Конец 90-х годов требовал от автомобильных производителей внедрение новых силовых агрегатов для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны заграничных фирм. Тогда инженеры АвтоВАЗа решили пополнить свое уже нашумевшее десятое семейство ДВС новыми вариантами двигателей. После этого появился всем известный двигатель ВАЗ 2110, получивший популярность у автолюбителей.
В качестве базовой модели для производства этого мотора послужил силовой агрегат ВАЗ-21083, который инженеры конструкторы значительно доработали. В качестве системы питания в конструкции мотора применялся все еще карбюратор, поэтому говорить об особых инновациях не было даже смысла.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 1499 |
Максимальная мощность, л.с. | 70 — 78 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 104 (11) / 3400 115 (12) / 3000 116 (12) / 3000 |
Используемое топливо | Бензин АИ-95 Бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км | 7.6 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | распределенный впрыск топлива |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 70 (51) / 5600 71 (52) / 5600 72 (53) / 5600 77 (57) / 5400 78 (57) / 5400 |
Степень сжатия | 9.9 |
Диаметр цилиндра, мм | 71 |
Ход поршня, мм | 82 |
Привод клапанов | SOHC |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
16-клапанный инжектор, 1,5 литра
С приходом этого мотора конструкция ГБЦ заметно усложнилась, появилось сразу два распределительных вала.
При этом процедура замены ремня ГРМ стала не такой легкой, как раньше, поскольку появилось два ролика и два шкива распредвала. Потребовалось все точно подгонять по меткам.
Главный недостаток 16-клапанника — это гнущиеся клапаны при обрыве ремня ГРМ, чего не было на предыдущих моторах.
Новый блок управления, усовершенствованная конструкция, улучшенные характеристики не позволили достичь АвтоВАЗу желаемого результата, поскольку отзывы оказались достаточно негативные при выходе ВАЗ 2110 с новым 16-клапанным двигателем.
Хотя если судить сугубо по техническим параметрам, новинка существенно превзошла своих предшественников.
Характеристики
Характеристика
1499 кубических сантиметров
93 лошадиные силы или 68 кВт
7,2 литра на 100 километров
Сделав работу над ошибками, инженеры АвтоВАЗ создали наиболее удачный и успешный мотор для «десятки» — 1,6-литровый силовой агрегат.
Особенности
Инженеры компании производили двигатель ВАЗ 2110 8 клапанов с 1995 по 2000 год. Выпускался этот силовой агрегат в городе Тольятти, а в его основе лежал предшественник 21083. После того, как производство мотора было приостановлено, ему на смену пришел инжекторный ДВС ВАЗ-21102.
Это классический для производителей рядный атмосферный двигатель, работающий на бензине. Его конструкция предусматривает четыре цилиндра, в сумме дающие рабочий объем в 1.5 литра. Пиковая мощность двигателя составляет 72 лошадиных силы, а его максимальный крутящий момент достигает 104 Нм.
Блок двигателя ВАЗ 2110 уже по традиции отличается из чугуна с повышенной прочностью. Цилиндры выточены прямо в блоке, и он не гильзован. Головку блока цилиндров отливают из алюминия. Коленвал изготавливается из чугуна, а его фиксация происходит с помощью пяти опор.
Материал для изготовления поршней также применялся классический — это алюминий, только теперь они имеют стальные вставки. Поршни предусматривают своей конструкцией два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Шатуны сделаны из стали и кованные. В верхней головке находится втулка из сплава бронзы со сталью.
Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью ремня. Если его вовремя не заменить, то он может порваться. Но двигатель ВАЗ 2110 1.5 выгодно отличается тем, что при обрыве ремня не происходит контакта поршней с клапанами. Этого инженерам удалось достичь благодаря тому, что в днище поршня они сделали специальные проточки.
Головка блока цилиндров своим строением предусматривает наличие одного распределительного вала и 8 клапанов. Гидравлические компенсаторы в конструкции отсутствуют, поэтому тепловой зазор клапанов придется регулировать самостоятельно. Используется комбинированная система смазки, а масляный насос применен шестеренчатого типа.
В качестве системы питания используется карбюратор, только он имеет функцию полуавтоматического пуска. Карбюратор установлен от компании партнера — Солекс, только в этот раз он отличался от других, поскольку имел две камеры.
Большинство владельцев автомобилей с такими моторами говорят о том, что система питания вовсе неприхотлива к качеству используемого топлива. Но несмотря на такие утверждения, выбирать бензин необходимо исключительно исходя из рекомендаций завода изготовителя.
