Как правильно обкатать шипованную резину и продлить ей срок службы?


Обкатка шипованной резины — обязательная процедура, подразумевающая эксплуатацию шины в щадящем режиме для привыкания к динамике разгона / торможения и усадки шипов на свое место.

Во время обкатки запрещается делать резкие маневры и ездить на скорости более 60 км/ч.

Ниже выделим правила проведения обкатки для резины разных моделей и приведем рекомендации по выполнению такой работы.

Разберемся в чем причины преждевременного выпадения шипов, поговорим о технологии изготовления шипованной резины,

Причины ранней потери шипов

В процессе эксплуатации водители часто сталкиваются с ситуацией, когда шипы выпадают раньше положенного срока, а именно через один-два сезона.

Этому может быть несколько причин:

  1. Движение с повышенной скоростью. Приводит к большей нагрузке на шип с последующим нагревом посадочной области и снижением эффективности клеящего состава в гнезде.
  2. Резкий разгон и торможение. Активный режим вождения приводит к расшатыванию изделия в гнезде, из-за чего оно быстрей выскакивает из углубления.
  3. Неправильное давление в колесе. Снижение давления в покрышке ниже нормы приводит к увеличению пятна контакта с дорогой. Это приводит к перегреву шины, повышению трения и преждевременному вываливанию шипов. Чрезмерное накачивание шины приводит к выпячиванию центральной части проектора, из-за чего шипы плотней контактируют с поверхностью и стачиваются.
  4. Частое проскальзывание. При вращении колеса на одном месте шипы могут не выдержать нагрузки при контакте с дорогой и вылететь.
  5. Износ. В процессе эксплуатации резина теряет качества, становится более жесткой и менее эластичной. Со временем появляются повреждения, в том числе в месте посадки гнезда. Углубление увеличивается в диаметре, и шип выпадает.

А чтобы понять, для чего необходима обкатка шипованной резины, необходимо знать принципы ее изготовления. На этом вопросе подробнее остановимся ниже.

Для чего это нужно?

Итак, для чего же требуется обкатка зимней шипованной резины? Прежде всего это необходимо водителю. Не стоит забывать, что с такое резиной транспортное средство будет вести себя иначе, чем с летней. Водителю просто нужно некоторое время, чтобы к этому привыкнуть. Однако это только одна из причин.

Шипы на резине должны найти свое место. В противном случае их можно быстро потерять. Ведь при неправильной эксплуатации такой резины шипы легко вылетают. К тому же можно повредить шины. Обкатка зимней шипованной резины позволит поставить шипы в их пазы. В результате этого улучшится сцепление, транспортное средство будет слушаться водителя и новые шины прослужат более 4 сезонов.

Технология производства современных шипованных шин

Ошиповка — процесс, который выполняет завод-изготовитель со строгим соблюдением числа и качества шипов. Эти параметры установлены правительствами стран ЕС, и все модели резины должны соответствовать требованиям.

Для привлечения покупателей производители стараются вставить в шины больше шипов, используют разные технологии и схемы размещения.

Работа по установке шипов часто выполняется не в стране производителе покрышек, а на других заводах, которые находятся в РФ, Китае и других странах. Это делается для снижения себестоимости изготовления и упрощения доставки.

К примеру, компании Пирелли и Мишлен отправляют шины для установки шипов в Воронеж и Давыдово с последующей транспортировкой в ту или иную страну.

Интересно, что шипы, используемые для ошиповки, изготавливаются не производителям шин, а другими заводами.

К наиболее популярным производителям стоит отнести Tikka, Turvanasta и Scason (Финляндия), Ugigrip (Франция) и Теком (Россия).


Теком — 12–8–2ТР

Автоматическая ошиповка

Внедрение шипов может быть полностью автоматизировано с контролем работы со стороны компьютера. Последний с помощью датчиков определяет место установки и внедряет изделие в определенное место.

После установки шипа проверяется его выступ и сила вдавливания. Для упрощения процесса применяется особый смазывающий мыльный состав.

Описанная выше технология свойственна для большинства современных компаний, но производитель Continental пошел еще дальше и использует более серьезную технологию, по которой шип «впаивается» в поверхность.

Алгоритм действий такой:

  1. Обработка шипа термоадгезионным составом.
  2. Ошиповка заготовки покрышки (просто название — болванка).
  3. Вулканизация для придания правильной формы и нужного рисунка.
  4. «Спаивание» шипа и резины с формированием плотного соединения.

Применение такой технологии повышает надежность фиксации шипа. Для его выдергивания необходимо приложить усилие около 500 Н*м, а это на порядок выше, чем при обычном процессе ошиповки. Другие компании пока не смогли улучшить этот параметр.

Ручная ошиповка

Здесь шипы вставляются человеком, а не компьютером, что требует особого внимания от исполнителя. Изделия внедряются в подготовленные углубления с помощью инструмента.

Так для чего нужна обкатка?

