Использование на автомобилях жидкостной системы охлаждения позволяет поддерживать температурный режим двигателя в определенных рамках, чтобы обеспечить максимально оптимальные условия для процессов, происходящих внутри силовой установки.
Но данная система конструктивно усложняет конструкцию двигателя, дополнительно она требует наличие еще одной рабочей жидкости двигателя – охлаждающей. При этом жидкость должна циркулировать, чтобы выполнять отвод тепла от наиболее разогретых элементов двигателя для обеспечения поддержания температуры в заданных рамках. А поскольку система охлаждения является замкнутой, то отведенное тепло жидкость должна передать дальше, в случае с авто – в окружающую среду, чтобы снова она смогла забрать часть тепла. По сути, жидкость в системе охлаждения – это всего лишь «переносчик» тепла, но она более эффективна, чем воздух, которым охлаждается мотор с воздушной системой охлаждения.
Почему не подходит вода?
Изначально в качестве жидкости для охлаждения силовой установки использовалась обычная вода. Она довольно эффективно выполняла свои функции, но из-за ряда отрицательных качеств, от нее практически отказались.
Первым и одним из самых неблагоприятных факторов воды в качестве жидкости для охлаждения является незначительный порог замерзания. Уже при 0°С вода начинает кристаллизоваться. При понижении температуры вода переходит в твердое состояние – лед, при этом переход сопровождается расширением объема. В итоге, замерзшая вода в блоке цилиндров способна разорвать рубашку охлаждения, повредить трубопроводы и разрушить трубки радиатора.
Вторым негативным фактором воды является ее способность к отложению накипи внутри системы охлаждения, из-за чего снижается теплообмен, эффективность охлаждения падает. К тому же вода может вступить в реакцию с металлом, из-за чего в месте их контакта может появиться очаг коррозии.
Коррозия блока цилиндров
Так же из значительных негативных качеств воды является температурный порог закипания. Официально считается, что температура кипения воды составляет 100°С. Но этот показатель зависит от многих факторов, одним из которых является химический состав.
Зачастую температура кипения воды ниже установленного уровня, в некоторых случаях порог закипания может составлять 92-95°С. Если учесть, что у многих авто оптимальным считается температура двигателя на уровне 87-92°С, то в таких моторах вода будет работать на грани закипания, и при малейшем превышении температуры она будет переходить в газообразное состояние, с прекращением выполнения своей основной функции – отвод тепла.
Из-за этих негативных качеств от воды в качестве охлаждающей жидкости практически отказались. Хотя иногда ее используют в двигателях сельскохозяйственной техники, но при этом должно соблюдаться много правил.
Несоответствие заявленным характеристикам
В некоторых случаях антифриз может подводить автолюбителя, не справляясь со своими обязанностями. При этом условия эксплуатации могут соответствовать инструкции. Почему так происходит? На это есть как минимум две причины:
- Продукт может быть некачественным или даже контрафактным. В этой ситуации в составе наверняка можно будет обнаружить вещества, снижающие качество гликолевой основы, а также дешевые аналоги присадок. Такой концентрат может серьезно навредить системе охлаждения.
- Не стоит исключать вариант неисправности транспортного средства. Разрывы герметичных соединений часто приводят к тому, что в антифриз попадают микрочастицы, которые негативно отражаются на его свойствах.
Виды жидкостей для охлаждения
На замену воде в двигателях внутреннего сгорания стали использовать специальные жидкости – антифризы, при этом от воды никуда не делись. Ведь по сути, антифриз – это смесь воды с материалами, которые меняют ее свойства, в первую очередь понижают температуру замерзания. В качестве таких материалов могут выступать неорганические соли (хлористые натрий и кальций), спирты, глицерин, гликоли, карбитолы.
В двигателях внутреннего сгорания наибольшее распространение получили водные растворы гликолей. Состав и применение охлаждающих жидкостей для силовых установок автомобилей практически идентичны, отличаться могут только специальные добавки к ним.
Антифризы на основе гликолей являются оптимальными для использования на автомобилях.
Интересным является тот факт, что лучшим антифризом считается 40%-й раствор этилового спирта, то есть обычная водка.
Но пары спиртов легковоспламенимы, поэтому использование такого антифриза на автомобилях небезопасно.
Что касается состава гликолевых антифризов, то основными элементами является вода и гликоль, а в качестве добавок выступают ингибиторы коррозии, антикавитационные и антипенные присадки, а также красители. Чаще всего используется этиленгликоль, но можно встретить и охлаждающую жидкость на основе пропиленгликоля.
Можно ли смешивать тосол с антифризом?
Смешивать разные по составу жидкости можно, если это прописано в технических условиях и стандартах автопроизводителей. Если средства имеют разные технические стандарты, они могут негативно действовать на заложенные в них антифризовые свойства. Даже одинаковый цвет не гарантирует идентичный состав жидкостей.
Подготовленные тосолы имеют в составе этиленгликоль или пропиленгликоль, добавки органического или минерального происхождения и воду в нужных пропорциях. Добавление чистого антифриза приводит к полной потере охлаждающих или защитных свойств. Если уровень жидкости упал, возможно добавление обычной дистиллированной воды.
