О самостоятельной расточке блока цилиндров задумываются экономичные автолюбители, либо те, кто привык все ремонтные манипуляции выполнять своими руками. По этому поводу у большинства водителей сразу возникает вопрос: насколько целесообразно проводить подобную процедуру, которую никак нельзя назвать легкой, в условиях гаражного бокса? Ведь выполнять шлифовку блока, не имея специального оборудования и определенных навыков довольно проблематично. Помимо этого, невозможно до конца быть уверенным в точности проведения этой процедуры, но все же многие автовладельцы берутся за расточку блока цилиндров в домашних условиях.
Заметим, что опытные мотористы не одобряют проведение подобной процедуры. Хотя она может быть использована как крайняя мера для восстановления работоспособности мотоциклетных либо мопедных двигателей. Расточить блок цилиндров автомобильного силового агрегата можно несколькими способами, каждый из которых требует определенных усилий и затрат. Все же лучше всего выполнить эту процедуру на специальном расточном станке, поскольку в этом случае риск повредить блок сведен к минимуму. На станке можно получить идеальную расточку цилиндра (в случае если она будет сделана профессионалом), а вот при ручном исполнении таких результатов вряд ли удастся достичь.
Бесспорная экономическая выгода
В то же время стоимость расточки делает ее намного выгодней, чем приобретение нового аналогичного блока. Большой необходимости в расширении цилиндров нет лишь для обладателя советской машины 1980-х и 1990-х годов выпуска, любые запчасти для которой можно подыскать чуть ли не бесплатно.
Что лучше — купить контрактный мотор или сделать расточку блока
Если же автолюбитель обзавелся далеко не старым Мерседесом, то новый БЦ для него обойдется очень и очень дорого.
Предлагаемая в таких случаях покупка контрактного узла не позволит добиться существенной экономии.
- Вряд ли она вообще имеет какой-то смысл, поскольку намного проще и дальновидней будет доплатить еще примерно 150 тысяч рублей за совершенно новый блок, да еще и с «нулевыми» поршнями.
- А вот расточка изношенного импортного блока обойдется заметно дешевле и не принесет тех неожиданностей, которыми обычно огорчают видавшие виды или побывавшие в авариях контрактные блоки.
Для чего делается
Как я писал раньше (лет так 20 – 30 назад), основная задача это был ремонт. Стоит отметить, что силовой агрегат и все его основные части испытывают постоянные нагрузки, это – цилиндры, поршни, кольца, коленвал, распределительный вал (валы), клапана, вкладыши и т.д.
Особенно сильные нагрузки у поршня, он трется об цилиндр блока, причем этот процесс повторяется сотни — тысячи раз всего за одну минуту. Здесь идет максимальный износ, металл стенок стачивается, блок начинает терять свою первоначальную круглую форму. Если утрировать он становится — овальный, а не круглый. Прилегание поршней (а именно его колец) к стенкам начинает ухудшаться, соответственно горючая смесь или отработанные газы начинают поступать в картер, а масло наоборот в рабочую камеру – падает мощность, силовой агрегат начинает «жрать масло»! Из глушителя начинает лететь сизый (синеватый) дым. Это первые звоночки.
Справедливости ради, иногда залегают компрессионные кольца, тут также упадет компрессия и повалит дым, однозначно нужно будет вскрывать мотор и разбираться
Раньше не было нормальных масел, зимой они дико густели, летом пригорали, смазывающие способности были низкие — моторы приходилось «капитались» уже через 30 – 50 000 пробега, а грузовые итого чаще. Зимой (как ни странно) агрегаты перегревались, все потому что опять же не было нормальных ТОСОЛОВ или антифризов, лили воду которая замерзала, образовывала пробки тут и до перегрева недалеко, пусть локального, пусть не на долго – НО ЭТОГО ХВАТАЛО.
Сейчас технологии шагнули ДАЛЕКО вперед. Есть различные полусинтетические или синтетические составы, не только масел, но и охлаждающих жидкостей. Поэтому сейчас двигатель ходит долго! Ресурс от ремонтов увеличился в разы, если не в десятки раз.
