Выхлопная система на ваз 2114 — ее устройство и ремонт


В каждой автомобильной выхлопной системе есть глушитель и многим автолюбителям предназначение его очевидно. Ездить по городу с громким и ядовитым выхлопом будет некомфортно, а штрафы за превышение допустимого уровня шума и вредные выбросы от работы машины сегодня довольно большие. При эксплуатации автомобилей ВАЗ глушителю часто не уделяют должного внимания, хотя полезно знать как правильно диагностировать степень его износа. Своевременная замена «глушака» обязательна, поскольку его неисправность может стать угрозой для здоровья людей и работы двигателя авто.

Соединительные части выхлопной системы

  1. уплотнительная прокладка служит для соединения коллектора и приемной трубы;
  2. подвижной шарнир соединяет фланец нейтрализатора и приемную трубу;
  3. металлографическое кольцо находится между фланцами;
  4. соединительными частями между трубами-глушителями является хомут с развальцованными концами и конусные кольца;
  5. приёмная труба закрепляется ОДНОРАЗОВЫМИ гайками на шпильки выпускного коллектора и на стенки кронштейна.

Глушители и трубы представляют собой единую систему, и при поломке все устройство глушителя должны заменяться новыми.

Конструкция

Для каждого двигателя и автомобиля, где используется этот мотор, создается адаптированная система газоотводов, которая носит популярное название — глушитель.


Схема

Название во многом говорит о функциях и задачах данного элемента.

  1. Снижать шум, который производится поршневой системой силового агрегата.
  2. Отводить отработанные газы из мотора в безопасную область, то есть за пределы кузова. Если этого не будет, газы просто начнут попадать в салон.

Система отвода отработанных газов включает в себя несколько компонентов:

  • Приемная труба. Это элемент глушителя, который монтируется к двигателю по средствам жесткого крепления;
  • Резонатор. Это первый агрегат, который принимает звуковые колебания и раскаленные газы. Его конструкция позволяет снизить активность завихрений, заставляет вредные частицы оседать, тем самым снижать уровень загрязненности потока газов, которые выходят из камеры сгорания;
  • Глушитель. Основная часть конструкции, представляет собой объемную камеру, выполненную из металла. Она герметично закрыта, а внутри имеются разделения на отдельные секции. Проходя через них, газ успокаивается и очищается;
  • Выхлопная труба. Выводит газы за пределы кузова автомобиля.

Система выпуска газов (схема глушителя)

Для двигателей 1,5 л

Система выпуска газов для двигателей 1,5л

  1. Кронштейн соединения приемной трубы.
  2. Прокладка.
  3. Уплотнитель кронштейна.
  4. Второстепенный глушитель. (Резонатор глушителя)
  5. Подушки подвески глушителя.
  6. Основной глушитель.
  7. Хомут соединения труб глушителей.
  8. Уплотнительное кольцо шарнира.
  9. Нейтрализатор.
  10. Соединительное кольцо.
  11. Датчик концентрации кислорода.

Выхлопная система

Для двигателей 1,6л

Система выхлопа на двигателях объемом 1,6 литра отличается отсутствием нейтрализатора (вместо него установлена металлическая гофра) и наличием каталитического коллектора (установлен сразу после прокладки под номером 3).

К сведению, норма токсичности на ВАЗ 2114 , 2113, 2115 составляют R 83.

Особенности каталитического нейтрализатора

Катализаторы стали устанавливать только на инжекторные двигатели и при их помощи добивались более полного сгорания смеси в камере. Катализатор ВАЗ 2114 состоит из корпуса, датчика кислорода, лямбда-зонда, и сетки из специальной проволоки, которая могла способствовать догоранию остатков топлива, поступающих в систему выпуска. На входе в катализатор стоит датчик кислорода, который контролирует долю кислорода в выхлопных газах, сравнивая ее с атмосферной.