Положительные свойства антифриза
Пройдемся по основным положительным качествам гликолевых антифризов:
- более низкая температура замерзания, чем у воды (зависит этот показатель от процентного содержания гликолей в водном растворе);
- антифризы на основе гликолей обладают значительно меньшей степенью расширения при замерзании (Поэтому даже при очень низких температурах, когда раствор кристаллизуется, возможность повреждения элементов двигателя значительно ниже, чем при использовании воды);
- температура кипения гликолевого раствора свыше 110°С (зависит тоже от процентного соотношения гликоля и воды);
- гликоли в своем состав имеют вещества, которые обеспечивают смазку элементов системы;
Свойства и характеристики
Свойства антифризов и температура его замерзания будут зависеть от соотношения воды и этиленгликоля, а также набора присадок. Чистый этиленгликоль начинает кристаллизоваться уже при температуре -12,3°С. Смесь с водой образует эвтетику с максимально низкой температурой замерзания до -75°С (75% этиленгликоля и 25% воды). Большинство антифризов имеет процентное соотношение от 35% до 50% воды, с температурой 65°С и 40°С соответственно. Температура кипения такой смеси также повышается до 110°С, а под давлением еще выше.
Нельзя сказать, что есть единый стандарт для всех антифризов. В каждой стране они разные. Вот список самых известных стандартов:
- Россия: ГОСТ 28084-89.
- США: ASTM D 3306.
- Великобритания: BS 6580: 1992.
- Франция: AFNOR NF R15-601.
- Япония: JIS K2234.
- Австрия: ONORM V5123.
- Швеция: G-11.
На свойства антифриза большое значение оказывает качество и, как уже говорилось, соотношение сырья. Важно качество воды (обычная, дистиллированная, деионизированная), а также чистота этиленгликоля. В дешевых ОЖ часто используются различные низкопробные суррогаты, которые служат ограниченный срок и не имеют химической стабильности.
По ГОСТу антифриз должен обладать следующими характеристиками и свойствами:
- Температура замерзания (начало кристаллизации). В России за стандарт по этому показателю взяты ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующей температурой замерзания. Этот показатель в иностранных марках может быть любым. Опять же все зависит от пропорции между этиленгликолем и водой, а также доли присадок.
- Температура кипения. Средняя температура кипения равна 110°С-135°С. Давление в системе охлаждения в пределах 1,5-3 атмосфер, что повышает этот показатель.
- Вспениваемость. Стоит отметить, что под давлением пена в результате циркуляции вообще не будет образовываться. Этот показатель важен для производителей в момент заливки ОЖ или других манипуляций.
- Антикоррозийные свойства. Сам этиленгликоль не имеет антикоррозийных свойств, скорее наоборот. Их обеспечивают различные присадки. Например, в антифризах G11, о которых речь пойдет немного ниже, используются фосфаты, нитраты, нитриты, силикаты, бораты и амины. Эти вещества создают на поверхности защитный слой. В антифризах класса G12 используются карбоновые кислоты, которые воздействуют на сам очаг коррозии, когда такой появляется. Тем самым улучшается теплоотдача.
- Воздействие на резиновые элементы. В системе много пластиковых и резиновых шлангов и соединений. Антифриз должен защищать резину от растрескивания и рассыпания. В этом плане хорошо зарекомендовал себя красный антифриз с карбоновыми присадками типа G12 и G12+.
Основа антифриза
Этиленгликолевые антифризы самые распространенные из-за дешевизны их производства. Основным их недостатком является высокая токсичность. Они способны вызвать летальный исход при попадании в организм человека. Особая опасность в использовании этиленгликоля заключается во вкусовых качествах такого антифриза – он сладковат на привкус, поэтому хранить такую жидкость нужно в недоступных для детей местах.
Представляет собой этиленгликоль прозрачную жидкость с желтоватым оттенком и умеренной вязкостью. Эта жидкость имеет очень высокую температуру кипения — +197°С. Но интересно, что температура кристаллизации, то есть замерзания, не такая уж и низкая, всего -11,5°С. Зато при смешивании ее с водой, температура кипения снижается, а вот кристаллизация происходит при более низком пороге. Так, раствор с 40%-м содержанием уже замерзает при -25°С, а 50%-й – при -38°С. Самой устойчивой к низким температурам является смесь с содержанием гликоля в 66,7%. Такой раствор начинает кристаллизоваться при -75°С.
Пропиленгликолевые жидкости по своим свойствам идентичны этиленгликолю, но они обладают меньшей токсичностью, при этом производство их значительно дороже, поэтому встречаются они реже.
Ингибиторы коррозии в антифризе
Теперь по присадкам, используемым в составе охлаждающих жидкостей для автомобилей. Одной из самых важных присадок являются ингибиторы коррозии. Данный тип присадок, как понятно из названия, предназначен для предотвращения появления очагов коррозии внутри системы охлаждения.
Сейчас используется несколько типов таких добавок к жидкости и каждый из них имеет свое обозначение.
Первыми идут присадки, которые называются традиционными, поскольку они первыми начали применяться в составе антифризов. Жидкости с таким типом ингибиторов не имеет дополнительного обозначения.
Ингибиторы традиционного типа состоят из неорганических веществ – силикатов, фосфатов, нитритов, боратов, а также их соединений. Такие присадки образуют по всей внутренней поверхности системы тонкий защитный слой, предотвращающий прямой контакт жидкости с металлом.
На данный момент изготовители жидкостей стараются отказаться от ингибиторов такого типа. Причиной тому является непродолжительность срока службы их – не более двух лет. Дополнительным негативным качеством является слабая переносимость высоких температур, они начинают разрушаться при температуре свыше +105°С.
