Что такое «островок безопасности» и зачем он нужен на дороге


Москва

Санкт-Петербург

Бесплатная консультация

Говорят, что человек может привыкнуть даже к самым строгим, драконовским, но постоянным законам. И, наоборот, будет чувствовать себя некомфортно при законах мягких и здравых, но если их нормы постоянно меняются. Именно на второй вариант и похожа сегодня ситуация с островками безопасностями на российских дорогах.

Все указать, расписать, регламентировать – может и неплохая идея. Но поменять все кардинально, при этом оставляя в силе и старые нормы, не указывать напрямую на санкции, но выписывать штрафы, запутать автолюбителей так, что они перестали понимать где можно останавливаться, и как именно перемещаться в районе этой разметки – это не только плохая задумка, это прямые проблемы для дорожного движения.

Однако на свете есть автоюристы! И мало кому удается запутать эту категорию профессионалов, готовых помочь разобраться. Сложностям, связанным с островками безопасности (их нормам и штрафам за нарушения) будет посвящена эта статья.

Островок безопасности и его функциональность

Согласно ПДД, островок безопасности – участок проезжей части на разделительной полосе вблизи пешеходного перехода, где пешеходы могут переждать дорожное движение при переходе дороги, а также средство разделения/слияния транспортных потоков. Но, в первую очередь, это — зона безопасности именно для пешеходов, где права водителей предельно ограничены. Островок может оборудоваться на проезжей части дороги, разделительных полосах, пешеходных «зебрах», въездах в населенные пункты, на остановках общественного транспорта, перекрестках с круговым движением.

Правила движения пешеходов

Главный вопрос, который интересует пешеходов: нужно ли им в обязательном порядке останавливаться на островке безопасности.

Временное прекращение движения в этой зоне возможно при пересечении нерегулируемого перекрестка в два приема. Здесь могут остановиться, например, пожилые люди или пешеходы с детьми, но обязательного требования совершать остановку в этой зоне не существует.

Выдержки из 4 пункта ПДД, относящиеся к этому элементу:

  • перед пересечением проезжей части пешеход обязан убедиться в безопасности своего маневра. В случае с островом безопасности, ему придется сделать это дважды: на одном краю проезжей части и в указанной зоне;
  • запрещено длительное время находиться на проезжей части и тем самым вызывать затруднения на дороге. Исключение – случаи, когда такая длительная остановка сделана из соображений безопасности;
  • запрещается ожидать общественный транспорт на островке безопасности.

Возможные спорные ситуации и способы их решения

Часто встречающиеся вопросы автолюбителей, связанные с наличием на проезжей части островков безопасности:

  1. Допустима ли остановка на этом участке дороге – нет, не допустима. Зона предназначена исключительно для пешеходов и ограничена сплошной белой линией. При остановке здесь, водитель нарушает сразу два правила: пересекает сплошную и паркуется на «зебре».
  2. Допустимо ли наезжать на подобную разметку в точке слияния потока или останавливаться на ней – нет, не допустимо. Этот участок считается перекрестком, парковка и остановка здесь запрещена. Наезд на остров запрещен из-за наличия сплошной линии на его границе.
  3. Предусмотрено ли наказание за парковку на островке, расположенном вне перекрестка или пешеходного перехода – не предусмотрено. Но инспектор ГИБДД вправе наказать водителя за неправомерное пересечение сплошной разметки.
  4. Предусмотрена ли ответственность для водителя при наезде только одним колесом во время выполнения обгона – да, предусмотрена в ПДД. Камеры автоматической фиксации (а именно они помогают запечатлеть 90% нарушений) настроены таким образом, что считают за нарушение любое пересечение сплошной линии. Поэтому штраф будет назначен.

Нормативная база

Все вопросы, связанные с островками безопасности, регламентированы. Трактовку данного понятия можно изучить в ПДД, конкретно — в разделе «Определения», пункт 2.42. В Приложении 2 Правил описаны варианты разметок. Островки представляют собой геометрическую фигуру, стороны которой являются сплошной линией.

На данных участках также существуют определенные правила. Их нарушение влечет за собой наложение административной ответственности. Данный вопрос регулируется КоАП, в частности, статьями 12.16 и 12.19.