При поступлении газов в катализатор, лямбда-зонд оценивал состав газа и подавал информацию на электронный блок управления. ЭБУ в свою очередь, корректировал состав смеси так, чтобы содержание вредных веществ не превышало норму. Это могло идти в разрез с требованиями двигателя по достижению максимальной мощности, но нормы токсичности ставились во главу угла. К безусловно положительным свойствам катализатора можно отнести только несколько уменьшенный расход топлива. Хотя этот показатель целиком зависит от состояния катализатора. Схема с одним лямбда-зондом соответствовала нормам Евро 2, но сегодня эта схема уже устарела и на новых автомобилях уже не применяется.

Ремонт и замена глушителя на ВАЗ 2114 своими руками

В каждой автомобильной выхлопной системе есть глушитель и многим автолюбителям предназначение его очевидно. Ездить по городу с громким и ядовитым выхлопом будет некомфортно, а штрафы за превышение допустимого уровня шума и вредные выбросы от работы машины сегодня довольно большие. При эксплуатации автомобилей ВАЗ глушителю часто не уделяют должного внимания, хотя полезно знать как правильно диагностировать степень его износа. Своевременная замена «глушака» обязательна, поскольку его неисправность может стать угрозой для здоровья людей и работы двигателя авто.

Причины возникновения поломок

  1. Место расположения, функциональное назначение приводят к износу газоотводящей системы. Основные негативные факторы, приводящие к разрушению.
  2. Дорожное покрытие отличается от идеала. Камни, посторонние предметы подрываются вверх колёсами, воздушным потоком, ямы, препятствия способствуют механическим повреждениям, деформации.
  3. Езда по пересечённой местности с дорожным просветом меньше двадцати сантиметров приносит жесткое соприкосновение, вмятины, царапины.
  4. Внешняя влага, попадая на сильно разогретые поверхности, создаёт разность температур. Термические перепады оказывают негативное влияние.
  5. Грязь, конденсат, соляные составы разъедают наружное покрытие.
  6. Плохо отрегулированные топливные приборы, прохудившиеся прокладки мотора способствуют попаданию несгоревшего топлива, масел, охлаждающей жидкости в раскаленные выводящие пути.
  7. Разрушительные процессы в результате химических реакций. Использование реактивных присадок.
  8. Вибрация силового агрегата воздействует на сварные швы, повреждают подушки подвески.
  9. Ослабление, износ соединительных компонентов.
  10. Нарушение технологий изготовления на заводе.
  11. Окончание гарантированного ресурса.

Мероприятия, позволяющие продлить срок службы глушителя

  • Своевременная регулировка режимов работы двигателя.
  • Замета прокладок, подушек, подтягивание крепежей.
  • При наличии катализатора, контролировать заливаемое топливо. Исключать неподходящие присадки.
  • Аккуратное вождение – залог успеха. Необходимо объезжать разбитые фрагменты дороги, на неровных участках перемещаться на пониженных передачах.

Глушитель — назначение, устройство, работа

Важный элемент выпускной системы — глушитель, эксплуатация автомобиля без него невозможна. Как правило, глушитель находится в задней части транспортного средства и, в совокупности с выхлопной системой, служит отводом вредных газов из двигателя, минуя салон автомобиля.

Автомобильные глушители производятся из нержавеющей, алюминированной и обычной чёрной стали. «Глушаки» из нержавейки практически отсутствуют в продаже из-за высокой стоимости и длительного срока эксплуатации (срок их службы 10–15 лет). Алюминированные глушители устанавливаются на ВАЗ 2114/2115. Они распространены на отечественном и европейском рынке (срок службы 3–7 лет). Глушители из обычной чёрной стали являются дешёвыми заменителями и служат всего несколько месяцев, поэтому используются редко.

Для чего нужен «глушак»

Основные функции глушителя:

  • уменьшение шума при отработке топлива;
  • снижение скорости выброса газов, их температуры.

