Что такое адаптивные фары? Принцип работы и предназначение


С появлением самоходных транспортных средств увеличился риск возникновения аварийных ситуаций на дорогах. Каждый новый автомобиль, даже бюджетная модель, подгоняется под растущие запросы современных водителей. Так, машина может получить более мощный или экономичный силовой агрегат, улучшенную подвеску, другой кузов и разнообразие электроники. Так как автомобили на дорогах – потенциальный источник опасности, каждый производитель оснащает свою продукцию всевозможными системами, обеспечивающих безопасность.

В этот список входят системы как активной, так и пассивной безопасности. Примером тому служат подушки безопасности (подробней их устройство и принцип работы описан в другой статье). Однако некоторое оборудование можно отнести как к системе безопасности, так и комфорта. В эту категорию входит головной свет машины. Ни одно транспортное средство уже не представляется нам без наружного освещения. Эта система позволяет продолжать движение даже в темное время суток, так как дорога видна благодаря направленному световому лучу перед машиной.

В современных автомобилях могут использоваться разные лампочки, улучшающие освещение дороги (стандартные лампы плохо справляются с этой задачей, особенно при наступлении сумерек). Подробно их разновидности и работа описывается здесь. Несмотря на то, что новые элементы головного света демонстрируют лучшие световые характеристики, они все равно далеки от идеала. По этой причине ведущие автопроизводители разрабатывают разные системы, которые позволяют достичь оптимального параметра между безопасным и эффективным светом.

К таким разработкам относится адаптивный свет. В классическом автотранспорте водитель может переключить ближний или дальний свет, а также включить габариты (о том, какую функцию они выполняют, читайте отдельно). Но такое переключение во многих случаях не обеспечивает хорошую видимость дороги. Например, городской режим не позволяет использовать дальний свет, а на ближнем освещении дорога часто плохо просматривается. С другой стороны переключение на ближний свет часто делает обочину невидимой, из-за чего пешеход может оказаться слишком близко к машине, а водитель его может не заметить.

Практичное решение – сделать такую оптику, которая обеспечивает идеальный баланс между освещением обочины и безопасностью для встречного транспорта. Рассмотрим устройство, разновидности и особенности работы адаптивной оптики.

Что такое адаптивные фары и адаптивное освещение?

Адаптивная оптика это система, которая изменяет направление светового пучка в зависимости от дорожной обстановки. Каждый производитель по-своему реализует эту идею. В зависимости от модификации устройства фара самостоятельно меняет положение лампочки относительно отражателя, включает/выключает некоторые светодиодные элементы или меняет яркость подсветки определенного участка дороги.

Существует несколько модификаций подобных систем, которые по-разному работают и адаптированы под разные типы оптики (матричный, LED, лазерный или светодиодный тип). Такое устройство работает в автоматическом режиме, и не нуждается в ручной настройке. Для эффективной работы система синхронизируется с другими системами транспорта. Управление яркостью и положением световых элементов выполняет отдельный электронный блок.

Вот лишь несколько ситуаций, в которых стандартный свет не справляется со своей задачей:

  • Движение по трассе за городом позволяет водителю использовать дальний свет. Важное условие при этом – отсутствие встречного транспорта. Однако некоторые водители не всегда замечают, что они едут на дальнем режиме свечения ламп, и слепят встречных участников движения (или в зеркало водителей впереди идущих машин). Для повышения безопасности в подобных ситуациях адаптивный свет автоматически переключает свет.
  • Когда автомобиль входит в крутой поворот, классические фары светят исключительно вперед. По этой причине водитель хуже видит дорогу за поворотом. Автоматический свет реагирует на то, в какую сторону вращается руль, и в соответствии с этим направляет световой пучок туда, куда ведет дорога.
  • Похожая ситуация, когда машина поднимается в горку. В этом случае свет бьет вверх, и не освещает дорогу. А если навстречу едет другой автомобиль, то резкий свет обязательно заслепит водителя. Тот же эффект наблюдается при преодолении перевалов. Дополнительный привод в фарах позволяет изменить угол наклона отражателя или самого светового элемента так, чтобы дорога все время максимально просматривалась. В этом случае в системе используется специальный датчик, который определяет наклон дорожного полотна и в соответствии с этим подстраивает работу оптики.
  • В городском режиме ночью во время проезда неосвещенного перекрестка водитель видит только другой транспорт. Если нужно повернуть, то крайне сложно заметить пешеходов или велосипедистов, находящихся на проезжей части. В такой ситуации автоматика активирует дополнительный прожектор, который подсвечивает область поворота автомобиля.

Особенность разных модификаций в том, что для активации тех или иных функций скорость машины должна соответствовать определенному значению. В некоторых ситуациях это помогает водителям придерживаться скоростных режимов, допущенных в границах населенных пунктов.

История происхождения

Впервые технология фар, способных изменять направление светового пучка, была применена на культовой модели Citroen DS, начиная с 1968 года. Автомобиль получил скромную, но очень оригинальную систему, которая поворачивала отражатели фар в сторону поворота рулевого колеса. Эту идею воплотили в реальность инженеры французской компании Cibie (была основана в 1909-м году). Сегодня этот бренд входит в состав компании Valeo.

Хотя на тот момент устройство было далеко от идеала из-за жесткой физической связи привода фар и рулевого колеса, но та разработка легла в основу всех последующих систем. На протяжении многих лет фары с механическим приводом можно было отнести скорее к категории игрушек, чем полезного оборудования. Все компании, которые пытались воспользоваться подобной идеей, сталкивались с одной единственной проблемой, не позволявшей усовершенствовать систему. По причине жесткой связи фар с рулевым управлением свет все равно поздно адаптировался к поворотам.

После того, как французская компания, основанная Леоном Сибье, вошла в состав Valeo, данная технология получила «второе дыхание». Система совершенствовалась так быстро, что ни один производитель не был способен опередить выпуск обновки. Благодаря внедрению данного механизма в систему наружного освещения транспортных средств вождение машины ночью стало более безопасным.

Первой действительно эффективной системой была AFS. Новинка появилась на рынке под брендом Valeo в 2000-м году. Первая модификация тоже имела динамический привод, который реагировал на повороты рулевого колеса. Только в этом случае системы не имели жесткой механической связи. Градус, на который поворачивалась фара, зависел от скорости авто. Первая модель, в оснащение которой вошло такое оборудование, это был Porsche Cayenne. Эта разновидность оборудования называлась система FBL. Если машина двигалась на большой скорости, фары могли поворачиваться в сторону поворота максимум на 45 градусов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]