Патрубки печки ВАЗ 2114: особенности и основные проблемы

  • Слейте охлаждающую жидкость из радиатора в подготовленную ёмкость.

    Извлечение неисправного радиатора из гнезда

    Чтобы избежать образования в системе охлаждения воздушной пробки, снимите шланг с дроссельного узла

    Видео: замена радиатора печки ВАЗ 2114

    В процессе эксплуатации автомобиля встречаются ситуации, которые любой автолюбитель может разрешить самостоятельно. Замена радиатора печки относится именно к такому типу операций. Как видно из статьи, сделать это своими руками довольно просто. Главное, чтобы после снятия и установки радиатора у вас не оставалось лишних деталей, а все саморезы и хомуты были плотно затянуты. Удачи на дорогах!

  • Инструкция по замене патрубков системы охлаждения ВАЗ-2114

    В автомобилях отечественных производителей охлаждение двигателя происходит с помощью охлаждающей системы, в ВАЗ-2114 эту задачу осуществляет антифриз. Только при правильном выборе антифриза можно обеспечить эффективную работу системы охлаждения:

    1. Заводская антифризовская жидкость хуже, по причине меньшего количества присадок тепловая защита транспортного средства существенно страдает. Антифриз был разработан целенаправленно для охлаждения деталей и составляющих автомобиля, поэтому он отличается исключительной полезностью.
    2. Заводская жидкость имеет один большой недостаток – она быстро портит патрубки, что в свою очередь приводит к утечке жидкости и дефектам радиатора.

    Убедившись в том, насколько важно использовать качественный антифриз, водитель ВАЗ-2114 принимается менять старую жидкость на новую. При этом уже через пару недель обнаруживается утечка антифриза, в чем дело? Собственник машины не учел, что вместе с антифризом замене подлежат и патрубки, через которые происходит утечка.
    Практика показывает, что старые шланги абсолютно негодные, антифриз разъедает их очень быстро. Поэтому пора обучиться заменять патрубки, и, наконец, закрыть вопрос о правильной работе системы охлаждения. Как осуществить задуманное, расскажут специалисты СТО.

    Тонкости заливки нового антифриза

    Перед тем как приниматься за заливку новой охлаждающей жидкости, необходимо слить старую, а также как следует очистить от загрязнений всю систему охлаждения. Для этого лучше использовать специальное очищающее средство, которое можно купить в магазине для автолюбителей. Следите чтобы все краники и пробки ВАЗ-2114 были открыты. Определить промыта система или нет, можно исходя из того, какого цвета вытекает антифриз.

    Пробки и краник закрывают, только когда средство станет прозрачного цвета. Если производитель описывает в инструкции особенности применения очищающей массы, для эффективного очищения придерживайтесь этих правил. Что касается уровня заливки антифриза, некоторые водители предпочитают заливать до граничной отметки, другие сознательно не доливают, а позже после успешного испытания доливают жидкость еще.

    После того как замена антифриза осуществлена, осталось закрыть расширитель и завести мотор автомобиля. Мотор должен работать в холостую до тех пор, пока не заработает печной вентилятор.

    Замена крана печки

    Часто бывает, что ломается и такая деталь, как кран (стоит отметить, что на 2114 он не отличается слишком высокой надежностью). Выполняя его замену, следует одновременно выполнить и замену патрубков, даже если они исправны (про расположение патрубков печки ваз 2114 было рассказано выше).

    Вся замена крана выполняется в следующем порядке:

    • установить авто на яму и зафиксировать;
    • открутить пробку-болт, слить ОЖ;
    • при помощи отвертки ослабить хомуты на патрубках, расположенных в моторном отсеке, после чего снять их;
    • найти в салоне со стороны пассажира кран (расположен под панелью), ослабить хомуты подходящих к нему патрубков, после чего снять их;
    • при помощи ключа на 10 открутить пару гаек, навинченных на шпильки и фиксирующих корпус крана;
    • со стороны салона вытащить кран и отсоединить от него регулирующий тросик;
    • установить на прежнее место новый (аналогичный) кран;
    • выполнить сборку в такой же последовательности, но в обратном порядке.

    Перед тем, как отсоединять патрубки (особенно расположенные в салоне), следует подстелить под них тряпочку на случай вытекания охлаждающей жидкости.

    Многие автолюбители, выполняющие подобную замену, порой интересуются — как правильно подсоединить патрубки на печку ваз 2114? Ведь по ошибке или забывчивости можно соединить их неправильно, что приведет к нарушению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.

    Для того, чтобы не ошибиться, стоит запомнить, что схема подключения патрубков печки ваз 2114 — следующая: патрубки, находящиеся в моторном отсеке, подключаются: первый — от крана (подводящий) до отверстия в головке блока цилиндров, второй — от крана (отводящий) — до «саксофона». Патрубки в салоне подключаются: первый — от крана к термостату, второй — от крана к подводу насоса.

    Для еще большего удобства можно воспользоваться следующей общей схемой системы отопления:

    Стоит отметить, что расположенные внутри салона патрубки сильно различаются по своей длине, поэтому перепутать их расположение крайне затруднительно.

    Диагностика неисправностей печки

    Конструкция печки довольно проста. Казалось бы, ломаться здесь нечему. Сломаться полностью отопитель не может, так как его конструкция состоит из независимых друг от друга узлов. Однако некоторые элементы могут выходить из строя достаточно часто. К ним относятся:

    • радиатор;
    • кран;
    • патрубки;
    • резистор;
    • переключатель режимов.

    Неисправности радиатора печки

    Основные причины выхода из строя радиатора печки:

    • засорение;
    • появление течи (разгерметизация).

    В первом случае на внутренних стенках трубок радиатора накапливаются отложения. Они могут образовываться в результате:

    • длительной эксплуатации радиатора;
    • использования некачественной ОЖ;
    • попадания в систему охлаждения грязи, продуктов трения, воды и т. п.

    Как следствие, в радиаторе печки нарушается или полностью прекращается циркуляция тосола, и поступающий в салон воздух не успевает нормально нагреваться. Зимой в салоне авто будет холодно, а размораживание ветрового стекла станет настоящей проблемой.

