Многие водители-новички, которые недавно стали обладателями автомобиля, не знают, калильное число свечей зажигания что это. Этот параметр считается наиболее важным, так как показывает, какая t спровоцирует самопроизвольное зажигание. Во времена СССР была создана единая таблица, в которой отображались «холодные» и «горячие» калильные числа. На данный момент времени таблицы, подходящей для всех, не существует, поскольку разные производители маркируют их по-разному. Рассмотрим данный вопрос и разберемся в нем получше.
Что такое свечи зажигания?
Бензиновый ДВС не запустится без свечей. Эти элементы — особые детали, работающие в системе зажигания машины. Свечи ставят над цилиндром одним концом в мотор, а другим на высоковольтный провод.
Свечи необходимы для того, чтобы воспламенять бензин в КС (камере сгорания). Элемент состоит из большого количества деталей, среди которых контактный стержень и наконечник, изолятор, резистор, несколько шайб и электрод.
Из-за неверной затяжки свечей двигатель может функционировать некорректно. Слабая затяжка снижает компрессию в камере сгорания, а сильная приводит к появлению деформаций.
Главным параметром свечей считается искровой зазор. Именно он показывает расстояние между электродами и заставляет искру формироваться. Если зазор окажется слишком большим, то энергии будет недостаточно и смесь не воспламенится. Однако малый зазор, наоборот, спровоцирует перегорание электродов.
Важные факторы для эффективной работы двигателя
Для того чтобы мощность двигателя могла обеспечиваться в самой полной мере и при этом соответствовала нормам экологичности, чтобы соблюдалась плавность работы мотора, должно быть выполнено несколько важных условий.
Так, цилиндры должны наполняться правильным и точным количеством правильно сбалансированной смеси воздуха с бензином. Искра, которая зажжет горючую смесь, должна пройти между двух электродов только строго в нужный момент, при этом иметь определенную мощность.
Что значит калильное число?
Рассмотрим, что показывает калильное число свечи зажигания (КЧ). КЧ — это параметр, определяющий тепловые характеристики элемента. Иными словами, оно показывает значение давления в КС, при котором возникнет самостоятельное воспламенение смеси. Чем ниже значение, тем медленнее свеча разогревается в процессе работы мотора.
Во время функционирования двигателя свечи нагреваются. Когда их температура достигнет «рабочей», они «освобождаются» от нагара. При перегреве возникает возгорание смеси, но не от искры, а от горячей поверхности элемента. Если в давние времена существовали «движки», которые начинали работу только после калильного зажигания, то сейчас таких нет.
На самом деле, это очень негативный процесс, поскольку смесь воспламеняется в неправильное время. Соответственно, ДВС начинает работать некорректно. Это приводит к сильной потери мощности и возникновению дополнительной нагрузки. Иногда несвоевременное зажигание возникает из-за неправильного подбора свечей или после их поломки.
От искры до каления один шаг
Искровой режим работы свечи двояко влияет на саму работу свечи. С одной стороны, постепенный нагрев способствует самоочищению детали от примесей топлива, что имеет особое значение в отечественных реалиях. Но если температура свечи будет продолжать расти одновременно со степенью сжатия топлива, при переходе за 900 градусов она превращается в калильную свечу. Контроль над моментом воспламенения теряется, и нагрузка на двигатель резко возрастает.
В автомобильном транспорте каление свечи способно вызвать серьезные последствия, вплоть до дорогостоящего ремонта мотора. Единственное исключение – действующие модели транспорта, где калильная свеча служит нагревательным элементом для керосинового двигателя. Ее работа кратковременна – в дальнейшем мотор работает за счет высокой температуры топливной смеси.
Решить проблему образования задиров на блоке цилиндров из-за накаливания вызывались многие ученые. Результатом стало калильное число, которое соответствует максимальному уровню давления в цилиндре. Оно напрямую зависит от давления наддува.
На что влияет калильное число?
Калильное число — сложный термин, который тяжело понять большинству водителей. Если преподнести данное слово простым языком, то получится более понятный термин. КЧ показывает время. Когда оно истечет, свеча перейдет в состояние калильного зажигания и спровоцирует его.
Это универсальное значение, которое подходит для разных видов двигателей. Выражается параметр в числах от 11 до 26. Число обозначает параметр и вместе с этим показывает минимальное давление, необходимое для создания воспламенения в КС.