Второй тип ингибиторов коррозии, которые применяются в охлаждающих жидкостях – органические вещества на карбоновой основе. Жидкости с такими добавками получили название карбоксилатных антифризов, их обозначение – G12, G12+.
Особенностью таких ингибиторов является то, что они не образуют защитный слой на всей поверхности. Такие ингибиторы химически взаимодействуют уже с очагом коррозии. В результате взаимодействия поверх этого очага и образуется защитный слой, не затрагивая поверхности без коррозии.
Особенностью такого типа ингибиторов является большой срок службы – более 5 лет, при этом они невосприимчивы к высоким температурам.
Третий тип ингибиторных добавок – гибридные. Они включают в себя и карбоксилатные элементы, и традиционные неорганические. Интересно, что по стране-производителю можно выяснить, какие неорганические элементы содержит гибридный ингибитор. Так, европейские производители используют силикаты, американские – нитриты, японские – фосфаты.
Срок службы ингибиторов выше, чем традиционных, но уступают они карбоксильным присадкам – до 5 лет.
Недавно появился еще один тип ингибиторов – тоже гибридных, но у них основой выступают органические материалы, а дополнением к ним – минеральные вещества. Данный тип ингибиторов еще не получил полного определения, поэтому везде они фигурируют как лобриды. Антифризы с такими добавками обозначаются G12++, G13.
Следует отметить, что эта классификация является не совсем общепринятой, ее ввел в обиход немецкий концерн VAG, но пока другого ничего не придумали, и все пользуются данным обозначением.
Виды и классификация
Определенных мировых стандартов антифризов нет, но за основу, как правило, берут классификацию, которая была разработана концерном VAG. Так различают три класса:
- G11;
- G12;
- G13.
G11
Это традиционные антифризы на основе этиленгликоля и различных силиконовых присадок, защищающих от коррозии. Их также называют силиконовые антифризы.
G11, G12, G13
За счет образования защитного слоя могут значительно снижать теплоотдачу, а также образовывать абразивные частицы (опадение слоя со стенок). Менять антифриз такого класса нужно не реже одного раза в два года.
G12, G12+, G12++
G12 стал следующим этапом развития антифризов. Главным образом, в них решена проблема образования слоя, который мешал теплообмену. В этом классе применяются карбоновые кислоты. Минусом является то, что эти кислоты воздействуют на коррозию после ее появления, а не до. Увеличилась теплоотдача и срок службы до 5 лет.
Действие карбоксилатного антифриза G12+, G12++
Такие ОЖ имеют маркировку:
- G12.
- Carboxilate coolants.
- OAT (Organic Acid Technology).
В дальнейшем поколении G12+ и G12++ решили и эту проблему, сочетая органические и минеральные присадки вместе. Такие ОЖ часто называют лобридными и маркируются:
- Lobrid coolants.
- SOAT coolants.
G13
Этот класс появился в 2012 году и отличается от предыдущих применением в основе пропиленгликоля. Как уже говорилось, это вещество безопасно для человека и окружающей среды. На этом отличия, в общем-то, заканчиваются.
Другие присадки, красители
Антикавитационные и противопенные присадки нужны для поддержания жидкости в состоянии, которое будет обеспечивать максимальный отвод тепла. Ведь кавитация – это образование пузырьков воздуха в жидкости, которое в случае с антифризом будет только наносить вред. Наличие пены тоже не желательно.
Красители в составе антифризов несут в себе несколько функций. Он облегчает выяснение уровня в системе. Расширительные бачки автомобилей делаются зачастую из белого пластика. Уровень бесцветной жидкости в таком бачке был бы незаметен, а вот имеющая определенный оттенок – легко просматривается.
Еще одно свойство красителя – это показатель пригодности дальнейшего использования. Со временем антифриз в системе будет вырабатывать свои присадки, из-за чего сама жидкость будет менять цвет. Смена цвета буде сигнализировать об исчерпании жидкостью своего ресурса.
Что касается оттенков антифриза, то они могут быть самые разнообразные. У нас самыми распространенными являются синий и красный оттенки. Причем часто к цвету привязывают температурную устойчивость жидкости. Так, антифриз с синим оттенком чаще всего имеет порог замерзания -40°С, с красным -60°С. Однако это не всегда так, можно приобрести и жидкость с красным оттенком, у которой температурный порог составляет -40 град.
Но это не все оттенки, которые может иметь антифриз. Встречаются жидкости и с желтым, зеленым, оранжевым оттенком. В этом вопросе все зависит от производителя. Что касается температурной устойчивости антифриза, то ориентироваться только по цвету не стоит. У разных производителей этот показатель может отличаться, несмотря на то, что по цвету жидкости могут быть одинаковы.
Чем отличается тосол от антифриза?
Антифриз при эксплуатации выполняет функцию смазывания движущихся частиц, защиты от коррозии, отвода тепла, предотвращения отложений, и т.п. В холодное время он обеспечивает обогрев салона. Свойства со временем теряются и средство необходимо заменить на новое, чтобы избежать износа узлов и перегрева двигателя.
Многие путают тосол и антифриз, в чем разница для них неясна. Тосол это разновидность антифриза — уже подготовленного к использованию жидкостью, подлежащей классификации (чаще G11).
Пару слов о «Тосоле»
Теперь по поводу «Тосола». Производящиеся у нас практически все охлаждающие жидкости называются именно так. На самом деле «Тосол» — всего лишь один из видов антифриза.
