Ремонт тахометра. Определение неполадок и устранение причин

Приборная панель автомобиля отображает все параметры, необходимые водителю для комфортного и безопасного управления транспортным средством. Один из важнейших показателей — скорость вращения коленчатого вала, для замера которого используется тахометр.

Данный параметр позволяет контролировать нагрузку, которой подвергается двигатель и вовремя менять передачу. Если показатель вращения не отображается или результат недостоверный, необходимо выяснить почему не работает тахометр и определить основные способы восстановления поврежденного датчика.

Общие сведения

Тахометром называется устройство, измеряющее частоту оборотов вращающихся элементов конструкции или отдельных механизмов. Такой тип датчиков широко применяется в автомобилестроении.

Главная задача данного устройства в конструкции машины — замер оборотов вала двигателя. Также в некоторых транспортных средствах могут задействоваться вспомогательные тахометры, например, для измерения скорости вращения колес.

Тахометры задействуются на транспортных средствах как с ручной, так и автоматической коробкой передач. При помощи данного устройства водитель получает сведения о функционировании двигателя. Она считывается с датчика и отображается на экране или механическом циферблате, расположенном на приборной панели. Единицей измерения выступает число оборотов за одну минуту.

Для каждого типа двигателя существуют собственные показатели минимальной и предельной нагрузки. Поэтому и рекомендованное количество оборотов варьируется. Отклонение от нормальной частоты вращения приводит к ускоренному износу компонентов двигателя, что увеличивает риск преждевременных поломок.

Контроль работы двигателя с учетом данных тахометра позволяет:

  • увеличить эксплуатационный срок мотора;
  • снизить нагрузку на ходовую часть транспортного средства;
  • оптимизировать расход горючего;
  • эффективнее контролировать скоростной режим на разных участках дороги;
  • снизить нагрузку на трансмиссию во время смены передачи.

Тахометр в транспортном средстве выполняет важные функции, а потому рекомендуется следить за исправностью этого датчика и фиксировать нарушения в его работе.

Правила выбора детали

Устанавливать данный агрегат можно своими руками. Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:

Сначала необходимо выяснить принцип работы рассматриваемого агрегата. Импульсы, считываемые этим прибором, попадают на катушку системы зажигания, выводя информацию на экран. Автомеханики рекомендуют покупать электронный тахометр. При выборе этого прибора следует учитывать особенности строения ВАЗ 2105. В противном случае тахометр будет показывать обороты с незначительной погрешностью. Можно установить универсальный агрегат с переключателями. Для этого подсоедините его к любому типу двигателя.

В процессе выбора следует учитывать и тот факт, что существуют стрелочный и электронный тахометры. Можно установить тахометр первого типа с тюнером. Ко второму типу относится модель Balsat TX-319t. Она представляет собой микропроцессорный прибор, главной задачей которого является слежка за работой двигателя. При необходимости водитель может выбрать наиболее подходящий режим. Прежде чем выяснить, как установить тахометр, нужно учесть возможности автомобиля:

  1. измерение оборотов коленвала 2-6 и 8-цилиндровых двигателей,
  2. наличие часов,
  3. способность запоминания максимальной и минимальной температуры,
  4. наличие секундомера,
  5. способность замерять ускорение коленчатого вала.

Установка электронного тахометра предусматривает самостоятельную настройку подсветки. К плюсам Balsat TX-319t автомеханики относят наличие дежурного режима. Данная функция существенно снижает затраты энергии.

Как подключить тахометр данного типа, интересует многих автовладельцев. Для начала выбирается место монтирования. Затем провод «минус» подсоединяется к кузову транспортного средства. Провод «плюс» подключается к соответствующей клемме зажигания. В ней появляется напряжение в 12 Вт.

Как устроен тахометр

Чтобы разобраться, как работает датчик вращения, необходимо определить каким образом функционирует двигатель. В основе лежит процесс превращения поступательной энергии во вращательную. При расширении объема газа внутри камеры активируются поршни, которые, отвечают за вращение вала. Именно частоту оборотов этого вала считывает тахометр.