Определить число не так просто, поскольку единых стандартов определения не бывает. Цифра устанавливается во время испытаний на специальном оборудовании. Свечи зажигания от иностранных производителей не содержат в себе калильное число. Это обуславливается тем, что они устанавливаются на определенные ДВС, а значит, проводить эксперименты с определением параметра нет необходимости.
В разных видах двигателей по-разному происходит повышение температуры, по этой причине используются компоненты с различными КЧ. Их сопоставляют с нагрузкой мотора. Оптимальный параметр нагрева на изоляторе составляет 400-850 °С. Если температура нагрева выше заданного диапазона, то происходит калильное зажигание. Оно провоцирует разрушение электродов, но при этом компоненты очищаются от нагара.
В любом случае водитель не должен допускать перегрева. Момент зажигания изменяется, при этом коленчатый вал «дергается» так, что может разорвать мотор. Калильное число было как раз таки придумано с целью выявлять момент сбоя двигателя.
Made in Russia
Свечами, изготовленными компанией за 110 лет, если выложить их в одну линию, можно было бы несколько раз опоясать земной шар или выложить (с запасом) дорожку до Луны. Их производство сосредоточено в Германии и странах BRIC — Бразилии, России, Индии и Китае. Везде — по одному заводу. На предприятии в немецком городе Бамберге, помимо крупносерийного производства самых современных изделий, сосредоточены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и штаб-квартира свечного производства компании. На остальных, включая завод в г. Энгельсе Саратовской области, по стандартам и спецификациям Bosch производится массовая и мелкосерийная продукция, потребляемая как на местных, так и на зарубежных рынках. Российский завод, в частности, в 2009 году поставлял на экспорт 11% своей продукции. Двумя годами позже эта цифра возросла до 47%. В 2010 году 4 млн свечей российского производства было продано в США и еще 2 млн — в другие страны.
Век свечи зажигания Bosch — 1902–2002 © Фото: Bosch Automotive
Задачей организаторов пресс-тура было явное стремление подчеркнуть, что завод в России ни в чем не уступает германскому. Свидетельствую: производство в Энгельсе оснащено столь же современным оборудованием, здесь так же чисто и даже более просторно, чем в Бамберге, что наводит на мысль о возможности дальнейшего развития предприятия на уже имеющихся площадях. Кстати, на территории в 191 000 м2 производственные помещения ОАО «Роберт Бош Саратов» занимают 33 000 м2. Из 1046 сотрудников — всего 9 иностранцев. Это руководители, включая генерального директора и директора по качеству, и некоторые специалисты. Кроме свечей зажигания завод производит датчики массового расхода воздуха, электронные педали газа, электробензонасосы, топливные рампы, модули центрального моновпрыска, рядные ТНВД, жгуты проводов и соединители.
На предприятии действуют общие для всех подразделений компании нормы и стандарты. Помимо проверок собственного ОТК предусмотрен централизованный контроль качества: образцы изделий из каждой партии доставляются для испытаний в Германию.
Основные отличия — некоторая ограниченность ассортимента выпускаемой под Саратовом продукции и функций местного отдела разработок. Свои главные секреты немцы хранят дома.
Российским инженерам доверили вопросы материаловедения, анализ рекламаций и серийное сопровождение по свечам зажигания (с созданием специальной измерительной лаборатории), а для утешения творческого самолюбия — разработку индустриальных свечей и свечей марок ЭЗ и APS для местного рынка. Марки эти достались компании вместе с советским заводом, их выпускавшим. Свечи были для своего времени вполне приличными, но проблема качества все-таки существовала: они либо работали нормально, либо не работали вовсе. Интересно, как будут развиваться наши марки «под колпаком» у Bosch.
Сырье для изоляторов, центральные электроды, инструменты и калибры для производства основной продукции поставляются с немецкого завода. Оттуда же поступила часть оборудования, другая часть изготовлена традиционными поставщиками компании. Все сборочные линии перемещены с завода Bosch в Бамберге. Системы контроля качества идентичны, но некоторые измерения, автоматизированные в Бамберге, в Энгельсе выполняются вручную. Подобным образом отличаются на некоторых этапах и загрузочно-погрузочные операции.
Автомобильная продукция Bosch: мультимедийные системы, тормозные системы, электроприводы, cистемы рулевого управления (50% в собственности Bosch), системы стабилизации и курсовой устойчивости, системы дизельного впрыска, cтартеры и генераторы, системы бензинового впрыска © Фото: Bosch Automotive
Немецкий завод ориентируется на большие объемы и производство для поставки на конвейер и в сервисную сеть (OE/OES). Производственная линия в России легко перестраивается для выпуска малых партий продукции. Подтверждением высокого качества изделий может служить тот факт, что в 2011 году ОАО «Роберт Бош Саратов» получило разрешение на поставки для GM-Opel Europe и Ford Europe.
