Что такое адаптивный круиз-контроль и стоит ли за него переплачивать?

26.02.2021

Обычный круиз-контроль позволяет поддерживать заданную скорость движения, что позволяет водителю не прибегать к использованию педалей газа и тормоза и, как следствие, снижает утомляемость в длинных поездках. Адаптивный круиз-контроль — это, если можно так сказать, новая ступень развития круиз-контроля. Он позволяет задать не только желаемую скорость движения, но и расстояние до движущегося впереди транспортного средства. Если в вашу полосу въезжает другой автомобиль, то система адаптивного круиз-контроля самостоятельно притормозит для сохранения заданного расстояния, а после того, как автомобиль удалится на достаточное расстояние или покинет вашу полосу, снова ускорится до заданной вами скорости. Более продвинутые системы используют систему навигации и/или камеры, что позволяет автомобилю снижать скорость на резких поворотах и не превышать скорость, ограниченную дорожными знаками.

Как и другие системы безопасности и помощи водителю, адаптивный круиз-контроль не совершенен и обладает определенными ограничениями. Если автомобиль не оборудован системой полуавтономного вождения, то рулить придется самостоятельно. За экстренное торможение и объезд препятствий в таком случае также отвечает водитель. Адаптивный круиз-контроль определяет расстояние до движущихся впереди транспортных средств при помощи камер и сенсоров, поэтому их загрязнение или же ухудшение погодных условий негативно скажутся на работе адаптивного круиз-контроля.

Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы

Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.
Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.

ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.

Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.

Комплектующие

Система состоит из трех комплектующих:

  • Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
  • Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
  • Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.

Устройство

Система ACC содержит собственные компоненты и устройства, а также использует уже имеющиеся в автомобиле:

  • радары или лидары для обнаружения препятствий с разной дальностью, при этом радиочастотные датчики лучше работают в условиях ограниченной видимости, осадков или тумана;
  • активатор педали акселератора или электронный дроссель;
  • модуль управления микрокомпьютерной системой;
  • звуковые и световые индикаторы, информационное табло и панель управления с кнопками;
  • интерфейсы связи с системами ABS и ESP;
  • датчики педали тормоза и акселератора.

Основой устройства является управляющая программа, содержащая все сложные алгоритмы работы АСС в различных условиях.

Возможности адаптивного круиза

По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.

Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.

Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.

Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.

На какие автомобили устанавливается ACC

В настоящее время систему ACC можно установить практически на любой автомобиль в качестве опции, хотя чаще всего она встречается в премиум-сегменте.

Это связано с его довольно высокой стоимостью. Хороший набор будет стоить 100-150 тысяч рублей.

Каждая автомобильная компания имеет свои торговые названия для практически одной и той же системы с небольшими изменениями в элементах управления.

Традиционно ACC можно назвать адаптивным круиз-контролем или активным круиз-контролем, или более индивидуально, используя слова «радар», «расстояние» или даже «предварительный просмотр.

Впервые система была применена в автомобилях Mercedes под маркой Distronic.

Принцип работы и разновидности

Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.

Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).

Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.

Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.

Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:

  1. Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
  2. Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
  3. Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
  4. Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.

Принцип управления системой

Активация и деактивация адаптивного круиз-контроля контролируется водителем и осуществляется с помощью панели управления, которая обычно устанавливается на рулевом колесе.

  • Вы можете включать и выключать систему с помощью кнопок питания и питания соответственно. Если их нет, в качестве замены используется кнопка Set, позволяющая активировать круиз-контроль. Система отключается при нажатии педали тормоза или сцепления.
  • Вы можете установить параметры с помощью кнопки Set. После нажатия система устанавливает фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. С помощью клавиш «+» или «-» водитель может увеличивать или уменьшать скорость на заданное значение при каждом их нажатии.

Переключатель управления работой ACC

Адаптивный круиз-контроль активируется на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможна при движении со скоростью не более 180 км/ч. Однако некоторые модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.

  • Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
  • Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.

Среди недостатков можно выделить две группы:

  1. Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
  2. Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.

Стоимость комплекса

Теперь понятно, что такое круиз-контроль в автомобиле. Это помощник водителя, иногда достаточно эффективный. Но штатно эти системы устанавливаются не на все модели автомобилей. Если машина не оборудована такой системой, ее можно установить самостоятельно или у официального дилера.

Что касается стоимости системы, то все зависит от марки автомобиля. Так, для моделей BMW такой комплекс может стоить от 100 до 150 тысяч рублей. Это не включает цену проводки и внутреннего монитора. Также сюда следует добавить стоимость установки адаптивного круиз-контроля.

Подержанные комплекты могут стоить в среднем 1200 евро. Но вот преимущество: комплект уже максимально полный. Хотя есть ловушки. Например, нет гарантии, что этот вариант будет работать как обычный.

Для настройки системы нужно приложить немало усилий и обладать специальными знаниями. Радар для системы стоит несколько тысяч рублей, самое дорогое в таких системах — блок управления.Читайте также: Как помыть гидроблок АКПП своими руками?

Как видите, описываемая система – дорогое удовольствие, но покупая современный автомобиль, не лишним будет оборудовать его таким образом. Те, кто часто оказывается в пробках или путешествует на дальние расстояния, оценят полезность этого оборудования.

Как использовать адаптивный круиз-контроль

Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.

Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.

Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]