Конечно через 250 000 (в среднем) километров все равно предстоит ремонт, но просто вдумайтесь какой это пробег! В средних городах редко когда наезжают 15 000 в год, таким образом 250 000 хватит примерно на 15 лет.
Первая причина – как вы догадались ремонт, если есть возможность (про это чуть ниже) овальную форму или задиры внутри цилиндра убирают путем расточки, ставят больше поршни и мотор живет еще долгие тысячи километров.
Вторая причина – это банально увеличения объема. Опять же если позволяет блок (а точнее его стенки) происходит расточка, устанавливаются поршни больше диаметра, они имеют большую способность засасывать воздушно-топливную смесь. Если утрировать поршень диаметром в 79,8 мм, засосет гораздо меньше, чем с диаметром в 82 мм. Топливо сгорает больше, а соответственно давление воспламененной смеси на поршень выше, вот вам и увеличение мощности. ДЕЛАЮТ в основном тюнеры для прокачки своих «железных» коней.
Реальная возможность увеличения мощности
Эффективное форсирование мотора требует долгих инженерных расчетов и точнейшего воплощения составленного проекта. При этом важно отдавать себе отчет в том, что далеко не все разновидности двигателей допускают какую бы то ни было прокачку.
Ощутимые перемены в динамике машины появятся даже при расширении диаметра цилиндров всего на 2 мм. Этого будет вполне достаточно, чтобы усилился нажим газов на поршни.
Предлагается расточка двигателя выгодно
Если в автомобиле ломается двигатель, практически его сердце, то дальнейшая эксплуатация такого транспортного средства физически невозможна. Требуется найти подходящий сервисный центр, который поможет решить проблему. предлагает свои услуги в области ремонта двигательной системы. Наши специалисты проводят восстановление мотора независимо от сложности поставленной задачи. Помогает в этом большой опыт и высокий уровень квалификации. При этом всегда сохраняется доступная цена. На сайте представлен полный перечень услуг, уточнить дополнительную информацию можно у менеджеров любым удобным способом.
Некоторые сложности моторного тюнинга
Правда, ради обеспечения данного результата придется вмешаться в устройство воздушных и газовых магистралей, переделать топливный и выхлопной механизмы.
В самом легком случае тюнинга удается просто заменить шатуны на более длинные и установить ремонтные предварительно расточенные до нужных параметров гильзы.
Зачем делать расточку блока цилиндров
Нередко тюнинг делают, когда обнаруживается необходимость в основательном восстановлении цилиндров. Чаще всего приятное повышение тяги совмещают с полезным ремонтом, если диагностика БЦ выявляет:
- Сильное искажение первоначальной конфигурации;
- Отклонения в значении диаметра;
- Критическое накопление дефектов, в том числе задиров и царапин.
Стирание цилиндра поршневыми кольцами
Типичной причиной искажения заводской геометрии на определенном этапе пробега является трение колец о стакан. Под воздействием поршней он приобретает овальные или конусные очертания.
Данный дефект невозможно обнаружить воочию, однако его способен выявить высокоточный инструментальный замер.
Косвенные признаки появления эллипса
В целом ряде случаев о том, что цилиндр больше не круглый, можно догадаться по следующим отклонениям от штатных параметров:
- Снижению компрессии;
- Перерасходу машинного масла;
- Масляному засорению свечей зажигания;
- Приобретению выхлопами синеватого оттенка.
Доработка ГБЦ на ВАЗ 2109 (8 клапанов)
Конструкция любого двигателя внутреннего сгорания, включая моторы ВАЗ 2109 на 8 клапанов, предусматривают наличие следующих компонентов:
- Камера сгорания;
- Клапанный механизм;
- Отлитые магистрали;
- Выпускные коллекторы;
- Впускные коллекторы.
Если выполнить расточку и откорректировать текущее состояние коллектора и каналов ГБЦ, можно повысить коэффициент наполнения цилиндров, что ведет к повышению отдачи, мощности двигателя. Не редко доработку выполняют как завершающий этап по увеличению объема ДВС.