Подводя итог сравнениям, скажем: обращать внимание на надпись Made in Russia приятно, но с практической точки зрения бессмысленно. Куда важнее логотип Bosch и маркировка конкретной свечи. Тем более что нужную вам свечу компания, возможно, в Германии не производит вовсе.
Как узнать калильное число?
Есть классификация калильных чисел, но единой системы для всех двигателей не существует. Большинство производителей используют классификацию DENSO, в которой числа находятся в диапазоне 12-28. Существует также калильное число свечей зажигания таблица по NGK.
Вычислить количество тепла, которое отводит от себя свеча на корпус блока цилиндров, сложно. Это обуславливается тем, что процесс происходит по-разному.
Таким образом, узнать значение КЧ сложно. Но в Советском Союзе существовала единая градация в диапазоне 8-26. Горячие свечи обладали значением 11-14, холодные маркировались числами от 20 и выше, средние имели параметры 17-19, а унифицированные — от 11 до 20.
В других странах существует собственный порядок маркировки, который отличается от представленной выше информации. В Японии и в европейских странах изготовители уменьшают число свечи с увеличением нагрева. В Америке ситуация обратная. Чем ниже число, тем холоднее элемент. Чтобы разобраться в маркировке, следует взглянуть на конец центрального электрода. Если КЧ подобрано верно, то вокруг него возникнет кольцо голубого цвета.
Если электроды сгорели, изоляторы расплавились, значит, КЧ выбрано неправильно. Свеча оказалась слишком горячей.
Таблица совместимости
Рисунок расположенный выше данных строк поможет нам разобраться какое калильное число подходит для определенного типа транспорта.
- Горячие – применяются в повседневных автомобилях, то есть в тех на которых большая часть из нас ездит).
- Средние – используются в двигателях не пригодных для форсирования.
- Холодные – подходят исключительно для мощных моторов, встречаются в основном на спортивных авто.
Однако, эта схема не решает вопрос совместимости зарубежных моделей свечей с отечественными аналогами. Как узнать существующую альтернативу, например, старой доброй модели «А10Н»? Спокойней, ниже я предлагаю ознакомится с еще одной таблицей! Она уж точно ответит на все ваши вопросы!
Причины калильного зажигания
Калильное зажигание происходит, когда свеча перегревается и запускает возгорание смеси раньше положенного. Но не нужно путать данный термин с детонацией. Накалившимся элементом свечи обычно выступает изолятор. Причины накаливания знает каждый специалист:
Изолятор перегревается вследствие установки СЖ с неправильным КЧ.
К перегреву также приводит неверно настроенная система воспламенения. Возгорание, перемещенное в раннюю фазу, заставляет элементы нагреваться.
Если транспорт длительное время эксплуатировался на повышенных оборотах, то детали системы не могли охлаждаться, что привело к перегреву.
Неверная регулировка механизма газораспределения. Газы выпускаются через отверстие, но оно закрывается не до конца. Идет перегрев выпускного клапана или поршня.
Определить симптомы возникновения калильного зажигания трудно, так как признаки могут указывать на другие проблемы с авто. Эксперты отмечают, что чаще всего появляются провалы мощности при высокой нагрузке, а также глухой стук в силовом агрегате. Распознать симптомы получится лишь при езде на высоких скоростях.
Последствия
Калильное зажигание (КЖ) считается негативным процессом. Его главный недостаток кроется в том, что возгорание происходит самопроизвольно и управлять процессом невозможно. Воспламенение начинается не в нужный момент времени, что провоцирует увеличение давления и t в камере. Соответственно, смещается фаза возгорания в остальных циклах функционирования двигателя. Если владелец авто проигнорирует проблему, то силовой агрегат получит повреждения и перестанет работать.
Перечислим основные последствия КЖ:
У свечей зажигания нарушится целостность электрода и изолятора.
Днище поршня прогорит.
Детали поршневой группы будут заклинивать.
Произойдет возникновение поршневых задиров.
Последствия не самые приятные как для двигателя, так и для владельца автомобиля.
