это очень высокая цена. | 1 кг | 6200 |
Простой способ продления срока работы
Его можно применить не только к новым деталям, но на старых его можно использовать, с условием, что они еще работоспособны, не имеют большого люфта. Желательно это делать после покупки и перед установкой новой опоры, это гарантирует увеличение времени эксплуатации.
Аккуратно снимаем нижнее стопорное кольцо пыльника. Отверткой поддеваем его и по кругу вынимаем. Самое трудное – его поддеть, потому что его конец плотно прилегает к резине.
При снятии следите, чтобы не повредить защитный резиновый чехол, он же пыльник. Порезы на нем способствуют попадания влаги на трущиеся элементы запчасти, выводя их из строя.
Снимаем пыльник с пальца. Осматриваем наличие смазки под ним. Как показывает практика, производитель скупится добавлять её в достаточном количестве. В большинстве случаев её будет максимум 2 грамма, этого мало для долгой эксплуатации шаровых шарниров.
Добавляем смазывающее вещество, чтобы оно полностью заполнило пространство между шаром пальца и вкладышем (корпусом). Разрабатываем опору, чтобы больше смазки попало внутрь корпуса. Закладываем еще порцию под сам пыльник и надеваем его.
Количество смазки не должно быть много. Это тот момент, когда избыток только навредит. Добавили и надели пыльник, если он свободно надевается и у него остается запас хода на сжатие, то вы угадали. Если он полностью забит, то при своей работе излишки порвут его.
Надеваем пыльник на место. Устанавливаем стопорное кольцо снизу и если оно было сверху. Проверяем их посадку, чтобы они точно попали в свои пазы, защитный чехол не слезал с шарнира.
Рекомендуется поставить более плотное кольцо на верхнюю часть пыльника. Его можно взять с сальника стиральной машины, обрезав его по размеру. Помните, он не должен своими краями порезать резину кожуха.
Если нет верхнего кольца, используем подручные средства. Деды применяли широкую капроновую веревку, туга наматывая её на пыльник. В данном случае нужно использовать именно широкую веревку, узкая может разрезать резину.
Нет синтетических ниток, советуют взять топливный шланг подходящего внутреннего диаметра, желательно на 1-2 мм меньше. Отрезаем от него кольцо шириной три миллиметра, немного растягиваем отвертками и надеваем на пыльник. Оно его плотно прижмет к пальцу, влага не попадет под него, увеличив срок эксплуатации.
Например на шаровых опорах Лемфордер, сняв защитный чехол, можно обнаружить отверстия в шаре пальца. Используя медицинский шприц, можно набить в них смазку, старая вылезет, новая заменит её. Чтобы проще выдавливать шприц, нужно кончик иглы нагреть горелкой.
Стоит ли смазывать шаровую опору
Для того, чтобы ответить на вопрос, имеет ли смысл использовать смазку для шаровых опор и рулевых наконечников рассмотрим работу шарнира. Конструкции шаровых опор и рулевых наконечников у современных автомобилей могут быть разными. Однако в любом случае основой его является шаровый шарнир и упорный палец. Шарнир упирается в основание, которое имеет форму полусферы, в которой и «ходит» шарнир. Сверху всю эту конструкцию прикрывает защитный пыльник, предотвращая попадание внутрь пыли, влаги, грязи, мусора.
Поскольку шарнир опоры в процессе движения автомобиля постоянно двигается, то происходит его износ и основания под ним. Поэтому, чтобы уменьшить значение износа, уменьшить нагрузку и увеличить подвижность конструкции необходимо использовать смазки. Производитель закладывает смазывающий материал на производстве, однако, как показала практика, ее количество и характеристики часто очень слабые.
Смазывание необслуживаемого узла
Немного сложнее порядок действий будет в случае с необслуживаемой опорой. Такая устанавливается, например, на некоторых иномарках. Если возможность добавления новой порции смазки не предусмотрена, но такая необходимость есть, потребуется воспользоваться дрелью.
Демонтированную опору зажмите в тиски, после чего в основании тонким сверлом проделайте отверстие и нарежьте в нем резьбу.
С помощью шприца добавьте внутрь смазку. Вкрутите в отверстие вкручивают подходящий болт.
После проведения всех манипуляций установите шаровую опору обратно.