Объект доработки
Пути устранения деформаций и дефектов
Для исправления данной ситуации применяют расточку БЦ и монтаж на поршни колец ремонтного калибра. Эти меры позволяют решить проблему значительного расширения стакана. В некоторых случаях сначала растачивают блок до нужного диаметра, а потом устанавливают в него сменные гильзы.
- По той причине, что в цилиндре постоянно происходит движение поршня, гладкая поверхность стакана со временем покрывается широким рядом разного рода изъянов. Как правило, они имеют вид заусениц и царапин.
- Подобные повреждения характерны также для поршней и их комплектующих. Для исправления таких деформаций стакан не только растачивают, но и хонингуют, то есть подвергают полировке с помощью абразивных веществ.
Зачем растачивать каналы в ГБЦ?
Процедура расточки каналов выполняется с целью повышения параметра мощности силового агрегата на повышенных оборотах. При необходимости проведения тюнинга процедура выполняется так же, только владельцу машины надо выбрать величину стачивания цилиндров. В данном случае необходимости удалить овальные формы на ГБЦ нет. После расточки и монтажа поршней больших габаритов можно достичь увеличения параметра мощности.
Чем больше будет размер поршня, тем больше горючей смеси может попасть в мотор. Соответственно, чем больше горючего сгорит при функционировании ДВС, тем большей будет величина давления при возгорании смеси. Это становится причиной повышения параметра мощности.
Поиск хорошо оборудованной мастерской
Расточку блока цилиндров лучше поручать не простому любителю повозиться с машинами в гараже и даже не местному прославленному кулибину, а профессионалу, специализирующемуся в данной сфере автосервиса. Правда, такого мастера придется хорошенько поискать.
Даже найдя его, нужно обязательно поинтересоваться, каким именно оборудованием он намерен воспользоваться.
Оно должно быть не только в хорошем состоянии, но и новым, отвечающим сложившимся на сегодня стандартам точности обработки, скорости проведения процесса, автоматизации управления фрезой и ее охлаждения.
16-клапанный двигатель на «семёрку»
На ВАЗ 2107 с завода устанавливается 8-клапанный силовой агрегат. Разумеется, одним из самых простых способов тюнинга можно считать замену на 16-клапанный двигатель. Традиционно выбирается двигатель от ВАЗ 2112, так как он практически идентичен по габаритам мотору с ВАЗ 2107 и отвечает всем требованиям мощности и экономичности.
Установка 16-клапанного мотора на «семёрку» проводится по следующему алгоритму:
- Подготовить мотор к установке. Для этого нужно снять маховик и обточить венец с внутренней стороны. Обточка необходима для того, чтобы детали стартера более легко соединились со сцеплением маховика. Помимо обточки потребуется заменить подшипник первичного вала на подшипник от 2112, иначе новый двигатель просто не войдёт в место посадки.
Видео: порядок установки
16-клапанный двигатель вместо 8-клапанного — оптимальный вариант для тех водителей, которые хотят чувствовать быструю отдачу от своих действий во время езды, оптимизировать мощности мотора и ресурс всего автомобиля в целом.
Таким образом, любой вид тюнинга двигателя ВАЗ 2107 способен превратить машину в более скоростную и выносливую модель. Однако при выполнении любого вида работ следует придерживаться регламента и техники безопасности, в ином случае лучше обратиться к опытным специалистам.
Источник
Разновидности хонинговочных станков
Для сервисных работ такого рода выпускаются станки трех типов:
- Вертикально-расточные, получившие наиболее широкое распространение;
- Координатно-расточные, позволяющие задать особо точное расположение фрезы и безошибочно отследить рабочий процесс. Станки данного типа стоят довольно дорого и потому найти их можно лишь в крупных автосервисах;
- Горизонтально-расточные, представляющие собой видоизмененные фрезерные станки. Такое оборудование сегодня почти не применяется, так как работает с крупными погрешностями.
Народные способы
Итак, ближе к теме. Расточить блок цилиндров в домашних условиях можно без специального оборудования несколькими народными методами. Потребуют они не только времени, что само собой разумеется, но и терпения.