В момента нажатия педали газа, объем топлива, попадающего в камеру, возрастает. Давление на поршневой блок возрастает, вал вращается интенсивнее, растет скорость перемещения. Следовательно, увеличивается показатель, который отображается на панели.

Конструкция стандартного тахометра включают следующие компоненты:

  1. Датчик вращения. Он расположен непосредственно возле коленвала. Функция датчика заключается в считывании числа оборотов, которые преобразуются в электрический сигнал.
  2. Блок индикации. Это циферблат или экран, на котором отображается частота вращений, зафиксированная датчиком. Промежуточным элементом выступает преобразователь, который интерпретирует получаемый электрический сигнал и конвертирует ее в понятную единицу измерения.

Следует отметить, что тахометр является неточным измерительным прибором. Средняя погрешность при замерах составляет до 500 об/мин. На самых точных датчиках вращения предельная погрешность составляет до 100 об/мин.

Основные виды

Автомобильные тахометры классифицируют в зависимости от типа конструкции. Выделяют аналоговые и цифровые виды. Также существуют механические тахометры, но в настоящий момент их не используют в автомобилестроении. Эти датчики устанавливали на первых транспортных средствах.

Основные виды:

  • Аналоговые. Считаются более удобными и надежными. При отображении числа оборотов используется механический циферблат с перемещающейся по нему стрелкой. В конструкции предусмотрен датчик движения, реагирующий на вращение вала. При регистрации оборотов создается электрический импульс, который, в дальнейшем, преодолевает преобразователь и заставляет стрелку циферблата перемещаться к нужному значению оборотов. Несмотря на ряд преимуществ, аналоговые тахометры считаются менее точными.
  • Цифровые. Датчик считывает скорость оборотов, создавая при этом многочисленные импульсные сигналы. Они подвергаются обработке в аналогово-цифровом преобразователе, и позже выводятся на электронный циферблат или экран бортового компьютера. Цифровые модели оснащены собственным микропроцессором и намного точнее аналоговых. Используются на большинстве автомобилей, выпущенных позже 2000 года.

Аналоговые тахометры считаются устаревшими. Поэтому они встречаются, преимущественно, в устаревших автомобилях. В отличие от цифровых, они менее устойчивы к нагрузкам и чаще выходят из строя.

В современных автомобилях приборы для замера частоты вращения двигателя могут быть синхронизированы с другими датчиками. Это необходимо для регулировки мощности и интенсивности работы двигателя с учетом текущей скорости, качества дорожного покрытия, климатических условиях, температуры и других факторов. Подобными технологиями оснащают новейшие машины с автоматической коробкой переключения.

Выход из строя прибора

Проверив разъемы, массу и целостность проводки следует изучить состояние прибора. Т.к. в конструкции стрелки оборотов предусмотрен моторедуктор, его поломка также может стать причиной неисправности.


Найти отдельную деталь для установки в старую панель сложно, т.к. выходит из строя этот моторчик очень редко. Приобретать новую панель в сборе дорого. Стоимость новой запчасти составляет около 300-500 рублей, но найти в наличии этот элемент зачастую сложно. Для восстановления его нормальной работы можно очистить моторчик от грязи и попытаться устранить механическую поломку.

Признаки неисправности тахометра

Тахометр, как любой другой функциональный элемент транспортного средства, имеет ограниченный срок службы. Эксплуатационный период зависит от многочисленных факторов. В подавляющем числе случаев, тахометр не прекращает работать в случае неполадок. Однако при повреждении, датчик не отображает достоверных данных о частоте вращения, а в некоторых случаях ведет себя неестественно.

Признаки поломки тахометра:

  • хаотичное движение стрелки;
  • остановка движения стрелки, независимо от скорости автомобиля;
  • отображение некорректных данных о числе оборотов двигателя;
  • стрелка постоянно находится на максимальном значении.

Основной признак поломки — движение стрелки на холостом ходу. Это указывает на то, что датчик, считывающий частоту оборотов, поврежден или нарушена его фиксация в пределах вращающегося вала. Неравномерные скачки стрелки или хаотичное передвижение в циферблате обычно указывает на неисправности в системе питания.