Разработана эта жидкость в НИИ Органической Химии и Технологий, отделе Технологии Органического Синтеза. Аббревиатура этого отдела и легла в основу слова для обозначения жидкости. Приставка -Ол в названии, по одной из версий, обозначает спирт. Отсюда и название – «Тосол».
«Тосол» представляет собой этиленгликолевый раствор с добавлением традиционного ингибитора. Производится он и сейчас, причем двух типов – «Тосол 40» и «Тосол 65». Цифровое обозначение указывает температуру замерзания данной жидкости.
Дополнительно они различаются по цвету – «Тосол 40» имеет голубой оттенок, более морозостойкая жидкость имеет красный оттенок.
В целом «Тосол», разработанный в СССР, давно устарел, однако само название охлаждающей жидкости укоренилось в словарном запасе настолько прочно, что применимо у нас ко всем жидкостям для системы охлаждения.
Охлаждающие жидкости. Краткий курс
Зимние морозы — это проблемы не только с пуском двигателя, но и с охлаждающей жидкостью (ОЖ), залитой «не по сезону». Пять лет назад мы уже рассказывали об этой важной составляющей «текучих элементов» автомобиля. Настало время вернуться к сути вопроса, тем более что эту статью подготовил профессионал, давно занимающийся продажей ОЖ и знающий суть вопроса досконально.
Это — материал внештатного автора. Дром открыт для сотрудничества: предлагай свои оригинальные темы на, а если статья будет опубликована — получай достойный гонорар.
Из чего сделана ОЖ
В советское время (об истории по этой теме — в конце статьи) роль охлаждающей жидкости выполнял тосол, и это название до сих пор доминирует в лексиконе автомобилистов. Тосол, антифриз (термин этот пришел в начале 90-х) и ОЖ — это слова одного логического ряда? Безусловно! Ведь антифриз — это не что иное, как не замерзающая при отрицательных температурах (а другого и не предусмотрено) охлаждающая жидкость. Но в российской терминологии сложилось утверждение, что антифриз и тосол — это разные понятия. Почему?
Давайте разбираться.
Для понимания разберем химсостав охлаждающих жидкостей. Основа — смесь в строго определенной пропорции моноэтиленгликоля (далее — МЭГ) и воды. В идеальном соотношении ОЖ обычно 52% МЭГ, 45-46% воды и 2-3% присадок и красителей. Такое соотношение очень важно. При изменении концентрации основных компонентов заметно меняется и температура начала кристаллизации (к примеру, в смеси из 96% МЭГ и 4% воды температура начала кристаллизации всего лишь -20 °C). При замерзании подобной смеси вода продолжает оставаться в жидком состоянии, а МЭГ кристаллизуется.
Особенность мирового рынка ОЖ состоит в том, что по ряду причин не сложилось единой классификации. Каждый маститый автопроизводитель придумывает для себя собственный состав жидкостей и требования к ним (как следствие — собственные сертификаты). Плюс к этому во многих странах существуют различные национальные сертификаты ОЖ (BS 6580 в Англии, O-NORM V 5123 во Франции, JIS K 2234 в Японии и т. д.).
Соответствие национальным сертификатам указано в самой нижней строчке
Чтобы не утонуть в разномастных классификациях, удобнее всего разделять ОЖ по типу применяемых присадок. Тут сразу возникает один весьма важный вопрос: «А могут ли ОЖ содержать и другие компоненты, в том смысле, что не моноэтиленгликоль, в качестве основы?». Могут. Вот только качество ОЖ от их применения резко снижается. К примеру, в составе очень многих ОЖ вместо недешевого МЭГ слишком «экономные» производители применяют его смесь с глицерином, разбавленным метанолом. Результат — низкая температура закипания ОЖ (уже при 97 °C и даже ниже) и высокая температура начала кристаллизации.
Присадки
Присадки в ОЖ выполняют весьма важные функции. Во-первых, предотвращают коррозию (а смесь МЭГ и воды коррозионно активна), препятствуют вспениванию (тут применяется профессиональный термин — кавитация) и смазывают помпу.
Сейчас существует несколько типов присадок.
Первые — неорганические — бораты, силикаты, нитриты, нитраты. В общем, солевые присадки. Созданные на их базе ОЖ обычно называют традиционными. Латинское обозначение — IAT. ОЖ данного класса достаточно доступны и надежны (наш тосол, к примеру — еще в 1989 году для него был создан ГОСТ 28084-89). Главный недостаток — низкий срок службы и относительно высокая коррозионная активность.
Второй тип ОЖ (выполненных по гибридной технологии) — сочетание неорганических солевых присадок с присадками, созданными на основе солей органической карбоксилатной кислоты (примерное соотношение 50/50). Латинское обозначение — HOAT. Здесь появляется знаковое обозначение — G11.
Поясню. Изначально эта классификация придумана концерном Volkswagen AG для своих автомобилей. Но именно фольксвагеновская классификация ОЖ в нашей стране и стала наиболее распространенной. И именно такие ОЖ в России стали называть антифризами. У этих ОЖ есть типичный признак — зеленый цвет. Это опять же отсылка к требованиям Volkswagen.