Глушитель крепится специальными резиновыми подушками за выгнутые металлические крюки, смягчая колебания от автомобильного выхлопа

Все элементы выпускной системы подвергаются высоким температурам, поэтому покрытие (антикоррозийная краска, мастика), которое наносится на глушитель, выгорает. Выхлопная система ВАЗ 2114/2115 монтируется под кузовом на днище автомобиля.

Дополнительный глушитель или, по-другому, резонатор предназначен для выброса в выхлопную трубу сгоревшего газа и приёма следующей порции.

Резонатор — важная часть выхлопной системы, он непосредственно влияет на мощность двигателя. Чем быстрее выводится отработавший газ из резонатора, тем быстрее и больше развивается мощность автомобиля.

Конструкция трубы состоит из всех необходимых элементов, поэтому при выводе, отработавший газ правильно распределяется по всей выхлопной магистрали

Глушитель на ВАЗ 2114/2115 крепится к днищу автомобиля специальными резинками, цепляясь за плоские крюки сбоку и сверху. Почему используется резинка, а, допустим, не металлическое крепление?

Во время прохождения отработанных газов по выхлопной трубе усиливаются колебания, глушитель начинает вибрировать, и если крепление твердотельное, то вибрация будет передаваться в салон. Резиновое крепление глушителя смягчает колебания, поэтому используется на всех автомобилях.

У ВАЗ 2114/2115, глушитель — это объёмная герметичная металлическая камера, разделённая внутри различными перегородками. Весь поток отработанного газа проходит через секции глушителя, окончательно гасится и очищается. Если рассмотреть схему глушителя, то на всех автомобилях она будет выглядеть почти одинаково.

Принцип вывода выхлопных газов из глушителя автомобиля

О ПРИЗНАКАХ НЕИСПРАВНОСТИ

Как только появиться хоть малейшее подозрение на проблемы с выпускным трактом, необходимо принять меры для выявления и устранения этих подозрений. Поездки с неисправным глушителем могут создать проблемы со стороны соседей и служащих дорожной полиции.

Вас должны насторожить следующие проявления в работе системы выхлопа:

  • Появление увеличенного шума работающего мотора;
  • Наличие запахов выхлопных газов поблизости от машины, а в некоторых случаях и в салоне;
  • Появление под днищем машины дыма из прогоревших элементов выхлопа;

Не нужно откладывать в долгий ящик решение этой проблемы. Найдите несколько минут для обнаружения и определения поломки. После этого принимают решение о её устранении. Тут может быть всего два варианта, это ремонт глушителя или замена глушителя ВАЗ 2114.

Замена глушителя на ВАЗ 2114/2115

Выход из строя глушителя на автомобиле может случиться по разным причинам:

  • механическое повреждение;
  • влияние атмосферных и грязевых осадков;
  • прогар внутренних элементов и стенок глушителя.

Признаки неисправности, чаще всего, проявляются в усилении звука выхлопа: автомобиль работает очень громко, тарахтит, появляется обилие выхлопных газов из-под автомобиля в области глушителя и запах не переработанного топлива.

Как поменять «глушак» своими руками

Во многих случаях ремонту глушитель не подлежит — требуется его срочная замена. Сделать это не так сложно, как кажется.

Вам понадобятся:

  • новый глушитель + ремкомплект (резиновые подушки, гофра, металлографитное кольцо, устанавливаемое под хомут на место соединения труб дополнительного и основного глушителей);
  • инструменты;
  • переносная лампа;
  • смотровая яма или домкрат;
  • два часа свободного времени;
  • руки, растущие из правильного места.

Ремкомплект состоит из 5 резиновых подушек, двух хомутов и уплотнительных колец, прокладки

Комплектующие части для замены рекомендуется приобретать у проверенных поставщиков, так как, в противном случае, можно наткнуться на некачественную подделку.

После покупки деталей необходимо убедиться, что они действительно подходят для замены. Нужно проверить все крепления, отверстия и изгибы.

Если всё вышеуказанное соответствует параметрам, можно приступать к демонтажу поломанного глушителя. После установки автомобиля на смотровую яму — проверить состояние крепежа и соединительных болтов хомута между трубой дополнительного глушителя и трубой главного глушителя.