Как выглядит на дороге и для чего служит?

В Приложении 2 к ПДД «островок безопасности» обозначен горизонтальной дорожной разметкой 1.16.1 — 1.16.3, которые наносятся на проезжей части в месте. Назначение следующее:

  • 1.16.1 — служит для разветвления транспортных потоков;
  • 1.16.2 — необходим для слияния транспортных потоков;
  • 1.16.3 — обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.

Далее на фото показаны изображения горизонтальной разметки:

Островок безопасности выделен дорожной разметкой в зоне, свободной от движения транспортных средств и предназначен для пешеходов, чтобы дать им возможность остановиться при переходе проезжей части и не бежать через дорогу перед идущим транспортом.

На дорожной полосе островок безопасности размещен в виде:

  1. зоны, выложенной бордюрным камнем над проезжей частью;
  2. зоны, выделенной дорожной разметкой;
  3. зоны, которая является частью пешеходного перехода;
  4. участка разделительной полосы между потоками движения.

В западной Европе буферные зоны между направлениями движения являются обязательными на всех улицах, имеющих более двух полосы движения. При соответствующем обосновании, при ширине проезжей части магистрали 15 м и менее, островок безопасности шириной не менее 2 м может устраиваться за счет сужения полосы движения до 3,25 м.

Островки могут обустраиваться:

  • на нерегулируемом переходе;
  • на регулируемом переходе;
  • на перекрестке, где организовано круговое движение;
  • на въезде в населенные пункты.

Как работает островок безопасности:

  1. Заставляет водителей соблюдать установленный скоростной режим за счет того, что визуально сужает проезжую часть в месте пешеходного перехода и повышает концентрацию водителей.
  2. Делает невозможным выезд автомобиля на встречную полосу для обгона или опережения.
  3. Исключает стоянку и остановку на переходе и в непосредственной близости от него.
  4. Создает физическую защиту для пешеходов, место, где они могут безопасно переждать проезд ТС, а люди – отдохнуть.
  5. Позволяют проезд на скорости 40-60 км/ч, а следовательно, могут безболезненно применяться на улицах и дорогах с интенсивным движением. В этом заключается преимущество перед поднятыми элементами дороги (холм, поднятый переход и др).
  6. На перекрестках уменьшают радиус поворота и заставляют водителя авто снизить скорость.

Могут ли на островках стоять полицейские машины?

Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.

В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2022 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.

Разрешено ли на участке парковаться и останавливаться автомобилю

Предназначение этой зоны расшифровывается в ее названии, что подразумевает невозможность остановки или парковки транспортных средств на ней.

В 12 пункте Правил есть точный перечень, где автомобилист может оставить свое ТС, к таким участкам относятся: обочина справа или край проезжей части, а также, обочина слева внутри населённых пунктов (при соблюдении других условий). В этот список не входит островок безопасности, а значит, стоянка и остановка на нем незаконна. Кроме того, границы этой зоны выделяются сплошной линией, пересекать которую запрещено.

Таким образом, водитель решившийся на подобное действие, может нарушить одно из требований ПДД, за каждое из которых предусмотрено свое наказание:

Читайте также: К активным основным фондам относятся

  • ст. 12.19 КоАП – парковка или остановка на пешеходном переходе;
  • ст. 12.19 КоАП – стоянка или остановка на острове, расположенном на перекрестке;
  • ст. 12.16 КоАП – наезд на островок безопасности и пересечение сплошной линии. Этот вид правонарушений фиксируется чаще всего, так как для его выявления используются автоматические камеры.

Когда это не является нарушением

Парковка, остановка и даже наезд одним колесом на островок безопасности является правонарушением. Но из этого правила существует одно исключение. Автомобилист имеет право встать на этот участок при наличии неисправности в автомобиле (вынужденная остановка). При этом он должен выполнить все оговоренные в ПДД условия:

  1. Включить аварийную сигнализацию.
  2. Выставить знак аварийной остановки на расстояние не менее 15 метров от сломанного транспортного средства.