    Течь в радиаторе может появляться в результате коррозии и рассыхания. Вытекающая из печки ОЖ обычно образует лужу на полу под панелью со стороны пассажирского сиденья. Кроме этого, в салоне появится характерный запах, а на лобовом стекле из-за испарения ОЖ будет образовываться маслянистый налёт, снижающий водителю обзор. Последнее особенно актуально при езде против солнца или ночью, когда встречный транспорт движется с включёнными фарами.

    Течь крана печки

    Кран печки может выйти из строя по двум причинам:

    • закисание запорного механизма;
    • рассыхания корпуса устройства.

    Если печка долгое время не использовалась, может произойти закисание крана. В этом случае при попытке открыть кран не следует прилагать большие усилия, так как можно повредить сам кран или порвать управляющий тросик.

    При рассыхании корпуса течь можно сразу не заметить. Но через некоторое время появятся признаки, аналогичные симптомам течи радиатора (лужа ОЖ на полу, резкий запах в салоне, маслянистый налёт на лобовом стекле).


    При неисправном кране печки ОЖ начинает вытекать в салон

    Износ патрубков

    Тосол из радиатора печки может начать вытекать через подводящие и отводящие патрубки в результате их износа под действием химически активных веществ, входящих в состав ОЖ, и высокой температуры. Кроме этого, патрубки могут быть повреждены при чрезмерной затяжке хомутов, обеспечивающих герметичность соединений.

    Всего в системе отопления ВАЗ 2113–15 четыре патрубка — два в моторном отсеке, соединяющих двигатель с краном, и два в салоне, идущих от крана к радиатору печки. Утечка ОЖ может происходить разными путями. В одном случае тосол будет вытекать на защиту двигателя и на улицу, в другом — в салон авто. В любом случае это проявится в виде:

    • падения уровня ОЖ в расширительном бачке;
    • образования лужи под машиной или в салоне;
    • появления в салоне неприятного запаха.


    При повреждении патрубков печки ОЖ может начать вытекать в салон

    Выход из строя резистора

    Резистор печки состоит из двух обмоток и служит для изменения сопротивления поступающего на вентилятор электрического тока. Электродвигатель вентилятора может работать в трёх режимах, которые можно менять с помощью переключателя.

    В третьем режиме на вентилятор поступает напряжение, равное напряжению бортовой сети, и он работает на полную мощность. При включении второго режима напряжение снижается за счёт одной из обмоток, сопротивление которой увеличивается примерно до 0,2 Ом. Вентилятор начинает вращаться заметно медленней. И, наконец, в первом режиме сопротивление обмоток увеличивается до 0,8 Ом, и мощность электродвигателя снижается до минимальной.

    Основным признаком выхода из строя резистора является работа вентилятора только в третьем режиме. Причиной этого является перегорание одной или обеих обмоток.


    При выходе из строя резистора печка работает только в одном режиме

    Выход из строя переключателя

    Определить причину неработающего отопителя салона можно лишь после проверки каждого его элемента. Иногда может выйти из строя сам переключатель режимов печки. Это происходит довольно редко в результате окисления или разрушения его контактов.


    При помощи переключателя изменяют скорость вращения вентилятора

    Как снять печку на ВАЗ 2114

    Начнем с того, что на ВАЗ 2114 замена радиатора печки сопряжена с некоторыми сложностями. Другими словами, чтобы замена печки ваз 2114 была выполнена качественно, нужно отдельно учитывать отдельные тонкости и нюансы.

    Для начала, нужно подготовить:

    • набор отверток,
    • гаечные ключи;
    • емкость для слива ОЖ
    • новый радиатор, краник и т.д.

    Перед заменой радиатора печки ВАЗ 2114 нужно слить охлаждающую жидкость (если жидкость давно не менялась, тогда лучше совместить ремонт печки с заменой тосола или антифриза).

    • Сначала потребуется в салоне выкрутить саморез, находящийся под пластиковой заглушкой, открутить крепления приборной панели, а также ослабить крепежи щитка приборов. Щиток можно не снимать.
    • Далее, выкрутив нижние крепления, снимается кожух рулевой колонки. После снимается разъем на прикуриватель, демонтируется магнитола и т.д.
    • В процессе снятия разъемов и штекеров лучше их подписывать или отмечать, чтобы не возникло проблем при обратной сборке.
    • Когда все элементы будут сняты, откроется доступ к консоли из пластика. Симметричные саморезы с двух сторон следует выкрутить.

    Кстати, замена печки ваз 2115 осуществляется схожим образом. Главное, добраться до радиатора отопителя. Получив доступ, через щель можно достать радиатор, который удерживается посредством хомутов. Сняв указанные хомуты, сливаются остатки ОЖ. Теперь можно заменить радиатор на новый, установив его вместо старого и надежно закрепив.

    ВАЗ (Lada) 2113/2114/2115 1997 — 2014

    Скажите, при замене патрубка который идет от печки на ГБЦ, весь тосол сливать надо? И как к печке самой добраться чтоб хомут открутить? ВАЗ 2115

    • На холостом ходу холодный воздух из печки, ВАЗ 2115 – 5 ответов
    • Двигатель не нагревается до рабочей температуры на ВАЗ 2114 – 3 ответа
    • Как снять печку на ВАЗ 2114? – 2 ответа
    • Не работает печка ВАЗ 2114 – 1 ответ
    • Как заменить крана печки 2114? – 1 ответ

    Тосол сливается почти весь, чтоб добраться к печке надо встать на колени и залезть под панель.

    От ГБЦ патрубки идут на краник, а уже от него другие патрубки на печку.

    На заметку, если не собирались менять ОЖ, а работы по ремонту подразумевают сливать ОЖ. Понадобится метр ПВХ трубки(два куска по пол метра) диаметром чтоб могла пролезть в толстый патрубок расширительного бачка. Вытаскиваем насос с бачка омывателя(или покупаем новый). Надеваем на насос трубки, одну трубку вставляем через расширитель в патрубок максимально глубоко, вторую трубку в емкость, запитываем насос. Можно конечно и функцией омывателя воспользоваться, но тогда придется поднять щетки.

    Крепление подводящего и отводящего шлангов к патрубкам крана в моторном отсеке.

    Лично делал проще, открутил патрубок на подогрев дрос. узла воткнул в канистру и завёл холодное авто, да не спорю выплюнуло не весь тосол, но остаток был ниже ур-ня радиатора печки, поэтому не помешал.

