Коробка передач, в отличие от двигателя, не требует частой замены масла. По регламенту масло в КПП ВАЗ 2110 нужно менять каждые 75 тыс. км. Однако необходимо отдельно учитывать особенности эксплуатации автомобиля, качество используемого смазочного материала и т.д. В случае с 2110 своевременная замена и правильный подбор трансмиссионного масла напрямую влияет на ресурс коробки, а также четкость и плавность работы агрегата.
Более того, если коробка разбиралась по причине возникновения тех или иных неполадок, возникли утечки смазки из КПП, после ремонта масло также желательно заменить. Далее мы рассмотрим, сколько масла в коробке ВАЗ 2110, когда оптимально менять масло в КПП, какое масло заливать в коробку ВАЗ 2110, а также как выполнить замену трансмиссионного масла своими руками.
Какое трансмиссионное масло выбрать для ВАЗ 2110
ВАЗ 2110, в народе «десятка», имеет механическую коробку переключения передач (КПП). И для ее нормального функционирования время от времени необходимо менять трансмиссионную жидкость.
Много времени на это не потребуется, но еще важно знать, какую трансмиссионную жидкость следует заливать. Новички часто совершают ошибку, просто придя в магазин и доверившись продавцу.
Выбор трансмиссионной жидкости
Учитывая широкий диапазон климата в России, автопорталы часто проводят опросы о том, какое масло автовладельцы заливают в коробку «ВАЗ-2110». Основываясь на результатах опроса, можно утверждать, что более 70% автолюбителей сделали выбор в пользу полусинтетики. Обоснование для выбора достаточно простое – суровый климат и частая эксплуатация автомобиля подвергают КПП серьёзному износу, что подталкивает к учащённой замене масла (50 – 60 тыс. км.) для сохранения рабочего состояния авто.
Какого производителя лучше выбрать
Мнения о производителях трансмиссионки сильно расходятся, кто-то поддерживает отечественных производителей, кто-то, напротив, делает ставку на рекомендации известных автозаводов. Какое трансмиссионное масло лучше, и какое выберете вы, зависит только от личной точки зрения и умения оценивать и прислушиваться к советам специалистов. По мнению ведущих автозаводов, таких как Mercedes-Benz и BMW, лучшими брендами являются:
- Liqui Moly;
- Castrol;
- Mobil.
Клуб любителей АвтоВАЗа поддерживает как выбор авторитетных брендов, так и российских производителей, к примеру, Роснефтехим, Лукойл, Роснефть. В любом случае, выбор качественного трансмиссионного масла для КПП «ВАЗ-2110» происходит путём длительного подбора, где каждый автовладелец проделывает длительный путь проб и экспериментов.
Типы масел
И прежде всего, нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации. Там производитель указывает, какая трансмиссионная жидкость необходима в коробке передач ВАЗ 2110.
На данный момент существует три типа жидкостей:
- минеральная
- полусинтетическая
- синтетическая
Оптимальным вариантом для «десятки» будет выбор синтетической жидкости. Она отлично подходит для эксплуатации транспортного средства при любых нагрузках и условиях. Синтетика обладает отличными показателями вязкости при разных температурных режимах. Главный ее недостаток — высокая цена.
Альтернативой синтетической жидкости служит полусинтетика. В своем составе такая смесь имеет минеральный компонент. Но, из-за добавления инновационных присадок эксплуатационные качества и физические показатели улучшаются. А наличие различных химических добавок помогает уменьшить недостатки.
Минеральное масло предпочитают из-за низкой цены. Но оно плохо переносит длительные и сильные нагрузки.
Некоторые водители смешивают синтетическую и минеральную смазки в надежде получить полусинтетику.Этого делать нельзя, такой «коктейль» может иметь непредсказуемые последствия для КПП.
Что будет, если не менять?