Как снять глушитель

Демонтаж узла рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Перед откручиванием гаек обработать резьбу WD-40 либо жидкостью для удаления ржавчины, подождать 10 минут.
  2. Используя накидной ключ или головку на 13 открутить две гайки, удерживающие хомут.
  3. Скинув хомут убрать уплотнительное кольцо.
  4. Снять резиновые подушки, удерживающие глушитель.
  5. Отсоединить глушитель от резонатора.

Если возникают сложности с откручиванием гаек, можно воспользоваться молотком и зубилом. Для этого нужно упереть зубило в грань гайки и резкими ударами молотка против часовой стрелки попытаться «сбить» резьбу. В ином случае следует срезать болты болгаркой.

Установка новой детали

Установка нового глушителя совершается в обратном порядке, но необходимо смазать прокладочное кольцо высокотемпературным герметиком. Это обеспечит надёжное и герметичное соединение.

В случае отсутствия смотровой ямы можно воспользоваться домкратом, предварительно установив упор под передние колёса.

Спортивные глушители

Нередко можно увидеть на автомобилях ВАЗ-2114 глушитель спортивного типа (прямоточный). Визуально, не заглядывая под днище, его можно отличить от обычного по характерному звуку и увеличенному диаметру выхлопной трубы. Это специальные тюннинговые глушители. Сегодня их производят как в заводских условиях, так и в кустарных. Обычно «прямоточная» система изготавливается полностью из нержавеющей стали, а резонатор в ней отсутствует.


Кроме этого, спортивный глушитель лишен системы перегородок и трубок. Именно по этой причине он и называется «прямотоком». Результатом использования прямоточной системы является улучшенный внешний вид, повышение мощности двигателя за счет снижения сопротивления выхлопным газам, а также спортивное «урчание» мотора. Ну а что касается цены, то для ВАЗ-2114 глушитель в сборе будет стоить не менее 20 тысяч рублей.

Ремонт глушителя ВАЗ 2114/2115

Перед тем как менять глушитель, необходимо совершить его осмотр на наличие повреждений. В некоторых случаях можно обойтись мелким ремонтом и не тратить деньги на покупку новой детали.

Восстановление работоспособности глушителя проводится по следующему алгоритму:

  1. Наждачной шкуркой зачищаются глушитель и сварные швы.
  2. Вся деталь осматривается на наличие трещин, прогаров, повреждений.
  3. В случае обнаружения дефекта воспользоваться сваркой полуавтоматом, проварить трещины. На места прогара можно наварить металлическую пластину толщиной не менее 1,5 миллиметров. Мелкие трещины замазать высокотемпературным герметиком.

Все рабочие области обязательно обрабатываются наждачкой для более качественного результата.

Сварка используется в случае, если металл глушителя достаточно крепок. Швы провариваются толстым слоем во избежание фона и нового прогара.

Ремонт. Возможно или нет?


Цельный выпускной коллектор с равными длинами труб

Замена глушителя — это скорее крайняя мера, поскольку не редко старый агрегат еще вполне жизнеспособен. Его просто необходимо отремонтировать.

  • Снимите для начала элемент, зачистите его и внимательно осмотрите со всех сторон;
  • Некоторые повреждения имеют необратимые последствия, потому выполнить ремонт будет невозможно;
  • Если осмотр показал, что ремонт реален, обзаведитесь ремкомплектом;
  • При наличии повреждений на металлическом корпусе глушителя, но сохранении прочности материала, выполняются сварочные работы. Для них потребуется полуавтомат и пластина, толщиной до 2 миллиметров;
  • Швы делайте прочными и толстыми, чтобы в скором времени не образовался новый прогар;
  • Мелкие трещины обрабатываются силиконовыми герметиками, которые выдерживают температурные воздействия до 1000 градусов по Цельсию;
  • Некоторые применяют стеклосткань, которая покрывается эпоксидной смолой с термостойкими добавками. Если вы применили этот метод, после ремонта запустите двигатель и дайте ему поработать час. Это позволит эпоксидной смоле как следует схватиться.

