Разряженная батарея – явление не столь уж редкое даже для новых АКБ. Водительская невнимательность, несоблюдение правил эксплуатации, неисправность оборудования – причин, приводящих к глубокому разряду батареи, насчитывается немало.
Поэтому даже автовладельцы с небольшим стажем нередко оказываются перед необходимостью осуществления зарядки аккумулятора с использованием внешнего зарядного устройства. Один из важных вопросов, возникающих при этом – следует ли выкручивать пробки в случае их наличия, насколько это необходимо и всегда ли нужно так поступать.
На каких аккумуляторах нужно выкручивать пробки
Ответ на вопрос, нужно ли открывать пробки при зарядке аккумуляторов, зависит от вида АКБ:
- обслуживаемая;
- необслуживаемая.
Во 2-м случае пробок, как таковых, нет, поэтому их выкручивание имеет актуальность для водителей, машина которых оснащена обслуживаемой аккумуляторной батареей.
Почему возникает такой вопрос вообще?
Также все просто – при заряде аккумулятора, когда батарея уже полностью «напиталась» электролит начинает бурлить или кипеть, происходит это во всех шести «банках». Соответственно если вы будете заряжать такой АКБ, то бурление с каждым часом будет только усиливаться – крышки у вас не выкручены, а поэтому внутри создается давление, которое может повредить пластиковый корпус!
Однако: – корпуса как обычно рассчитаны на такое давление и могут выдерживать даже многочасовой перезаряд; вы навряд ли будете перезаряжать больше нескольких часов – ведь это может только навредить батареи.
Для чего необходимо откручивание пробок
Откручивание пробок у аккумулятора необходимо для исключения вероятности выхода его из строя в связи с повреждением корпуса и последующим взрывом
. Взрыв, хотя и маловероятен, все же возможен – особенно, если у собственника ТС в наличии старая АКБ, не оснащенная специальными отверстиями для выпуска паров на случай перезаряда.
Произойти повреждение или взрыв могут в связи с тем, что после полной зарядки АКБ и при продолжении поступления питающего напряжения, электролит, находящийся в банках батареи, начинает “закипать”. При кипении выделяются пары серной кислоты, которые создают внутри АКБ повышенное давление. Это давление действует на стенки банок, что может привести к повреждению не только их, но и самой АКБ в целом.
Что делать, если пробок нет, и почему
А что делать, когда аккумулятор необслуживаемый? В батареях этой модели испарение воды отсутствует практически полностью, так как в случае закипания электролита он конденсируется в лабиринтной крышке и возвращается в банку. Если же по какой-то причине произошло большое скопление пара, то для его отвода используются клапаны сброса давления.
Если в результате этого уменьшилось количество жидкости в банках, то пополнить ее можно, сделав аккумулятор обслуживаемым. Как правило, это приходится делать с дешевыми моделями, неспособными прослужить прописанный производителем срок эксплуатации.
Предварительно рекомендуется удалить с поверхности АКБ все наклейки, так как некоторые производители с их помощью маскируют пробки.
Установка пробок на банки аккумулятора осуществляется следующим образом:
- с поверхности батареи удаляем наклейку;
- тщательно очищаем поверхность;
- на поверхности явно видны круглые вмятины, под которыми находится банка;
Места расположения банок
- в серединах окружностей делаем керн с помощью шила;
- полученные отметки используем для сверления отверстий диаметром 12 мм, так как именно такой размер имеют медицинские пробки, продающиеся в любой аптеке;
- чтобы стружка, образующаяся в результате сверления, не попадала в полость банки, на крышке аккумулятора с помощью бытового скотча крепим пылесос;
- включаем пылесос и сверлим отверстия;
Изготовление отверстий
- получается отверстие, в которое впритирку входит медицинская пробка;
- таким образом, необслуживаемый аккумулятор превращается в обслуживаемый.
Соответственно, теперь в АКБ можно доливать электролит и измерять его плотность. Откручивать такие крышки, конечно же, не надо, так как они просто вытаскиваются.
В каких случаях откручивание пробок является обязательным, а в каких – нет
Не во всех ситуациях при зарядке аккумуляторов нужно откручивать пробки. Определение наличия / отсутствия необходимости выполнения указанного действия зависит от указанных факторов:
- “возраст” автомобильного аккумулятора;
- степень его разрядки.
Возможны 4 основных сценария:
- новая аккумуляторная батарея, разряжена несильно;
- новая аккумуляторная батарея, разряжена в полной мере;
- старый аккумулятор, разряжен в малой степени;
- старый аккумулятор, разряжен полностью.