В конструкции используется бесконтактная система зажигания. Высоковольтная катушка установлена сухая и имеет магнитпровод, но существуют и другие версии мотора, которые предусматривают установку катушки с масляным наполнением, имеющей разомкнутый магнитопровод.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2110 жидкостная, и отличается принудительной циркуляцией жидкости. Она спроектирована закрытого типа, что позволяет обеспечить оптимальный диапазон рабочей температуры не только в сильный мороз, но и в достаточно жаркую погоду.
Номер двигателя ВАЗ 2110 отыскать не очень трудно, поскольку для этого придется только демонтировать корпус воздушного фильтра. После этого стоит обратить внимание на место, где блок соединяется с маховиком, и над ним вы отыщите идентификационный номер.
Модификации
В стандартный ВАЗ 2110 заложены новые разработки и некоторые фишки.
Первый автомобиль был полностью карбюраторным и 8-ми клапанным. Такая система имела объём 1,5 литра и позволяла развивать порядка 70 лошадиных сил.
Такого потенциала было достаточно, чтобы получать настоящее наслаждение от передвижения. Что касается максимальной скорости, то она варьируется в пределах 160 километров в час.
После карбюраторного двигателя конструкторы решили сделать инжектор (уже 16 клапанный). По сути, это те же 1,5 литра объема, но с немного увеличенной мощностью двигателя до 79 лошадиных сил. Такой ход позволил улучшить динамичность и увеличить максимальную скорость.
К небольшой особенности относится то, что система имеет 16 клапанный мотор ВАЗ . Это очень необычно для автомобилей данного класса.
До 90-х годов транспортное средство имело довольно скудный интерьер и экстерьер. Конструкторы делали автомобиль как средство передвижения, а не роскошь. Только после 90-х годов клиенты смогли получить вместительный багажник, удобные сидения, регулируемое рулевое колесо, кондиционер и так далее. За все время производства ВАЗ 2110 было разработано огромное количество модификаций его мотора: как 8 клапанный карбюратор, так и 16 клапанный инжектор.
Преимущества
ДВС получился достаточно удачным, несмотря на то, что его производили не очень долго. Это повлекло за собой то, что он достаточно распространен среди отечественных автомобилей и их владельцы отмечают довольно большое количество значимых преимуществ:
- Интересным является тот факт, что запуск двигателя ВАЗ 2110 можно без особых проблем произвести практически в любую погоду. Система питания проектировалась таким образом чтобы обеспечить бесперебойную работу в сильный холод и жару.
- Клапана двигателя ВАЗ 2110 в случае обрыва ремня привода газораспределительного механизма не гнет. Этого удалось достичь благодаря особой конструкции поршня, поэтому не стоит заботится о том, что преждевременно прийдется осуществлять капитальный ремонт мотора.
- Отличная приемистость. Многие владельцы автомобилей с таким силовым агрегатом отмечают то, что его использование в городских условиях вовсе не вызывает проблем, поскольку мощности достаточно для того, чтобы держаться вместе с потоком.
- Хороший ресурс. Подобно всем родственным моторам этот двигатель может проехать порядка 200 тысяч километров без серьезных проблем и необходимости капитального ремонта. Но такого удастся достичь только в том случае, если его своевременно обслуживать.
- Неприхотливость к качеству топлива. В нашей стране это очень важный фактор, поскольку большинство заправочных станций не могут гарантировать высокого качества бензина, но для данного ДВС это без сомнений не является проблемой.
Ремонт двигателя включает:
- полную разборку мотора;
- определение неисправностей двигателя, его диагностика;
- подбор необходимых деталей;
- расточка блока цилиндров;
- плосковершинное хонингование цилиндров;
- ремонт шатунно-поршневой группы. Развесовка.
- геометрическое обновление и восстановление коленчатого вала (если необходимо — его замена);
- качественная полировка шеек автомобильного коленчатого вала;
- установка и регулировка двигателя.
Проблемы
Но несмотря на достаточно большое количество положительных качеств, для мотора также характерны и классические неисправности с которыми придется столкнуться большинству владельцев. Как правило они заключаются в следующем:
- Система подачи топлива. Одной из самых капризных частей двигателя является карбюратор. Владельцы таких моторов без сомнений знают об экономайзере принудительного холостого хода и главной дизирующей системе. Также стоит научиться разбирать карбюратор для того, чтобы постоянно чистить жиклеры..
- Владельцы очень часто сталкиваются с постоянным возникновением запотеваний и течь. Чаще всего причиной тому является то, что смазывающая жидкость начинает прокапывать из сальников или же вокруг клапанной крышки.
- Температура двигателя ВАЗ 2110 может быть повышенной во время работы. В таком случае стоит обращать внимание сначала на термостат, который может заклинить. Если он исправен, то следует проверить все патрубки охлаждающей системы на предмет образования трещин.