Такое исключение позволяет избежать заторов на проезжей части и ускорить движение потока.

Может ли камера зафиксировать данное нарушение?

Обгон, разворот, стоянка на островке безопасности – все это может быть зафиксировано как сотрудниками ДПС, так и с помощью фотокамер. Нередко возникают споры, что камера не в состоянии отличить остановку от стоянки, однако в данном случае это не имеет значения — ч.3 (а значит и ч.6) ст.12.19 КоАП одинаково интерпретируют санкции за оба вида этого нарушения.

Проблема может быть при технической неисправности. Включения аварийной сигнализации на фото можно определить далеко не всегда. В этом случае придется обжаловать штраф за выезд на островок безопасности.

Функции

Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.

На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.

Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.

Запомнить

  1. Островок безопасности делают разметкой или с помощью возвышения над дорогой.
  2. Островок нужен, чтобы разделить потоки движения и обезопасить пешеходов на широкой дороге.
  3. Штраф за пересечение или разворот на островке — 500 рублей.
  4. Штраф за остановку или стоянку на островке — 1000 рублей.
  5. Если штраф не уплатить в течение 70 дней, штраф передадут приставам, а те спишут сумму штрафа со счета.
  6. Чтобы вовремя получать сообщения о штрафах и оплачивать штрафы со скидкой, подпишитесь на уведомления на сайте «Штрафов ГИБДД».

Штрафные санкции

Пересечение сплошной линии разметки грозит изъятием водительского удостоверения. Но назначается за островок безопасности штраф, размер которого зависит от совершенного нарушения. Послабление связано со степенью негативных последствий, которых, например, на автомагистрали может быть множество.

Согласно КоАП, за пересечение островка водителю придется заплатить 500 рублей. Что касается заезда/выезда, в этом случае нарушителю также грозит штраф. Он составляет 1000 рублей. Штраф в таком же размере придется заплатить и за парковку.

Так ли островки безопасны?

Пешеходам важно понимать, что данный участок обозначен только разметкой. Белая краска, нанесенная на дорожное покрытие, не может со 100%-ной гарантией уберечь человека от беды.

Иная ситуация обстоит в странах Европы. Там островки оборудованы барьерами. Если за рулем находится, например, пьяный водитель, конструкция остановит автомобиль, благодаря чему наезд на человека предотвратится. По этой же причине управляющие транспортными средствами лица более внимательны на дороге и соблюдают на переходах скоростной режим.

В России островки такими барьерами не оборудованы. Таким образом, теоретически они безопасны для пешеходов, а фактически — нет. И это обусловлено незнанием многими водителями ПДД. Кроме того, многочисленные ДТП на данных участках происходят по причине безответственности. Ярким примером является управление автомобилем в состоянии опьянения.

Что говорит ПДД про островки безопасности

Разметка 1.16.1 – это небольшой островок с линиями, нанесенными на него. Их можно увидеть на участках трасс и городских дорогах. Часто их наносят при сужении дорожного полотна. Если говорить непосредственно об островке безопасности, их наносят исключительно на пешеходных переходах, а именно посередине него. Этот пункт указан в определениях ПДД с номером 2.42.

Островок предназначен для безопасного перехода пешеходом дороги. Особо актуально наличие такого островка на дорогах с 4 и более полосами. Однако, во многих европейских странах их можно увидеть даже на двух полосной дороге. В этом случае они предназначены для успокоения трафика, водителю нет возможности разогнаться до высокой скорости на узкой дороге. Они оборудованы специальной подсветкой и иногда дорожным знаком. Таким образом снижается аварийность и все вытекающие из этого показатели, например аварийности, количество сбитых пешеходов.

Такая разметка указывает пешеходу где он может в полной безопасности переждать поток автомобилей или дождаться зеленого сигнала светофора. Очень удобны островки безопасности для пожилых людей, маломобильным людям, для которых перейти дорогу, особенно в 6 полос за один раз сложно. С островком безопасности это можно сделать с некой паузой, при этом оставаясь в безопасном месте и не мешая движущемуся транспорту.