Какие можно использовать смазки
В качестве смазки в шаровых опорах используют материалы на следующих основах:
Зачастую используют именно литиевые смазки, поскольку они недорогие, а их эксплуатационных характеристик вполне достаточно для использования в шаровых шарнирах (опорах), а также их можно использовать для смазки рулевых наконечников.
Что касается смазочных материалов на кальциевой основе, то, во-первых, они имеют гораздо большую цену, а во-вторых, их имеет смысл использовать разве что при значительных нагрузках на шарниры (например, в специальном и грузовом транспорте), а также при эксплуатации техники в экстремальных условиях.
В некоторых смазках в качестве мыла-загустителя используется барий. Благодаря этому значительно увеличиваются противозадирные свойства, увеличивается водостойкость и пластичность. Поэтому смазки на бариевой основе можно использовать также в экстремальных условиях и для специальной и грузовой техники.
О необходимости смазывания
На заводе под пыльник шаровой опоры набивается нужное количество пластичной смазки. Она рассчитывается на весь срок эксплуатации узла.
Однако в процессе работы шарнир постоянно смещается относительно основания, смазка со временем вырабатывается, а при длительных простоях автомобиля может высохнуть. В результате появляются стуки и люфты, шаровая опора приходит в негодность и требует замены.
Чтобы избежать лишних затрат, то количество смазки, которое было заложено, периодически обновляется. В результате ресурс шаровой опоры увеличивается в разы, улучшается управляемость машины.
Рейтинг лучших смазок для шаровых
В качестве смазочного материала для шаровых опор и/или рулевых наконечников вполне можно пользоваться недорогими литиевыми смазками, выпущенными под разными брендами. Отечественные автолюбители и мастера на автосервисах пользуются семью основными смазками, которые отлично зарекомендовали себя в указанном качестве. Поэтому далее приведен рейтинг смазок по популярности и распространенности. Список был составлен исключительно на рекомендациях и отзывах автолюбителей и не носит рекламного характера. Если у вас был опыт использования тех или других смазок для шаровых опор — расскажите об этом в комментариях.
Литол 24
«Литол 24» — это одна из наиболее популярных смазок, используемых в качестве смазочного материала для шаровых опор и рулевых наконечников. Внешне она представляет собой однородную мазь цветом от светло-желтого до коричневого, в зависимости от производителя, поскольку выпускают ее разные предприятия по всей стране. Поэтому при выборе смазки указанного бренда не нужно обращать внимание именно на цвет или фирму. Вместо этого нужно обратить внимание на то, соответствует ли смазка ГОСТ 21150-87, которым и регламентируется состав средства. Если вместо ГОСТ указаны местные для предприятия технические условия (ТУ), то она может обладать совсем другими характеристиками. Температурный диапазон «Литол 24» составляет от –40°С до +120°С. Допускается кратковременное использование при температуре +130°С.
Смазка «Литол 24» обладает хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому будет защищать шарнир от влаги и грязи. Средство обладает склонностью к повышению сопротивления качению шариков по мере роста усилий на шарнир, то есть, не дает детали сильно раскачиваться при нагрузках. «Литол 24» обладает хорошей химической, механической и коллоидной стабильностью (не выделяется масло в процессе хранения). При нагревании плотность смазки не меняется.
Из недостатков смазки «Литол 24» стоит отметить, что она негативно влияет на резину пыльника, что со временем приводит к его разбуханию, и преждевременному разрыву. Однако, если пыльник забивать не целиком либо использовать пыльник из другого материала, то проблема эта почти нивелируется. Еще один недостаток заключается в отсутствии в его составе антизадирных присадок.
На форумах в интернете можно найти немало постов, в которых автолюбители указывают, что используют именно «Литол 24» в качестве смазки для опорных подшипников и/или рулевых наконечников. Однако по причине отсутствия указанных антизадирных присадок его лучше использовать в недорогих отечественных машинах. Для иномарок имеет смысл использовать специализированные, более дорогие, средства.
Как указывалось выше, «Литол 24» выпускается разными производителями. Соответственно, и объемы и виды его упаковок отличаются от раза к разу. Приблизительная цена упаковки объемом 100 мл по состоянию на лето 2022 года составляет порядка 70 рублей.