    Подпишись

    на наш канал в
    Я ндекс.Дзене
    Еще больше полезных советов в удобном формате

    Как снять печку на ВАЗ 2114?

    Не работает печка ВАЗ 2114

    На холостом ходу холодный воздух из печки, ВАЗ 2115

    Двигатель не нагревается до рабочей температуры на ВАЗ 2114

    Назначение, расположение и устройство печки ВАЗ 2113–15

    В отличие от классических моделей «Жигулей», печка ВАЗ 2113–15 довольно хорошо справляется со своими обязанностями. Если она исправна, в салоне машины всегда будет тепло. Система распределения воздушных потоков также реализована довольно неплохо, поэтому лобовое стекло даже в сильный мороз полностью очищается от наледи за несколько минут.

    Назначение отопителя

    Основная функция печки — обогрев салона и лобового стекла. Горячий воздух, подаваемый через систему воздуховодов на лобовое стекло, предотвращает его замерзание зимой. В тёплое время года печка используется для принудительной вентиляции салона.

    Расположение и устройство печки

    Печка ВАЗ 2113–15 расположена в передней части салона под центральной консолью приборной панели. В салон выведены лишь элементы управления отопителем и дефлекторы, через которые поступает воздух.


    Отопитель салона ВАЗ 2113–15 закрыт центральной консолью

    Печка состоит из следующих элементов:

    • кожух;
    • радиатор;
    • кран;
    • подводящий и отводящий патрубки;
    • электромотор с цилиндрической крыльчаткой;
    • заслонка обдува ветрового стекла;
    • управляющая заслонка;
    • заслонка обдува ног;
    • модуль управления (переключатель режимов, резистор, рычаги управления заслонками).

    Принцип работы печки

    Работа печки основана на теплообмене между нагретой охлаждающей жидкостью (ОЖ) и воздухом, поступающим в салон. Основу конструкции составляет радиатор. Он представляет собой систему трубок, внутри которых циркулирует нагретая ОЖ, подающаяся от силового агрегата. Трубки оснащены тонкими ламелями, позволяющими более эффективно отдавать тепло воздуху.

    Радиатор закрыт кожухом, который является корпусом печки. С одной его стороны расположен электрический вентилятор, нагнетающий в устройство воздух. Варьируя скорость вращения вентилятора переключателем, изменяющим сопротивление специального резистора и расположенным на центральной панели, можно регулировать интенсивность поступающего в салон воздушного потока.

    Циркулируя между ламелей радиатора, воздух нагревается и по воздуховодам, расположенным в передней части отопителя, поступает в салон. Распределение потоков осуществляется при помощи трёх заслонок, одна из которых (управляющая) регулирует (открывает или закрывает) поступление воздуха в салон, а две другие (обдува ног и ветрового стекла) изменяют его направление.


    Основу конструкции отопителя салона составляет радиатор

    Печка может быть полностью отключена от системы охлаждения двигателя с помощью крана, перекрывающего подачу ОЖ в радиатор системы отопления.

    Замена крана отопителя ВАЗ-2114, вентилятора и радиатора

    Заезжаем на яму или эстакаду. Ставим авто на ручник и первую передачу. Сливаем охлаждающую жидкость в подготовленную емкость. Для этого сначала при закрытой крышке расширительного бачка откручиваем сливную пробку на блоке цилиндров двигателя (если крышка бачка герметична и плотно закручена, то антифриз почти не будет течь). Затем вместо сливной заглушки вкручиваем шланг (хорошо подойдет от смесителя) и открываем крышку бачка – охлаждающая жидкость аккуратно, с минимальными потерями и не загрязняясь о двигатель, стечет в емкость.

    Ослабляем хомуты патрубков, идущих к крану от двигателя. Зачищаем со стороны двигателя металлической щеткой резьбы 2-х болтов крепления крана к переборке моторного отсека. Затем добросовестно обрабатываем эти резьбы WD-40 или тормозной жидкостью. Это обязательное условие, несоблюдение которого может повлечь серьезные затруднения при откручивании гаек. Оставляем «откисать» грязь и ржавчину на резьбах, а гайки пока не скручиваем.

    Снимаем патрубки. Переходим в салон. Демонтируем боковую облицовочную накладку торпеды посередине в ногах с пассажирской стороны. Ослабляем хомуты патрубков у крана. Готовим тряпку, чтобы собрать небольшое количество тосола, которое может вытечь на ковролин при снятии патрубков. Отсоединяем патрубки. Возвращаемся под машину. Используя ключ на 10 (торцовый или накидной), откручиваем гайки болтов крепления крана.

    В салоне вытягиваем краник на себя. Затем снимаем с него фиксатор тросика управления, а затем отсоединяем сам трос. Установку нового крана производим в обратной последовательности.

    Советы по покупке и замене патрубков на ВАЗ2115

    Как и на любом автомобиле возникает момент, что появляется необходимость замены патрубков системы вентиляции и отопления салона автомобиля. Неисправность возникает по разным причинам. Патрубки получают трещины из-за частых перемен температуры. Иногда попадание масел и бензина тоже приводит к неисправности. Обычно под хомутами крепления образуются трещины и дырки в патрубках. При некачественных патрубках, резкое повышение давления в системе охлаждения (ДВС) двигателя автомобиля тоже приводит к неисправности патрубков.

    Совет по экономии

    Возникает необходимость замены патрубков новыми. Не стоит тратиться на новые патрубки, выпускаемые именно на систему охлаждения и вентиляции ВАЗ2115. Через год они потрескаются, порвутся. Лучше купить шланг отопителя от автомобиля газель диаметром 16мм. Шланга длиной 3 метра будет достаточно. По наружному диаметру шланга покупают хомуты для крепления на штуцерах.

    Покупка патрубков с рук или на непроверенных интернет досках объявлений черева-то несвоевременной поломкой или лопанию установленных патрубков, что в свою очередь сделает невозможным охлаждение мотора на ходу, последствия могут быть самыми ужасными. Приобретать оригинальные детали или аналоги следует через проверенных продавцов, если поблизости нет таковых, то современные технологии позволяют найти необходимые патрубки с делать заказ через Интернет. Основными продавцами запчастей для вазовских авто являются такие магазины как Лада-Деталь (lada-original.ru — оригинальные детали), zaphastivaz.ru (аналоги и оригинал), Экзит (exist.ru оригинал и аналоги), lada-autodetal.ru и другие интернет-магазины. Перед покупкой в сети необходимо проверить отзывы к магазину и юридические реквизиты магазина.

