Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: что значит, причины, как устранить проблему

Обычно, когда все системы автомобиля находятся в исправном состоянии, выхлопные газы на прогретом двигателе не имеют цвета. Поэтому появление чёрного дыма из выхлопной трубы может насторожить внимательного автомобилиста. Однако беда не приходит одна и часто вместе с появлением дыма затрудняется запуск двигателя, увеличивается расход топлива, двигатель начинает работать с перебоями и пропадает тяга. Такие симптомы не оставят равнодушным даже самого невнимательного и ленивого водителя.

Что значит черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Автомобильные выбросы из глушителя отравляют окружающую среду – это проблема мирового масштаба. Производители, заботясь об экологии, добиваются очистки выхлопов до соединения азота с углекислым газом и водяным паром.

Идеальный вариант возможен только при исправности силового агрегата, систем зажигания, топливоподачи или охлаждения. Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя сигнализирует о поломках мотора или вспомогательных модулей. А потому появление симптома требует проверки и ремонта узлов ходовой части авто.

Запчасти, ТО

Товары, из ассортимента Дастершоп77, которые могут быть вам интересны:

НаименованиеПроизводительЦенаНаличиеВ корзину
DC495Дисконтная карта (Dusterclubs.ru, Dustershop77.ru)700 / 500 р. Дисконт: 500 р.>10
DC218Дефлектор воздуха «Теплые ноги» для Дастер, Логан, Сандеро, Ларгус900 / 350 р. Дисконт: 250 р.>10
DC654Жабо с креплением без скотча 3М (Дастер/Террано) (АртФорм)АртФорм (Yuago)3000 / 2000 р. Дисконт: 1600 р.>10
PT014-RDU112901Накладка на порожек багажника PTGroupPt GROUP1200 / 1000 р. Дисконт: 900 р.>10
005-008502Защита на порожек багажникаРусская Артель1400 / 1100 р. Дисконт: 1000 р.>10
DG-006-GARD-RDSHCHПередние диффузоры — аэродинамические щитки Рено Дастер (комплект из 2 шт)Дастер-Гард700 / 600 р. Дисконт: 500 р.>10
DC1024-V117Уплотнитель кромки лобового стекла и крышиДастер-Гард700 / 500 р. Дисконт: 300 р.>10
R12711Ветровики (дефлекторы на окна) COBRA/AutoplexCOBRA / Autoplex2000 / 1600 р. Дисконт: 1500 р.>10
NRD-009102Жабо под лобовое стекло (РА)Русская Артель2500 / 2100 р. Дисконт: 1800 р.5
RA0052Накладки на пороги дверей (перед+зад) РАРусская Артель2500 / 2000 р. Дисконт: 1700 р.9

Почему идет черный дым из выхлопной трубы

В правильно настроенных цилиндрах ДВС топливовоздушная смесь выгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя идет черный дым, это означает, что в выбросах появилась сажа – плотные частички несгоревших углеводородов. Копоть хорошо заметна на свежевыпавшем снегу и стенках выпускного тракта.

На высоких оборотах

Появление угольно-темного задымления на прогретом моторе связано с переобогащенной топливной смесью в камерах сгорания. Первым под подозрение попадает воздушный фильтр (ВФ), теряющий свою пропускную способность из-за скопившейся грязи.

Черный дым из выхлопной трубы на бензине на высоких оборотах появляется также по причине неисправной топливной помпы. Нелишним будет проверить систему зажигания и датчик кислорода – лямбда-зонд.

Интенсивный черный дым

При запуске автомобиля

На прогреве двигателя, особенно в мороз, небольшие облачка из выпускного тракта не должны настораживать: в рабочей смеси для цилиндров еще не восстановилась пропорция воздуха с бензином. И топливо не успевает сгорать, оседая хлопьями сажи.

Но если кратковременное явление не исчезло в движении, обратите внимание на следующие элементы и системы:

  • маслосъемные колпачки;
  • датчики двигателя;
  • качество горючего;
  • масляный фильтр.

Возможно, частично западают детали поршневой группы.

При разгазовке

При энергичном нажатии на педаль акселератора происходит резкий впрыск в рабочие камеры топливной смеси – невыгоревшей, и потому выбрасываемой на улицу.

Регулировки требуют:

  • Вышедший из строя датчик кислорода.
  • Создающий излишнее давление топливный насос.
  • Забитый отложениями ВФ.

На новых моторах сразу после перегазовки черноватый след исчезает.

Ремонт

Если вы обнаружили трещину ГБЦ, тогда здесь можно лишь порекомендовать заменить головку. Однако цены… Поэтому многие автолюбители не брезгуют контрактными деталями. Это б/у запчасти из Европы.