Чтобы определить, нужно ли открывать крышки при зарядке аккумулятора, рекомендуем применять следующую таблицу:
Возраст аккумуляторной батареи | Степень разрядки | Нужно ли откручивать |
Новая | Небольшая | Если батарея – новая, то откручивать не требуется, если зарядка производится правильно (по току и напряжению). Новые АКБ “закипают” достаточно поздно, но все же желательно не “передержать” – в этом поможет функция автоматического выключения зарядного устройства по достижении номинального напряжения на АКБ |
Новая | Большая | В этой ситуации открывать крышки можно, но необязательно – в основном, с целью проверки плотности электролита ареометром |
Старая | Небольшая | Точного ответа дать нельзя, так как все зависит от того, через какое время после полной зарядки у данной АКБ начинается активное выделение паров серной кислоты |
Старая | Большая | Открывать все 6 пробок нужно в обязательном порядке, так как старые АКБ не только плохо держат заряд, но и “закипают” значительно быстрее, чем недолго эксплуатировавшиеся |
Зачем выкручивать заглушки
Классические аккумуляторы при износе или на сильном морозе подвержены разрядке. Из-за этого они не способны прокрутить стартер и запустить замерзший двигатель. В этом случае для восполнения емкости аккумулятора нужно зарядное устройство, подключаемое к снятому с автомобиля АКБ.
Перед тем как использовать зарядник, с аккумуляторной батареи необходимо снять заливные пробки. Иногда сделать это проблематично, так как они со временем прикипают к корпусу. В этом случае опытные водители рекомендуют использовать пятирублевую монету вместо стандартной отвертки, чтобы не повредить пробку в процессе откручивания.
Выкручивать заглушки необходимо для выпуска избыточного давления, которое возникает при долгой эксплуатации АКБ. Электролит, находящийся внутри корпуса, при зарядке кипит и выделяет газы, которые приводят к появлению внутреннего давления. Если не выкрутить заглушки – аккумулятор может разорваться.
Такая ситуация опасна и тем, что из лопнувшего корпуса вытечет токсичная кислота, опасная не только для человека, но и окружающей среды. В помещении она способна понести вред здоровью, так как выделает пары. Некоторые модели классических АКБ имеют систему защиты от лишнего давления – в их корпусе находится специальный клапан, устраняющий лишние газы. Тем не менее, даже с таких аккумуляторов стоит снимать пробки в целях осторожности.
Процедура откручивания крышек у банок автомобильного аккумулятора
Процесс отворачивания пробок будет зависеть от их вида:
- выступающие над поверхностью аккумулятора;
- или сделанные как единое целое с батареей и находящиеся с ней на одном уровне.
Как правило, проблем с 1-й разновидностью крышек не возникает. В случае “прикипания” их резьбы можно взять обычные плоскогубцы или разводные клещи и, без сильного давления на корпус крышки, повернуть ее в левую сторону.
А вот со 2-м видом пробок могут возникнуть сложности. Существует 2 способа их откручивания:
- при помощи стандартной крестообразной отвертки;
- посредством монеты номиналом в 5 рублей.
Крышки второго вида, как и первые, могут “прикипеть”, поэтому откручивание при помощи отвертки не всегда удается. Тогда выручает метод с использованием 5-рублевой монеты. Нужно поместить ее в отверстие крышки и провернуть влево. В случае, если система не поддается, можно вставить монету, зацепить ее плоскогубцами и уже тогда начать отворачивать.
Во всех вышеуказанных ситуациях открывать крышки допускается не полностью – достаточно чуть-чуть подвыкрутить их, чтобы газ мог выйти.
Как правильно откручивать крышки банок аккумуляторной батареи
Если вы полагаете, что это элементарная процедура, то это значит, что вы просто не сталкивались с батареями, у которых пробки не выступают над поверхностью крышки, а спрятаны заподлицо. В первом случае действительно всё просто и понятно, достаточно последовательно открутить все 6 крышек. Если рукой это сделать не удаётся, можно воспользоваться широкими пассатижами или клещами. Главное – не переусердствовать с зажимом, иначе пластиковая крышка может лопнуть, и тогда вам придётся искать ей замену.
Меры предосторожности
При осуществлении вышеуказанных действий, связанных с откручиванием пробок у автомобильных аккумуляторов, необходимо соблюдать следующие принципы безопасности:
- во время открывания крышек следует надеть защитные перчатки – в противном случае, кислота, находящаяся внутри банок, может попасть на кожу рук и оставить химические ожоги;
- процедуру зарядки аккумуляторной батареи после открытия крышек следует производить в хорошо проветриваемом помещении — на улице, балконе или в ином месте, где обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.
Разновидности АКБ и прочая полезная информация.