    Для замены неисправных патрубков машину ставят на эстакаду, на смотровую яму. Двигатель автомобиля должен остывать хотя бы в течение часа.

    Устройство системы охлаждения

    При работе мотора выделяется много тепла для отвода, которого служит охлаждающая система автомобиля, состоящая из таких узлов:

    • 1 — Радиатор печки.
    • 2, 3 — Отводной, подводной патрубки отопителя.
    • 4 — Шланг помпы.
    • 5 — Патрубок, идущий от расширительного бачка.
    • 6, 12 — Пароотводящие шланги.
    • 7 — Крышка бачка.
    • 8 — Бачок расширительный.
    • 9 — Термостат.
    • 10, 19 — Отводящие патрубки.
    • 11, 13 — Подводящие патрубки.
    • 14 — Охлаждающий радиатор.
    • 15 — Сливная пробка радиатора.
    • 16 — Вентилятор обдува радиатора.
    • 17 — Помпа

    Нужно слить охлаждающую жидкость из системы. Открывают крышку расширительного бачка. Снимают боковушки панели приборов в кабине. Открывают кран подачи жидкости на радиатор печи. Сливают охлаждающую жидкость в емкость 10 литров, ослабив затяжной хомут подачи жидкости на радиатор печи, и отсоединив сам патрубок. При этом нужно быть осторожным, чтоб охлаждающая жидкость не попала в глаза. Направляют конец патрубка в емкость, так как жидкость с емкости, после замены патрубков, нужно будет залить обратно в систему охлаждения. Для удобства работы снимают воздушный фильтр.

    Снимают сначала наружные патрубки, затем патрубки с радиатора печи в кабине. По размеру патрубков отрезают шланг отопителя. Для удобства насаживания на штуцера, слегка смазывают поверхность штуцеров солидолом, либо литолом. Сначала насаживают шланг на штуцера радиатора печи, затем на трубки крана, предварительно не забыв поставить хомуты на шланг. Хомутами закрепляют шланг на штуцерах и трубках. Те же самые действия выполняются на трубках и штуцерах снаружи. После сборки, проверяют надежность затяжки хомутов крепления шланга на трубках и штуцерах.

    Заливают охлаждающую жидкость в расширительный бачок, только до максимальной метки, ставят на место воздушный фильтр. Крышку расширительного бачка закрывают. Заводят автомобиль, прогревают до срабатывания вентилятора охлаждения. Смотрят, нет ли утечек охлаждающей жидкости с системы охлаждения. При правильном ремонте, не бывает утечек. При необходимости добавляют охлаждающую жидкость в бачок, до достижения среднего уровня между метками минимальный и максимальный.

    В чем плюсы заказа патрубков и других автозапчастей через интернет?.

    В первую очередь хотелось бы отметить, насколько удобно сидеть на диване дома и выбирать нужные автозапчасти для машины. При этом не имеет значения, какая на улице в этот момент погода. Кроме этого, при помощи интернета реально купить детали для авто и на работе. Все объясняется тем, что для заказа товаров в онлайн-режиме не требуется много времени. Несколько кликов мышкой и продукция из виртуального автомагазина будет заказана, останется лишь дождаться ее доставки.

    Замена крана печки

    Часто бывает, что ломается и такая деталь, как кран (стоит отметить, что на 2114 он не отличается слишком высокой надежностью). Выполняя его замену, следует одновременно выполнить и замену патрубков, даже если они исправны (про расположение патрубков печки ваз 2114 было рассказано выше).

    Вся замена крана выполняется в следующем порядке:

    • установить авто на яму и зафиксировать;
    • открутить пробку-болт, слить ОЖ;
    • при помощи отвертки ослабить хомуты на патрубках, расположенных в моторном отсеке, после чего снять их;
    • найти в салоне со стороны пассажира кран (расположен под панелью), ослабить хомуты подходящих к нему патрубков, после чего снять их;
    • при помощи ключа на 10 открутить пару гаек, навинченных на шпильки и фиксирующих корпус крана;
    • со стороны салона вытащить кран и отсоединить от него регулирующий тросик;
    • установить на прежнее место новый (аналогичный) кран;
    • выполнить сборку в такой же последовательности, но в обратном порядке.

    Перед тем, как отсоединять патрубки (особенно расположенные в салоне), следует подстелить под них тряпочку на случай вытекания охлаждающей жидкости.

    Многие автолюбители, выполняющие подобную замену, порой интересуются — как правильно подсоединить патрубки на печку ваз 2114? Ведь по ошибке или забывчивости можно соединить их неправильно, что приведет к нарушению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.

    Для того, чтобы не ошибиться, стоит запомнить, что схема подключения патрубков печки ваз 2114 — следующая: патрубки, находящиеся в моторном отсеке, подключаются: первый — от крана (подводящий) до отверстия в головке блока цилиндров, второй — от крана (отводящий) — до «саксофона». Патрубки в салоне подключаются: первый — от крана к термостату, второй — от крана к подводу насоса.

    Для еще большего удобства можно воспользоваться следующей общей схемой системы отопления:

    Стоит отметить, что расположенные внутри салона патрубки сильно различаются по своей длине, поэтому перепутать их расположение крайне затруднительно.

    Ремонт и замена неисправных элементов печки

    Менять печку ВАЗ 2113–15 полностью нецелесообразно. Это, прежде всего, довольно дорого — покупка новой печки без крана и патрубков обойдётся в 4–5 тыс. руб. Более того, замена отопителя весьма трудозатратна — потребуется полностью снять, а потом обратно установить панель. Работа может занять целый день, и потребуется помощник. Гораздо проще выявить неисправный элемент и заменить только его.

    Восстановление радиатора печки

    Забитый изнутри радиатор печки можно попытаться очистить от накипи и отложений различными бытовыми чистящими средствами, такими как «Комет», «Крот», «Силит», или другими химически активными веществами. Некоторые автовладельцы используют для этой цели «Кока-колу».