Made by Bosch
Объемы производства свечей зажигания, как и вся более чем вековая история свечей Bosch, впечатляет, но номенклатура выпускаемых изделий может показаться достаточно скромной. Это свечи:
— с центральным электродом, легированным иттрием и остроконечным профилированным боковым электродом; — с 4 боковыми электродами и заостренным посеребренным центральным электродом; — с медным сердечником в износостойкой антикоррозионной хромоникелевой оболочке; — с центральным платиновым электродом с напайкой из иттриевого сплава; — с центральным и боковым электродами, покрытыми платиной; — с центральным электродом, выполненным из твердого серебра; — с центральным электродом со сплавом платины с иридием, диаметром 0,6 мм.
Все они предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Свечи зажигания Bosch обеспечивают покрытие 98% рынка транспортных средств.
Кроме того, для двигателей, работающих на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе, выпускаются специальные свечи стандартной конструкции и свечи с электродами из благородных металлов. Не забыты и малые двигатели, используемые в садовом и строительном инструменте и других устройствах малой механизации. Свечи для них имеют хромоникелевый боковой электрод и никелированный корпус.
Свечи семейства Bosch Super — «стандартная программа», покрывающая потребности практически всего европейского парка легковых и легких коммерческих автомобилей. Хорошо отводящий тепло медный сердечник заключен в стойкую к износу и коррозии хромоникелевую оболочку. Счет выпущенным изделиям идет на миллиарды. Свечи соответствуют требованиям автопроизводителей к оригинальным комплектующим, в т.ч. по сроку службы. Установка зазора производится на заводе. Надежное искрообразование способствует устойчивой работе двигателя на всех режимах, повышению его кпд, снижению расхода топлива, сокращению вредных выбросов, а также предохраняет детали двигателя и каталитический нейтрализатор от повреждения.
Универсальная программа Bosch Super plus покрывает потребности авторынка на 95%. Центральный электрод легирован иттрием, боковой электрод имеет остроконечный профиль. Свечи отличает исключительная износостойкость и защита от коррозии.
Центральный электрод свечи Bosch Platinum выполнен из иттриевого сплава с напайкой из платины. Основные достоинства — высокая надежность воспламенения горючей смеси, коррозионная стойкость и ресурс, доходящий до 60 000 километров пробега без обслуживания. Примечательно, что на производство свечей серии Platinum компания тратит больше платины, чем вся ювелирная отрасль Европы вместе взятая.
Центральный электрод свечи Bosch Platin-Iridium из сплава платины с иридием обеспечивает максимальную долговечность и износостойкость. Оптимальное решение для двигателей, работающих на газе.
Свечи зажигания специального применения Bosch Super special предназначаются для мотоциклов, снегоходов, садовой техники, катеров, мотопил и др. Для них характерны отличные пусковые характеристики на всем протяжении срока службы и эффективная защита от коррозии и заедания резьбы.
Свеча Bosch Super 4 имеет 4 тонких боковых электрода и заостренный посеребренный центральный электрод. Надежное зажигание обеспечивается благодаря воздушно-поверхностному разряду: дуга гарантированно возникает в одном из восьми возможных искровых промежутков. Эффективная мощность свечи увеличена на 60%, что не только улучшает процесс воспламенения рабочей смеси, но и способствует самоочищению от нагара.
Как избежать или исправить КЗ?
Узнав, калильное число свечей зажигания на что влияет, водителям следует задуматься, как избежать КЗ. Ликвидировать проблему несложно. Но сделать это нужно до того, как возникнут негативные последствия. Для начала следует убрать старые свечи зажигания и заменить их вместе с изоляторами. Если это не помогло, то стоит обратиться в профессиональную мастерскую с просьбой проверить правильность настройки механизмом поджога смеси. Чтобы предотвратить КЗ, водителю нужно помнить, что не стоит эксплуатировать машину на высоких оборотах слишком долгое время. Нужно время от времени позволять «движку» отдыхать.
Чтобы топливно-воздушная смесь загоралась только от искры, необходимо проверять свечи на предмет образования нагара. Он способен перенагреваться сильнее, чем изолятор. Немаловажным является правильная настройка механизма поджога. Не нужно допускать смещения к ранней фазе. Механизм газоотведения также должен работать правильно. Настраивать его самостоятельно не рекомендуется.
Подведем итоги
Многие водители не знают, калильное число свечей зажигания что это такое. Однако в нашей статье мы разъяснили это. К сожалению, часто автовладельцы сталкиваются с калильным зажиганием, которое имеет массу неприятных последствий. Это спонтанный процесс, происходящий в неподходящий момент. Часто он приводит к перегоранию некоторых элементов, таких как выпускной клапан или поршни.
Таким образом, став обладателем новой машины, водителю следует внимательнее изучить данный вопрос, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Твитнуть |