С другой стороны, большинство экспертов сходится во мнение, что использовать станок все-таки нужно. Расточный станок позволит подогнать цилиндр идеально точно, хотя многое и будет зависеть от умений человека. Зато по сравнению с ручным методом расточки, минимизируется доля брака.
Способ 1
Метод хотя и «дедовский», но тоже без инструмента не обходится. Тут подойдет хорошая электродрель, поставленная на малые обороты. Обязателен также изношенный поршень, имеющий зазор в гильзе (сбоку). И еще нужна будет цилиндровая шпилька, а также шкурка с разным номером абразива.
Поршень в данном случае играет роль самого значимого элемента. Он – это рабочее тело, на которое фиксируется наждачка. Лучше подбирать старый и отработавший свой срок поршень, так как после расточки он уже будет негодным для эксплуатации.
В автосервисе применяется не бумага, а абразивная крошка. Вместо дрели, как и было сказано выше, применяется специальный станок с воротком, имеющим положенный диаметр.
Ремонтный процесс
- Посередке поршня сверлится отверстие под цилиндровую шпильку.
- На шпильку накручивается гайка, а затем шпилька вставляется в поршень торчком вверх.
- Шпилька затягивается накрепко.
- Пропиливается разрез на поршне металлической ножовкой.
- В получившееся отверстие вставляется шкурка, а затем оборачивается вокруг поршня.
- Эта своеобразная насадка устанавливается в дрель, плотно затягивается.
- Цилиндр фиксируется от проворачиваний.
- Дрель включается на малый оборот. Расточка начинается сверху вниз, а после снизу вверх.
Примечание. В процессе такой расточки надо следить за тем, чтобы шкурка не выходила из поршня. Вначале применяется крупная шкурка, потом более мелкая. На завершающем этапе шлифовка должна проводиться нулевкой.
Некоторые эксперты также советуют проводить расточку блока цилиндров, одновременно используя масло. Другие не согласны с этим мнением, так как считают, что и на сухую неплохо растачивается. Последний вариант нам более импонирует, тем более, равномерность и гладкость можно почувствовать руками, если иметь определенную сноровку.
Полезная рекомендация гласит: чтобы не отбить руки в процессе шлифовки электродрелью, рекомендуется хорошенько зафиксировать цилиндр, но постараться его не повредить при этом.
Также вам будет полезно видео о хонинговании.
2 способ
В качестве основного инструмента в данном случае будет использоваться деревянная оправка. Но придется обратиться к фрезеровщику, который эту самую оправку выточит. Технология изготовления оправки основана на следующей формуле: если растачиваемый цилиндр на 76, оправка из бруска должна иметь 74 мм в диаметре. Что касается длины, то она должна быть больше размера цилиндра на 200 мм.
Подготовка приспособы
- В оправке сверлится дырка.
- Ножовкой пропиливается вдоль оправки разрез, в который вставляется абразивная бумага, как и в вышеописанном случае.
Примечание. Примерная глубина паза должна равняться 10 мм. Шкурка, как и в первом случае, должна быть и крупной, и мелкой.
Тщательный контрольный замер
Перед началом работы слесарь-расточник руками или на специальной станине измеряет параметры стакана. Данный момент является наиболее ответственным во всей расточной процедуре и потому должен проводиться с особой тщательностью.
Если мастер верно зафиксирует блок цилиндров на станине, то замеры будут сделаны безупречно.
Если же при этом будут допущены неточности, то нарушится принцип соосности, при замере не будет обеспечен прямой угол, и проведенный затем тюнинг приведет к ускоренному износу автомобильного мотора.
Видео
По прохождению определенного пробега расточка блока цилиндров на ВАЗ 2109 становится необходимостью, ведь сильный износ деталей нарушает правильную работу двигателя, увеличивает расход топлива и масла. Также расточку блока делают для того, чтобы увеличить мощность. Расточив цилиндры до максимального размера и установив соответствующую поршневую группу, можно добиться объема в 1,8 литра, что даст заметную прибавку мощности.