    Процедуру промывки лучше проводить на снятом радиаторе, но можно обойтись и без демонтажа. Для этого из системы сливают ОЖ, снимают с радиатора патрубки и заливают внутрь чистящий агент. Затем запускается двигатель, включается печка и работает несколько часов. После этого радиатор тщательно промывают, присоединив к нему шланг с проточной водой, и сушат сжатым воздухом.

    В случае течи восстановить радиатор гораздо сложнее. Это можно сделать при помощи пайки. Однако большинство радиаторов изготовлено из алюминия, запаять повреждения в котором можно лишь мощным паяльником с применением специальных флюсов и припоев. Но даже в этом случае не будет гарантии полного восстановления работоспособности радиатора. Гораздо проще его заменить — новое изделие для ВАЗ 2113–15 стоит около тысячи рублей.

    Замена радиатора печки без демонтажа панели

    В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2113–15 указано, что обеспечить доступ к радиатору можно только после демонтажа панели. Однако народные умельцы придумали алгоритм замены радиатора лишь с частичным отсоединением панели от кузова. Для этого потребуется:

    • крестовая отвёртка;
    • ключи на 7, 10 и 13;
    • ёмкость для слива ОЖ из системы охлаждения объёмом не менее 5 л;
    • широкая и неглубокая ёмкость для слива жидкости с радиатора отопителя;
    • сухие тряпки;
    • клеёнка или плотная полиэтиленовая плёнка.

    Осуществляется замена радиатора следующим образом:

    1. Загоняем автомобиль на эстакаду или смотровую яму.
    2. Отключаем минусовую клемму от аккумулятора.
    3. Ключом на 10 откручиваем болты крепления защиты двигателя и снимаем защиту.
    4. Подставив ёмкость под сливную болт-пробку, откручиваем её ключом на 13 и сливаем ОЖ.

    Саморез закрыт пластиковой заглушкой

    Щиток приборов закреплён четырьмя саморезами

    Кожух рулевой колонки закреплён шестью саморезами

    При замене радиатора нужно снять разъёмы прикуривателя и магнитолы

    Снимаем пластиковые накладки на рычаги управления заслонками

    Верхняя часть консоли крепится по бокам двумя саморезами

    Для снятия разъёма нужно открутить два винта

    Перед снятием консоли нужно отсоединить все электрические разъёмы

    Основа панели прикреплена к полу двумя винтами

    По бокам панель крепится к кузову саморезами сверху и снизу

    По центру панель крепится к основе саморезами

    От блока управления отсоединяются все разъёмы

    Частично демонтированная панель отводится назад и фиксируется

    Снимать патрубки следует постепенно, позволяя ОЖ стекать в ёмкость без напора

    Радиатор закреплён четырьмя винтами

    Видео: замена радиатора печки ВАЗ 2113–15 без демонтажа панели

    Замена крана отопителя

    Для замены крана печки потребуются:

    • ключи на 10 (лучше торцевой) и 13;
    • крестовая отвёртка;
    • сухие тряпки.

    Алгоритм действий следующий:

    1. Устанавливаем машину на смотровую яму, откручиваем болт-пробку и сливаем ОЖ.
    2. В салоне откручиваем четыре самореза крепления левой крышки панели.
    3. В моторном отсеке находим патрубки, идущие от двигателя к крану. Отвёрткой ослабляем хомуты и снимаем патрубки.

    Патрубки зафиксированы с помощью металлических хомутов

    Для демонтажа крана необходимо ключом на 10 открутить две гайки

    Перед демонтажем крана от него нужно отсоединить приводной тросик

    Более подробно процесс замены крана отопителя ВАЗ 2113–15 описан здесь.

    Замена патрубков печки

    При замене радиатора печки или крана отопителя целесообразно заменить и патрубки. Для обеспечения доступа к ним потребуется выполнить действия, предусмотренные п. п. 1–25 инструкции по замене радиатора. Затем необходимо ослабить хомуты и снять патрубки с крана печки из салона. После этого из моторного отсека отсоединяются патрубки, идущие от двигателя к крану. Все это делается при помощи крестообразной отвёртки.

    После установки новых патрубков не следует сразу сильно затягивать хомуты. Сначала нужно всё собрать, залить ОЖ, запустить и прогреть двигатель и проверить соединения на предмет утечки тосола. Когда резина патрубков прогреется, хомуты можно ещё немного подтянуть.

    Замена резистора отопителя

    Если вентилятор печки может работать только в одном режиме, независимо от положения переключателя, нужно проверить резистор. Для этого потребуется:

    • крестообразная отвёртка;
    • мелкозернистая наждачная бумага;
    • мультиметр.

    Порядок работ следующий:

    1. Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
    2. Отвёрткой откручиваем саморезы крепления правой крышки центральной консоли.

    Для снятия крышки нужно выкрутить четыре самореза

    Резистор установлен на корпусе отопителя

    Для определения исправности резистора нужно измерить сопротивление его обмоток

    Замена переключателя печки

    Если после замены резистора вентилятор печки продолжает работать лишь в одном режиме, нужно проверить переключатель. Для его снятия потребуются крестообразная отвёртка и пинцет или ножницы.

    Работы производятся в следующем порядке:

    1. Отключаем от аккумулятора минусовую клемму.
    2. Откручиваем саморезы крепления и снимаем правую крышку консоли.
    3. Вытаскиваем ручку переключателя.

    Какой кран отопителя выбрать?

    При износе старой детали логично приобрести ее доработанную версию для недопущения проблемы в будущем. Сейчас в продаже имеются варианты регулятора с металлическими и керамическими деталями. Они более долговечны и не поддаются воздействию температуры. Рассмотрим несколько вариантов:

    • Доработанная запчасть от АвтоВАЗ с артикулом 21080-810115000 доступна в магазинах по цене от 180 до 250 рублей. Низкая цена, наличие металлических элементов, качество среднее;
    • Керамический краник от фирмы Лузар с артикулом 2108-8101150 продается по цене от 300 до 500 рублей. Качество высокое, керамические элементы, средняя цена;
    • Фирма Tsn-Цитрон по артикулу 8.5.2 предлагает бюджетный вариант за 170 рублей. Качество среднее. Присутствуют металлические элементы.