Треснувшие ГБЦ можно ремонтировать, но не будем рекомендовать эту технологию, потому что в ходе такого ремонта сверлится отверстие, которое попадет на трещину, а затем в отверстие запрессуется медный прут. Здесь не будет прорыва газов, однако один из охлаждающих клапанов будет заблокирован наполовину. Такая головка будет иметь значительно сниженный ресурс.

Причины черного дыма в зависимости от типа двигателя

Моторы автомобилей работают на бензине (карбюраторные и инжекторные конструкции) и дизеле. Агрегаты различаются способом впрыска топлива в камеры сгорания, поэтому и причины черного дыма из глушителя иные.

Карбюратор

Старый добрый (и полузабытый) карбюратор встречается на мопедах, мотоциклах, мотоблоках, скутерах, «Газелях» ранних годов выпуска. Важное условие работы простой и надежной конструкции с моновпрыском – правильный стехиометрический состав. Это соотношение топлива и воздуха, в норме составляющее 1 к 15.

Но баланс может быть нарушен по ряду обстоятельств:

  • в воздушные жиклеры попал мусор;
  • в поплавковой камере появился избыток топлива;
  • с дроссельными заслонками возникли проблемы механического характера;
  • выпали эмульсионные трубки;
  • нарушилась работа элементов, дозирующих бензин.

Обедненная, равно как и богатая смесь дает ядовитый черный дым из выхлопной трубы карбюраторного бензинового двигателя. В этом случае агрегат нужно разобрать, промыть, отремонтировать. Для восстановления работоспособности достаточно простого слесарного набора инструментов.


Черный дым на холостых оборотах

Инжектор

В машинах с точечной подачей горючего в цилиндры (к примеру, «Мерседесах», «Фордах») проблема присутствует в полном объеме. Причин черного дыма из выхлопной трубы инжекторного бензинового двигателя много. А диагностика затруднена сложностью механизма.

Проблемы с форсунками

Электромеханические устройства располагаются перед впускным клапаном. Один из элементов топливной форсунки – распылитель. Когда он изнашивается, происходит «перелив» топлива, в результате чего из глушителя валит густой черный дым.

Неисправные датчики

Инжектор изобилует датчиками. Сенсоры контролируют:

  • расход воздуха;
  • температуру двигателя;
  • положение коленвала и дроссельной заслонки;
  • детонацию и фазы.

Работа контроллеров по разным причинам сбивается, тогда элементы передают в ЭБУ искаженную информацию. Блок формирует неправильные команды исполнительным механизмам: мотор начинает коптить.

Топливный насос

Бензонасос (БН) в инжекторной системе питания – едва ли не важнейший компонент. Однако помпа может создавать излишнее давление, хотя ее регулятор считают достаточно надежным. Результатом нарушения будут сажевые выбросы из глушителя.

Дизель

Когда тяжело груженный «КамАЗ» дымит, поднимаясь в гору, картина никого не удивляет. Но на дизтопливе работают и также стреляют токсичными продуктами сгорания и легковушки: «Фольксваген Пассат», «Хендай Соната», «Киа Рио», «Нива Шевроле». Выбросы могут многое рассказать о состоянии агрегатов авто.

Сажевые фильтры

Ячеистая структура дизельных сажевых фильтров улавливает твердые частицы продуктов сгорания размером от 10 нм до 1 мкм. Фильтрующие элементы в паре располагают за катализаторами. Либо встраивают непосредственно в металлический корпус устройства нейтрализации выхлопных газов.


Сажевые фильтры

На сажевых фильтрах находятся сенсоры дифференциального давления и температуры, следящие за степенью загрязненности элементов и передающие сведения в ЭБУ двигателем.

Чистые фильтроэлементы пропускают в атмосферу всего 0,1% вредных соединений. Сажевые фильтры неремонтопригодные, поэтому при критическом загрязнении расходники подлежат замене.

Насос высокого давления

В топливном насосе высокого давления (ТНВД) может выйти из строя датчик оборотов либо будет наблюдаться утечка дизтоплива. Давление в помпе должно составлять 300 кг/см2, в чем можно убедиться с помощью тестера RB-4802 или другого аналогичного прибора. В плунжерные пары устройства часто попадает вода, тогда при запуске мотора насос заклинит.

Неисправность ТНВД сопровождается не только черным хвостом сзади автомобиля, но и повышенным расходом горючего, перегревом двигателя, посторонним шумом силовой установки.

Угол опережения зажигания

Топливовоздушная смесь в дизелях воспламеняется от контакта с нагретым в результате сжатия воздухом в рабочих камерах. Солярка подается в цилиндры в точно рассчитанный момент в конце такта сжатия.