Несвоевременная замена масла в коробке заметно сокращает ресурс агрегата. В состав трансмиссионных масел входит целый комплекс присадок, которые эффективно удаляют продукты коррозии на стальных деталях коробки и облегчают работу бронзовых синхронизаторов. Со временем эти присадки теряют свои свойства и со старым маслом износ деталей возрастает. Кроме того, масло служит для отвода тепла от узлов КПП, чем старее смазка, тем хуже она обеспечивает теплоотвод. Негативный эффект окажут и частицы металла, образующиеся при работе коробки. Они будут попадать в подшипники и пятна контакта шестерён, усиливая их износ.
Летние масла
Летние жидкости для трансмиссии используют в теплое время года (что вполне логично вытекает из названия). Этот вид отлично подходит для использования в областях, которые имеют ощутимые температурные различия между сезонами.
Летние смазочные материалы имеют такие маркировки:
- 90W
- 140W
- 250W
Параметры API
Смеси отличаются не только составом и вязкостью, но и по уровню эксплуатационных свойств (API). По этому параметру существует 7 групп масел. Но наиболее популярны всего два:
- GL-4
- GL-5
Трансмиссионные жидкости для коробки передач, относящиеся к группе GL-4, применяют в тех транспортных средствах, которые имеют нормальный уровень нагрузок. Смеси группы GL-5 используют в тех автомобилях, которые эксплуатируются в особых и неблагоприятных условиях.
Сравнение конкретных масел для КПП ВАЗ 2110
Лукойл-Супер – «минералка», которая имеет параметры SAE 15W40 API SD/SF. Цена невысокая. Неплохо действует на работу синхронизаторов, поэтому некоторые обладатели «десяток» выбирают именно его.
ТАД-17И – по классификации SAE масло ТАД совместимо с GL-5 80w90. Для него характерен большой диапазон рабочих температур – от -25°C + 140°C. цена невелика, но все-таки лучше этот состав не использовать.
ТНК ТМ-4-12 этот состав рекомендует автопроизводитель.
Castrol EP-80 – минеральное масло из Германии, параметры SAE 80, API GL-4. Имеет относительно невысокую цену и отлично подходит для автомобиля.
Castrol EP-90 – тоже немецкая минералка для коробки передач, обладающая параметрами SAE 90, API GL-4.
Valvoline DuraBlend – полусинтетика для трансмиссии из Голландии. Параметры — SAE 75W90, API GL-4. По соотношению цена/качество, считается одной из оптимальных для коробки передач ВАЗ-2110.
Valvoline SynPower – также голландская трансмиссионная жидкость, только уже синтетическая. Обладает параметрами — SAE 75W90, API GL-4/GL-5. Имеет довольно высокую цену, но отличается прекрасными противозадирными качествами.
Видео по теме:
Как выбрать оптимальный вариант смазки для КПП
Для КПП всех модификаций ВАЗ 2110 заводом-изготовителем рекомендуются масла 2 групп:
- SAE80W-85 (GL-4/GL-4/5);
- SAE75W-90 (GL-4/5).
Индекс GL-4 свидетельствует о том, что масло подходит для отечественных автомобилей с передним приводом. Индексный показатель GL-4/5 соответствует универсальному веществу. Такая жидкость лучше подойдет под условия эксплуатации с интенсивными и большими нагрузками. Именно эти 2 варианта (GL-4 и GL-4/5) являются оптимальными для КПП «десятки».
По SAE классификации учитывается основное качество жидкости – вязкость. Цифровые показатели определяют параметры сохранения внутреннего трения вещества в зависимости от атмосферных условий использования автомобиля. На эти показатели стоит обратить внимание, когда приближается замена трансмиссионного вещества. Чтобы не приходилось при сильных морозах ждать длительное время с утопленной педалью сцепления и заведенным двигателем, рекомендуют круглогодично пользоваться жидкостью SAE75W-90. Осталось только проследить за тем, чтобы продукция была обязательно сертифицирована. Это станет гарантией применения высококачественного продукта.
Замена масла в автомате ВАЗ 2110
Замена смазочной жидкости в автоматической коробке передач немного отличается от замены в «механике». Отметим, что замену нужно проводить каждые 75 тыс. км (хотя в разных источниках, можно встретить от 30 до 130 тыс. км). Более ранняя замена может потребоваться при наличии посторонних звуков и треска в КП.