Изначально смесь МЭГ и воды бесцветная, прозрачная, как вода и сладкая на вкус (пробовать не советую — мгновенная слепота и долгая мучительная смерть). Цвет антифризу придает специальный пигмент— именно для того, чтобы различать разные его типы. Главное преимущество этого типа ОЖ — увеличенный срок службы, отличная защита элементов системы охлаждения от коррозии (особенно — элементов из алюминия).
Третий тип ОЖ — антифризы с карбоксилатными присадками. Латинское обозначение — OAT, или G12 по классификации Volkswagen AG. Цвет жидкости — красный (иногда — розовый). Преимущества этих ОЖ перед предыдущими — опять же увеличенный срок службы, еще более эффективная борьба с коррозией цветных металлов (прежде всего — алюминия).
На вершине всей этой линейки — так называемые лобридные антифризы. Латинское обозначение — Lobrid, по классификации Volkswagen AG — G12++, G13. Цвет — фиолетовый, зеленый и даже синий. Лобридные антифризы — это ОЖ на базе карбоксилатных присадок с небольшим добавлением присадок минеральных (соотношение — примерно 10/1).
Условно эту группу ОЖ можно разделить на три подгруппы:
1. SI-OAT — ОЖ на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок силикатных. 2. PSI-OAT — ОЖ на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок силикатных и фосфатных. 3. P-OAT — лобридный антифриз на базе карбоксилатных присадок с добавлением присадок фосфатных (может быть и красным, и зеленым).
Volkswagen AG в последнее время активно внедряет ОЖ G13 — лобридный антифриз, но весьма оригинальный по составу. Основа его — пропиленгликоль с долей силикатных присадок (SI-OAT). Главные плюсы — экологическая безопасность и почти неограниченный срок службы. И самое важное — совместимость почти со всеми типами ОЖ (об этом ниже). Правда, и цена его значительно выше.
В последнее время Volkswagen AG при классификации своих ОЖ не использует обозначение G13, а применяет маркировку VW TL 774L.
В общем, тут возникает путаница какая-то.
Основные игроки на рынке ОЖ
В России три основных (ранее — «Тосол-Синтез-Инвест»), «Техноформ» и Sintec Lubricants. Каждый из этих трех столпов рынка претендует на лидерство в России, притом что реальные объемы производства никто не раскрывает.
«Тосол-Синтез» — наследник известного советского из Дзержинска Нижегородской области. Он когда-то десятилетиями выпускал упоминаемый не раз тосол (и еще целый ряд весьма опасных веществ кожно-нарывного и нервно-паралитического действия). Тосол выпускался в стальных бочках по 220 кг или напрямую заливался в железнодорожные цистерны. В перестройку (в 1989 году) в Дзержинске отцы-основатели — Валерий Артамонов (бывший начальник одного из цехов того самого «Капролактама») и Альберт Кальманович (весьма незаурядная личность) создали кооператив «Эффект». Который поначалу занялся производством шампуней, благо сырье здесь лежало буквально под ногами. А чуть позже партнеры перешли к тому, что стали фасовать тосол в канистры собственного производства. Что тоже было несложно — «Капролактам» (кроме всего прочего) занимался синтезом полимеров. Оставалось только найти термопластавтоматы для изготовления канистр (а они у партнеров уже были) да развернуть разливочную линию.
Бизнес постоянно развивался, и в 1993 году была зарегистрирована компания, которая со временем получила название «Тосол-Синтез-Инвест». Она стала производить ОЖ под брендом Felix. Фирма наращивала производство и увеличивала номенклатуру. Были освоены ОЖ класса G11, а потом и G12, G13. Важную роль в развитии сыграло сотрудничество с немецким концерном BASF (стал поставщиком пакетов присадок к ОЖ и не только). Сейчас компания выпускает весьма широкую линейку ОЖ под брендами Glysantin, Felix, AWM, Sakura, X Freeze, «Полярник» (последние два бренда формально выпускаются , но реально это продукт «Тосол-Синтеза»). «Тосол-Синтез-Инвест» также является производителем ОЖ для сторонних брендов (контрактное производство) — например, «Каждый день» и Ford. Компания — один из крупнейших в России производителей тормозных жидкостей. Первой представила на российском рынке смазочные материалы Kixx. Под ее брендами сейчас выпускают автокосметику, фильтры, свечи зажигания, щетки стеклоочистителя и другие товары для автомобилистов.
Три «сестры» из Дзержинска…
Другой крупный игрок на российском рынке ОЖ — из Климовска (микрорайон Подольска, Московская обл.) с дополнительной производственной площадкой в Нижнекамске. Предприятие создано в 2003 году. Серьезную роль в становлении и развитии сыграло сотрудничество с иностранными партнерами (Arteco, Wigo, Yara, Clariant). ОЖ выпускаются под брендом Coolstream и другими (например, до недавнего времени G Energy, правда, сейчас «Газпром» поменял производителя своей ОЖ).
…и три — из Климовска
Третий крупный (Обнинск, Калужская обл.). Компания основана в 1999 году. Производит ОЖ под брендами Sintek, «Лукойл» и другими. Также выпускает тормозные жидкости, автохимию и другие автотовары, а также масла под брендами Sinteс, Rolf, Totachi (потребители в Германии и Японии и не догадываются, что продукты произведены в Калужской области).
В последнее десятилетие активны на российском рынке белорусские производители ОЖ (М-standart с брендом GreenCool, Green Stream).