Дело в том, что шипы вставляют уже в сваренную шину вдавливая в подготовленные отверстия (за исключением некоторых моделей Continental).

После ошиповки покрышка должна отлежаться 24 часа при температуре 20-25 0С и за это время резину затекает во все щели закрепляя таким образом шип.

Но, дело в том, что даже идеально настроенный шиповальный автомат имеет свои допуски на выступление шипа над поверхностью протектора, как правило, это 0.5 мм.

По этой причине, одни шипы будут сидеть в пазах глубоко, а другие нет. И именно обкатка позволит занять шипам свое место в шине выступая на одинаковую высоту.

С учетом сказанного выделяется несколько причин, для чего необходима обкатка новой шипованной резины:

  1. Установление правильной позиции шипов в протекторе шины.
  2. Адаптация стиля вождения к новой зимней резины, обладающей индивидуальными характеристиками.
  3. Удаление лишнего мусора и остатков жидкости, которые могли остаться под шипами колеса.

Все эти мероприятия позволят прослужить шипованной резине от двух и более сезонов с минимальной потерей металлических элементов. Встречаются случаи, когда такие шины отхаживали 5 сезонов.

Как правильно обкатать зимнюю резину

Во время обкатки надо соблюдать ограничения по стилю вождения. Скорость следует увеличивать постепенно, начав с лимита в 60 км/ч, подняв его до 80 после первой сотни километров пробега. Не стоит излишне бережно подходить к этому процессу, по крайней мере если это касается «липучек».

Просто так вышеупомянутые посторонние вещества из прорезей и поверхностный слой не удалить, поэтому придётся относительно динамично разгоняться, тормозить и проходить повороты. Но, разумеется, не на максимуме способностей автомобиля, это всё же обкатка.

Обкатка по индикатору

Выше отмечалось, что перед стартом обкатки необходимо записать показания одометра. Если вы не успели или забыли это сделать, используйте показания индикатора.

На любой новой резине доступна насечка-индикатор (рифление) около металлической вставки.

После стирания индикатора об асфальт считается, что обкатка новой резины завершена и можно эксплуатировать ее в обычном режиме.

Контроль по индикатору требует периодического осмотра протектора, который загрязняется в процессе эксплуатации и требует очистки от посторонних предметов.

Осмотр можно выполнять параллельно с проверкой уровня давления в шинах.

Некоторые производители используют мини-канавки (Бриджстоун) или специальные наклейки (Нокиан).

В каждом из случаев можно говорить о завершении обкатки по истиранию указателей.

Дополнительный индикатор — смазка, которая наносится на новую зимнюю покрышку.

До испарения смазывающего состава необходимо плавно передвигаться и не превышать предельную скорость.

Опасная смазка

Если дотронуться до новых шин, то можно ощутить скользкое покрытие – это заводская смазка. Этот состав забивает все прорези и углубления в протекторе новой резины. Это не очень хорошо. Ведь такие изделия не будут обеспечивать надежного сцепления с дорожным покрытием. Напротив, транспортное средство будет вести себя непредсказуемо. Откуда берется смазка? Этот состав наносят на формы, в который затем заливаются шины. Удалить смазку поможет обкатка зимней шипованной резины. Постепенно состав сотрется с поверхности шин, и сцепление станет более надежным.

На какой дороге лучше проводить обкатку

Соблюдение правильного режима эксплуатации еще не гарантирует качественную обкатку. Успех мероприятия зависит от правильности выбора трассы.

Во избежание проблем следуйте таким советам:

  1. Обкатку проводите по ровной асфальтной дороге при температуре от нуля до десяти градусов тепла.
  2. Избегайте движения по проселочным или грунтовым дорогам.
  3. Выполняйте обкатку на ровных поверхностях без ям и выбоин, чтобы избежать повреждения шипов.
  4. Паркуйтесь на ровных участках без прилегания к бордюрам или заезда на них.

Рассмотренные условия доступны не только в больших городах, но и небольших населенных пунктах.

Чтобы продлить срок службы зимней резины с шипами, старайтесь обкатывать ее в заявленных выше условия.

Подведём итог

Обкатка – обязательное мероприятие, способное обеспечить правильную эксплуатацию новых зимних шин, дополнительную безопасность на дороге и снизить вероятность аварий и несчастных случаев. Проводится она независимо от производителя и модели шин, класса и привода автомобиля. Водитель привыкает к особенностям поведения новой резины и изменениям в повадках «железного коня», которые могут быть существенными.

Не следует излишне полагаться на большой водительский опыт и огромное количество километров, пройденных по зимним дорогам. Осторожность, внимательность и постепенное привыкание к новым шинам – составляющие безаварийного вождения в холодное время года.

Особенности обкатки для разных производителей

При выпуске зимней шипованной шины завод-изготовитель может давать свои рекомендации, как правильно выполнять обкатку после установки на автомобиль.