Расточка блока цилиндров на ВАЗ 2109 входит в понятие капитального ремонта. Цилиндры растачиваются под следующий ремонтный размер и устанавливаются поршни следующего ремонтного размера. Такую работу должен проводить только опытный мастер, ведь здесь играет роль опыт и качество станков. Так что стоит уделить время для поиска хороших специалистов, с хорошим оборудованием в своем городе.
В процессе эксплуатации детали двигателя испытывают естественный износ. Что касается цилиндров, то они изнашиваются не по всей плоскости, а, в основном, в районе хода поршня. В результате – цилиндры приобретают форму эллипса. Из-за эллипсности значительно увеличивается зазор между поршневыми кольцами и стенками цилиндра, в результате этого падает компрессия, как соответственно и мощность и увеличивается расход, как масла, так и топлива.
Износ и форма цилиндров измеряются специальными приборами, стрелочными нутрометрами. Стоит сказать, что при сильном износе замена поршневых колец или колец вместе с поршнями не поможет. Ведь новые поршни будут ходить по тому же эллипсу и быстро износятся. Так что, при наступлении пробега, при котором необходим капитальный ремонт – расточка цилиндров очень важная часть. Не делать расточку цилиндров при капитальном ремонте нельзя.
Ресурс вазовского двигателя девятого семейства составляет 150 тыс. км. пробега. Это по заявлению завода-производителя. Но, как показывает практика, эти моторы без всяких проблем ходят 200 тысяч и более. Есть даже экземпляры, прошедшие более 300 тыс. км. пробега без капитального ремонта. Но это скорее исключения. Бывают случаи, когда капитальный ремонт требуется и на меньших пробегах, чем 150 тысяч. Не выдерживают заявленный ресурс моторы из-за неправильной сборки и подбора деталей или из-за агрессивной езды.
Так что, если пробег вашего автомобиля превысил отметку в 130-170 тыс. км. пробега, стоит провести диагностику и сложить все симптомы для того чтобы понять, нужен ли капитальный ремонт. Проверить износ цилиндров, не разбирая двигатель, можно, просто замерив компрессию. Если замер компрессии дал показания меньше 10 атмосфер во всех цилиндрах, то это первый симптом грядущего капитального ремонта. Компрессия не должна отличатся более чем на 10% между всеми цилиндрами.
Но, заниженная компрессия может еще быть и из-за того, что клапана потеряли свою герметичность. Не вскрывая двигатель, определить это не получится. Потому, есть и другие симптомы изношенной цилиндро-поршневой группы. Среди таких симптомов – увеличенный расход масла, более 0,5 литра на 1000 км. пробега, увеличенный расход топлива и снижение мощности. Также на непрогретом моторе может быть слышен металлический звон. Соединив воедино все эти симптомы, можно сделать вывод о необходимости капиталки.
Многие автолюбители, желающие увеличить мощность своего автомобиля, прибегают к расточке цилиндров и установке поршней максимально возможного диаметра. Максимальный диаметр поршней для блока 21083 – 84 мм, при стандарте в 82 мм. При этом, нужно особо тщательно подойти к подбору мастера по расточке, ведь при расточке до 84 мм поршней стенки цилиндров становятся очень тонкими, и их легко повредить, тем самым сделать блок цилиндров непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Просто установка 84-х поршней особой прибавки мощности не принесет. К этому нужно еще устанавливать коленчатый вал с ходом в 81 мм. Такие манипуляции позволят сделать объем 1,8 литра, который является максимально возможным для этого блока. С двигателя объемом в 1,8 литра можно снять примерно на 20-25% больше лошадиных сил, по сравнению со стандартом.
Разные цифры пробега до капитально ремонта, в основном, зависят от стиля езды, качества топлива, правильной настройки системы питания и своевременности технического обслуживания. Если соблюдать все эти параметры, то мотор будет служить долго и расточка блока цилиндров на ВАЗ 2109 потребуется не раньше, чем через 200 тыс. км пробега. Чтобы не попасть на капиталку раньше положенного времени, нужно своевременно менять масло, заправляться только в проверенных местах, следить за правильной работой карбюратора или инжектора и не делать из своего стандартного автомобиля гоночный болид.