Всего существует два способа замены смеси в АКПП:
Частичный. Когда жидкость сливается через сливное отверстие без снятия поддона (или с его снятием). В этот момент сливается около половины всего объема – то есть приблизительно 4 литра. А затем нужно долить до максимума свежее масло.
Полный. Тут есть выбор: либо сделать дважды частичный метод с перерывом между ними в 10-15 км (чтоб во время движения старое и новое масла перемешались) или полную замену жидкости за один раз.
Для замены смеси в АКПП этапы следующие:
- найти расположение подводящего шланга от штуцера радиатора охлаждения жидкости АКПП и отсоединить его.
- взять нужную тару (объемом 5л) и поместить в нее шланг.
- установить нейтральное положение селектора и запустить двигатель. Постепенно отработка начинает стекать в подготовленную емкость.
Работу мотора следует ограничить одной минутой. При более длительной работе может быть поврежден насос коробки передач.
- остановить двигатель.
- перед заливом новой смеси следует достать щуп.
- теперь нужно залить 5,5 литра смеси. Затем, используя шприц, через подводящий шланг заливают еще 2 литра.
- после окончания этого действия нужно снова запустить двигатель и через отводной шланг слить 3,5 литра жидкости.
- двигатель опять остановить. И используя шланг, залить еще 3,5 литра.
Эти действия нужно повторять, пока через шланг не будет слито 8 литров смеси.
Когда все действия будут завершены, нужно немного проехаться. А затем уровень смеси снова нужно проверить. Важно, чтобы уровень жидкости соответствовал отметке на указателе. При необходимости жидкость нужно долить.
Контроль уровня и необходимый объем
Во время эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять уровень масла в КПП. Согласно заводской инструкции контроль производится раз в 15 тыс. км пробега, однако на практике эту операцию желательно проводить в 2–3 раза чаще.
Чтобы проверить уровень, необходимо вынуть щуп, находящийся на верхней части картера коробки рядом с корпусом термостата. На стержне щупа имеются две засечки, показывающие нижний и верхний предельные уровни. В исправной коробке уровень масла должен быть немного ниже максимального уровня. При недостаточном уровне масло необходимо долить. Для этого заливается жидкость того же производителя и с теми же параметрами, что и ранее. Если эта информация неизвестна, то масло необходимо заменить.
На видео от автора AVTOSERVISE SERGO наглядно продемонстрирована доливка и проверка уровня масла.
При замене смазки необходимо знать, сколько масла в коробке ВАЗ 2110. По заводским нормативам в коробке находится 3,5 литра масла. Объем масла не зависит от числа клапанов на двигателе, поскольку картер коробки одинаковый. Поэтому для замены необходимо купить ёмкость с таким же количеством нового масла.
Иногда при заливке в картер входит немного больше 3,5 литров, при этом уровень не превышает предельно допустимого значения. Не нужно лить в коробку больше 3,6 литра масла, поскольку это вызывает повышенное сопротивление вращению шестерён и увеличивает расход топлива. Вторым побочным эффектом перелива масла может стать выдавливание сальников приводов колёс. Излишнее масло лучше откачать через отверстие щупа медицинским шприцем большого объёма, снабжённым длинной трубкой.
Сальники коробки передач
Сальники коробки передач ВАЗ 2110 – это заменяемые детали. При ТО КПП могут быть следующие виды ремонта:
- Замена манжеты штока системы выбора передач.
- Замена сальника коробки передач на первичном валу устройства.
- Замена сальников коробки передач, которые находятся на передних колесных приводах.
Самостоятельная замена
Итак, самостоятельная замена жидкости проводится не так уж и сложно, если следовать руководству. На это потребуется около 40-60 минут и наличие инструментов:
- Тара для слива отработанной жидкости (ее объем – 5 литров);
- Ключ на 17;
- Воронка;
- Специальный шприц, который используют для заправки трансмиссионной жидкости;
- Чистая тряпка (можно использовать газету);
- Резиновые перчатки (отмыть руки от масла довольно сложно);
- Новая трансмиссионная жидкость.