«Братья-белорусы» GreenCool и они же под более бюджетным брендом Green Stream
Достаточно широко на рынке представлены и крупные транснациональные корпорации (ОЖ под брендами Febi, Castrol, Mobil и другими)
Рекомендации по использованию и подбору охлаждающих жидкостей
Чуть ли не главный вопрос, возникающий у автомобилистов относительно антифризов, — можно ли при доливе смешивать ОЖ разных цветов.
Здесь главное четко понимать, что цвет — это индикатор состава ОЖ (конкретно — состава пакета присадок). Если одни свои антифризы исходя из четкого соблюдения требований сертификатов, по которым они производят ОЖ (как правило, это крупные игроки рынка, дорожащие своей репутацией), то другие (как правило, это безвестные заводы — ноунеймы) могут и ОЖ по чисто минеральной классической технологии на непонятного качества основе окрасить в красный! А таких заводиков на Руси великой огромное множество (складывается впечатление, что в том же Дзержинске антифризы разливают чуть ли не в каждой подворотне).
Не все дзержинские тосолы одинаково полезны…
Общее правило при доливе ОЖ: ничего не опасаясь, можно смешивать антифризы по традиционной (IAT) технологии с гибридными (HOAT) и (или) с лобридными (SI-OAT, PSI-OAT и P-OAT) антифризами. Также лобридные антифризы (вот их еще одно ключевое преимущество — универсальность) вполне беспроблемно можно смешивать с антифризами карбоксилатными.
Но ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатные ОЖ с антифризами на основе чисто солевых (IAT) присадок! Не стоит смешивать гибридные и карбоксилатные ОЖ. Читатель здесь наверняка скажет: «Да ладно, ничего не мешает и маститому российскому производителю ради экономии залить в свои канистры подкрашенное черт знает что».
В России, как известно, всякое случается. Но в данном случае я не думаю, что стоит этого опасаться. Во-первых, вся «Большая тройка» российских производителей ОЖ вложила кучу денег и сил в создание своих брендовых продуктов прежде всего для поставки на конвейеры отечественных (и не совсем отечественных) производителей. Во-вторых — многое делалось для попадания на полки магазинов крупных российских ритейлеров (а это зачастую сложнее, чем получить так называемую «первую заливку» на автозаводах).
У тех и у других потребителей сверхвысокие требования. Да и желающих сюда попасть (конвейеры/торговые сети) более чем достаточно. Вряд ли серьезный производитель рискнет поставить такому клиенту некондицию. К тому же у каждого из нашей «Большой тройки» в портфеле есть два-три суббренда. Вот посредством их на мелкооптовый рынок и можно сливать вообще любой продукт. Ведь, как я уже говорил, на данный момент в России нет действующего ГОСТа на ОЖ! Вообще нет! Продавай что душе угодно. (Так что, дорогие читатели, если вы видите на прилавке магазина «Антифриз G12 Гостовский», «по ГОСТу» и так далее, то можете это изделие направлять строго по азимуту).
«Полярный круг», «Полярный хаски» — фантазия у ряда производителей уж очень скромная…
Эта ситуация порождает один достаточно большой плюс: доля подделок на рынке брендовых антифризов равна нулю (в отличие от рынка смазок, где, по некоторым оценкам, треть товара — откровенный контрафакт). Тут упомянем, что в Белоруссии все производится по строгим ГОСТам. В том числе и ОЖ. И качество белорусских ОЖ поэтому на весьма высоком уровне.
Вообще при необходимости доливки ОЖ в радиатор я бы посоветовал не заниматься экспериментами, а добавить ту жидкость, которая была залита изначально. У многих автопроизводителей на расширительных бачках четко указан бренд и тип заливаемой жидкости. Чуть сложнее тем, кто купил машину б/у и просто не знает, что в качестве ОЖ использовал предыдущий владелец. Здесь, на мой взгляд, стоит сразу поменять ОЖ на новую, имеющую допуск завода-изготовителя. Надеюсь, не надо говорить о том, что после слива из системы старой ОЖ эту самую систему нужно промыть с использованием специальной жидкости-промывки. Да и экономить при этом особо не стоит: ОЖ меняется никак не раньше, чем через 100 000–150 000 км пробега — на этом особо не разоришься. Если же вы вдруг решили залить что-либо подешевле, то для сокращения ущерба для автомобиля стоит почаще (по крайней мере, не реже одного раза в год) менять данную ОЖ.
Не все производители указывают тип допустимой ОЖ на расширительном бачке или пробке радиатора
Другой не менее важный вопрос: через какое время эксплуатации следует менять ОЖ? Тут, на мой взгляд, все-таки стоит ориентироваться на требования производителя автомобиля. Обычно этот срок четко указывается в руководстве по эксплуатации. Ну и следить за состоянием жидкости в автомобиле (цвет ОЖ в расширительном бачке, наличие осадка). При резком изменении цвета (а особенно — при появлении бурых отложений) жидкость стоит поменять. Но прежде чем это сделать, надо выяснить причину. Как правило, она заключается в проникновении масла (реже — выхлопных газов) в ОЖ.
Существует простой способ выявления такой неисправности — при работающем на холостых оборотах двигателе сразу после пуска откройте крышку расширительного бачка. Выходящие через бачок пузырьки воздуха — верный признак попадания отработанных газов в систему охлаждения. Бывает и обратная ситуация — ОЖ попадает в камеру сгорания и (или) в систему смазки. Симптомы такого «недуга — повышенный расход ОЖ (она постоянно как будто выкипает и требует долива), сопровождающийся наличием белого пара в выхлопе при полностью прогретом двигателе даже при температуре воздуха выше 20 градусов (ОЖ попадает в цилиндры) или пены на масляной крышке двигателя (ОЖ попадает в систему смазки). Причины — скорее всего прогар (повреждение) прокладки головки блока цилиндров или (что еще хуже) нарушение геометрии самой головки блока в результате перегрева мотора.