Как проверить тахометр ТС

Периодически проверять тахометр автомобиля следует каждому водителю. Нередко поломка обнаруживается тогда, когда двигателю и другим элементам конструкции транспортного средства нанесен серьезный ущерб. Чтобы предотвратить негативные последствия, стоит периодически выполнять профилактическую проверку. Для этого автомобиль необходимо отправить в сервисный центр, где исправность тахометра проверяют в комплекте с другими датчиками.

Самостоятельно можно проверить качество контакта тахометра с электропроводкой. Это одна из распространенных причин неисправностей, возникающая из-за интенсивной вибрации, а также на фоне повреждения изоляции. Также самостоятельной проверке подвергают измерительный блок внутри приборной панели.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.

  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

В каких случаях тахометр завышает и занижает показания

Неисправности датчика не всегда сопровождаются полным выходом из строя. Чаще устройство отображает некорректные показатели, которые не соответствуют фактической величине оборотов коленчатого вала. Прибор может как завысить, так и занизить показания.

В каких случаях частоты оборотов на циферблате занижена:

  • при нарушении контакта с аккумулятором;
  • в случае подгорания или окисления проводов на катушке зажигания;
  • механический износ подшипников, отвечающих за работоспособность трамблера;
  • короткое замыкание в системе питания тахометра;
  • неисправность датчика, определяющего положение коленчатого вала.

Завышенные результаты тахометра при неисправности отмечают реже. Обычно, это вызвано тем, что датчик неправильно считывает частоту вращения. Также нарушение может проявляться в преобразовании электрического импульса в цифровой сигнал.

Что делать в случае поломки тахометра

Езда на автомобиле с поврежденным тахометром не запрещена законом. Исключением являются только те транспортные средства, которые используются для коммерческой перевозки пассажиров или грузов. В остальных случаях, допускается езда без контроля частоты оборотов.

Несмотря на это, рекомендуется своевременно диагностировать и устранять неполадки. Это особенно важно для водителей устаревших автомобилей, детали которых подвержены поломке из-за истечения эксплуатационного срока.

Если тахометр не работает или функционирует некорректно, предварительно потребуется определить причину. Самостоятельно выяснить, почему датчик частоты оборотов отказал, можно только при наличии определенных знаний и навыков. В ином случае, следует обратиться в сервисный центр, специалисты которого определят почему отказал тахометр, и выполнят соответствующий ремонт.

Возможен ли самостоятельный ремонт

Собственноручно починить тахометр смогут только те, кто хорошо разбирается в устройстве транспортного средства. Предварительно потребуется определить факторы, спровоцировавшие выход из строя, и в дальнейшем выполнять ремонт с учетом причины.

Характер неисправностиВозможные действия для восстановления
Стрелка не реагирует на изменение частоты оборотов двигателя и стоит на местеПроверка качества контактов циферблата или электронного дисплея с аналого-цифровым преобразователем. Проверка работоспособности экрана при помощи тестера. Определение показателей на других приборах, расположенных на панели.
Хаотичное движение стрелкиПроверка контактных проводов на наличие повреждений, их изоляция или замена. Выявление следов короткого замыкания, коррозии, выгоревших предохранителей.
Недостоверный результат при замере частоты оборотовПроверка чувствительного датчика тахометра на износ. При необходимости, замена датчика на новый, с учетом технических характеристик двигателя.
Подергивание стрелки на циферблатеМожет проявиться при замене проводов зажигания на силиконовые. Замена приводит к изменению характеристик электрического импульса, подключенных к клемме замка зажигания устройств. Для решения проблемы рекомендуется снизить сопротивление резистора на плате коробки переключения передач.

Изношенный тахометр лучше всего заменить на новый. Для этого, предварительно необходимо демонтировать поврежденный датчик, заранее обесточив автомобиль. Схема подключения нового тахометра варьируется в зависимости от конструкции бортовой электропроводки, а также характеристик самого датчика.

Подключение

Подключить тахометр к электрической цепи автомобиля ВАЗ-2114 не сложно. Необходимо руководствоваться четкой принципиальной схемой подключения.

