Описание устройства коробки, порядок сборки и разборки коробки нива 2121, инструкция по замене подшипников в коробке автомобиля нива 2131, ваз 2121. Обслуживание и эксплуатация коробки нива 2121. Инструкции по ремонту кардана, моста и привода колес нива 2131.
Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы).
Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала ваз 2131 (см. Замена сальника вторичного вала)… …и выключатель фонарей заднего хода (см. Замена выключателя фонарей заднего хода). Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.
Снимаем манжету механизма выбора передач. Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач… …и вынимаем механизм выбора передач. Соединение уплотнено прокладкой. Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма. Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,… …и снимаем блокировочную пластину. Отвернув еще одну гайку,… …снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины. Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,… …снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага. Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины. Снимаем корпус рычага переключения передач. Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов. Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры. Снимаем фланец с защитным чехлом… …и верхнюю прокладку корпуса. Щипцами снимаем стопорное кольцо. Снимаем шайбу и пружину. Снимаем сферическую шайбу… …и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры. Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач. Снимаем крышку… …и уплотнительную прокладку. Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача). Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки. Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса. Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу ваз 2121. Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода. Снимаем прокладку крышки. Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода… …поддеваем ролики подшипника отверткой… … и вынимаем ролики из сепаратора. Извлекаем сепаратор. Поддев крючком наружное кольцо подшипника,… …вынимаем его из гнезда задней крышки. Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала. Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. Снимаем внутреннее кольцо подшипника. Снимаем распорную втулку… …и маслоотражательную шайбу. Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач ваз 2131. Для этого… …ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку. Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу. Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода. Вынимаем болт… …и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала. Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла. Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен… …и снимаем внутреннее кольцо. Снимаем втулку шестерни V передачи,… …саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора,… …ступицу… …и муфту синхронизатора. Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу ваз 2121,… …снимаем промежуточную шестерню задней передачи. Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов. Снимаем крышку и прокладку. Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия). Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора. Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой. Снимаем вилку со штока. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач. Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи. Из паза вала вынимаем шпонку. Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач. Вынимаем шток. В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,… …вынимаем его. Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач). Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач. Вынимаем шток. Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала. Винты стопорятся специальными шайбами. Снимаем стопорную пластину. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24». Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода. Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. Замена сальника первичного вала),… …разделяем картеры сцепления и коробки передач. Снимаем прокладку. Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику). Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала. Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала. Снимаем зажимную шайбу подшипника. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала… …и снимаем подшипник. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу. Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника… …и снимаем его. Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала. Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник. Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала. Сдвинув промежуточный вал назад,… …вынимаем его из картера коробки передач. Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,… …вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора. Щипцами разжимаем стопорное кольцо… …и снимаем его. Снимаем пружинную шайбу. Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков. Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала… …и спрессовываем подшипник. Щипцами разжимаем установочное кольцо… …и снимаем его. Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо… …и снимаем его. Снимаем блокирующее кольцо… …и пружину синхронизатора. Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.
С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник. Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала… …и снимаем его. Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов нива 2131. Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом. Вынимаем втулку из шестерни. Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач. Снимаем ступицу синхронизатора. Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом. С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач. Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …щипцами снимаем стопорное кольцо. Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала). Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач… …и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала нива 2121 его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника ваз 2121…
отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками… …и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала). Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника. При сборке первичного вала… …подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо. После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен нива 2131. Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода… …запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки. Вставляем в наружное кольцо подшипника ваз 2131 сепаратор и ролики. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик. Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе. Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика. При сборке механизма выбора передач нива 2121 наносим на шаровую опору смазку Литол-24.
Особенности коробки передач на Ниве
Автомобиль ВАЗ 21213 с объемом двигателя 1.7 л. может развивать мощность до 79 лошадиных сил. Расход горючего в среднем составляет 10 литров на 100 км. Что характерно для бензиновых двигателей, здесь имеется система центрального впрыска. Заправлять такой автотранспорт следует бензином АИ-95.
КПП Нива (ВАЗ 21213) является механической, пятиступенчатой. Трансмиссия Нивы имеет постоянный полный привод. Следует отметить наличие надежного удлинителя рычага КПП на Ниве. Благодаря ему оперативно осуществляется смена скоростных режимов. Имеющийся привод распредвала является цепным. В состав коленвала входит несколько шатунных и коренных шеек. Коленвал отличается своей прочностью, изготовлен из чугуна. Механизм ГРМ закрыт крышкой. Здесь имеется маслозаливная горловина.
Схема КПП Нива
На Нива 2121 устанавливается раздаточная коробка. Ее особенность в том, что она имеет как повышенную, так и пониженную передачу. Повышенную актуально использовать, если необходимо сэкономить на трате горючего. В том случае если передвижение происходит по пересеченной местности, выручает пониженная передача. Однако в данном случае расход топлива увеличится.
Схема раздаточной коробки
Раздатка позволяет при необходимости отключить один из ведущих мостов. В состав раздаточной коробки входят валы, дифференциал, муфта переключения передач. Основные поломки выражаются в том, что со временем изнашиваются ее основные компоненты, в результате чего, может отмечаться перегрев коробки, появиться проблемы с включением моста. Ремонт КПП ВАЗ 21213 требуется, если стала отмечаться характерная вибрация со стороны данного узла.
Таким образом, популярность автомобиля объясняется тем, что здесь имеется система полного привода. Схема скоростной коробки показывает, что в ее состав входит большое количество комплектующих деталей, которые взаимодействуют друг с другом, обеспечивая отличную работоспособность автомобиля.