Пешие колонны

Движение пеших организованных колонн в ПДД с комментариями описывается следующим образом: идти по дороге люди могут только по направлению движения автомашин, т.е. справа и до 4-х человек в одном ряду. Спереди и сзади колонны выставляется по одному сопровождающему с красным флажком. Данные люди должны находиться с левой стороны строя. В ночное время и при недостаточной видимости движение осуществляется с использованием включенного фонаря белого цвета спереди, красного — сзади. Водить группы детей можно по тротуарам и дорожкам для пешеходов, а при их отсутствии — по обочинам, при этом должен быть сопровождающий взрослый.

Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности

Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:

  1. Можно ли парковаться на островке безопасности? Вспомним, что островок напрямую связан с пешеходным переходом. Соответственно, вторым нарушением может быть признана остановка / стоянка (парковка) на островке, как остановка / стоянка (парковка) на пешеходном переходе (ч.3 и 6 ст.12.19 КоАП).
  2. При этом вполне могут быть применены и санкции за парковку «далее правой полосы», что предусмотрено ч.3.2 той же статьи.
  3. Статья 8.1 ПДД РФ запрещает разворот на пешеходном переходе. Часть 2 ст. 12.14 КоАП РФ устанавливает за это штраф (к точным цифрам вернемся чуть ниже).
  4. Статья 11.4 ПДД РФ полностью запрещает обгон на пешеходном переходе. Это относительно недавние изменения в правилах, и в КоАП пока не выделено точной статьи для случая. Однако, в зависимости от обстоятельств, применяется либо уже упомянутое нарушение разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП), либо выезд на встречку (ч.4 ст.12.15 КоАП).

От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:

НарушениеШтрафПримечание
Нарушение действия разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП)500 руб.Так может интерпретироваться выезд на островок безопасности, а также минимальное наказание за обгон по островку.
Остановка / стоянка на переходе (ч.3 ст.12.19 КоАП)1 000 руб.Внимание: при аналогичных нарушениях, произошедших в Москве или Санкт-Петербурге, применяется часть 6 данной статьи – штраф составит 3000 рублей.
Остановка / стоянка «далее первого рада» (ч.3.2 ст.12.19 КоАП)1500 руб.
Разворот на «зебре» (ч.2 ст. 12.14 КоАП)500 руб.К этому может быть приравнен разворот на островке безопасности.
Выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП).5000 руб. или лишение прав до полугодаТаким образом может быть интерпретирован наихудший вариант обгона по островку безопасности.

Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.

Нужно понимать, что разрешено останавливаться на разметке в случае технической неисправности ТС или плохого состояния здоровья водителя.

Как вовремя получать уведомления, чтобы оплатить штраф со скидкой

Бывает, что из-за большого наплыва посетителей электронные сервисы работают со сбоем или большой задержкой. Так было, когда президент в июне 2022 года подписал указ о выплатах на ребенка. Родители стали оформлять выплату через государственные ресурсы и перегрузили сервер. К другим услугам, например, проверке штрафов, доступа не было продолжительное время.

Чтобы не зависеть от форс-мажоров, подпишитесь на уведомления «Штрафов ГИБДД». Сервис берет информацию напрямую из базы ГИС ГМП. Через нее проходят все пошлины, штрафы и налоги в пользу государства.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?


При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки. Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.
В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.

Требования ПДД

ПДД гласят, что островок безопасности, обозначенный горизонтальной разметкой чаще всего ограничивается со всех сторон сплошной линией.

Предназначение сплошной линии состоит в том, что она разделяет транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях и обозначает границы полос движения в местах повышенной опасности. Это значит, что любые маневры на этом островке категорически запрещены и приравниваются к выезду на встречную полосу движения.

В рамках данного островка разрешается движение только для пешеходов, а о том, что это категорически запрещено водителям ничего не сказано. Следовательно, островок безопасности нельзя считать проезжей частью. В правилах прописано требование, что движение автотранспортных средств возможно только по отведенным для этого полосам и нет запрета для осуществления движения по этому островку.

Если водитель движется в зоне размещения островка безопасности со стороны сплошной линии, то пересекать данную зону запрещено. Это касается разметок 1.16.1 – 1.16.3 белого цвета, которые:

  • разделяют транспортные потоки противоположного направления;
  • разделяют транспортные потоки одного направления;
  • обозначают место слияния транспортных потоков.