Очевидно, что глушитель играет серьезную роль в работе автомобиля ВАЗ 2114. Потому к его состоянию следует прислушиваться, вовремя предпринимать действия по ремонту и замене агрегата.

Причины выхода детали из строя

На глушитель воздействует несколько различных факторов, которые могут привести к поломке, это:

  • Атмосферные осадки, грязь. Под атмосферными осадками подразумевается выпадание дождя, снега. Масса, периодически попадающая на раскалённую трубу, вызывает перепады температуры, разрушая прочность металла. К сожалению, защитить глушитель каким-либо образом не получится, влага в любом случае окажет воздействие на металл. Разумным решением будет избежание езды по глубоким лужам и медленное движение по загрязнённым участкам дороги. Если глушитель и труба загрязнились, необходимо произвести очистку водой (можно из шланга напорной струёй). После очистки рекомендуется запустить двигатель, чтобы вода, попавшая в глушитель, испарилась.
  • Конденсат. При длительной холостой работе агрегата в глушителе образуется конденсат, вызывающий коррозийный процесс. Это ведёт к неизбежному разрушению внутренних частей глушителя. Происходит это крайне редко, но, перед поездкой рекомендуется увеличивать рабочие обороты, несколько раз нажав на акселератор. Потоком выходящих газов влага выводится из глушака.
  • Химическое влияние. В результате выброса отработавшего газа на стенках глушителя оседает множество ядовитых химических частиц, разрушающих металл, попадание дорожных реагентов на глушитель.
  • Физическое влияние. Попадание камней, удары глушителя при езде по дорогам также ведут к множеству повреждений.

Химическое и физическое влияние на металл глушителя — естественный процесс. Разобрать и почистить глушитель не удастся, так как ёмкость не вскрываемая, а оградить от ударов и камней поможет только внимание и профессионализм водителя на дороге. Диагностика и устранение мелких повреждений на начальном этапе поможет избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Влияние различных негативных факторов может привести к повреждениям гофры или других частей глушителя

Негативные факторы воздействия газоотвода


Схема выпуска отработавших газов

Система газоотводов находится непосредственно под днищем автомобиля, что провоцирует ряд негативных воздействий.

  1. На корпус глушителя и горячую трубу регулярно попадает пыль, грязь, вода, из-за чего снижается прочность.
  2. Воздействие резких перепадов температур отрицательно сказывается на продолжительности службы системы.
  3. Влияние внешней коррозии.
  4. Негативное воздействие внутренней коррозии, возникает из-за скапливающегося конденсата при работе двигателя на холостых оборотах.
  5. Внутренние стенки разрушаются из-за агрессивных, пульсирующих влияний потоков газа, абразивных и химических частиц, которые оседают и разрушают материал.
  6. Элементарные механические повреждения, вызванные вибрациями и попаданиями по глушителю камнями, летящих из-под колес.

Все эти факторы возникают порой одновременно, из-за чего целостность элемента находится под угрозой. Не удивительно, что даже самые высококачественные изделия в условиях наших дорог служат не более 12 лет.

Критерий выбора нового резонатора

Дольше всего прослужат резонаторы с двойным корпусом. Важно, чтобы материал был невосприимчивым к коррозии. Обычно недорогие глушители изготавливают из алюминированной стали, т. е. обыкновенной стали, покрытой небольшим слоем алюминия, который защищает поверхность от коррозии. Однако при покупке такого резонатора следует помнить, что небольшая стоимость изделия получена посредством снижения долговечности. Самые лучшие резонаторы изготавливают из нержавейки. Не менее важную роль отыгрывает объем резонатора. Данный показатель влияет на эффективность его работы. Когда объема недостаточно, при резком нажатии на педаль газа шум будет значительно усиливаться, а сам элемент может начать вибрировать.