    Рекомендуем не экономить на покупке нового элемента системы отопления, т.к. его неожиданный выход из строя принесет массу проблем.

    Инструкция по замене патрубков системы охлаждения ВАЗ-2114

    В автомобилях отечественных производителей охлаждение двигателя происходит с помощью охлаждающей системы, в ВАЗ-2114 эту задачу осуществляет антифриз. Только при правильном выборе антифриза можно обеспечить эффективную работу системы охлаждения:

    1. Заводская антифризовская жидкость хуже, по причине меньшего количества присадок тепловая защита транспортного средства существенно страдает. Антифриз был разработан целенаправленно для охлаждения деталей и составляющих автомобиля, поэтому он отличается исключительной полезностью.
    2. Заводская жидкость имеет один большой недостаток – она быстро портит патрубки, что в свою очередь приводит к утечке жидкости и дефектам радиатора.

    Убедившись в том, насколько важно использовать качественный антифриз, водитель ВАЗ-2114 принимается менять старую жидкость на новую. При этом уже через пару недель обнаруживается утечка антифриза, в чем дело? Собственник машины не учел, что вместе с антифризом замене подлежат и патрубки, через которые происходит утечка.

    Практика показывает, что старые шланги абсолютно негодные, антифриз разъедает их очень быстро. Поэтому пора обучиться заменять патрубки, и, наконец, закрыть вопрос о правильной работе системы охлаждения. Как осуществить задуманное, расскажут специалисты СТО.

    Как правильно заменить патрубки в ВАЗ-2114

    Первый вопрос, которые слышат специалисты от автолюбителей – какие патрубки следует покупать для ВАЗ-2114? Изделия, сделанные из силикона, считаются самыми долговечными и вместе с тем идеально совместимыми с механизмом охлаждения ВАЗ-2114. Внизу на схеме предоставлено размещение интересующих нас патрубков:

    1. Короткие монтируют на муфты термостата и насоса, качающего воду.
    2. Далее идет проводящий шланг.
    3. Патрубок, расположенный в нижней части, отвечает за отвод тосола из радиаторного устройства.

    Какой набор инструментов понадобится для замены патрубков ВАЗ-2114

    1. Новые шланги.
    2. Ключи разной величины.
    3. Отвертки разных форматов.
    4. Смазка на основе силиконового компонента.

    Теперь о том, чем отличается от антифриза всем известный тосол. Последний изготавливается отечественным производителем, антифриз производится за рубежом, поэтому может отличаться состав.

    Поэтому поинтересуйтесь у продавца охлаждающей жидкостью иностранного производства.

    Инструкция по замене патрубков системы охлаждения ВАЗ-2114

    Пошагово замена патрубков системы охлаждения в авто марки ВАЗ-2114 выглядит так:

    1. Извлеките провод аккумулятора, который выходит из гнезда «минус».
    2. Аккуратно слейте старую охлаждающую жидкость, но перед этим дождитесь полного охлаждения двигателя. Иначе существует риск получить от охлаждающей жидкости ожоги.
    3. Извлеките такие компоненты: отложите в сторону обивку, обеспечивающую шумоизоляцию, вентилятор, накладку, идущую к раме ветрового стекла, облицовочный материал.
    4. Теперь ваша цель – добраться к воздухосборнику, для этого выкрутите скобы в виде пружин и винты, отвечающие за фиксацию. Для пружинных скоб идеально подходит отвертка, для винтов необходимо взять ключ.
    5. Для ослабления хомутов снимите передний корпус, а затем извлеките из штуцеров старые шланги.
    6. Осталось монтировать в специально отведенное место новые силиконовые шланги, предпочтительно чтобы детали были произведены за границей – они прослужат дольше.
    7. Произведите монтаж других компонентов, следуя обратному порядку этой пошаговой инструкции.

    Тонкости заливки нового антифриза

    Перед тем как приниматься за заливку новой охлаждающей жидкости, необходимо слить старую, а также как следует очистить от загрязнений всю систему охлаждения. Для этого лучше использовать специальное очищающее средство, которое можно купить в магазине для автолюбителей. Следите чтобы все краники и пробки ВАЗ-2114 были открыты. Определить промыта система или нет, можно исходя из того, какого цвета вытекает антифриз.

    Пробки и краник закрывают, только когда средство станет прозрачного цвета. Если производитель описывает в инструкции особенности применения очищающей массы, для эффективного очищения придерживайтесь этих правил. Что касается уровня заливки антифриза, некоторые водители предпочитают заливать до граничной отметки, другие сознательно не доливают, а позже после успешного испытания доливают жидкость еще.

    После того как замена антифриза осуществлена, осталось закрыть расширитель и завести мотор автомобиля. Мотор должен работать в холостую до тех пор, пока не заработает печной вентилятор.

    Отзывы о силиконовых патрубках для системы охлаждения ВАЗ-2114

    Водители ВАЗ-2114, которые заменили обычные заводские резиновые патрубки силиконовыми, отмечают такие преимущества новых составляющих:

    1. Длительный срок активной эксплуатации, и все благодаря увеличенной толщине стенок и плотному армированию, насчитывающему несколько слоев материала.
    2. Силиконовые шланги работают успешно и эффективно, вне зависимости от температуры и погодных условий на улице.
    3. Когда силиконовый патрубок затягивают, ощущается усилие, поэтому перетянуть и испортить шланг, как резиновый, не получится в любом случае.
    4. Подкапотное пространство удается окрасить в какой угодно цвет.

    Среди недостатков силиконовых патрубков, встроенных в систему охлаждения автомобилей отечественного производства ВАЗ-2114, водители отмечают:

    • высокую стоимость деталей, один комплект выходит примерно в 1,5-2 раза дороже резиновых аналогов;
    • производитель не несет никакой гарантии, поэтому если вы купили бракованное изделие, поменять его невозможно и снова придется тратиться на новый комплект шлангов.

    Чтобы не платить лишнего, собственники ВАЗ-2114 предпочитают заказывать силиконовые патрубки в интернет-магазинах, где они встречаются в 2-х видах:

    • с армированной ниткой;
    • вместе с силиконом присутствует резиновая составляющая.