ОЖ служит хорошо и долго в полностью исправном и ухоженном двигателе. Часто автовладельцы видят причину своих проблем с системой охлаждения исключительно в ОЖ. Хотя ее состояние зачастую лишь индикатор состояния самого автомобиля.
Цена вопроса (или вопрос цены)
Многие читатели наверняка зададутся вопросом: стоит ли при выборе ОЖ отдавать предпочтение более дорогим брендам или лучше попробовать использовать более бюджетный продукт, также соответствующий требованиям автопроизводителя?
Вообще стоит учитывать, что цены в России на все (и на ОЖ в том числе) — это процентов на 90 «хотелки» сначала производителя, а затем и продавцов. Да и длина цепочки от производства до радиатора автомобиля может быть очень разной.
Спрос, как писал один классик, всегда рождает предложение. Мало того, он разогревает аппетит продавца. Любую вещь с себестоимостью, скажем, 100 рублей влегкую могут продавать и за 1000, и за 2000. А если будет возможность — то и за все 10 000.
За это «Мэйд ин Джимэни» русский мужик готов все отдать
Вообще все начинается со стратегии продвижения на рынок. Одни производители готовы сотрудничать только с определенным кругом проверенных дистрибьюторов, другие — с кем угодно, лишь бы платили. В этом коренное различие.
И здесь для примера снова возьмем нашу «Большую тройку». «Техноформ» изначально строил свой бизнес на создании ОЖ по требованиям автозаводов. Именно эти антифризы заливаются на конвейеры КАМАЗа. Они же первыми создали ОЖ под требования Hyundai/Kia, Renault и т. д. Мелкооптовые покупатели для них вторичны. Как следствие — высокие цены на продукт на розничном рынке (5-килограммовая канистра ОЖ Coolstream G 12+ на полке розничного магазина может стоить более 1000 рублей в зависимости от региона).
«Тосол-Синтез» придерживается слегка другой стратегии. Свою продукцию реализует строго через определенных региональных дистрибьюторов: каждый в своем регионе. В Москве таких пять, в Нижегородской области — два. Некоторые закрывают несколько регионов. Дистрибьюторы хоть и независимы от продавца, но выполняют навязанные им «правила игры». Главное — выдерживать заданный объем реализации. Каждый месяц производитель дает план закупок и продаж. Сюда же включается и другая продукция компании — тормозная жидкость, автохимия, щетки стеклоочистителя… В зависимости от выполнения плана дистрибьютор получает бонусы от производителя. Главный из них — скидка на поставляемый товар. Больше продаешь — дешевле получаешь. Кроме этого «Тосол-Синтез» определяет и рекомендованные цены. К примеру, розничная цена на антифриз «Феликс Карбокс G 12» в канистре 5 кг в конце 2022 года — 906 рублей (обращаю внимание, что ОЖ считается именно в килограммах, а не в литрах). Регламентируется минимальная цена поставки для розничных клиентов (магазины, сетевые заправки и т. д.).
При этом дистрибьютор может поставлять ОЖ своим контрагентам дороже рекомендованной цены. Но ни в коем случае нельзя «сливать» продукцию дешевле. К нарушителям применяются штрафы. К примеру, базовая (без скидок) цена поставки упомянутого антифриза «Феликс Карбокс» (5 кг) от дистрибьютора — 697 рублей. То есть предполагаемая наценка в магазине — около 30%. Правда, конкретный магазин волен делать любую наценку. В крупных городах-миллионниках с платежеспособным населением она зачастую намного выше — 50–80%, в глубинке ниже — 20–25%.
Кроме официальных дистрибьюторов «Тосол-Синтез» поставляет свою продукцию крупным интернет-площадкам и ритейлерам. Условия таких поставок — коммерческая тайна. И вот почему: к примеру, в 2022 году в одной из крупнейших торговых сетей на букву «М» упомянутый антифриз «Феликс Карбокс» стоил в рознице ниже, чем поставлялся по оптовой цене дистрибьюторам (что вызвало у них массовое возмущение). На что представители «Тосол-Синтеза» отреагировали с невинной простотой — вроде как торговая сеть сама решила продавать антифриз ниже закупочной цены.
Схожую стратегию продвижения проводит и «Обнинскоргсинтез».
В ценообразовании есть и еще несколько общих тенденций. Максимально высокие цены — на пике сезона — обычно в сентябре–октябре–ноябре. Летом, наоборот, цены слегка снижаются. К тому же применяется множество акций и программ. Цены от производителей повышаются каждый год в преддверии высокого сезона — обычно на 3-4 процента выше заявленного официально размера годовой инфляции. За исключением нынешнего аномального года — в 2021-м стоимость ОЖ выросла в среднем на 30–50%. Брендовые ОЖ дорожают намного быстрее безымянных.