Устройство по ГОСТу

Согласно требованиям стандарта, в роли границы островка безопасности на дороге может выступать разметка или бордюр.

Основные правила устройства ОБ следующие:

  • приподнятые островки с поребриками на проезжей части устанавливают при наличии постоянной электрической подсветки;
  • при разделении встречных потоков транспорта посредством установки ограждений вдоль проезжей части такие приподнятые островки с поребриками не применяют;
  • высота бордюра равна 10±1 сантиметров;
  • центр ОБ на дороге должен находиться в створе линии разметки, которая отделяет противоположные направления;
  • перед островком с обеих сторон наносят сплошную наклонную разметку 1.1 по ГОСТ Р 51256, которая отводит потоки транспорта от него, под наклоном к оси дороги 1:20/1:50 (1:20 — для скорости движения 60 км/ч, 1:50 — более 60 км/ч);
  • ОБ, которые находятся на разделительной полосе, должны быть с твердым покрытием;
  • на территории самого островка наносят разметку 1.16.1 (наклонные параллельные белые полосы);
  • если имеется бордюр, устанавливаются дорожные знаки 4.2.1 (препятствие объезжай справа) с разметкой 2.7 (горизонтальные и вертикальные полосы черного, белого цвета в порядке чередования).

В местах слияния и разветвления транспортных потоков образуют так называемые направляющие линии, которые допускается использовать в качестве островков безопасности на дороге.

Определение в ПДД «Островок безопасности»

Термин входит в число часто употребляемых, когда речь заходит о правилах движения не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Поэтому в «Основных положениях» есть также его расшифровка, помогающая понять, где находится эта зона. В ПДД островок безопасности определение имеет следующее:

…элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

Есть термин вместе с его описанием и в ГОСТе Р 52766-2007, регулирующем устройство дорог и их составляющих. Подпункт 4.2.5.1 описывает указанную зону, как элемент проезжей части, разделяющий ее на полосы движения автотранспорта. Расстояние от края дороги до границы особой зоны должно быть не меньше 7,5 м.

Указывается также разметка, которой она обозначается. По краям участка это наклонные линии 1.1. А между ними, то есть на пространстве выделенной территории, наносят разметку 1.16.1. Если же она выделяется бордюром, рядом должны стоять знак 4.2.1. Его дополняют разметкой 2.7.

Горизонтальная разметка

К ней относится все, что «рисуют» на асфальте. Такие линии означают порядок перемещения по данному участку проезжей части. Горизонтальная разметка на дороге полезна не только автовладельцам, но и пешеходам.

Для расшифровки значения линий, используют следующую таблицу:

Есть отдельные виды горизонтальной разметки, которые используются не во всех городах. К примеру:

Смотрите также:Помощник арбитражного управляющего и его автоматизированная версия

  • 24.7 – выглядит в виде прямоугольника и буквы D. Разрешает парковку только для дипломатического транспорта.
  • 24.3 – обозначает места парковки, выделенные для инвалидов любых групп.
  • 24.5 – в данном месте могут парковаться или перемещаться только электромобили.

Все остальные виды разметки лишь дублируют дорожные знаки.

Какая разница между одной и двумя сплошными?

Многих автовладельцев интересует, в чем различие между этими двумя разметками. На одних участках дорог применяют одну сплошную, а на других, аж, двойную. Этому есть объяснение.

  • Двойная сплошная применяется на дорогах, которые имеют несколько полос для движения в одну сторону. Однако это правило является не единственным. Не только количество полос задают вид сплошной линии. Если от края проезжей части до середины ширина составляет более 3,75 метров, то на такой дороге будет двойная сплошная.
  • Одна сплошная используется в тех местах, где подобная ширина меньше или используется одна полоса для движения в одну сторону.

Подобные виды разметки не только разграничивают участки дорог, но и вводят заперт на обгон, опережение, перестроение, поворот налево или разворот. За подобные нарушения действуют весьма строгие штрафные санкции, вплоть до лишения прав.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]