    Несмотря на возможные негативные нюансы силиконовых шлангов, собственники ВАЗ-2114, которые уделили время модернизации своего авто и поменяли патрубки в охлаждающей системе транспортного средства, отмечают, что доработка стоит своих денег – охлаждение двигателя осуществляется как часы, никаких больших замечаний сделать язык не поворачивается.

    Что касается срока эксплуатации новых шлангов, в среднем он больше чем у резиновых патрубков на 2 года, но только когда речь идет об армированных силиконовых компонентах.

    В следующем видео наглядно показано, как менять тосол и промывать систему охлаждения ВАЗ-2114: https://www.youtube.com/watch?v=CGGDk3F1hNY.

    Чем отличается резиновый шланг от силиконового, рассказывают в видео:

    Как правильно заменить патрубки в ВАЗ-2114

    Первый вопрос, которые слышат специалисты от автолюбителей – какие патрубки следует покупать для ВАЗ-2114? Изделия, сделанные из силикона, считаются самыми долговечными и вместе с тем идеально совместимыми с механизмом охлаждения ВАЗ-2114. Внизу на схеме предоставлено размещение интересующих нас патрубков:

    1. Короткие монтируют на муфты термостата и насоса, качающего воду.
    2. Далее идет проводящий шланг.
    3. Патрубок, расположенный в нижней части, отвечает за отвод тосола из радиаторного устройства.

    Какой набор инструментов понадобится для замены патрубков ВАЗ-2114

    1. Новые шланги.
    2. Ключи разной величины.
    3. Отвертки разных форматов.
    4. Смазка на основе силиконового компонента.

    Теперь о том, чем отличается от антифриза всем известный тосол. Последний изготавливается отечественным производителем, антифриз производится за рубежом, поэтому может отличаться состав.

    Поэтому поинтересуйтесь у продавца охлаждающей жидкостью иностранного производства.

    Устройство и причины замены радиатора печки

    Радиатор печки ВАЗ 2114 имеет простую, но прочную конструкцию. Его сердцевина состоит из двух рядов алюминиевых трубок и поперечных тонких металлических пластин, образующих соты. Это обеспечивает накопление тепла в сердцевине. Концы трубок развальцованы в торцевых пластинах и герметизированы специальными материалами. Этим обеспечивается плотное прилегание сопрягающихся поверхностей. К торцам сердцевины приварены три пластмассовых бачка. Два бачка на одной стороне соединены с системой охлаждения, а третий — на противоположной стороне — обеспечивает циркуляцию тосола в радиаторе.

    Срок службы радиатора печки заметно меньше срока эксплуатации автомобиля. Обычно начинают течь трубки, патрубки, бачки или забивается сердцевина. Для ВАЗ 2114 подойдут радиаторы отопителя производства ДААЗ, Luzar, «Прамо», Fenox и др., каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

    Варианты доставки товара

    Обратите внимание! Ниже указаны способы доставки, доступные именно для этого товара. В зависимости от способа доставки возможные варианты оплаты могут различаться. С подробной информацией можно ознакомиться на странице «Доставка и оплата».

    Посылка Почтой России

    Доступные способы оплаты:

    • Наложенный платеж (оплата при получении)
    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Отправка по всей России. Срок доставки — от 5 до 12 дней.

    Посылка Почтой России 1 класс

    Доступные способы оплаты:

    • Наложенный платеж (оплата при получении)
    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Отправка по всей России. Срок доставки — от 2 до 5 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 50%. Вес посылки до 2,5 кг

    Экспресс-посылка EMS

    Доступные способы оплаты:

    • Наложенный платеж (оплата при получении)
    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Отправка по всей России. Срок доставки — от 3 до 7 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 100%.

    Транспортные компании

    Доступные способы оплаты:

    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Доставка возможна в любой населенный пункт, где есть представительство транспортной компании. Срок доставки — от 2 до 10 дней. Отправка габаритных посылок выгоднее, примерно, на 50% чем Почтой России.

    Курьерская доставка по г. Тольятти

    Доступные способы оплаты:

    • Наличными при получении
    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Срок доставки от 1 до 12 часов.

    Самовывоз с нашего склада

    Доступные способы оплаты:

    • Наличными при получении
    • Кредит, рассрочка
    • С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
    • Яндекс.Деньги
    • QIWI
    • ROBOKASSA

    Время забора должно совпадать с режимом работы магазина.

    Принцип работы силового агрегата основан на химической реакции топлива, подаваемом в цилиндр в газообразном состоянии, и элемента его воспламенения. В результате корректного соотношения всех элементов и выбора момента поджига осуществляется поступательное движение поршня, преобразуемое посредством многочисленных компонентов транспортного средства в линейное перемещение ВАЗ 2108.

    При горении смесь топлива производит достаточно тепла, выделение которого не влияет на общий уровень функциональности мотора. Но перегрев двигателя ВАЗ 2109, определяемый по облаку пара, вздымающемуся от капота, свидетельствует о проблемах с системой охлаждения, представленными в данный момент более драматично для владельца авто. Наиболее очевидный симптом — нарушение целостности резиновых патрубков. Некоторые проблемы с системой охлаждения можно выявить по предупреждающим знакам, возникающим от неприятного запаха и пара, исходящего из-под капота. Корректная работа мотора полностью зависит от своевременно проявленного внимания владельца к данным признакам возможных неисправностей.

    Отведение избыточного количества тепла в двигателе осуществляется путём охлаждения теплоносителя через радиатор. Соединение силового агрегата с выносным радиатором обеспечивают резиновые патрубки, пропускающие хладагент через трубки радиатора, где он охлаждается, рассеивая избыточное тепло вне транспортного средства. Процесс теплообмена производится на постоянной основе, позволяя двигателю оставаться при оптимальной температуре.

    Проведение работ тюнинга ВАЗ 2114 требует внимательного отношения к системе охлаждения, так как повышенные обороты и жёсткие условия эксплуатации мотора требуют значительно максимального отведения тепла. На мощный силовой агрегат с высоким уровнем функциональности устанавливают современные высоко эластичные изделия из каучука, способные выдерживать широкий интервал температур. Каучук отличается высокой термостабильностью, а армирование изделий нитью сохраняет их эластичность, повышая прочность устанавливаемых элементов.