Полезные советы

Напоследок приведем несколько полезных советов, которые помогут глушителю вашего автомобиля прослужить дольше.

  1. Не реже одного раза в месяц осматривайте выхлопную систему. Это позволит своевременно обнаружить существующие проблемы и устранить их путем мелкого ремонта.
  2. Старайтесь не допускать резких охлаждений глушителя при работающем двигателе. Так вы убережете его от преждевременной коррозии.
  3. Контролируйте крепление глушителя к днищу. Лишняя вибрация не скажется положительно на его состоянии.
  4. Следите за работоспособностью датчика кислорода, ведь от его информации зависит количество кислорода в горючей смеси. При нарушении ее правильной концентрации она может догорать в выпускном коллекторе или даже в катализаторе.
  5. Если уж пришлось покупать глушитель, выберите модель с оптимальным качеством и ценой.

Как на Алиэкспресс найти и заказать автотовары по сходной цене и бесплатной доставкой

  1. Первый шаг приобретения товара на Алиэкспресс — создание нового профиля. Для регистрации на сайте необходимо указать свои персональные данные, электронный адрес и придумать пароль для входа. Важный нюанс — подтверждение электронного адреса. Если в течение 24 часов после регистрации не подтвердить его, то аккаунт будет заблокирован. Если вы уже зарегистрированы, войдите на сайт при помощи своего логина и пароля.

  2. Второй шаг — поиск требуемого товара. Найти на Алиэкспресс необходимую деталь можно двумя способами. Первый способ — сразу ввести искомый товар, например, резонатор (дополнительный глушитель) в строку поиска.

  3. Второй способ — в левом верхнем углу сайта кликните на кнопку «Смотреть все» возле графы «Категории».

  4. Далее выбираем категорию «Автомобили и мотоциклы».

  5. Затем нажимаем на надпись «Запчасти для авто», после чего вы увидите такую картину.

  6. Искать запчасти можно по марке транспортного средства, по цене и других критериях. Не забудьте выбрать бесплатную доставку. Сортировать товары лучше по рейтингу продавца, так как если у продавца высокий рейтинг, значит его продукция и соответствует описанию, и стоит недорого.

  7. Когда искомый товар найден, нажимаем на иконку «Купить сейчас». Если вы хотите приобрести еще несколько товаров, отложите выбранный в корзину, чтобы не потерять. Далее необходимо заполнить адрес доставки и оплатить заказ одним из предложенных способов.

Как заменить дополнительный глушитель (резонатор) пошаговая инструкция

  1. На соединительные болты и стягивающие хомуты с обеих сторон от резонатора наносим жидкость WD40 и даем время, чтобы она могла проникнуть во все щели (около 10-15 минут).
  2. Под катализатор заранее устанавливаем подставку, чтобы после демонтажа хомутов, которые соединяют резонатор с катализатором, он не просел, что может нанести повреждения креплениям с приемной трубой. Точно таким же образом делаем подставку под резонатор, поскольку его нужно будет откручивать с обеих сторон.

  3. Берем заранее подготовленные ключи и отворачиваем крепления со стороны катализатора. Будьте готовыми к тому, что нужно будет приложить довольно большие усилия.
  4. Откручиваем крепления со стороны глушителя, тем самым освободив прокладку между резонатором и глушителем.
  5. Демонтируем старый резонатор.
  6. При установке нового резонатора сначала закручиваем крепежные болты со стороны катализатора, однако не полностью.

  7. Далее соединяем глушитель с резонатором, заранее вставив новое уплотнительное кольцо. Во время соединения проверьте плотность прилегания прокладки, во избежание просачивания выхлопных газов.
  8. Дотягиваем крепежные болты со стороны катализатора.

Инструменты, приспособления, расходники

Для замены резонатора вам понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  1. Ключи на «17» (две штуки).
  2. Усилитель для ключей.
  3. Новая прокладка резонатора.
  4. Уплотнительные металлические кольца.
  5. Хомуты с крепежом.
  6. Жидкость WD40.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]