Далее пошаговая инструкция с объяснением схемы:

  1. От разъема питания белого цвета приборной панели к тахометру подходит клемма «2» и «8».
  2. Клемма «2» подключается к импульсному, центральному контакту тахометра. Подключается непосредственно к блоку зажигания, и параллельно к маршрутизатору и ЭБУ через клемму «7».
  3. Клемма «8» подключается к клемме «3» ЭБУ.
  4. Клемма «1» является «массой» и соединяется с клеммой «6» ЭБУ.

При подключении особенно внимательно стоит осмотреть все штекерные соединения на наличие жесткости контакта. Все контактные соединения от приборной панели идут через предохранительный блок, без него подключение проводить запрещается.

Можно ли предотвратить поломку

Тахометр транспортного средства постепенно изнашивается даже при аккуратном вождении и грамотном уходе за автомобилем. Соблюдение ряда рекомендаций позволяет увеличить срок эксплуатации, не только датчика оборотов мотора, но и других, жизненно важных элементов конструкции.

Своевременное переключение передач

Тахометр в автомобилях с ручной коробкой передач предназначен именно в этих целях.

Несвоевременное переключение приводит к тому, что двигатель подвергается предельным нагрузкам. Топливо при этом расходуется неравномерно, а ресурс мотора не используется в полной мере, что приводит к перегревам и последующим поломкам. Поэтому, когда стрелка тахометра приближается к нижней или верхней границе, необходимо выполнять переключение скорости.

Использование качественного топлива

Стабильная работа двигателя обеспечивается только при использовании качественного бензина. Желая сэкономить, многие водители используют низкокачественное топливо, состав и свойства которого отличаются от заявленных.

Такой бензин негативно влияет на насосную систему автомобиля, подвергая ее повышенной нагрузке. При этом негативному воздействию подвергается сам двигатель, частота вращения которого, не соответствует фактическому расходу топлива.

Тщательный прогрев двигателя

Качество работы тахометра во многом зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Ключевое значение в данном вопросе имеют климатические факторы. Одна из основных причин, по которой датчик оборотов изнашивается быстрее — езда с холодным двигателем в зимний сезон. Чтобы снизить негативную нагрузку на датчик, а также создать благоприятные условия для стабильной работы мотора, необходимо тщательное прогревание перед поездками.

Минимизация вибрации

Сильная тряска во время езды негативно влияет на все элементы конструкции машины, особенно на двигатель и ходовую часть. Также интенсивная вибрация способна повлиять на качество фиксации элементов тахометра и других датчиков. К тому же, вибрационная нагрузка ухудшает качество фиксации клемм и контактов, что в свою очередь может привести к выходу отдельных приборов из строя из-за нарушения электропитания.

Своевременное техническое обслуживание

Автомобиль — сложная многокомпонентная система, в которой выход из строго одного из элементов, неминуемо приводит к повреждению других. Поэтому настоятельно рекомендуется тщательно следить за состояние транспортного средства, и в случае выявления признаков неисправности, отправлять машину в сервисный центр.

Такой подход позволит увеличить срок эксплуатации автомобиля и предотвратить преждевременный выход из строя элементов, наиболее подверженных поломкам. Своевременный ремонт мелких неисправностей снижает риск более серьезных повреждений, и, следовательно, позволяет сэкономить деньги на ремонт.

Проверка

Начинать проверку необходимо с самого тахометра. Для быстрого теста нужно сделать сброс одометра — зажать его кнопку и включить зажигание. Если стрелки тахометра и спидометра отреагировали на подачу напряжения, то значит оба этих прибора исправны. Если реакции нет, значит придется продолжить поиск.

Предохранитель

Прямого подключения через предохранитель у тахометра нет. Он подключается через общую систему контроля приборной панели. За защиту этой системы отвечает плавкий предохранитель «F16». Для того чтобы его проверить, понадобится тестер в режиме прозвонки. Оба измерительных щупа тестера нужно подключить к контактам защитного устройства. Звуковое оповещение укажет на целостность. Если предохранитель сгорел, то его нужно поминать на аналог 15 ампер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]