    Инструмент и материалы

    Для замены радиатора печки в ВАЗ-2114 не нужен дорогой и сложный инструмент или оборудование. Достаточно того, что есть практически у каждого автолюбителя в гараже и новой запчасти. Чтобы выполнить работу потребуется:

    • новый радиатор отопителя – алюминиевый или медный;
    • набор накидных и рожковых ключей, можно использовать набор головок с храповиком;
    • фигурная отвертка;
    • набор шестигранников;
    • емкость для слива тосола;
    • свежая охлаждающая жидкость, не более 4 л.

    Дополнительно лучше запастить ветошью, чтобы вытирать тосол, вылившийся в салон, кроме того, понадобится упор для торпеды – отлично подойдет деревянный брусок 50х50 мм длиной около 40 см.

    Ремонт крана печки

    Кран отопителя ваз

    Краник отопителя (смотрите фото выше)предназначен для регулирования протекания охлаждающей жидкости через радиатор печки. На моделях ваз 2113,2114,2115 устанавливается одинаковый краник печки. Основные поломки крана печки это окисление, заклинивание, протекание, в результате под ногами появляется лужа охлаждающей жидкости.

    Почему кран протекает

    • С наступлением весны, мы закрываем краник отопителя, передвигаем регулятор в крайнее положение.
    • С весны и до осени, мы не пользуемся им, поэтому краник закисает.
    • Зимой, мы снова открываем краник, включаем печку, в результате кран течёт.
    • В этом случае его необходимо заменить.
    • Помимо замены самого крана, осенью рекомендуется заменить и фильтр салона т.к. он забивается листьями и ослабевает поток воздуха.

    Какой кран выбрать

    В магазине запчастей вы можете увидеть три краника отопителя:

    • Керамический
    • Заводской (стандартный)
    • Шаровый
    • Корпус керамического крана обычный пластиковый, но запорный механизм состоит из двух керамических пластин.
    • Заводской стоимостью от 80 до100 рублей. Принцип работы которого, основан на мембране из резины. Как показывает практика, он не надёжен, подвергается закисанию и устанавливается, только если нет под рукой ничего лучше.
    • Двигаемся далее – шаровый кран. Принцип работы его основывается на шарике с отверстиями вместо мембраны, как во втором варианте. Данный экземпляр подвержен окислению, однако намного надёжнее заводского краника.
    • Керамический кран является наиболее надёжным из всех вышеперечисленных, рекомендуем устанавливать именно его во избежание лишних проблем.
    • Единственным недостатком является пониженная пропускная способность керамического крана, поэтому и уменьшается теплоотдача. Получается: наиболее надёжный кран – керамический, но обогрев при его использовании слабеет.

    Где располагается кран печки

    Кран отопителя располагается под консолью (в центре). Снимаем боковую панель возле ног пассажира. К нему ведут два патрубка. Чтобы поменять кран печки не требуется сливать тосол либо снимать приборную панель. Но в таком случае приходится лежать головой вниз и часть работы выполнять на ощупь.. Чтобы поменять кран отопителя вам потребуются:

    • Новый краник отопителя
    • Крестовая отвёртка
    • Хомут 16на23миллиметра
    • Емкость 5л или больше
    • Охлаждающая жидкость
    • Ключ на «10»
    • Ветошь

    РАДИАТОР ОТОПИТЕЛЯ

    Если все же выяснилось, что требуется замена радиатора печки на ВАЗ 2114, в первую очередь необходимо выяснить, где находится он, и как до него добраться. Радиатор печки на ВАЗ 2114 находится внизу под панелью приборов с правой пассажирской стороны в салоне автомобиля. Устройство печки модели 2114 принципиально ничем не отличается от схемы отопительной системы любого другого автомобиля. Печка ВАЗ 2114 состоит из следующих элементов (схема печки):

    1. Основной корпус (на нем крепится радиатор и моторчик печки);
    2. Моторчик (находится сверху корпуса, демонтируется сверху, из подкапотного пространства);
    3. Два патрубка;
    4. Воздуховоды. Они расположены по всей длине панели приборов. Также воздуховоды есть в нижней части, они нужны для обогрева ног передних и задних пассажиров;
    5. Радиатор отопителя;
    6. Кран печки.


    Кран отопителя
    Радиатор печки стоит относительно недорого, цены зависят от производителя и региона продажи. К тому же, детали отличаются по материалу изготовления, то есть, могут быть медными (латунными) и алюминиевыми. Медный радиатор стоит дороже (в пределах 1400- 2000 рублей), и считается, что он обладает преимуществами:

    • Большей теплоотдачей (то есть, с ним будет теплее в салоне);
    • Ремонтопригодностью (имеется возможность его запаять в случае обнаружения течи охлаждающей жидкости).

    Алюминиевый радиатор стоит дешевле (700-1000 рублей), и не так эффективно отдает тепло в салон. Но это только в теории. Если зайти на форумы автолюбителей в интернете, то можно от пользователей «услышать» мнение, что медь как раз получается фактически менее эффективной. На деле выходит, что медная печка на холостых оборотах двигателя практически не греет, а на этих оборотах машине зимой приходится работать достаточно много.

    Среди производителей радиаторов ВАЗ стоит отметить:

    • Изделия из меди – ООО «ОР» (Оренбург) и ШААЗ;
    • Латунные – ДААЗ, LUZAR и KRAFT.

    Новый радиатор следует выбирать тщательно, так как работа по его замене довольно трудоемкая для автолюбителя.

    Тем более, если вы выполняете самостоятельно эту процедуру в первый раз, то он вам покажется долгой и утомительной. В автосервисах за смену радиатора берут от 1500 до 2000 рублей в среднем и делают работу довольно быстро.

    При покупке запасных частей всегда есть риск купить подделку. Чтобы избежать такой покупки, следует придерживаться определенных правил:

    1. Не покупать товар, цена которого подозрительно низкая;
    2. Спрашивать у продавцов наличие сертификата на изделие;
    3. Стараться приобретать запасные части в фирменной упаковке.


    Приобретайте товар известных производителей ( в упаковке с документами)
    Если товар вызывает подозрение, от него всегда можно отказаться. Сейчас дефицита запасных частей ВАЗ 2114 нет, при сомнениях лучше купить радиатор отопителя в другом месте.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]