Расточка, полировка, хонингование
Затем мастер сам или в процессе переговоров с клиентом решает, какие именно ремонтные воздействия следует произвести. Важнейшей задачей автослесаря на данном этапе является точное соблюдение размеров расточки.
Сама она при этом не отнимает много времени, особенно, если проводится автоматически под полным контролем компьютера.
Далее производятся шлифование до зеркальной гладкости или хонингование. При том, что на зеркальной поверхности стакана не будет даже малейших отклонений от идеального цилиндра, практика показывает, что стандартное хонингование создает предпосылки для более успешного притирания поршневых колец к стаканам.
Алюминиевый блок и гильзы
Ребята это ОЧЕНЬ обширная тема, возможно, я напишу про нее чуть позже. А пока дам вам понять несколько основных постулатов.
Алюминиевые варианты, действительно зачастую не рекомендуется растачивать (хотя не все) и дело тут вот в чем. Для начала разберем технологию изготовления современных блоков:
- При отливке на заводе устанавливаются тонкостенные тонкие чугунные гильзы, толщина стенки 2 – 3 мм. Такие варианты получили название «сухие с чугунными гильзами». Расточка такого варианта допустима, причем под них выпускаются ремонтные поршни и кольца. Устанавливаются на такие машины как – VOLVO, Land Rover, HONDA, SUBARU, NISSAN, SUZUKI и некоторые другие.
- Цельноалюминиевые моноблоки по технологии SILUMAL (разработана фирмой MAHLE). Здесь идет литой алюминиевый корпус, но стенки изнутри подвергаются сложной химико-термической обработке, после которой на стенках образуется высокая концентрация кремния, этот материал не дает кольцам и поршням быстро изнашивать стенки и ресурс вырастает до 150 – 200 000 км. Слой достаточно толстый и его также можно НЕМНОГО растачивать, для таких моторов выпускается ремонтные комплекты с увеличение размера цилиндра на 0,5 – 1мм. Такие варианты устанавливаются на многие модели Mercedes, BMW, AUDI, PORSCHE и некоторые другие авто.
- Моноблочная технология NICASIL. Здесь также на поверхность стенок цилиндра наносится прочное покрытие только из смеси никеля и карбида кремния. Оно намного тоньше, чем предшественник, а поэтому не ремонтируется! Производитель не заложил ремонтных возможностей, также не предоставляет ремкомплектов. Устанавливаются на некоторые модели BMW и другие.
«Сухие гильзы» и SILUMAL достаточно ремонтнопригодны, то есть если у вас упала компрессия в виду износа от большого пробега, то вы легко можете снять 0,5 – 1 мм поставить ремонтную поршневую группу и кататься дальше. ТАКЖЕ для некоторых вариантов SILUMAL производители выпускают ОРИГИНАЛЬНЫЕ алюминиевые гильзы, нужны они, когда расточка будет больше 1мм. Правда стоимость их просто зашкаливает до 200 ЕВРО за одну, зато исключительное соотношение металлов и возможность полного восстановления (также в некоторых случаях можно купить одну штуку в один цилиндр). ИСКЛЮЧЕНИЕМ может быть только то, что стенка блока очень сильно повреждена, на глубину большую, чем возможна ремонтная расточка. Однако такие блоки бывает уже ничем не спасти, бывают фатальные повреждения, например повернуло поршень.
NICASIL – восстановить фактически не возможно! То есть как заверяет производитель это фактически одноразовый мотор. Как писал — выше у него нет одобренных заводом-изготовителем запчастей. Но в какой стане мы живем, есть куча компаний которая делает именно для Nicasil гильзы, причем чугунные с малой стенкой (2 – 3 мм), есть и мастера которые могут все это дело совместить! Правда при этом нужно помнить о тепловых расширениях и различных металлах. Скорее всего, дядя Вася в гараже сделать качественно, это не сможет. Однако цены на новые блоки, если взять топовые BMW могут доходить до 5000 – 7000 ЕВРО, заставляют искать таких мастеров.