Если угол зажигания выставлен некорректно, впрыск горючего произойдет несвоевременно. Об неэффективном сгорании солярки предупредит темная завеса, которой автомобиль окутает участников дорожного движения.

Турбированные двигатели

Агрегатный наддув воздуха, повышающий мощность двигателя при неизменных объемах цилиндров, вносит свою лепту в возникновение задымления угольного цвета. Процесс, кроме того, сопровождается и характерным свистом.

Ищите и устраняйте засоры в воздуховодах, исследуйте впускной тракт и выпускной коллектор: возможно, здесь будет обнаружена протечка.

Выпускной тракт

Рев, металлический стук, дребезжание из-под днища машины кричат о поломках выпускного тракта дизельного ДВС.

Дефекты коллектора делят на три группы:

  1. Механические, полученные в моменты наезда на препятствия, встречи с бордюрами. На деформированных трубах появляются трещины, места изломов прогорают.
  2. Коррозийные, появляющиеся от влаги, реагентов, конденсата. Металлические части выхлопного тракта ржавеют и разрушаются.
  3. Эксплуатационные, вызванные естественными процессами старения.

Когда коллектор отслужил свое, дымить будет при пуске, разгоне и замедлении автомобиля: твердые частички углерода не встретят препятствий в своем продвижении на улицу.

Старый добрый карбюратор

Что значит темный выхлоп, исходящий от машины? С карбюраторными двигателями все просто и понятно. Большинство владельцев автомобилей с таким двигателем сталкивались с одной неприятностью, когда его заливало, и он начинал не только чихать, но и троить. Все это сопровождалось клубами дыма из глушителя черного цвета.

Ответственность обычно лежит на одном из следующих виновников:

  • игольчатый клапан карбюратора;
  • зажигание;
  • поршневые кольца, клапаны.

Иной раз игольчатый клапан начинает западать или же пропускает много топлива, что собственно и приводит к обогащению смеси. Результат — его неполное сгорание. А если в бак заливать бензин низкого качества, то это грозит забиванием жиклеров.

Еще одна причина кроется в свечах либо неправильном угле опережения зажигания. Итог идентичный — топливо сгорает не полностью, а из трубы начинает валить черная дымка.

И наконец, проблема вызывается износом поршневых колец, а также выработкой клапанов. Только для ее устранения не стоит проявлять самодеятельность, надеясь на свои силы — необходима помощь квалифицированных мастеров.

Что делать и как устранить черный дым из выхлопной трубы

Начинающему водителю, заметившему черный дым из выхлопной трубы карбюраторного или инжекторного бензинового двигателя, стоит обратиться в автомастерскую.

Самостоятельно можно предпринять следующее:

  • заправьтесь на другой АЗС, если сомневаетесь в качестве горючего;
  • замените топливный и воздушный фильтры;
  • очистите электронику инжектора бензином со специальными моющими добавками;
  • проверьте работу форсунок и карбюратора;
  • понаблюдайте за давлением в камерах сгорания, сравните полученные данные с номинальным значением;
  • не забывайте о сажевых фильтрах дизельных моторов: меняйте элементы каждые 15-30 тыс. км на спидометре.

Следите за собственной манерой вождения: экстремальный стиль с резкими стартами и частыми торможениями на высоких оборотах не дает топливу эффективно выгорать.

Ставим диагноз по цветам выхлопа

Дизельные моторы, как, впрочем, и бензиновые, могут иметь выхлопы различных цветов. Чаще это белый, сизый, серый и черный дым.


Начнем с белого. Зачастую белым зовут дым синеватого оттенка. Это случается, когда разрушается турбина, а смазка попадает прямиком во впускной тракт. Вот в такой ситуации из трубы валит дым сизого цвета. Но неопытный автолюбитель вполне примет его за белый дым. А если его еще и понюхать, тогда сразу ясно и понятно, в чем причина его появления.

Многие на кухне хотя бы один раз, но сжигали растительное или сливочное масло на сковороде. Запах при этом примерно такой же. Еще такой дым могут путать с паром, который чаще наблюдается в зимние месяцы из выхлопной не только дизельных автомобилей. Всему виной вода, которая появляется в результате сгорания.

Уже позже, после прогрева мотора, пар не будет заметен, хотя никуда не денется. Это можно легко проверить. Нужно лишь подставить ладони к выхлопной. Ладонь будет слегка влажной. Этот пар доставляет существенные неудобства при настройке двигателя, а особенно зимой. Для качественной настройки приходится долго греть агрегат. А в мороз настройка вообще может не удастся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]