В большинстве случаев они на 90% похожи, но имеются ряд особенностей, требующих внимания со стороны автовладельца.

Мишлен

Компания Мишлен рекомендует обкатывать зимние шины следующим образом:

  1. Расстояние — от 800 до 1000 км.
  2. Скорость движения — до 70 км/ч.
  3. Отсутствие резких торможений и форсированного набора скорости.

Континенталь

Производитель рекомендует обкатывать свою продукцию с учетом таких рекомендаций:

  1. Первые 700 км без резки торможений / стартов и боковых ускорений.
  2. Верхний порог скорости — до 100 км/час.
  3. Щадящий режим поездок на начальном этапе, спокойная езда.

Производитель уверен, что соблюдение таких рекомендаций позволяет привыкнуть к особенностям зимней резины и научиться правильно на ней ездить.

Исключением являются шины Континентал IceContact2. В них установлены шипы, вклеенные в резину, что позволяет ограничить время обкатки 100-200 км.

Ханкук

Для этого производителя обкатка новых зимних шин с шипами производится по стандартным принципам, рассмотренным выше.

Нокиан

При обкатке шин Нокиан моделей Норман 5, Хакапелита 8, Норман 7 и других нужно ориентироваться на индикатор в виде рисунка.

Как только он исчезает, можно переходить к обычной эксплуатации. Первые 500 км важно избегать резких маневров, ускорений и торможений.

Часто задаваемые вопросы

  • Нужно ли делать балансировку после обкатки зимней резины?

    В процессе «притирки» с протектора шин удаляются мелкие неровности, литники, «щетина», поэтому распределение масс меняется, из-за чего балансировку нужно делать и после завершения обкатки шин.

  • Можно ли обкатывать зимнюю резину при температуре выше нуля?

    Обкатка зимней резины должна осуществляться именно при плюсовой температуре на чистом и сухом асфальте, так как поверхность шин ещё не обеспечивает хорошего сцепления на холодной дороге. К тому же обкатка при отрицательных температурах занимает больше времени.

  • Сколько нужно обкатывать новые зимние шины?

    Длительность обкатки зимней резины в среднем составляет около 500–1000 км и зависит от ее свойств, типа и условий.

Ошибки при обкатки шипованных шин

Часто допускаемые ошибки автовладельцев, приводящие к быстрой потере шипов:

  1. Проводить обкатку только на ледяных и заснеженных дорогах при скорости 100 км/час. В таком случае шипы начнут сильно выступать над протектором и при езде по асфальту их вырвет, а также машина будет скользить по дороге (без льда и снега). Такой метод обкатки подходит только для машин, которые учувствуют в ледовых гонках, а не для обычной гражданской эксплуатации.

  2. Обкатка длинными поездками по трассе без перерыва. Это приводит к перегреву в зоне отверстия и потере шипа. Эта зона должна остывать. Делайте перерывы (смотрите рекомендации ниже).
  3. Проводить обкатку при сильном морозе короткими проездами. Шипы не успевают прогреться, и заводская смазка под ними не успевает испаряться. Получится ситуация, когда после установленного для обкатки пробега автовладелец будет думать, что процедура закончена, но на самом деле это не так.
  4. Отсутствие контроля за рекомендованным заводом производителем давления в шинах.

Зачем обкатывать шины?

У вопроса, как обкатывать колёса автомобиля, есть серьёзное основание. На финальном этапе производственного процесса шины покрывают толстым слоем специальной смазки. Она вытесняет воду, защищая эластичный материал от коробления и промерзания в зимнем сезоне. Кроме того, этот состав не позволяет шинам слипаться друг с другом при хранении на складах и в магазинах.

Если не обкатывать шины, их сцепные свойства в первое время могут быть недостаточными. Это чревато потерей управления во время скоростной езды или активного маневрирования. Как следствие, шины могут подвести в экстренной ситуации, став причиной столкновения или другой аварии. Вероятность такого происшествия значительно повышается в зимней период, ведь дороги покрываются льдом и снегом, которые также снижают силу сцепления.

Наиболее часто возникает вопрос, как обкатать зимние шипованные шины. Причиной тому служат их конструктивные особенности. Шина для неблагоприятного зимнего климата оснащается металлическими шипами, которые устанавливаются в специальные углубления. За редким исключением их монтируют на финальном этапе производственного процесса при помощи автоматического или ручного зонда.

В углублениях шипованных шин содержится небольшое количество смазки, пыли, промышленного мусора и других посторонних частиц. Чтобы шипы правильно стали на своё место, их нужно подвергнуть небольшим нагрузкам. Шипованные шины для зимнего сезона следует подвергать обкатке, о которой мы подробно расскажем чуть позже.

В противном случае из шин быстро вылетят шипы, что значительно ухудшит управляемость на слежавшемся снегу и гладком льду. А вот при правильном обслуживании они прослужат вам до 5–6 зимних сезонов в зависимости от пробега.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]