Не для кого не секрет, что автомобильные аккумуляторы бывают нескольких видов: свинцово-кислотные (малосурьмянистые), кальциевые и гибридные (по составу), а также обслуживаемые и необслуживаемые (по конструктивным особенностям). Так вот дилеммой необходимости вывинчивания пробок автовладелец может задаваться лишь в случае, когда речь идет об обслуживаемых стандартных свинцовых батареях либо гибридах, поскольку только в них эти самые пробки будут присутствовать.
Все остальные варианты возможности долива воды или электролита не предусматривают, поэтому и специальных отверстий не имеют.
Выбор зарядного устройства
Как только автомобилист разобрался, при зарядке аккумуляторов надо ли открывать пробки или нет, необходимо позаботиться о выборе автоматического зарядного устройства, ограничивающего ток зарядки или вовсе прекращающего подавать питание при определенных условиях.
Автоматические зарядные устройства помогут избежать большинства проблем, связанных с перезарядкой АКБ.
Наша редакция рекомендует присмотреться к следующим моделям, которые можно купить в специализированных автомобильных магазинах:
- Aurora Sprint 6;
- FUBAG MICRO 80/12;
- CTEK MXS 3.8;
- КЕДР-АВТО-10;
- Орион PW-150.
Зарядка обслуживаемых батарей
Совсем другая ситуация с батареями, которые находились в эксплуатации длительное время, а степень разряда — глубокая.
«Оживить» их можно, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Открутите пробки и проверьте уровень электролита, он должен покрывать пластины полностью;
- При помощи аэрометра замеряйте плотность электролита, которая должна составлять 1,27 г/см3;
- Не помешает и проверка под нагрузочным шкафом — если в одной из банок электролит кипит, значит имеем дело с коротким замыканием и данное устройство останется только сдать на втормет;
- В случае необходимости доливайте только дистиллированную воду — лить электролит или серную кислоту можно лишь под контролем опытного аккумуляторщика, знающего, как рассчитать правильные пропорции;
- Поставьте АКБ на зарядку, при этом ток нагрузки должен составлять одну десятую от емкости батареи.
В таком режиме зарядки АКБ находится до 12 часов. Вполне понятно, что электролит в какой-то момент начинает кипеть. Полностью снимать пробки не нужно, если батарея не слишком старая и заряжается на малых или средних токах. Достаточно их открутить и поставить на свое место, чтобы оставались отверстия для выхода газов. При попытках реанимировать «убитую» батарею, лучше оставить отверстия полностью открытыми. Желательно также контролировать процесс зарядки и следить за перемещением стрелки вольтметра и амперметра, которые показывают уровень заряда.
Мнения собственников автотранспорта
У владельцев автомобилей до сих пор идут ожесточенные споры по поводу того, нужно ли все-таки откручивать крышки у аккумуляторных батарей, или ничего страшного не произойдет, даже если это не сделать.
Несмотря на то, что автоэксперты в едином голосе утверждают – да, нужно, на профильных форумах можно часто встретить достаточно противоречивые посты. Вот примеры некоторых из них:
- “Все зависит от зарядного устройства. Если у вас оно современное, то аппарат попросту выключится и не даст кислоте закипеть. Поэтому особо заморачиваться с откручиванием не стоит”.
- “Чтобы определить, нужно ли отворачивать пробки или нет, следует всего лишь осмотреть аккум. Если в крышке сбоку есть “дырочка”, можно ее не открывать, если нет – обязательно выкручивайте!”.
- “Всегда снимаю в качестве перестраховки. Ничего страшного и сложного в этой процедуре нет, зато будет гарантия безопасности”.
- “Раньше у меня была необслуживаемая батарея, но с течением времени аккум пришлось заменить. По совету знакомого-автомеханика приобрел обслуживаемую АКБ по причине повышенного ресурса работы. Он же рассказал, как правильно заряжать – всегда с чуть
- приоткрытыми крышками”.
Итак, если аккумуляторная автомобильная батарея является необслуживаемой, крышки у банок откручивать не нужно (так как их попросту нет).
В случае обслуживаемой АКБ, необходимость открывания пробок зависит от конкретной ситуации. Если аккумулятор новый и разряжен несильно, можно не откручивать, а в остальных случаях рекомендовано это делать.
Когда не нужно снимать заглушки
Необязательно откручивать крышки у новых АКБ, напряжение которых ниже полного заряда. В этом случае стоит подзаряжать аккумулятор на небольшом токе в течение 2-3 часов. За это время скопившиеся пары электролита не успеют выйти наружу и навредить здоровью, а тем более – спровоцировать разрыв корпуса.
Не стоит откручивать крышки при непродолжительной зарядке на небольшом токе.