- Без сильного шума во время работы в этом двигателе тоже не обошлось. Причиной такой проблемы может стать сбитый тепловой зазор в клапанах. Если это не помогает, то стоит начать собирать деньги, поскольку могут начать стучать поршни или коренные подшипники коленчатого вала.
- Нередко двигатель ВАЗ 2110 троит. Не стоит сразу начинать переживать, а лишь проверить датчики двигателя ВАЗ 2110, которые нередко выходят из строя. Все это можно будет устранить буквально в гаражных условиях и без дополнительных знаний.
Двигатель ВАЗ 2110 инжектор или карбюратор? Какие отличия?
На сегодня инжекторные системы (далеко не в последнюю очередь ввиду с ужесточением соответствующих экологических стандартов) практически полностью смогли вытеснить карбюраторные аналоги. Однако не все так однозначно. Выбирая автомобиль, многим будущем владельцам все-таки приходится отвечать на вопрос: какой лучше – инжектор или карбюратор?
Сначала следует сказать, чем, собственно, карбюратор отличается от инжектора, А также следует знать, как они работают. По сути, карбюратор и инжектор в ДВС выполняют схожие задачи – выполняется подача топлива к топливной рейке из бака, однако именно сам процесс подачи выполняется по-разному. В карбюраторном моторе воздушно-топливная смесь, благодаря разности давлений, засасывается в камеру сгорания.
На это расходуется некоторая часть мощности «движка». В то же время, в инжекторной установке горючая смесь в камеру сгорания впрыскивается непосредственно. Сам процесс впрыска контролируется электроникой, что и есть одним из ее преимуществ. Данная электронная система позволяет выполнять точную дозировку количества поступающей смеси.
Техническое обслуживание
Для того, чтобы обеспечить оптимальный пробег двигателя за ним необходимо просто хорошо следить. Благо дело, конструкция максимально простая, поэтому проблем не возникает. Сначала нужно уделить внимание регулировке тепловых зазоров клапанов. Это нужно делать после прохождения 20 тысяч километров с помощью подбора шайб.
Не стоит забывать также и о смазывающей жидкости, которая подлежит замене после 15 тысяч километров пути, так как после этого она теряет свои свойства. Многие до сих пор не знают сколько масла в двигателе ВАЗ 2110, а ответ тут достаточно прост — 3.5 литра, но во время замены нужно использовать 3.2 литра. Также если вы не знаете какое масло лить в двигатель ВАЗ 2110, то рекомендуется применять виды 10W-40 и 5W-40.
Ремонт двигателя ВАЗ 2110
ВАЗ 2110 ремонт двигателя следует проводить с обязательным использованием исправных инструментов. Никогда не следует применять ключи, которые имеют стертые грани, несоответствующие размеры или использовать рычаги, которые помогают увеличить «плечо» гаечных ключей. Не следует также выкручивать гайки, используя молоток и зубило.
Рукоятки используемых инструментов должны быть пластмассовыми или деревянными, их поверхность обязательно должна быть зачищенной и гладкой. Рукоятки, выполненные из дерева, должны быть оснащены металлическими кольцами, чтобы избежать раскалывания.
Однако, помимо этого, инжектор также имеет и собственные недостатки:
-сложность диагностики и ремонта. Диагностика такой системы требует специализированного оборудования, а также квалифицированного персонала. Узлы механизма довольно дорого стоят и имеют низкую ремонтопригодность.
-своеобразная требовательность к топливу. Крайне негативно на надежности системы сказывается некачественный бензин. Если используется топливо, в котором присутствует высокое содержание механических примесей и различных смол, специалистами рекомендуется выполнять регулярную промывку инжекторов. Иначе система выйдет из строя.
В то же время, несмотря на всю популярность инжекторных систем, карбюраторные аналоги так просто сдавать позиции не собираются. Этому есть ряд объяснений:
- Их легко ремонтировать и обслуживать. Карбюратор, в отличие от инжектора, отремонтировать можно даже своими руками, без специального оборудования. Одновременно с этим, более дешевые запчасти и, в целом, ремонт обойдутся в относительно доступные суммы.
- Нетребовательность к топливу. Системы, которые работают на карбюраторе, менее чувствительны к «топливному» качеству. Автомобили с такими двигателями могут ездить на бензине АИ-76.
Следует сказать, что на этом главные преимущества карбюраторных систем заканчиваются, дальше идут недостатки. Сразу нужно сказать, что все они — зеркальное отражение преимуществ, которые имеют инжекторы:
- низкая экономичность, относительно высокий расход топлива.
- высокая чувствительность к температурным перепадам. Зимой он склонен к замерзанию, в летнее время – к перегреву.
- низкая надежность.