Его величество Shell. Как и у масел того же бренда производитель на нашем рынке — Россия
Откуда есть пошла ОЖ
В те далекие, почти былинные времена, когда слово «Жигули» ассоциировалось лишь с маркой широко известного в узких кругах пенного напитка да горной системы в Куйбышевской области, весь люд русский лил в радиаторы своих «железных коней» обычную воду, как правило, водопроводного происхождения. А она, как известно, обладает весьма большой теплоемкостью (4,184кДж/кг* при температуре 20 °С), неплохой теплопроводностью (2,179 Дж/(ч*м*гр. С)). К тому же минимальной вязкостью (1 мм2/с). И абсолютно бесплатна (что для тогда еще советских граждан было ооочень большим плюсом). Воду можно нагреть до состояния «кипяток» перед заливкой в радиатор для уверенного зимнего пуска. Ну, в общем, не жизнь была у русичей, а сказка. Правда, воду из автомобиля также приходилось сливать перед каждой ночной зимней стоянкой. Была и еще одна проблема — накипь, которая постепенно забивала как основной радиатор, так и радиатор отопителя.
Но в один прекрасный день 1966 года Совмин СССР принял решение о строительстве в Союзе ССР нового завода по производству легковых автомобилей. Продолжение все знают. У «Фиата» была куплена лицензия на производство по полному циклу модели Fiat-124. Была она, конечно, слегка адаптирована под суровые условия эксплуатации. Завод полного цикла построили в Куйбышевской области, а несколько заводов-смежников — в соседних регионах.
По техдокументации «Фиата» в качестве охлаждающей для 124-й модели должна была использоваться специальная жидкость — антифриз (под маркой Paraflu 11). Разумеется, было принято решение производить его в Союзе. Причем не копировать иностранный продукт, а создать свой.
Задачу эту поставили организации с мудреным названием ГосНИИОХТ (в переводе с русского на понятный — Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). В результате была разработана жидкость с названием «Тосол». Само слово — это тоже аббревиатура (ну любили в СССР их использовать по поводу и без). Состоит из двух частей: ТОС — технологии органического синтеза и Ол — суффикса, используемого в химии для обозначения спиртов.
Были созданы три марки: «Тосол-А» — кон означает «автомобильный»). «Тосол-А40» — готовая к применению жидкость с температурой начала кристаллизации не выше -40 °C, и «Тосол-А65» — также готовая к применению жидкость с температурой начала кристаллизации не ниже -65 °C.
В СССР и ранее предпринимались попытки создания незамерзающих жидкостей для систем охлаждения автомобилей, и даже был конечный продукт (достаточно вспомнить ГОСТ 159-52). Вот только большого распространения они не получили по нескольким причинам: малые объемы производства, цены, низкие потребительские качества.
На берегу реки Оки с древних времен существовало село Растяпино. Нет, не потому, что там жили одни растяпы (хотя наверняка и они имели место быть). Просто там существовали верфи. А для строительства кораблей в те времена нужен был строевой лес. Чтобы его получить, бревна растяпывали топорами (ну никак русичи не могли обойтись без этого культового, можно даже сказать, скрепного инструмента). Когда в конце 20-х годов в стране началась индустриализация, в Растяпино решили построить центр химической промышленности. На месте села вырос город, названный впоследствии Дзержинском. Крупнейшим предприятием данного города стал . Именно он и начал производить данный продукт. А что было дальше, когда задули ветра перестройки, мы уже рассказали выше.
Особенности использования жидкости
Охлаждающая жидкость продается сейчас двух видов – уже готовая разведенная смесь, и концентрат этиленгликоля, который перед использованием нужно разводить.
Проблем с применением уже готового раствора – особо никаких. Приобретается жидкость в количестве, которое указано в технической документации к авто в разделе заправочных емкостей. Там же и указывается тип применяемой жидкости. В этом вопросе лучше не экспериментировать, а приобретать жидкость, рекомендованную изготовителем авто.
Далее приобретенную жидкость нужно залить в систему через радиатор или расширительный бачок, предварительно слив отработанный антифриз.
Рекомендации по выбору антифриза
Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Стоит сказать, что уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы.
Если же приобретен был концентрат, то перед заливкой его нужно будет развести дистиллированной водой. Использовать концентрат без предварительного разведения водой нельзя, не стоит забывать, что температура кристаллизации чистого этиленгликоля не такая уж и низкая.
Перед разведением нужно определиться с пропорциями. Оптимальной считается равноценная пропорция – 1 к 1. Такая смесь будет иметь температуру замерзания на уровне -40°С, что для большинства наших широт вполне достаточно.
Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км.
Не стоит также полностью доверять производителям, что их жидкость способна отработать значительный ресурс. Ведь этот ресурс указывается для жидкости, залитой в полностью чистый двигатель. А при замене жидкости всегда остается часть отработанной в двигателе, которая смешиваясь с новой, понижает ее свойства, и влияет на ресурс.
Что делать, если антифриз нужно полностью менять
Допустим, вы приняли решение менять «охлаждайку» самостоятельно. Для этого потребуется сначала слить отработанный продукт. Следует установить автомобиль на относительно ровной площадке и охладить двигатель, чтобы не получить ожоги при работе. Далее необходимо снять защиту картера, если в этом есть необходимость, а также подготовить емкости для отработки. После слива старой жидкости нужно промыть систему и залить новый антифриз тонкой струйкой. Это принципиально важный момент – если лить его слишком активно, можно получить неприятные сюрпризы в виде образовавшихся воздушных пробок. Они могут нарушать работу системы охлаждения.
Вам будет интересно: Температура кипения антифризов разного цвета