Смазка «ШРБ-4» — это специализированное смазочное средство, предназначенное для использования в шаровых соединениях подвески, наконечниках рулевых тяг (причем, закладывается она туда на весь срок службы узла). Смазка «ШРБ-4» была разработана еще во времена СССР, однако при ее разработке была применена инновационная технология — использование в качестве мыльного загустителя элемента бария. По сравнению с литиевыми и графитовыми смазками это на порядок улучшило эксплуатационные свойства. Для того, чтобы повысить густоту смазки в ее состав также был введен избыток свободных кислот.
Благодаря всему этому смазка стала обладать высокими противозадирными свойствами, водостойкостью и пластичностью. Кроме этого, смазка «ШРБ-4» абсолютна безопасна для резиновых уплотнений, то есть, для пыльника. Температурный диапазон указанного смазочного материала составляет от –40°С до +130°С. Смазка обладает очень высоким показателем коллоидной стабильности (не более 10%). Имеет светло-коричневый цвет.
И в советское и в настоящее время смазку «ШРБ-4» выпускает одно-единственное предприятие — в городе Бердянск. В настоящее время это предприятие называется «Агринол» (Agrinol), и оно выпускает различную автохимию под той же торговой маркой. В интернете есть много положительных отзывов именно об оригинальной смазке «ШРБ-4» от «Агринола», и наоборот много отрицательных отзывов о той же смазке, выпущенной под другими брендами. Отмечается, что использование оригинальной смазки «ШРБ-4» действительно хорошо защищает шаровые опоры, способствует защите пыльника (он не вздувается), и смазки хватает действительно надолго, она практически не вымывается водой из шарнира.
Оригинальная смазка реализуется в жестяных банках объемом 500 мл. Цена одной упаковки в официальном интернет-магазине предприятия составляет порядка 180 рублей на указанный выше период времени.
Liqui Moly
Под торговой маркой Liqui Moly выпускается немало смазочных материалов, которые можно использовать в шаровых опорах. Однако наиболее подходящее для этого средство — Liqui Moly Thermoflex Spezialfett. Оно представляет собой консистентную смазку светло-бежевого цвета, относящуюся ко второму классу шкалы NLGI (классификация пластичных смазок).
Средство может использоваться в высоконагруженных подшипниках, направляющих редукторах, механизмах, работающих на высоких оборотах. Особенностью ее является то, что смазка Liqui Moly Thermoflex Spezialfett может быть использована в парах трения металл/пластик. Состав безопасен для резины (пыльника). Обладает очень высокой стойкостью к окислению, выталкивает влагу (реальные тесты показали, что смазка обеспечивает абсолютную защиту от коррозии). Отличается продолжительным сроком действия.
Производители ШРБ-4
В советские годы изготавливанием смазки занимался исключительно Бердянский опытный нефтемаслозавод, который после распада СССР стал Публичным акционерным обществом «Азмол», расположенным за пределами РФ. Ныне это предприятие носит название AZMOL British Petrochemicals (АЗМОЛ Бритиш Петрокемикалс).
В Советском Союзе мазь для ШРУСов пользовалась не особенно большим спросом по двум причинам. Во-первых, количество автомобилей в собственности граждан было гораздо меньшим, чем в настоящее время.
Во-вторых, благодаря долговечности смазки каждому автовладельцу хватало одной банки мази надолго, так что ее не приходилось покупать часто.
Сегодня смазка ShRB-4 выпускается на Украине вышеназванным бердянским предприятием под маркой Agrinol, фасуется в 400-граммовые банки.
В России производством ШРБ-4 занимается , расположенная в деревне Старосырово на территории Новомосковского административного округа Москвы. Это предприятие фасует продукт в банки вдвое большего объема — по 0,8 кг.
Что выбрать?
В магазинах сейчас предлагается масса смазочных материалов для смазки шаровых и рулевых наконечников, но не стоит приобретать брендовые дорогие продукты. По техническим характеристикам они мало чем отличаются от более доступных аналогов. Поэтому можно выбирать самый обыкновенный «Литол-24», и это будет правильное решение. Но нужно смотреть на состав.
Кальциевые материалы всегда будут дороже. Поэтому, если выбирать их, то придется заплатить немного больше. При выборе смазки желательно обратить внимание на условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Если машина ездит в условиях экстремальных температур, то лучше выбирать продукт, способный работать в таких условиях. Это поможет снизить износ деталей при зимней эксплуатации. В остальном же никаких особенностей при выборе нет. Особой разницы нет в том, какая смазка в шаровых опорах должна быть. Главное, чтобы она там была, говорят автомобилисты.